Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
II. Приложение искупления путем веры
Воскресный День 7
ВОПРОС 20
SOLA FIDE
Заметки
1. Сравни выражение «дается спасение во Христе» с заметкой 2 к вопросу/ответу 12. Другими словами, здесь спрашивается, дается ли через Христа опять всем участие в общении с Богом?
2. Все люди осуждены через Адама (или в Адаме). Они не просто могут быть осуждены, но уже осуждены. И не все освобождаются от этого через Христа. Об этом ясно учит Святое Писание: «Ибо много званых, а мало избранных» (Матф. 22:14). Мы читаем также во Втором послании Петра, 3:9, что Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Но это означает не то, что все будут спасены, но что Он терпеливо откладывает суд, чтобы все Его избранные пришли к вере и покаянию. И в Первом послании к Тимофею, 2:4, где сказано, что Бог хочет, чтобы спаслись все люди, имеется в виду, что Он хочет, чтобы спаслись все в смысле «разные» люди – богатые и бедные, знатные и простые. Эти и подобные им тексты не противоречат тому, что врата, ведущие в жизнь, тесны и немногие находят их (Матф. 7:14).
3. «Тем не менее то, что многие, призываемые через Евангелие, не раскаиваются или не веруют во Христа, но погибают в неверии, происходит не потому, что жертва Христа на кресте была неполноценна или недостаточна, но исключительно по своей вине» (Каноны Дортского синода, II.6). Потому что «смерть Сына Божия… величайшая в своей ценности и значимости, более чем достаточная для искупления грехов всего мира» (Каноны Дортского синода, II.3; 1-е Иоан. 2:2).
Но эта достаточная для всего мира жертва приносит плод только в тех и принесена только за тех, кто уверовал во Христа. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3:36). А в Евангелии от Иоанна, 17:9, записано, как Спаситель говорит: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». Поэтому жертву Христос принес только за Своих, хоть она и достаточна для всех (Каноны Дортского синода, II.8).
4. Таким образом, только верующие во Христа спасаются через Него – те, «кто привит к Нему истинной верой». Потому что через веру мы становимся одним растением (как выразился Иисус, одной лозою. – Прим. ред) с Ним, одним телом. Вера – это средство, благодаря которому мы принимаем Христа и «все Его благодеяния», через которое животворные соки виноградной лозы (Христа) питают ветви (участников завета) (Иоан. 15:1–8; Рим. 11:16–24). Так как через веру мы становимся одним телом со Христом, все, что принадлежит Ему, принадлежит теперь и нам, и мы становимся участниками всех тех сокровищ, которые Он приобрел.
5. В катехизисе сказано «привит», потому что это Божья работа, а не наша. Мы не делаем сами себя членами Христа. Это делает Святой Дух. Но Он делает это через нашу веру! Поэтому здесь не отрицается наша ответственность. Потому что Господь призывает нас к вере. См. больше об этом: Каноны Дортского синода, III/IV.9, 10.
6. Следовательно, чтобы быть освобожденными через Христа, нам нужна вера. Необходимость верить – это не что-то появившееся после грехопадения. Адам в раю также нашел жизнь только через веру. Но после грехопадения вера обрела другое содержание. Теперь она направлена на Христа и получает Его блага.
А. Каноны Дортского синода, I.4: «Божий гнев остается на тех, кто не верует этому Евангелию. Но те, кто верует и принимает Христа Спасителя истинной и живой верой, освобождаются чрез Него от гнева Божия и от погибели и получают дар жизни вечной» (Иоан. 3:16; Марк. 16:16).
Б. Бельгийское исповедание, артикул 22: «Мы верим, что Святой Дух возжигает в сердцах наших истинную веру, дабы мы достигли правильного знания о сей величайшей тайне, и сия вера принимает Иисуса Христа со всеми Его заслугами, присваивает Его нам и не устремляется к чему-либо вне Его Самого».
Заблуждения
Всеобщее примирение (универсализм).
Мнение, что вера не делает ничего, как лишь позволяет нам осознать, что мы были привиты ко Христу непосредственно.
Неоправданная пассивность.
