Миллард Эриксон
Христианское богословие
59. Конечное состояние праведных и неправедных
Говоря о конечном состоянии, мы в определенном смысле возвращаемся к теме личной эсхатологии, так как на последнем суде каждому человеку будет назначено то конкретное
состояние или положение, в котором он будет находиться на протяжении всей вечности. Вместе с тем весь человеческий род войдет в эти состояния одновременно и коллективно, так что мы по сути имеем здесь дело и с вопросами коллективной или космической эсхатологии. На тему о будущих (конечных) состояниях существует большое число спекулятивных и дезориентирующих теорий и представлений. Удивительно, однако, что в сочинениях по систематическому богословию об этих вопросах, особенно о вопросах, связанных с небом, говорится сравнительно мало1912.
Конечное состояние праведных
Термин небо
Будущее состояние праведников определяется разными терминами. Самый распространенный из них - конечно же, "небо". Однако сам этот термин нуждается в
исследовании, ибо слова (shamayim) и используются в Библии в трех различных значениях. Первое значение этих слов - космологическое1913. Выражение "небо и земля" (или "небеса и земля") используется для обозначения всей вселенной. В рассказе о сотворении мира говорится: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1). Иисус говорил: "Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона" (Мф. 5:18; см. также 24:35; Лк. 16:17). Об Отце Он говорил как о "Господе неба и
земли" (Мф. 11:25). Небо () - это пространство, на котором размещены звезды (Мф. 24:29), где летают птицы (Мф. 6:26)" откуда бьет молния (Лк. 17:24) и льется дождь (Лк. 4:25). Во втором своем значении небо фактически синонимично слову Бог1914. К примерам такого употребления относятся покаянное признание блудного сына своему отцу: "Я согрешил против неба и пред тобою" (Лк. 15:18,21); вопрос Иисуса фарисеям:
"Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?" (Мф. 21:25); заявление Иоанна Крестителя: "Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба" (Ин. 3:27). Весьма примечательно многократное использование Матфеем выражения "Царство Небесное" в тех местах, где у Луки в параллельных текстах говорится о "Царстве Божьем". Обращаясь к еврейским читателям, которые не могли произносить имя Яхве, Матфей в качестве синонима слова Бог использовал слово небо.
Третье значение слова небо - и самое важное для наших целей - это "обитель Бога"1915. Так, Иисус учил Своих учеников молиться следующим образом: "Отче наш, сущий на небесах!" (Мф. 6:9). Он часто говорил об "Отце вашем Небесном" (Мф. 5:16, 45; 6:1; 7:11;
18:14) и об "Отце Моем Небесном" (Мф. 7:21; 10:32,33; 12:50; 18:10,19). Ту же саму идею передает и выражение "Отец, сущий на небесах" (Мф. 16:17). Об Иисусе говорится, что Он сошел с небес: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий" (Ин. 3:13; см. также 3:31; 6:42, 51)1916. Ангелы сходят с небес (Мф. 28:2; Лк. 22:43) и возвращаются на небо (Лк. 2:15). Они пребывают на небесах (Мк. 13:32), где они видят Бога (Мф. 18:10) и в совершенстве выполняют волю Отца (Мф. 6:10). Они даже называются небесным воинством (Лк. 2:13).
Именно с неба явится Христос (1 Фес. 1:10; 4:16; 2 Фес. 1:7). Он ушел на небо, чтобы приготовить вечную обитель для верующих. Мы не знаем, каков в точности характер Его деятельности, во, по-видимому, Он подготавливает место, где верующие будут находиться с Ним в общении: "В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам; и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я" (Ин. 14:2-3).
Очевидно, что небо как обитель Божья - именно то место, где верующие пребудут во веки веков. Ибо Павел пишет: "Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними [мертвыми во Христе] восхищены будем на облаках для встречи Господа на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1 Фес. 4:17). Мы знаем, что Господь, с Которым мы всегда будем, находится на небе в присутствии Отца: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин. 20:17; см. также Деян. 1:10-11). Сейчас Он там: "Ибо Христос вошел не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие" (Евр. 9:24). Следовательно, быть со Христом значит быть с Отцом на небесах. Верующему следует готовиться к пребыванию на небесах: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут" (Мф. 6:19-20). Петр пишет, что верующие духовно возродились "к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время" (1 Пет. 1:4-5). Павел тоже говорит о "надежде на уготованное вам на небесах" (Кол. 1:5) и о будущем времени, когда все небесное и земное соединится во Христе: у Бога "устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1:10).
