Миллард Эриксон
Христианское богословие
43. Предпосылка спасения: предопределение
Среди всех христианских вероучений одним из наиболее трудных и наименее понятных является, несомненно, учение о предопределении. На многих оно производит впечатление неясного, темного и даже странного. Другим оно кажется совершенно ненужной попыткой проникнуть в нечто выходящее за пределы возможностей человеческого понимания. Считается, что подобные богословские тонкости имеют весьма малое практическое значение или вообще не имеют смысла. В адрес этого учения высказывается, пожалуй, больше шуток, чем в адрес всех прочих христианских учений, вместе взятых. Тем не менее, поскольку Писание содержит ссылки на это учение, у христианина нет иного выбора, кроме как исследовать его смысл. Тот факт, что учение о
предопределении туманно и трудно для понимания, не освобождает нас от необходимости его тщательного исследования и осмысления с целью выяснения истины в этом вопросе.
Прежде всего необходимо точно определить, что подразумевается под предопределением. Хотя термин этот иногда используется как равнозначный терминам предназначение и избрание1343, в принятом нами здесь понимании термин предопределение занимает промежуточное положение между терминами предназначение и избрание. Предназначение мы считаем более широким термином, обозначающим волю Божью в отношении всего происходящего, будь то судьба отдельного человека или падение камня. Предопределение относится к Божьему решению, определяющему вечную жизнь иди вечную смерть людей.
Избрание - выбор конкретных людей для вечной жизни, то есть утверждающая сторона предопределения.
История развития учения
Поскольку по вопросу о предопределении ведется много споров и поскольку принятие различных вариантов и формулировок этого учения обычно связано с другими процессами в рамках как самого богословия, так и культурной среды в целом, полезно предварить рассмотрение самого учения очерком истории его развития на протяжении веков существования церкви вплоть до того момента, когда были провозглашены его классические формулировки. Как это часто бывало с богословскими учениями, теория предопределения особенно не разрабатывалась до тех пор, пока в ее отношении не возникли серьезные разногласия. В первые годы существования церкви не предлагалось
никаких строгих формулировок, существовало - особенно на Западе - растущее убеждение в греховности людей и в вытекающей из нее необходимости преображающей божественной благодати1344. Однако общие логические выводы из этого не делались вплоть до Августина. Его личный опыт в отношении действия Божьей благодати помог ему яснее, чем другим, понять учение Библии в этих вопросах. Не следует думать, будто его опыт предопределил, что именно он обнаружил в Писании. Скорее, его опыт повысил восприимчивость, позволив ему проникнуться тем, что он там обнаружил и тем самым обострил его понимание.
Представление Августина о положении человека в значительной степени сложилось уже к тому времени, когда он столкнулся с учением Пелагия. Августин подчеркивал, что Адам начал жизнь в условиях полной свободы1346. Его воля и действия ограничивались только факторами, внутренне присущими самой природе человека. Поэтому, например, существовала и возможность перемен, в частности, возможность для Адама отвратиться
от добра1346. Грех запятнал природу Адама. Склонный отныне творить зло, он передал эту предрасположенность к греху своим потомкам. В результате свобода воздерживаться от зла и делать добро была утеряна. Это не значит, что исчезла свобода воли в целом; скорее, это означает, что теперь мы неизменно пользуемся этой свободой не так, как того хочет Бог1347. Без помощи свыше мы не способны выбирать и делать добро.
Столкновение со взглядами Пелагия придало учению Августина большую остроту, выведя его за те пределы, в которых он до этого находился. Пелагий, бывший британским монахом, перебрался в Рим и стал там популярным учителем1348. Он был, скорее, моралистом, нежели собственно богословом. Он стремился сделать жизнь людей как
можно более добродетельной, поэтому убеждение Августина в крайней испорченности человеческой природы и, как следствие, в неспособности человека к самостоятельному разрешению своих проблем он считал деморализующим, подрывающим всякое подлинное устремление к праведной жизни и оскорбительным для Бога1349. Бог создал людей
отличными от всей прочей твари; они не подчинены тем законам природы, которые управляют всей остальной частью сотворенного мира. Человек имеет свободу выбора. Этот дар Божий должен использоваться для исполнения Божьих замыслов и намерений1350.
Исходя из этого основного принципа Пелагий и строит свою систему. Первое из ее положений заключается в том, что каждый человек приходит в этот мир, обладая волей, в которой нет предрасположенности ко злу. Грехопадение Адама не оказывает никакого прямого действия на способность каждого человека поступать хорошо и правильно, ибо каждый индивидуум непосредственно создан Богом и потому не наследует от Адама ни зла, ни склонности к злу1351. Конечно же, Бог, Который прощает каждому его грехи, не стал бы считать нас ответственными за действие, совершенное кем-то другим. Поэтому единственное воздействие греха Адама на его потомков - воздействие дурного примера. Мы не наследуем его испорченности в вины. В нас нет никакого присущего нам от рождения духовного и нравственного изъяна1352.
