11.05.2005
Скачать в других форматах:

Миллард Эриксон

Христианское богословие

18. Продолжающаяся Божья работа: провидение

Если актом творения Бог дал миру начало, то провидение представляет собой Его продолжающееся взаимодействие с миром. Под провидением мы подразумеваем продолжающуюся Божью деятельность, обеспечивающую сохранение Его творения и направляющую мир к целям, которые Он предназначил для него. Поэтому, если иметь в виду повседневную динамику нашей жизни, учение о провидении во многих отношениях имеет для нее более актуальное значение, чем учение о творении. Слово провидение происходит от латинского слова providere, буквально означающего "предвидеть". Но в его значении заложено нечто большее, чем просто знание о будущем. Оно подразумевает также предусмотрительное поведение или подготовку к будущему.

 

Провидение в определенном смысле занимает центральное место в христианской жизни. Оно дает нам уверенность в том, что Бог присутствует и действует в жизни каждого из нас. Мы находимся на Его попечении и потому можем смотреть в будущее с доверием, зная, что ничто не происходит случайно. Мы можем молиться, зная, что Бог слышит наши молитвы и отвечает на них. Мы можем смотреть в лицо опасности, зная, что происходящее не скрыто от Него и Он не остается безучастным.

 

Учение о провидении часто становится спорным вопросом в дискуссиях об общем откровении и одним из аргументов сторонников натурбогословия, ибо оно связано с теми аспектами Божьей деятельности, которые в значительной степени доступны наблюдению каждого человека. Ведь существует, как минимум, возможность усматривать руку Божью в событиях истории и явлениях природы. Таким образом, здесь наблюдается некоторое пересечение сфер богословия, с одной стороны, и науки и истории - с другой. В той мере, в какой история не сводится к одной лишь фиксации происходящих событий, но включает также и попытку их истолкования или поиска в них какой-то системы, работа историка может быть подспорьем для учения о провидении. Но если историк не видит в событиях никакой системы, то его работа будет противоречить этому учению. Кроме того, провидение в библейском описании распространяется и на необычные явления, называемые чудесами и бросающие вызов научной картине единообразного мира. Таким образом, в учении о провидении есть и потенциальный источник конфликта между наукой и христианским учением.

 

Провидение можно рассматривать в двух аспектах. Один аспект - Божья работа по сохранению, защите и поддержанию творения; обычно она называется сохраняющей или поддерживающей деятельностью. Другой аспект - Божья работа, направляющая ход событий к достижению тех целей, которые Бог наметил. Она называется направляющей


деятельностью, руководством или собственно провидением. Сохранение и руководство следует рассматривать не как совершенно различные виды Божьей деятельности, а как отдельные аспекты единой, общей Его работы.

 

Провидение как сохраняющая деятельность

 

Сохраняющая деятельность заключается в поддержании Богом существования Его творения. Она включает защиту Богом Своего творения от причинения ему вреда и от разрушения, а также обеспечение всевозможных нужд и потребностей различных составных частей творения.

 

Во многих местах Библии говорится о том, что Бог сохраняет все творение в целом. В Неем. 9:6 Ездра говорит: "Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь [сохраняешь] все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются". Указав на роль Христа в творении, Павел связывает Его с сохранением: Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол. 1:17). Автор Послания к евреям пишет о том, что Сын держит "все словом силы Своей" (Евр. 1:3).

 

Смысл этих и подобных им мест Писания заключается в отрицании самодостаточности какой бы то ни было части творения. Есть люди, склонные считать творение окончанием Божьей работы. По их мнению, после сотворения все продолжает существовать просто благодаря действию некоей присущей всем вещам природной силы. Однако Писание ясно и определенно отвергает такой взгляд. Как своим началом, так и своим сохранением все вещи и существа обязаны Божьему произволению и Божьим делам.

 

С особенной очевидностью Божье присутствие проявляется в сохранении Израиля как народа535. Например, рука Божья видна в тех мерах, которые были предусмотрены для удовлетворения нужд Его народа во время великого голода. Бог привел Иосифа в Египет, чтобы тот обеспечил народ пропитанием в неурожайные годы. Следует также отметить спасение еврейского народа во времена Моисея. Приказав убивать всех рождавшихся еврейских мальчиков, египтяне попытались помешать умножению и усилению израильтян (Исх. 1). Однако повивальные бабки сохраняли этим детям жизнь, а удивительное стечение обстоятельств спасло жизнь Моисею. Серия казней египетских,

предназначенных для избавления народа израильского от его угнетателей, завершилась смертью первенцев во всех семьях в Египте. Однако первенцы израильтян остались живы. Когда египтяне преследовали спасавшихся бегством сынов Израиля, последним была дана возможность переправиться через Красное море посуху, тогда как египтян поглотили

воды и они утонули. В своих странствиях по пустыне избранный Богом народ получал чудесное пропитание - главным образом, манну, но также перепелов и воду. Когда же израильтяне стали отбирать обещанную им землю у тех, кто занимал ее, им давались победы в битвах порой против значительно превосходящих сил.

 

Поразительны и те проявления сохраняющей деятельности, о которых рассказывается в книге пророка Даниила. За отказ поклониться золотому истукану Седрах, Мисах и Авденаго были приговорены к сожжению в печи, раскаленной огнем. Однако они вышли


из печи невредимыми, тогда как те, кто бросали их туда, были убиты пламенем. За молитву своему Богу Даниил был брошен в львиный ров, однако он также вышел оттуда невредимым. Без сомнения, здесь Божья деятельность, направленная на сохранение Его народа, проявлялась как нельзя более явно.

 

Иисус ясно изложил учение о сохраняющей деятельности Отца. Ученики были озабочены удовлетворением своих жизненных потребностей, тем, что они будут есть и во что одеваться. Иисус же успокоил их, сказав, что Отец питает птиц небесных и одевает лилии полевые. Наверняка Он сделает то же самое и для них. Указав на то, что Бог обеспечивает всем необходимым и меньших из сотворенных Им существ, Иисус переходит в Своих объяснениях к людям: они лучше и ценнее птиц (Мф. 6:26) и травы полевой (Мф. 6:30).

Поэтому людям не нужно заботиться о пропитании и одежде, ибо, если они ищут царства Божьего и правды Его, это все приложится (Мф. 6:31-33). Это указание на Божий промысел. В Мф. 10 Иисус сосредотачивает внимание на Божьей заботе о нас. И снова логика Его доводов заключается в том, что Божьи дела для меньших Его созданий в еще большей степени относятся к людям. Им не следует бояться убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28). Хотя за ассарий (мелкую монету) продаются не одна, а целых две малые птицы, ни одна из них не упадет на землю без воли Отца (Мф. 10:29). У нас же и волосы на голове все сочтены - так хорошо знает Отец все, что происходит в сотворенном Им мире (Мф. 10:30).

 

Затем следует уже знакомое нам заключение: "Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц" (Мф. 10:31).

 

Другое важное обстоятельство, которое подчеркивают как Иисус, так и Павел, - это невозможность отлучить чад Божьих от Его любви и заботы. В Ин. 10 Иисус противопоставляет Своих овец тем неверующим, которые только что требовали от Него прямого заявления, что Он - Христос. Его овцы узнают Его голос и отвечают на него. Они не погибнут вовек. Никто не похитит их из руки Его; и никто не может похитить их из руки Отца (Ии. 10:27-30). В сходном духе Высказывается и Павел, вопрошая: "Кто отлучит нас от любви Божией?" (Рим. 8:35). После перечисления различных возможностей, которые он все отвергает, Павел подводит итог: "Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 10:38-39). Как Иисус, так и Павел подчеркивают, что не следует бояться ни физических, ни духовных опасностей, ибо Бог оберегает нас от их возможных последствий. Его обеспечение, защита и спасительная поддержка помогут нам перенести даже искушение (1 Кор. 10:13).