Природа неба
Небо в первую очередь есть место присутствия Бога. В Откровении новое небо сравнивается со скинией, шатром, в котором Бог пребывал среди евреев Ветхого Завета: громкий голос с неба сказал: "Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Отк. 21:3). Изначальный Божий замысел вступить в общение с человеком повел сначала к сотворению Им человека и появлению человеческого рода, затем к Его пребыванию в скинии и в храме, затем к Его приходу на землю во плоти и закончится тем, что Он возьмет людей к Себе (на небо).
Иногда, особенно в популярных изданиях, небо изображается местом величайших физических удовольствий, местом, где все, чего мы более всего желали на земле, исполняется в самой высшей степени. Таким образом, создается впечатление, что небо представляет собой лишь воспроизведение земных (и даже мирских) условий существования в расширенном и усиленном виде. По при правильном понимании сути вопроса главной отличительной чертой неба становится Божье присутствие, из Его присутствия и вытекают все благословения неба.
Присутствие Божье означает, что мы будем обладать совершенным знанием. В этом отношении можно вспомнить о католической традиции, в которой огромное значение
придается идее, что на небе мы будем наслаждаться блаженным созерцанием Бога1917. Хотя значение этой концепции, возможно, и преувеличивается, в ней, тем не менее, получила отражение та важная истина, что впервые мы увидим и познаем Бога прямым и непосредственным образом. Павел отмечает, что сейчас "мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится...
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:9-12). Иоанн пишет о
том действии, которое окажет на верующего присутствие Божье: "Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1 Ив. 3:2).
Небо характеризуется также отсутствием всякого зла. Будучи со Своим народом, "отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Отк. 21:4). Исчезнут не только несчастья и бедствия, повержен будет и самый источник зла, тот, кто прельщает нас, ввергая в грех: "А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, ж будут мучиться день и ночь во веки веков" (Отк. 20:10). Присутствие совершенного и святого Бога и непорочного Агнца означает, что не будет никакого греха и никакого зла.
Поскольку слава присуща самой природе Бога, небо будет местом великой славы1918. Сообщение о рождении Иисуса сопровождалось словами: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2:14). Сходные слова были произнесены и при Его триумфальном въезде в Иерусалим: "Мир на небесах и слава в вышних!" (Лк. 19:38). Второе пришествие Христа произойдет с великой славой (Мф. 24:30), и Он сядет на престоле славы Своей (Мф. 25:31). Иисус сказал, обращаясь к народу, что Он "придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Мк. 8:38). При описании неба как места невообразимого великолепия, величия, пышности и красоты используются образы, подчеркивающие огромные размеры или яркий, блистающий свет. Новый Иерусалим, который спустится с небес от Бога, показан построенным из чистого золота (даже его улицы - чистое золото) и украшенным драгоценными камнями (Отк. 21:18-21). И описании своего видения Иоанн, несомненно, прибегает к метафорическому использованию предметов, которые мы считаем наиболее ценными и красивыми, но подлинное великолепие неба, вероятно, намного превосходит то, что мы когда-либо видели до сих пор. Для освещения Нового Иерусалима не будет нужды ни в солнце, ни в луне, "ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец" (Отк. 21:23; см. также 22:5).
Наша жизнь на небе: покой, поклонение и активное служение
О том, что будут делать спасенные на небе, говорится сравнительно мало, но некоторые намеки на то, каким будет наше будущее существование, все же имеются. Одним из аспектов жизни на небе будет покой1919. Большое значение этой идее придает автор Послания к евреям. Покой - в том смысле, в каком это слово употребляется в Послании к евреям, - не просто прекращение деятельности, это состояние, связанное с достижением цели величайшей важности. Так, в послании не раз упоминается странствование по
пустыне на пути к "покою" Земли обетованной (Евр. 3:11,18). Достижение Земли обетованной не было лишь результатом выполнения какой-то обычной работы, оно явилось завершением крайне трудного и утомительного предприятия. Такой же покой ожидает и верующих: "Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность" (Евр. 4:9-11). Эти слова обращены к "братиям святым, участникам в небесном звании" (Евр. 3:1). Таким образом, пребывание на небе будет завершением странствований христианина, концом его борьбы с плотью, с миром, с дьяволом. У него еще останется работа, но она уже не будет заключаться в борьбе с враждебными силами.
