11.05.2005
Скачать в других форматах:

Миллард Эриксон

Христианское богословие

51. Организация церкви

В связи с ростом экуменического движения вопрос об организации или устройстве церкви стал привлекать в XX веке особое внимание. Действительно, если речь идет о тесном единстве и сотрудничестве, необходимо достичь какого-то согласия относительно принципов и источников полномочий. Например, если предполагается, что представитель одной из конфессий может проводить служение на вечере Господней в церкви другой конфессии, необходимо прийти к согласию, должным ли образом он рукоположен, что в свою очередь подразумевает согласие относительно права рукоположения. В конечном счете вопрос об организации церкви сводится к вопросу о том, кто в церкви располагает властью и кто ее осуществляет. Сторонники различных форм церковной организации едины во мнении, что конечная власть принадлежит Богу (или что Он и есть сама власть). Расхождения касаются их концепций о том, через кого Он ее выражает или осуществляет.

 

Формы организации церкви

 

В ходе своей истории церковь знала разные формы церковной организации. При их рассмотрении мы будем переходить от наиболее сильных организационных структур к более слабым. Изучив основные формы, мы попытаемся определить, можно ли считать какую-то из них предпочтительной.

 

Епископальная форма

 

При епископальной форме церковной организации власть принадлежит епископу (). Существуют различные степени епископства, иными словами, число уровней епископов бывает разным. Простейшая форма епископальной системы представлена в методистской церкви, где есть только один уровень епископов.

Англиканская, или епископальная церковь имеет более развитую организационную структуру, а наиболее полную иерархическую систему выражает римско-католическая церковь, где власть сосредоточена в руках высшего епископа, или папы Римского. Суть епископальной системы заключается в том, что власть связывается с конкретным саном епископа.


Епископальная структура строится на концепции о различных уровнях служения или различных уровнях священства1626. Первый уровень - обычный служитель или священник. В некоторых церквах есть градация и на первом уровне, например, на диаконов и пресвитеров. Священники этого уровня имеют право выполнять основные обязанности, связанные со служением, то есть проповедовать и совершать таинства. Но есть и второй уровень посвящения, делающий служителя епископом и наделяющий его некоторыми особыми полномочиями.

 

Епископ - ключевая фигура в системе церковной организации. Некоторые утверждают даже, что епископат составляет саму суть церкви: без него церковь не может существовать1627. Высказывается и мнение, хотя и немногими, что епископальная система

- это и есть церковь. Точка зрения, что епископы необходимы для самого существования Церкви, выражается католиками и англокатоликами (членами англиканской "высокой церкви"). Другие, например англикане "низкой церкви", считают епископальную систему одной из нескольких библейских форм церковной организации1628. Они, правда, полагают,

что эта система - наилучшая для выполнения работы царства. Она желательна и, возможно, даже необходима для благополучия, но не для существования церкви. Церковь может существовать без епископов, но не в наилучшем виде. Таким образом, власть и полномочия епископа весьма значительны, если не абсолютны. Наконец, есть церкви, сохраняющие сан епископа, но с довольно ограниченными полномочиями. Например, в

истории методистской церкви объем полномочий, предоставляемых епископу, бывал разным1629.

 

Задача епископов заключается в исполнении Божьей власти, которой они облечены. Их полномочия выше по сравнению с обычными служителями. В частности, будучи Божьими представителями и пастырями, они управляют и попечительствуют в группе церквей, а не просто в какой-то одной местной общине1630.

 

Одна из функций епископа - рукоположение. Он имеет право рукополагать служителей или священников. Возлагая руки на кандидата в священники, епископ наделяет его полномочиями, связанными со служением. Епископ обладает также правом назначения священников. Теоретически ему предоставлено неограниченное право назначать служителя в тот или иной местный приход. Но на практике в последние годы в епископальной системе проявляется тенденция К более демократическому подходу; епископ или его представитель обычно советуются с местной общиной, выясняют ее пожелания, а иногда даже предоставляют ей значительную степень инициативы в этом вопросе. Но это характерно больше для методистской церкви, чем для римско- католической. Епископ несет также ответственность за сохранение истинной веры и поддержание должного порядка в определенном географическом регионе. В своей епархии или диоцезе он принимает меры дисциплинарного воздействия.

 

Епископы считаются основным каналом выражения Божьей власти на земле, поэтому в прошлом им предоставлялись широкие полномочия и в мирских делах. В некоторых разновидностях епископальной системы их считают князьями церкви или даже, как мы уже отмечали, самой церковью. В некоторых церквах епископов рассматривают как


преемников апостолов. При возложении рук во время церемонии рукоположения власть апостолов передается нынешним епископам. Согласно этой теории, известной как теория апостольской преемственности, современные епископы обладают той же властью, что и апостолы, властью, которую апостолы в свою очередь получили от Христа1631.