 

Примечательная особенность Божьей защиты и обеспечения нас всем, в чем мы нуждаемся, заключается в том, что верующий не освобождается от опасности или испытания, но охраняется в самом испытании. Нам не обещано, что не будет гонений и страданий. Нам обещано, что они не одолеют нас. Иисус говорил о великой скорби, которая обрушится на избранных, но не одолеет их (Мф. 24:15-31). Петр писал о различных искушениях, от которых придется поскорбеть верующим (1 Пет. 1:6). Он


предупреждал своих читателей, чтобы они не чуждались этих испытаний, как приключения, для них странного. Огненное искушение не должно быть для нас неожиданным (1 Пет. 4:12), нам следует радоваться, ибо такие испытания помогают нам участвовать в Христовых страданиях (1 Пет. 4:13) и доказывают подлинность нашей веры (1 Пет. 1:7). Павел писал, что Бог восполнит всякую нашу нужду по богатству Своему в славе, Христом Иисусом (Флп. 4:19). Павел написал эти слова, находясь в темнице, причем он отмечал, что научился быть довольным тем, что у него есть (Флп. 4:11). Он научился спокойно встречать как изобилие и достаток, так и голод и скудость (Флп. 4:12); он писал, что все может в Иисусе Христе, Который его укрепляет (Флп. 4:13). Верно, что Иисус просил об избавлении от той чаши, которую Ему вот-вот предстояло испить, молясь о том, чтобы, если возможно, миновала Его чаша сия, но в то же время Он просил и о том, чтобы была исполнена не Его воля, но воля Отца. Иисус не был избавлен от смерти на кресте, но смог победить ее.

 

Авторы Писания повсюду видят сохраняющую руку Божью. В частности, в славословиях псалмопевцев подчеркивается Божья сохраняющая работа, проявляющаяся повсюду в природе. Выдающимся примером этого является псалом 103. Бог поставил землю на твердых основах, так что не поколеблется она во веки и веки (Пс. 103:5). Он посылает источники в долины (Пс. 103:10) и напояет горы (Пс. 103:13). Он простирает тьму ночью, так что хищники могут добывать себе пропитание (Пс. 103:20-21). Все Божьи создания получают от Него свою пищу (Пс. 103:24-30). Иов тоже видит, что Бог управляет всем творением, - Он посылает дождь (Иов 5:10) и Своим дуновением производит лед (Иов 37:10). Действуя через природные процессы, Бог удовлетворяет нужды созданных им существ.

 

Библейское учение о божественной сохраняющей деятельности исключает две противоположные идеи. С одной стороны, существует деистская идея, согласно которой Бог создал мир, установил законы и механизмы его функционирования, обеспечивающие автоматическое удовлетворение всех нужд в потребностей каждого сотворенного существа, а затем предоставил миру идти далее своим путем536. В соответствии с этой моделью, творение будет существовать и дальше, пока Бог не положит ему конец. В соответствии же с библейской моделью, творение прекратило бы свое существование, если бы не постоянная Божья воля, направленная на его сохранение. У творения нет внутренне присущей ему способности или силы к существованию. Бог лично и непосредственно заботится о сохранении и поддержании Своего творения.

 

Учение о сохраняющей деятельности противостоит и противоположной идее - идее непрерывного творения. Мы здесь имеем в виду не выражение, иногда используемое некоторыми авторами-реформатами, стремящимися подчеркнуть, что божественное провидение не менее важно, чем творение537. Мы говорим о совершенно ином. Еще совсем недавно Карл Хайм проводил мысль, что Бог, фактически создает вселенную заново в каждый момент времени. Таким образом, она постоянно прекращает существовать, а Бог постоянно воссоздает ее538. Происходит постоянно повторяющийся процесс творения из ничего. Непрерывное творение напоминает цикл переменного тока - напряжение тока растет до максимума, затем падает до нуля и снова возрастает до


максимума при противоположной полярности. Процесс, кажущийся непрерывным течением тока, в действительности представляет собой повторяющийся ряд изменении напряжения. Цикл этот повторяется шестьдесят раз в секунду. Бели частота оказывается значительно ниже названной, то даже невооруженным глазом можно зафиксировать мерцание лампы, как это порой и случается при частоте пятьдесят герц. Таким образом, в соответствии с этой теорией, творение постоянно перестает существовать в прежнем виде, но снова и снова воссоздается Богом.

 

Ничто в показанных Библией описаниях Божьей деятельности по сохранению мира не указывает на наличие ряда атомистических, непрерывно повторяющихся "актов" того же характера, что и акт творения. Хотя существование чего бы то ни было нельзя считать гарантированным, идея, будто все вещи и существа имеют склонность уходить в небытие, проистекает не из библейского свидетельства, а из иных источников. Правда, в еврейском языке нет слова для обозначения сохранения или сохраняющей деятельности, так что вопрос этот не может быть окончательно разрешен на основании лингвистических

исследований539. Следует отметить, однако, что идея непрерывного творения имеет очень существенный изъян: любую деятельность Бога она рассматривает как прямую; она не допускает, что Он может применять какие-то средства для достижения Своих целей.

 

Образ, помогающий правильно понять Божью деятельность по сохранению мира, можно почерпнуть из области механики. Мы можем включить ручную электродрель, а затем зафиксировать выключатель, и в результате дрель будет работать до тех пор, пока она не будет выключена. Предоставленная самой себе, дрель будет оставаться в работающем состоянии неограниченное время. Это напоминает деистское представление о работе Бога по сохранению мира. Но существуют и другие инструменты, вроде механической пилы, в которых нет встроенного фиксирующего устройства. Такие инструменты требуют непрерывного нажатия на выключатель. Это похоже на автоматический тормоз в электропоездах. Если машинист по какой-то причине перестанет нажимать на соответствующую кнопку, поезд останавливается. Такой механизм прекращает работу, если кто-то не желает ее продолжения или не предпринимает постоянно необходимых действий для ее поддержания. Подобные инструменты и механизмы могут служить аналогией при описании библейского взгляда на сохраняющую деятельность.

 

Другой пример, иллюстрирующий деистский подход, - автомобиль с автоматической фиксацией скорости. Будучи раз установлена, определенная скорость сохраняется, даже если водитель убирает ногу с акселератора. Библейский же взгляд на сохраняющую деятельность может быть проиллюстрирован примером автомобиля без такого автоматического устройства. Как только водитель уберет ногу с акселератора, движение автомобиля начнет замедляться, и в конце концов он остановится. Аналогичным образом, если Бог более не будет активно желать существования Своего творения, оно перестанет существовать. С другой стороны, идея непрерывного творения может быть проиллюстрирована примером машины, которая постоянно теряет способность к действию и которую надо включать или запускать снова и снова. Именно так ведут себя некоторые автомобили, особенно в холодную погоду. Процесс запуска двигателя


приходится повторять раз за разом. Однако Богу вовсе не приходится снова и снова творить мир из ничего, ибо дело обстоит не так, что он постоянно перестает существовать.