Другой аспект жизни на небе - поклонение Богу1920. Яркую картину этого мы видим в книге Откровения:
После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему, ибо истинны и праведны суды Его! потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя! (Отк. 19:1-4).
Затем голос от престола призвал народ хвалить Бога (Отк. 19:5), и народ послушался и восхвалял Бога (Отк. 19:6-8).
Сходные образы встречаем и в других местах Писания. Например, Исайя описывает видение, в котором Господь сидел на престоле высоком и превознесенном, серафимы же взывали друг к другу и говорили: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!" (Ис. 6:3). Из этих картинок неба явствует, что его обитатели постоянно
восхваляют Бога и поклоняются Ему. Поэтому мы можем предполагать, что после второго пришествия Господа, суда и установления Его небесного царства спасенные верующие будут заниматься тем же самым. В этом смысле истинные верующие просто продолжат свои земные дела. Поклонение и вознесение хвалы здесь и сейчас - подготовка сердца и языка к будущим делам.
Очевидно, в жизни на небе будет также некоторый элемент активного служения1921. Ибо, находясь в пределах Иудейских, за Иорданской стороной, Иисус сказал Своим ученикам, что они будут судить вместе с Ним: "Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Мф. 19:28). Позже, на вечере Господней, Он сказал: "Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Лк. 22:28-30).
Неясно, что именно входит в эту их деятельность как судей, но, очевидно, это служение или работа от имени Царя. Вполне возможно, что здесь есть определенная аналогия с
владычеством, к осуществлению которой в Едемском саду человек был первоначально предназначен. Он должен был выполнять роль наместника, проводящего в жизнь Божьи дела от Его имени и по Его поручению. В этой связи вспоминается также притча о талантах в Мф. 25:14-30, где наградой за верность в выполнении дела стало расширение возможностей в дальнейшей работе. Поскольку притча эта помещена в эсхатологическом контексте, она вполне может служить указанием на то, что наградой за верность в выполнении работы здесь, на земле, будет работа на небе. Обратите также внимание, что, как сказано в Отк. 22:3, Агнцу будут служить "рабы Его". Есть также указание, что на небе будет определенного рода содружество или общение между верующими: "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр. 12:22-24). Обратите также внимание на упоминание о "духах праведников, достигших
совершенства", - небо есть место достигшей совершенства духовности1922.
Спорные вопросы в понимании неба
Один из спорных вопросов - представляет ли собой небо место или состояние. С одной стороны, следует отметить, что главная отличительная черта неба заключается в близости к Богу и общении с Ним и что Бог есть чистый дух (Ин. 4:24). Поскольку Бог не занимает никакой части пространства, составляющего характерную особенность нашего мира, можно сделать вывод, что небо - скорее состояние (духовное состояние), нежели место1923. С другой стороны, есть и такое соображение, что у нас будут определенного рода тела
(хотя и "духовные тела") и что Иисус, по-видимому, продолжает обладать прославленным телом. Внепространственное существование, возможно, имеет смысл, когда речь идет о бессмертии души, а вот воскресение тела предполагает все же наличие места. Кроме того, параллельные упоминания о небе и земле в Писании указывают на то, что небо, подобно земле, должно быть местом. Самое известное среди них: "Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мф. 6:9-10)1924. Не следует, однако, упускать из вида, что небо - это иная сфера, иное измерение реальности, так что трудно понять, какие особенности нашего мира соотносятся с миром грядущим и что означает термин место применительно к эсхатону. Наиболее взвешенным, пожалуй, можно считать утверждение, что небо, являясь одновременно местом и состоянием, в первую очередь представляет собой все же
состояние. Отличительный признак неба - не какое-то конкретное местоположение, но состояние блаженства, безгрешности, радости и мира1926. Поэтому жизнь на небе будет более полноценной по сравнению с нашим нынешним существованием.