 

В этой системе нет большого различия между видимой и невидимой церковью. Церковь определяется и выражается епископами. Они избираются не снизу, а сверху. Епископ становится епископом благодаря избранию на Золее высоком уровне (например, архиепископом) или другими епископами. Если люди, предназначенные для руководства или управления церковью, избираются на более низком уровне, их епископский сан весьма сомнителен, даже если используется такое название.

 

Наибольшее развитие епископальная система получила в римско-католической церкви1632. В ней римский епископ занял высшее положение и стал называться папой, или отцом всей церкви. Он руководит через посредство архиепископов, надзирающих за обширными регионами. Вслед за ними идут епископы, которым подчинены священники.

 

До Первого Ватиканского собора (1869 - 1870) папа считался высшей властью при условии взаимодействия с другими епископами. Но на этом соборе было решено, что он обладает высшей и практически неограниченной властью сам по себе. Собор заявил, что,

когда папа говорит ex cathedra (официально со своего престола) по вопросам, касающимся веры и практических дел, его слова непогрешимы1633. Но точный характер этой власти определен не был, так как сразу после этого заявления разразилась франко-прусская

война, и собор был вынужден обложить рассмотрение вопроса о смысле непогрешимости. Второй Ватиканский собор (1962 - 1965) стал попыткой завершить неоконченные дела первого собора.

 

Относительно того, в каких случаях папа говорит ex cathedra и сколько таких заявлений сделано, высказываются самые разные мнения. Свои решения папа обычно не предваряет словами: делаю заявление ex cathedra" . Папы - мудрые и осторожные лидеры, поэтому они стараются, чтобы их официальные заявления не считались сделанными ex cathedra, так как такие постановления нельзя отменить или изменить.

 

На практике власть папы осуществляется через епископов. Хотя они и могут действовать независимо от него, остается факт, что свои полномочия они получили именно от него. Он

- абсолютный и конечный авторитет в церкви. Этот авторитет исходит сверху и распространяется на более низкие уровни. Но у власти папы есть одно ограничение. Он не может назвать своего преемника; новый папа избирается коллегией кардиналов. Вместе с тем именно папа назначает кардиналов, а новый папа избирается из их числа. Так что в определенном смысле папы играют какую-то роль в назначении своих преемников.

 

В поддержку епископальной формы организации церкви выдвигаются разные аргументы. Начинают обычно с заявления, что основатель церкви - Христос1634. Он дал ей авторитетную властную структуру. После слов, что Бму дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18), Он сразу же послал одиннадцать апостолов, наделив их этой властью


(Мф. 28:19-20; Деян. 1:8). Следует отметить, что, насколько нам известно, апостолы были единственными служителями, назначенными Иисусом. Поэтому можно сделать вывод, что только у них в Новом Завете было право надзора или руководства () в церкви1635. Мы видим, правда, свидетельства, что они начали передавать некоторые из

своих полномочий другим, в частности Тимофею и Титу. Кроме того, апостолы рукополагали пресвитеров, или руководителей местных церквей. В Галатии Павел и Варнава утверждали и ободряли основанные ими ранее церкви: "Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали" (Деян. 14:23). Даже в тех случаях, когда не ясно, апостолы ли избирали служителей, рукополагали именно они. Когда иерусалимская церковь выбрала семь человек, "изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости" для помощи в работе, их "поставили пред Апостолами, и сии помолившись возложили на них руки" (Деян. 6:3, б).

 

Другой аргумент - положение Иакова в иерусалимской церкви. Его власть в ней сходна с властью епископов в более поздние времена. В этом видят прецедент епископальной системы1636.

 

Наконец, есть исторический аргумент, заключающийся в идее о прямой преемственности между апостолами и современными епископами. Утверждается, что власть апостолов передавалась современным епископам в ходе процесса рукоположения1637.

 

Но против епископальной формы церковной организации выдвигаются и разного рода возражения. Одно из них состоит в том, что система носит слишком формальный характер, что больше внимания уделяется должности, чем исполняющему ее человеку. В Новом Завете власть вручалась только духовно подготовленным и твердым в вероучительных вопросах служителям. Павел предостерегал коринфян против людей, претендующих на то же положение, что и он: "Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых" (2 Кор. 11:13). Против лжеучителей Павел предостерегал и галатов, предавая анафеме всех, даже ангелов, которые благовествуют не то, что благовествует он (Гал. 1:8-9). Личность, дела, вера и слова

человека гораздо важнее занимаемой им должности. Второе должно зависеть от первого, а не наоборот1638.

 

Возражения высказываются и против теории об апостольской преемственности. Исторические свидетельства выглядят в лучшем случае слабыми и двусмысленными. Кроме того, нет никаких ясных доказательств, что кто-то передавал другому право рукоположения, хотя о возложении рук говорится не раз. Нет в Писании и изображения какой-то развитой организационной системы или повеления сохранять и поддерживать какую-то конкретную форму организации. Не находим и четких указаний на различие в положении между епископами и пресвитерами. Например, в Деян. 6:6 говорится о возложении рук апостолов, а в 1 Тим. 4:14 о получении Тимофеем дарования через

возложение рук пресвитеров1639. Библейские указания в этом вопросе не столь ясны и определенны, как нам бы хотелось1640.


