Миллард Эриксон
Христианское богословие
57. Второе пришествие и его последствия
К самым важным событиям космической эсхатологии, как мы определили ее в данной работе, относятся второе пришествие и его последствия: воскресение и последний суд. Эти события и составляют тему данной главы.
Второе пришествие
Если не считать неизбежности смерти, эсхатологическая учение, в котором проявляется наибольшее согласие среди ортодоксальных богословов, - второе пришествие Христа. Это обязательная часть эсхатологии, основа христианской надежды, событие, которым будет отмечено начало завершающей стадии исполнения Божьего плана.
Непреложность
На возвращение Христа указывается во многих местах Писания. Это обещал и Сам Иисус. В Своей большой беседе о последних днях (Мф. 24 - 25) Он говорит: "Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Мф.
24:30). Несколько раз на протяжении той же беседы Он упоминает о "пришествии Сына Человеческого", о том, что Он "приидет" (Мф. 24:27, 37, 39, 42, 44). Ближе к концу беседы читаем: "Когда же прйидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей" (Мф. 25:31). Все сказанное в этой беседе, включая притчи, подразумевает второе пришествие. Фактически сама эта речь Иисуса была ответом на вопрос учеников: "Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" (Мф. 24:3). Позже на той же неделе, при рассмотрении Его дела перед Каиафой, Иисус сказал: "Даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (Мф. 26:64).
На эту тему Матфей сообщает больше других евангелистов, но в Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна тоже содержатся указания Иисуса на второе пришествие. Например, в Мк. 13:26 и Лк. 21:27 мы встречаем почти совпадающие заявления о том, что те, кто будет жить в последние дни, увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой и славой. Иоанн же сообщает нам, что в горнице Иисус обещал Своим ученикам: "И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я" (Ин. 14:3).
Помимо собственных слов Иисуса, в Новом Завете много других прямых заявлений, касающихся Его возвращения. При вознесении Иисуса два мужа в белой одежде, вероятно, ангелы, сказали апостолам: "Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, прйидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1:11). Второе пришествие входило в апостольскую керигму: "Итак покайтесь... и да пошлет Он [Бог] предназначенного вам Иисуса Христа,
Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами святых Своих пророков от века" (Деян. 3:19-21). Не раз писал о втором пришествии
Павел. Он заверял филиппийцев: "Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше
преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все" (Флп. 3:20-21). Это место в послании, не имеющем определенной эсхатологической направленности, особенно важно в том отношении, что оно показывает практические последствия для нас второго пришествия. Самое прямое и ясное утверждение Павел делает, пожалуй, в
1 Фес. 4:15-16: "Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба". Другие прямые заявления на эту тему содержатся во 2 Фес. 1:7,10; Тит 2:13. Кроме того, у Павла есть и менее определенные упоминания о втором пришествии: 1 Кор. 1:7; 15:23; 1 Фес. 2:19;
3:13; 5:23; 2 Фес. 2:1,8; 1 Тим. 6:14; 2 Тим. 4:1, 8. О втором пришествии упоминают и
другие авторы: Еар. 9:28; Иак. 5:7-8; 1 Пет. 1:7,13; 2 Пет. 1:16; 3:4,12; 1 Ин.2:28. Второе
пришествие, несомненно, входит в число тех учений, о которых более всего говорится в Новом Завете.
Неизвестность времени
В то время как сам факт второго пришествия утверждается в Писании ясно и определенно, этого нельзя сказать о его времени. Более того, Библия ясно показывает, что мы не знаем и не можем установить точное время возвращения Иисуса. Хотя Бог определил уже это время, оно не раскрыто. Иисус указывал, что ни Он, ни ангелы не знают времени Его возвращения, не могут знать его и ученики: "О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время... Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру" (Мк. 13:32-33,35; см. также Мф. 24:36-44). Очевидно, отвечая перед вознесением на вопрос учеников, не в сие ли время восстановит Он царство Израилю, Иисус имел в виду и время Своего возвращения: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1:7). Вместо того чтобы удовлетворить их любопытство, Иисус повелел им свидетельствовать о Нем во всем мире. Тот факт, что время Его возвращения не раскрыто, объясняет постоянные указания Иисуса на неожиданность этого возвращения и вытекающую из нее необходимость бодрствовать (Мф. 24:44, 50; 25:13; Мк. 13:35).
Характер второго пришествия Христа Личное
Тот факт, что второе пришествие Христа будет по своему характеру личным, особенно не обсуждается, он просто подразумевается при всех упоминаниях о Его возвращении.
Например; Иисус говорит: "[Я] приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я" (Ив. 14:3). Утверждение Павла, что "Сам Господь... сойдет с неба" (1 Фес. 4:16), оставляет мало сомнений в личном характере Его возвращения. Слова ангелов при вознесении Иисуса: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1:11), убедительно доказывают, что Его возвращение будет таким же личным, как и Его уход.