Вторая спорная тема связана е вопросом о физических удовольствиях. Иисус говорил, что в воскресении, то есть, очевидно, в будущей жизни, не будут ни жениться, ни выходить замуж (Мф. 22:30; Мк. 12:25; Лк. 20:36). Поскольку половая жизнь в этом мире должна ограничиваться супружескими отношениями (1 Кор. 7:8-11), нам тем самым показывается, что на небе не будет половой жизни. Такой же вывод можно сделать и из того обстоятельства, что Павел высокую ценность придавал безбрачию (1 Кор. 7:25-35)1926. Что
можно сказать о еде и питье? В Отк. 19:9 упоминается о "брачной вечере Агнца". А Иисус сказал Своим ученикам на вечере Господней: "Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Своего" (Мф. 26:29). Учитывая тот факт, что Христос и церковь называются женихом и невестой в символическом смысле, брачную вечерю Агнца тоже можно считать символической. Хотя Иисус ел после воскресения (Лк. 24:43; ср. Ив. 21:9-14), следует иметь в виду, что в это время Он уже воскрес, но еще не вознесся, так что
преображение Его тела, вероятно, еще не было завершено. Возникает вопрос: если на небе не будут ни есть, ни жить половой жизнью, то будут ли там вообще какие-нибудь удовольствия? Следует понять, что переживаемое на небе будет намного превосходить все, что мы переживаем здесь. Павел писал: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". А нам Бог открыл это Духом Своим" (1 Кор. 2:9-10). Вероятно, о том, что переживается на небе, следует думать, например, как о сверхсексуальных (suprasexual) переживаниях, намного превосходящих переживания, испытываемые в половом союзе с партнером, в отношении
которого человек принимает на себя постоянные и исключительные обязательства1927.
Третий спорный вопрос - вопрос о совершенстве. В этой жизни мы получаем удовлетворение от роста, прогресса, развития. Не будет ли состояние совершенства на небе вызывать скуку и неудовлетворенность?1928 Чтобы небо было воистину небом, не должно ли на Нем быть роста и развития? Такое предположение основывается на идее
процесса, на представлении, согласно которому изменение составляет саму сущность реальности. Небо без изменений невозможно или невероятно. Утверждается также, что, поскольку на небо попадают дети, там должен происходить рост, чтобы они могли достичь зрелого возраста1929.
Для утверждения, что мы не можем получать удовлетворения без роста и развития, есть определенные экзистенциальные основания. Вместе с тем оно представляет собой экстраполяцию наблюдений над жизнью в ее нынешнем состоянии. Но такая экстраполяция необоснованна. Чувство неудовлетворенности возникает в этой жизни всякий раз, когда происходит остановка в развитии, когда человек останавливается в своем движении к совершенству, прежде чем достигнет его. Но если бы человек полностью достигал цели, если бы у него не было ощущения несоответствия и незавершенности, то, вероятно, не было бы и чувства неудовлетворенности. Неизменное положение на небе означает не остановку человека, не достигшего цели, а состояние полноты, за которым уже не может быть продвижения вперед. Удовлетворение, которое дает прогресс, продвижение вперед, проистекает именно из того, что мы знаем о своем приближении к желанной цели. Достижение же цели приносит полное удовлетворение. Поэтому на небе мы не будем расти и развиваться. Но мы будем продолжать проявлять те совершенные качества, которые получим от Бога. Джон Бейлли говорит о "развитии в
полноте" в противоположность "развитию к полноте"1930.
Еще один вопрос заключается в том, как много будут знать или помнить спасенные на небе. Узнаем ли мы тех, кто был близок нам в этой жизни? Интерес многих людей к небу в значительной степени связан с надеждой воссоединиться со своими любимыми. Будем
ли мы сознавать отсутствие родственников или близких друзей? Будет ли у нас сознание того, какие греховные дела мы совершили и какие возможности праведных поступков были нами упущены в этой земной жизни? Если да, не будем ли мы испытывать сожаления и печали? Что касается этих вопросов, мы вынуждены признать определенную степень неведения. Из ответа Иисуса на вопрос саддукеев о" женщине, пережившей семерых мужей, которые были между собой братьями (Лк. 20:27-40), явствует, что на небе не будет семейных объединений как таковых. С другой стороны, апостолы явно смогли узнать Моисея и Илию при преображении Христа (Мф. 17:1-8; Мк. 9:2-8; Лк. 9:28-36).
Этот факт как будто показывает, что будут какие-то признаки идентификации личности, которые позволят нам узнавать друг друга1931. Но логика подсказывает, что мы не будем помнить своих прошлых недостатков, неудач и грехов, а также дорогих нам людей, которых не будет рядом, потому что в противном случае в нашу жизнь вошла бы печаль,
несовместимая с утверждением, что "отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Отк. 21:4).