Пелагий, кроме того" считал, что Бог ни на кого не оказывает никакого прямого воздействия, побуждающего выбирать добро. Его влияние выражается во внешних факторах. Нет никакой внутренней работы Бога, воздействующей на душу1353. В частности, Он не выбирает никаких определенных людей для придания им святости. Благодать доступна всем в равной степени. Она включает в себя свободную волю, способность постижения Бога с помощью разума, Моисеев закон и пример Христа. Каждый имеет равную с другими возможность извлечь пользу из этих благодатных даров. Бог беспристрастен. Продвижение человека в святости определяется только его заслугами, а предопределение Божье в отношении людей основывается исключительно на Его предвидении того, какова будет их жизнь1854. Из этого можно сделать вывод, что человек
способен вести безгрешную жизнь, и Пелагий, действительно, делает такой вывод. Разве Бог повелел бы: "Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш" (Лев. 19:2) и: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48), если бы безгрешность не была для людей возможной?1355
В ответ на эту точку зрения Августин и разработал теорию о предопределении. Он подчеркивал серьезность греха Адама и всю вину за этот грех возлагал исключительно на волевое решение самого Адама. Но грех этот не был грехом одного лишь Адама. Все мы были едины с жим и тем самым участвовали в его грехе. Поскольку душа человека приходит от его родителей в процессе продолжения рода, мы все присутствовали в Адаме и согрешили в нем и с ним1356. Это означает, что все люди начинают жизнь в крайне испорченном состоянии. Августин не считает, что образ Божий в нас полностью уничтожен, но он полагает, что мы утеряли свободу не грешить, которая была у Адама1357. Без благодати мы не можем избежать греха, а для того, чтобы делать добро, необходима еще большая благодать. Это не значит, что человек не свободен, у человека есть выбор, но
все стоящие перед ним возможности по своей природе греховны. Он свободен выбирать, но выбор этот заключается в совершении того или иного греха1358. Благодать восстанавливает полную свободу; она возвращает нам возможность не грешить и делать добро. Хотя действие этой благодати непреодолимо, она работает не против нашей воли,
но в согласии с ней. Бог работает с нашей волей таким образом, что мы свободно выбираем добро. Будучи всеведущим, Бог знает, при каких именно условиях мы свободно выберем то, чего Он желает, и действует таким образом, чтобы создать эти условия. Без этой особой работы Бога человек не может выбрать или делать добро. Хотя у человека всегда есть свободная воля, он свободен выбирать и делать добро только в том случае,
если Бог предоставляет ему эту свободу1359.
Такая аргументация подводит Августина к концепции предопределения. Ибо раз мы делаем добро лишь в том случае, когда Бог направляет к этому нашу волю, и раз мы неизбежно делаем добро, если Бог этого желает, то, по-видимому, наш выбор в пользу добра и добрые действия в полной мере вытекают из того, что Бог уже пожелал совершить. В таком случае все сводится к решению Бога предоставить благодать одним и не предоставлять другим. Этот выбор Бога предвечен, и Он избрал точно такое число людей, которое необходимо, чтобы заменить падших ангелов1360. Это избрание определенных людей никоим образом не основывается на предвидении Им того, что они сделают, ибо, напротив, любые их добрые дела сами зависят от ниспосылаемой им благодати1361. По сути не может быть никакого ответа на вопрос о том, на основании чего
Бог решает, кто получит от Него благодать, а кто будет оставлен в своем греховном состоянии. Он попросту решает так, как Ему угодно. В этом, однако, нет никакой несправедливости, ибо справедливым решением было бы осуждение Богом всех. Спасение Им хотя бы части есть проявление Его величайшего сострадания. Осужденные получают ровно то, чего заслуживают. Избранные же получают больше, чем заслуживают.
Аргументация Августина привела к осуждению пелагианства Эфесским собором в 431 году, через год после смети Августина. Однако возобладавшие после этого взгляды были не чисто августиновскими, а, скорее, полупелагианскими. Несмотря на принятие многих
формулировок Августина, возобладала синергическая концепция, согласно которой спасение человека реализуется Богом и самим человеком совместно. Эта точка зрения была рассмотрена и осуждена Оранжским синодом в 529 году. Этот синод в решительных выражениях подтвердил неспособность человека самостоятельно достичь спасения и необходимость благодати, но он не настаивал на абсолютном предопределении (т.е. на учении, согласно которому Бог Своим неизменным вечным решением предопределил, кому предназначено быть спасенным; спасение полностью определяется благодатью и никоим образом не зависит от человека и его действий) и на непреодолимой, абсолютной силе благодати1362.
Такая умеренная форма августинианства преобладала в течение нескольких веков. В IX веке Готшальк отстаивал доктрину двойного предопределения, согласно которой предопределение в равной мере относится к избранным и к обреченным на вечную гибель. Взгляды Готшалька были осуждены епископским синодом в Майнце в 848 году. Это решение вызвало разногласия и споры. Одной из самых интересных точек зрения была та, которой придерживался Иоанн Скот Эриугена. Обвиняя Готшалька в ереси, Эриугена в то же время соглашался с ним в отвержении идеи, будто предопределение Божье основано на Его предвидении действий человека. Идея эта была довольно распространенным способом разрешения видимого противоречия между божественным предопределением и свободой человека. Такое решение проблемы первым выдвинул Ориген. Но Эриугена утверждал, что Бог, будучи вечным, ничего не воспринимает как прошлое или как будущее. Он видит
всех нас, и притом видит нас всех сразу и вместе1363. Поскольку Бог находится вне времени, понятие предвидения к Нему не относится.
В период с XI по XIII века позицию Августина отстаивали некоторые выдающиеся богословы. Ансельм приспосабливал эту позицию к теории о свободной воле, утверждая, что человек, который может поступать хорошо и правильно, свободнее того, кто может совершать грех1864. Последний по сути есть раб греха. Петр Ломбардский придерживался сходных взглядов. Фома Аквинский в этих вопросах был сторонником августиновской точки зрения, считая, что Бог желает, чтобы одни люди были спасены, а другие нет. Он проводил различие между общей волей Божьей ко всеобщему спасению и Его особой волей, выражающейся в том, что одни становятся избранными, а другие отвергнутыми: "Бог желает, чтобы все были спасены посредством Его изначальной воли, которая есть воля не простая, но относительная, а не посредством Своей окончательной воли, которая есть воля простая"1365.
С этого времени и вплоть до Реформации католическое богословие в целом склонялось к пелагианству. Были и весьма примечательные исключения, такие как Джон Уиклиф и Томас Брадуардин, но в основном позиция церкви основывалась на убежденности Дунса Скота в решающей роли Божьего предвидения заслуг каждого человека. Одной из важнейших мишеней блистательного прорыва Мартина Лютера стала именно эта позиция.
На популярном уровне теория о предопределении настолько связывается с именем Жана Кальвина, что едва ли ясно осознается факт, насколько тождественных взглядов придерживался и Лютер. Его "духовный отец" Иоганн фон Штаупиц был монахом-
августинцем, который отстаивал и распространял августиновские идеи, так что Виттенбергский университет, где Штаупиц был деканом богословского факультета, стал определенно августинианским по своей ориентации. Вначале Лютер следовал подходу оккамистов: предопределение основано на Божьем предвидении того" что будет делать человек. Однако по мере изучения Писания, а также сочинений Августина его взгляды начали меняться. Его "Комментарий на Послание к римлянам", который состоит из подготовительных записей к лекциям, прочитанным между 3 ноября 1515 г. и 7 сентября 1516 г., указывает на его твердую приверженность августиновской точке зрения.