Вопросы
1. Какие вопросы последовательно рассматриваются в разделах воскресных дней 7–31? Спасаются ли все люди? Докажите, что Писание негативно отвечает на этот вопрос. Каково значение отрывка из Писания, где сказано, что Бог желает, чтобы спаслись все люди? Почему не все, кто призывается, спасаются?
2. Не достаточно ли труда Христова для всех? Кто получает блага от этого труда? Для кого он свершался?
3. Что происходит посредством веры? Что делает вера?
4. Кто прививает нас ко Христу? И каким образом?
5. Появилось ли требование веры только после грехопадения? Что изменилось после грехопадения?
ВОПРОС 21
ЗНАТЬ И УПОВАТЬ
Заметки
1. В этом разделе спрашивается: что такое истинная вера? Ведь существуют «заменители», подделки настоящей веры. Но это уже не вера, как нельзя назвать кофейные заменители настоящим кофе – они похожи лишь внешне. «Заменитель» веры – это определенная реакция на Слово, но не его принятие, как это происходит в случае с настоящей верой. Писание называет такую веру мертвой. В Послании Иакова, 2:20, сказано: «Вера без дел мертва». Можно выделить такие «напоминающие веру» реакции на Слово:
а) историческая «вера». Она не противостоит Писанию, и обладающие такой «верой» люди верят Слову так же, как мы верим в то, что Ян ван Схафелаар в Барневельде спрыгнул с башни[8]. Но такая вера остается холодной к Слову и не идет рука об руку с обращением;
б) временная «вера». В этом случае люди, имеющие такую «веру», восторгаются содержанием Библии. Им она нравится, они охотно говорят о ней. Но в этом нет глубины и непритворности. И все это прекращается, как только приходят трудности и угнетение. Такая вера существует лишь какое-то время;
в) «вера» в чудеса. Такие люди на основании Писания верят, что на земле могут происходить чудеса, и любят все удивительное, но не приходят к обращению в послушании.
Читай об этом также в Евангелии от Матфея, 13:1–23 (притчу о сеятеле).
2. Катехизис указывает два признака живой, настоящей веры:
а) знание: твердое знание, которым мы принимаем Слово Божье как истину;
б) упование, которым я прилагаю Божьи обетования к себе.
Знание, здесь подразумеваемое, – это не рассудочное знание о чем-то без сомнения, но знание любви. Таким знанием мы принимаем за истину все, что Бог открывает нам в Своем Слове, а также соглашаемся с ним, поддерживаем и подтверждаем его. Такое знание касается скорее отношений, чем информации. Когда катехизис говорит об уповании, он не касается темы, которая не относится к этому знанию. Упование, о котором здесь говорится, – это не что-то, что может и сопутствовать знанию (и тогда это хорошо), и не сопутствовать (что тоже хорошо). Нет, знание и упование здесь едины. Истинная вера – это не только знание, но и упование. Они нераздельны. Это такое знание, которое включает в себя упование. Мы прекрасно это видим в жизни Авраама, который «сверх надежды, поверил с надеждою, чрез что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так [многочисленно] будет семя твое» (Рим. 4:18).
3. Знание и упование распространяются на все Слово Божье. Вера принимает за истину все, что Бог открыл в Своем Слове. Она не проверяет и не критикует Слово, но принимает и повинуется ему. См.: вопрос/ответ 59.
И твердое упование состоит в том, что не только другим, но также и мне лично прощаются грехи ради Христовых заслуг. Вера делает Божьи обетования «своими», как покупатель называет «своим» приобретенный товар, что значит «это мне идет, я должен иметь это, я тяну это к себе». Так вера присваивает, притягивает к нам то, что Господь пообещал Своему народу завета («другим»). Мы признаем и понимаем, что обетования, которые Бог дал Своему народу, а в нем и нам, касаются не только других, но и нас!
4. Истинная вера не означает, что человек уповает на что-либо. Такое упование есть у всех: как бы то ни было, все люди сотворены зависимыми и им необходимо на что-то опереться. Но в данном случае имеется в виду упование на данные Богом обетования. Вера не существует там, где отвергается Писание; она не может быть и там, где царит полное его незнание. Пренебрежение Словом – это не сущность веры. Напротив, вера говорит: «Я стремлюсь к Слову и ожидаю от него спасения».