Пятый вопрос заключается в том, будут ли на небе различные степени награды" Точка зрения о существовании на небе различных степеней наград подтверждается, например, притчей о минах (Лк. 19:11-27)1932. Десяти рабам господин дал по одной мине. Через какое-то время они вернули ему различные количества серебра и были вознаграждены
каждый в соответствии со своей верностью. К подкрепляющим этот вывод текстам относятся Дан. 12:3 ("И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда") и 1 Кор. 3;14-15 ("У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня").
Различные награды или различные степени удовлетворения на небе обычно представляются в категориях внешних отличий. Например, можно предположить, что очень верный христианин получит в доме Отца большую обитель, а менее верному будет дана меньшая, обитель. Но если бы дело обстояло таким образом, не снизилась ли, бы небесная радость от сознания человеком этих отличий и постоянного напоминания ему о том, что он мог бы проявить на земле больше верности? Кроме того, те немногие
описания жизни на небе, которые у нас есть, свидетельствуют об отсутствии различий: все поклоняются Богу, вершат суд, участвуют в служении. В этом вопросе разумно заняться построением умозрительной гипотезы. Как мы указывали в главе 3, этот метод в богословии вполне оправдан, если мы сознаем, что выдвигаем лишь гипотезу или предположение. Не может ли быть так, что различия в наградах заключаются не во внешних обстоятельствах, а в субъективном осознании или оценке этих обстоятельств?
Таким образом, вое могли бы заниматься одним и тем же, например, поклоняться Богу и славить Его, но одни испытывали бы от этого гораздо большее наслаждение, чем другие. Возможно, люди, которые в этой жизни испытывали большее наслаждение от поклонения Богу" в жизни будущей найдут большее удовлетворение, чем другие. Здесь можно провести аналогию с различными степенями наслаждения, которое разные люди получают от концерта. В уши каждого из слушателей входят одни и те же звуковые волны, но реакции могут различаться от выражения скуки (или даже чего-то худшего) до восторга и экстаза. Сходная ситуация вполне возможна и в отношении радостей неба, хотя, вероятно,
диапазон реакций будет не таким широким. Никто не будет сознавать различий в масштабах наслаждения, так что сожаление об упущенных возможностях не будет омрачать небесного совершенства.
Конечное состояние неправедных
Как и в прошлом, в наше время вопрос о будущем состоянии грешников вызывает серьезные споры. Учение о вечном наказании многим представляется устаревшей или не вполне христианской точкой зрения1933. Наряду с учением об ангелах и бесах, эту тему одной из первых в христианском вероучении пытаются подвергнуть демифологизации. Частично проблема проистекает из кажущегося противоречия между любовью Божьей, важнейшей характеристикой Божьей природы, и налагаемой Им карой. Но как бы мы ни
расценивали учение о вечном наказании, учение Писания на этот счет совершенно определенное.
Для описания будущего состояния нечестивцев в Библии используются несколько образов. Иисус сказал: "Тогда [Царь] скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25:41). Он также описывал их состояние как "тьму внешнюю": "Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 8:12). О конечном состоянии грешников говорится также как о муке вечной (Мф. 25:46), мучении (Отк. 14:10-11), бездне (Отк. 9:1-2, 11), гневе Божьем (Рим. 2:5), смерти второй (Отк. 21:8), вечной погибели и отлучении от лица Господа (2 Фес. 1:9).
Основную характеристику ада в противоположность небу можно определить как отсутствие Бога или изгнание из Его присутствия. Это переживание сильнейшей муки, независимо от того, выражается ли она в физическом страдании, душевных мучениях или в том и другом1934. Страданиям погибших способствуют и другие факторы. Один из них - чувство одиночества, связанное с тем, что человек увидел славу и величие Бога, осознал, что Он есть Господь всего, а затем был отринут и лишен Божьего присутствия. Он понимает, что это отделение вечное. Нравственное и духовное состояние грешника тоже вечное. То, к чему он пришел к концу своей жизни, будет продолжаться всю вечность. Нет никаких оснований надеяться на изменение к лучшему. В результате человеком
овладевает чувство безнадежности.
Окончательность приговора грядущего суда
Важно осознать окончательность приговора грядущего суда. После вынесения приговора на последнем суде грешникам будет определено их конечное состояние1935. Ничто в Писании не указывает на возможность обретения веры после какого-то предварительного периода наказания.
