11.05.2005
Скачать в других форматах:

Миллард Эриксон

Христианское богословие

28. Последствия греха

В обоих Заветах подчеркивается, что грех - очень серьезный вопрос с очень серьезными последствиями. К нему нельзя относиться легкомысленно, не придавая ему особого значения, ибо он часто имеет далеко идущие и продолжительные последствия. В


следующей главе мы рассмотрим общие последствия греха, то есть воздействие греха Адама на все его потомство. Здесь же мы обратимся к последствиям личного греха, как они показаны в Писании частности, в рассказе об Адаме и Еве) и как мы видим их на собственном опыте.

 

У воздействия греха несколько сторон. Он оказывает влияние на отношения грешника с Богом и людьми. Он воздействует на личность самого грешника. Некоторые последствия греха можно назвать "естественными", связанными с грехом причинно-следственными отношениями. Другие следствия особым образом устанавливаются и направляются Богом как наказание человека за грех.

 

Последствия, воздействующие на отношения с Богом

 

Грех привел к немедленному изменению отношений Адама и Евы с Богом. Совершенно очевидно, что до него они находились с Богом в близких и дружеских отношениях. Они доверяли и повиновались Ему, а исходя из Быт. 3:8 можно сделать вывод, что они постоянно общались с Ним. Он любил их и давал им все, в чем они нуждались. Об этой дружбе Иисус напоминает в Ин. 15:15. Затем все сразу изменилось. Люди не оправдали доверия, нарушили Божье повеление, и отношения стали совсем иными. Люди перешли на другую сторону от Бога и фактически стали Его врагами. Изменился и отступил не Бог, изменились и отступили Адам и Ева.

 

Божья немилость

 

Показательно, как Библия характеризует Божье отношение к греху и к грешнику. В Ветхом Завете дважды говорится, что Бог ненавидит греховный Израиль. В Ос. 9:15 сказано: "Все зло их - в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их - отступники". Это очень сильное выражение - Бог фактически говорит, что Он начал ненавидеть Израиль и никогда больше не будет любить его. То же чувство выражено в Иер. 12:8. В двух других случаях говорится, что Бог ненавидит нечестивых (Пс. 5:6; 10:5). Гораздо чаще, однако,

встречаются места, где говорится о Его ненависти к нечестию (например, Пр. 6:16-1?; Зах. 8:17). Но ненависть эта не односторонняя, только с Божьей стороны: нечестивые также описываются ненавидящими Бога (Исх. 20:5; Вт. 7:10) и еще чаще ненавидящими праведных (Пс. 17:41; 68:5; Пр. 29:10). Из тех немногих мест, где говорится о ненависти Бога к нечестивым, явствует, что это Его чувство вызвано их ненавистью к Нему и самим их нечестием.

 

Тот факт, что Бог к одним относится с милостью, а к другим с немилостью и гневом, что в одних случаях Он любит Израиль, а в других ненавидит его, не свидетельствует об изменчивости или непостоянстве Бога. Его реакция на любой наш поступок определяется Его неизменной природой. Бог совершенно ясно дает понять, что Он не может и не будет терпеть определенные вещи. В этом вопросе у Него действительно нет выбора. Его святая природа категорически выступает против греховных действий. Когда мы совершаем такие действия, мы переходим на территорию Божьей немилости. В случае с Адамом и Евой


границей было дерево познания добра и зла. Им было сказано, какой будет Божья реакция, если они вкусят от плода его. Они сами приняли решение стать Божьими врагами и тем самым вызвали Его немилость.

 

В Ветхом Завете грешники, нарушающие Божьи законы, часто называются врагами Бога. Сам же Бог в Библии очень редко характеризуется как их враг (Исх. 23:22; Ис. 63:10; Пл.И. 2:4-5). Райдер Смит пишет по этому поводу: Ветхом Завете чувство враждебности, как и ненависти, редко относится к Богу и часто - к человеку"890.

Взаимоотношения нарушает не Бог, а человек своим бунтом против Него.

 

Враждебность к Богу имела печальные последствия для Адама и Евы, и то же будет с нами во всех случаях, когда мы, зная о законе и о наказании за его нарушение, все равно грешим. В случае с Адамом и Евой на смену доверия, любви, уверенности и близости пришли страх, тревога и отдаленность от Бога. Раньше люди с радостью ожидали встреч с Богом, после же грехопадения они не хотели больше Его видеть. Они даже спрятались в попытке избежать встречи с Ним. Для любого, кто верит в Божий суд, как и для Адама и Евы, последствием греха становится страх Бога. Бог перестает быть близким другом, Его начинают сознательно избегать. Ситуация аналогична нашему отношению к

представителям власти. Если мы не нарушаем закон, встреча с полицейским не вызывает у нас отрицательных чувств. Нам даже бывает приятно, когда мы видим полицейскую машину. Это придает чувство безопасности, ибо мы знаем, что рядом есть защита от возможных нарушителей закона. Если же мы сами нарушаем закон или правила, наше отношение совершенно иное. Нас охватывает неприятное чувство, когда в зеркале заднего вида появляются сигнальные огни патрульной машины. Работа полиции не изменилась, изменилось наше отношение к ней.

 

О ненависти Бога к нечестивым в Ветхом Завете говорится редко, а вот ссылки на Его гнев - вполне обычное явление. Божий гнев не следует представлять как неконтролируемую ярость или личную злобу. Это, скорее, праведное возмущение.