5. Вера во Христа – это не что иное, как соглашение «со всем, что открыл нам Бог в Своем Слове». Потому что в этом Слове к нам приходит Христос – как в Ветхом, так и в Новом Завете; соглашаясь со Словом, мы вверяем себя Ему. Поэтому нет веры во Христа, если отвергается Писание.
6. Истинную веру соделывает Святой Дух, Который воспламеняет ее в наших сердцах через Евангелие. Об этом больше говорится в вопросе/ответе 65. Через веру мы получаем прощение грехов, вечную праведность и спасение – все это мы обсуждаем пространнее в разделе воскресного дня 23.
А. См.: заметки А и Б в вопросе/ответе 20.
Б. Уверенность в прощении грехов «происходит не из какого-либо личного откровения за пределами или вне действия Слова, но от веры в обетования Божии» (Каноны Дортского синода, V.10). Читай также, что говорится далее в этом параграфе Канонов.
Заблуждения
Мнение, что вера – это наше собственное действие; что христианская вера и общение со Христом могут существовать наряду с отрицанием или критикой Писания; что вера – это не что иное, как склонность принимать за истину суждения церкви; что есть «зародыш веры», который полагается в наше сердце без Евангелия.
Вопросы
1. Почему в катехизисе спрашивается об «истинной» вере? Может ли «заменитель» веры считаться истинной верой? Как его называет Писание? Сколько таких «заменителей» ты знаешь? В какой притче мы об этом читаем?
2. Какие признаки истинной веры были перечислены? Какое знание здесь подразумевается? Связаны ли упование и знание?
3. Что мы должны знать? На что уповать?
4. «Верить во что-то» – это истинная вера? Как вера связана с Писанием?
5. Кто соделывает эту веру в нас? Каким средством? И что мы получаем через веру?
ВОПРОСЫ 22 и 23
ВСЕЛЕНСКАЯ ВЕРА
Заметки
1. Здесь спрашивается не о том, во что христианин верит, а то, во что ему необходимо верить. Потому что вера каждого христианина несовершенна, испещрена заблуждениями и ошибками. Поэтому мы должны постоянно проверять нашу веру тем, в чем она нуждается, то есть Словом. И мы не должны отягощать или связывать друг друга ничем другим, кроме как только тем, во что необходимо верить.
2. Можно было бы сказать, что верить необходимо во все, что Бог открыл нам в Своем Слове (см.: вопрос/ответ 21), но ответ звучит так: «Во все, что обещается нам в Евангелии». Потому что слово Спасителя преисполнено обетованиями. В Своем Слове Он не просто говорит: «Я такой-то и делаю так-то», но «Я такой-то и делаю так-то для вас, верящих в Меня».
Поскольку здесь говорится об обетовании, мы должны хорошо подумать, что же такое Божье обетование. Люди говорят иногда: «Обещания ничего не стоят». Но если Бог обещает что-то, то наверняка. Он дарует это. Но тогда обетование должно быть принято нами верой! Ведь Господь пообещал вхождение в Ханаан всем израильтянам, которые вышли из Египта (т. е. со Своей стороны Он даровал это), но большинство так и не вошло в Ханаан и не получило этого дара из-за своего неверия (Евр. 3:19).
3. Все, что обещается нам в Евангелии, суммировано в «Апостольском символе веры – вселенской и неоспоримой веры всех христиан».
Слова «кратко излагается», то есть вкратце, – это как «сумма», сложение в математике. Статьи символа веры подобны членам, и тогда исповедание – это тело, которое состоит из множества членов. Кто повреждает один член, вредит всему телу! (см.: слово «все» в вопросе/ответе 59)
Вера, описанная в этих статьях, – вселенская, кафолическая. Это вера Церкви всех времен. И она «неоспорима». В ней церковь никогда не сомневалась. И мы не можем этого делать. Сомнение – это грех, оно делает из Бога лжеца. Вера также названа «христианской»[9], потому что была явлена именно через Христа, именно Он есть ее содержание и суть и именно через Него она дает нам общение с Триединым Богом.