Наконец, сторонники епископальной формы церковной организации недостаточное внимание уделяют прямому господству Христа в церкви. Павла Он поставил без всяких посредников, участия не принимал ни один из апостолов. Павел особо подчеркивал этот факт, защищая свое апостольство (Гал. 1:15-17). А если Павел принял свой сан прямо от Бога, почему этого не может быть и с другими? Иными словами, по крайней мере в одном случае, апостольское положение не зависело от действий других апостолов1641.

 

Пресвитерианская форма

 

Пресвитерианская форма церковной организации основной упор тоже делает на церковном звании, но не на конкретной личности, а наделенном полномочиями представительном собрании. Ключевая фигура в этой системе - пресвитер1642 - должность, существовавшая еще в иудейской синагоге. В ветхозаветные времена пресвитеры (старейшины) выполняли функции и располагали правом руководства и управления.

Авторитетом они пользовались в силу своего возраста и опыта. Пресвитеров мы видим и в новозаветной церкви. В Деян. 11:30 говорится о пресвитерах иерусалимской церкви: братья из Антиохий оказывают помощь верующим в Иерусалиме, "пославши собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла". Мы уже отмечали, что Павел и Варнава назначали пресвитеров во всех церквах (Деян. 14:23). Павел послал пресвитеров Ефеса в Милит и обратился к ним (Деян. 20:17). Пресвитеры упоминаются и в пастырских посланиях.

Некоторые сторонники пресвитерианской формы церковной организации утверждают, что термины пресвитер и епископ равнозначны и что в таких местах, как 1 Тим.

3:1-2 и Тит. 1:7, следует понимать в смысле пресвитера. Отметим, однако, что слово пресвитер () обычно употребляется во множественном числе, что подразумевает скорее коллективное, нежели личное управление.

 

В новозаветные времена верующие, по всей видимости, выбирали пресвитеров - людей, которых они считали наиболее достойными управлять церковью. Такая практика как

будто бы согласуется с порядком возведения в другие звания. Кандидатами на место Иуды среди апостолов конгрегация выдвинула Варсаву и Матфия, окончательный же выбор определил жребий (Деян. 1:23-26). Община в молитве попросила Бога через жребий показать ей человека, которого Он уже избрал. Аналогичным образом, иерусалимская община верующих выбрала семь человек, "изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости", для помощи апостолам (Деян. 6:3). В этом отношении новозаветная процедура отличалась от избрания старейшин в синагоге, при котором в первую очередь

учитывалось старшинство.

 

Избирая пресвитеров для управления церковью, верующие сознавали, что этим своим актом они подтверждали уже сделанный Господом выбор. От имени Христа церковь исполняла полномочия, которые Он передал ей. На факт избрания церковных лидеров Богом указывается в нескольких местах Нового Завета. В Деян. 20:28 Павел призывает ефесских пресвитеров: "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями [], пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею". Коринфянам он пишет: иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы


чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки" (1 Кор. 12:28). Вполне логично предположить, что епископы и пресвитеры тоже входят в этот список. Другие указания на Божий выбор служителей церкви содержатся в Мф.

16:19; Ин. 20:22-23; Еф. 4:11-12.

 

Свою власть Христос вручил всем верующим, которые делегируют ее представляющим их пресвитерам. Избранные или назначенные пресвитеры действуют от имени или по поручению верующих. Таким образом, божественная власть в церкви проявляется именно на уровне пресвитеров1643.

 

Эти полномочия реализуются через ряд руководящих ассамблей. На уровне местной церкви решения принимаются собраниями (пресвитериане)1644 или консисториями (реформаты)1645. Церкви одного округа управляются пресвитериями (пресвитериане) или классисами (реформаты), состоящими из одного пресвитера из числа прихожан и одного служителя от каждой консистории (реформаты) или из одного пресвитера из числа прихожан от каждого собрания и всех служителей округа (пресвитериане). Следующий уровень - синод, состоящий из равного числа пресвитеров-прихожан и священников, избранных пресвитериями или секциями. Высшее положение в пресвитерианской церкви занимает Генеральная Ассамблея, опять же состоящая из пресвитеров-прихожан и

священников,-, представителей пресвитерий. Отметим, что синоды в этой процедуре не участвуют, они не избирают представителей в Генеральную Ассамблею. Как синоды, так и Генеральная Ассамблея формируются пресвитериями1646. Решения принимаются руководящим органом каждого уровня. Они могут пересматриваться и меняться на следующем, более высоком уровне. В ходе этого процесса принимаются не столько

решения по конкретным вопросам практической деятельности, сколько, особенно в консервативных кругах, постановления, касающиеся истолкования и применения учения Христа и общей политики церкви.