Анализируя Рим. 8:28, например, Лютер подчеркивает абсолютное всевластие Бога в отношении людей, описываемое в Ветхом Завете, - так, в частности, был избран Исаак и отвергнут Измаил, избран Иаков и отвергнут Исав (см. Рим. 9:6-18). Лютер отмечает, что все возражения против августиновской точки зрения исходят от мудрости плоти, каковой является человеческий разум. Его комментарии на Рим. 8 явно демонстрируют твердую приверженность августиниавству. Папа Римский призвал Эразма использовать свои риторические способности для опровержения точки зрения Лютера. Результатом стало сочинение "Свобода воли", опубликованное в 1524 году. Лютер ответил ему в следующем году "Рабством воли" - пространным трактатом на эту тему.
Однако именно Жану Кальвину принадлежат окончательные формулировки по этому вопросу. Действительно, учение о предопределении вплоть до наших дней остается тесно связанным с его именем. Кальвин ясно показывает, что исследование вопроса о предопределении не является чисто академическим занятием, но имеет и практическое значение. Он предостерегает против слишком большого увлечения этим предметом1366.
Хотя Кальвин и не соглашался с утверждением Ульриха Цвингли, что грех стая необходимым, чтобы должным образом проявилась слава Божья, он, тем не менее, настаивал на том, что Бог Своей верховной волей одних избрал для спасения, а других отверг. Во всем этом Бог остается абсолютно праведным и непорочным1367.
Кальвин утверждает, что учение о предопределении не ведет к легкомысленности в сфере морали, к той беспечной позиции, будто мы можем и дальше грешить, коль скоро наше избрание обеспечено. Напротив, знание о том, что мы избраны, заставляет вас стремиться к святой, праведной жизни. Убедиться в своем избрании верующий может, наблюдая, как Слово Божье преображает его жизнь1368.
Кальвин учредил в Женеве университет для подготовки служителей. Сам он возглавлял там кафедру богословия. Значительное число учащихся приезжало из Нидерландов, в результате чего кальвинистские взгляды стали там особенно распространенными. Его преемник Теодор Беза не только придерживался учения Кальвина о двойном предопределении, но и в некоторых отношениях усилил и расширил его. Он не только считал, что Бог решил послать некоторых людей в ад, но и без колебаний утверждал, что Бог побуждает людей грешить. Кроме того, он был убежден, что, несмотря на отсутствие
каких-либо специальных указаний на этот счет в Библии, можно определить логический приоритет и последовательность Божьих решений1369. Он считал, что решение спасти одних и осудить других логически предшествует решению сотворить людей. Из этого следует вывод, что Бог творит отдельных людей для того, чтобы осудить их. Это учение -
супралапсарианство - со временем стало рассматриваться многими как официальная позиция кальвинизма.
Время от времени высказывалось несогласие с таким истолкованием Божьих решений и наблюдался отход от него. Возможно, самое серьезное из таких расхождений проявилось
в Нидерландах в конце XVI - начале XVII веков. Образованный мирянин по имени Теодор Коорнхерт, отвечая на супралапсарианство Безы. указал, что если Бог заставляет людей грешить, то Он по сути является источником и виновником греха. Библия, как доказывал Коорнхерт, не учит таким ужасным вещам. Поскольку никто не вызвался опровергнуть учение Коорнхерта, это было поручено Якобу Арминию, популярному в Амстердаме пастору и блестящему проповеднику.
Арминий приступил к выполнению данного ему задания с большим усердием, уделяя основное внимание главе 9 Послания к римлянам. Однако чем больше он изучал Библию и историю церкви, тем меньше оставалось в нем уверенности в двойном предопределении и особенно в супралапсариан-стве Безы. Он был профессором богословия в Лейденском университете, и его обвинили в полупелагианстве и даже в католических воззрениях.
Разногласия в университете стали настолько сильными и острыми, что вмешалось правительство. Попытки примирения закончились со смертью Арми-ния в 1609 году.
Точка зрения Арминия совершенно ясная и вкратце сводится к следующему. Первое абсолютное решение Божье в отношении спасения заключалось не в том, чтобы предназначить одних людей к спасению, а других к осуждению, но втом, чтобы сделать Сына Своего, Иисуса Христа, Спасителем человеческого рода. Вторым решением Бог постановил; что всякий, кто покается и уверует, будет спасен. Кроме того, Бог даровал всем людям достаточную благодать, чтобы дать им возможность уверовать. Они свободно и ао своей воле веруют и л и не веруют. Бог не верует за нас и не заставляет нас веровать.
Наконец, Бог предопределил к спасению тех, кто, как Он предвидит, уверует1370.
В XVIII веке проповедником и популяризатором арминианства стал Джон Весли. Фактически он даже издавал в течение многих лет журнал под названием "Арминианин". Весли придерживался учения о свободе воли, но он пошел дальше Арминия, выдвинув на первый план идею предваряющей или всеобщей благодати. Эта благодать, которую Бог дарует всем, составляет основу всего человеческого добра, какое только встречается в мире. Эта предваряющая благодать дает также любому человеку возможность
откликнуться на предложение спасения в Иисусе Христе1371.
Различные точки зрения на предопределение
Кальвинизм
С годами то, что называется кальвинизмом, приняло множество различных форм. Здесь мы рассмотрим некоторые общие черты, присущие всем им. Иногда в качестве вспомогательного мнемонического средства для выражения в кратком виде основных положений всей системы используется акроним TULIP1372: total depravity (полная
греховность), unconditional predestination (безусловное предопределение), limited atonement (ограниченное Искупление), irresistible grace (неодолимая благодать) и perseverance (неотступность святых)1373. Хотя эти понятия истолковываются иногда по-разному и хотя не все они имеют существенное значение для нашей темы, мы используем их в качестве схематической основы для исследования данной точки зрения на предопределение.
