11.05.2005
Скачать в других форматах:

Миллард Эриксон

Христианское богословие

20. Особые Божьи представители: ангелы

Подходя к обсуждению вопроса об ангелах, мы затрагиваем область в некоторых отношениях самую необычную и сложную. Карл Барт, из всех современных богословов наиболее подробно осветивший этот вопрос, охарактеризовал тему ангелов как "самую замечательную и трудную среди всех"591. Тема эта, следовательно, такова, что весьма соблазнительно ее опустить или ею пренебречь. Бытует такая точка зрения, что

христианское учение нисколько не пострадает, если мы обойдем эту тему, и в некотором смысле так оно и есть. Учения о творении и о провидении вполне возможно рассматривать без всякого упоминания об ангелах, ибо Бог, несомненно, сотворил мир, может его поддерживать и им руководить через Свое прямое вмешательство, не прибегая к помощи ангелов. Тем не менее Писание учит нас, что Он создал эти духовные существа и, в соответствии со Своим выбором, осуществлял многие из Своих действий через них. Поэтому, если мы добросовестны в своем изучении Библии, у нас нет иного выбора, кроме как обсудить вопрос об этих существах.

 

Под ангелами мы подразумеваем созданных Богом более высоких по сравнению с человеком духовных существ. При этом некоторые из них остались послушными Богу и выполняют Его волю, другие же вышли из повиновения, потеряли свою святость и теперь противоборствуют Ему и мешают Его делам.

 

Мы уже отмечали трудность этой темы. Одна из причин заключается в том, что, хотя в Библии есть множество упоминаний об ангелах, характер этих упоминаний таков, что они оказываются не слишком полезными для углубления нашего знания об ангелах. Ангелы всякий раз упоминаются в связи с какой-либо другой темой. Сами по себе они не рассматриваются. Божье откровение нигде не ставит целью сообщить нам что-либо о природе ангелов. Когда они упоминаются, цель всегда состоит в том, чтобы сообщить нам еще что-нибудь о Боге, о том, что и как Он делает. Поскольку подробности, касающиеся ангелов, для этой цели не имеют значения, авторы Писания их опускают.

 

История учения

 

Среди всех христианских учений тема ангелов имеет, пожалуй, самую запутанную историю. Временами интерес к учению об ангелах совершенно овладевал умами и выдвигались самые странные и сумасбродные теории и предположения относительно их природы и деятельности. В другие времена вера в ангелов рассматривалась как пережиток донаучного и некритического образа мыслей. Желание избежать обеих этих довольно нелепых крайностей могло бы побудить нас обойти эту тему. Однако опасность неправильной трактовки не должна удерживать нас от рассмотрения темы подлинной


важности. Барт признает, что при рассмотрении этой темы мы приближаемся к "проблемам, которые не имеют отношения к задачам и целям догматического богословия, основанного на Слове Божьем". Он приводит список богословов, считавших эту тему периферийной: Ориген, Григорий Назианзин, Августин, Фома Аквинский и Жан Кальвин,

- и тем не менее замечает: "Однако не может, конечно, быть и речи о том, чтобы уклониться от этой проблемы"592.

 

Учение об ангелах не всегда считалось столь сомнительным. Апологеты II века приписывали ангелам статус, граничащий с божественным. Отвечая, например, на обвинение в атеизме, выдвигавшееся против христиан, Юстин перечисляет существа, перед которыми христиане благоговеют и которым поклоняются; он включает в этот список не только Сына, но и сонм ангелов, которые сопровождают Его и подобны Ему593.

 

В средние века тема ангелов была предметом активной дискуссии. Мощным стимулом для нее послужило сочинение анонимного автора V или VI века, объявившего себя

Дионисием Ареопагитом, который был обращен в христианство Павлом в Афинах (Деян. 17:34). В своей классификации он разделил ангелов на три группы: 1) престолы, херувимы, серафимы; 2) силы, господства, власти; 3) начальства, архангелы, ангелы.

Члены первой группы, самой близкой к Богу, просвещают членов второй группы, которые в свою очередь просвещают членов третьей группы. Дионисий разработал целую концепцию иерархии. Иерархия имеет отношение не только к сфере ангелов; она присуща всей реальности. Основывая свою аргументацию на утверждении Павла, что закон был преподан ангелами (Гал. 3:19), Дионисий доказывал, что человек не имеет прямого, непосредственного доступа к Богу и не встречается с Его проявлением. Будучи членами низшего порядка или чина, мы приводимся к связи с божественным только через ангелов.

Человеческие сообщества, и прежде всего церковь, должны отражать подобную же иерархическую структуру594.

 

Мысль позднего средневековья проявляла большой интерес к ангелам. В "Сумме против язычников" Фома Аквинский пытается доказать существование ангелов с помощью разума595. В "Сумме теологии" он определяет различные связанные с ними постулаты: их число больше, чем общее число всех материальных существ; каждый из них имеет свою собственную индивидуальную природу; они всегда находятся в какой-то конкретной точке, но не ограничены ею596. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который придается ему при рождении (до рождения каждое дитя находится под попечительством ангела-хранителя своей матери). Хотя ангелы радуются успеху и отзывчивости тех, кто находится под их попечением, они не печалятся в случае каких-то отрицательных событий, так как скорбь и страдание им чужды597. Рассмотрению природы и состояния ангелов Фома посвятил не менее 118 отдельных вопросов. Возможно, именно этим своим интересом к ангелам он заслужил титул "ангелического доктора". Из рассмотрения его сочинений видно, что многие из его идей об ангелах основывались на том, что мы теперь назвали бы натурбогословием, то есть на ряде рациональных аргументов и выводов.

 

Следствием аргументов и теорий Фомы было то, что огромное значение стало придаваться сверхчувственному миру ангелов. Ведь если их число превосходит общее


число существ, связанных с материей, то материальная, земная сфера должна быть второстепенной пе своему значению. Поэтому в большинстве последующих богословских систем (как и во многих предшествовавших) господствовала тенденция приписывать все происходящее ангельской (или бесовской) деятельности.