 

Прерогативы каждого руководящего органа определяются уставом конфессии. Например, собрание каждой местной церкви избирает своего пастора. Но решение утверждается пресвитерией. Пресвитерия обладает также правом собственности на имущество, используемое местной конгрегацией, хотя в последнее время после нескольких судебных разбирательств это положение начинает несколько меняться. Ни одна группа определенного уровня не имеет превосходства над другой. Например, одна пресвитерия не может давать указаний другой. В случае конфликта между двумя пресвитериями они могут обратиться в синод, если относятся к одному синоду, а если нет - в Генеральную Ассамблею. Аналогичным образом, одно собрание, недовольное другим, может обратиться в пресвитерию.

 

Пресвитерианская система отличается от епископальной тем, что в ней есть только один уровень священнослужителей1647. Есть только пресвитеры или пасторы. Более высоких уровней, например епископского, нет. Разумеется, в руководящих ассамблеях есть выборные административные должности. На них избираются (снизу) люди, которых обычно называют штатными сотрудниками пресвитерии, для осуществления руководства и контроля по отдельным направлениям деятельности. Они - не епископы, поэтому нет и


обряда посвящения в эту должность. С тем или иным званием или должностью не связываются какие-то особые полномочия. Служители обладают лишь исполнительной властью для проведения в жизнь решений, принимаемых группой, которая их избрала. Таким образом, власть принадлежит избирателям, а не званию, должности или их носителю. Кроме того, люди избираются на определенный срок, поэтому повторное избрание зависит от желания и доброй воли членов группы.

 

В пресвитерианской системе устанавливается равенство между священниками и прихожанами. Представители обеих групп включаются во все руководящие ассамблеи. Ни у одной из них нет каких-то особых прав или полномочий, которыми не располагала бы другая. Различие, правда, проводится между пресвитерами-управляющими (из числа прихожан) и пресвитерами-учителями (священниками). В библейские времена такое различие было не столь четким. Хотя основная работа, связанная с учением (работа священников), проводилась апостолами, пророками и евангелистами, в ней принимали участие и пресвитеры-управляющие, что явствует из 1 Тим. 5:17: "Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении". С одной стороны, этот стих указывает, что пресвитеры- управляющие принимали участие в обучении, но с другой - что была уже определенного рода специализация. Когда апостолы постепенно уходили со сцены и возникали новые еретические учения, появилась нужда в более авторитетных учителях. Так зародилось служение пресвитеров-учителей. Отдельных членов церкви освобождали от других обязанностей, чтобы они могли посвящать все свое время и энергию донесению правильного истолкования смысла Слова.

 

Аргументы сторонников пресвитерианской формы церковной организации выглядят весьма впечатляющими. Прежде всего, они указывают, что иудейская синагога управлялась группой старейшин и что христианская церковь, во всяком случае в начальный период, была связана и с синагогой. Именно там благовествовали ее члены, и именно по ее образцу они организовывали свои собрания. Явно был какой-то управляющий совет или комитет. Павел увещевал фессалоникийцев "уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас" (1 Фес. 5:12). Автор Послания к евреям призывал читателей: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет" (Бвр.

13:17). Решение собора в Иерусалиме (Деян. 15) - пример такого типа устройства церкви в действии1648.

 

Кроме того, пресвитерианская организационная система сохраняет некоторые основные новозаветные принципы. Один из них - господство Христа. В пресвитерианской системе Его воля и Его Слово - высшая норма, которой должна следовать церковь. Во-вторых, сохраняется принцип участия всех верующих. Они имеют прямой доступ к Богу и имеют право выражать свое личное мнение. В-третьих, пресвитерианская система подтверждает корпоративный принцип: каждый человек рассматривается как часть тела. Наконец, решения в местной церкви принимаются коллективно, пресвитерами, а не одним каким-то служителем, получившим полномочия от епископа1649.


Возражения исходят прежде всего от сторонников более индивидуалистического или конгрегационалистского подхода к пониманию устройства церкви. Они утверждают, что пресвитерианская система строится на иерархическом принципе управления, подтверждений которому в Писании очень мало или нет вообще1650. Далее, они возражают, что при пресвитерианском устройстве каждый верующий индивидуально не играет должной роли в управлении церковью. Теоретически пресвитерия и собрание считаются служителями и представителями отдельных конкретных верующих, но они вполне могут брать на себя руководящие функции. Многие решения, считающиеся принятыми всеми членами церкви, таковыми по сути не являются. Таким образом, хотя пресвитерианская структура претендует на выражение и исполнение воли всех верующих, она во многих случаях просто узурпирует власть1651.