Кальвинисты считают, что весь род человеческий потерян в грехе. На первый план они выдвигают представление о полной греховности: каждый человек настолько греховен, что не способен откликнуться ни на какое предложение благодати. Это состояние, которого мы вполне заслуживаем, включает в себя как нравственную испорченность (и, следовательно, нравственное бессилие), так и подверженность наказанию (виновность).
Все люди начинают жизнь в этом состоянии, и поэтому оно называется первородным грехом. Кальвинистские богословы расходятся во взглядах на то, каким образом грех Адама привел к таким последствиям в каждом из нас. Одни считают, что Адам был нашим представителем и поэтому его грех вменяется нам1374. Отношение к нам такое, будто мы
сами совершили этот грех. Другие принимают точку зрения Августина, согласно которой весь человеческий род присутствовал в Адаме "в зачаточной форме", так что мы действительно согрешили. Хотя мы лично не сознаем греха, тем не менее это был и наш грех1375.
Для описания состояния человека иногда используется выражение "полная неспособность" (total inability). Так подчеркивается факт, что грешник потерял способность делать добро и не способен на самостоятельное обращение1376. Часто цитируемый в этой связи ключевой отрывок Писания - Еф. 2:1-3: "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по
воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие...". На всеобщность и серьезность этого состояния указывается также во многих других местах Писания (например, Ин. 6:44; Рим. 3:1-23; 2 Кор. 4:3-4).
Вторая важнейшая идея кальвинизма - всемогущество и всевластие Бога. Он - Творец и Господь всего сущего, поэтому Он волен делать все, что пожелает1377. Он никому не подвластен и ни перед кем не ответственен. Человек не может судить Бога за то, что Он делает. Одно из мест Писания, часто цитируемое в этой связи, - притча о работниках в
винограднике. Хозяин нанял одних работников рано утром, других - около третьего, шестого, девятого и, наконец, одиннадцатого часа. Тем, кто был нанят около одиннадцатого часа, хозяин уплатил ту же сумму, что была обещана тем, кого он нанял в начале дня. Когда же те, кого наняли раньше, начали роптать на эту кажущуюся несправедливость, хозяин ответил одному из них: "Друг! я не обижаю тебя: не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?" (Мф. 20:13-15). Другое важное место - метафора Павла о горшечнике и глине. Человеку, жалующемуся на то, что Бог несправедлив, Павел отвечает: "А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): "зачем ты меня так
сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?" (Рим. 9:20-21). Эта идея божественного всевластия в сочетании с человеческой неспособностью, человеческим бессилием лежит в основе кальвинистского учения об избрании. Без этих двух идей оставшаяся часть доктрины имеет мало смысла.
По кальвинистским представлениям, избрание - это выбор Богом людей для предоставления им Своей особой милости. Термин этот может относиться к выбору Израиля в качестве особого заветного народа или же к выбору отдельных людей для какого-то особого служения. Однако здесь нас этот термин в первую очередь интересует в смысле выбора людей чадами Божьими,, чтобы они благодаря этому получили вечную жизнь1378. Одно из библейских свидетельств, указывающих на избрание Богом людей для
спасения, находим в Еф. 1:4-5: "Так как Он [Отец] избрал нас в Нем [Иисусе Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей". Иисус указывал, что Ему принадлежит инициатива в избрании учеников к вечной жизни: "Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал" (Ин. 15:16). Способность прийти к Иисусу зависит от лежащей в основе начальной воли Отца: "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:44; см. также Ин.
6:65). И наоборот, все, кого Отец дает Иисусу, придут к Нему: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6:37). Кроме того, в Деян. 13:48 читаем: "Язычники, слыша это предложение спасения, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни".
Истолкование Божьего выбора или избрания некоторых людей к спасению как абсолютного или безусловного находится в согласии с действиями Бога в других ситуациях, таких как избрание народа Израиля, которым исполнялось обещанное при избрании Иакова и отвержении Исава. В Рим. 9 Павел ярко и выразительно доказывает, что во всех этих случаях выбор целиком зависит от Бога и никоим образом от избираемых людей. Приведя слова Бога Моисею из Исх. 33:19: "Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею", - Павел замечает: "Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим. 9:15-16)1379.
Нам уже ясны некоторые характерные черты избрания в понимании кальвинистов. Во- первых, избрание есть выражение верховной воли или соизволения Бога. Оно не основывается ни на какой заслуге избираемого. Не основывается оно и на предвидении того факта, что человек уверует. Оно есть причина, а не результат веры. Во-вторых, избрание действенно. Избранные Богом с несомненностью придут к вере в Него и устоят в вере до конца. Все избранные несомненно будут спасены. В-третьих, избрание предвечно. Это не решение, принятое в какой-то момент существования человека. Это то,- что Бог изначально намеревался сделать. В-четвертых, избрание безусловно и безоговорочно. Оно не зависит от того, что человек выполняет какие-то особые действия или удовлетворяет каким-то условиям или требованиям Бога. Дело не обстоит таким образом, будто Бог
готов спасти людей, если они совершат определенные действия. Он просто желает спасти
их и делает это. Наконец, избрание непреложно и неизменно. Бог не меняет Своего решения. Избрание предвечно и исходит из бесконечного Божьего, милосердия; у Него нет причины или повода для изменения Своего решения1380.
По большей части кальвинисты настаивают на том, что избрание не противоречит свободе воли, во всяком случае в том смысле, в каком они понимают этот термин. Но они отрицают, что люди обладают свободой воли в арминианском смысле слова. Кальвинисты подчеркивают, что грех устранил если и не саму свободу, то, по крайней мере, способность должным образом этой свободой пользоваться. Лорен Беттнер, например, сравнивает человечество после грехопадения с птицей со сломанным крылом. Птица "свободна" летать, но не способна это делать. Подобным же образом, "природный человек свободен прийти к Богу, но не способен на это. Как может он покаяться в своем грехе, если любит его? Как может он прийти к Богу, если ненавидит Его? Это бессилие воли, под
гнетом которого находится человек"1381. Люди способны откликнуться лишь в том случае, когда Бог приходит к избранным со Своей особой благодатью. Тогда, ясно и живо видя природу своих грехов и одновременно величие, славу и любовь Бога, они с несомненностью и неизбежностью обращаются к Нему.