 

Следует избегать и еще одного представления о сохраняющей Божьей деятельности. Бога уподобляют небесному мастеру-ремонтнику. Предполагается, что мироздание надлежащим образом устроено и обычно функционирует в соответствии с Божьим замыслом. Иногда, однако, появляется необходимость Божьего вмешательства. Богу приходится что-то регулировать или подправлять до или после появления неполадок.

Согласно этому взгляду, текущая работа Бога является, по существу, отрицательно обусловленной. В Нем нет нужды, когда все идет хорошо. Когда дела идут, как задумано, Бог лишь одобрительно наблюдает за их ходом. Однако Библия рисует нам картину гораздо более активного и постоянного участия Бога в происходящем540. Хотя Бог не настолько имманентен, чтобы непрерывно заниматься творением, Он, тем не менее,

постоянно участвует в Своем творении, постоянно проявляет волю к его сохранению.

 

У библейских авторов, постигших божественную деятельность, направленную на сохранение творения, было определенное чувство уверенности. Например, в Пс. 90 Господь описывается как прибежище и защита. Верующий не должен бояться "ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень" (Пс. 90:5-6). Даже в сражении можно сохранять уверенность и доверие, ибо Ангелы Господни защищают и охраняют верующего (Пс. 90:11). Псалмопевец усвоил тот урок, которому Иисусу предстояло научить Своих учеников: не надо бояться убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28). Это не убеждение в том, будто смерть не может коснуться верующего, ибо всем положено однажды умереть (Евр. 9:27). Это, скорее, уверенность в том, что физическая смерть не является самым главным фактором, ведь даже смерть не может отлучить от Божьей любви. Воскресение Христа - доказательство того, что Бог победил даже смерть. Усвоив именно этот урок, Павел смог сказать: "Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем" (Гал. 6:17). Худшее, что может с нами произойти, - быть убитыми, но это не внушает ужаса верующему, который понял, что против воли Божьей ему нельзя причинить никакого вреда. Хотя учение о сохраняющей Божьей деятельности не может быть оправданием для безрассудства или неосмотрительности, оно дает защиту от страха или тревоги.

 

Сохраняющая Божья деятельность означает также, что мы можем быть уверенными в упорядоченности сотворенного мира. Планировать собственную жизнь и осуществлять намеченные планы мы можем благодаря постоянству окружающей нас действительности. Мы принимаем этот факт как нечто само собой разумеющееся, но он является необходимым условием для рационального функционирования мира. Мы можем сесть на стул, поскольку знаем, что он не испарится и не исчезнет. Он останется на месте, если только исключить возможность чьей-либо грубой шутки у нас за спиной. Однако с чисто эмпирической точки зрения для таких ожиданий нет серьезного основания. В прошлом мы видели, что наши ожидания в отношении будущего оправдывались, когда это будущее становилось настоящим. В результате мы предполагаем, что наши нынешние ожидания в отношении завтрашнего дня осуществятся, так как они сходны с прежними ожиданиями в отношении ныне уже пришедших дней. Конечно же, этот аргумент строится на том самом


допущении, истинность которого он должен установить, а именно, что завтрашние дни будут подобны прошедшим дням. Это равносильно допущению, что будущее будет сходно с прошлым. В действительности же для уверенности в знании будущего до того, как мы реально переживем его, нет никаких эмпирических оснований. Хотя возможна психологическая склонность ожидать, что нечто произойдет, для данного ожидания нет никаких логических оснований, если нет убеждения в таком характере реальности, который гарантирует сохранение ее дальнейшего существования. Предположение об устойчивости и сохранении материи или о том, что законы природы и дальше будут действовать, вводит нас в сферу метафизики. В этом вопросе предметом христианской веры является не материальная или безликая основа реальности, но разумное, благое,

имеющее сознательные цели и намерения Существо, Которое постоянно проявляет волю к сохранению и дальнейшему бытию Своего творения, вследствие чего обычно не происходит неожиданных, непредвиденных событий.

 

Провидение как направляющая деятельность

 

Сфера распространения направляющей Божьей деятельности

 

Под руководством или направляющей деятельностью Бога мы подразумеваем Его работу во вселенной по осуществлению Его плана. Направляющая Божья деятельность как таковая в общем и целом включает, разумеется, и то, о чем мы говорили как о сохраняющей деятельности. Здесь, однако, больший упор делается на целенаправленном руководстве всей реальностью в ходом истории по достижению целей, поставленных Богом. Это практическое осуществление во времени того, что Он замыслил в вечности.

 

Направляющая Божья деятельность охватывает множество различных областей. Бог управляет природой до такой степени, что разные ее элементы можно персонифицировать как существа, повинующиеся Его голосу. В псалмах хвала Богу часто принимает форму прославления Его власти над природой: познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах. Возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих" (Пс. 134:5-7). Такова же была и вера Иисусам "Он [Отец Небесный] повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5:45).

 

Особенно яркое свидетельство Божьей власти над природой можно увидеть в эпизоде с Илией, который сказал Ахаву, что не будет дождя, кроме как по Божьему слову (и дождя не было три с половиной года) иг который затем помолился на горе Кармил, чтобы Бог послал молнию с неба, и это было исполнено. Мы уже отмечали, что Бог творил чудеса в природе при исходе Израиля из Египта. Власть Иисуса над природой тоже стала одной из причин, побудивших Его учеников признать в Нем Бога. Во время великой бури стоило Ему лишь сказать: "Умолкни, перестань", и ветер утих (Мк. 4:39). Ученики спрашивали друг друга: "Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?" (Лк. 8:25). После целой ночи безуспешного лова Иисус велел ученикам отплыть на своих лодках на глубину и закинуть сети. Они послушались Его и изумились, увидев, что поймали великое


множество рыбы, так что даже сеть у них прорывалась. (Другие примеры власти Господа над природными силами см. в Иова 9:5-9; 37; Пс. 103:14; 146:8-11; 147:1-4; Мф. 6:25-30.)

 

Писание говорит нам, что Бог властвует над животным миром. В Пс. 103:21-29 показано, что животные, от львов до морских тварей, исполняют Его волю и зависят от Него в получении пищи. В 3 Цар. 17:4 Иегова говорит Илии, что позаботится о нем во время грядущей засухи: "Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там". В 3 Цар. 17:6 сообщается, что вороны приносили Илии хлеб и мясо по утрам и по вечерам. Будучи неспособными к сознательному выбору, животные инстинктивно подчиняются Божьему повелению.

 

Направляющая Божья деятельность распространяется также на человеческую историю и на судьбы народов. Особенно ярко это показано в Дан. 2:21: "Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей".

 

Этот факт выразительно иллюстрируется в Дан. 4:24-25. Господь использует Ассирию для достижения Своих целей в отношении Израиля, а затем, в свою очередь, сокрушает и Ассирию (Ис. 10:5-12). Это лишь часть Его работы со странами и народами: "Силою руки моей и моею мудростию я сделал это, потому что я умен; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин" (Ис. 10:13). Павел в своей речи в ареопаге говорил, что Бог "от одной крови... произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию" (Деян. 17:26). (Аналогичные примеры направляющей Божьей деятельности в человеческой истории см. в Иова 12:23; Пс. 46:8-9; 65:7.)