 

Конгрегационалистская форма

 

В третьей форме организации церкви основной упор делается на роли отдельного конкретного христианина, а выразителем власти считается местная конгрегация или община. Конгрегационалистская система строится на двух основных концепциях: автономии и демократии. Под автономией подразумеваются независимость и самоуправление местной общины1652. Никакая внешняя сила не может диктовать местной церкви правила поведения. Демократия же означает, что каждый член местной конгрегации имеет право голоса в ее делах. Власть принадлежит каждому конкретному члену общины и реализуется им. Полномочия не предоставляются какому-то одному человеку или избранной группе. Ни монархическая (епископальная), ни олигархическая (пресвитерианская) система не может выражать интересы индивидуума. Вторичный

смысл демократического принципа конгрегационалистской системы заключается в том, что решения на межцерковном уровне принимаются на представительной основе. К основным конфессиям, придерживающимся конгрегационалистских взглядов, можно отнести баптистов, конгрегационалистов и большинство лютеранских групп.

 

Вопрос об автономии и демократии нам следует рассмотреть подробнее. Считается, что понятие автономии отражает основополагающий новозаветный принцип организации церкви. В книге Деяний и в посланиях основное внимание уделяется местным церквам. Нет упоминаний о каких-то структурах над ними или вне их, нет и повелений создавать какие бы то ни было межцерковные союзы1653. Не находим мы и примеров контроля над церквами со стороны каких-то организаций или личностей. Апостолы давали

рекомендации и советы, но руководством и контролем в полном смысле они не занимались. Даже Павлу приходилось отстаивать свое апостольство и просить читателя следовать его учению (Гал. l:11-24).

 

Принцип автономии означает самоуправление каждой местной церкви. Каждая конгрегация назначает пастора и определяет свой бюджет. Она приобретает собственность независимо от какой-либо посторонней организации1654. Она может советоваться с другими церквами и их руководителями, но не обязана следовать этим советам, а ее решения не требуют чьего-то одобрения или утверждения.


Конгрегация может входить в какие-то объединения, но на сугубо добровольной основе. Такие объединения обычно считаются желательными по нескольким причинам. Во- первых, они наглядным образом демонстрируют единство всеобщей или невидимой церкви. Во-вторых, они делают возможным и развивают христианское общение на более широкой основе, чем в отдельных общинах. Далее, они позволяют проводить более продуктивное служение, чем силами только одной местной церкви. По таким направлениям в работе, как миссионерская деятельность, создание новых конгрегации, проведение молодежных мероприятий, гораздо легче действовать сообща. Таким образом, причины создания таких объединений в основном прагматические. Присоединение к ним и подчинение их решениям - добровольное дело местной церкви. Кроме того, конгрегация может в любой момент прекратить свое членство в них. Образованные местными церквами ассоциации, конвенции и конференции тоже должны работать на демократической основе. Ни одна церковь, группа церквей или какая-то личность не имеют права подчинять себе других, контролировать их или навязывать свою волю.

Голосование проводится на представительной основе, число голосов обычно бывает пропорциональным размерам той или иной церкви. Как и в пресвитерианской организационной структуре, лидеры - слуги, а не хозяева церквей и избираются из числа их членов. Они исполняют волю членов местных конгрегации и избираются на определенный ограниченный срок. Их называют исполнительными секретарями, но они никоим образом не играют роль епископов.

 

Но в одном вопросе автономия местной конгрегации может стать ограниченной. Когда конгрегация принимает финансовую помощь от какого-либо более крупного объединения церквей, ассоциация или конвенция имеет право на информацию о деятельности местной церкви и может даже давать указания и устанавливать ограничения, которым та должна следовать. этом нет ничего удивительного - получение, например, от банка заема или ипотечной ссуды влечет за собой определенные обязательства и ограничения.) Но не надо забывать, что эти ограничения принимаются добровольно, конгрегацию никто не заставляет принимать помощь.

 

Демократия означает, что власть в местной конгрегации принадлежит ее членам. Подчеркивается принцип священства всех верующих. Считается, что от этого принципа пришлось бы отказаться, если бы прерогативу принятия решений получили епископы или пресвитеры. Работа Христова делает таких управителей ненужными, ибо сейчас каждый верующий имеет доступ в Святое-святых и может прямо общаться с Богом. Кроме того, как напоминает нам Павел, каждый член тела может вносить ценный вклад для блага

всего целого1655.

 

В конгрегационалистской форме организации церкви присутствуют элементы представительной демократии. Для проведения различных служений люди избираются голосованием членов церкви1656. Они являются представителями и слугами церкви. Они несут ответственность перед теми, кто их избрал. Они не могут использовать данную им власть независимо от желаний членов церкви или вопреки им. В таких случаях их могут просто освободить от должности. Все основные решения, такие как назначение пастора, покупка или продажа имущества, принимаются всей церковью. Такое право


предоставлено только собранию всех членов церкви. Во всех этих и других вопросах, относящихся к компетенции всей конгрегации, каждый ее член, достигший возраста с правом на голосование, имеет один голос независимо от социального или материального положения.

