11.05.2005
Скачать в других форматах:

Миллард Эриксон

Христианское богословие

58. Концепции тысячелетнего царства и великой скорби

Среди христианских богословов годами ведутся споры и дискуссии, связанные с вопросами хронологического соотношения между вторым пришествием Христа и некоторыми другими событиями. Споры эти более всего касаются двух основных вопросов. 1) Наступит ли в будущем тысячелетнее царство, то есть период царствования Иисуса Христа на земле, а если да, то произойдет ли второе пришествие Христа до или после этого периода? Та точка зрения, что земного царства Христа вообще не будет, называется амилленаризмом. Учение, согласно которому возвращение Христа на землю положит начало тысячелетнему царству, называется премилленаризмом, тогда как убеждение, что второе пришествие явится завершением тысячелетнего царства - постмилленаризмом. 2) Придет Христос до великой скорби, чтобы забрать церковь из этого мира (претрибулационизм), или же Он вернется на землю только после великой скорби (посттрибулационизм)? Этот второй вопрос встает, главным образом, в рамках премилленаризма. Рассмотрим поочередно каждую из точек зрения в отношении тысячелетнего царства и великой скорби.

 

Представления о тысячелетнем царстве


Фактически все три точки зрения в отношении тысячелетнего царства отстаивались га протяжении всей истории церкви, но в различные ее периоды доминирующие позиции занимала та или иная из них. Рассмотрим их в том порядке, в котором они достигали наивысшей популярности.

 

Постмилленаризм

 

Постмилленаризм основывается на убеждении, что проповедь Евангелия будет настолько успешной, что весь мир обратится в христианство. Царствование Христа, сферой которого являются человеческие сердца, будет полным и всеохватывающим. Молитва "да будет воля Твоя и на земле, как на небе" исполнится. Восторжествует мир, а зло будет практически ликвидировано. И вот тогда, когда Евангелие полностью вступит в силу, вернется Христос. Таким образом, в основе своей постмилленаризм - оптимистическая точка зрения.

 

В течение первых трех веков истории церкви господствовала, по-видимому, точка зрения, которую мы сейчас называем премилленаризмом, но в IV веке африканский донатист по имени Тихоний выдвинул альтернативную точку зрения1870. Хотя Августин и был непримиримым противником донатистов, в отношении тысячелетнего царства он принял позицию Тихония. Такое истолкование учения занимало господствующее положение в эсхатологических взглядах на протяжении всех средних веков. Августин учил, что тысячелетнее царство относится не к будущему, оно уже началось. Мы живем в тысячелетнем царстве. Этот тысячелетний период начался с первым пришествием Христа на землю. В подтверждение этой точки зрения Августин приводил Мк. 3:27: "Никто,

вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, - и тогда расхитит дом его". Согласно истолкованию данного стиха Августином, сильный человек - это сатана, а расхищенные вещи его - люди, которые находились под его властью, но теперь стали христианами. Во время первого пришествия Христа на землю сатана был заключен в узы, связан и остается связанным до второго пришествия.

Вследствие этого сатана не может обольщать народы, а проповедь Евангелия не встречает затруднений. Христос царствует на земле. Но в конце тысячелетнего царства сатана, перед своим окончательным поражением, на короткое время получит свободу1871.

 

Учитывая нынешнее состояние дел в мире и в церкви, точка зрения Августина может показаться несостоятельной. Следует, однако, помнить о тех условиях, в которых Августин формулировал и излагал свои взгляды. Христианство к тому времени добилось беспрецедентных политических успехов. Ряд обстоятельств привел в 312 году к обращению в христианство императора Константина. Вследствие этого христианство получило на территории империи гарантию терпимого к себе отношения и фактически превратилось в официальную религию. Церковь входила во владение полученным ею наследием. Римская империя, бывшая до того главным ее противником, фактически капитулировала. Хотя дальнейший рост церкви мог быть скорее постепенным, нежели стремительным, он считался гарантированным. В отношении сроков завершения тысячелетнего царства и возвращения Христа не назначалось никаких определенных дат,

но считалось, что эти события должны произойти где-то около 1000 года1872.


В связи с окончанием первого тысячелетия истории церкви возникла необходимость в какой-то степени пересмотреть отдельные положения постмилленаризма. Тысячелетнее царство воспринималось уже не просто как период в тысячу лет, а как вся история церкви. Наибольшей популярностью постмилленаризм пользовался в те периоды, когда церковь как будто бы успешно выполняла свою задачу завоевания мира в приведения его ко Христу. Особую популярность он приобрел во второй половине XIX века. Не забывайте, что это было временем величайших успехов миссионерской деятельности во всем мире и периодом, когда очень большое внимание уделялось достижению прогресса в социальных областях. Поэтому казалось вполне разумным, что мир вскоре будет приведен ко Христу.

 

Как мы уже отмечали, основной тезис постмилленаризма сводится к мысли об успешном распространении Евангелия. Эта позиция основывается на определенных местах Писания. В Ветхом Завете, например в Пс. 46; 71 и 99; Ис. 45:22-25 и Ос. 2:23, ясно говорится, что все народы придут к познанию Бога. Кроме того, Иисус не раз говорил, что до Его второго пришествия Евангелие будет проповедано во всем мире. Яркий пример такого заявления мы видим в Мф. 24:14. А поскольку Великое Поручение должно выполняться Его властью (Мф. 28:18-20), оно неизбежно будет успешным. В идею распространения Евангелия нередко привносятся и сопутствующие темы - в частности, говорится о том преобразующем воздействии на социальные условия, которое оказывает обращение большого числа слушателей евангельской проповеди. В некоторых случаях убеждение в распространении царства принимает и несколько более секуляризованную форму - знаком наступления царства считается, скорее, изменение в социальной сфере, нежели рост числа индивидуальных обращений ко Христу. Например, движение социального благовестия в конце XIX века ставило целью христианизацию социального порядка и общественного строя, кульминацией которой должно стать изменение экономического устройства. В результате дискриминация, несправедливость и вражда должны исчезнуть, а войны стать достоянием прошлого. Такая форма постмилленаризма обычно характеризуется расширенным представлением о провидении, в соответствии с которым Бог работает вне формальных границ церкви. В результате дважды в XX веке значительное число немецких христиан отождествляло работу Бога в мире с политическими движениями своего времени: с военной политикой кайзера Вильгельма в 10-х годах и с гитлеровским

нацизмом в 30-х годах1873. Придавая большое значение социальным преобразованиям, либералы - в том случае, если они вообще придерживались милленаристских взглядов, - обычно исповедовали постмилленаризм, но ни в коем случае нельзя сказать, что все постмилленарии были либералами. Многие из них предвидели в будущем

беспрецедентное число обращений и превращение человеческого рода в собрание духовно возрожденных людей1874.

