11.05.2005
Скачать в других форматах:

Миллард Эриксон

Христианское богословие

Часть пятая. Человек

21. Введение в учение о человеке

Важность учения о человеке

 

В рамках курса гомилетики в семинарии преподаватель читал лекцию, посвященную различным частям проповеди. При обсуждении вводной части он совершенно категорически заявил: "Введение - важнейшая часть проповеди". Когда его темой стала основная часть проповеди, он провозгласил: "Основная часть проповеди - важнейшая ее часть". Предваряя тему заключительной части, он, ничуть не смущаясь, произнес: "Заключение - важнейшая часть проповеди". Наконец, один из учащихся в недоумении задал вопрос, который заинтересовал многих в классе: "Как все три части могут быть важнейшими?" Преподаватель терпеливо объяснил, что какая бы часть проповеди ни обсуждалась, она и является важнейшей - в момент обсуждения.

 

Точно так же соотносятся друг с другом части христианского богословия. В определенном смысле каждое учение имеет наиважнейшее значение, когда обсуждается именно оно.

Однако дело не только в этом, вопрос серьезнее. В своем роде каждое учение или, во всяком случае, многие из них имеют наиважнейшее значение. Учение о Писании - самое важное в эпистемологическом отношении. Если бы Бог не раскрыл нам Себя и не сохранил это откровение в Писании, мы не знали бы, в чем нуждаемся и как нам удовлетворить эту нужду. Учение о Боге - важнейшее с онтологической точки зрения, поскольку Бог - высшая, конечная реальность, источник и опора всего, что существует. Учение о Христе - самое важное учение в отношении нашего искупления, потому что без воплощения, жизни, смерти и воскресения Христа наше спасение не имело бы под собой никакого основания. Учение о спасении - важнейшее в экзистенциальном отношении, ибо в нем рассматривается действительное, подлинное изменение нашей жизни, нашего существования. Учение о церкви - важнейшее в социальном смысле, в смысле наших отношений, поскольку в нем верующий рассматривается как член христианской общины. А эсхатология - важнейшее учение с точки зрения истории, ибо она говорит нам о нашем вечном предназначении и нашей судьбе в вечности.

 

Учение о человеке особенно важно по ряду причин.

 

1.  Учение о человеке имеет большое значение потому, что оно тесно связано с основными христианскими учениями. Человек - высочайшее из всех Божьих творений на земле. Поэтому изучение человека делает более полным наше понимание Божьей деятельности и


в некотором смысле Самого Бога, ибо, изучая творение, мы познаем и Творца, Причем человек может дать нам больше знаний о Боге, чем любое другое Его создание. Ибо, как сказано в Библии, лишь человек был сотворен Богом по Его собственному образу и подобию (Быт. 1:26-27). Другими словами, изучение человека дает нам ключ к пониманию природы Бога. В той мере, в какой копия сходна с оригиналом, мы можем полнее понять Бога, изучая высочайшее из Его творений.

 

Учение о человеке в значительной степени способствует пониманию личности Христа, поскольку Библия говорит, что второе Лицо Троицы приняло человеческую природу. Этот факт означает, что для понимания природы Христа необходимо понять человеческую природу. Нам, однако, надо четко отделять сущностного человека, то есть такого

человека, который вышел из рук Творца, от экзистенциального или эмпирического человека, то есть того, которого мы видим в нынешнем реальном существовании. Богословский метод работает здесь в обоих направлениях. Если знакомство с библейским учением о человеке дает нам понимание человеческой природы Иисуса, то изучение

человеческой природы Иисуса дает нам более полное понимание того, чем на самом деле предназначено было быть человеку614.

 

Кроме того, учение о человеке во многих отношениях дает ключ к другим учениям, связь с которыми не столь очевидна. Если бы Бог не сотворил человека, не было бы, по- видимому, ни воплощения, ни Искупления, Некому бы было возрождаться и некого было бы оправдывать, а потому не было бы необходимости в возрождении и оправдании. И уж со всей очевидностью не было бы верующих, которые могли бы сформировать церковь.

 

Это означает, что нам необходимо приложить максимум усилий для правильной формулировки понимания человека. Наши представления в этом вопросе будут оказывать влияние на представления в других областях учения или даже предопределять их. Наше понимание человека придает определенную окраску осознанию того, что необходимо было для него сделать, как это было сделано и какова его конечная судьба. Коль скоро изучение человека является предпосылкой при исследовании других учений и коль скоро предпосылки оказывают существенное влияние на окончательные выводы, затраченные здесь усилия вполне окупятся, тем более что эти вопросы вполне доступны для. рассмотрения и их можно исследовать осознанно. При рассмотрении других учений те же самые вопросы предстают в более сложной форме и труднее поддаются тщательному анализу. Затраченные здесь дополнительные усилия, следовательно, будут особенно ценными.

 

Положение учения о человеке необычно. Здесь мы сталкиваемся с тем случаем, когда исследователь богословского вопроса является одновременно и его объектом. Сам богослов или исследователь - человек. Следовательно, богослов здесь становится объектом исследования, но не как богослов, а как человек. Это отличает антропологию от таких учений, как собственно богословие и христология (но не от таких учений, как сотериология, которая, как известно, изучает вопрос о спасении человека).