 

Попытки доказать существование ангелов, опираясь на рациональный фундамент, предпринимались не только в сочинениях Фомы. Мы встречаемся с ними и у более поздних богословов. Иоганн Квенштедт, один из лютеранских богословов XVII века, доказывал, что существование ангелов или чего-то подобного им весьма вероятно, поскольку в природе нет пробелов598. Коль скоро есть предметы (сущности) чисто телесные, такие как камни, и существа отчасти телесные и отчасти духовные, а именно люди, мы можем предполагать, что были созданы и существа чисто духовные, а именно

ангелы. Даже Чарльз Ходж доказывал, что представление о человеке как о единственном разумном существе настолько же неправдоподобно, как идея о том, что насекомые представляют собой единственных неразумных животных: "Есть все основания предполагать, что среди разумных созданий существует такое разнообразие, как и в животном мире"599.

 

Некоторые ранние богословские системы были повинны в том, что отводили ангелам слишком большое место, многие же современные теории сводят учение об ангелах к минимуму или даже вообще исключают ангелов из богословского рассмотрения. В особенности это относится к выдвинутой Рудольфом Бультманом программе демифологизации. Он отмечает, что ангелы играют важную роль в Новом Завете. Они занимают небеса (добрые ангелы) и преисподнюю (бесы). Однако они не ограничены небесами и преисподней. Как ангелы, так и бесы активно действуют и в среднем слое, на земле. По поручению Бога и от Его имени ангелы могут чудесным образом вмешиваться в установленный в сотворенном мире порядок. Бесы же вселяются в человека, подчиняя его себе с помощью таких средств, как болезни. Однако в наше время мы более не верим в существование подобных духовных существ, говорит Бультман. Теперь, основываясь на нашем возросшем знании природы, мы понимаем, что болезни вызываются не бесами, а вирусами и бактериями. Мы понимаем также, благодаря чему происходит выздоровление от болезни. Бультман утверждает: "Невозможно использовать электрические лампы и радио, пользоваться плодами современных открытий в области медицины и хирургии и в

то же время верить в мир духов и чудес Нового Завета"600. Бультман доказывает, что в вере авторов Нового Завета в духов нет ничего уникального или особенного. Это всего

лишь отражение широко распространенных в народе представлений того времени. Иными словами, это миф. Следует заметить, что многие люди нашего времени, ничего не знающие о высокотехничной и тонкой герменевтике Бультмана, отбрасывают веру в ангелов как устаревшую. К первым областям христианского учения, подвергшимся общераспространенной демифологизации, относятся вера в ангелов и в ад.

 

В последней части XX века произошло настоящее возрождение ангелологии водной довольно ограниченной области - в том, что касается деятельности злых ангелов. В обществе в целом значительно возрос интерес к сверхъестественному, включая увлечение оккультизмом. В некоторых кругах, возможно, в порядке реакции на естественно-научный


рационализм, расцвели теории и объяснения, выходящие за рамки, очерченные законами природы. Христиане начали снова проявлять интерес к демонологии, особенно к одержимости бесами и вызываемым бесами заболеваниям. В какой-то связи с этим, хотя, быть может, с некоторым запозданием по времени, начал распространяться и широкий религиозный интерес к добрым ангелам601. Тем не менее все это не сопровождалось появлением какого-либо сбалансированного исследования природы и деятельности ангелов, добрых и злых.

 

Добрые ангелы

 

Терминология

 

 

Основной еврейский термин для обозначения ангела -      (mal'ak); соответствующее греческое слово - (angelos); в обоих случаях основное значение слова - "вестник". Оба термина используются применительно как к посланцам-людям, так и к ангелам. Когда речь идет об ангелах, эти термины подчеркивают их роль как носителей послания.

 

 

Среди людей, к которым применялись термины        или , можно отметить посланца Иезавели к Илии (3 Цар. 19:2), а также некоторых учеников Иоанна Крестителя (Лк 7:24) и Иисуса (Лк. 9:52). Некоторые исследователи выдвигают предположение, что в Ветхом Завете слово в единственном числе обычно относится к божественным посланникам (т.е. к ангелам), а во множественном - к человеческим, но исключения из правила настолько многочисленны и важны, что наблюдение это теряет какое бы то ни

было реальное значение602. Другие еврейские выражения, относящиеся, как считается, к ангелам, - "сыны Элохима" (Иов 1:6; 2:1) и "сыны Элима" (Пс. 28:1; 88:7). Сомнительно, может ли слово элохим само по себе обозначать ангелов, хотя Септуагинта переводит его так в ряде случаев, из которых наиболее известен Пс. 8:6. Другие термины, используемые в Ветхом Завете для обозначения ангелов, - "святые" (Пс. 88:6, 8) и "Бодрствующие" (Дан. 4:10, 14, 20). Собирательные обозначения их - "сонм" (Пс. 88:8), "собрание" (Пс. 88:6) и "воинства" или "силы", как, например, в очень распространенном выражении "Господь сил"603, которое более шестидесяти раз встречается в одной только книге пророка Исайи.

 

Часто, когда в Новом Завете появляется слово , ему сопутствует какое-то выражение, делающее ясным, что речь идет об ангелах, - например, "Ангелы небесные" (Мф. 24:36). Другие выражения, используемые в Новом Завете для обозначения ангелов, - "воинство небесное" (Лк. 2:13), "духи" (Евр. 1:14) и, в различных комбинациях, "начальства", "престолы", "господства" и "власти" (см., в частности, Кол. 1:16; а также Рим. 8:38; 1 Кор. 15:24; Еф. 6:12; Кол. 2:15). Термин архангел появляется в двух местах, в 1 Фес. 4:16 и в Иуд. 9. Во втором из них архангелом назван Михаил.

 

Их происхождение, природа и статус


В Писании нет прямо и ясно высказанного утверждения о сотворении ангелов, не упоминаются они и в рассказе о творении (Быт. 1 - 2). Их сотворение, однако, явно подразумевается в Пс. 148:2, 5: "Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его... Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились". Ангелы, как и небесные объекты, упомянутые в стихах 3 и 4, объявляются здесь сотворенными Господом. То же самое как будто бы утверждается и в Кол. 1:16: "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано". Некоторые исследователи считают, что Быт. 2:1 и Иов 38:7 свидетельствуют о том, что ангелы входили в первоначальное творение, но тексты эти недостаточно ясны, чтобы использовать их в качестве основания для такого утверждения. Складывается впечатление, что все ангелы были сотворены прямо и одновременно, поскольку предполагается, что они не имеют способности размножаться обычным образом (Мф. 22:30), а кроме того, нам ничего не сообщается о каких-либо новых непосредственных актах творения со стороны Бога после завершения первоначального акта творения (Быт. 2:2-3).