 

По постмилленаристским взглядам, царство Божье существует в настоящее время, здесь и сейчас, это не какое-то будущее небесное царство. Притчи Иисуса в Мф. 13 дают нам представление о характере этого царства. Оно подобно закваске, которая постепенно, но неуклонно распространяется, захватывая все. Его рост будет как экстенсивным (оно будет распространяться по всему миру), так и интенсивным (оно будет превращаться в доминирующий фактор). Его рост настолько постепенен, что некоторым людям трудно даже заметить наступление этого тысячелетнего царства. Этот поступательный процесс,


скорее всего, не всегда будет равномерным; царство может наступить и через серию кризисов. Постмилленарии готовы согласиться с возможностью отступления или неудач, поскольку они верят в конечное торжество проповеди Евангелия1875.

 

По мнению постмилленариев, тысячелетнее царство будет продолжительным периодом, во не обязательно буквально и точно периодом в тысячу лет. По сути постмилленаристская точка зрения на тысячелетнее царство часто основывается не столько на Отк. 20, где упоминаются тысячелетний период в два воскресения, сколько на других текстах Писания. Сама постепенность наступления тысячелетнего царства делает затруднительным определение его длительности. Суть дела заключается в том, что тысячелетнее царство будет продолжительным периодом, в течение которого Христос, хотя и отсутствуя физически, будет царствовать на земле. Существенная черта, отличающая постмилленаризм от других представлений о тысячелетнем царстве,

заключается в ожидании скорее улучшения, нежели ухудшения условий существования на земле перед возвращением Христа. Таким образом, по самой своей сути это оптимистическая точка зрения. Но в XX веке особых подтверждений она не получает. Тем не менее убежденный постмилленарий считает неблагоприятные обстоятельства нашего столетия лишь временными отклонениями в общем процессе возрастания царства. Они просто указывают на то, что второе пришествие не так близко, как мы думали. Аргумент этот, однако, не выглядит достаточно убедительным для большого числа богословов,

пасторов и мирян1876.

 

Премилленаризм

 

Премилленаристская точка зрения заключается в представлении о земном царствовании Иисуса Христа в течение приблизительно тысячи лет (или, по крайней мере, достаточно продолжительного периода времени). В отличие от постмилленаризма, премилленаризм подразумевает физическое присутствие Христа на земле в течение этого времени, веру в то, что Он вернется лично и телесно на землю, чтобы положить начало тысячелетнему царству. А раз так, тысячелетнее царство следует рассматривать как относящееся к будущему.

 

В ранний период истории церкви господствующей точкой зрения на тысячелетнее царство был, по-видимому, премилленаризм. В течение первых трех веков христиан отличала твердая вера в скорое возвращение Христа. Они ожидали не постепенного развития царства, а внезапного катаклизма, который положит начало эсхатону. Юстин Мученик, Ириней и другие влиятельные богословы раннего периода придерживались именно такой

точки зрения1877. Милленаризм этого периода - часто называемый хилиазмом, от греческого слова, означающего "тысяча", - в значительной своей части имел ощутимый привкус не умозрительных, но чувственных представлений. Тысячелетнее царство должно было стать временем величайшего изобилия и плодородия, обновления земли и построения прославленного Иерусалима1878. Эта точка зрения отражала неприятие воззрений александрийской школы Климента, Оригена и Дионисия. Главным фактором, обусловившим упадок хилиазма, стала отмеченная нами ранее позиция Августина в


отношении тысячелетнего царства. В средние века премилленаристские взгляды высказывались редко. Они отстаивались главным образом в мистических сектах.

 

Примерно с середины XIX века премилленаризм начал приобретать все большую популярность в консервативных кругах. Частично это объяснялось тем фактом, что либералы, если они вообще имели милленаристские убеждения, были постмилленариями, а многие консерваторы считали подозрительным все, что связано с либерализмом.

Растущая популярность диспенсационалистской эсхатологии также дала импульс распространению премилленаризма. Он приобрел значительное .число приверженцев среди баптистов, в пятидесятнических группах и в независимых фундаменталистских церквах.

 

Ключевой текст Писания для премилленариев - Отк. 20:4-6:

 

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые ее поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое ж на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом; над ними смерть вторая не имеет власти; но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

 

Премилленарии указывают, что здесь мы видим свидетельство о тысячелетнем периоде и о двух воскресениях, одно из которых состоится в начале, а другое - в конце этого периода. Премилленарии настаивают на буквальном и логически последовательном истолковании этого текста. Поскольку в отношении обоих воскресений используется один и тот же глагол , эти два воскресения должны принадлежать к одному типу.

Амилленариям - в данном случае и постмилленариям - обычно приходится утверждать, что эти два воскресения принадлежат к различным типам. Обычное объяснение заключается в том, что первое воскресение - это духовное воскресение, то есть духовное возрождение, тогда как второе - это буквальное, физическое, телесное воскресение. Люди, прошедшие через первое воскресение, пройдут и через второе. Премилленарии же отвергают такое истолкование как несостоятельное. Джордж Бисли-Мюррей замечает, что такое объяснение делает мысль библейского автора путаной и непоследовательной1879.