Существует мнение, что окончательность определенного судом наказания противоречит разуму и даже, возможно, Писанию. Действительно, в Писании есть тексты, которые как будто бы указывают на то, что все будут спасены. Павел, например, писал: "Открыв нам
тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1:9-10). Говоря о будущем, он заявил: "Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп. 2:10-11). На основании подобных текстов утверждается, что люди, которые в этой жизни отвергают предлагаемое спасение, после своей смерти и второго пришествия Христа будут отрезвлены своим положением и примирятся со Христом1936.
К сожалению, однако, какой бы привлекательной ни была эта точка зрения, принять ее нельзя. Прежде всего, в процитированных текстах вовсе нет того, что им приписывают универсалисты. Примирение, соединение всего небесного и земного означает не восстановление общения впавших в грех людей с Богом, а восстановление гармонии в сотворенном мире посредством, помимо прочего, приведения греха в подчинение Господу. Речь идет не о принятии людьми Бога, а о подавлении Им их бунта. И хотя, действительно, всякое колено преклонится пред Христом и всякий язык исповедует, что Христос есть Господь, тем не менее грешников нам следует представлять себе не объединяющими с энтузиазмом свои силы с Господом, но, так сказать, сдающимися армии победителей. Это будет признанием поражения, а не радостной самоотдачей Христу.
Кроме того, в Писании нигде нет никаких указаний на предоставление грешникам еще одной возможности. Несомненно, если бы существовал шанс уверовать после суда, об этом было бы ясно сказано в Слове Божьем.
Помимо этих соображений, есть и вполне определенные заявления, свидетельствующие о противоположном. Библейские описания выносимого на суде приговора сопровождаются указаниями на его окончательность; например: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25:41). Хотя в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31) речь идет о промежуточном, а не о конечном состоянии, в ней ясно говорится, что их положению присуща абсолютность или безусловность. Переход из одного состояния в другое невозможен: "И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лк. 16:26). Итак, мы делаем вывод, что идею о восстановлении отношений грешников с Богом и о предоставлении им второго шанса
следует отвергнуть1937.
Вечность грядущего наказания
Приговор грядущего суда над неверующими непреложен, наказание же для них вечно. Мы отвергаем не только идею о всеобщем спасении, мы отвергаем также утверждение, что никто не будет подвергнут вечному наказанию. С другой стороны, богословское направление, известное как аннигиляционизм, придерживается той точки зрения, что хотя и не все получат спасение, возможна лишь одна разновидность будущего существования. Спасенные получат бесконечную жизнь; остальные же будут уничтожены, исчезнут. Они
просто перестанут существовать. Соглашаясь с тезисом, что не все заслуживают спасения и обретения вечного блаженства, сторонники этой точки зрения в то же время утверждают, что никто не заслуживает вечного страдания.
Б. Б. Уорфильд писал, что существует три вида аннигиляционизма: концепция абсолютной смертности, концепция условного бессмертия и собственно аннигиляционизм1938. Согласно концепции абсолютной смертности, человеческая жизнь так тесно связана с физическим организмом, что, когда тело умирает, человек как
индивидуум перестает существовать. Это по сути своей материалистическая точка зрения, хотя встречаются и пантеистические ее формы1939. Концепция абсолютной смертности не пользуется популярностью среди христиан, поскольку, в противоположность библейскому учению о сотворении человека по образу Божьему, она превращает человека в нечто по своему уровню стоящее ненамного выше животных.
Вторая форма аннигиляционизма, концепция условного бессмертия, основывается на том положении, что человек по своей природе смертен. Смерть - это конец. Верующим, однако, Бог дарует бессмертие или вечную жизнь, так что они продолжают жить после смерти или возвращаются К жизни. Согласно одному из вариантов концепции условного бессмертия, Бог просто допускает прекращение существований неверующих раз и навсегда1940. Другие сторонники этой концепции считают, что в воскресении примут участие все, но что затем Бог просто снова прекратит существование неправедных. Вечная смерть для них заключается именно в этом. Их вторая смерть будет длиться вечно.