 

Иудеи и христиане долгое время верили и учили, что ангелы представляют собой нематериальные или духовные существа. С другой стороны, ангелы являлись в облике людей с физическими телами. Здесь, как и в вопросе о сотворении ангелов, у нас не очень много ясных и определенных свидетельств. Действительно, можно сделать вывод, что в Деян. 23:8-9 проводится различие между ангелами и духами, хотя, возможно, ангелы входят в более общую категорию духов. Наиболее ясное утверждение о духовной природе ангелов мы находим в Евр. 1:14, где автор, явно имея в виду ангелов (см. Евр. 1:5, 13), говорит: "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" То, что ангелы - духи, можно заключить также и из следующих соображений:

 

1.  Бесы (падшие ангелы) описываются и характеризуются как духи (Мф. 8:16; 12:45; Лк. 7:21; 8:2; 11:26; Деян. 19:12; Отк. 16:14).

 

2.  Нам сказано, что "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, Против духов злобы поднебесных" (Еф, 6:12).

 

3.  В Кол, 1:16 Павел характеризует небесные силы как невидимые.

 

4.  То, что ангелы - духи, по-видимому, следует (хотя и не обязательно) из утверждений Иисуса, что ангелы не женятся (Мф. 22:30) и не умирают (Лк. 20:36).

 

Некоторые богословы утверждают, что, поскольку нет никаких упоминаний о душах ангелов, они не имеют ни души, ни тела как необходимого вместилища души следовательно, ангелы должны быть духовными). Такой довод, однако, представляется довольно искусственным. Помимо того, что этот аргумент основывается на умолчании, он включает в себя весьма спорное представление о взаимоотношении души и тела.


Учитывая приведенные выше соображения, достаточно обоснованным кажется вывод, что ангелы - духовные существа; у них нет физического или материального тела.

Описываемые в Библии физические появления ангелов следует рассматривать как обличья, принимаемые в особых случаях (ангелофания, то есть явление ангелов).

 

Как мы уже отмечали ранее в этой главе, временами проявляется тенденция к чрезмерному возвеличиванию ангелов, к превращению их в объекты поклонения и благоговения, которые должны относиться только к

 

Божеству. В самом пространном библейском отрывке, посвященном ангелам, в Евр. 1:5 - 2:9, особо указывается, что Христос выше ангелов. Хотя Он на короткое время был немного умален перед ангелами, Он во всех отношениях выше их. Они не относятся к той же категории или к тому же классу, что я Божество. Иисус подчинялся Отцу лишь какой- то период времени, тогда как ангелы всегда подчиняются Богу и выполняют Его волю; они не действуют по своей собственной независимой инициативе. Хотя они и выше человека по многим своим способностям и качествам, они относятся к классу сотворенных и, следовательно, ограниченных существ. Мы не знаем точно, когда они были сотворены, но очевидно, что в какой-то момент Бог действительно их сотворил.

Будучи полностью духовными, они уникальны среди сотворенных существ, и все же они остаются сотворенными существами.

 

Ангелов очень много. В Писании число их определяется по-разному: "тьмы" (Вт. 33:2), "тьмы, тысячи тысяч" (Пс. 67:18), "двенадцать легионов" (от 36000 до 72000, так как в римский легион входило от 3 до 6 тысяч воинов; Мф. 26:53), "...тьмами ангелов, к торжествующему собору" (Евр. 12:22-23), "тьмы тем и тысячи тысяч" (Отк. 5:11).

Последняя характеристика, возможно, воспроизводит Дан. 7:10. В Иова 25:3 и 4 Дар. 6:17 также говорится об огромном числе ангелов. Хотя нет никаких оснований считать какую- либо из этих цифр точным числом ангелов, особенно учитывая символический характер указываемых чисел (12 и 1000), тем не менее ясно, что ангелы составляют очень большую группу.

 

Внешний вид

 

В большинстве случаев ангелы невидимы. Господь должен был открыть Валааму глаза, чтобы тот смог увидеть стоящего на его пути ангела (Чис. 22:31). Елисей молился, чтобы Господь открыл глаза его слуге; после этого юноша увидел, что вся гора кругом Елисея наполнена конями и колесницами огненными (4 Цар. 6:17). Когда ангелы видимы, они обычно имеют облик, подобный человеческому, так что их легко принять за людей (Быт. 18:2, 16, 22; 19:1, 5, 10, 12, 15, 16; Суд. 13:6; Мк. 16:5; Лк. 24:4). Иногда от них исходит

сияние славы Господней (Лк. 2:9; 9:26). А в некоторых случаях их можно увидеть облаченными в белые блистающие одежды (по всей вероятности, это исходящее от них сияние славы Господней). Обратите внимание на то, как Матфей описывает ангела Господня, который отвалил камень от двери Иисусова гроба: "Вид его был, как молния, и одежда его была, как снег" (Мф. 28:3; ср. Иез. 1:13; Дан. 10:16; Отк. 1:14 и 19:12).


Некоторые из широко распространенных представлений не подтверждаются свидетельствами Писания. Нет никаких указаний на то, чтобы ангелы являлись в женском облике. Нет также и ясных, определенных упоминаний о том, что у них есть крылья, хотя в Дан. 9:21 и Отк. 14:6 говорится о том, что они летают. Крылатыми описываются херувимы и серафимы (Исх. 25:20; Ис. 6:2), а также символические существа ("животные") в Иез. 1:6 (ср. Отк. 4:8). Однако у нас нет уверенности в том, что характеристики херувимов и серафимов распространяются на всех ангелов вообще.

Поскольку нигде ясно и определенно не говорится, что у ангелов есть крылья, нам следует считать это в лучшем случае предположением, не обязательно верным, основывающимся на тех стихах Библии, где написано, что они летают.