Сто лет назад Генри Олфорд утверждал, что если одно воскресение - духовное, а второе - физическое вхождение в жизнь, "то теряется всякая осмысленность языка, а Писание уже нельзя считать точным свидетельством о чем бы то ни было"1880. Джордж Лэдд пишет, что если слово означает телесное воскресение в стихе 5, то оно должно означать телесное воскресение и в стихе 4; если же это не так, "утрачивается всякая возможность экзегетики"1881.

 

Все эти авторы, разумеется, понимают, что значение слова может меняться в зависимости от контекста. Но они отмечают, что в данном случае слово используется дважды в стихах, непосредственно следующих один за другим, и ничто в контексте не указывает на изменение его значения. Поэтому речь здесь идет о двух воскресениях одного и того же


типа, относящихся к двум различным группам и разделенных интервалом в тысячу лет. Из контекста также явствует, что участники первого воскресения не участвуют во втором. До истечения тысячи лет не оживают "прочие из умерших" (). Хотя в тексте и не сказано прямо, что в конце тысячелетнего периода они возвращаются к жизни, это в нем подразумевается. Здесь очевидным образом противопоставляются участники первого и второго воскресений.

 

Важное значение имеет также характер тысячелетнего царства. Постмилленарии полагают, что тысячелетнее царство устанавливается постепенно, возможно даже, почти незаметно, тогда как премилленарии ожидают в будущем внезапного катаклизма. По мнению премилленариев, власть Иисуса Христа будет полной с самого начала тысячелетнего царства с фактически полным устранением зла.

 

Таким образом, согласно премилленаристским взглядам, тысячелетнее царство вовсе не будет продолжением и развитием уже существующих в мире тенденций. Напротив, произойдет радикальный разрыв с теми условиями, в которых мы находимся в настоящее время. Например, по всей земле будет царить мир. Это означает существенное отличие от нынешней ситуации, когда мир представляет собой весьма редкое явление, а тенденции к улучшению положения вроде бы не наблюдается. Всемирная гармония не будет ограничиваться лишь людьми. Природа, которая "стенает и мучится" в ожидании искупления, будет освобождена от проклятия грехопадения (РИМ. 8:19-23). Даже животные будут жить в согласии друг с другом (Ис. 11:6-7; 65:25), а разрушительные силы природы утихнут. Во время тысячелетнего царства святые будут править вместе со Христом. В чем именно будет заключаться их царствование, в точности не указывается, там не менее они, в награду за свою веру и верность, будут участвовать вместе с Ним в той славе, которая Ему принадлежит.

 

Особую роль в тысячелетнем царстве все премилленарии отводят Израилю. Но в вопросе о характере этой особой роли они расходятся. Диспенса-ционалисты придерживаются мнения о продолжающемся безусловном союзе (завете) Бога с народом Израиля. С их точки задания, завершив планы, касающиеся церкви, Бог снова обратятся к Своим отношениям с народом Израиля. Иисус в буквальном смысле слова воссядет на престоле Давида и будет править миром из Израиля. Все пророчества и обетования, связанные с Израилем, исполнятся во время тысячелетнего царства, которое, следовательно, будет иметь ярко выраженный иудейский характер. Недиспенса-ционалисты придают народу Израиля меньшее значение, они считают, что особая роль еврейского народа является по своей природе духовной и что Израиль сыграет эту особую роль в рамках церкви.

Огромное число евреев во время тысячелетнего царства обратится в христианство1881.

 

Премилленарии считают также, что тысячелетнее царство будет означать колоссальное изменение ситуации по сравнению с предшествующим ему периодом - великой скорбью. Великая скорбь будет временем беспрецедентных бедствий и беспорядков, включающих космические потрясения, гонения и величайшие страдания. Хотя премилленарии расходятся во мнении, будет ли церковь присутствовать на земле во время великой скорби, они едины в том, что ситуация в мире станет наихудшей непосредственно перед


пришествием Христа для установления тысячелетнего царства, которое, напротив, будет периодом мира и праведности.

 

А милленаризм

 

Понятие амилленаризм буквально выражает идею, что не будет никакого тысячелетнего царства, никакого царствования Христа на земле. Сразу за вторым пришествием грядет последний суд, прямым и непосредственным результатом которого станет переход праведников и грешников в их конечные состояния. Амилленаризм представляет собой более простую точку зрения по сравнению с каждой из рассмотренных нами выше. Его сторонники утверждают, что она основывается на ряде сравнительно ясных эсхатологических текстов, тогда как премилленаризм строится, главным образом, на одном-единственном тексте Писания, к тому же достаточно темном и непонятном.

 

Несмотря на простоту амилленаризма и ясность его главного тезиса, он во многих отношениях труден для понимания. Отчасти это связано с тем обстоятельством, что он строится в основном на отрицании, а утверждающие учения в нем излагаются далеко не всегда. Порой он проявлялся более в отвержении премилленаризма, нежели в каких-либо положительных утверждениях. Кроме того, амилленарии предлагают весьма отличающиеся друг от друга объяснения трудного и спорного текста Отк. 20:4-6. Иногда возникает даже вопрос, отражают ли эти толкования одну и ту же точку зрения или же совершенно различные понимания эсхатологической и апокалиптической литературы.

Наконец, не всегда ясны различия между амилленаризмом и постмилленаризмом, поскольку у них много общих черт. Действительно, оба лагеря объявляют своими предшественниками одних и тех же богословов, не рассматривавших тех конкретных вопросов, по которым эти точки зрения расходятся, - Августина, Жана Кальвина и Б.Б.Уорфильда. Общим для обеих позиций является убеждение, что "тысячу лет" в Отк. 20 следует понимать не буквально, а символически. Сторонники обеих точек зрения часто заявляют, что тысячелетнее царство - это эпоха церкви. Различаются же они тем, что постмилленарии, в отличие от амилленариев, тысячелетнее царство считают реальным царствованием Христа на земле.