Среди кальвинистов существуют определенные различия. Некоторые из них придерживаются двойного предопределения, то есть что Бог избирает одних для спасения, а других для погибели. Кальвин называл это "ужасным решением", но, тем не менее, придерживался этого учения, поскольку нашел его в Библии1382. Другие говорят, что Бог активно избирает тех, кто должен получить вечную жизнь, а остальным просто не уделяет никакого внимания, оставляя их в их грехах, выбранных ими самими1383. Результат в
обоих случаях один и тот же, но вторая точка зрения вину за погибель неизбранных приписывает их собственному выбору в пользу греха, а не решению Бога, усматривая ее причину в бездействии, а не в прямом вмешательстве Бога.
Другое важное расхождение между кальвинистами связано с вопросом о логическом приоритете и последовательности Божьих решений). Здесь надо различать супралапсарианскую, инфралапсарианскую и сублапсарианскую точки зрения. Эти понятия связаны с представлением о том, предшествует логически решение о спасении решению о допущении грехопадения или наоборот. Другой пункт расхождений между этими позициями относится к вопросу о том, распространяется Искупление на всех или же только на тех, кто избран для спасения.
Супралапсарианство
1. Решение спасти одних и осудить других.
2. Решение сотворить как избранных, так и отверженных.
3. Решение допустить грехопадение тех и других.
4. Решение предоставить спасение только избранным.
Инфралапсарианство
1. Решение сотворить людей.
2. Решение допустить грехопадение.
3. Решение спасти одних и осудить других.
4. Решение предоставить спасение только избранным1384.
Сублапсарианство
(неограниченное Искупление с ограниченным применением)
1. Решение сотворить людей.
2. Решение допустить грехопадение.
3. Решение предоставить спасение, достаточное для всех.
4. Решение избрать отдельных людей для принятия этого спасения1385.
Арминианство
Арминианство - термин, которым обозначается множество различных позиций. Диапазон этих точек зрения простирается от евангельско-христианских воззрений самого Арминия до левого либерализма. Арминий считал, что человек греховен и не способен делать добро, опираясь только на свои силы1386. Крайний же либерализм не принимает в расчет человеческую склонность к греху и потому отрицает, что человек нуждается в духовном возрождении1387. Арминианских взглядов придерживается также традиционное католичество с его акцентом на необходимости, дел в процессе спасения. По большей части мы будем рассматривать более консервативную или евангельскую разновидность арминианства, но разбирать ее будем таким образом и с таким широким подходом, чтобы наш анализ охватил позицию большинства арминиан.
Формулировки арминианских воззрений в какой-то степени различаются, но в них есть исходная в логическом отношении идея: Бог желает, чтобы все люди были спасены1388. Арминиане указывают на некоторые ясные и определенные высказывания Писания по этому вопросу. В Ветхом Завете Бог совершенно ясно заявил, что Он не желает ничьей смерти, даже смерти грешника: "Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?" (Иез. 33:11). То, что Богу неугодна смерть грешников, видно также из слов Петра: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3:9). В том же духе высказывается
Павел: "Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:3-4). То же самое Павел заявил афинянам: "Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Деян. 17:30-31). Обратите особенное внимание на встречающееся дважды слово "всем" ().
Желание Бога спасти весь человеческий род явствует не только из этих дидактических высказываний, но и из универсального характера многих Его повелений и призывов. В Ветхом Завете есть призывы и приглашения, обращенные ко всем, например: "Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте" (Ис. 55:1). Призыв Иисуса также не имел никаких ограничений: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11:28). Эти и сходные с ними места Писания настолько определенны и ясны, что даже такой стойкий кальвинист, как Беттнер, вынужден признать: "Верно, что некоторые стихи Библии сами по себе
производят такое впечатление, будто ими предполагается арминианская позиция"1389. Если же, вопреки тому, что эти стихи, по-видимому, означают, спасение всех людей не является Божьей целью, то Он неизбежно оказывается неискренним в Своем предложении этого спасения.
Вторая основная концепция арминианства заключается в том, что все люди способны уверовать, или удовлетворить условиям спасения. Если бы это было не так, обращенные ко всем призывы и приглашения к спасению имели бы мало смысла. Но может ли богословие отстаивать ту точку зрения, что все люди способны уверовать? Может, если только мы придадим иную форму представлению о полной греховности или вообще откажемся от этого представления. Или же мы можем, вслед за Весли и некоторыми другими, принять концепцию о предваряющей благодати. Здесь мы уделим основное
внимание именно этой последней точке зрения1390.
Обычно считается, что предваряющая благодать - это благодать, которая ниспосылается Богом всем людям без различия, в равной степени. Ее можно видеть в том, что Бог посылает солнце и дождь всем. Она также составляет основу всего доброго, что только встречается в людях где бы то ни было. Кроме того, она даруется всем, чтобы противодействовать последствиям греха. Генри Тиссен формулирует это следующим образом: "Поскольку человечество безнадежно омертвело в грехах и преступлениях и ничего не может сделать для достижения спасения, Бог благодатно восстанавливает во всех людях, достаточную способность к выбору в пользу повиновения и покорности Ему,
Это несущая спасение благодать, которая проявляется во всех людях"1391. Поскольку Бог дарует эту благодать всем, каждый способен принять предложение спасения; следовательно, нет никакой необходимости ни в каком особом ниспослании благодати никаким отдельным людям.