 

Господь обладает также верховной властью над жизненными обстоятельствами отдельных людей. Анна, воодушевленная чудесным исполнением ее молитвы (Господь дал ей сына, Самуила), так восславила Господа: "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает" (1 Цар. 2:6-7). Сходным образом прославляла Бога и Мария: "Низложил сильных с престолов и вознес смиренных" (Лк. 1:52). Павел утверждает, что Бог избрал его для определенного дела еще до его рождения (Гал. 1:15-16). Павел призывает своих читателей быть смиренными, ибо все, что у них есть и чем они являются, - от Бога. Он пишет" чтобы они жили в соответствии с тем, "что написано, и не превозносились один пред другим. Ибо

кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? " (1 Кор. 4:6-7). У христиан бывают различные дары. Причина этого заключается в том, что Бог, в лице Духа Святого, по Своему выбору и Своей верховной властью наделяет конкретных людей конкретными дарами (Рим. 12:3-6; 1 Кор. 12:4-11).

 

Давид находил утешение в том факте, что Бог является верховным владыкой в его жизни: я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих" (Пс. 30:15-16). Он продолжал уповать на Господа, будучи окружен врагами и одолеваем разными бедствиями, и верил, что в конце концов Господь защитит и оправдает его. Человеческие объяснения удач и несчастий


поверхностны и ошибочны: "Ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение; но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит... А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева. Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника" (Пе. 74:7-8, 10-11).

 

Господь полновластен даже в том, что считается случайными событиями в жизни. В Пр. 16:33 говорится: полу бросается жребий, но все решение его - от Господа". Примеры, иллюстрирующие его утверждение, имеются как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Когда судно, на котором Иона плыл в Фарсис, попало в сильную бурю, моряки бросили жребий, чтобы определить, из-за кого постигает их эта беда. Господь использовал это обстоятельство для того, чтобы указать на Иону (Иона 1:7). Когда первые верующие искали, кем им заменить Иуду среди апостолов, они фактически выбрали двоих, а затем помолились, чтобы Бог указал им, на кого из этих двоих, Варсаву или Матфия, падает Его выбор. Они бросили жребий; и когда жребий выпал на Матфия, он был добавлен к одиннадцати апостолам (Деян. 1:23-24). Даже случайное, непредумышленное убийство рассматривается как направляемое Богом. Обратите внимание, как в Исходе описывается непредумышленное убийство: "Но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его", то убийца может бежать в особое убежище (Исх. 21:13). Это убедительное указание на то, что Бог управляет всеми жизненными обстоятельствами, что ничто не происходит по чистой случайности. Хотя в книге Есфирь имя Божье не упоминается, следует отметить, что, предлагая Есфири идти к царю и просить его за свой народ, Мардохей вопрошает: кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?" (Есф. 4:14).

 

Направляющую Божью деятельность следует понимать как имеющую широчайшее поле применения. Псалмопевец говорит: "Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает". Далее псалмопевец призывает благословлять Господа всех ангелов и все воинства Господа, всех Его служителей, исполняющих волю Его, все дела Его во всех местах владычества Его (Пс. 102:19-22). Когда к Навуходоносору возвращает разум, он благословляет Господа, "Которого владычество - владычество вечное и Которого царство

- в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "Что Ты сделал?" (Дан. 4:31-32). Павел называет Бога "Совершающим все по изволению воли Своей" (Еф. 1:11). Сама идея Божьего царства, играющая такую выдающуюся роль как в Ветхом Завете, так в учении Иисуса, указывает на всемирный, вселенский характер верховной власти Бога. Его власть всеобща и всемирна как в отношении времени (она вечна), так и в отношении охватываемой ею сферы (все и вся полностью подпадает под ее действие).

 

Но верховная власть Бога распространяется не только на положение или на поведение низших по отношению к человеку творений. Свободные действия людей также направляются Божьей волей. Когда евреи должны были покинуть Египет, Господь сказал им, что они пойдут не с пустыми руками, ибо Он дает народу сему милость в глазах египтян (Исх. 3:21). И это исполнилось, когда пришло время исхода: сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и


одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян; и они давали ему, и обобрал он Египтян" (Исх. 12:35-36). Могут возражать, что Господь принудил к этому египтян с помощью насылавшихся на них бедствий (казней египетских), особенно гибели их первенцев, но в Библии ясно говорится, что удовлетворение просьб евреев было со стороны египтян свободным решением.

 

Еще один пример мы видим в 1 Цар. 24. Свои поиски Давида Саул прервал, чтобы зайти в пещеру по нужде. Случилось так, что в той же самой пещере прятались Давид и его люди. Давид смог отрезать край от верхней одежды Саула, но не причинил ему никакого вреда. Тот факт, что царь по своему выбору вошел в пещеру, Давид и Саул истолковали как волю Божью. Давид сказал Саулу: "Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере" (1 Цар.

24:11); Саул же ответил ему: "Когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня" (1 Цар. 24:19). В Пс. 32:15 говорится, что Господь создал сердца всех живущих на земле. В Притчах говорится, что результатом замыслов и действий людей оказывается исполнение Божьих намерений: "Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка" (Пр. 16:1). "Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом" (Пр. 19:21). Когда Ездра занимался возрождением и

обновлением храма, персидский царь Артаксеркс предоставил ему определенные средства из хранилищ своего царства. Ездра комментирует это так: "Благословен Господь, Бог отцов наших, вложивший в сердце царя - украсить дом Господень, который в Иерусалиме" (Езд. 7:27).

 

Даже греховные действия людей - часть Божьего провидения и промысла. Быть может, самый выдающийся пример - распятие Иисуса, которое Петр приписывает как воле Божьей, так и действию грешников: "Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили" (Деян. 2:29). Возможна и такая точка зрения, что в данном случае лишь выдача Иисуса (то есть предательство Иуды), а не само распятие, представляло собой часть Божьего замысла.

Однако суть при этом остается той же самой: то, что сделали грешники, рассматривается как часть провиденциальной Божьей деятельности.

 

Во 2 Цар. 24:1 говорится, что Господь побудил Давида провести перепись населения; в другом же месте утверждается, что к совершению этого греха Давида побудил сатана (1 Пар. 21:1). В качестве доказательства, что человеческий грех - часть Божьего провидения, часто цитируется 2 Цар. 16:10. Давид замечает здесь, что Семей злословит его по повелению Господа: "Ибо Господь повелел ему злословить Давида"; а в следующем стихе он заявляет еще решительнее: "Оставьте его, пусть злословит; ибо Господь повелел ему"

(2 Цар. 16:11). Во 2 Фессалоникийцам Павел отмечает, что сатана обольстил "погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения", а затем добавляет: за

сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2 Фее. 2:10-12). Здесь, по-видимому, дела сатаны Павел приписывает также воле и действию Бога.

 

Взаимосвязь между направляющей Божьей деятельностью и грехом


Теперь нам предстоит обратиться к сложной проблеме соотношения между Божьей деятельностью и греховными поступками людей. Необходимо проводить различие между обычной деятельностью Бога в отношении человеческих действий и Его деятельностью в отношении греховных поступков. В Библии совершенно ясно говорится, что источник греха - не Бог. Иаков пишет: искушении никто не говори: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью" (Иак. 1:13-14). Иоанн говорит: "Ибо все, что в мире:

похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)" (1 Ин. 2:16). Но если греховные поступки людей исходят не от Бога, то какой смысл в нашем утверждении, что поступки эти входят в сферу направляющей Божьей деятельности?