 

Их возможности и сила

 

Ангелы описываются как личности, С ними можно общаться. У них есть разум и воля (2 Цар. 14:20; Отк. 22:9). Они представлены как существа с моральными качествами; некоторые из них называются святыми (Мф. 25:31; Мк. 8:38; Лк. 1:26; Деян. 10:22; Отк. 14:10), тогда как другие, отпавшие, считаются лживыми и греховными (Ин. 8:44; 1 Ин, 3:8-10).

 

В словах Иисуса в Мф. 24:36 подразумевается, что ангелы обладают сверхчеловеческим знанием, но в то же самое время определенно утверждается, что их знание не безгранично: дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один". В 1 Пет. 1:12 как будто бы содержится указание на ограниченность их знания. Они определенно возрастают и совершенствуются в своем знании, наблюдая действия людей и слыша слова их покаяния (Лк. 12:8; 15:10; 1 Кор. 4:9; Еф. 3:10). О том факте, что их знание превосходит человеческое, свидетельствует их присутствие в некоторых случаях на небесных собраниях, их участие в процессе передачи людям содержания откровения (Гал, 3:19), а также истолкование ими видений (как в книгах Даниила и Захарии). Сравнение с ангелом может означать, что человек очень мудр.

 

Обладая великими знаниями, но не всеведением, ангелы точно так же обладают великой, сверхчеловеческой силой, но не всемогуществом. Факт великой силы ангелов показывается в Писании тремя способами:

 

1.  Титулами, которые присваиваются по крайней мере некоторым из них, - начала (начальства), силы, власти, господства, престолы.

 

2.  Прямыми утверждениями, например: "Ангелы, превосходя их [людей] крепостию и силою" (2 Пет. 2:11); "Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его" (Пс. 102:20).

 

3.  Последствиями и результатами, которые приписываются их действиям, - см. 2 Пар. 32:31; Деян. 12:7-11, а также ниже раздел, посвященный обсуждению деятельности ангелов (с. 374 - 376). Эта великая сила получена ангелами от Бога, и в использовании ее они продолжают зависеть от Его благосклонной воли. Они могут действовать лишь в


пределах дозволенного им. Это относится даже к сатане, способность которого навлекать бедствия на Иова была ограничена волей Господа (Иов 1:12; 2:6). Ангелы Божьи действуют только во исполнение Божьих повелений. Лишь Бог творит чудеса (Пс. 71:18). Будучи сотворенными существами, ангелы подвержены всем ограничениям, присущим творению.

 

Организация

 

Для объяснения организации ангельских чинов порой разрабатываются довольно сложные и изощренные схемы. Однако ясной и определенной информации на этот счет имеется очень мало. Мы знаем, что существуют архангелы, явно занимающие более высокое положение по сравнению с обычными ангелами. Термин этот употреблен в Библии лишь дважды - в 1 Фес. 4:16 и в Иуд. 9, а конкретно архангелом назван только Михаил.

Существует мнение, что Гавриил - тоже архангел, однако в Библии он нигде так не называется. Равным образом, нам не сообщается, сколько существует архангелов.

 

Предпринимались попытки построить иерархическую схему на основе использования Павлом различных терминов - таких как начальства (начала), силы и престолы. Вполне вероятно, что термины эти обозначают различные функции, но нет никакой возможности установить, подразумевают ли они какую-либо цепочку субординации.

 

Особую проблему представляют собой херувимы и серафимы, поскольку нигде ничего не говорится об их отношении к ангелам вообще. Имеется лишь одно упоминание о серафимах: в Ис. 6:2-3 они изображены славящими Бога и поклоняющимися Ему.

Херувимы, напротив, упоминаются довольно часто; они описываются как крылатые существа с обликом, подобным человеческому, они неким особым образом прислуживают Богу, престол Которого находится над ними (Чис. 7:89; 1 Цар. 4:4; 2 Цар. 6:2; Пс. 79:2; 98:1 и т.д.). Когда Адам и Ева были изгнаны из Едемского сада, Бог поставил херувима с пламенным мечом, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24).

 

В отношении серафимов и херувимов высказываются разного рода предположения. Некоторые авторы доказывают, что херувимов следует отождествлять с серафимами604. Огастас Строит отстаивал ту точку зрения, что их надо понимать не как реальные существа, занимающие более высокое положение, чем человек, но как "символические явления, олицетворяющие собой спасенный через искупление род человеческий,

наделенные всеми совершенствами творения, которые были утеряны при грехопадения, и созданные как место пребывания Бога"605. При отсутствии дополнительных данных представляется бессмысленным строить догадки и предположения на эту тему. Самая осторожная и взвешенная позиция состоит в том, чтобы просто относить серафимов и херувимов к числу тех духовных созданий, которые обозначаются общим термином ангел. Быть может, это ангелы, выполняющие некоторые особые задачи и функции, или, возможно, это особые типы ангелов. Во всяком случае, у нас нет оснований настаивать на утверждении, что характерные свойства серафимов или херувимов относятся ко всем ангелам. И мы не знаем, занимают ли они более высокое или более низкое положение, если такая градация существует вообще.


Трудные термины

 

Есть два трудных термина, заслуживающих особого внимания: "сыны Божий" и "ангелы Господни". В Быт. 6:2 читаем, что "сыны Божий" брали себе жен из "дочерей человеческих". Некоторые исследователи делают вывод, что эти сыны Божий были на самом деле ангелами, бравшими себе человеческих жен, чтобы произвести расу могучих, сильных людей. Среди доводов, выдвигаемых в защиту такого истолкования, приводится тот факт, что ангелы называются сынами Божьими в других местах Писания (Иов 1:6; 2:1; 38:7), а также то обстоятельство, что, по-видимому, в то же самое время на земле обитала некая раса сверхлюдей (Быт. 6:4). С другой стороны, тот факт, что на земле тогда распространилось великое развращение, разгневавшее Бога и ставшее причиной потопа, дал повод для предположения, что сынами Божьими могли быть падшие ангелы. Но предположение, что ангелы (будь то добрые или павшие) брали человеческих жен и производили детей, противоречит тому, чему учил нас об ангелах Иисус (Мф. 22:30). В свете этого такое истолкование, что "сыны Божий" в Быт. 6:2 - это потомки Сифа, бравшие жеи из числа безбожных потомков Каина, сталкивается с меньшими трудностями, чем понимание "сынов Божиих" как ангелов. Тем не менее, ни одна их этих альтернативных точек зрения не может быть принята с достаточной степенью уверенности. Мы вынуждены сделать вывод, что у нас просто нет достаточных данных,