Антропологическое учение определяет, как мы понимаем самих себя, а следовательно, как


мы строим богословское учение, или даже что такое богословие - в той мере, в какой мы рассматриваем его как результат деятельности человека.

 

2.  Учение о человеке имеет большое значение потому, что это та точка, в которой сходятся библейское откровение и человеческие интересы и заботы. Богословие здесь рассматривает объект, который по всеобщему (или, по крайней мере, практически по

всеобщему) мнению действительно существует. Современное западное сознание может не чувствовать никакой уверенности в отношении того, существует ли Бог, жил ли в действительности такой человек, как Иисус из Назарета, происходили ли на самом деле приписываемые Ему чудеса. Возможно даже, хотя и маловероятно, что у западного сознания есть какие-то сомнения в отношении существования других личностей, но оно, конечно, мало сомневается или не сомневается вообще в своей собственной реальности.

Это экзистенциальный факт, с которым оно живет день за днем. И. если только оно не испытало на себе влияния восточной мысли, это, пожалуй, тот факт, в котором оно более всего уверено.

 

Следовательно, вопрос о человеке можно считать исходной точкой для диалога. Если человек начинает разговор с неверующим со слов о Библии или о Боге, он рискует потерять внимание слушателя, по сути еще не завоевав его. Сейчас многие строят свои убеждения на основе эмпирического подхода. Они скептически относятся ко всему, что выходит за пределы чувственного опыта. К тому же, современный ум часто проявляет склонность к гуманистическому мировоззрению, превращающему людей и человеческие мерки в высшую ценность и главный предмет интереса. Нередко это находит выражение в антиавторитаризме, отвергающем идею Бога, претендующего на право говорить человеку, что он должен делать, или авторитетность какой-либо книги, дающей предписания относительно веры и поведения.

 

Современный человек проявляет интерес к самому себе, к тому, что с ним происходит и что его ждет. Он, возможно, не особенно много размышляет на тему о человеке и человеческой природе. Возможно, он довольно пассивно принимает ценности, предлагаемые ему господствующими в данный момент мнениями. Но его интересует и заботит его собственное благополучие и место в жизни. Поэтому, хотя беседа и не закончится на человеке, это подходящая тема для ее начала.

 

Здесь мы имеем прекрасную возможность применить то, что Пауль Тиллих называл методом корреляции. Тиллих был убежден, что богословие по своему характеру должно быть, скорее, апологетическим, чем керигматическим. Под "керигматическим" он подразумевает такое богословие, в котором основой донесения послания считается его

авторитетность и исходя из этого провозглашается, во что надо верить и что делать615. В керигматическом богословии именно на этом основании, авторитете (т.е. Библии), устанавливается круг обсуждаемых вопросов и порядок их обсуждения. При этом не делается никакой серьезной попытки нацелить изложение учения на точки особой чувствительности слушателя и на его нужды. Это, скорее, излагающий и указующий, нежели "вопрошающий" подход.


В отвечающем же на вопросы, или апологетическом, богословии Тиллиха проводится анализ ситуации общих условий жизни и действительности, свойственных конкретной культуре. Особенности культуры проявляются в искусстве, философии, политике и технологии616. Анализ этот показывает, какие вопросы задаются данным обществом.

Таким образом, согласно системе Тиллиха, прежде чем доносить послание, необходимо выяснить, что является самым важным для тех людей, которым это послание адресуется617. Затем богословие излагает учение, основываясь на богословском

авторитете, но в такой форме, которая учитывает ситуацию. Послание при этом излагается в форме ответов на те вопросы, которые задает человек618. При таком подходе оно не будет рассматриваться как нечто чуждое, навязываемое извне619. Оно будет выглядеть вполне уместным и актуальным. В таком случае богословие соотносит свое учение с вопросами человека, а не предлагает ответы на вопросы, которые вовсе не задаются.

 

Тема человека - это та область, в которой христианин может успешно использовать метод корреляции. Поскольку в каждой культуре человек осознает самого себя, свои проблемы и нужды как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, к этой сфере проявляется большой интерес и в ней задается много вопросов. Следовательно, это многообещающая тема для начала диалога с неверующими. По обсуждение не закончится этой темой. Ибо вопросы, возникающие в сфере понимания неверующим самого себя, приведут к ответам, выходящим за рамку исходной темы обсуждения. В частности, поставленные вопросы сделают необходимым объяснение отношений человека с Богом, что в свою очередь потребует объяснения того, кто такой Бог и каков Он. Таким образом, хотя обсуждение может впоследствии отойти от исходной темы, начинается оно со сферы человеческих интересов.

 

Это приводит к мысли, что наша проповедь вполне может начинаться с какого-нибудь общего аспекта или элемента человеческого опыта. В частности, вступительная часть может основываться на том, что более всего интересует слушателя. Одна церковь, расположенная в небольшом городке, передает через единственную местную радиостанцию вторую половину своего богослужения. Распорядок этого богослужения таков, что в момент начала радиотрансляции, в половину двенадцатого утра, собравшиеся в церкви прихожане поют гимн. Затем после музыкальной части начинается проповедь.