Третья форма аннигиляционизма в наибольшей степени заслуживает этого названия. В соответствии с этой позицией, угасание или исчезновение грешника в момент смерти - прямой результат греха. Человек по природе своей бессмертен и имел бы вечную жизнь, если бы не действие греха. Существуют два типа аннигиляционизма. Согласно первому из них, уничтожение или исчезновение - естественный результат греха. Грех оказывает такое пагубное воздействие на личность человека, что она постепенно умирает. Таким образом, утверждение, что "возмездие за грех - смерть" (Рим. 6:23), понимается совершенно буквально. Грех - это саморазрушение. По прошествии определенного времени - длительность которого пропорциональна греховности человека - неспасенные через искупление грехов как бы изнашиваются. Другой тип аннигиляционизма основывается на той идее, что Бог не может и не желает допустить, чтобы греховный человек имел вечную жизнь. За грех налагается наказание. Но наказание это не вечно. По прошествии времени Бог попросту уничтожает личность человека, подвергнутого наказанию. Следует
отметить, что сторонники обоих типов собственно аннигиляционизма считают, что душа или личность человека была бы бессмертной, если бы не грех1941.
Проблема, связанная со всеми формами аннигиляционизма, заключается в том, что они противоречат учению Библии. Во многих текстах Писания прямо утверждается вечность наказания грешников. Как в Ветхом, так и в Новом Завете говорится о вечном или неугасающем; огне. Например, в Ис. 66:24 читаем: "И будут выходить, и увидят трупы людей, отступающих от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти". При описании наказания грешников Иисус использует те же
самые образы: "И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает" (Мк. 9:43-48). Эти тексты ясно показывают, что наказание бесконечно. Оно не истребляет того, на кого наложено, что просто привело бы наказание к концу.
Кроме того, во многих случаях такие слова, как "вечный" или "вовеки", относятся к именам существительным, указывающим на будущее состояние грешников: "огонь" (Ис. 33:14; Иер. Д7:4; Мф. 18:8; 25:41; Иуд. 7), "поругание" и "посрамление" (Дан, 12:2),
"погибель" (2 Фес. 1:9), "узы" (Иуд. 6), "мука" или "мучение" (Мф. 25:46; Отк. 14:11)- Конечно, прилагательное в некоторых случаях может обозначать продолжительность эпохи, то есть очень длинный период временя, а не вечность. Обычно, однако, при отсутствии в контексте указаний на обратное, слово это употребляется
именно в том значении, которое мы имеем в виду. В отмеченных выше случаях ничто в соответствующих контекстах не оправдывает понимание слова в каком-либо ином смысле, кроме как "вечный". Особенно примечателен параллелизм в Мф. 25:46: "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную". Если одно (жизнь) имеет бесконечную длительность, то такую же длительность имеет и другое (мука, наказание). Ничто в контексте не дает нам оснований для различного истолкования слова в двух частях одного предложения. Джон Робинсон замечает по этому поводу:
Подлинный универсалист не может исходить из факта (а это действительно факт), что слово вечный (atonies) в Новом Завете означает не только непреходящий или неизменный, но также продолжающийся неопределенно долгий период. Ибо выражению "мука вечная" в Мф. 25:46 он может придавать второе значение только в том случае, если он готов толковать в том же смысле выражение "жизнь вечная" в том же стихе. Ф.Д.Морис много лет назад писал Хорту: "Я не понимаю, как aionios может означать одно в сочетании со словом kolasis и совсем другое - в сочетании со словом гое" (Цит. по: J.О.F.Murray, The Goodness and the Severity of God, p. 195). Непризнание этих двух выражений равнозначными означает отношение к ним с различной степенью серьезности, а этого подлинный универсалист допускать не должен1942.
Проблема обусловлена фактом, что в Писании говорится не только о вечной смерти (которую можно было бы истолковывать в том смысле, что грешники не будут воскрешены), но и о вечном огне, вечном наказании и вечной муке. Что же это за Бог, Который не удовлетворяется ограниченным по времени наказанием, но заставляет людей страдать вечно и беспрестанно? Это как будто выходит за рамки любых требований справедливости, подразумевает высшую степень мстительности со стороны Бога.
Наказание представляется совершенно несоразмерным греху, ибо все грехи - это ограниченные действия против Бога. Как согласовать веру в благого, справедливого и исполненного любви Бога с вечным наказанием? От этого вопроса нельзя отмахиваться,
ибо он касается самой сути Божьей природы. Тот факт, что ад, в том смысле, в каком его чаще всего понимают, представляется несовместимым с любовью Божьей, раскрытой в Писании, указывает, возможно, на то, что мы неправильно понимаем ад.