для использования этого стиха в качестве источника информации об ангелах. Такой вывод не следует рассматривать в качестве примера "евангельской демифологизации", как это сделал автор недавно вышедшей работы в защиту традиционного отождествления "сынов Божиих" в Быт. 6:2 с ангелами606. Речь вдет лишь о сохранении скептицизма в недостаточно ясной ситуации

 

С такой же трудностью мы сталкиваемся при определении понятия "ангел Господень". В Ветхом Завете есть множество упоминаний об "ангеле Господнем" или "ангеле Божьем" (Быт. 16:7-14; 18; 22:11,14-15; 24:7, 40; 32:24-30; 48:15-16; Иех. 3:2; 14:19; 23:20-23; 32:34 -

33:17; Суд. 2:1, 4; 5:23; 6:11-24; 13:3 и т.д.). Проблема заключается в том, что, с одной стороны, есть множество мест Писания, где Ангел Господень отождествляется с Богом, а

с другой - много и таких мест, где между ними проводится различие. Примерами стихов, в которых эти понятия отождествляются, могут служить Быт. 31:11 и 13, где Ангел Господень говорит: Бог, явившийся тебе в Вефиле", и Исх. 3:2 и 6, где Ангел

Господень говорит Моисею: Бог отца твоего". Примерами стихов, в которых эти два понятия различаются, являются Быт. 16:11, где ангел Господень говорит Агари: "Услышал Господь страдание твое", - и Исх. 23:20, где Господь говорит народу Израиля; "Вот Я посылаю пред тобою Ангела". Есть три главных истолкования выражения "ангел Господень": 1) это просто ангел, получивший особое поручение; 2) это Сам Бог, временив ставший видимым в человеческом облике; 3) это Логос, краткое и предшествующее

воплощению в Иисусе явление второго Лица Троицы607. Хотя ни одно из этих истолкований не представляется вполне удовлетворительным, в свете ясного утверждения тождественности этих понятий вторая интерпретация кажется наиболее убедительной.

Там же, где проводится явное различие между Богом и ангелом Господним, Бог просто говорит о Себе в третьем лице. Следовательно, из того, что говорится об ангеле Господнем, невозможно сделать какие-либо выводы, приложимые ко всем ангелам. ,


Их деятельность

 

1.  Ангелы постоянно восхваляют и прославляют Бога (Иов 38:7; Пс. 102:20; 148:2; Отк. 5:11-12; 7:11; 8:1-4). Хотя обычно это происходит пред Богом, в Его присутствии, по крайней мере один раз это имело место и на земле - при рождении Иисуса ангелы пелиг "Слава в вышних Богу" (Лк. 2:13-14).

 

2.  Ангелы раскрывают и сообщают послание Бога человеку. Эта их деятельность более всего связана со значением слова ангел. Ангелы, в частности, действуют как посредники в преподании людям закона (Деян. 7:53; Гал. 3:19; Евр. 2:2). Хотя в Исх. 19 они не упоминаются, во Вт. 33:2 говорится: "Господь... шел со тьмами святых". Это не вполне ясное место может быть указанием на посредническую роль ангелов. Хотя нигде не говорится, чтобы они выполняли сходную функцию в отношении новозаветной вести, в Новом Завете они часто описываются как приносящие послание от Бога. Гавриил явился Захарии (Лк. 1:13-20) и Марии (Лк. 1:26-38). Ангелы также обращались к Филиппу (Деян. 8:26), Корнилию (Деян. 10:3-7), Петру (Деян. 11:13; 12:7-11) и Павлу (Деян. 27:33).

 

3.  Ангелы помогают верующим. Это включает в себя защиту верующих от всяческого вреда и ущерба. Во времена ранней церкви именно ангел вызволил апостолов (Деян. 5:19), а позже и Петра (Деян. 12:6-11) из темницы. Псалмопевец также ощущал на себе заботу ангелов (Пс. 33:8; 90:11). Однако основная помощь касается духовных нужд. Ангелы чрезвычайно заинтересованы в духовном благополучии верующих, они радуются при их обращении (Лк. 15:10) и служат им в их нуждах (Евр. 1:14). Ангелы наблюдают за нашей жизнью (1 Кор. 4:9, 1 Тим. 5:21) и присутствуют в церкви (1 Кор. 11:10). После смерти верующего они относят его в чертоги блаженства ("на лоно Авраамово", Лк. 16:22).

 

4.  Ангелы приводят в исполнение суд над врагами Божьими. Ангел Господень поразил 185000 ассирийцев (4 Цар. 19:35) и поражал детей Израиля, пока Господь не велел ему убрать свою руку от Иерусалима (2 Цар. 24:16). Именно Ангел Божий встал между станом египетским и станом сынов Израиля (Исх. 14:19-20); результатом этого было спасение сынов Израилевых и гибель египтян в Красном море. Именно ангел Господень поразил насмерть Ирода (Деян. 12:23). Книга Откровения содержит множество пророчеств о суде

и наказании, творимых ангелами (Отк. 8:6 - 9:21; 16:1-17; 19:11-14).

 

5.  Ангелы будут принимать участие во втором пришествии. Они будут сопровождать Господа при Его возвращении (Мф. 25:31) - точно так же, как они присутствовали при других важных событиях в жизни Иисуса, в том числе при Его рождении, искушении дьяволом и воскресении. Они отделят пшеницу от плевел (Мф. 13:39-42). Христос пошлет ангелов Своих с громогласной трубой, чтобы собрать избранных от четырех ветров (Мф. 24:31; ср. 1 Фес, 4:16-17).