Возможно, среди радиослушателей есть люди, которых проповедь вовсе не интересует, - они слушали предыдущую программу и просто не переключили или не выключили радио. Возможно, они оставили его включенным, услышав музыку. Но если проповедь начнется с пятиминутного описания культурной ситуации в городе Филиппы в первом веке или с объяснения того, каково значение наперсника в одеянии первосвященника в книге Исход, то радиослушатели могут отреагировать на это щелчком выключателя. С другой стороны, если проповедь начнется с описания какой-то ситуации, представляющей для людей интерес, а затем обратится к тому, что говорит об этой ситуации рассматриваемый отрывок из Писания, то есть шанс удержать внимание этих людей. Чаще всего мы склонны думать, что проблема эта касается исключительно радио- и телепроповедников, но мы были бы изумлены, узнав, сколь многие из сидящих перед проповедником в воскресное утро "отключаются" от проповеди, независимо от того, закрыты их глаза или же широко открыты. Учение о человеке - одна из тех областей, где можно получить


"зацепку" или "плацдарм" в уме современного нерелигиозного человека, ибо оно по крайней мере начинается с таких вопросов, которые волнуют человека с улицы.

 

3.  Учение о человеке имеет особенно большое значение в наши дни вследствие того огромного внимания, которое уделяется человеку различными научными дисциплинами. Число дисциплин, главным объектом внимания в которых становится человеческая природа или человеческое поведение, растет очень быстро. В университетах создаются новые факультеты и кафедры, занимающиеся разработкой неизученных до сего времени областей бихевиоральных наук. Даже школы бизнеса, занятия в которых раньше касались лишь экономических и организационных проблем, все больше обращаются к человеческому фактору, так как обнаруживается, что он часто является самым важным. В медицинских учебных заведениях все больше осознается тот факт, что врачи лечат не симптомы, не болезни и не тела, но людей и что они должны разбираться в человеческом аспекте взаимоотношений между врачом и пациентом. И, разумеется, человека продолжают изучать такие традиционные бихевиоральные науки, как психология, социология, антропология и политология.

 

Наблюдается повышение интереса к человеческим проблемам. В дискуссиях, особенно среди молодежи, преобладают этические проблемы. Какой бы вопрос ни выходил на первое место - расовые отношения в 50-х годах, вьетнамская война в 60-х годах, окружающая среда в 70-х годах, гонка ядерных вооружений в 80-х годах, - проявляется глубокая озабоченность. И возникающие при этом вопросы, что нам делать и что правильно, на которые порой даются довольно догматические ответы, - это вопросы, ставящие человека на путь, который вполне может привести его к мысли о трансцендентном Боге, являющемся основой всех моральных норм. Здесь следует заметить, что в политических спорах, иногда крайне резких, речь идет о вопросах в основе своей этических. Что важнее: материальное благосостояние или хорошее образование?

Следует ли экономическую защищенность ценить выше свободы выбора? Но по сути все эти проблемы ставят одни и те же вопросы: что такое человеческая природа? и что хорошо дли человеческих существ?

 

Если предыдущий пункт (а именно, что тема человека может явиться очень хорошим трамплином для начала диалога с неверующими) "вязан в первую очередь с интересом к себе отдельного человека, то здесь мы в большей степени ведем речь о коллективном интересе к себе общества, то есть о явлении, имеющем более интеллектуальный характер. Благодаря возрастанию числа академических дисциплин, в центре внимания которых находится человек, христианское богословие оказывается в благоприятной ситуации для вступления в диалог с иными научными точками зрения и методологиями. Как и в сугубо личной беседе с отдельным человеком, точно так же в академическом диалоге нам крайне важно иметь полное и точное понимание человека с точки зрения богословия, равно как и знание иных точек зрения по этому вопросу. Нам надо знать, как воспринимается и понимается человек при этих других подходах и как подобные взгляды соотносятся с богословскими.


4.  Учение о человеке имеет большое значение вследствие современного кризиса в понимании человеком самого себя. Мы наблюдаем не только огромный интерес к вопросу, что такое человек, но и величайшую путаницу в ответе на него, ибо события и процессы последнего времени поставили под сомнение многие из ответов, дававшихся ранее.

 

Один из этих процессов - стремление молодых людей понять, кто они такие. Поиск самоосознания - часть естественного процесса взросления, отхода от доминирующего влияния представлений и ценностей родителей, формирования собственного взгляда на жизнь, собственных ценностей и целей. Взросление всегда сопровождается этим620.

Однако в последнее время этот процесс приобрел более широкие масштабы. Прежде всего, многие родители не пытаются внушить своим детям уважение к каким-либо ценностям или же на словах проповедуют такие ценности, верности которым сами не демонстрируют в своей жизни. Традиционные источники ценностей - церковь, университет, государство - стали вызывать подозрение. Угроза всеобщего уничтожения делает неясным будущее множества молодых людей - ядерное оружие все больше распространяется в мире и становится доступным все новым странам. Кто я такой? Что такое жизнь? Куда движется мир? Эти вопросы характеризуют кризис, с которым

сталкиваются многие молодые люди, а также некоторые люди старшего поколения621.

 

Второй процесс, способствующий кризису самопонимания, - утеря исторических корней. Во многих отношениях история стала потерянной, исчезнувшей областью знания, она рассматривается как нечто не имеющее практического значения и неактуальное.