 

 

Гнев Божий обозначается несколькими еврейскими словами. Слово       ('anaph) буквально означает "фыркать". Это очень конкретный и образный термин, передающий идею о физическом сопровождении или проявлении гнева. Глагольная форма встречается редко и относится к Богу (Вт. 1:37; Ис. 12:1) и к Сыну (Пс. 2:12). Именная форма распространена гораздо больше и имеет три значения - ноздря, лицо и гнев. В смысле

Божьего гнева она употреблена 180 раз, примерно в четыре раза больше, чем в отношении человеческого гнева891. Бог изображается гневающимся на Израиль за то, что он сделал золотого тельца, пока Моисей разговаривал с Ним на горе. Господь сказал Моисею: "Итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя". Моисей ответил: "Да не воспламеняется, Господи, гнев Твой На народ Твой" (Исх. 32:10-11). Гнев Божий изображается как огонь, пожирающий или обжигающий израильтян. Есть и другие многочисленные ссылки на Божий гнев: воспылал гнев Господень на Израиля" (Суд. 2:14). Иеремия просил Господа наказывать


его, но "не во гневе Твоем" (Иер. 10:24). Псалмопевец радуется, что Божий гнев на мгновение, а Его благоволение на всю жизнь (Пс. 29:6).

 

 

Два других еврейских слова,      (charah) и       (yacham), выражают идею жары. Образованный от первого из них глагол часто переводится как "воспылать", например в Пс. 105:40: воспылал гнев Господа на народ Его". Именная форма обычно переводится как "гнев" или "ярость"892. Именная форма второго слова тоже обычно передается как "гнев", например: "Чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по

причине злых наклонностей ваших" (Иер. 4:4).

 

В Новом Завете особый акцент делается на враждебности и ненависти неверующих и мира к Богу и Его народу. Грех делает человека врагом Бога. В Рим. 8:7 и Кол. 1:21 плотские помышления Павел характеризует как "вражду против Бога", В Иак. 4:4 читаем, что "дружба с миром есть вражда против Бога". Бог же никому не враждебен, Он любит всех и никого не ненавидит. Бог любит до такой степени, что послал Своего Сына умереть за нас, когда мы были еще грешниками и врагами Ему (Рим. 5:8-10). Он Сам олицетворяет Свои заповеди. Он любит Своих врагов.

 

Хотя Бог - не враг грешников и не испытывает к ним ненависти, ясно также, что Бог гневается на грех. Наиболее четко эта идея выражается словами и  ("возмущение", "гнев"). Во многих случаях эти слова не просто отражают конкретную Божью реакцию на грех, но и подразумевают определенные действия. В Ив. 3:36, например, Иисус говорит: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем". В некоторых местах показывается, что гнев Божий не только пребывает на грехе и на грешнике, но и выразится в будущем в определенных действиях. В Рим. 1:18 говорится, что "открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою". В Рим, 2:5 Павел пишет о "собирании гнева" на день суда, а в Рим. 9:22 отмечает, что "Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели". Во всех этих местах гаев Божий изображается вполне реальным и конкретным, но при этом отмечается" что он проявится или выльется в действие позднее.

 

Из вышеизложенного ясно, что Бог неодобрительно относится к греху и что грех вызывает в Нем возмущение, гнев и недовольство. Но к этому надо добавить еще два соображения. Первое: Бог гневается не потому, что принимает такое решение. Его неодобрение греха - не результат произвольного выбора, ибо сама Его природа святая; Он автоматически отвергает грех. У Него, как мы уже отмечали, "аллергия на грех" (см. с.

241). Второе соображение заключается в том, что гнев Божий не следует считать чем-то эмоциональным, Дело обстоит не так, что Его охватывает гнев, практически выводя из Себя. Он может проявлять терпение, и именно так ведет Себя. Кроме того, наши грехи никоим образом не приводят Бога в расстройство. Его реакцию, скорее, можно охарактеризовать как разочарование.


Вина

 

Следующее последствие греха, отражающееся на наших взаимоотношениях с Богом, - возникновение вины, Смысл этого термина требует четкого пояснения, так как в современном мире его значение обычно связывается с чувством вины или субъективным аспектом вины. Это чувство часто представляется иррациональным и фактически нередко таковым и бывает.

 

Иными словами, человек может не совершить ничего объективно дурного, заслуживающего наказания, и тем не менее испытывать это чувство. Здесь же мы имеем в виду объективное состояние человека, нарушившего Божье намерение в его отношении и тем самым заслуживающего наказания. Именно этот аспект вины и будет предметом нашего рассмотрения.

 

Для пояснения нашего понимания вины полезно кратко остановиться на значении двух слов, которые могут встречаться в определении греха, а именно плохой и неправильный. С одной стороны, мы можем определить грех как нечто, по сути своей плохое, а не хорошее. Это нечто нечистое, отталкивающее, отвергаемое Богом просто как противоположное хорошему. Но здесь возникает проблема, поскольку у слова плохой несколько значений - оно, например, может означать "несовершенный", "неадекватный", "недостаточный".

Можно говорить о плохой спортивной команде или о плохом работнике как о неэффективных иди нерезультативных, но не обязательно порочных с моральной точки зрения. Поэтому заявление, что грех - это нечто плохое, можно понимать только с эстетической точки зрения, то есть что грех - это неприятные, испорченные, искаженные действия, не соответствующие установленным Богом совершенным нормам.