Божье отношение к греху может проявляться и проявляется различными способами. Он может: 1) предотвратить его; 2) допустить его; 3) направить его или 4) ограничить его541. Обратите внимание, что в любом случае Бог - не причина совершенного человеком греха, но Он так или иначе соотносится с ним.

 

1.  Бог может предотвратить грех. Иногда Он удерживает людей от совершения определенных греховных поступков. Когда Авимелех, считая Сарру сестрой, а не женой Авраама, взял ее к себе, Господь явился ему во сне. Он сказал Авимелеху: Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною; потому и не допустил тебя прикоснуться к ней" (Быт. 20:6). Давид молился, чтобы Бог удержал его от греха: от умышленных [прегрешений] удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною" (Пс. 18:14).

 

2.  Бог не всегда предотвращает грех. Он просто допускает его. Хотя это и противоречит Его воле, Он не препятствует тем или иным событиям. Своим невмешательством в грех, на который мы решаемся, Бог делает его свершившимся фактом; но Он не толкает нас к греху, не делает его неизбежным. Проповедуя в Листре, Павел говорил, что Бог прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями" (Деян. 14:16). В

Послании к римлянам он говорит, что Бог предал людей нечистоте, постыдным страстям и превратному уму - делать непотребства (Рим. 1:24,26,28). Сходным образом, Иисус говорил о разрешении Моисеем разводов: "Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так" (Мф. 19:8). Во 2 Пар. 32:31 читаем: "Оставил его [Езекию] Бог, чтобы испытать его и открыть все, что у него на сердце". Таким образом, Бог отступал, дозволяя людям совершать греховные поступки, не совпадавшие с Его желанием, поступки, которые они не смогли бы совершить в соответствии с Его решением. Быть может, яснее и четче всего это высказано Господом в Пс. 80:13-14. "Поэтому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам. О, если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями!"

 

3.  Бог может также направить грех в определенную сторону. Иначе говоря, позволяя некоторым грехам совершиться, Бог, тем не менее, направляет их таким образом, чтобы результатом их оказалось благо. Это то, что Этельберт Стауффер назвал законом противоположности542. Возможно, самым ярким примером этого в Писании является история Иосифа. Братья, желая избавиться от него, хотели его убить. Желание это, конечно, не было добрым, оно не было внушено Богом, и Он его не одобрял. Тем не менее


Он позволил им выполнить двое намерение, но в несколько измененном виде. Рувим просил других своих братьев не убивать Иосифа, а лишь бросить его в ров, так как собирался потом вызволить его (Быт. 37:21-22). Но в происходящее вмешался еще один фактор. Мимо проходили купцы мадиамские, и братья (без ведома Рувима) продали им Иосифа в рабы. Ничто из этого не соответствовало Божьему желанию, но Он допустил все это и использовал злые намерения и действия братьев для достижения конечного блага.

Господь был е Иосифом (Быт. 39:2). Несмотря на происки и ложь жены Потифара и неисполнение своего обещания главным виночерпием, Иосиф возвысился, и его стараниями многие люди, в том числе семья его отца, были спасены от голодной смерти. У Иосифа хватило мудрости увидеть во всем этом руку Божью. Он заявил своим братьям: "Итак не вы послали Меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской" (Быт. 45:8). А после смерти Иакова он вновь сказал им: "Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать те, что теперь есть: сохранить, .жизнь великому числу людей" (Быт. 50:20). Петр понимал, что Бог подобным же образом использовал для добра распятие Иисуса: "Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян. 2:36). Павел писал об отвержении иудеями Христа как о том, через что в мир пришло примирение (Рим. 11:13-15, 25).

 

Бог подобен отражающему удары боксеру или, быть может, точнее, мастеру дзюдо, ибо Его усилиями злые намерения грешников и сатаны становятся средствами и орудиями свершения добра. Нам надо видеть в этом проявление поразительной природы божественного всемогущества. Если бы Бог был велик, но не всемогущ, Он должен был бы производить все прямо и непосредственно, иначе Он потерял бы контроль над ситуацией и оказался бы неспособным достигнуть Своих конечных целей. Но наш

всемогущий Бог может позволить грешникам и нечестивцам совершать самые плохие дела и в то же время выполнять Свои намерения, обеспечивая достижение Его целей.

 

4.  Бог, наконец, может ограничить грех. Бывают случаи, когда Он не предотвращает злые дела, но, тем не менее, ограничивает масштабы или последствия того, что могут сделать грешники и дьявол со своими бесами. В этом отношении на ум приходит прежде всего случай с Иовом. Бог позволил сатане действовать, но положил пределы тому, что он может делать: "Вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей" (Иов 1:12). Позже Господь сказал: "Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги" (Иов 2:6). Давид выразил веру народа Израиля, написав: "Если бы не Господь был с нами, - да скажет Израиль, - если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас" (Пс. 123:1-3). А Павел уверял своих читателей, что тому искушению, с которым они столкнутся, есть пределы: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (1 Кор. 10:13). Даже когда Бог позволяет совершиться греху, Он устанавливает пределы, которые грех не может перейти.

 

Основные черты направляющей Божьей деятельности


Теперь нам надо кратко изложить основные особенности и значение представлений о направляющей Божьей деятельности.

 

1.  Направляющая Божья деятельность является универсальной и всеохватывающей. Она распространяется на все - как на несомненно добрые дела, так и на те, которые таковыми не кажутся. Павел писал: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8:28). Это означает, что в использовании Богом людей нет никаких ограничений. Для достижения Своих целей Он может использовать в качестве орудия Даже таких "нечистых" посредников, как Кир (Ис. 44 - 45). Даже в неожиданной, незапланированной или невероятной ситуации наделенный восприимчивостью верующий внимательно относится к тому, что намеревается или собирается сделать Бог. Примером здесь может служить разговор Иисуса с женщиной из Самарии. Эта встреча не была запланирована, она не входила в программу благовестнических мероприятий. Произошла она, когда Иисус был "не при исполнении служебных обязанностей", - во время отдыха в пути (Ин. 4:3, 6). Тем не менее Иисус увидел в этой встрече благоприятную возможность, заботливо и предусмотрительно посланную ему Отцом, то есть возможность, которой следует воспользоваться. Поэтому Он поговорил с женщиной о живой воде и привел ее к вере в Себя. Мудрый христианин должен проявлять такую же чуткость к благоприятным возможностям, приходящим в форме обстоятельств, которые на первый взгляд кажутся случайными. Тот факт, что жизнь богата посылаемыми свыше возможностями, наполняет нас чувством надежды и воодушевления.

 

2.  Сфера действия провидения распространяется не только на народ Божий. Хотя Бог проявляет особую заботу о верующем, Он не отказывает полностью в проявлениях Своей благости и остальной части человечества. Иисус сказал об этом совершенно ясно: "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5:45). Это противоречит мнению некоторых христиан, которое несколько лет назад было в шутливой форме выражено в юмористическом комиксе под названием "Пастор". Однажды пастор, облаченный в свое одеяние, собрался уехать в отпуск. Сосед предложил ему поливать газон во время его отсутствия. "Благодарю вас за заботу, - ответил пастор, - но я уже принял другие меры в этом отношении". На последней картинке мы видим, что дождь льется на газон пастора, а на примыкающие к нему дворы и участки нет. Однако, по словам Иисуса, обычно Бог действует не так. Неверующий, как и верующий, равно пользуются плодами благости Отца. Мой отец был христианином; хозяин фермы, которая примыкала к нашей, не был христианином и работал семь дней в неделю. Но дождь обычно поливал обе фермы одинаково.