Вследствие такого пренебрежительного отношения люди и даже целые народы утрачивают осознание самих себя. Традиции отбрасываются как устаревшие, наскучившие и удушающие. Но традиции могут многому научить нас о самих себе. Действительно, изучая семейные корни, многие фактически открывают самих себя. Главный вопрос, однако, таков: откуда взялся род человеческий? Это квинтэссенция всех исторических вопросов. Христианство отвечает на этот вопрос и тем самым дает нам чувство уверенности в понимании того, кто мы есть: мы - творения Бога, созданные по Его образу и подобию для общения с Ним. Весь человеческий род обязан своим возникновением и дальнейшим существованием воле и делам Бога, сотворившего нас из преизбытка любви.

 

Последний процесс, ведущий к кризису в понимании человеком самого себя, связан с болезненными событиями в национальной жизни. Мы порой вынуждены задаваться вопросом: "Что делает моя страна или мир?" Начиная с 60-х гг. ряд политических убийств и покушений вызывает в американском обществе глубокие муки совести. Терроризм, войны и призрак ядерной катастрофы заставляют нас задуматься, куда мы движемся и не сошел ли с ума весь род человеческий в целом. Противоречия в человеке глубоки и серьезны. С одной стороны, он способен на невероятные достижения, включая такие вещи, как космические полеты и гигантский скачок в развитии средств связи, в обработке информации и в медицине. Но, совершая такие огромные прорывы в сфере управления физическим миром, человек в то же время демонстрирует неспособность управлять самим собой. Нейтральная в моральном отношении технология используется для злых целей.


Растет преступность" усиливаются расовая напряженность и классовая борьба. С одной стороны, человек кажется почти богом, способным достичь звезд, но, с другой стороны, он кажется дьяволом, способным на такую жестокость, какой не встретишь в животном мире. Понимание человеком самого себя достигло критической точки и требует самого серьезного изучения и самой внимательной работы мысли.

 

5.  Учение о человеке важно потому, что оно влияет на наше служение. Наше представление о человеческих существах, их назначении и судьбе оказывает огромное воздействие на то, как мы ведем себя с ними и что хотим для них сделать. Если мы рассматриваем людей в первую очередь как физических существ, то важнейшим или даже фактически единственным обстоятельством, принимаемым во внимание, становится их материальное состояние. В таком случае наша главная забота будет заключаться в наиболее эффективном удовлетворении их материальных потребностей.

 

Если мы считаем людей разумными существами, то в своем служении мы будем обращаться в первую очередь к их интеллекту. Мы будем излагать им тщательно подготовленные доводы и объяснения, обоснованные, продуманные оправдания действий и идей. Наша основная посылка будет состоять в том, что единственным способом добиться от них желаемых действий является убеждение в правильности и превосходстве этих действий. Если мы воспринимаем людей как эмоциональных существ, то в своем общении с ними мы будем в основном руководствоваться эмоциональными соображениями. Если мы воспринимаем их как существ в основе своей сексуальных, то основное внимание будем обращать на вопросы, связанные с сексом. Как в отношении преследуемых целей, так и в отношении способа, с помощью которого мы стремимся их достичь, понимание человека имеет решающее значение для нашей работы с ним и рада него.

 

Образы человека

 

Вышеизложенные соображения должны убедить нас в том, что учение о человеке особенно подходит для использования в диалоге с нехристианским миром. В этой области современная культура беспрестанно задает вопросы, на которые христианское учение может дать ответы. Однако для определения сути задаваемых вопросов нам следует внимательнее рассмотреть некоторые из распространенных в настоящее время представлений о человеке. Поскольку изучением человеческой природы занимается множество различных дисциплин, существует и много различных образов человека. При построении христианской богословской концепции нам полезно ознакомиться с некоторыми из наиболее распространенных понятий о человеке.

 

Человек как машина

 

Одна из широко распространенных точек зрения на человека основывается исключительно на том, что он способен делать. Например, работодателя интересуют в человеке его сила и энергичность, те навыки и способности, которыми он обладает.

Исходя из этого работодатель нанимает, "арендует" работника на определенное число


часов в день (хотя некоторые работодатели считают себя владельцами своих наемных работников и контролируют почти все сферы их жизни). Отношение к человеку как к машине становится особенно очевидным, когда автоматизация приводит к потере рабочим своего места. Робот, будучи более точным и последовательным в своих действиях, часто выполняет работу лучше; кроме того, он требует меньше внимания, не требует

увеличения зарплаты и не теряет времени из-за болезни.

 

Главная забота людей, имеющих такое представление о человеке, заключается в удовлетворении тех потребностей человека (машины), которые поддерживающего эффективное функционирование. Здоровье работника представляет интерес не потому, что болезнь может принести личные страдания, но потому, что результатом ее может стать понижение эффективности в работе. Если работа может быть лучше выполнена машиной или внедрением более совершенной технологии, необходимые меры принимаются без всяких колебаний, ибо основная цель - это работа. Кроме того,

работнику платят не больше, чем это абсолютно необходимо для выполнения им своих функций622.