 

В конгрегационалистской организационной системе, как и в пресвитерианской, только один уровень духовенства. Звания епископа, пресвитера и пастора считаются различными наименованиями одного и того же служителя. Высказывается мнение, что они обозначают различные функции или аспекты служения1657. Показательно, что, обращаясь к ефесским пресвитерам (Деян. 20:17), Павел советовал: "Итак внимайте себе и всему стаду, в

котором Дух Снятый поставил вас блюстителями [, епископами], пасти [, быть пастырями или пасторами] Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян, 20:28)., Утверждается, что использование всех трех терминов применительно к одним и тем же людям означает их равнозначность.

Единственное иное служение - служение прихожан, то есть диаконов (буквально - "служителей").

 

В пользу конгрегационалистской системы как нормативной формы церковного устройства выдвигаются разные аргументы. В самый ранний период существования церкви, описанный в книге Деяний, вся община избирала людей для служения и для проведения определенного курса1658. Преемник Иуды был избран (Деян. 1). Первые диаконы тоже избирались (Деян. 6). Хотя и нет четких указаний, что вся община в целом определила Павла и Варнаву на порученное им дело (Деян. 13:1-3), мы можем сделать такой вывод из

факта, что" вернувшись в Антиохию, они отчитались перед всей церковью (Деян, 14:27). И именно вся церковь послала Павла и Варнаву в Иерусалим для решения вопроса об обрезании (Деян. 15:2-3). Аналогичным образом, ответ исходил от всей иерусалимской церкви: "Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избравши из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей начальствующих между братиями" (Деян. 15:22). А что можно сказать о рукоположении или назначении пресвитеров апостолами (Деян. 14:23)?

Возможное объяснение заключается в том, что фактически они были избраны не апостолами. Вполне вероятно, что апостолы просто внесли предложение и присутствовали при рукоположении, а выбор был сделан членами церкви. Такой именно порядок описан В Деян. 6.

 

Далее, наличие в епископальной и пресвитерианской структурах особых руководящих должностей как будто бы противоречит учению Иисуса. Он порицал тех, кто хотел возвыситься над другими людьми. Когда между учениками возник спор, кого из них надо считать большим, Иисус сказал: "Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий" (Лк. 22:25-27). Таким образом, руководитель Должен быть слугой всех. Служение в подлинном смысле наступает тогда, когда руководитель постоянно помнит, что он избран теми, кому он служит, и что он ответственен перед ними. Иисус учил также, что не следует стремиться к каким-то


особым отличиям или званиям: вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья" (Мф. 23:8). Все эти заявления Иисуса говорят в пользу демократической структуры христианской церкви.

 

Еще одно соображение состоит в том, что, по ученик) Иисуса и Павла, право наказания принадлежит группе верующих в целом, а не какому-то одному лицу или кругу лидеров.

При обсуждении вопроса об отношении к согрешившему брату Иисус говорит, что

высшая инстанция дисциплинарного воздействия - церковь. Если совершивший проступок брат отказывается слушать церковь, к нему следует относиться как к язычнику или мытарю (Мф. 18:15-17). Павел наставлял коринфскую церковь в целом (1 Кор. 1:2), а не ее пресвитеров, чтобы она отказалась от общения с человеком настолько безнравственным, что он жил с женой своего отца (1 Кор. 5)1659.

 

Наконец, обращается внимание на факт, что Павел направлял свои послания церквам, а не их епископам или пресвитерам. Послания Тимофею, Титу и Филимону были написаны им как частным лицам, а не как лидерам какой-то церкви1660.

 

Но в адрес конгрегационалистской формы организации церкви, равно как и в адрес епископальной и пресвитерианской форм, выдвигаются различного рода возражения. Первое возражение связано с игнорированием конгрегационалистской системой библейских свидетельств об апостольском (и, следовательно, епископском) авторитете. Например, Павел рукополагал пресвитеров (Деян. 14:23) и наставлял Тита делать то же самое (Тит. 1:5). Кроме того, в своих посланиях к церквам Павел не просто давал советы или рекомендации, фактически он обязывал их следовать его инструкциям1661.

 

Во-вторых, указывается, что различие между званиями епископа, пресвитера и диакона существовало уже в ранней церкви. Епископы занимали особое положение и обладали особыми полномочиями. Если мы утверждаем, что к новозаветному периоду тела Христова это не относится, мы тем самым подразумеваем, что церковь сразу же отошла от своего новозаветного основания1662.

 

Наконец, если даже согласиться с тем, что свои послания Павел направлял церквам, а не

их лидерам, как следует понимать послания Иоанна к семи церквам в Отк. 2 - 3? Они были адресованы "ангелам" каждой общины, то есть, по всей видимости, руководящим ими пресвитерам.

 

Отрицание необходимости организационных структур

 

Рассмотрим кратко последнюю точку зрения. Ее сторонники не выступают в поддержку какой-то особой формы устройства церкви, они вообще отрицают необходимость организационных структур. Некоторые конфессии, например, квакеры (друзья) или плимутские братья считают, что у церкви не должно быть конкретной или видимой формы. В соответствии с этим взглядом, у них практически нет какой бы то ни было организационной структуры. Упор они делают на внутренней работе Святого Духа - Он


воздействует на верующего и направляет его напрямую, а не через какие-то организации или учреждения.