 

С другой стороны, грех можно определить как нечто не только плохое, но и неправильное. В первом случае грех можно сравнить с заразной болезнью, от которой здоровые люди в страхе бегут. Во втором же случае мы рассматриваем грех не просто как недостаток здоровья или совершенства, но и как нравственное зло, как заслуживающее наказания, сознательное нарушение Божьих повелений. То есть мы смотрам на грех не с эстетической, а юридической точки зрения. Согласно первому представлению, добро понимается как нечто прекрасное, гармоничное, приятное, желанное и привлекательное, а зло - как нечто негармоничное, беспокойное, безобразное и отталкивающее. При второй точке зрения подчеркивается соблюдение закона. Правильно то, что соответствует установлениям закона, а неправильно все, что так или иначе отходит от этих норм.

Неправильное, следовательно, заслуживает наказания893.

 

Это различие можно проиллюстрировать иначе. Можно представить себе спортсмена, плохо выступающего в какой-то игре, например, баскетболиста, ни один бросок которого не достигает цели. Его плохая игра не приносит очков, но правила при этом не нарушаются, поэтому судья его не наказывает. С другой стороны, если при броске игрок толкает стоящего перед ним защитника, он тем самым нарушает правила и следует наказание. Или можно представить себе автомобиль, трудный в управлении, расходующий много бензина, побитый и безобразный на вид. Такой автомобиль может


быть подлинным испытанием для его владельца, может вызывать отвращение у окружающих, но если у него работают фары, сигналы поворота и все другие системы и механизмы, обеспечивающие безопасность, если состав выхлопных газов соответствует установленным нормам, в нем нет ничего незаконного. Его водителя нельзя оштрафовать, при условии что он не нарушает правил дорожного движения. Если же автомобиль выбрасывает в атмосферу слишком много вредных веществ или какой-то механизм, обеспечивающий безопасность, не действует должным образом, тем самым нарушается закон и вполне справедливо налагается штраф. Итак, когда мы говорим о вине, мы имеем в виду, что грешник, подобно баскетболисту, нарушившему правила, или владельцу

автомобиля, не отвечающего требованиям безопасности, нарушает закон, а следовательно, подлежит наказанию.

 

Теперь нам надо обратиться к рассмотрению точного смысла разрыва, производимого грехом и виной в отношениях между Богом и человеком. Бог всемогущ и вечен, Он - единственная независимая и безусловная реальность. Своим существованием все обязано Ему. Человек, наивысшее из всех Его творений, обладает дарами жизни и личности только благодаря благости и милости Бога. По праву Господина Бог вручил человеку творение и повелел владычествовать над ним (Быт. 1:28). Человек поставлен управляющим в Божьем царстве или на ниве Божьей со всеми вытекающими из этого возможностями и привилегиями. В ответ Бог, будучи всемогущим и совершенно святым, требует поклонения и послушания. Но человек нарушает Божье повеление. Человек использует доверенное ему творение в своих целях, как служащий, присваивающий имущество своего нанимателя. Кроме того, как подданный, презрительно относящийся к своему монарху, или гражданин к высшему избранному должностному лицу, герою или личности, совершившей выдающиеся достижения, человек не проявляет уважения к высшему из

всех существ. Далее, человек отвечает неблагодарностью за все, что Бог сделал для него и дал ему (Рим. 1:21). Наконец, человек отвергает Божье предложение дружбы и любви, а в самых крайних случаях спасение через смерть Божьего Сына. Эти оскорбления особенно недопустимы в свете того, Кто есть Бог - всемогущий Творец, стоящий неизмеримо выше нас. Не будучи обязанным ни перед кем, Он вызвал нас к жизни. Поэтому Он обладает над нами абсолютными правами. Поведение, которого Он от нас ожидает, - подражание Его собственному святому совершенству. Как сказал Сам Иисус: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф. 5:48).

 

Грех и вину надо рассматривать в метафизическом смысле, если мы хотим получить представление об их огромном воздействии на наши отношения с Богом и фактически на весь сотворенный мир. Бог - высшее существо, а мы - Его творения. Невыполнение Его норм подрывает всю систему мироздания. Когда сотворенное существо лишает Творца того, что принадлежало Ему по праву, нарушается равновесие, ибо Бог не почитается и Ему не повинуются. Если бы такие недопустимые нарушения оставались ненаказанными, Бог практически перестал бы быть Богом. Поэтому грех и грешник заслуживают наказания и даже нуждаются в нем.

 

Наказание


Итак, еще одно последствие греха заключается в том, что он подлежит наказанию. Нам важно уяснить основополагающую природу и цель Божьего наказания. Следует ли считать его коррективным, преследующим цель исправить грешника? Или это средство устрашения и удержания от греха с целью указать на последствия, к которым ведет грех, и предостеречь других от неправильных действии? Или это карательная мера, просто воздающая грешникам то, что они заслуживают? Рассмотрим поочередно каждую из этих концепций.