 

Такой взгляд на человека в определенной мере проявляется и в церкви. Людей порой оценивают в соответствии с тем, что они могут делать. Это отражается в том, как в церквах выбирают пасторов в стремлении заполучить человека, способного успешно и эффективно проводить служение. Это может выражаться и в особой заинтересованности привлекать в общину членов, которые смогут выполнять необходимую церковную работу. На потенциальных новообращенных иногда смотрят как на "жертвующие единицы", которые могут помочь в финансировании церкви. Один пастор после посещения престарелых и больных прихожан отозвался о них как о "ненужном хламе", поскольку эти люди не могли вносить большого вклада в работу церкви. Во всех этих случаях мы имеем дело с представлением о человеке как о машине - люди оцениваются по их способности что-то делать; в то же время не проявляется большого интереса к тому, что можно сделать для них.

 

При таком подходе люди рассматриваются, в сущности, как предметы, как средства достижения каких-то целей, а не как существа, каждое из которых само является целью. Они представляют ценность, пока приносят пользу. Их можно перемещать, подобно шахматным фигурам, как и поступают с управленческим персоналом в некоторых больших корпорациях. При необходимости ими манипулируют так, чтобы они наилучшим образом выполняли требуемые от них функции.

 

Человек как животное

 

Другое представление основывается на восприятии человека как одного из членов животного мира и как ответвления одной из высших его форм. Он возник в результате того же самого процесса, который привел к появлению всех других животных, и его ждет такой же конец. Между человеком и другими животными нет никакой качественной разницы, различие есть только в уровне развития. У человека несколько иное физическое


строение (не обязательно более совершенное, чем у других созданий), больший объем черепа и более отработанный механизм реакции на стимулы.

 

Наиболее полное развитие этот взгляд на человека получил, пожалуй, в бихевиористской психологии. В ней человеческие мотивации понимаются главным образом как биологические влечения и импульсы. Человек познается не через интроспекцию, а через эксперименты над животными. Например, выводы в отношении человека делаются на основании экспериментального факта, что если вода вливается в горло крысы, но не попадает в желудок, то жажда довольно быстро ослабевает, но это ослабление жажды не длится так долго, как в случае, если вода попадает в желудок623.

 

На человеческое поведение можно повлиять с помощью процессов, сходных с теми, которые применяются в отношении животных. Как собака Павлова научилась выделять слюну, когда звонил звонок, так и человека можно приучить к определенным реакциям. Положительные стимулы (награда) и отрицательные, менее желательные, стимулы (наказание) - вот средства контроля, обучения и воспитания.

 

Человек как сексуальное существо

 

Зигмунд Фрейд рассматривал секс как основу человеческой личности. В обществе, в котором секс открыто не обсуждался, а в приличных кругах даже не упоминался, Фрейд разработал целую теорию личности, основанную на сексуальности человека. Его модель человеческой личности состоит из трех компонентов. Существует id, "оно", аморальная по самой своей сути компонента, бурлящий котел влечений и желаний624. Над этим "оно"

надстраивается ego - сознательная компонента личности, самая открытая для посторонних часть человека625. В ней "оно", подвергшись некоторой модификации, ищет одобрения. "Супер-эго" - это цензор, осуществляющий контроль над желаниями и эмоциями

человека, воплощение родительских ограничений и правил (или, по крайней мере, родительского руководства) в отношении действий и поведения ребенка626. Гигантская движущая сила или источник энергии - это либидо, в основе своей сексуальная сила, которая ищет удовлетворения, где и как только может. В сущности, все человеческое поведение понимается как видоизмененное и так или иначе направленное проявление этой пластичной сексуальной энергии. Энергия эта может быть сублимирована в другие формы поведения и направлена к иным целям, ко она остается главным определяющим фактором деятельности человека627.

 

По мнению Фрейда, результатом того или иного обращения с этой энергией могут стать серьезные нарушения. Поскольку "оно" стремится к полному и беспрепятственному удовлетворению, что с точки зрения общества недопустимо, общество налагает ограничения на это стремление к удовлетворению и часто сопровождающую его агрессивность. Ограничения эти могут вызывать срывы и расстройства. Серьезные нарушения случаются также, если половое развитие человека задерживается на одной из своих ранних стадий. Теория Фрейда строится на той мысли, что все поведение человека, в сущности, основывается на сексуальной мотивации и проявлении сексуальной энергии628.


Хотя теоретические схемы, разработанные Фрейдом, не завоевали повсеместного признания, основная его предпосылка пользуется широкой популярностью. Философия "Плейбоя" в довольно грубой форме выражает мысль, что человек - существо главным образом сексуальное и что сексуальные переживания - самые главные переживания человека. Значительная часть современной рекламы также основана на этой идее - как будто ничего нельзя продать, не придав товару сексуального привкуса. Навязчивое внимание к сексу указывает на то, что (если и не в силу интеллектуального признания, то, по крайней мере, в практических делах) взгляд на человека как на сексуальное в своей основе существо широко распространен в нашем обществе.