Тем не менее некоторые богословы последнего времени иначе истолковывают приведенные выше места Писания. Это делается в попытке разрешить проблему, которую, по их убеждению, представляет сосуществование в учении Иисуса двух совершенно различных и даже противоречащих друг другу важных положений1849. С одной стороны, имеется апокалиптический мотив: царство будет установлено через внезапное потрясение
- возвращение Христа. С другой стороны, есть тема имманентного царства; оно уже присутствует в мире и будет продолжать свой постепенный рост. Уильям Кларк первое истолковывает в свете второго: "Не надо ожидать видимого возвращения Христа на землю, скорее будет происходить долгое и неуклонное развитие Его духовного Царства... Если только наш Господь завершит то духовное пришествие, которое Он начал, не будет никакой необходимости в каком-либо видимом пришествии, чтобы Его слава на земле
стала совершенной"1850. Иногда такой подход принимается вследствие убеждения, что Иисус (как и равняя церковь) был уверен в Своем близком возвращении, вероятно, даже при жизни того самого поколения; об этом же Он и говорил, но, разумеется, ошибался1851. Однако тщательная экзегеза текстов, имеющих отношение к этому вопросу, показывает, что Иисус ни разу не говорил определенно о Своем скором возвращении. Кроме того, нет никаких серьезных оснований считать, что царство не может относиться одновременно к настоящему времени и к будущему, развиваться имманентно, но установиться через внезапное изменение.
Физическое
Высказывается мнение, что обещание Иисуса вернуться исполнилось в день Пятидесятницы через Его духовное пришествие. Ведь Иисус сказал: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20), а также: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14:23). А Павел говорил о богатстве славы в тайне, которая есть "Христос в вас, упование славы" (Кол. 1:27). Некоторые толкователи большое значение придают использованию термина
в отношении второго пришествия. Указывая на то, что основным значением этого слова является "присутствие", они утверждают, будто его смысл в упоминаниях о "пришествии Господа" заключается в том, что Иисус присутствует, пребывает с нами, а не в том, что Он придет в какой-то момент в будущем.
После Пятидесятницы Христос действительно пребывает с каждым верующим и в каждом верующем начиная с момента его второго рождения. Но по ряду соображении мы не можем принять точку зрения, что весь смысл обещанного Им пришествия сводится к этому духовному присутствию. Действительно, основной смысл слова - присутствие, но оно означает также "приход", "пришествие", и именно этот смысл оно имеет в Новом Завете, как можно установить, анализируя значение этого слова в контексте. К тому же в Новом Завете используются и другие термины, в частности
и , которые явным образом означают "пришествие"1852. Заявление же в Деян. 1:11, что Иисус вернется Таким же образом, как вознесся, подразумевает, что Его возвращение будет телесным по своему характеру. Самый, пожалуй, убедительный
аргумент заключается в том, что многие из обещаний второго пришествия Иисуса были сделаны после Пятидесятницы, фактически они делались даже шестьдесят лет спустя, и во всех эти обещаниях пришествие по-прежнему относилось к будущему.
Зримое
Свидетели Иеговы считают, что Христос начал Свое царствование на земле 1 октября 1914 года. Но Его возвращение на землю не было зримым, ибо после вознесения у Иисуса нет видимого тела. Не было оно и возвращением в буквальном смысле этого слова, поскольку Христос взошел на престол на небе. Таким образом, Его присутствие имеет характер невидимого влияния1853.
Концепция второго пришествия, отстаиваемая свидетелями Иеговы, трудно согласуется с библейским материалом. Сошлемся еще раз на Деян. 1:11: возвращение Христа будет подобным Его уходу, который, несомненно, был видимым, - ученики следили за тем, как облако взяло Его на небо (Деян. 1:9-10). Из других описаний второго пришествия ясно, что оно будет очень ярким; например, говорится: "И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Мф. 24:30).
Неожиданное
Хотя второму пришествию будут предшествовать некоторые знамения - мерзость запустения на святом месте (Мф. 24:15), великая скорбь (Мф. 24:21), померкнувшее солнце (Мф. 24:29), - они не укажут точного времени возвращения Иисуса. Поэтому для многих Его возвращение будет совершенно неожиданным. Это будет, как было во дни Ноя (Мф. 24:37). На строительство ковчега у Ноя ушло определенное время, но никто из современников, кроме членов его семьи, не подготовился к потопу. Люди будут чувствовать себя в полной безопасности, когда их постигнет внезапная пагуба (1 Фес. 5:2- 3). Из сказанного Иисусом можно понять, что вследствие длительной задержки второго пришествия многие успокоятся и потеряют бдительность (Мф. 25:1-13; ср. 2 Пет. 3:3-4).