 

Представление о Божьем наказании как о возмездии или каре вызывает сейчас довольно сильное сопротивление. Возмездие рассматривается как нечто примитивное и жестокое, как проявление враждебности и мстительности, совершенно несвойственных, Богу любви и Отцу Своих земных детей894. Но несмотря на это чувство, которое, возможно, отражает пермиссивные представления общества о любящем отце, в Библии, особенно в Ветхом

Завете, с совершенной очевидностью присутствует понятие божественной кары. Райдер Смит категоричен в этом вопросе: "Нет никаких сомнений, что евреи воспринимали наказание как возмездие. Для подтверждения этого достаточно вспомнить о наказании смертью"895. Безусловность вывода Смита можно, конечно, ставить под сомнение, но возмездие действительно было важным элементом иудейского понимания закона. Ведь

наказание смертью невозможно рассматривать как меру перевоспитания, оно окончательно по своей природе. Хотя у него был и устрашающий эффект, тем не менее ясно просматривалась взаимосвязь между действием, совершенным в отношении жертвы, и действием в отношении преступника. Это особенно явствует из таких мест, как Быт. 9:6: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию". Учитывая отвратительность совершенного (разрушения Божьего образа), наказание должно быть соответствующим.

 

 

Идея возмездия ясно выражается словом      (паqат). Это слово (включая производные) встречается в Ветхом Завете около восьмидесяти раз и переводится обычно как "мщение", "отмщение", "отомстить". Перевод этого термина как "мщение" и "отмщение" вполне подходит для обозначения действий Израиля против его соседей, но не вполне уместен применительно к Божьим делам896. Ибо мщение относится прежде всего к личному действию человека как реакции на совершенное против него зло. Бог же при нарушениях морального и духовного закона выступает не как частное, а как общественное лицо, как гарант закона. Далее, мщение подразумевает расплату, (психологическое) удовлетворение

от возмещения за содеянное, а не обеспечение и отправление правосудия. Бог же заинтересован прежде всего в поддержании справедливости. Поэтому применительно к Божьему наказанию больше подходит термин возмездие, а не мщение.

 

В Ветхом Завете, особенно у больших пророков, есть множество ссылок на карательную сторону Божьего наказания грешников. Примеры мы видим в Ис. 1:24; 61:2; 63:4; Иер.

46:10 и Иез. 25:14. В Пс. 93:1 Бог назван "Богом отмщений". В этих случаях, как и в большинстве других мест Ветхого Завета, подразумевается, что наказание происходит в данный конкретный исторический момент, а не в каком-то будущем состоянии.


Мысль о возмездии проводится не только в дидактических, но и во многих описательных повествованиях. Для наказания ужасной порочности всего человеческого рода Бог послал на землю потоп, уничтоживший человечество (Быт. 6). Потоп был послан не для удержания кого-то от греха, ибо единственные уцелевшие, Ной и его семья, уже были праведными людьми.

 

И, конечно, в нем не было какого-то исправительного или перевоспитательного смысла, поскольку все нечестивые погибли. То же относится к Содому и Гоморре. Бог разрушил эти города из-за их греховности. Это Божье действие было просто возмездием за грех. Их дела заслуживали разрушения, и таким образом Бог очистил землю от этого греха.

 

Мысль о возмездии проводится и в Новом Завете, хотя в меньшей степени по сравнению с Ветхим. Здесь оно относится, скорее, к будущему, чем к земному суду. Ссылки на Вт.

32:35 содержатся в Рим. 12:19 и Евр. 10:30 - "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь". В Римлянам Павел использует эту цитату, чтобы удержать верующих от мщения за причиненное им зло. Бог есть Бог справедливости, и никакое зло не останется без наказания.

 

Таким образом, Божье наказание грешников имеет явный характер возмездия, но при этом нам не следует терять из вида две другие его стороны или функции. Предупреждения во Второзаконии остерегаться греха сопровождаются примерами наказания грешников. Эти примеры имеют целью удержать людей от совершения неправильных действий (Вт. 6:12- 15; 8:11, 19-20). То же относится к напоминанию Иеремией Израилю того, что Бог сделал

с Силомом (Иер. 7:12-14), и к напоминанию псалмопевцем того, что произошло с поколением, погибшим в пустыне (Пс. 94:8-11). Избиение камнями Ахана и его семьи частично было возмездием за его дела, но в то же время способом удержания других людей от подобного поведения. По этой причине наказание преступников часто совершалось публично.

 

У наказания есть и дисциплинирующий эффект. Наказание преследовало также цель указать грешнику на ошибку и отвратить от нее. В Пс. 166:10-16 мы видим, как Израиль был наказан за грехи и благодаря этому отвратился от своих злых дел, во всяком случае на время. В другом месте псалмопевец признает, что наказание было ему во благо, ибо он научился уставам Господа (Пс. 118:71). Автор Послания к евреям пишет: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12:6).

 

В Ветхом Завете в какой-то мере выражается даже мысль об очищении от греха через наказание. Это, во всяком случае, подразумевается в Ис. 10:20-21. Бог использует Ассирию для наказания Своего народа, в результате чего остаток Израиля будет уповать на Господа. "Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному".