 

В свете тех проблем, с которыми мы сталкиваемся при рассмотрении амилленаристского учения, трудности возникают и в определении его исторических корней. Некоторые историки доктрины тысячелетнего царства усматривают амилленаристскую направленность в Послании Варнавы1883, но это оспаривается другими историками. Ясно, что Августин - независимо от того, относить его к числу амилленариев или нет, - внес

свой вклад в формулирование этой точки зрения, выдвинув предположение, что цифра "тысяча лет" является скорее символической, чем буквально точной. Создается впечатление, что на протяжении первых девятнадцати веков существования церкви большей частью просто отсутствовало четкое разграничение между постмилленаризмом и амилленаризмом. Когда в XX веке постмилленаризм начал утрачивать популярность, его место по большей части занимал амилленаризм, поскольку он гораздо ближе к постмилленаризму, чем премилленаризм. Вследствие этого наибольшая популярность амилленаризма пришлась на период после Первой мировой войны.


При рассмотрении Отк. 20 амилленарии обычно имеют в виду всю книгу в целом. Они считают, что книга Откровения состоит из нескольких частей, чаще всего при этом называется число семь. Эти несколько частей представляют собой не описания различных, следующих друг за другом периодов времени; скорее, они содержат краткие изображения одного и того же периода - периода между первым и вторым пришествиями Христа1884.

Считается, что в каждой из этих частей автор затрагивает одни и те же темы, разрабатывает и раскрывает их. Если это так, то в Отк. 20 речь идет не только о последнем периоде истории церкви, а о всей ее истории, показанной с определенной точки зрения.

 

Амилленарии также обращают внимание на символический характер книги Откровения в целом. Они указывают на то, что даже самые убежденные премилленарии не все в Откровении воспринимают буквально. "Чаши", "печати" и "трубы", например, обычно истолковываются как символы. Используя этот принцип расширительно, амилленарии утверждают, что выражение "тысяча лет" в Отк. 20 также не обязательно понимать буквально. Кроме того, они указывают, что тысячелетнее царство нигде более в Писании

не упоминается1885.

 

Возникает вопрос: если тысячу лет следует понимать символически, а не буквально, то что эта цифра символизирует? Многие амилленарии принимают объяснение Уорфильда: "Священное число семь в сочетании со столь же священным числом три образует число святого совершенства, десять, а десять в кубе составляет тысячу - цифру, которой провидец в наибольшей степени передает нам идею абсолютной полноты"1886. Таким образом, выражение "тысяча лет" в Отк. 20 выражает идею совершенства ели полноты. В стихе 2 эта цифра символизирует полноту победы Христа над сатаной, В стихе 4 она

передает идею совершенной славы и совершенной радости спасенных душ на небесах в настоящее время1887.

 

Однако главная экзегетическая проблема амилленаризма заключается в вопросе не о тысяче лет, а о двух воскресениях. Общим элементом для различных амилленаристских воззрений на два воскресения является отрицание премилленаристской точки зрения, что Иоанн говорит здесь о двух физических воскресениях, относящихся к двум различным группам. Самое распространенное амилленаристское объяснение состоит в том, что первое воскресение - духовное, второе же - телесное или физическое. Среди прочих развернутое обоснование такого истолкования дал Рей Саммерс. Из Отк. 20:6 ("Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти") он делает вывод, что первое воскресение - это победа над второй смертью. Поскольку в эсхатологических дискуссиях вторая смерть обычно считается скорее духовной, чем физической, первое воскресение также должно быть духовным. Первая смерть, которая не упоминается, но подразумевается, несомненно, должна быть физической смертью. Если она связывается со вторым воскресением, как вторая смерть - с первым воскресением, то второе воскресение должно быть физическим. Таким образом, первое воскресение - это второе рождение; испытавшие его не подпадут под осуждение. Второе воскресение - это телесное или физическое воскресение, которое мы обычно и имеем в виду, когда говорим о воскресении. Все люди, участвующие в первом воскресении, участвуют и во втором, но

не все, кто переживет второе воскресение, примут участие в первом1888.


Представление о духовном характере первого воскресения и физическом характере второго премилленарии чаще всего критикуют за непоследовательное истолкование одного и того же термина () в одном и том же контексте. Некоторые амилленарии соглашаются с этой критикой и пытаются выработать такую позицию, в которой эти два воскресения принадлежали бы к одному типу. Такая конструкция построена, например, Джеймсом Хьюзом. Он принимает премилленаристскую точку зрения, что первое и

второе воскресения должны пониматься в одном смысле1889. Вместе с тем он предлагает рассмотреть логическую возможность, упускаемую из вида премилленариями: оба воскресения могут быть духовными.

 

Хьюз утверждает, что в Отк. 20:4-6 описываются бестелесные души в промежуточном состоянии. В качестве доказательства он ссылается на тот факт, что участники в первом воскресении Названы "душами" (ст. 4). Кроме того, он утверждает, что следует понимать как аорист в значении не мгновенного действия ("они ожили"), а состояния ("они жили и царствовали со Христом тысячу лет"). Он делает вывод, что первое

воскресение - восхождение праведной души на небо, чтобы царствовать со Христом; здесь не вдет никакой речи о возвращении к жизни тела. В этом воскресении участвуют

"живые" умершие. "Мертвые" умершие, со своей стороны, не участвуют в первом воскресении и подвергнутся второй (духовной) смерти. Их души переживут первую (физическую) смерть, но никогда не придут к жизни. Хотя обе группы состоят из физически умерших людей, входящие в первую духовно живы в течение тысячи лет, входящие же во вторую - нет. Некоторые комментаторы, основываясь на стихе 5 ("прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет"), делают вывод, что "мертвые" умершие воскреснут в конце тысячелетнего царства, Хьюз же донимает эту фразу иначе: "Они не жили ни в течение тысячи лет, ни после". Но что же в таком случае представляет собой второе воскресение? Весьма показательным Хьюз считает тот факт, что термин "второе воскресение", предполагающий жизнь после смерти как праведных, так и неправедных душ в промежуточном состоянии, в Отк. 20 отсутствует. Таким образом, в отличие от первого воскресения, второе воскресение фактически является гипотетическим. Но, подобно первому, оно имеет духовный характер. Таким образом Хьюзу удается истолковать слово оба раза одинаково1890.