Однако, когда второе пришествие, наконец, произойдет, оно наступит так быстро, что уже не будет времени готовиться к нему (Мф. 25:8-10). Луи Беркхоф пишет об этом так: "Библия предупреждает, что степень неожиданности второго пришествия для людей будет обратно пропорциональной их бдительности"1854.
Победоносное и славное
Различные описания возвращения Христа показывают, что оно произойдет в славе и будет полной противоположностью скромному и смиренному характеру Его первого появления на земле. Первое пришествие было первой степенью уничижения Христа; второе пришествие станет высшей степенью Его величия. Он придет на облаках с великой силой и великой славой (Мф. 24:30; Мк. 13:26; Лк. 21:27), Он придет в сопровождении ангелов,
и о Его пришествии возвестит глас архангела (1 Фес. 4:16). Он воссядет на престоле славы Своей и будет судить все народы (Мф. 25:31-46). Ирония этой ситуации заключается л том, что Тот, Кто был судим и осужден в конце Своего первого пребывания на земле, станет Судьей над всеми при Своем втором пришествии. Понятно, что Он будет победоносным, славным Господом над всем.
Нерасчлененность второго пришествия
По мнению большой и влиятельной группы консервативных христиан, второе пришествие Христа фактически произойдет в два этапа. Этими этапами будут восхищение и явление или, как их можно еще назвать, пришествие за святыми и пришествие со святыми. Эти два события будут разделены великой скорбью, которая, как считается, продлится около семи лет. Сторонников этой точки зрения называют претрибулационистами1855, и в большинстве своем они придерживаются диспенсационалистских взглядов.
Восхищение, или "пришествие за", будет тайным; его не заметит никто, кроме церкви. Поскольку оно должно предшествовать великой скорби, нет никакого пророчества, которое должно исполниться до него. Поэтому восхищение может произойти в любой момент, или, как обычно говорят, оно "близко". Оно избавит церковь от мучений великой скорби. Затем, по прошествии семи лет, Господь снова вернется и приведет с Собой церковь в великом, триумфальном явлении. Это явление в славе невозможно будет не заметить, и его увидят все1856. Тогда Христос и установит Свое тысячелетнее царство.
В отличие от претрибулационистов, сторонники других точек зрения на второе пришествие Христа понимают его как единственное в своем роде событие. Все пророчества о втором пришествии они относят к одному событию, тогда как претрибулационисты одни пророчества связывают с восхищением, а другие - с явлением Христа1857.
Как разрешить эту проблему? Будет ли второе пришествие единым и целостным или двухэтапным событием? Основные соображения, имеющие отношение к данному допросу
- а их великое множество, - мы рассмотрим в следующей главе, но есть одно важное обстоятельство, к которому стоит обратиться уже сейчас. Оно связано с терминами, используемыми для обозначения второго пришествия. Три главных термина -
и . Претрибулационисты утверждают, что слово
относится к восхищению, первой стадии возвращения Христа, к блаженному упованию верующего на избавление от этого мира до начала великой скорби. Два других термина относятся к пришествию Христа со святыми в конце великой скорби.
Однако внимательное рассмотрение терминов, обозначающих второе пришествие, не подтверждает такого различия в их значениях, о котором говорят претрибулационисты. Например, в 1 Фес. 4:15-17 термин - используется для обозначения события, которое трудно счесть восхищением: "Ибо сие говорим вам словом Господнем, что мы живущие, оставшиеся до пришествия [] Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, я мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем". Джордж Лэдд пишет: "Трудно усмотреть в этих стихах тайное пришествие Христа"1858. Термин используется также во 2 Фес. 2:8, где говорится, что после великой скорби Христос открыто явлением пришествия Своего истребит беззаконника, антихриста. Кроме того, и Сам Иисус сказал о : "Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие
Сына Человеческого" (Мф. 24:27)1859.
В концепцию претрибулационистов не вписывается и использование двух других терминов. По их мнению, именно , а не или ожидается церковью в блаженном уповании. Но Павел выражает благодарность Богу за то, что его читатели обогатились всяким познанием, "ожидая явления [] Господа нашего Иисуса Христа" (1 Кор. 1:7). Павел заверяет фессалоникийцев, что Бог оскорбляющим их воздаст скорбью, "а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление []
Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его" (2 Фес. 1:6-7). Петр также пишет о радости верующих и награде им в связи с : "Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1 Пет. 4:13). Ранее в том же послании он пишет, что его читателям необходимо немного поскорбеть от различных искушений и испытаний, "дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа" (1 Пет. 1:7). Оба эти стиха (а также и 1 Пет. 1:13) говорят о том, что верующим, которым пишет Петр (и которые входят в церковь), воздастся честь и слава при Христа, Согласно же претрибулационистским взглядам, церковь уже должна быть вознаграждена при .