 

Что можно сказать о концепции ангелов-хранителей, о той идее, что у каждого человека или, во крайней мере, у каждого верующего есть свой особый ангел, которому поручено заботиться о нем и сопровождать его в этой жизни? Это представление было частью верований, распространенных среди иудеев во времена Христа, а оттуда перешло в


мышление некоторых христиан608. В качестве доказательства существования ангелов- хранителей приводятся два библейских текста. Призвав, дитя и поставив его посреди Своих учеников, Иисус сказал: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного" (Мф. 18:10). Когда служанка Рода сказала другим христианам, собравшимся в доме, что Петр стоит у ворот, они отвечали ей: "Это Ангел его" (Деян. 12:15). Эти стихи, как кажется, указывают на то, что к каждому человеку прикрепляется особый ангел.

 

Следует, однако, отметить: в других местах в Библии мы читаем, что отдельных верующих сопровождают, охраняют и обеспечивают всем необходимым не один, а много ангелов. Елисей был окружен многими конями и колесницами огненными (4 Цар. 6:17);

Иисус мог призвать двенадцать легионов ангелов; несколько ангелов отнесли душу Лазаря на лоно Авраамово (Лк. 16:22). Кроме того, из слов Иисуса об ангелах малых сих ясно, что они находятся пред Отцом, в Его присутствии. Это указывает, скорее, на то, что ангелы славят Бога и поклоняются Ему в Его присутствии, а не на то, что они охраняют

отдельных людей и заботятся о них в этом мире. Ответ Роде отражает традиционное иудейское представление, согласно которому ангел-хранитель похож на того человека, который ему поручен. Но свидетельство о том, что некоторые из первых христиан верили в ангелов-хранителей, не придает этому верованию авторитетности. У некоторых христиан до сих пор ошибочные или путаные суждения по многим вопросам. При отсутствии ясного и определенного дидактического материала следует сделать вывод, что у нас нет достаточно убедительных свидетельств, подтверждающих представление об ангелах-хранителях.

 

Злые ангелы

 

Статус демонологии в наше время

 

Определенную проблему представляет вопрос о том, в каком месте следует обсуждать тему злых ангелов. Рассмотрение ее в привязке к добрым ангелам указывает как будто на некую аналогию или некое сходство. Учитывая, что деятельность добрых ангелов обсуждается здесь по той причине, что они очевидным образом связаны с провидением, не выглядит ли рассмотрение здесь же темы злых ангелов, или бесов, в какой-то степени неуместным? Не было бы правильнее перенести эту тему в раздел, где обсуждается грех? Но рассмотрение вопроса о злых ангелах именно в данном месте оправдано по двум причинам. Во-первых, злых ангелов следует изучать в тесной связи с добрыми ангелами, поскольку они имеют общее происхождение и многое из того, что было сказано о последних, относится и к первым. Есть множество положений, общих для всех ангелов. Добрые ангелы остаются тем, чем когда-то были и злые ангелы. Во-вторых, у Божьего провидения есть тень в виде проблемы зла. И коль скоро мы только что обсудили тему зла, представляется разумным рассмотреть здесь же тему бесов и дьявола. Мы еще раз обратимся к этим представителям и проводникам зла при обсуждении вопроса о грехе и искушении, а также учения о последних событиях; но и здесь мы просто не можем оставить их без внимания.


В последнее время в богословии наблюдается тенденция к пересмотру представлений о бесах и сатане. Одной из таких попыток стала, разумеется, программа демифологизации Рудольфа Бультмана, уже упоминавшаяся в этой главе. В соответствии с этим и подобными ему мнениями, бесы - всего лишь мифологические персонажи, заимствованные из культуры того времени. В частности, высказывается точка зрения, что библейское представление о бесах отражает влияние персидской мифологии. Хотя при поверхностном рассмотрении эта идея выглядит привлекательной, в ней не принимается во внимание тот факт, что в христианском понимании совершенно отсутствует дуализм, столь характерный для персидского мышления609. Дьявол и бесы - не независимая сила, противостоящая Богу; их существование исходит от Бога, хотя существование это ныне искажено и вступило в противоречие со своим первоисточником. Таким образом, мнение о персидском происхождении библейского представления о бесах в значительной степени

лишено оснований. В случае же с предложенной Бультманом демифологизацией имеется еще и целый ряд сопутствующих проблем.

 

Второй альтернативный подход - деперсонализация бесов. В наше время невозможно отрицать реальность зла" Даже люди, отвергающие такие идеи, как всеобщая греховность и первородный грех, часто выступают с осуждением несправедливости и войн в нашем мире. Некоторые богословы воспринимают все это зло не как исходящее из личного источника, а как часть самой структуры реальности и, в особенности, нашей современной социальной реальности. Термины демонический, бесовский понимаются как характеристики мощных общественных сил и структур, не относящиеся к личным

существам. К числу сторонников такого подхода принадлежит Пауль Тиллих610.

 

Третий современный подход к вопросу о бесах - подход Карла Барта. Он подчеркивает полную противоположность бесов и ангелов611. Это не означает, что он полностью отделяет эти две темы - краткое рассмотрение вопроса о бесах у него следует сразу после раздела, посвященного ангелам. Не имеет он в виду и существующее между ними противоборство. Идея Барта, скорее, заключается в том, что бесы и ангелы буквально не имеют ничего общего между собой. Это не два вида одного общего рода, рода ангелов.

Они абсолютно противоположны друг другу. Как "бессмыслица" не является одним из видов смысла, точно так же и бесы, или злые ангелы, не принадлежат к роду ангелов, а представляют собой реальность, которая осуждается, отрицается и исключается добрыми ангелами. Источник и природа бесов принадлежит пустоте, хаосу, мраку612. Они не созданы Богом, они - часть того, что угрожает Божьему творению. Это просто пустота в

своей динамике. Основная проблема, связанная с такой позицией, состоит в том, что ею отрицается конкретность зла и злых созданий.

 

Происхождение бесов

 

В Библии мало говорится о том, как злые ангелы пришли к своему нынешнему нравственному состоянию, и еще меньше об их происхождении. Некоторые заключения об их происхождении мы можем вывести из того, что говорится об их нравственных качествах. Определенную информацию о падении злых ангелов мы можем почерпнуть из


двух тесно связанных стихов. Во 2 Пет. 2:4 говорится: "Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ".