 

Иногда христианство с его моральными нормами, в особенности евангельское христианство, критикуют за то, что оно слишком сурово по отношению к сексу. К тем, кто выступает с подобной критикой, относится, например, Джозеф Флетчер629. Но действительно ли христианская этика является слишком суровой или же это лишь разумная реакция на чрезмерную роль секса в нашем обществе? К.С.Льюис отметил, что

многие дела в нашем обществе исходят от непомерной озабоченности сексуальностью человека:

 

На стриптиз - то есть на представление раздевающейся на сцене девушки - можно собрать большую аудиторию. Теперь представьте себе, что вы приехали в страну, где театр можно заполнить зрителями, пришедшими посмотреть, как с тарелки медленно убирают салфетку, пока перед самым отключением света не будет видно то, что на ней лежит: баранью котлету или кусок копченой грудинки; разве вы бы не решили, что в этой стране что-то неладно с питанием? И разве кто-нибудь, выросший в каком-то ином мире, не

решил бы точно так же, что у нас как-то странно обстоят дела с половым инстинктом?630

 

Человек как экономическое существо

 

Согласно еще одному мнению, основополагающее влияние на человека и на его действия оказывают экономические силы. В определенном смысле этот взгляд представляет собой продолжение и развитие мысли о том, что человек - в первую очередь часть животного мира. Такой подход концентрирует внимание на материальной стороне жизни и связанных с ней потребностях. Достаточное количество еды, одежда и жилище - вот самые важные потребности человека. Когда у человека есть экономические средства и возможности обеспечить всем этим в достаточной степени себя и тех, кто от него зависит, он удовлетворен, он выполняет свое назначение.

 

Идеология, наиболее полно и последовательно развивающая такое понимание человека, - это, конечно, коммунизм или, если ее назвать точнее, диалектический материализм.

Двигатель истории эта идеология видит в экономических силах, последовательно переводящих общество от одной стадии к другой. Сначала было рабство; на этой стадии хозяева общества владели веем, в том числе другими людьми. Затем наступил феодализм, в основе которого лежали отношения между помещиком и крепостным. После этого наступил капитализм" при котором правящий класс владеет средствами производства и использует для работы наемный труд. При либеральном капитализме сохраняется частная


собственность на фермы, фабрики и заводы, но государство налагает некоторые ограничения на собственников, что облегчает положение работников при заключении договоров о найме. В конце концов наступит время, когда не будет частной собственности на средства производства, они будут полностью принадлежать государству. Исчезнет экономический разрыв между классами, а с ним и конфликт между ними; в таком бесклассовом обществе зло отомрет, исчезнет. На этой последней стадии, по воззрениям диалектического материализма, будет осуществлен девиз и главный принцип коммунизма: "От каждого по способностям, каждому по потребностям". Материальные и экономические силы приведут историю к ее конечной цели631.

 

Будучи самой полной и совершенной формулировкой этой философии, диалектический материализм все же не единственная ее форма. На популярном уровне концепцию, согласно которой мотивация человека определяется в основном экономическими силами, разделяет значительная часть американских политиков. Вероятно, тем самым они пытаются выразить реальные чаяния большинства избирателей исходя из результатов опросов и выборов. Зги экономические силы влияют и на социологические тенденции. В качестве примера можно указать на то, что главным фактором, определяющим место проживания большинства людей, является не климат, по крайней мере если говорить о прямом влиянии. Скорее, это представляющиеся возможности: наличие работы.

 

Человек как пешка на шахматной доске вселенной

 

Не только у экзистенциалистов, но и в широких слоях общества высказывается мысль, что человек находится во власти мировых сил, которые определяют его судьбу, но для которых он сам по сути не имеет никакого значения. Действие этих сил нередко воспринимается как слепая игра случая.

 

Иногда эти силы имеют конкретного носителя, но даже в этом случае человек над ними не властен и не может оказывать на них никакого влияния - например, когда речь идет о политических сверхдержавах. В основе своей это пессимистический взгляд, рисующий человека, раздавленного миром, который либо враждебен, либо, в лучшем случае, безразличен к его состоянию и нуждам. Взгляд этот ведет к чувству беспомощности, к чувству тщетности и пустоты жизни. Бертран Рассел выразительно назвал это чувство "непоколебимым отчаянием".

 

То, что Человек есть результат действия причин, не имевших никакого предварительного представления о поставленной цели; то, что его появление, его развитие, его надежды и страхи, его привязанности и убеждения являются всего лишь следствием случайного расположения атомов; то, что никакой энтузиазм, никакой героизм, никакая сила мысли и чувства не могут сохранить жизнь отдельного человека после смерти; то, что результаты труда всех веков, любая преданность, любое вдохновение, весь полуденный блеск человеческого гения обречены на уничтожение при всеобъемлющей гибели солнечной системы и что весь храм достижений человека неизбежно окажется погребенным под обломками рухнувшей вселенной, - все эти представления, если и не совсем неоспоримы, то во всяком случае так близки к истине, что никакая философия, их отвергающая, не


имеет надежды выстоять. Лишь в обрамлении строительных лесов этих истин, лишь на твердом фундаменте непоколебимого отчаяния может отныне и впредь безопасно строиться обиталище души...

 

Кратка и бессильная жизнь Человека; ему и всему его роду суждена медленная, верная гибель, безжалостная и мрачная. Слепая к добру и злу, безразличная к разрушению, катится всемогущая материя по своему неизменному пути; Человеку, обреченному на то, чтобы сегодня потерять своего любимого или любимую, а завтра самому пройти через врата мрака, остается лишь, пока его еще не настиг удар судьбы, лелеять возвышенные мысли, которые украшают и облагораживают краткий день его жизни... бросая гордый вызов неодолимым силам, которые лишь временно терпят его знание и осуждение, в одиночестве поддерживая, подобно усталому, но непоколебимому Атланту, мир, который сформирован его собственными идеалами воцреки всесокрушающему маршу

бессознательной силы632.