Наконец, Павел говорит и о как об объекте упования верующего. Он пишет Титу, что верующие должны жить праведно и благочестиво, "ожидая блаженного упования и явления [] славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христе" (Тит. 2:13). Сходное по смыслу употребление слова видим также в 1 Тим. 6:14 и 2 Тим. 4:8. Наш вывод заключается в том, что использование различных терминов не свидетельствует о двухэтапном втором пришествии. Напротив" взаимозаменяемость этих терминов указывает на то, что речь идет об одном событии.
Близость второго пришествия
Еще один вопрос, требующий рассмотрения, заключается в том, близок ли чае второго пришествия, может ли оно произойти в любой момент или же сначала должны исполниться какие-то пророчества.
Некоторые христиане, особенно верящие в пришествие Христа за святыми до великой скорби, убеждены, что Его возвращение может произойти в любой момент. Поэтому нам надо быть всегда готовыми к такой возможности, чтобы не оказаться захваченными врасплох. В поддержку этой позиции выдвигается несколько аргументов.
1. Иисус призывал Своих учеников быть постоянно готовыми к Его пришествию, так как они не знают, когда оно произойдет (Мф. 24 - 25). Если бы перед Его возвращением должны были произойти какие-то еще события - например, великая скорбь, - трудно было бы понять, почему Он говорит об этом времени как о неизвестном, - ведь мы, по крайней мере, знали бы, что Он не вернется, пока не произойдут эти события1860.
2. Неоднократно подчеркивается, что мы должны с надеждой ждать возвращения Господа, так как оно близко. Во многих местах (например, Рим. 8:19-25; 1 Кор. 1:7; Флп. 4:5, Тит. 2:13; Иак. 5:8-9; Иуд. 21) указывается, что второе пришествие может произойти очень скоро, что оно возможно в любой момент1861.
3. Заявление Павла, что мы ожидаем блаженного упования (Тит. 2:13), подразумевает, что следующим событием, согласно Божьему плану, должно быть пришествие Господа. Если бы вместо него следующим событием была великая скорбь, мы едва ли могли бы иметь надежду и упование. Скорее всего, нашей реакцией были бы страх и тревога. Поскольку
возвращение Господа - следующее событие по Божьему плану, нет никаких оснований считать, что оно не может произойти в любой момент1862.
Но при внимательном рассмотрении эти аргументы выглядят не вполне убедительными. Разве повеление Христа ждать Его пришествия и предупреждение, что Его возвращение произойдет неожиданно и без ясных предзнаменований, с несомненностью означают, что приход Его близок? Между двумя Его пришествиями уже прошло почти две тысячи лет. Мы не знаем, сколь долгой будет задержка, а следовательно, нам не известно точное время второго пришествия Христа, но мы все же знаем, что оно еще не настало. Незнание времени не исключает знания того, что в определенные моменты времени оно не происходит.
Кроме того, слова Иисуса, когда они говорились, не означали, что второе пришествие близко. По крайней мере в трех притчах (о человеке высокого рода, отправившемся в дальнюю страну, - Лк. 19:11-27; о пяти мудрых и пяти неразумных девах - Мф. 25:5-12; о талантах - Мф. 25:14-30) Он указал, что будет задержка или промедление. Точно так же в притче о рабе (Мф. 24:45-51) предполагается некоторый период времени, дающий возможность рабу проявить свои способности. К тому же перед вторым пришествием должны произойти определенные события; например, Петр должен состариться и стать немощным (Ин. 21:18), Евангелие должно быть проповедано по всей вселенной (Мф.
24:14), а храм должен быть разрушен (Мф. 24:2). Раз эти события должны произойти до возвращения Иисуса, второе пришествие не может быть немедленным. Его слова "Итак, бодрствуйте" и "Не знаете, в который час Господь ваш приидет" не противоречат тому, что будет задержка, позволяющая произойти некоторым событиям.
Это не означает, что нельзя говорить о близости пришествия. Однако близким можно считать, скорее, весь комплекс событий, связанных со вторым пришествием. Возможно, о всем комплексе событий следует говорить как о близком, а о самом втором пришествии - как о неминуемом.
Воскресение мертвых
С точки зрения личной эсхатологии главным последствием второго пришествия Христа будет воскресение мертвых. Это основа надежды верующего перед лицом смерти. Хотя смерть неизбежна, верующий знает, что будет избавлен от ее власти.
Библейское учение
Библия вполне ясно обещает верующему воскресение из мертвых. Ветхий Завет содержит несколько прямых утверждений на эту тему, и вот первое из них: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя
- роса растений, и земля извергнет мертвецов" (Ис. 26:19). В книге Даниила говорится о воскресении как верующих, так и грешников: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12:2). Идея воскресения мертвых утверждается также в книге Иезекииля: "Посему изреки
пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я - Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, - и узнаете, что Я - Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, - и узнаете, что Я - Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь" (Иез. 37:12-14).