 

Другая характерная черта амилленаризма заключается в том, что пророчества, особенно пророчества Ветхого Завета, понимаются в нем в более общем смысле, чем в премилленаризме. Мы уже отмечали, что премилленарии склонны истолковывать библейские пророчества совершенно буквально. Со своей стороны, амилленарии часто понимают пророчества в историческом или символическом, а не в футуристическом смысле. Вообще же, как правило, в амилленаристских взглядах пророчества играют гораздо менее важную роль, чем в премилленаристских.

 

Наконец, следует отметить, что амилленаризм обычно не демонстрирует оптимизма, столь характерного для постмилленаризма. Успешная проповедь Евангелия вполне возможна,

но огромные успехи в этом отношении отнюдь не обязательны, поскольку амилленаристская система не предполагает ожидания буквально понимаемого царствования Христа или наступления царства до пришествия Царя, Благодаря этому в


XX  веке амилленаристская точка зрения выглядит более обоснованной по сравнению с постмилленаристской. Это не означает, что амилленарии" подобно премилленариям, ожидают крайнего ухудшения условий существования перед вторым пришествием.

Вместе с тем ничто в амилленаризме не исключает подобной возможности. А поскольку второе пришествие не предваряется наступлением тысячелетнего царства, возвращение Господа может быть очень близким. Впрочем, амилленарии по большей части не занимаются усердными поисками признаков и предзнаменований второго пришествия, которые характерны для многих премилленариев.

 

Рассмотрение спорных вопросов

 

Какую же из точек зрения на тысячелетнее царство нам следует принять? Спорных вопросов здесь много, и они достаточно сложны, но при внимательном рассмотрении их можно свести всего к нескольким. В данной работе мы уже отмечали, что в богословии, как и в других дисциплинах, часто бывает невозможно найти такую точку зрения, которая очевидным образом подкреплялась бы всеми имеющимися данными. В такой ситуации необходимо определить позицию, которая сталкивается с меньшим количеством трудностей, чем остальные. Именно так мы и поступим в данном случае.

 

Постмилленаристская точка зрения в настоящее время пользуется гораздо меньшей поддержкой, чем в конце XIX и начале XX веков. Само по себе это нельзя считать основанием для отвержения постмилленаристской концепции. Вместе с тем нам следует проанализировать причины упадка посгмилленаризма, поскольку именно они могут оказать решающее влияние на наши выводы. Здесь надо отметить, что оптимизм постмилленариев в отношении проповеди Евангелия выглядит сейчас несколько неоправданным. Наблюдается общий упадок благовестнической и миссионерской деятельности. В ряде регионов мира доля исповедующих христианскую веру очень мала.

К тому же в настоящее время многие коммунистические и мусульманские страны закрыты для миссионерской работы обычного типа. С другой стороны, не надо забывать, что в ряде мест, особенно в Африке и Южной Америке, христианство процветает и

распространяется, приближаясь к статусу религии большинства. Кто может сказать, какие повороты судьбы ждут нас в будущем в деле проповеди Евангелия?

 

Для отвержения постмилленаризма есть также серьезные библейские основания. Учение Иисуса о величайшей развращенности и охлаждении веры у многих перед Его возвращением со всей очевидностью противоречит постмилленаристскому оптимизму. То обстоятельство, что нигде в Писании мы не находим ясного описания царствования Христа на земле без Его физического присутствия, составляет еще один крупный изъян этой позиции.

 

Таким образом, мы остаемся перед выбором между амилленаризмом и премилленаризмом. Вопрос сводится к оценке упоминаний о тысячелетнем царстве в Библии - дают ли они достаточные основания для принятия более сложной премилленаристской точки зрения или более простой амилленаристской? Иногда утверждается, что вся премилленаристская концепция опирается на один-единственный


текст Писания и что никакое учение не может основываться на одном-единственном тексте. Но если одна точка Зрения объясняет какой-либо конкретный стих или текст лучше, чем другая, а остальную часть Писания обе точки зрения объясняют приблизительно одинаково хорошо, то, несомненно, первую точку зрения следует считать более удовлетворительной, чем вторую.

 

Отметим, что в Библии нет текстов, которые премилленаризм не может удовлетворительным образом истолковать или объяснить. С другой стороны, мы уже видели, что упоминание о двух воскресениях (Отк. 20) представляет для амилленариев определенную трудность. Их объяснения, согласно которым речь идет о двух различных типах воскресения или двух духовных воскресениях, противоречат обычным принципам герменевтики. Аргументы премилленариев в этом вопросе выглядят более сильными и убедительными.

 

Неверно, кроме того, что премилленаристское истолкование основывается лишь на одном месте Библии. Подтверждения этого толкования можно найти в ряде других мест.

Например, Павел пишет: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу" (1 Кор. 15:22-24). Павел использует наречия (ст. 23) и (ст. 24),

которые указывают на последовательность во времени. Он бы использовал наречие , если бы имел в виду одновременность событий, но он этого не сделал1891. По всей видимости, как первое пришествие Христа и Его воскресение были различными событиями, разделенными во времени, так же точно будет временной интервал между вторым пришествием и концом1892. Следует также отметить, что хотя совершенно определен но о двух воскресениях говорится только в Отк. 20, есть и другие тексты, содержащие указания либо на воскресение избранной группы (Лк. 14:14; 20:35; 1 Кор.

15:23; Флп. 3:11; 1 Фес. 4:16), либо на воскресение в два этапа (Дан. 12:2; Ин. 5:29). В Флп. 3:11, например, Павел пишет о своей надежде "достигнуть воскресения мертвых". Буквально эти слова можно перевести как "восстание из среды мертвых"

(). Обратите, в особенности, внимание на префиксальную конструкцию с предлогом и на множественное число. Эти тексты хорошо согласуются с идеей о двух воскресениях. В связи со всем этим мы признаем премилленаристскую точку зрения более удовлетворительной по сравнению с амилленаристской.