 

Среди экзистенциалистов тему абсурдности и отчаяния развивал в своих произведениях Жан-Поль Сартр. В одном из них, озаглавленном "Стена", рассказывается история схваченного властями члена революционной группы. Его должны были казнить, если он не раскроет, где скрывается лидер группы Грис. Он знает, что Грис прячется в погребе, но полон решимости не сообщать эту информацию. В ожидании смерти он размышляет о своей жизни, о своей подруге, о своих ценностях. Он приходит к выводу, что для него во сути не важно, будет он жить или умрет. В конце концов он в шутку говорит своим стражникам, что Грис прячется на кладбище. Они идут искать Гриса, а возвратившись, освобождают главного героя, который не знал, что Грис оставил свое убежище и перебрался на кладбище, где и был схвачен. По иронии судьбы, таким неожиданным

поворотом жизнь главного героя, который уже отказался от нее, была спасена633.

 

Альбер Камю также выразил эту общую идею в своей переработке классического мифа о Сизифе. Сизиф умер и попал в преисподнюю. Его, однако, отправили обратно на землю. Когда его снова позвали в преисподнюю, он отказался возвращаться, поскольку вкусил все радости жизни. В наказание его приговорили к тому, что он должен толкать большой камень иа вершину холма. Но когда он почти доходил до верха, камень снова скатывался вниз. Усталый, он спускался к подножию холма и начинал снова толкать камень наверх, пока тот опять не скатывался вниз. Он был обречен на бесконечное повторение этого

процесса, ибо его усилия не приносили конечного результата634. Идет ли речь о страхе при

мысли о смерти, о грядущей гибели планеты, о ядерной катастрофе или о необходимости борьбы с политической и экономической властью, в любом случае людей, считающих человека лишь пешкой во власти мировых сил, охватывают такие же чувства беспомощности и покорности.

 

Человек как свободное существо

 

При подходе, который на первое место ставит свободу человека, его способность к выбору, человеческая воля воспринимается как самая сущность личности. Этот подход часто проявляется в консервативных политических и социальных взглядах. Самым


важным в жизни считается свобода от всяких ограничений, ибо она позволяет человеку реализовать его природу. Роль правительства заключается лишь в обеспечении стабильных условий, в которых этой свободой можно воспользоваться. Вне этих пределов надо следовать политике невмешательства (laissez-faire). Следует избегать излишнего регулирования и регламентации. Следует также избегать патернализма, при котором человек получает все, в чем он нуждается, и исключается возможность неудачи. Лучше неудача в условиях свободы, чем защищенность от нужды, но без реального выбора635.

 

По мнению тех, кто придерживается такого подхода, основная потребность человека - информация, дающая возможность разумного выбора. Если иметь в виду три необходимых для конкретного действия предпосылки - знание, желание и возможность, - то реальную проблему представляет собой только первый фактор. Ибо если у человека есть достаточно информации для разумного выбора (разумеется, принимая в расчет личные цели и способности), то не существует ни внутренних, ни внешних (если правительство создает надлежащие условия) преград для совершения того или иного действия.

 

С этой точки зрения, человек не только способен выбирать, но и обязан это делать. Полное выражение человеческой сущности заключается в принятии на себя ответственности самоопределения. Любые попытки снять с себя такую ответственность неправильны. Обычная отговорка сводится к генетической обусловленности: не могу контролировать свое поведение. Это мои гены. Я унаследовал их от своего отца". Другая отговорка - психологическая обусловленность и воспитание: так воспитан. Я не могу не быть тем, что я есть". Или социальная обусловленность: меня не было благоприятных возможностей. У меня не было возможности получить образование". Все эти отговорки - примеры того, что в экзистенциализме называется "неподлинным (неаутентичным) существованием", нежеланием брать на себя ответственность за самого себя. Эта неспособность воспользоваться свободой, реализовать ее представляет собой отказ от основополагающего аспекта человеческой природы и, следовательно, отказ от самой человеческой природы. Аналогичным образом, порочна любая попытка лишить свободного выбора других людей - будь то через рабство, через тоталитарное правление, через чрезмерно "зарегулированную" демократию или через манипуляции общественной

жизни636. Философия, согласно которой человек по самой своей сути есть свободное существо, с большой силой выражена в стихотворении Уильяма Эрнеста Хенли Invictus637:

 

Из ночной темноты, что покрыла меня, Что чернее, чем бездна сквозная в земле,

Я "спасибо!" кричу всем возможным богам, Ибо душу мою никому не сломить...

Нет, не важно, что узки и тесны врата


И что карами свиток заполнен уже,

 

Я - хозяин своей неизвестной судьбы, Капитан непокорной свободной души. Человек как общественное существо

Есть и такая точка зрения, что человек по самой своей сути - член общества. Именно принадлежность к определенной группе людей характеризует его как человека. Если он не общается с другими общественными существами, его нельзя считать вполне человеком. В определенном смысле человек проявляет свою истинную природу только тогда, когда он живет и действует внутри общественной группы, ибо, хотя у него и могут быть развиты общественные навыки, но если он практически не пользуется ими, то он не выполняет

свое назначение, или telos638.