 

Показательно и то, как совершается наказание. В одних случаях оно совершается косвенно, через Божью имманентную работу благодаря установленным Им в мире физическим и психологическим законам. Косвенное наказание может быть внешним, например, когда грех нарушает принципы гигиены и выливается в болезнь. Очевидный и


чаще всего приводимый пример тому - сексуальный грех, в результате которого человек получает венерическую болезнь, но есть и множество менее явных случаев. Психологи все больше убеждают нас в том, что ненависть и враждебное отношение оказывают разрушительное воздействие на физическое здоровье. Косвенное наказание может также принимать форму внешних конфликтов (например, семейных) в результате греха человека и действия установленных Богом психологических законов. Примером здесь может служить Давид. После греха прелюбодеяния с Вирсавией и убийства Урии Давиду было сказано, что на его дом обрушатся неприятности (2 Цар. 12:10-12). Изнасилование

Фамари, убийство Амнона Авессаломом и бунт Авессалома против Давида стали исполнением этого пророчества. Эти трагические события можно рассматривать не только как прямое вмешательство Бога для наказания греха Давида, но и как естественные последствия, автоматически вытекающие из поведения Давида и сущности человеческой психологии. Преступления детей вполне могли быть следствием либо их склонности подражать родителям, либо неспособности Давида наказывать сыновей, учитывая собственное поведение в прошлом. Наконец, косвенное наказание может быть внутренним. Например, грех может автоматически вести к ужасному чувству вины, к угнетающему осознанию ответственности.

 

В некоторых дидактических местах Библии мы видим примеры практически прямой причинно-следственной связи между грехом и наказанием. В Гал. 6:7-8 для сравнения последствий греха и праведности Павел использует образ сеяния и жатвы. Имеется в виду, что за греховным действием автоматически следует наказание, как из посеянного зерна вырастает соответствующий урожай. Но не следует забывать, что, хотя Бог часто действует опосредованно через установленные Им физические и психологические законы, это не единственный и даже не главный способ наказания. Гораздо чаще наказание налагается в результате Его конкретного решения и прямого действия. Кроме того, даже когда наказание естественным образом вытекает из совершенного действия, его нельзя считать безликим или просто неудачей. Управляющие мирозданием законы - выражение Божьей воли.

 

Христианский постулат о косвенном наказании через установленные Богом законы не надо путать с индуистской или буддистской концепцией о карме, в соответствии с которой каждое действие влечет за собой определенные последствия. В последнем случае между ними существует неразрывная связь897. Эту связь нарушить не может ничто, даже смерть, ибо .карма подразумевает будущее воплощение. По христианским же

представлениям, логическую связь между грехом и наказанием можно разорвать покаянием и исповеданием грехов с последующим прощением, а смерть приносит освобождение от земного воздействия греха.

 

Смерть

 

Смерть - одно из самых очевидных последствий греха. На эту истину Бог изначально указал Адаму и Еве в Своем запрете есть от плода дерева познания добра и зла: "Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт. 2:17). В ясной дидактической форме эта мысль выражена в Рим. 6:23: "Ибо возмездие за грех - смерть". Павел имел в


виду, что смерть - вполне оправданное возмездие, справедливая расплата за наши дела. У этой заслуженной нами смерти несколько сторон: 1) физическая смерть, 2) духовная смерть и 3) вечная смерть.

 

1.  Физическая смерть

 

Смертность человека - очевидный факт и истина Писания. В Евр. 9:27 сказано: как человекам положено однажды умереть, а потом суд". В Рим. 5:12 Павел объясняет смерть первоначальным грехом Адама. Но хотя смерть вошла в мир через грех Адама, она распространяется на все человечество, поскольку согрешили все.

 

Здесь встает вопрос, был сотворен человек смертным или бессмертным. Умирал бы он, если бы не грешил? Кальвинисты занимают негативную позицию, утверждая, что физическая смерть пришла вместе с проклятием (Быт. 3:19)898. С пелагианской же точки зрения, человек был сотворен смертным. Человек должен рано или поздно умереть, как и все вокруг него. Принцип смерти и распада заложен в самом творении899. Пелагиане утверждают, что если следовать кальвинистскому взгляду, то прав змей, а не Иегова, сказавший: день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь", - поскольку Адама и Еву в день их греха не поразила смерть900. Согласно пелагианскому взгляду, физическая смерть - естественное свойство человека. Библейские указания на смерть как последствие греха понимаются в смысле духовной смерти, отделения от Бога, а не физической смерти.

 

Проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Нельзя считать доказанной точку зрения, что смерть проистекает из грехопадения и что такие места, как Рим. 5:12 и подобные ему в Новом Завете, следует рассматривать как относящиеся к физической смерти. Пример Иисуса очевидным образом противоречит представлению, что физическая смерть есть результат греха. Он не только не грешил Сам (Евр. 4:15), но не был даже запятнан греховной природой Адама. Тем не менее Он умер. Как смерть могла поразить Того, Кто в духовном смысле выстоял там, где пали Адам и Ева? Это тайна. В этом вопросе у нас противоречивые сведения. Но есть ли возможность решить дилемму?

 

Во-первых, следует отметить, что физическая смерть явным образом связывается с грехопадением. Заявление в Быт. 3:19 как будто бы относится не к тому, как дело обстояло с начала творения до того момента, а к новой ситуации: поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься". Далее, в писаниях Павла, особенно в 1 Кор. 15, трудно разделить физическую и духовную смерть. Павел проводит мысль, что физическая смерть

побеждена через воскресение Христа. Его воскресение означает не то, что люди больше не умирают, а что устранена окончательность смерти. Павел относит к греху ту силу,

которой обладает физическая смерть при отсутствии воскресения. Но с победой Христа над физической смертью побежден и грех (следовательно, и духовная смерть, 1 Кор.