 

Представления о великой скорби

 

Теперь мы подходим к вопросу о связи возвращения Христа с комплексом событий, известных как великая скорбь. В теории все премилленарии считают, что перед вторым пришествием Христа наступит период великих потрясений продолжительностью в семь лет (Цифру эту не обязательно понимать буквально). Вопрос заключается в том, будет ли иметь место особый и отдельный приход Христа, чтобы забрать церковь из мира перед великой скорбью или же церковь пройдет через великую скорбь и лишь после нее соединится с Господом. Точка зрения, согласно которой Христос заберет церковь к Себе перед великой скорбью, называется претрибулационизмом; точка зрения, что Он возьмет


церковь к Себе после великой скорби, - посттрибулационизмом. Существуют и промежуточные точки зрения, о которых мы кратко расскажем в конце главы. На практике эти различия существенны только для премилленариев, которые уделяют больше внимания деталям событий последний дней, чем сторонники постмилленаризма или амилленаризма.

 

Претрибулационизм

 

Претрибулационисты придерживаются нескольких характерных для них идей. Первая из них касается характера великой скорби. Это будет поистине великая скорбь. В то время как сторонники некоторых других эсхатологических учений большое значение придают трудностям и гонениям, которые церковь претерпевала на протяжении всей своей истории, претрибулационисты подчеркивают совершенно особый, беспрецедентный характер великой скорби. Ничего равного в истории ей не было. Великая скорбь станет переходным периодом, завершающим работу Бога с язычниками и подготавливающим наступление тысячелетнего царства и связанных с ним событий. Великую скорбь ни в коем случае не следует считать временем наказания верующих или очищения церкви.

 

Вторая из основных идей претрибулационизма - восхищение церкви. В начале великой скорби (или, точнее, непосредственно перед ее началом) Христос придет на землю, чтобы забрать церковь из этого мира. Это Его пришествие будет в определенном смысле тайным. Его не увидит ни один неверующий. Восхищение церкви описано в 1 Фес. 4:17: "Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними [умершими во Христе] восхищены будем на облаках для встречи Господа на воздухе, и так всегда с Господом будем". Обратите внимание, что при этом восхищении церкви Христос не спустится до конца на землю, как

Он сделает, когда придет вместе с церковью в конце великой скорби1893.

 

Таким образом, согласно претрибулационистским взглядам, второе пришествие Христа будет состоять из двух фаз, или, иными словами, будет два пришествия. Кроме того, будет три воскресения. Первым будет воскресение праведных, умерших до восхищения церкви, ибо Павел пишет, что верующие, которые будут жить в то время, не опередят умерших.

Затем, в конце великой скорби, произойдет воскресение тех святых, которые умерли в течение этого периода. И наконец, при завершении тысячелетнего царства произойдет воскресение неверующих1894.

 

Все это означает, что во время великой скорби церкви на земле не будет. В этом и заключается смысл восхищения церкви - избавить церковь от великой скорби. Мы можем надеяться на избавление, поскольку Павел обещал фессалоникийцам, что они не

испытают на себе гнева, который Бог изольет на неверующих: "Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению, спасения чрез Господа вашего Иисуса Христа" (1 Фес.

5:9); "Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева" (1 Фес. 1:10).

 

Но что же тогда можно сказать о содержащихся в Мф. 24 указаниях, что некоторые из избранных будут присутствовать на земле вовремя великой скорби? Вопрос учеников о признаке пришествия Иисуса и кончины века (Мф. 24:3; ср. Деян. 1:6) следует понимать в


рамках иудейского подхода, а слова Иисуса соответственно относить в основном к будущему Израиля. Показательно, что в Евангелии используется общий термин избранные, а не "церковь", "тело Христово" или какое-нибудь аналогичное выражение. Во время великой скорби на земле будут присутствовать именно избранные евреи, а не церковь. Это разграничение между Израилем и церковью составляет важнейший элемент претрибулационизма, тесно связанный с диспенсационализмом. Великая скорбь рассматривается как переходный период от связи Бога в первую очередь с церковью к восстановлению Им отношений с первоначально избранным народом - народом Израиля1895.

 

Наконец, претрибулационизм характеризуется убежденностью в близости возвращения Господа1896. Поскольку Он вернется до великой скорби, нет никаких пророчеств и обетовании, которые должны исполниться до восхищения церкви. Действительно, с точки зрения диспенсационализма, все пророчества Писания в отношении церкви уже исполнились в первом веке. Кроме того, некоторые общие процессы, которые должны

предшествовать эсхатону, можно с несомненностью наблюдать уже сегодня: у многих происходит охлаждение веры, возрастает развращенность и греховность. (Вообще-то все это должно происходить перед пришествием Христа в конце великой скорби. Нынешнее развитие этих процессов указывает просто на дальнейшее их усиление в будущем.) Таким образом, Его пришествие за церковью может произойти в любое время, в любой момент.

 

Иисус призывал Своих слушателей бодрствовать, потому что они не знают времени Его возвращения (Мф. 25:13). Эта мысль выражена и в притче о десяти девах. Как и во дни Ноя, не будет никакого предупреждающего знака или знамения (Мф. 24:36-39). Грешники ничего не знали, пока не начался потоп и не истребил их. Пришествие Господа будет подобно появлению вора в ночи (Мф. 24:43). Или возвращению господина в неожиданное время (Мф. 24:45-51). Произойдет внезапное разделение. Двое будут работать на поде, две женщины будут молоть в жерновах. В каждом случае кого-то возьмут, а кого-то оставят. Может ли быть более ясное описание восхищения церкви? Поскольку все это может произойти в любой момент, необходимо бодрствовать и проявлять ревность в

поведении1897.