 

3.  Бог благ в Своем руководстве. Он работает для добра, иногда прямо и непосредственно творя добро, иногда же противодействуя усилиям нечестивцев и грешников и направляя их действия к добру. Мы уже видели это в Рим. 8:28. Однако нам не следует слишком легко и быстро отождествлять благо с тем, что приятно и удобно для нас. В Рим. 8:28 благо связывается с Божьей целью, которая в свою очередь отождествляется с подобием Его детей образу Его Сына (Рим. 8:29). Подобие же образу Сына может иногда влечь за


собой мучительные испытания (1 Пет. 1:6-9) или необходимость претерпеть наказание (Евр. 12:6-11).

 

Божья благость в руководящей и направляющей деятельности должна вызывать в верующем чувство спокойной уверенности в отношении конечного исхода происходящих в жизни событий. Когда Аврааму было зелено принести в жертву своего единственного сына, он был уверен, что тем или иным способом Исаак будет спасен. Своим слугам Авраам сказал: и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам" (Быт. 22:5).

Еврейский глагол, переведенный здесь словом "возвратимся", совершенно определенно стоит в форме множественного числа первого лица. Когда Исаак спросил, где же агнец для всесожжения, Авраам ответил: "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой". Авраам не знал заранее, что произойдет на горе, и не имел в этом отношении никаких гарантий. Возможно, он даже ожидал, что Исааку суждено умереть, а затем быть воскрешенным (ср. Евр. 11:19). Но чему бы ни суждено было случиться, Авраам из своего личного опыта знал, какому Богу он служит. Бог позаботился о нем и всем его обеспечил, когда он повиновался приказу и ушел из Ура Халдейского в место, которого никогда раньше не видел. Зная благость Бога и Его обещание, что Исаак станет наследником Авраама, Авраам был уверен, что и он, и Исаак так или иначе возвратятся с горы. Бог не просто держит все под контролем, Он направляет ход событий в соответствии со Своей благостью и милосердием. Поэтому верующий не должен уклоняться от исполнения Божьей воли из страха, что с ним произойдет что-нибудь ужасное.

 

4.  Бог проявляет личную заботу о Своем народе. Не следует думать, будто Бог обращается с нами в какой-то безликой, бюрократической манере. Учитывая масштабы и сложность царства Божьего, мы можем поддаться искушению сделать именно такой вывод. Однако различные образы, которые использует Иисус для описания Отца, указывают на личную сторону Его заботы. Он заботится о каждой потерявшейся отце (Лк. 15:3-7) и ищет ее, пока не найдет. Добрый пастырь знает своих овец и зовет их по имени. Они узнают его голос и приходят, за чужим же не идут (Ин. 10:3-6, 14, 27). Пастырь заботится о своих овцах, защищает их и, если надо, полагает свою жизнь за них (Ин. 10:11). Отец знает каждый волос на головах Своих чад (Мф. 10:30).

 

Личный аспект направляющей Божьей деятельности имеет большое значение в современных условиях. Рост автоматизации и компьютеризации влечет за собой все возрастающее обезличивание. Мы лишь винтики в машине, лишенные лица роботы, числа в компьютерном файле, дырочки на перфокарте, записи на магнитной ленте.

Правительство нашей страны далеко от нас и обезличено. Блестящему майору английской армии, поступавшему в академию, был присвоен номер и было сказано, что в переписке нет никакой надобности использовать имя, - вполне достаточно этого номера. В результате он выбрал университет, в котором пока еще пользуются именами. Учение о провидении дает нам уверенность в личном отношении к нам Бога. Он знает каждого из нас, и каждый имеет для Него значение.

 

5.  Наша деятельность и божественная деятельность не исключают друг друга. Тот факт, что Бог работает для достижения Своих целей, не дает нам никаких оснований для


вялости, безразличия или пассивности. Как мы видели, в сферу Божьего провидения входят также и человеческие действия. Иногда люди сознают, что своими действиями они выполняют божественные намерения, как это было с Иисусом, когда Он сказал, что должен выполнить волю Отца (например, Мф. 26:42). В других случаях Божий замысел исполняется невольно и неосознанно. Издавая свой указ (Лк. 2:1), кесарь Август фактически ничего не знал о том, что проводимая по его повелению перепись сделает возможным исполнение пророчества о рождении Мессии в Вифлееме, тем не менее он помог исполнению этого пророчества. Уверенность в том, что Бог достигнет той или иной цели, ни в коем случае не дает нам предлога для отказа активно участвовать в ее реализации. Бог совершает задуманные Им дела, но для достижения этих целей Он использует различные средства (в том числе действия людей).

 

Не следует также терять веру в провидение лишь потому, что в наше время уменьшилась надобность в эффектном божественном вмешательстве. Современный мирской человек не видит в этом мире большого места для

 

Бога. В старые времена Бог был разрешением всех тайн и загадок. Он стоял за всем происходящим. Он был объяснением существования вселенной и сложности мироздания. Он давал решение всех проблем. Однако теперь человек пришел к гораздо более полному пониманию вселенной. Теперь он знает, почему человек болеет (по крайней мере, во многих случаях), а медицина способна предотвращать и излечивать болезни. Молитвы об исцелении кажутся неуместными (за исключением критических или безнадежных случаев). Божье провидение выглядит чуждой и ненужной концепцией543. Однако мы видели, что провидение включает также и имманентную работу Бога; таким образом,

работа Бога и влияние провидения в той же мере присутствуют в лечении, проводящемся врачом, как и в чудесном исцелении.

 

6.  Бог полновластен в Своей направляющей деятельности. Это означает, что только Он Сам определяет Свой замысел и знает смысл каждого Своего действия. Нам не обязательно знать, куда Он нас направляет. Поэтому мы не должны диктовать Богу, какие действия Ему следует предпринимать, чтобы дать нам водительство. Иногда у христианина появляется искушение сказать Богу: "Если Ты хочешь, чтобы я сделал А, покажи мне это, сделав Б". При этом не принимается во внимание сложность мироздания и огромное число людей, о которых Бог должен проявлять заботу. Несмотря на случай со стриженой шерстью Гедеона (Суд. 6:36-40), будет гораздо лучше, если мы просто предоставим Богу просветлять нас - если Он желает и насколько Он желает -

относительно смысла Своих действий. Мы знаем, что в дамках Божьего замысла все имеет свой смысл и свое значение, но нам не следует представлять дело таким образом, что смысл всего происходящего должен быть очевиден и что мы должны быть способны установить этот смысл. Предположение, что мы способны понять смысл и значение всех направляющих нас Божьих действий и что Он каким-либо способом разъясняет их нам, как в случае со стриженой шерстью Гедеона, - это суеверие, а не благочестие.