15:55-56). Без победы Христа над физической смертью мы оставались бы в наших грехах, то есть духовно мертвыми (1 Кор. 15:17). Можно согласиться с Луи Беркхофом, который пишет: "Библия не проводит различия, которое обычно делаем мы, между физической,


духовной и вечной смертью; ей присущ синтетический взгляд на смерть, которая рассматривается как отделение от Бога"901.

 

С другой стороны, следует учитывать, что в момент или в день своего прегрешения Адам и Ева умерли духовно, а не физически и что умер даже безгрешный Иисус. Как можно согласовать все это?

 

Я предлагаю концепцию условного бессмертия как состояния Адама до грехопадения. У него не было врожденной способности жить вечно, но он не обязательно должен был умирать902. В благоприятных условиях он мог бы жить вечно. Именно в этом, возможно, заключается смысл слов Бога, когда Он решил изгнать Адама и Еву из Едемского сада и от дерева жизни: теперь как бы не простер он руки своей, и не взял бы также от дерева

жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт. 3:22). Складывается впечатление, что

даже после грехопадения Адам мог бы жить вечно, если бы вкусил от плода дерева жизни. Изгнание из Едемского сада фактически означало, что человек, который до этого мог либо жить вечно, либо умереть, был отделен от условий, делавших вечную жизнь возможной, и поставлен в условия неизбежности смерти. Раньше он мог умереть, теперь он должен был умереть. Это означает также, что Иисус родился с телом, подверженным смерти. Чтобы жить, Ему надо было питаться, без пищи Он бы умер от голода.

 

Следует отметить, что в результате греха произошли и другие изменения. В Едемском саду у человека было тело, которое могло заболеть, после грехопадения болезни стали неизбежными. Проклятие смерти человека включало также множество болезней, ведущих к смерти. Павел пишет, что однажды эти условия будут устранены и все творение освободится от "рабства тлению" (Рим. 8:18-23).

 

Подведем итог. Потенциально смерть присутствовала в творении с самого начала. Но был и потенциал вечной жизни. В случае с Адамом и каждым из нас грех означает, что смерть из потенциальной превращается в фактическую.

 

Мы здесь не пытаемся дать определение физической смерти, но в прошлом большинство богословов определяли ее как отделение души от тела. Это определение выглядит не вполне удовлетворительным по причинам, указанным нами при рассмотрении структуры человеческой природы (глава 24). Более полное определение физической смерти мы попытаемся дать при обсуждении вопроса о последних временах. Пока же будем считать ее прекращением человеческого существования в телесном или материализованном состоянии.

 

2.  Духовная смерть

 

Духовная смерть связана с физической и в то же время отличается от нее. Духовная смерть - отделение личности во всей ее полноте от Бога. Бог, будучи совершенным святым существом, не может снисходительно смотреть на грех или терпеть его присутствие. Следовательно, грех - препятствие для отношений между Богом и человеком. Грех подводит человека под Божий суд и осуждение.


Сущность духовной смерти можно видеть на примере Адама и Евы. Слова день, в который ты вкусишь от него [плода дерева познания добра и зла], смертию умрешь" не означали, что люди должны были испытать немедленную физическую смерть. Как мы уже видели, они означали, что потенциальная смертность станет фактической. Они означали также духовную смерть, отделение человека от Бога. Действительно, когда Адам и Ева вкусили от плода, они попытались спрятаться от Бога, испытав стыд и чувство вины, а Бог наложил на них суровое проклятие. Грех выливается в отчуждение от Бога. Это и есть возмездие за грех, о котором Павел пишет в Рим. 6:23.

 

Кроме объективного аспекта духовной смерти, есть и субъективный. Библия содержит многочисленные указания, что вне Христа человек мертв по преступлениям и грехам. Это означает, во всяком случае отчасти, отсутствие или значительное понижение чувствительности к духовным вопросам, способности действовать и отвечать духовно, совершать правильные поступки. Новая жизнь, которую мы получаем через воскресение Христа и которая символизируется в крещения, хотя и не устраняет физической смерти, тем не менее несет в себе смерть для греха, порабощавшего нас. Она производит новую духовную чувствительность и энергию.

 

3. Вечная смерть

 

Вечная смерть - продолжение и завершение в самом прямом смысле духовной смерти, которую мы только что рассмотрели. После физической смерти духовно мертвого, отделенного от Бога человека это его состояние становится перманентным. Как вечная жизнь качественно отличается от нашего нынешнего существования и бесконечна, так и вечная смерть или отделение от Бога качественно отличается от физической смерти и продолжается вечно.

 

В судный день люди, представшие пред Божьим престолом, будут разделены на две группы. Признанные праведниками пойдут в вечную жизнь (Мф. 25:34-40, 46).

Неправедные же будут наказаны вечным огнем (Мф. 25:41-46). В Отк. 20 Иоанн пишет о "второй смерти". Первая смерть - физическая. Воскресение нас от нее не избавляет, но в конечном счете ее побеждает. Все мы в конце концов умрем первой смертью, но для каждого человека главный вопрос заключается в том, будет ли преодолена вторая смерть. Участники первого воскресения названы "блаженными и святыми" . Вторая смерть не имеет над ними власти (Отк. 20:6). В конце главы говорится, что смерть и ад повержены в озеро огненное (Отк. 20:13-14), в которое ранее были брошены зверь и лжепророк (Отк.