4. Мы называем эти статьи Апостольским символом веры. Не потому, что он был написан самими апостолами: он развился из крещального исповедания веры в Отца, Сына и Святого Духа. Только около 500 года символ приобрел свою нынешнюю форму. Но он предлагает нам веру, о которой учили апостолы. Отсюда и название.
5. Реформатская церковь более подробно изложила веру, заключенную в этом символе, в таких вероисповедных документах:
§ Бельгийское (Нидерландское) исповедание, 37 артикулов, написано Гвидо де Бре в 1561 году. В этом документе церковь показала внешним, во что она верит;
§ Гейдельбергский катехизис, написанный Захарием Урсином и Каспаром Олевианом по приказу курфюста Палатината. В нем церковь учит своих детей, во что она верит;
§ Каноны Дортского синода, пять статей против ремонстрантов. Сформулированы на синоде в Дордрехте в 1618–1619 годах. Здесь церковь отстояла истину веры против ее искажений.
Все вместе эти документы мы называем «три формы единства». Потому что исповедания показывают единство верующих и способствуют ему.
6. Церковь имеет право кратко формулировать содержание Писания. Ведь ей вверено Слово. И посему это даже ее обязанность. Потому что в этом мире она поставлена «столпом и утверждением истины» (1-е Тим. 3:15).
7. Эти вероисповедные документы стоят не выше и не на одном уровне с Библией, но обязательно ниже ее. У них тоже есть авторитет, но он производный. Первоначальным же авторитетом обладает Библия. Если в исповедании обнаруживается несоответствие с Библией, его следует исправить. Это должна делать церковь, потому что исповедание принадлежит ей.
8. Вероисповедные документы служат для таких целей:
– публично засвидетельствовать об истине веры и учении церкви (37 артикулов);
– сохранить истину для будущих поколений (катехизис);
– отстоять истину против ее искажений (Каноны);
– показать и сохранить единство верующих (формы единства).
Примечания
1. Кроме того, мы принимаем (см.: Бельгийское исповедание, артикул 9) Никейский (о божественности Сына) и Афанасиевский (о Триединстве) символы веры.
2. Для понимания учения церкви важны также литургические формы. Ты можешь найти их в церковных книгах. Там лежат сокровища знания, которые никто не должен «хранить, завернув в платок» (Луки 19:20).
3. Слово «форма» происходит от латинского «forma», что означает «твердый», «установленный». Этим названием указанные документы придали твердую, четкую форму конфессиальному и богослужебному облику церкви.
Заблуждения
Мнение, будто исповедания приносят раздоры, связывают совесть и противоречат достаточности Писания.
Ложное противопоставление церкви исповедания и исповеднической церкви.
Внешняя связь с исповеданием, но фактическое нежелание согласовывать с ним свое мировоззрение.
Принятие вероисповеданий только потому, что в это верили наши отцы.
Вопросы
1. Почему здесь спрашивается о том, во что необходимо верить?
2. Во что необходимо верить? В чем суть Слова Божьего? Чего оно требует от нас в этом смысле?
3. Что значит «вкратце»? Почему мы говорим о статьях? Почему мы называем эту веру «вселенской», «неоспоримой» и «христианской»?
4. Как возник Апостольский символ веры? Почему он так называется?
5. Какие еще вероисповедные документы имеет реформатская церковь? Расскажи, что ты знаешь о них.
6. Имеет ли церковь право сама формулировать суть Писания? Можно ли считать это ее обязанностью?
7. Каким авторитетом обладают вероисповедные документы?
8. Для чего они служат?
9. Как звучит Апостольский символ веры?
[8] Ян ван Схафелаар известен тем, что спрыгнул с башни. Во время войны его противники, осадившие церковь и башню в Барневельде, приказали, чтобы с башни был сброшен командир осажденного войска. Командиром был Ян. Его войска не подчинились приказу противников, и тогда он решил сделать это сам.
[9] В голландском переводе сказано не «вера всех христиан», а «христианская вера». – Прим. рус. пер.
Этот материал еще не обсуждался.