 

Иногда эта точка зрения включает и такую идею, что человека как такового в природе на самом деле не существует. Человек - это система взаимоотношений, в которых он участвует. Иначе говоря, сущность человека заключается не в какой-то субстанции или застывшей, поддающейся определению природе, но, скорее, во взаимоотношениях и в системе связей, которые у него есть с другими людьми. Развивая и взращивая эти взаимоотношения, индивидуум может стать вполне человеком. Церковь может помочь человеку реализовать свое предназначение, обеспечивая его позитивными и конструктивными общественными связями, поощряя и поддерживая такие взаимоотношения.

 

Христианский взгляд на человека

 

Мы рассмотрели различные представления о природе человека. Ни одно из них не выглядит достаточно удовлетворительным, чтобы быть принятым в качестве оеновы мировоззрения. Некоторые из них - например, взгляд на человека как на животное - можно рассматривать просто как абстрактные теории. Ведь ни один биолог не подумает о своем новорожденном ребенке как о всего лишь еще одном млекопитающем. Другие взгляды тоже несостоятельны, ибо даже если они учитывают необходимость удовлетворения основных потребностей людей (экономических или сексуальных), все равно остается чувство пустоты и неудовлетворенности. Некоторые взгляды - например, отношение к человеку как к машине - ведут к обезличиванию и разочарованию.

Удовлетворительными человек может считать такие взгляды только в том случае, если он совершенно игнорирует собственный опыт639. С другой стороны, есть христианская точка зрения, полностью согласующаяся с нашим жизненным опытом.

 

Христианский взгляд на человека, являющийся темой пятой части данной книги, заключается в том, что человек - Божье творение, созданное по образу Божьему. Это, во- первых, означает, что человек появился не вследствие случайных процессов эволюции, а в результате сознательных, целенаправленных Божьих дел. Таким образом, человеческое


существование имеет основание, и это основание заключается в замысле и цели Высшего Существа,

 

Во-вторых, образ Божий внутренне присущ человеку. Без него человек не был бы человеком. Смысл и значение этой идеи будут рассмотрены в главе 23. Здесь же, однако, следует сказать: чтобы еще ни отделяло человека от остальной части творения, главное в том, что лишь он способен устанавливать сознательные личные отношения с Творцом и откликаться на Его призыв. Человек может познать Бога и способен понять, чего хочет от него Творец. Он может любить Создателя, поклоняться и повиноваться Ему. Таким своим откликом человек полнее всего отражает замысел Творца в отношении людей и тем самым становится человеком в наиболее полном смысле слова, поскольку человеческая природа определяется именно соответствием образу Божьему.

 

У человека есть и измерение в вечности. У него есть точка отсчета, начало бытия. Но он создан вечным Богом и имеет вечное будущее. Поэтому, когда мы задаемся вопросом о благе человека, нам не .следует иметь в виду лишь временное или материальное благополучие. У человека должен реализоваться и другой (во многих отношениях более важный) аспект. Следовательно, мы не оказываем человеку услуги, поощряя его уклоняться от размышлений о вопросах, связанных с его вечной судьбой.

 

Вместе с тем человек входит в сотворенный физический и животный мир, имеет общие с другими членами этих царств потребности и нужды. Наше физическое состояние имеет важное значение. Оно заботит Бога, а следовательно, должно быть предметом и нашей заботы. Кроме того, человек - цельное существо, поэтому боль или голод могут влиять на его способность сосредотачивать внимание на духовной жизни. Он и общественное существо, взаимодействующее в обществе с другими людьми.

 

Человек не может осознать собственное значение, если считает себя и свое счастье наивысшими из всех ценностей. Не может он и обрести счастье, самореализацию или удовлетворение, если ищет их в обществе. Он приобрел свою ценность из высшего источника, и он реализует себя лишь в служении этому Высшему Существу и в любви к Нему. Именно тогда приходит удовлетворение как побочный результат его преданности Богу.

 

Именно тогда он осознает истинность слов Иисуса: "Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8:35).

 

Христианский взгляд на человека отвечает на многие вопросы, прямо или косвенно задаваемые современной культурой. Кроме того, этот взгляд придает личности уверенность самоосознания. Представление о человеке как о машине ведет к ощущению, что мы ничтожные винтики, никем не замечаемые и не имеющие никакого значения.

Библия, однако, учит нас, что каждый человек ценен и о каждом знает и помнит Бог: даже волосы у нас на голове все сочтены (Мф. 10:28-31). Иисус говорил о пастухе, отправившемся искать одну пропавшую овцу, хотя у него в загоне оставались в


безопасности девяносто девять овец (Лк. 16:3-7). Именно так Бог относится к каждому человеку.

 

Выдвигаемое и отстаиваемое здесь утверждение заключается в том, что христианский взгляд на человека более соответствует его природе, чем любой из альтернативных взглядов. Такой образ человека полнее и с меньшими искажениями объясняет весь спектр явлений человеческой жизни, чем любая другая точка зрения. И это представление более, чем любой другой подход к жизни, делает человека способным жить и действовать, испытывая глубокое удовлетворение в долгосрочном плане.

 

Псалмопевец вопрошал:

 

...Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его;

 

Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его (Пс. 8:5-7).

 

Что такое человек? Да, это важнейший вопрос. И это вопрос, на который библейское откровение дает наилучший из ответов.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.