Помимо прямых утверждений, Ветхий Завет содержит и указания на то, что мы можем ожидать избавления от смерти или шеола. В Пс. 48:16 говорится: "Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня". Хотя в этом стихе нет никаких утверждений относительно тела, в нем выражена надежда, что наше неполное существование в шеоле не будет окончательным состоянием. В Пс. 16:15 говорится о пробуждении в Божьем присутствии: "А я в правде буду взирать на лицо Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим". Некоторые комментаторы усматривают
сходные указания в Пс. 72:24-25 и в Пр. 23:141863, но в отношении последнего стиха такое толкование выглядит сомнительным.
Хотя нам следует проявлять осторожность и не приписывать Ветхому Завету тех откровений Нового Завета, которых там нет, большое значение имеет факт, что Иисус и авторы Нового Завета были убеждены в наличии в Ветхом Завете учения о воскресении мертвых. Когда саддукеи, отрицавшие воскресение мертвых, пришли к Иисусу с вопросом, Иисус обвинил их в незнании Писаний и силы Божьей (Мк. 12:24), а затем
продолжил, обосновывая воскресение мертвых учением Ветхого Завета: "А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?" Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак вы весьма заблуждаетесь" (Мк. 12:26-27). Петр (Деян. 2:24-32) и Павел (Деян. 13:32-37) понимали Пс. 15:10 как предсказание воскресения Иисуса. В Евр. 11:19 высказывается похвала вере Авраама в способность Бога воскрешать из мертвых: "Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его [Исаака] в предзнаменование".
В Новом Завете учение о воскресении мертвых представлено, конечно же, с гораздо большей определенностью. Мы уже отмечали ответ Иисуса саддукеям, который приводится во всех трех синоптических Евангелиях (Мф. 22:29-32; Мк. 12:24-27; Лк. 20:34-38). Иоанн сообщает еще о нескольких случаях, когда Иисус говорил о воскресении из мертвых. Вот одно из самых ясных Его заявлений на эту тему: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5:25, 28-29). Другие утверждения относительно воскресения мертвых находим в Ин. 6:39-40, 44, 54 и в рассказе о воскресении Лазаря (Ин. 11, особенно стихи 24-25).
Послания Нового Завета также содержат свидетельства о воскресении мертвых. Павел, несомненно, был убежден в будущем телесном воскресении мертвых и учил этому.
Классический текст в этом отношении - 1 Кор. 15, где вопрос о воскресении обсуждается достаточно подробно. Особенно четко это учение утверждается в следующих двух стихах: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" (1 Кор. 15:51-52). Воскресение мертвых также совершенно ясно утверждается в 1 Фес. 4:13- 16 и подразумевается во 2 Кор. 5:1-10. А когда Павел предстал перед синедрионом, он вызвал распрю между фарисеями и саддукеями, заявив: "Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят" (Деян. 23:6); сходное заявление Павел сделал и перед Феликсом (Деян. 24:21). Иоанн также утверждает учение о воскресении мертвых (Отк. 20:4-6, 13).
Дело Триединого Бога
В воскрешении мертвых участвуют все Лица Троицы. Павел говорит нам, что Отец воскресит верующих Духом: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8:11). Между воскресением Христа и всеобщим воскресением есть особая связь, это обстоятельство особенно подчеркивается Павлом: "Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15:12-14). В Кол. 1:18 Павел говорит о Христе как о " начатке, первенце из мертвых ". Сходным образом и Иоанн называет Иисуса "первенцем из мертвых" (Отк. 1:5). Это выражение указывает не столько на первенство Иисуса по времени во всей группе, сколько на Его высшее положение в группе (ср. Кол. 1:15: "рожденный прежде всякой твари").
Воскресение Христа - основа упования и уверенности верующего. Павел пишет: "Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним" (1 Фес. 4:14). И хотя в Первом послании Петра прямо не говорится о всеобщем воскресении, Петр в самом его начале связывает возрождение и живое упование верующего с воскресением Христа, а затем обращается к будущему, ко второму пришествию, когда подлинная вера приведет к похвале, чести и славе (1 Пет. 1:3-9).
Телесный характер воскресения
В Новом Завете есть несколько мест, в которых утверждается, что наши тела будут возвращены к жизни. Вот одно из них: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8:11). В Флп. 3:20-21 Павел пишет: "Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все". В главе, посвященной воскресению мертвых Первого послания к коринфянам, он пишет: "Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (1 Кор. 15:44). Павел также ясно указывает на еретический характер той точки зрения, будто воскресение уже произошло, то есть будто оно представляет собой духовное воскресение,
вполне совместимое с тем, что наши тела по-прежнему остаются в могилах. Это видно из осуждения им взглядов Именея и Филита, которые "отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру" (2 Тим. 2:18).