 

У квакеров важное место занимает учение о "внутреннем свете". Членство в церкви не имеет особого значения, поэтому нет и каких-то особых условий для вступления в нее. В местных общинах могут быть старейшины или надзиратели, на которых возлагаются определенные обязанности. Собрания встречаются для определения общего направления действий. Но голосования никогда не проводится. Решения принимаются общим согласием под воздействием Святого Духа1663.

 

Плимутские братья практически отрицают необходимость видимой церкви. Они полагают, что церковь на земле существует прежде всего в невидимой форме и состоит из всех истинных верующих. Поэтому нет нужды в какой-то организации с особыми служителями. Все делает и направляет Святой Дух1664.

 

Каждая из этих групп стремится как можно больше ослабить организационные структуры. Они полагаются на Святого Духа, воздействующего на них напрямую и указывающего, что от них требуется. Сторонники этой позиции заслуживают похвалы в том смысле, что они подчеркивают роль Святого Духа и необходимость полагаться на Него. Вместе с тем их предпосылка о всеобъемлющем прямом воздействии Духа не находит подтверждения в Библии. Кроме того, та степень освящения и чувствительности к водительству Святого Духа, которая требуется от членов их общин, представляется недостижимым идеалом.

Главный вопрос заключается в том, рассматриваем ли мы Библию или какие-то более прямые указания Святого Духа как основополагающее Божье направление в нашей жизни. Если мы твердо придерживаемся принципов, отстаиваемых в данной работе, именно Писание мы должны считать основным источником откровения.

 

Современная система организации церкви

 

Попытки построения структуры церковной организации, основывающейся на авторитете Библии, сталкиваются с трудностями двоякого характера. Первая из них - отсутствие дидактического материала. Нет прямых и определенных указаний, каким должно быть устройство церкви. Нет ничего похожего, скажем, на разработку Павлом учений о греховности человека или об оправдании верой. Церквам не предписывается принять какую-то определенную форму церковного порядка. Единственные дидактические места, касающиеся организации церкви, - перечисление Павлом основных требований к уже существовавшим должностям служителей (1 Тим. 3:1-13; Тит. 1:5-9). Разумеется, предпочтительнее основываться на дидактических или предписывающих местах, а не на описательных или повествовательных, но в данном случае у нас остается мало выбора.

 

Обращаясь к описательным местам, мы сталкиваемся с другой проблемой: в них нет какого-то единого образца. С одной стороны, мы видим явно демократические элементы, на которые указывают сторонники конгрегационалистской формы. Но есть и неоспоримо властные элементы, в частности назначение и рукоположение апостолами служителей и


наставления церквам. На эти места обращают внимание сторонники епископального подхода. Другие места показывают, что важную роль играли пресвитеры.

 

По всей видимости, вполне можно утверждать, что свидетельства Нового Завета не дают нам решающего доказательства, нигде в нем нет четкой картины, напоминающей ту или иную развитую современную систему. Похоже, что в те дни церковное устройство еще не получило достаточного развития, а местные общины объединялись на довольно произвольной основе. Существовал, по-видимому, достаточно широкий спектр различных организационных структур. Каждая церковь принимала образец, соответствующий конкретным условиям.

 

Не надо забывать, что в те времена церковь только что зародилась и еще не отделилась четко от иудаизма. Практические нужды периода становления, естественно, отличаются от потребностей, возникающих на более поздних этапах. Пасторы вновь созданных церквей, особенно состоящих из новообращенных христиан, знают, что бывают случаи, когда работа, связанная с созданием и функционированием комитетов, просто нецелесообразна.

 

Большинство церквей в новозаветные времена создавались странствующими миссионерами. Поэтому не было определенного и постоянного духовенства. При таких обстоятельствах огромные полномочия апостолов выглядели вполне естественными.

Позднее, однако, появились возможность и необходимость создания института служителей, постоянно прикрепленных к своим церквам. Хотя в определенном смысле особой необходимости в этом не было, так как в идеале его мог заменить принцип священства всех верующих. Но идеал тогда казался нецелесообразным.

 

Вначале, как и следовало ожидать, за образец была принята синагога, то есть система старейшин. Но этот образец не получил всеобщего распространения. В греческой среде проявлялась тенденция к преобладающему влиянию должности епископа. С другой стороны, появились и факторы, ведущие к более демократической системе.

 

Если бы даже существовал какой-то очевидный исключительный образец новозаветного устройства церкви, он не обязательно был бы для нас нормативным сегодня. Это был бы просто образец того, что было, но не того, что должно быть. Но фактически в Новом Завете так много различий при описании церквей, что мы просто не видим какого-то одного авторитетного образца. Поэтому нам надо обратиться к общим принципам Нового Завета и попытаться на них построить организационную систему.