Третья основная идея заключается в определяющей роли предвидения в избрании людей к спасению. По большей части арминиане приходят к решению сохранить термин избрание и полагают, что отдельные люди предназначены к спасению. Это означает, что Бог
должен предпочитать одних людей другим. С арминианской точки зрения, Он избирает одних для получения спасения, а других просто оставляет без внимания. К спасению Бог предопределяет тех, относительно кого Он в Своем безграничном знании предвидит, что они примут спасение, предложенное Им в Иисусе Христе. Эта точка зрения основывается на тесной связи, которая существует в Писании между понятиями предвидения и предопределения или предназначения. Основное место в Писании, на которое при этом ссылаются, - Рим. 8:29: "Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями". Эту идею подтверждают и стихи 1 Пет. 1:1-2, где Петр обращается к "избранным по предведению Бога Отца". В первом случае ключевым словом для нашего анализа является глагол
; во втором - форма существительного от того же корня, . В обоих отрывках предназначение описывается как основанное на предвидении и вытекающее из него1392.
Наконец, арминиане выдвигают возражения против кальвинистского понимания предопределения как безусловного или абсолютного. Некоторые из этих возражений имеют скорее практический, нежели теоретический характер. Многие из них сводятся к мысли, что кальвинизм фаталистичен. Если Бог предопределил все, что должно случиться, имеет ли вообще какое-нибудь значение, что делают люди? Моральное поведение становится несущественным. Если мы избраны, имеет ли смысл, как мы живем? Мы
будем спасены независимо от наших действий. Милдред Уинкуп характеризует арминианство как "этический протест против антиномистских тенденций кальвинизма. Если люди во всех отношениях связаны предопределением, этические требования праведности и святости не имеют значения в христианской жизни"1393.
Следующее возражение заключается в том, что кальвинизм сводит на нет всякий миссионерский, благовестнический побудительный мотив.
Если Бог уже избрал тех, кто будет спасен, и их число не может быть увеличено, тогда какой смысл в проповеди Евангелия? Избранные так или иначе будут спасены, и ко Христу придет не больше и не меньше людей, чем назначено. Тогда зачем беспокоиться о сборе средств, посылать миссионеров, проповедовать Евангелие или молиться за погибшие души? Такая деятельность неизбежно превращается в бесполезную суету1394.
Последнее возражение состоит в том, что кальвинистское учение о Божьих решениях противоречит пониманию человеческой свободы. Наши мысли, решения и поступки - все это по сути не наши действия. Бог предвечно предопределил их. В таком случае мы не можем делать ничего иного, кроме того,- что фактически делаем. Так что наши действия не свободны; они вызваны внешней силой, то есть Богом. Следовательно мы по сути не люди в традиционном смысле этого слова. Мы - автоматы, роботы, механизмы. Это, однако, противоречит всему, что мы знаем о самих себе, а также тому, как мы видим и
понимаем других людей. Нет никакого смысла в том, что Бог хвалит нас за сделанное добро и обличает в совершенном нами зле, ибо мы не можем делать ничего иного1395.
Карл Барт
Учитывая трудности в понимании учения о предопределении и те проблемы, которые связаны с двумя классическими точками зрения в этой области, на протяжении долгих лет истории церкви предпринимались попытки выработать какую-то менее спорную позицию.
Из множества теорий, предлагавшихся в качестве альтернативы двум классическим точкам зрения, одной из наиболее интересных выглядит разработанная в XX веке концепция Карла Барта. Будучи протестантским богословом, Барт, естественно, стремился дать оценку этому сложному вопросу, занимающему, по его мнению, центральное место во всем богословии. При этом он считал, что в его церковной традиции свидетельства Библии поданной теме понимаются неправильно. Сознавая свой отход от традиционной точки зрения, он в рассмотрении вопроса о предопределении следовал тому принципу, который лежал в основе всех его богословских воззрений, - принципу главенствующей роли Иисуса Христа.
Изложение своего учения об избрании Барт начинает с критики традиционной кальвинистской точки зрения, согласно которой Бог предвечно определил окончательным и абсолютным образом, кому суждено быть спасенным, а кому погибнуть. Эту точку зрения Барт считает неправильным истолкованием Библии, основанным на метафизическом убеждении, что отношение Бога к миру статично: одни люди предвечно избраны, а другие отвергнуты, и изменить это нельзя. Барт признает, что богословы, придерживавшиеся этого взгляда, обращались к Библии, прежде всего к Рим. 8 и Еф. 1. Но они истолковывали Библию неправильно и избирали неправильную отправную точку.
Библию надо читать с христологической точки зрения, ставя в центр учение Иисуса Христа1396.
Формулировать учение о предопределении, говорит Барт, надо в свете Божьего откровения и Искупления1398. Здесь мы сталкиваемся с тем фактом, что Иисус Христос пришел спасти людей. Барт указывает на неразрывную связь между положением Христа в центре Божьей деятельности во времени и вечным предопределением этой деятельности в божественном избрании1399. Если это так, то воля Божья заключалась в том, чтобы избрать, а не отвергнуть людей. Воплощение - доказательство того, что Бог находится на стороне людей, а не против них. Он избрал, а не отверг их.
В вопросе о том, кто был избран Богом, Барт отстаивает те же христологичеокие взгляды. На место статического, застывшего и абсолютного решения, которое мы видим в кальвинистском учении, Барт ставит Личность Христа. Это существенная поправка в традиционном понимании предопределения1400. Основное положение его концепции предопределения заключается в том, что предвечная воля Божья - избрание Иисуса
Христа. Не надо искать какого-то проявления воли Божьей вне той работы, которую Он выполнил в истории через Христа. По мнению Барта, в рамках традиционной точки зрения воля Божья понимается как неизменное решение, принятое предвечно; Бог вынужден осуществлять эту волю во времени. Барт выдвигает более динамическое понимание: подобно царю, Бог волен вносить коррективы в Свое решение, приостанавливать его исполнение, заменять его другим1401. Барт пишет о "святой изменчивости" Бога; Он не пленник Своего собственного решения - такое представление фактически вело бы к деизму. По мнению Барта, неизменный элемент заключается не в
вечном выборе одних и осуждении других, а в том, что Бог в Своем Триединстве постоянен и верен в свободно избранной любви.