Кроме того, Писание содержит и косвенные свидетельства, позволяющие сделать вывод о телесном характере воскресения. Об искуплении верующего говорится, что оно включает не только душу, но и тело: "Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начатой Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим. 8:22-23). В 1 Кор. 6:12-20 Павел указывает на духовное значение тела. Его позиция резко отличается от взглядов гностиков,
принижавших природу тела. Одни гностики, исходя из представления о порочной природе тела, делали вывод о необходимости строгого аскетизма, тогда Как другие приходили к заключению, что происходящее с телом не имеет духовного значения, а потому предавалисъ распущенности и безнравственному поведению. Павел же настаивает на том, чтотелосвято. Наши тела - члены Христовы (1 Кор. 6:15). Тело есть храм Святого Духа (1 Кор. 6:19). "Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела" (1 Кор. 6:13).
Ввиду того, что в центре внимания здесь находится тело, Непосредственно следующее за этим утверждение является очевидным аргументом в пользу телесного воскресения: "Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею" (1 Кор. 6:14). Заключение же всего этого отрывка таково: "Посему прославляйте Бога и в телах ваших" (1 Кор. 6:20).
Другой косвенный довод в пользу телесного характера воскресения состоит в том, что воскресение Иисуса было телесным. Когда Иисус явился Своим ученикам, они испугались, думая, что видят духа. Он же успокоил их словами: "Что смущаетесь и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лк. 24:38-39). Когда же Он позднее явился Фоме, выражавшему сомнение в Его воскресении, то сказал: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Ин. 20:27). То, что апостолы видели, слышали и узнавали Иисуса, показывает, что у Него было тело, сходное с тем, которым Он обладал раньше. Тот факт, что гроб был пуст, а противники Христа не предъявили Его тела, служит дополнительным свидетельством в пользу телесного характера Его воскресения. Уже отмечавшаяся нами особая связь между воскресением Христа и воскресением верующего подкрепляет точку зрения, что и наше воскресение также будет телесным.
Теперь перед нами встает вопрос, что же именно означают слова о телесном воскресении. Если мы смотрим на воскресение мертвых только как на физическое оживление, возникают определенные проблемы. Одна из них состоит в том, что тело может снова подвергнуться смерти. Ясно, что Лазарь и другие люди, возвращенные Иисусом к жизни, в конце концов опять умерли и были похоронены. Павел же о новом теле говорит как о "нетленном", в противоположность "тленному" телу, которое было похоронено (1 Кор.
15:42). Вторая проблема заключается в противопоставлении "физического [душевного] тела", которое сеется, "духовному телу", которое восстает (1 Кор. 15:44). Между ними проводится очевидное различие, но мы не знаем точной природы этого различия. Кроме
того, имеются вполне определенные заявления, исключающие возможность чисто физического характера воскресшего тела. В конце обсуждения вопроса о воскресшем теле Павел пишет: "Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1 Кор. 15:50). В ответе Иисуса саддукеям: "Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах" (Мф. 22:30) - подразумевается, по-видимому, то же самое. Наконец, существует и такая проблема: как тело человека может быть заново составлено из молекул, которые, возможно, вошли в состав тела другого человека?1864 Крайний пример, связанный с этой проблемой, можно видеть в каннибализме. В качестве примера можно привести и случаи, когда человеческие останки фактически удобряют поля, на которых выращивается хлеб, или когда пепел после кремации человека развеивается над рекой" из которой берется вода для питья.
Вопрос саддукеев: "Когда воскреснут, которого из них будет она женою?" (Мк. 12:23) - можно пародировать следующим образом: "Когда воскреснут, чьи это будут молекулы?"
Таким образом, после смерти мы имеем не просто жизнь духа или души, но и не просто физическое оживление. Используется старое тело при его одновременном преобразовании. Происходит своего рода метаморфоза, в результате которой воскресает новое тело. Это новое тело определенным образом связано со старым телом, в чем-то ему тождественно, но оно составлено иначе. Павел говорит о духовном теле (1 Кор. 15:44), но не раскрывает точного смысла этого выражения. Он использует аналогию с зерном и
вырастающим из него растением (1 Кор. 15:37). То, что вырастает из земли, уже не то, что посеяно. Но растение происходит из этого первоначального зерна1865.
Философская проблема здесь заключается в том, на какой основе идентифицируется личность. Что характеризует каждого из нас как одного и того же человека при рождении, во взрослом состоянии я после воскресения? Разумеется, не клетки тела, так как мы знаем, что каждые семь лет в теле происходит полная смена клеток. Если бы биологические клетки были критерием идентификации личности, то взрослые уже не были бы теми же людьми, что и при рождении. Но совершенно очевидно, что личность как таковая сохраняется, несмотря на все изменения. Взрослый - тот же человек, что и ребенок, даже после замены всех клеток в теле. Аналогичным образом, несмотря на преобразование, которое произойдет при воскресении, из сказанного Павлом явствует, что мы останемся теми же личностями.