 

7.  Следует проявлять осторожность в определении событий, рассматриваемых как Божье провидение. Пожалуй, самый выдающийся пример чересчур поспешного отождествления


исторических событий с волей Божией - выступление немецких христиан, которые в 1934 году поддержали действия Адольфа Гитлера, посчитав их проявлением участия Бога в истории. Сегодня слова их заявления звучат как отрезвляющее предостережение: "Мы исполнены благодарности Богу за то, что Он, как Господь истории, дал нам Адольфа Гитлера, нашего вождя и спасителя от выпавших на нашу долю тяжких испытаний. Мы подтверждаем, что душой и телом преданы и принадлежим Германскому государству и его фюреру. Эти узы зависимости и долга обладают для нас, как евангельских христиан, самым глубоким и самым святым смыслом, который заключается в повиновении Божьему повелению"544. В заявлении, выпущенном годом раньше, говорилось: "Этому повороту истории [т.е. взятию власти Гитлером] мы говорим исполненное благодарности "да". Бог дал нам его - слава Ему. Будучи послушными Слову Божьему и связанными им, мы видим в великих событиях нашего времени новое поручение, которое Бог дает Своей церкви"545.

 

С той точки, в которой мы находимся сейчас, безумие подобных заявлений кажется очевидным. Но, быть может, мы сегодня делаем некоторые заявления, которые покажутся столь же ошибочными тем, кто придет через несколько десятилетий после нас? Хотя нам и не обязательно заходить так далеко, как Карл Барт в своем отвержении натурбогословия, основанного на рассмотрении исторических событий, в его осуждении выступления немецких христиан звучит полезное и поучительное для нас слово предостережения.

 

Провидение и молитва

 

Одной из проблем, встающих перед мыслящими христианами при рассмотрении природы провидения, является роль молитвы. Возникающая здесь дилемма связана с вопросом, что в действительности достигается молитвой. С одной стороны, если молитва оказывает какое-либо влияние на происходящее, то Божий план вроде бы изначально не установлен. В определенном смысле провидение оказывается зависимым от самого факта молитв, их количества и в связи с этим может меняться. С другой стороны, если Божий план прочно установлен, то какое значение имеют наши молитвы?

 

Следует отметить, что это лишь одна конкретная форма более общего вопроса о взаимоотношении между человеческими усилиями и провидением. Поэтому к решению можно подходить, пользуясь теми же аналитическими соображениями, что и при рассмотрении более широкого вопроса. Следует обратить внимание на два факта: 1) Писание учит, что Божий план твердо установлен и неизменен, он не подлежит пересмотру; и 2) оно повелевает нам молиться и учит, что молитва важна и много может (Иак. 5:16). Но как соотносятся между собой эти два факта?

 

Из Писания явствует, что во многих случаях Бог работает в своего рода сотрудничестве или партнерстве с человеком. Бог не действует, если человек не играет свою роль. Так, когда Иисус проповедовал в Своем родном городе Назарете, Он не совершил там каких-то выдающихся чудес. Все Его дела свелись к исцелению нескольких больных. То, что Иисус "дивился неверию их" (Мк. 6:6), наводит на мысль, что жители Назарета просто не привели к Нему своих нуждавшихся в исцелении близких. Очевидно, что во многих


случаях для действия Бога необходим акт веры, а такой веры в Назарете не хватало. С другой стороны, когда Иисус ходил по воде (Мф. 14:22-23), Петр попросил Иисуса повелеть ему подойти к Иисусу по воде и получил возможность сделать это. Можно предположить, что в тот день Иисус мог дать способность ходить поводе всем Своим ученикам, но только Петр получил эту способность, потому что только он попросил о ней. Сотник, просивший об исцелении слуги (Мф. 8:5-13), и женщина, страдавшая кровотечением (Мф. 9:18-22) и прикоснувшаяся к краю одежды Иисуса, - примеры такой веры, которая, проявившись в прошении или мольбе, повлекла за собой Божье вмешательство. Когда Бог желает достижения результата (в упомянутых случаях - исцеления), Он желает также и наличия соответствующих средств (просьбы об исцелении, которая, в свою очередь, предполагает веру). Иначе говоря, Бог желает исцеления, считая, что нуждающиеся в нем обратятся с просьбой об исцелении. Таким образом, молитва не меняет того, что Он до этого собирался сделать. Она представляет собой средство, с помощью которого Он достигает Своей цели. Поэтому молитва крайне важна, ибо без нее желаемого результата не будет.

 

Это значит, что молитва есть нечто большее, чем самостимуляция. Это не метод создания в самих себе такого позитивного духовного состояния, которое дало бы нам возможность самим сделать то, о чем мы просим. Это, скорее, создание в себе правильного отношения к воле Божьей. Своих учеников и нас Иисус учил молиться так: "Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя", и лишь затем: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день".

Молитва - не столько обращенная к Богу просьба об исполнении наших желаний, сколько выражение нашей заботы об исполнении Божьей воли. Кроме того, Иисус учил нас быть настойчивыми в молитве (Лк. 11:8-10 - обратите внимание на повелительное наклонение в стихе 9 и на настоящее время причастий в стихе 10: просите, ищите, стучите; просящий, ищущий, стучащему). Чтобы помолиться о чем-нибудь один раз и на этом закончить, требуется не слишком много веры, преданности и усердия. Настойчивая молитва делает очевидным, что ваша просьба важна для нас, как она важна и для Бога.

 

Мы не всегда получаем то, о чем просим. Иисус трижды просил о том, чтобы чаша сия (смерть через распятие) Его миновала; Павел трижды молился, чтобы Господь удалил жало, которое дано было ему в плоть. В каждом случае Отец вместо просимого давал нечто более необходимое (см., например, 2 Кор. 12:9-10). Верующий может молиться с полным доверием, зная, что наш мудрый и благой Бог даст нам не обязательно то, о чем мы просим, но самое лучшее. Ибо, как сказал псалмопевец, "ходящих в непорочности Он не лишает благ" (Пс. 83:12).

 

Провидение и чудеса

 

До сих пор мы рассматривали то, что связано с обычными, нормальными проявлениями провидения. Будучи сверхъестественными по своему происхождению, они тем не менее случаются довольно часто, а потому не бросаются в глаза и не кажутся особенно яркими. Они не особенно поражают нас и не выглядят каким-то резким отклонением от нормального, обычного хода событий. Однако нам надо рассмотреть еще один вид провидения - чудеса. Мы имеем в виду те поразительные и необычные Божьи дела,


которые по сути своей являются сверхъестественными. Под чудесами мы подразумеваем такие особые сверхъестественные проявления Божьего провидения, которые невозможно объяснить исходя из того, что обычно случается в природе.

 

Один из важнейших вопросов, связанных с чудесами, - вопрос об их взаимосвязи с естественными законами, или законами природы. Для некоторых чудеса становятся не помощью в обретении веры, а препятствием, поскольку они настолько противоречат обычному ходу событий, что кажутся крайне неправдоподобными или даже невероятными. Поэтому вопрос о понимании таких событий во взаимосвязи с законами природы имеет огромное значение. В понимании соотношения чудес с законами природы существует по меньшей мере три точки зрения.

 

Первое представление заключается в том, что чудеса по сути своей - проявления малоизвестных или практически неизвестных природных законов. Если бы мы полностью познали и до конца поняли законы природы, мы смогли бы понять и даже предсказывать подобные события. Чудо вновь повторяется во всех случаях, когда складываются редкие обстоятельства, ведущие к его появлению546. Некоторые библейские примеры вроде бы соответствуют этой модели, например, чудесная ловля рыбы в Лк. 5. Согласно этому взгляду, Христос не создал рыбу специально для этого случая и не пригонял ее каким- либо образом из других мест туда, где закинули сеть. Просто создались такие необычные условия, что рыба собралась в месте, где ее не ожидали. Но каждый раз в таких конкретных обстоятельствах рыба собирается именно там. Поэтому чудо, сотворенное Иисусом, было проявлением не столько всемогущества, сколько всеведения. Чудо заключалось в том, что Он знал, где будет рыба. В этой связи на ум приходят и другие

типы чудес. Некоторые из исцелений, совершенных Иисусом, вполне могли быть психосоматическими исцелениями, то есть случаями мощного внушения, устраняющими истерические симптомы. Поскольку многие заболевания, проявляющиеся в физических симптомах, по своему происхождению и характеру являются скорее функциональными, чем органическими, кажется разумным допущение, что Иисус при совершении исцелений просто использовал Свое необычайное знание психосоматических механизмов.