 

Для веры в скорое возвращение Христа есть еще одно основание. Церковь может ожидать блаженного упования (Тит. 2:13) только в том случае, если следующим важным событием будет пришествие Христа. Если бы следующими пунктами эсхатологической программы были приход антихриста и великая скорбь, Павел призывал бы церковь ожидать страданий, гонений, мучений. Но вместо этого он наставляет фессалоникийцев утешать друг друга словами о втором пришествии Христа (1 Фес. 4:18). Следующее событие, ожидаемое церковью с упованием, - пришествие Христа за церковью, поэтому нет ничего,

что могло бы помешать ему произойти в любой момент1898.

 

Наконец, претрибулационисты полагают, что будет по меньшей мере два суда. Суд над церковью произойдет в момент ее восхищения. Именно тогда верующие получат вознаграждение за свою верность. Но к суду над овцами и козлами в конце тысячелетнего


царства церковь не будет иметь отношения. Ее статус к тому времени уже будет определен.

 

Посттрибулационизм

 

По мнению посттрибулационистов, Христос не придет за церковью до завершения периода великой скорби. Они стараются не пользоваться термином восхищение церкви, поскольку, во-первых, это небиблейское выражение и, во-вторых, оно предполагает, что церковь избежит великой скорби или будет избавлена от нее, что противоречит самой сути посттрибулационизма.

 

Посттрибулационизм от претрибулационизма в первую очередь отличается менее буквальным истолкованием событий последних дней1899. Претрибулационисты, например,

 

понимают слово        (shabua') в Дан. 9:27 как свидетельство того, что великая скорбь будет длиться буквально семь лет, тогда как большинство посттрибулационистов придерживается того мнения, что великая скорбь будет просто довольно продолжительным периодом времени. Кроме того, у претрибулационистов в общем и целом имеется некоторое конкретное представление о тысячелетнем царстве; по их мнению, многие пророчества исполнятся буквально в течение этого тысячелетнего периода. Действительно, начало царству положит момент, когда Христос в буквальном смысле слова вступит на гору Елеонскую (Зах. 14:4). Посттрибулационистское понимание тысячелетнего царства выглядит гораздо более общим по своему характеру; например, продолжительность царства не обязательно будет составлять одну тысячу лет.

 

Согласно посттрибулационистским взглядам, церковь переживет великую скорбь и испытает ее на себе. Термин избранные в Мф. 24 (после великой скорби ангелы соберут избранных - Мф. 24:29-31) следует понимать в свете его использования в других местах Писания, где он означает "верующие". Начиная со дня Пятидесятницы, термин избранные обозначает церковь. Господь защитит и сохранит церковь, но не избавит ее от испытаний великой скорби.

 

Посттрибулационисты проводят различие между гневом Божьим и великой скорбью. О гневе () Божьем в Писании говорится, что он падает на грешников: "Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Ин. 3:36); "Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою" (Рим. 1:18; см. также 2 Фес. 1:8; Отк. 6:16-17; 14:10; 16:19; 19:15). С другой стороны, верующие не испытают на себе гнева Божьего: "Спасемся Им [Христом] от гнева [Божия]"

(Рим. 5:9); "Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева" (1 Фес. 1:10); "Бог определил нас не на гнев" (1 Фес. 5:9)1900. Тем не менее в Писании ясно говорится, что верующие испытают на себе великую скорбь. В подавляющем большинстве случаев существительное и соответствующей ему глагол имеют отношение к

великой скорби, переживаемой святыми. Это имя существительное используется для обозначения гонения против святых в последние дни (Мф. 24:9, 21, 29; Мк. 13:19; Отк.


7:14). Это не гнев Божий, но гнев сатаны, антихриста и нечестивцев против народа Божьего1901.

 

Скорбь переживалась церковью на протяжении многих веков. Иисус сказал: мире будете иметь скорбь" (Ин. 16:33). Другие важные места - Деян. 14:22; Рим. 5:3; 1 Фес. 3:3;

1 Ин. 2:18,22; 4:3; 2 Ин. 7. Хотя посттрибулационисты не отрицают различия между скорбью вообще и великой скорбью, они считают, что различие это заключается в степени, но не по существу, в количественном, но не качественном отношении. Церковь уже претерпевала скорбь на протяжении всей своей истории, поэтому не будет ничего удивительного в том, что церковь испытает и великую скорбь.

 

Посттрибулационисты признают, что Писание говорит о верующих, которые избегут надвигающихся бедствий. Иисус, например, говорил Своим ученикам: "Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого" (Лк. 21:36). Здесь использовано слово , которое означает "выйти из среды чего-то". Аналогичную мысль видим в Отк. 3:10: как ты сохранил слово терпения Моего, и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле". Предлог, переведенный, как "от" (), в действительности означает "из среды". Посттрибулационисты тем самым доказывают, что церковь будет сохранена и спасена от самого главного в великой скорби, но не от самой великой скорби, иначе должен был использоваться предлог 1902, В

связи с этим они напоминают о том, как евреями переживались казни египетские.

 

Определенное значение в Отк. 3:10 имеет также использование глагола  ("сохранить"). Когда имеется в виду опасность, он означает "охранять", "защищать". С предлогом он появляется в Новом Завете только в одном месте: "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла" (Ин. 17:16). Здесь  противопоставляется глаголу , означающему "поднять" или "удалить", "убрать".

Последний глагол очень точно передает представление о том, что, по мнению претрибулационистов, Иисус сделает с церковью при ее восхищении. В приведенном стихе Иисус, конечно же, говорит о положении Своих последователей непосредственно после того, как Он покинет землю, а не о великой скорби. Вопрос заключается в том, что, если бы Иоанн в Отк. 3:10 хотел сообщить, что Иисус "восхитит" церковь, вполне уместным было бы использование глагола . Но апостол, очевидно, имел здесь в виду то же самое, что и во второй части Ин. 17:15, - защиту верующих от присутствующей

опасности, а не избавление их от наличия самой такой опасности1903.