Высказывается мнение, что наши новые тела будут в точности подобными телу Иисуса непосредственно после Его воскресения. Его тело, по всей видимости, несло на себе физические следы распятия, его можно было видеть, до него можно было дотронуться (Ин. 20:27). Хотя в Писании прямо не говорится, что Иисус ел, мы можем сделать такой вывод из Лк. 24:28-31 и Ин. 21:9-15. Следует иметь в виду, что в то время в процессе возвышения Иисуса были пройдены еще не все этапы. Вознесение, заключавшееся в переходе из этого пространственно-временного мира в духовный мир неба, вполне могло вызвать еще одно преображение. Изменение, которое произойдет в наших телах при воскресении (или в тех, кто будет жить при втором пришествии), в Его случае произошло в два этапа. Наше воскресшее тело будет подобно нынешнему телу Иисуса, а не тому, которое у Него было между воскресением и вознесением. У нас не будет тех черт
воскресшего земного тела Иисуса, которые противоречат описаниям наших воскресших тел (например, физической осязаемости и потребности в питании).
Мы делаем вывод, что воскресение включает в себя определенного рода телесную реальность. Она будет как-то связана с нашим первоначальным телом, будет исходить из него, но при этом не будет выражаться лишь в оживлении первоначального тела. Скорее, можно говорить о каком-то преобразовании или метаморфозе. Аналогией здесь может служить окаменение бревна или пня. Хотя общие очертания и форма первоначального предмета при этом сохраняются, структура становится совершенно иной1866. Нам трудно это понять, поскольку мы не знаем в точности, какова природа воскресшего тела. Но, по всей видимости, в нем сохранится и в то же время прославится человеческая форма. Мы освободимся от тех несовершенств и нужд, которые преследуют нас на земле.
Воскресение праведных и неправедных
Большинство упоминаний о воскресении мертвых относится к воскресению верующих. В Ис. 26:19 о воскресении говорится как о награде. Иисус говорит о "воскресении праведных", (Лк. 14:14). В Своем ответе саддукеям о воскресении Он говорит, что "сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят" (Лк. 20:35). Он заявляет Марфе: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек" (Ин. 11:25-26). В Флп. 3:11 Павел выражает желание и надежду "достигнуть воскресения мертвых". Нигде ни в синоптических Евангелиях, ни в посланиях Павла о воскресении неверующих не говорится прямо и определенно.
С другой стороны, есть все же ряд текстов, свидетельствующих о воскресении неверующих. В Дан. 12:2 сказано: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление". У Иоанна записано сходное утверждение Иисуса: "Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5:28-29). Защищая себя перед Феликсом, Павел сказал: "Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают" (Деян. 24:14-16). Кроме того, поскольку как верующие, так и неверующие будут присутствовать на последнем суде я участвовать в нем, мы делаем вывод, что необходимо воскресение и тех, и других. Вопрос о том, будут они воскрешены одновременно или нет, мы рассмотрим в следующей главе.
Последний суд
За вторым пришествием последует великое событие - последний суд. Многих зга перспектива пугает, и страх этот вполне объясним, когда речь идет о тех, кто не связал свою жизнь со Христом и тем самым попадает в число нечестивцев. Но для тех, кто пребывает во Христе, последний суд - именно то событие, которого следует ждать с
надеждой, ибо их жизнь получит на нем оправдание. При рассмотрении вопроса о суде следует иметь в виду, что на нем не будет выясняться наше духовное состояние или статус, ибо они уже известны Богу. Последний суд просто сделает наш статус явным или открытым1867.
Событие в будущем
Последний суд состоится в будущем. Разумеется, в некоторых случаях Бог уже открыл Свой приговор - например, когда Он взял к Себе на небо праведников Еноха и Илию, послал на землю уничтоживший почти всех потоп (Быт. 6 - 7), истребил Корея и восставших вместе с ним (Чис. 16). Пример из Нового Завета - эпизод, когда Бог поразил Ананию и Сапфиру (Деян. 5:1-11). Фридрих Шеллинг, среди прочих, считает, что всемирная история сама по себе - суд над миром. Однако это не все, что говорится в Библии о суде. В будущем должно произойти вполне определенное событие. Иисус упоминает о нем в Мф. 11:24: "Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе". В другом случае Он ясно сказал о Своем суде в связи с будущим воскресением мертвых (Ин. 5:27-29). Развернутое описание суда дается в Мф. 25:31-46.