 

Эта точка зрения выглядит привлекательный во многих отношениях, и особенно потому, что некоторые из описанных в Библии чудес очень хорошо укладываются в данную схему; вполне возможно, что некоторые из них имели именно такой характер. Однако с

ней связаны определенные проблемы. Есть чудеса, которые очень трудно объяснить такой теорией. В частности, был ли слепорожденный (Ин. 9) примером человека с психосоматической врожденной слепотой? Конечно, никто из нас не знает неизвестных нам законов. Такова природа незнания: мы не знаем того, что нам неизвестно. Но разумно предположить, что у нас могут быть хоть какие-то намеки на суть неизвестных нам законов. Сама неопределенность данной теории является одновременно ее силой и слабостью. Само по себе утверждение, выдвигаемое без дополнительных аргументов, что существуют законы природы, которых мы не знаем, не может быть ни доказано, ни опровергнуто.


Вторая концепция заключается в том, что чудеса нарушают законы природы. Например, в случае с плавающим топором (4 Цар. 6:6) эта теория утверждает, что на короткий период времени в том кубическом метре или каком-то ином объеме воды действие закона тяготения было приостановлено. Он просто не работал в это время. Фактически Бог "отменил" закон тяготения на время, пока топор не вытащили из воды, или же Он изменил удельный вес топора или воды. Этот взгляд на чудеса имеет то достоинство, что в значительно большей степени принимает во внимание сверхъестественное, чем предыдущий. Однако в нем имеются определенные изъяны. Прежде всего, такая приостановка действия или нарушение законов природы обычно связаны с осложнениями, требующими целой серии компенсирующих чудес. Например, в истории с продлением дня Иисусом Навиным (Нав. 10:12-14), если бы Бог действительно остановил вращение Земли вокруг своей оси, необходимо было бы принятие множества корректирующих мер, на которые в библейском рассказе нет ни малейшего намека. Хотя для всемогущего Бога такое, несомненно, возможно, астрономические данные не содержат никаких указаний на

то, что это имело место547.

 

Есть и еще два затруднения, с которыми сталкивается вторая концепция, - одно психологическое, другое богословское. С психологической точки зрения, неупорядоченность, вносимая в природу представлением о чудесах как о нарушении естественных законов без всякого на то основания, приводит ученых к предубеждению против чудес. В таком случае отстаивать проявление чудес особенно трудно. Фактически

возможность чудес во многих случаях отвергается именно на этом основании548. С богословской же точки зрения эта идея подразумевает, что Бог как будто действует против Самого Себя, а это приводит к определенному внутреннему противоречию.

 

Согласно третьей концепции, чудо происходит в том случае, когда сверхъестественная сила перевешивает естественную. По этой теории действие законов природы не приостанавливается. Они продолжают действовать, но в игру вступает и сверхъестественная сила, противостоящая влиянию естественных законов549. Например, в случае с топором закон тяготения продолжал действовать, но невидимая Божья рука поддержала и подняла его, как будто его подняла человеческая рука. Эта точка зрения имеет то преимущество, что чудеса рассматриваются в ней как подлинно сверхъестественны или внеприродные, но не как антиестественные или антиприродные, каковыми их делает вторая точка зрения. Несомненно, в случае с рыбной ловлей в воде могли сложиться такие условия, которые заставили рыбу оказаться в определенном месте,

но этих условий не было бы, если бы Бог не повлиял на такие факторы, как течение и температура воды. В некоторых же случаях могут происходить и акты творения, как это было, когда накормили пять тысяч человек.

 

В сущности, события, противоречащие законам природы, не должны нас волновать. Наука XX века в большей степени, чем наука XIX века, склонна считать законы природы просто выражением происходящих событий. С чисто эмпирической точки зрения может быть лишь психологическая склонность, но нет никаких логических оснований для

предвидения будущего на основания прошлого. Функционирует природа согласно определенным и твердо установленным правилам или эти процессы можно приостановить


- данный вопрос относится к области метафизики. Если мы допускаем возможность существования реальности и сил вне природной системы, тогда чудеса возможны. Тогда вопрос о том, происходят ли они на самом деле, становится вопросом рассмотрения, и изучения исторических свидетельств и доказательств. Мы займемся этим в связи с высшим чудом, воскресением Христа, в главе о христологии (с. 661 - 662).

 

Сейчас, однако, нам надо разобраться в цели чудес. У них по меньшей мере три назначения, Самое главное - это прославление Бога. Люди, видевшие в Библии чудеса или получавшие от них пользу, обычно реагировали на них прославлением Бога. Это значит, что в наше время мы тоже должны относить их на счет Бога, Который есть источник чудес, а не на счет человека, который может быть всего лишь их каналом или передатчиком. В библейские времена вторым назначением чудес было установление сверхъестественной, божественной основы откровения, которое эти чудеса подтверждали. Тот факт, что греческое слово (знамение) часто употребляется в Новом Завете для обозначения чудес, подчеркивает именно этот аспект. Мы видим также, что чудеса часто сопровождали особо яркое откровение. Это можно видеть на примере служения и проповеди нашего Господа (например, Лк. 5:24). Наконец, чудеса совершаются для удовлетворения нужд людей. Наш Господь предстает сострадающим к нуждам приходящих к Нему людей. Он исцелял их, чтобы облегчить страдания, причиняемые такими недугами, как слепота, проказа, кровотечение. Он никогда не совершал чудес с эгоистической целью покрасоваться или выставить Себя напоказ.

 

Мы убедились, что учение о провидении - не абстрактная концепция. Это учение выражает убеждение верующего, что он или она находится в руках благого, мудрого и могущественного Бога, Который выполняет Свои намерения и замыслы в этом мире.

 

Не унывай и не страшись, что б ни было с тобой, Своей заботою всегда поддержит Бог тебя;

Под крыльями Его любви найди себе приют, Своей заботою всегда поддержит Бог тебя.

 

Когда от тяжкого труда уж нет душевных сил, Своей заботою всегда поддержит Бог тебя; Когда тебя со всех сторон опасности теснят, Своей заботою всегда поддержит Бог тебя.

 

Все, в чем нуждаться можешь ты, всегда тебе Он даст, Своей заботою всегда поддержит Бог тебя;

Он не отвергнет никогда твоих смиренных просьб, Своей заботою всегда поддержит Бог тебя.

 

Нет, испытанья не страшны, какие б ни пришли, Своей заботою всегда поддержит Бог тебя;

Когда смертельно ты устал, прильни к Его груди, Своей заботою всегда поддержит Бог тебя.


Своей заботою всегда поддержит Бог тебя,

Во все года и каждый день, на всем твоем пути; Своей заботою всегда поддержит Он тебя, Своей заботою всегда поддержит Бог тебя.

 

(Сивилле Дерфи Мартин, 1904)

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.