Но избрание Иисуса Христа - не избрание какой-то отдельной личности. В Нем был избран весь человеческий род1402. Но даже и это - еще не все учение об избрании, ибо Христос не только избранный человек, Он Сам - избирающий Бог. Он по Своей воле повиновался Отцу, решив стать человеком. Барт говорит о Христе как о "конкретной к явленной форме божественного решения - решения Отца, Сына и Святого Духа для установления завета между Ним и нами"1403. Понимание Бартом двойного предопределения подразумевает, что Иисус Христос есть одновременно избирающий Бог и избранный Человек. Но здесь есть и двойственность содержания, сближающая его с традиционным пониманием двойного предопределения. Ибо, решив стать человеком, Христос избрал "осуждение, гибель и смерть"1404. Он добровольно принял отвержение людьми; ярче всего это проявилось в распятии. Избрав жизнь для человечества. Он навлек на Себя осуждение.
По Барту, как мы видим, избрание начинается с избрания Иисуса Христа. Ошибка ортодоксального протестантского богословия заключается отчасти в том, что оно начинало с отдельных людей, а не с избранного Человека и избирающего Бога, Иисуса Христа. К тому же, между избранием Христа и избранием конкретных личностей есть и промежуточное избрание сообщества, которое свидетельствует о Христе и призывает мир к вере в Него1405. Когда же Барт доходит до рассмотрения избрания отдельного человека (третий шаг в этом процессе), он уже не говорит о двойном предопределении. Напротив, он говорит о всеобщем избрании. Все люди избраны в Иисусе Христе. Это не значит, что
Барт придерживается мнения о всеобщем спасении, - тему эту он рассматривает с величайшей осторожностью, нигде по-настоящему не заявляя о какой-либо определенной позиции. Хотя все избраны, не все живут как избранные. Некоторые живут так, как будто они отвергнуты. Но это зависит от их собственного выбора и действий. Задача избранного сообщества заключается в том, чтобы объяснить таким людям, что "они вечно принадлежат Иисусу Христу, связаны с Ним и потому не отвергнуты, но избраны Богом в Иисусе Христе, что то отвержение, которое они заслуживают вследствие своего превратного и порочного выбора, претерпел и уничтожил Иисус Христос и что на основе праведного, божественного решения они предназначены к вечной жизни с Богом"1406.
По мнению Барта" не существует никакого абсолютного различия между избранными и отвергнутыми, верующими и неверующими, ибо избраны все. Первые осознали факт своего избрания и живут в его свете; вторые все еще живут так, как будто они не были избраны1407. Христианам с традиционными представлениями, возможно, было бы
интересно знать, получат ли спасение и отвергнутые, но по сути избранные, однако Барт не обсуждает этот запутанный вопрос. Церкви не следует слишком серьезно относиться к неверию отвергнутых. В конечном счете не существует никакого отвержения человека Богом. Бог во Христе избрал отвержение для Себя и избрание для человека.
Предлагаемое решение
Теперь нам надо попытаться прийти к каким-то выводам в отношении острого вопроса о решениях Бога, связанных со спасением. Обратите внимание, что мы не рассматриваем здесь проблему решений Бога во всей ее полноте. Иными словами, мы не рассматриваем вопрос о том, делает ли Бог неизбежным каждое событие, которое происходит в какой-то момент времени и в любой точке всего мира. Эту тему мы уже обсуждали в главе 16.
Здесь нас интересует лишь вопрос о том, избираются ли некоторые люди Богом для получения особой благодати. Несомненно, в ходе нашего исследования могут возникнуть и более широкие проблемы, но в данный момент они представляют для sac второстепенный интерес.
Начнем с рассмотрения библейского материала. В Писании говорится об избрании в нескольких различных смыслах. Иногда термин избрание относится к выбору Богом Израиля как особого, одаренного особой милостью народа. В других случаях этот термин указывает на выбор отдельных людей для особого, привилегированного положения и служения и, конечно, на избрание к спасению. Ввиду присутствия у слова избрание различных значений любая попытка ограничить обсуждение лишь одним из них неизбежно приведет к искусственному сужению темы.
Необходимо внимательно рассмотреть слова, используемые для обозначения предопределения и связанных с ним понятий. Как в еврейском, так и в греческом языке есть несколько терминов, относящихся к этой теме.
Еврейское слово (bachar) и греческое - приблизительно равнозначные термины. Они относятся к выбору или избранию Богом из человеческого рода некоторых людей для особых отношений с Собой1408. Греческое слово относится к предопределению или планированию чего-либо заранее1409. Однако это слово не всегда связано с конечной судьбой. Глагол и существительное относятся к планированию, намерению или решению сделать что-либо1410. Все эти термины передают идею побудительной причины к началу действия.
Прежде чем исследовать учение Библии об особом избрании Богом некоторых людей для вечной жизни, полезно рассмотреть рисуемую в Писании яркую картину потерянности и слепоты людей в их естественном состоянии, их неспособности откликнуться в вере на предоставляемую им возможность спасения. В Послании к римлянам, особенно в Рим. 3, Павел описывает человеческий род как безнадежно отделенный от Бога вследствие своих грехов. Люди не способны сделать что-либо, чтобы вывести себя из этого тяжелого состояния, и фактически, не сознавая своей ситуации, они и не имеют такого желания.
Кальвинисты и консервативные арминиане согласны в этом. Дело не только в том, что в своем естественном состоянии люди не могут делать такие добрые дела, которые оправдали бы их пред Богом. Помимо этого, они поражены духовной слепотой (Рим. 1:18- 23; 2 Кор. 4:3-4) и невосприимчивостью. Иисус в ярких выражениях описывает их положение, объясняя в притчах исполнение пророчества Исайи: "Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат
ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Мф. 13:14-15, цитата из Ис. 6:9-10). Павел ясно показывает, что духовное бессилие - всеобщее состояние, в равной мере характеризующее иудеев и язычников: "Как Иудеи, так и Еллины, все под грехом. Как написано: "нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога" (Рим. 3:9-11).