Проповедуя в ареопаге, Павел сказал, что Бог "назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Деян. 17:31). Позже Павел говорил перед Феликсом "о правде, о воздержании и о будущем суде" (Деян. 24:25). Римлянам он писал: "Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога" (Рим. 2:5). Прямо и ясно сказано об этом в Послании к евреям: "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9:27). Другие места Писания,
в которых содержатся ясные упоминания о суде, - Евр. 10:27; 2 Пет. 3:7 и Отк. 20:11-15.
В Писании указывается, что суд состоится после второго пришествия. Иисус сказал: "Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его" (Мф. 16:27). Эта идея высказывается также в Мф. 13:37-43; 24:29- 35 и 25:31-46. Павел тоже писал: "Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1 Кор. 4:5).
Иисус Христос - Судья
Иисус Сам описал Себя сидящим, на престоле славы и совершающим суд над народами (Мф. 25:31-33). Хотя в Евр. 12:23 Судьей называется Бог, из ряда других мест Писания ясно, что Он передал право и власть судить Сыну. Сам Иисус сказал: "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. ...И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий" (Ин. 5:22, 27). Петр также говорил собравшимся в доме Корнилия: "И Он [Иисус] повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых" (Деян. 10:42). Павел в ареопаге объявил, что Бог "назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Деян. 17:31). А коринфянам Павел писал: "Ибо всем нам должно явиться пред
судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5:10). Во 2 Тим. 4:1 утверждается, что Христос будет судить живых и мертвых.
По всей видимости, в суде вместе с Иисусом будут принимать участие и верующие. В Мф. 19:28 и Лк. 22:28-30 приводятся слова Иисуса, что Его ученики будут судить двенадцать колен Израилевых. Писание сообщает нам также, что верующие, восседая на престолах, будут судить мир (1 Кор. 6:2-3; Отк. 3:21; 20:4). Хотя детали не раскрываются, Христос, очевидно, позволит святым принять участие в этой работе.
Подсудимые
Пред судом предстанут все (Мф, 25:32; 2 Кор. 5:10; Евр. 9:27). Павел предупреждает, что "все мы предстанем на суд Христов" (Рим. 14:10). Все тайны будут раскрыты; все когда- либо происходившее получит свою оценку. Иногда высказывается сомнение, что это относится и к грехам верующих, - такая процедура кажется необязательной, поскольку верующие уже оправданы. Но заявления о раскрытии и оценке грехов относятся ко всем. В этом вопросе правильной представляется точка зрения Беркхофа: "Писание убеждает нас в том, что [грехи верующих] будут [раскрыты], хотя, конечно, они будут раскрыты, как прощенные грехи"1868.
Кроме того, в это время будут судимы злые ангелы. Петр пишет, что "Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания" (2 Пет. 2:4). Заявление в Иуд. 6 почти полностью идентично этому. С другой стороны, добрые ангелы примут участие в суде, собирая всех" кто должен предстать перед судом (Мф. 13:41; 24:31).
Принципы вынесения приговора
Те, кто предстанут перед судом, будут судимы в соответствии с тем, как они прожили свою земную жизнь1869. Павел писал, что мы все предстанем перед судом, "чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5:10). Иисус говорил, что при воскресении "изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5:29). Хотя из Мф. 25:31-46 как будто бы следует вывод, что значение здесь имеет совершение добрых дел, Иисус указывал, что
некоторым людям, претендующим на совершение добрых дел и даже, скорее всего, делавшим их, будет приказано отойти от Него (Мф. 7:21-23).
Критерием оценки станет исполнение раскрытой воли Божьей. Иисус сказал: "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день" (Ин. 12:48). Судимы и осуждены будут даже те, кто не слышал требований закона: "Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся" (Рим. 2:12).
Окончательность приговора
Вынесенный приговор будет вечным и непреложным. Праведные и нечестивые направятся в окончательные места своего пребывания. В Писании нет никакого намека на возможность изменения приговора. В заключение Своих наставлений, касающихся последнего суда, Иисус сказал, что те, кто по левую сторону от Него, пойдут "в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25:46).
Краткие выводы по учению о втором пришествии и его последствиям
1. История не просто идет своим ходом, она движется к своему завершению под водительством Божьим. В конце концов Его замыслы осуществятся.
2. Мы, верующие, должны ждать неизбежно грядущего возвращения Господа и работать в его предвидении.
3. Наши земные тела преобразятся и станут намного лучше. Нынешние несовершенства исчезнут; нашим вечным телам будут неизвестны боль, недуги, смерть.
4. Приближается время, когда свершится правосудие. Зло будет наказано, а вера и верность - вознаграждены.
5. В свете несомненности второго пришествия и окончательности суда, который за ним последует, нам крайне важно действовать в соответствии с волей Божьей.
Этот материал еще не обсуждался.