19:20). Это названо второй смертью (Отк. 20:14). Все, чьи имена не записаны в книге жизни, будут брошены в озеро огненное. Это перманентное состояние грешник сам выбирает в своей жизни.

 

Мы рассмотрели последствия, которые грех оказывает на отношения человека с Богом. Это главная сфера действия греха. Давид, без сомнения, согрешил против Урии, в определенном смысле против Вирсавии и даже против народа Израиля. Тем не менее в своем великом покаянном псалме он молится: "Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал" (Пс. 50:6). У греха может и не быть явного горизонтального


измерения, но на отношениях с Богом он сказывается в любом случае. Тот аргумент, что нет ничего порочного в действиях, совершаемых по обоюдному согласию людей и никому не причиняющих вреда, пренебрегает фактом, что грех направлен прежде всего против Бога и оказывает воздействие в первую очередь на отношения между грешником и Богом.

 

Воздействие на грешника

 

Порабощение

 

Грех в первую очередь подрывает наши отношения с Богом, но нам крайне важно исследовать и другие стороны воздействия греха. Последствия греха отражаются и на самом человеке, совершающем его. Последствия эти - самые разные и многоплановые. Одно из воздействий греха проявляется в его порабощающей силе. Грех становится привычкой и даже пристрастием. Один грех влечет за собой другой. Например, после убийства Авеля Каин был вынужден солгать, когда Бог спросил, где его брат. Иногда для прикрытия небольшого греха требуется гораздо больший. Совершив прелюбодеяние, Давид решил пойти на убийство, чтобы скрыть содеянное. Иногда вырабатывается определенная схема, то есть одни и те же действия повторяются практически без изменений. Таков случай с Авраамом. В Египте он солгал, сказав, что Сарра - его сестра, а не жена, в результате чего фараон взял ее себе в жены (Быт. 12:10-20). Позднее Авраам повторил ту же самую ложь Авимелеху (Быт. 20). Получается, что он не извлек никаких уроков из первого случая. Отметим также, что его сын Исаак позже повторил ту же ложь в

отношении своей жены Ревекки (Быт. 26:6-11)903.

 

То, что некоторые рассматривают как свободу грешить и как свободу от ограничений, связанных с исполнением Божьей воли, по сути представляет собой порабощение греху. В некоторых случаях грех приобретает такую власть, что человек не может уже избегать

его. Павел напоминает, что римские христиане "были прежде рабами греха" (Рим. 6:17). Но от хватки греха человека освобождает служение Христа: "Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8:2).

 

Уход от реальности

 

Грех выливается также в нежелание смотреть в лицо реальности. Человек перестает реалистически относиться к неприятным сторонам жизни, в особенности к последствиям своих грехов. В частности, люди предпочитают не думать о непреложном факте, что рано или поздно каждый должен умереть (Евр. 9:27). Одно из выражений этого - использование иносказательного языка. Человек не умирает, он просто "уходит". Смерть представляется как небольшое приятное путешествие. В современном обществе нет больше кладбищ и могил. Вместо них у нас появились "мемориальные парки". А процесс старения, предупреждающий о приближении смерти, маскируется эвфемизмами типа "пора зрелости" или "золотой возраст". Всевозможные уловки, с помощью которых смерть маскируется или игнорируется, иногда выливаются практически в отрицание смерти, отражающее по сути страх перед смертью. Подавляемое осознание того, что смерть - возмездие за грех (Рим. 6:23), лежит в основе многих наших попыток не думать о ней.


Отрицание греха

 

Отрицание смерти сопровождается отрицанием греха. Для этого есть разные способы. Ему можно дать другое название, чтобы он вообще не воспринимался как грех. Его можно считать результатом болезней, лишений, невежества или, в крайнем случае, социальных неурядиц. Карл Меннингер описал это явление в книге "Что стало с грехом?"904.

Отрицание существования греха - один из способов избавления от болезненного осознания своих прегрешений.

 

Другой способ отрицания греха - признание неправильности совершенного поступка, но уклонение от ответственности за него. Мы видим это на примере самого первого греха. На вопрос Господа: "Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?" (Быт. 3:11) - Адам ответил переложением ответственности: "Жена... дала мне от дерева, и я ел" (Быт, 3:12). Первой реакцией Адама было уклонение от личной ответственности - он ел исключительно по наущению Евы. Но попытка Адама переложить ответственность была еще более серьезной, поскольку фактически он сказал: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел". Адам попытался переложить ответственность даже на Бога - если бы Бог не дал Адаму жену, он бы не подвергся искушению. Жена быстро последовала примеру мужа: "Змей обольстил меня, и я ела" (Быт. 3:13). Змею винить было некого, и на этом процесс остановился. Но обратите внимание, что осуждению поверглись все трое - Адам, Ева и змей. Тот факт, что грехи Адама и Евы были спровоцированы, Не снял с них ответственности. Наказаны были как подстрекатель, так и сам грешник.

 

Стремление сложить с себя ответственность - обычное явление. Ибо человек часто испытывает глубокое чувство вины, которое он отчаянно старается искоренить. Но попытки переложить ответственность ведут к компромиссу с грехом и делают покаяние менее вероятным. Все наши оправдания и объяснения свидетельствуют лишь о глубине греха. Ссылки на объективную закономерность при объяснении и оправдании греха можно считать просто утонченной формой его отрицания.