Раз дело обстоит таким образом, из этого следует, что никто никогда не откликнулся бы на евангельский призыв, если бы не было особого Божьего вмешательства. Именно в этом
пункте многие арминиане, признавая показанную Писанием человеческую неспособность, вводят понятие предваряющей благодати, которая, как считается" оказывает на всех действие, сводящее на нет последствия греха и тем самым делающее веру возможной. Но проблема заключается в том, что в Писании нет никакого ясного и достаточного
основания для этой идеи об универсальной помощи. Какой бы привлекательной во многих отношениях ни была эта теория, Библия попросту не учит ничему подобному.
Возвращаясь к вопросу о том, почему все же некоторые люди веруют, мы обнаруживаем впечатляющий набор текстов Писания, указывающих" что Бог избирает людей для спасения и что наш отклик на предложение о спасении зависит от предварительного решения Божьего и Его инициативы. Например, указывая, что Он говорит притчами, чтобы некоторые услышали, хотя они и не уразумели, Иисус продолжает, обращаясь к ученикам: "Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат" (Мф. 13:16). Это можно понимать и так, что у них больше духовных способностей, чем у других слушателей. Но смысл этого заявления становится более ясным в свете содержания Мф.
16. Иисус спросил Своих учеников, за кого люди почитают Его, и они пересказали Ему различные мнения - за Иоанна Крестителя, Илию, Иеремию, одного из пророков (Мф. 16:14). Петр, однако, сказал: "Ты - Христос, Сына Бога Живого" (Мф. 16:16). Поучительно замечание по этому поводу Иисуса: " Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах" (Мф.16:17). Именно особое действие Бога произвело разницу между апостолами и людьми, духовно слепыми и глухими. Это согласуется и с такими высказываниями Иисуса: "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Ин. 6:44); "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Ин. 15:16). Иисус также говорит нам, что привлечение и избрание действенны: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6:37); "Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне" (Ин. 6:45).
Идея, что наша вера основывается на Божьей инициативе, выражена и в книге Деяний, где Лука рассказывает нам, что, когда язычники в Антиохии Писидийской услышали о спасения, они "радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни" (Деян. 13:48). Некоторые авторы пытаются доказать, что использованный здесь глагол () следует воспринимать в форме среднего, а не страдательного залога. Их перевод последней части этого стиха таков: "Уверовали все, которые предуставили себя к вечной жизни". Но с таким истолкованием связан ряд логических трудностей. Предполагается, что вера появляется в результате предназначения человеком самого себя к вечной жизни. Но как может такое совершить человек, который
еще не уверовал? Обратите также внимание на основное значение слова - "привести в порядок". Может ли невозродившийся и духовно бессильный человек действительно привести свою жизнь в порядок?
Неубедителен и тот аргумент, что предопределение Божье основывается на Его
предвидении. Ибо слово (yada'), которое, по-видимому, стоит за использованным Павлом словом , означает нечто большее, чем предвидение. Оно выражает оттенок очень хорошего отношения и близости. Оно подразумевает благосклонность или любовь и используется даже применительно к половым отношениям1411. Поэтому здесь
имеется в виду не нейтральное предвидение того, что кто-либо сделает, а положительный выбор человека. Учитывая эту древнееврейскую подоснову, можно считать вероятным, что слова о предузнании и предведении в Рим. 8:29 и 1 Пет. 1:1-2 указывают на предвидение не как на причину предопределения, но как на его подтверждение.
Но что можно сказать о предложении спасения всем и общих призывах к слушателям уверовать? Арминиане иногда выдвигают такой аргумент, что если принять кальвинистские посылки, человек мог бы сделать выбор, решив принять спасение, но ему не было бы дозволено спастись. Однако, согласно кальвинистским воззрениям, такого сценария просто не может быть, ибо никто не способен пожелать получить спасение, прийти к Богу и уверовать без особой помощи, дающей такую способность. Бог искренне предлагает спасение всем, но мы все настолько погрязли в грехах, что не откликнемся на это предложение, если не получим в этом помощи.
Существует ли в такой ситуации подлинная свобода? Здесь мы отсылаем читателя к рассмотрению вопроса о свободе человека и ее соотношении с Божьим планом (глава 16). Но следует отметить, что в данный момент мы обсуждаем конкретную проблему духовной способности или свободы человека делать выбор в критическом, решающем вопросе о спасении. Если, как мы указывали ранее в главе 29, а также в данной главе, люди, не пережившие духовного возрождения, полностью греховны и не способны откликнуться на благодать, то не может идти и речи о том, свободны ли они принять предложение спасения, - не свободен никто! Речь, скорее, идет о том, свободен ли кто- нибудь из особо призванных отвергнуть предложение благодати. Принятая здесь точка зрения заключается не в том, что призванные должны откликнуться, а в том, что Бог делает Свое предложение столь притягательным, что ответ обязательно будет положительным.
Краткие выводы по вопросу о предопределении
Из учения о предопределении, при правильном его понимании, следует ряд существенных выводов.
1. Мы можем быть уверены в том, что Божьи решения осуществятся. Его замысел будет выполнен, и избранные уверуют.
2. Мы не должны осуждать себя, когда кто-то отвергает Христа. Сам Иисус не обращал к Богу всех, кто Его слушал. Он понимал, что все, кого дает Ему Отец, придут к Нему (Ин. 6:37) и что придут только они (Ин. 6:44). Сделав все, что в наших силах, мы можем предоставить решение этой проблемы Господу.
3. Предопределение вовсе не сводит на нет побудительный мотив к проповеди Евангелия и миссионерской деятельности. Мы не знаем, кто избран, а кто нет, поэтому мы должны и дальше нести в мир Слово Божье. Наши евангелизационные усилия - это то, посредством чего Бог приводит избранных к спасению. Божье предопределение конечного результата включает в себя также и предопределение в отношении средств достижения этого результата. Знание того, что миссионерская деятельность есть Божье орудие, - сильный побудительный мотив для трудов в этой области, оно дает нам уверенность в том, что эти труды будут успешными.
4. Благодать абсолютно необходима. Хотя и арминианство часто придает большое значение благодати, по нашей Кальвинистской системе для избрания Богом людей к вечной жизни нет никакого иного основания, кроме Его верховной воли. В человеке нет ничего, -что побуждает Бога дать ему спасение.
Этот материал еще не обсуждался.