 

Иначе, чем претрибулационисты, Посттрибулационисты понимают и слова Павла в 1 Фес. 4:17 о встрече с Господом на воздухе. Претрибулационисты считают, что это событие и есть восхищение церкви; Христос придет тайно за церковью, приведет верующих к Себе в облака и возьмет их на небо да конца великой скорби. Однако Посттрибулационисты, например Джордж Лэдд, не соглашаются с таким истолкованием, ссылаясь на употребление слова ("встретить") в других местах Писания. В Новом Завете есть только два других ясных случая использования этого слова (Мф. 27:32 вызывает сомнения с текстологической точки зрения). Один из них мы видим в явно


эсхатологической притче о пяти мудрых и пяти неразумных девах. Когда приходит жених, раздается крик: "Вот, жених идет, выходите на встречу ему []" (Мф. 25:6). Что означает это слово в данной ситуации? Девы выходят встречать жениха не с тем, чтобы затем уйти вместе с ним. Нет, они встречают его, а затем идут с ним обратно на брачный пир. В другом случае (Деян. 28:15) это слово используется в историческом повествовании, лишенном эсхатологической окраски. Павел и его спутники подходили к Риму. Группа верующих в Риме, услышав об их приближении, вышла до Аппиевой площади и трех гостиниц навстречу им (). Это ободрило Павла, а римские верующие

вернулись с ним в Рим. Основываясь на этих двух случаях использования слова

, Лэдд утверждает, что оно обозначает встречу кого-либо еще на его пути некоей группой, которая затем сопровождает его, возвращаясь туда, откуда вышла. Поэтому, когда мы встречаем Господа на воздухе, то речь идет не о том, что Он подхватывает нас и уносит, а о том, что, встретив Его, мы немедленно сходим вместе с Ним на землю в качестве Его триумфального сопровождения. Именно церковь, а не

Господь возвратится назад при этой встрече1904.

 

У посттрибулационистов не такая сложная концепция последних дней, как у их претрибулационистских оппонентов. По их представлениям, например, будет только одно второе пришествие. Поскольку отсутствует временной интервал между приходом Христа за церковью и концом великой скорби, отпадает необходимость в еще одном дополнительном воскресении верующих. Будет только два воскресения: 1) воскресение верующих в конце великой скорби и в начале тысячелетнего царства, 2) воскресение нечестивцев в конце тысячелетнего царства.

 

Посттрибулационисты считают также, что весь комплекс событий, которые должны произойти в конце времен, обладает некоторым внутренним единством. Они убеждены, что эти события близки, хотя под этим не подразумевается близость самого второго пришествия в том смысле, что оно может случиться в любой момент. Они предпочитают говорить о втором пришествии, как о неизбежном, и приближающемся1905. Их блаженное упование заключается не в ожидании того, что верующих заберут с земли перед великой скорбью, а в уверенности, что Господь защитит и сохранит верующих, что бы ни произошло1906.

 

Промежуточные позиции

 

Как претрибулационизм, так и посттрибулационизм сталкиваются с определенными трудностями, поэтому выдвигаются промежуточные точки зрения. Среди них можно отметить три основные разновидности. Самая распространенная из них - разделение великой скорби на две части. В соответствии с ней, церковь пройдет через менее суровую часть великой скорби (обычно имеется в виду первая половина, или три с половиной года), а затем будет удалена из мира1907. Согласно одной из формулировок данной позиции, церковь претерпит .великую скорбь, но будет удалена из мира перед тем, как изольется гнев Божий. Второй тип промежуточной позиции - представление о частичных восхищениях церкви. В соответствии с этой точкой зрения, восхищение верующих будет происходить поэтапно. Верующие будут удаляться с земли по мере готовности очередной


их части1908. Третья промежуточная позиция - посттрибулационистский вариант близости второго пришествия. Хотя Христос не вернется до окончания великой скорби, Его возвращения можно ожидать в любой момент, так как великая скорбь, возможно, уже началась1909. Ни одна из этих промежуточных точек зрения не имеет большого числа сторонников, поэтому мы не будем рассматривать их подробно1910.

 

Рассмотрение спорных вопросов

 

Анализ всех выдвигаемых аргументов показывает, что по ряду соображений посттрибулационистская точка зрения представляется более обоснованной.

 

1.  Претрибулационистская концепция проводит разграничения, которые выглядят довольно искусственными и не находят подтверждения в Библии. Разделение второго пришествия на два этапа, постулирование трех воскресений и проведение жесткого разграничения между народом Израиля и церковью - все эти тезисы трудно отстаивать, оставаясь на библейских позициях. Претрибулационистское представление, согласно которому пророчества в отношении народа Израиля будут выполнены безотносительно к церкви и, следовательно, тысячелетнее царство будет иметь определенно иудейский характер, очень трудно примирить с библейскими описаниями тех радикальных перемен, которые произошли в связи с заключением нового завета.

 

2.  Некоторые специфически эсхатологические тексты Писания лучше истолковываются на основе посттрибулационистской позиции. Эти тексты включают указания на то, что избранные будут присутствовать во время великой скорби (Мф. 24:29-31), но в то же время будут защищены от самых суровых ее проявлений (Отк. 3:10), описание явлений, которые будут сопровождать пришествие Христа, и встречу в воздухе (1 Фес. 4:17).

 

3.  Общее содержание и смысл библейского учения лучше согласуются с посттрибулационистской точкой зрения. Например, Библия изобилует предупреждениями об искушениях и испытаниях, через которые придется пройти верующим. Она обещает не избавление от этих напастей, но лишь способность и силу переносить и преодолевать их.

 

Это не означает, что посттрибулационистская точка зрения не сталкивается с трудностями. Например, в посттрибулационизме относительно слабое богословское обоснование тысячелетнего царства. Тысячелетнее царство выглядит в нем в какой-то степени излишним1911. Но в целом перевес в убедительности доказательств остается на стороне посттрибулационизма.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.