 

Самообман

 

В основе отрицания греха лежит самообман. Иеремия писал: "Лукаво [ненадежно, извращено] сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? " (Иер. 17:9). Лицемеры, о которых часто говорил Иисус, возможно, обманывали себя, прежде чем обмануть других, Христос показал, до каких нелепостей может доходить самообман: что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Мф. 7:3). Давид осудил богатого человека из притчи Нафана за то, что тот взял овечку у бедного, но не понял смысла притчи (собственного греха в отношении Урии, у которого он взял жену), пока Нафан не указал на него (2 Цар. 12:1-5).

 

Бесчувственность


Грех порождает также бесчувственность. Продолжая грешить и отвергать Божьи предупреждения и осуждения, мы становимся все менее отзывчивыми к велениям совести.

Поначалу мы можем быть чувствительными к дурным поступкам, но в конечном итоге под влиянием греха нас перестают волновать Слово и Дух. Со временем даже серьезные грехи начинают совершаться без всяких угрызений совести. Душа как бы духовно огрубевает, покрывается панцирем. Павел писал о "сожженных в совести своей" (1 Тим. 4:2), о тех, кто омрачился в результате отвержения истины (Рим. 1:21). Самый яркий, пожалуй, пример в служении Иисуса - фарисеи, которые видели чудеса Иисуса, слышали Его учение и тем не менее дела Святого Духа приписывали Веельзевулу, князю бесовскому.

 

Эгоцентризм

 

Грех ведет также ко все большему эгоцентризму. Грех выливается в сосредоточенность на себе, подкрепляемую практическими действиями. Мы обращаем внимание на себя, на свои хорошие качества, достижения и преуменьшаем свои недостатки. Мы стремимся к особым благам и возможностям в жизни, к дополнительным преимуществам, которых нет у других. Мы ревностно относимся к удовлетворению собственных желаний и нужд, игнорируя интересы других людей.

 

Неудовлетворенность

 

Наконец, грех часто порождает неудовлетворенность. У греха ненасытный характер. Полного удовлетворения не наступает никогда. У некоторых грешников бывают периоды относительной стабильности, но грех в конце концов берет свое, и чувство удовлетворения исчезает. Как и в случае с наркотиками, возникает терпимое отношение к греху, и становится все легче грешить, не испытывая болезненного чувства вины. Более того, для достижения того же эффекта требуются все большие дозы. В ходе этого процесса желания возрастают быстрее, чем наша способность удовлетворять их. На вопрос, сколько денег могут удовлетворить человека, Джон Рокфеллер ответил: "Хоть немного больше, чем уже есть". Подобно беспокойному, бурному морю, грешник никогда не обретает покоя.

 

Воздействие на отношения с другими людьми

 

Конкурентная борьба

 

Грех оказывает также огромное влияние на взаимоотношения между людьми. Одно из самых существенных в этом плане проявлений - распространение конкурентной борьбы. Поскольку грех делает человека все более эгоцентричным и своекорыстным, он с неизбежностью ведет к конфликтным отношениям с другими людьми. Люди борются между собой за обладание положением, партнером по браку, недвижимостью. При этом кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Проигравший из чувства обиды часто становится угрозой для победителя. Победитель же всегда испытывает тревогу, что проигравший попытается вернуть назад утраченное. Поэтому фактически в этой


конкурентной гонке победителей не бывает. Самый крайний и широкомасштабный вариант человеческой конкурентной борьбы - война с массовым уничтожением материальных ценностей и человеческих жизней. Иаков четко указал на главные факторы, ведущие к войне: "Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете" (Иак. 4:1-2). Выше мы отмечали, что грех порабощает и ведет к еще большему греху. Этим своим высказыванием Иаков подтверждает, что грех зависти ведет к грехам убийства и войны.

 

Неспособность к сопереживанию

 

Неспособность к сопереживанию - одно из основных последствий греха. Будучи сосредоточенными на собственных личных желаниях, интересах и мнениях, мы смотрим на вещи исключительно со своей точки зрения. Наши желания настолько важны для нас, что мы не можем поставить себя на место других людей и увидеть их нужды или представить себе, что они могут понимать ситуацию в несколько ином свете. Это противоположно тому, к чему Павел призывал своих читателей; "Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Флп. 2:3-5).

 

Отвержение авторитета

 

Отвержение авторитета - социальное ответвление греха. Если свою безопасность мы находим в собственном имуществе и достижениях, нашему положению угрожает любой внешний авторитет. Он ограничивает наши возможности делать то, что мы хотим. Чтобы сохранять свободу поступать по своей воле, его надо отвергать или игнорировать. В ходе этого, естественно, могут попираться права многих других людей.

 

Неспособность любить

 

Наконец, грех выливается в неспособность любить. Если наша цель заключается в удовлетворении собственных желаний, а на нашем пути стоят другие люди, олицетворяющие конкуренцию и угрозу, мы просто не можем действовать ради благополучия других людей. Таким образом, самососредоточенность и стремление к обладанию земными ценностями, помещенными на место Бога в центр жизни грешника, выливаются в подозрительность, конфликты, ожесточение и даже ненависть.

 

Грех - серьезная проблема. У него далеко идущие последствия в плане наших отношений с Богом, с самими собой и с другими людьми. Соответственно, он требует столь же разностороннего искоренения.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.