 

В Иуд. 6 сказано: ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня". Существа, описываемые в этих двух стихах, ясно и определенно названы ангелами, которые согрешили и были осуждены. Следовательно, они, подобно другим ангелам, должны быть сотворенными существами.

 

Проблема, связанная с этими двумя стихами, состоит в том, что, как в них сказано, злые ангелы содержатся в узах под мраком до суда. Это послужило основанием для предположения, что существует два типа падших ангелов: одни содержатся в узах, а другие свободны творить зло в мире. Другая возможность заключается в том, что эти два стиха описывают состояние всех бесов. Верность последнего предположения подкрепляется остальными стихами 2 Пет. 2. Во 2 Пет. 2:9 говорится, что "знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания ". Здесь использованы почти те же выражения, что и во 2 Пет. 2:4. Обратите внимание, что в последующей части главы (2 Пет. 2:10-22) описываются дальнейшие греховные Действия тех людей, которых соблюдают для наказания. Мы можем сделать вывод, что аналогичным образом и падшие ангелы хотя и содержатся в узах под мраком, во обладают достаточной свободой для того, чтобы творить свои злые дела.

 

Таким образом, бесы - это ангелы, сотворенные Богом и потому изначально добрые; но они согрешили и вследствие этого стали злыми. Мы не знаем точно, когда именно они взбунтовались, но это должно было произойти между тем моментом, когда Бог закончил творение и произнес: "Хорошо весьма", - и временем искушения и грехопадения человека (Быт. 3).

 

Князь бесов

 

Дьявол - название, данное в Писании предводителю или князю этих падших ангелов. Он известен также под именем сатана. Еврейское имя                    (satan) происходит от глагола

, означающего "быть врагом" или "действовать, как враг"613. Он, следовательно, есть

враг, противник, тот, кто противится делу Бога и народа Божьего. Греческое слово  или является транслитерацией еврейского имени. Самое употребительное греческое название - (дьявол, враг, клеветник). Используется также и слово

("клеветник", Отк. 12:10). Реже используются другие термины: "искуситель" (Мф. 4:3; 1 Фес. 3:5), "Веельзевул" (Мф. 12:24, 27; Мк. 3:22; Лк. 11:15, 19), "враг" (Мф.

13:39), "лукавый" (Мф. 13:19, 38; 1 Ин. 2:13; 3:12; 5:18), "Велиар" (2 Кор. 6:15),

"противник" (1 Пет. 5:8), "великий (или большой) дракон" {Отк. 12:3, 9), "отец лжи" (Ин. 8:44), "человекоубийца" (Ин. 8:44). Каждое из этих названий передает какую-то особенность характера или дел дьявола. Хотя дьявол прямо не называется в Писании бесом, ясно, что Иисус отождествлял сатану с Веельзевулом, князем бесов (см.


Параллельные места в Мф. 12:22-32; Мк. 3:22-30 и Лк. 11:14-23). То, что сатана - бес, подразумевается также в Лк. 10:17-20, где изгнание бесов означает поражение сатаны. Одержимые бесами называются "обладаемыми дьяволом" (Деян. 10:38; ср. Лк. 13:16).

 

Дьявол, как указывает его имя, ведет борьбу с Богом и с делом Христовым. Своей цели он стремится достичь прежде всего искушением человека. Это показано в рассказе об искушении Иисуса, в притче о плевелах (Мф. 13:24-30) и на примере греха Иуды (Лк.

22:3). (См. также Деян. 5:3; 1 Кор. 7:5; 2 Кор. 2:11; Еф, 6:11; 2 Тим. 2:26.)

 

Одно из главных средств, используемых сатаной, - ложь, обман. Павел говорит нам, что "сатана принимает вид Ангела света", а "служители его принимают вид служителей правды" (2 Кор. 11:14-15). О его обольщении ложью и обманом упоминается также в Отк. 12:9 и 20:8,10. У неверующих он "ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2 Кор. 4:4). Он противодействует и препятствует христианам в их служении (1 Фес. 2:18), используя для этого даже физические недуги (именно об этом, по всей вероятности, идет речь во 2 Кор. 12:7).

 

Но силе сатаны поставлены пределы. Как мы уже упоминали, он не мог сделать Иову ничего" что не было бы разрешено Богом. Ему можно с успехом противостоять, я тогда он бежит (Иак. 4:7; см. также Еф. 4:27). Он, однако, обращается в бегство не нашей собственной силой, но силой и властью Святого Духа (Рим. 8:26; 1 Кор. 3:16).

 

Деятельность бесов

 

Будучи подданными сатаны, бесы выполняют его дело в мире. Можно, следовательно, заключить, что они используют все те формы искушения и обольщения, которые применяет он. Они навлекают болезнь: немоту (Мк. 9:17), глухоту и немоту (Мк. 9:25), слепоту и немоту (Мф. 12:22), судороги (Мк. 1:26; 9:20; Лк. 9:39), расслабленность (паралич) и хромоту (Деян. 8:7). В особенности же они борются против духовного роста тех, кто входит в народ Божий (Еф. 6:12).

 

Одержимость бесами

 

В библейских рассказах случаям одержимости бесами уделяется особое внимание. Специальное выражение для этого - "иметь беса" () или "быть одержимым бесом" (). Иногда мы встречаем и такие выражения, как "нечистые духи" (Деян. 8:7) или "злые духи" (Деян. 19:12).

 

Одержимость бесами может проявляться различным образом. Мы уже отмечали различные физические заболевания, навлекаемые бесами. Одержимые могут обладать необычайной силой (Мк. 5:2-4), могут странно, эксцентрично себя вести - например, ходить без одежды и жить не в домах, а в гробах (Лк. 8:27) - или совершать действия, наносящие вред им самим (Мф. 17:15; Мк. 5:5), Все это - различные степени одного бедствия, поскольку Иисус говорит о злом духе, который "идет и берет с собою семь


других духов, злейших себя" (Мф, 12:45). Общим элементом во всех подобных случаях является разрушение человека - физическое, эмоциональное или духовное. Мы видим, что бесы могут разговаривать, используя, очевидно, голосовой аппарат одержимого человека (например, Мф. 8:29, 31; Мк. 1:24,26, 34; 5:7, 9, 10; Лк. 4:41; 8:28, 30). Бесы могут

вселяться в животных (см. параллельные описания эпизода со свиньями - Мф. 8; Мк. 5; Лк. 8).