Прежде всего следует отметить, что всякий раз, когда мы грешим, в нашем грехе неизменно присутствует некий бесконечный фактор. Всякий грех есть преступление против Бога, бунт ограниченной воли против воли бесконечного Существа. Это невыполнение человеком своих обязательств по отношению к Тому, Кому все обязано самим своим существованием. Поэтому грех нельзя считать ограниченным действием, заслуживающим ограниченного наказания.
Кроме того, вполне возможно, что для достижения Своих целей в этом мире Бог не мог сотворить человека защищенным от возможности вечного наказания. Божье всемогущество не означает, что Он может делать любые, даже самые невообразимые вещи. Он, например, не может сделать что-либо логически противоречивое или
абсурдное. Он не может создать треугольник с четырьмя углами1943. И вполне возможно, что те создания, которых Бог предназначил для вечной жизни в общении с Ним, должны были быть сотворены таким образом, чтобы в случае своего выбора жить отдельно от Творца они испытывали бы вечную муку. Человек был замыслен и создан для вечной жизни с Богом, и если человек искажает это предназначение, он будет вечно испытывать последствия своего выбора.
Следует также указать на то, что Бог никого не посылает в ад. Он желает, чтобы никто не погиб (2 Пет. 3:9). Бог сотворил человека, чтобы тот жил в общении с Ним, и снабдил его средствами, с помощью которых человек может иметь такое общение. Муки ада человек выбирает сам. Туда его посылает собственный грех, а отказ от тех благ, которые даются смертью Христа, мешает ему спастись. По словам К. С. Льюиса, своим грехом человек всю жизнь говорит Богу: "Уходи и оставь меня в покое". Ад - это ответ Бога человеку: "Можешь получить исполнение своего желания". Тем самым Бог предоставляет человека
самому себе, как тот сам того захотел1944.
Степени наказания
Наконец, следует отметить, что Иисус говорил о различных степенях наказания в аду. Он укорял те города, которые были свидетелями творившихся Им чудес, но не покаялись: "Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!.. ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе" (Мф. 11:21-24). Аналогичный намек содержится в притче о верном и благоразумном домоправителе: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12:47-48).
Принцип здесь, по-видимому, таков, что чем больше наше знание, тем больше наша ответственность и тем больше будет наше наказание, если мы не выполняем своих
обязательств. Вполне может быть так, что различные степени наказания в аду зависят не столько от объективных обстоятельств пребывания в нем, сколько от субъективного осознания того страдания, которым сопровождается отделение от Бога. Здесь можно провести аналогию с нашей концепцией о различных степенях награды на небе (с. 1043). Различные степени наказания в определенной мере связаны с тем фактом, что Бог оставляет греховного человека с теми именно нравственными качествами, которые человек формировал в себе в течение всей своей жизни. Страдание человека от вечной жизни со своим порочным, греховным "я" будет пропорционально степени осознания им того, что именно он делал, когда выбрал зло.
Краткие выводы по учению о конечном состоянии праведных и неправедных
1. Решения, которые мы принимаем в этой жизни, определяют наше будущее состояние не только в течение какого-то периода времени, но на вечные времена. Поэтому нам надо быть крайне внимательными и осторожными при принятии решений.
2. Условия этой жизни, как учит Павел, преходящи. Они выглядят относительно несущественными в сравнении с грядущей вечностью.
3. Будущее состояние людей в вечности по своей природе несравнимо со всем, что нам известно в этой жизни. Используемые при его описании образы не могут дать нам полного представления о том, что ждет нас впереди. Блаженство на небе, например, намного превосходит любую известную нам радость.
4. Небесное блаженство не следует считать лишь усилением и расширением удовольствий этой жизни. Основополагающий фактор заключается в пребывании верующего в присутствии Господа.
5."Ад - не столько место физического страдания, сколько ужасное одиночество полного и окончательного отделения от Господа.
6. Ад следует понимать, главным образом, не как наказание, налагаемое на неверующего мстительным Богом, а как естественное следствие греховной жизни, избираемой теми, кто отвергает Христа.
7. Все люди попадут либо на небо, либо в ад, но степени вознаграждения и наказания там будут, по-видимому, разными.
Этот материал еще не обсуждался.