 

При таком подходе к построению системы нам надо задаться двумя вопросами. Во- первых, в каком направлении организация церкви двигалась в новозаветный период? Есть ли какие-либо указания на конечную цель? Например, мы ясно видим в Новом Завете начало движения в сторону облегчения положения женщин и рабов. Наблюдается ли такое же движение в сторону совершенствования церковной организации? Если да, мы

можем определить идеал, к которому это движение направлялось, хотя нам трудно будет с уверенностью утверждать, до какой точки его предполагалось довести. К сожалению,


исходных данных здесь у нас мало. Мы знаем, что вначале церковь приняла образец иудейской синагоги: управление группой старейшин. Мы знаем также, что когда церковь была в младенческом состоянии, Павел иногда применял директивный подход. Помимо этого нам известно мало. Нет никаких указаний, что церковь двигалась к какой-то конкретной организационной форме.

 

Второй вопрос - в чем смысл церковной организации? Какие ценности она должна сохранять и развивать? Как мы это всегда делали до сих пор, авторитетный ответ будем искать в Библии. Определив, что Писание говорит по этому вопросу, мы сможем, в соответствии с нашим пониманием современного выражения христианского послания1665, сконструировать модель церковного устройства, подходящего для наших дней.

 

Один из принципов, отстаиваемых в Новом Завете, в частности в 1 Коринфянам, - поддержание порядка. Ситуация в Коринфе, где верх брали индивидуалистические настроения, была нежелательной. В худшем случае она могла стать совершенно разрушительной. Необходим был какой-то контроль над крайне индивидуалистическими методами выражения духовности (1 Кор. 14:40). Желательно было также иметь каких-то людей, отвечающих за определенные виды служения. Об этом нам напоминает ситуация в Деян. 6, когда семь человек были назначены для служения вдовам.

 

Другой принцип - священство всех верующих1666. Каждый человек может непосредственно общаться с Богом. Прямо или косвенно эта истина утверждается в нескольких текстах (Рим. 5:1-5; 1 Тим. 2:5; Евр. 4:14-16). Не нужен никакой особый посредник. У всех есть спасительный доступ к Господу. То, что относится к началу христианской жизни, относится и к ее продолжению. Каждый верующий может прямо и непосредственно познавать Божью волю.

 

Наконец, мысль о том, что каждый человек важен для всего тела, подразумевается на всем протяжении Нового Завета и ясно выражается в таких местах, как Рим. 12 и 1 Кор. 12.

Множественность даров предполагает, что решения должны приниматься на широкой основе. В книге Деяний подчеркивается важность согласия всей группы (Деян. 4:32; 15:22). Единство приобретает особый смысл, когда все члены общины сознают, что они играют важную роль в определении того, что необходимо делать.

 

По моему мнению, этим принципам в наибольшей степени соответствует конгрегационалистская форма организации церкви. Она демонстрирует серьезное отношение к принципу священства и духовной компетентности всех верующих, а также к обетованию, что пребывающий Дух будет направлять всех верующих.

 

В то же время забота о поддержании порядка предполагает необходимость какой-то системы представительного управления. В определенных ситуациях от имени группы могут выступать избранные лидеры. Но они всегда должны помнить об ответственности перед теми, кого они представляют, а решения по важнейшим вопросам должны, по возможности, приниматься всеми членами общины.


Можно сказать, что епископальная система строится на монархических или имперских началах. Пресвитерианская форма напоминает представительную демократию, а конгрегационалистская - прямую демократию. Неудивительно, что епископальная система развилась и расцвела во времена монархий. Монархия была системой управления, к которой люди привыкли и при которой, вероятно, чувствовали себя спокойнее всего.

Когда же широкое распространение получает интерес к образованию и участие в политической жизни, больше подходит пресвитерианская или конгрегационалистская система.

 

Можно было бы сделать вывод, что, поскольку в большинстве стран правительства функционируют на основе представительной демократии, наиболее приемлемой формой организации церкви можно считать пресвитерианскую систему. Но местные церкви больше похожи не на правительства своих стран, а на органы местного самоуправления, проводящие открытые слушания и городские митинги. Ценность прямого участия компетентных людей весьма значительна. Кроме того, принцип, согласно которому лучшие решения принимаются наиболее заинтересованными людьми, тоже говорит в пользу конгрегационалистской формы местной автономии.

 

Такой вывод требует двух оговорок. 1) В какой-то очень большой церкви многие ее члены могут недостаточно знать суть обсуждаемых вопросов и кандидатов на занятие тех или иных должностей, чтобы принимать компетентные решения, поэтому общие собрания могут быть нецелесообразными. В таких случаях необходимо, по-видимому, более широкое применение представительного подхода. Но при этом избранные служители должны всегда помнить о своей ответственности перед всем телом. 2) В группе незрелых христиан при отсутствии среди прихожан опытных и компетентных лидеров пастору бывает необходимо проявлять больше инициативы, чем он это делает обычно. Вместе с тем он должен постоянно наставлять и назидать общину, чтобы ее члены принимали все большее участие в делах церкви.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.