 

Следует отметить, что одержимости бесами библейские авторы приписывали не всякое заболевание. Лука сообщает о том, что Иисус проводил различие между двумя видами исцеления: "Се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра" (Лк. 13:32). Такое же разграничение проводится в Мф. 10:8; Мк. 1:34; 6:13; Лк. 4:40-41; 9:1. Эпилепсию, например, не принимали автоматически за одержимость бесами. В Мф. 17:15-18 читаем, что Иисус изгнал беса из эпилептика, но в Мф. 4:24 эпилептики (как и паралитики) не отождествляются с одержимыми бесами. Во многих случаях исцелений нет никаких упоминаний о бесах. В Евангелии от Матфея, например, об изгнании бесов ничего не говорится при исцелении слуги сотника (Мф. 8:5-13), женщины, двенадцать лет страдавшей кровотечением (Мф. 9:19-20), двух слепых (Мф. 9:27-30), сухорукого (Мф.

12:9-14) и тех, кто прикасались к краю Его одежды (Мф. 14:35-36). Проказа, в частности, никогда не приписывается действию бесов.

 

Иисус изгонял бесов без произнесения каких-то сложных формул. Он просто приказывал им выйти (Мк. 1:26; 9:25). Изгнание бесов Он приписывал Духу Божьему (Мф. 12:28) или персту Божьему (Лк. 11:20). Властью изгонять бесов Иисус наделил Своих учеников (Мф. 10:1). Но для успешного изгнания бесов ученикам была необходима вера (Мф. 17:19-20). Как необходимое условие изгнания бесов упоминается также молитва (Мк. 9:29). Иногда для изгнания бесов требовалась вера со стороны третьего участника (Мк. 9:23-24; ср. Мк. 6:5-6). В некоторых случаях бесы изгонялись из человека, который не выражал желания быть исцеленным.

 

Нет никаких оснований полагать, что одержимость бесами имела место лишь в прошлом. Есть случаи - особенно (но не исключительно) в менее развитых культурах, - которым, по всей видимости, невозможно дать иное объяснение. Христиане должны быть готовыми к возможности встречи с одержимостью бесами в наши дни. В то же время не следует поспешно приписывать одержимости бесами любые отклоняющиеся от нормы физические и психические явления. Как Иисус и библейские авторы проводили разграничение между случаями одержимости и другими недугами, точно так же следует поступать и нам, испытывая духов.

 

В последние годы .наблюдается вспышка интереса к феномену одержимости бесами. В результате некоторые христиане начали рассматривать такую одержимость как главное проявление сил зла. На деле сатана, великий обольститель и обманщик, может даже поощрять интерес к одержимости бесами в надежде, что это сделает христиан беспечными и невнимательными в отношении других, более тонких форм влияния сил зла.

 

Участь сатаны и бесов


Из Библии ясно, что между Христом и Его последователями, с одной стороны, и сатаной и его воинством - с другой, идет упорная и напряженная борьба. Об этой борьбе свидетельствуют рассказы об искушении Иисуса (Мф. 4:1-11), о столкновениях Иисуса с бесами и множество других мест Писания (например, Лк. 22:31-34; Гая. 5:16-17; Еф, 6:10- 20). Искушение Христа представляет собой предварительную победу над сатаной. Другие свидетельства, предвещающие окончательную победу, можно найти в Лк. 10:18; Ин.

12:31; 14:30; 16:11; Рим. 16:20; Евр. 2:14-15; 1 Ин. 2:13; 3:8; 5:18. В Отк. 12 описывается

война на небе между Михаилом с его ангелами, с одной стороны, и сатаной с его ангелами

- с другой. В результате этой битвы сатана оказывается низверженным с неба на землю, а затем нападает на Христа и церковь. В главе 20 читаем, что сатана будет скован на тысячу лет (Отк. 20:2), затем на некоторое время освобожден, пока не окажется вверженным в озеро огненное и серное во веки веков (Отк. 20:10). Иисус говорит, что та же участь постигнет ангелов сатаны (Мф. 25:41).

 

Решающая битва в войне между добром и злом была выиграна Христом при Его распятии и воскресении. Сатана потерпел поражение, и, хотя он продолжает отчаянно сражаться, судьба его решена. Христианин может находить утешение в осознании того, что в любом из своих личных столкновений с сатаной он никоим образом не обречен на поражение (1 Кор. 10:13; 1 Ин. 4:4).

 

Роль учения об ангелах

 

Какой бы страной и непонятной ни казалась некоторым вера в добрых и злых ангелов, она играет важную роль в жизни христианина. Из изучения этой темы можно извлечь несколько важных и полезных уроков.

 

1.  Утешение и поддержку дает нам понимание того факта, что существует множество невидимых и могущественных существ, которые действуют в нашей жизни и могут помочь нам в наших нуждах. Глаза веры дают христианину то же, что видение ангелов дало слуге Елисея (4 Цар. 6:17).

 

2.  Хвала, которую ангелы возносят Богу, и их служение Ему показывают нам образец поведения на настоящее время и наши дела в будущей жизни в Божьем присутствии.

 

3.  Предупреждением для нас должен стать факт, что даже ангелы, которые были так близки к Богу, поддались искушению и пали. Это напоминает нам о необходимости быть внимательными, "чтобы не упасть" (1 Кор. 10:12).

 

4.  Знание о злых ангелах способствует повышению бдительности в отношении опасности и коварства искушения, которого можно ожидать от сатанинских сил, а также дает нам понимание приемов, которыми пользуется дьявол. Нам надо остерегаться двух крайностей. Нам не следует относиться к дьяволу слишком легкомысленно, недооценивая опасность. Но, с другой стороны, нам не следует проявлять к нему и слишком большого интереса.


5.  Мы черпаем уверенность в осознании того факта, что, как бы ни были могущественны сатана и его приспешники, их возможностям поставлены пределы. Поэтому, Божьей милостью, мы можем успешно сопротивляться его проискам. И мы знаем, что его окончательное поражение неизбежно.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.