30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

О БОГЕ СЫНЕ И НАШЕМ ИСКУПЛЕНИИ

Воскресный день 11

ВОПРОС 29

 

ОН СПАСАЕТ

Заметки

1. Имена Посредника имеют такое большое значение потому, что мы знаем Его именно по этим именам. Имя Иисус Ему было дано по Божьему повелению (Луки 1:31; Матф. 1:21): «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

2. «Иисус» – это греческая форма еврейского имени Иешуа, которое означает «Господь спасает». Это было довольно распространенное имя (Деян. 13:6; Кол. 4:11). Из Ветхого Завета мы знаем об Иешуа, сыне Навина (Чис. 27:18), который был «преемником» Моисея и привел народ в Ханаан после сорокалетнего странствия; об Иешуа, сыне Иоседека (Езд. 3:2), который как первосвященник, вместе с Зоровавелем, вел народ назад в Ханаан после изгнания. Как видим, через обоих Иисусов Господь принес избавление Израилю. И все же они могли принести только земное и временное избавление.

3. Иисус, Сын Божий, воистину спасает. Он избавляет не только от пустыни или изгнания, но от греха! Спасение, или избавление, включает в себя два аспекта:

а) искупление от силы греха (избежать наказания, см.: вопрос/ответ 12). Иисус совершает это через искупление нашей вины Своей кровью (активное и пассивное послушание);

б) освобождение для служения Богу (вновь обрести Божью благосклонность, см.: вопрос/ответ 12). Иисус совершает это через наше возрождение посредством Слова и Духа.

Он снимает вину и пятно греха. Он полностью освобождает нас от греха.

Никто другой не может понести Его священническое служение (Евр. 7:24). После Его прихода и свершения уже нет необходимости в том, чтобы приходил кто-то другой: Он «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).

4. Поскольку Он – совершенный Спаситель, Он и единственный Спаситель. Ни в ком другом не найти спасения. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Наше служение Богу (обращение) покоится единственно на нашем союзе со Христом. Он говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:4, 5).

 

 

 

ВОПРОС 30

 

НИКАК НЕ «ИИСУС + ЧТО-ТО ЕЩЕ»!

Заметки

1. Изначально этот вопрос/ответ был направлен против римской секты. Ведь там человек искал спасение в:

а) святых (Мария, апостолы, отцы церкви и др.);

б) самом себе (подразумевалось, что добрые дела становились «заслугой» пред Богом);

в) чем-то еще (реликвиях, индульгенциях, паломничествах и т. д.).

Римская церковь прямо не говорит о том, что Христос – не единственный Спаситель. Но об их учении можно судить из их дел и того, что из этих дел следует. Ведь хотя они и не смеют утверждать, что Христос – не совершенный Спаситель, фактически они ищут свое спасение не только в Нем.

2. При том что этот раздел составлялся как возражение Риму, он, конечно, может быть направлен против всех тех (пусть и за пределами римско-католической церкви), кто повторяет эту же фундаментальную ошибку. Даже в Христовой Церкви есть люди, которые ищут спасение в других (в пасторе или «древнем писателе»), в самих себе (в своей вере, молитве, обращении и т. д.) или в чем-то еще (например, те, кто ищет благополучие в силе организации, или люди, которые в повседневной жизни вместо того, чтобы полагаться на Иисуса, руководствуются «здравым смыслом»).

О них можно сказать: своими делами они отрекаются от Иисуса!

А. Бельгийское исповедание постоянно напоминает, что Иисус совершенно исполняет дело спасения.

Артикул 21: «Мы обретаем полный покой в Его ранах. И нет необходимости искать или изобретать какие-либо иные средства для примирения с Богом».

В артикуле 22 автор следует той же линии изложения, что применена и в вопросе/ответе 30 катехизиса, чтобы показать достаточность Христа.

В артикуле 23 исповедуется, что Христова труда достаточно, «чтобы покрыть все наши беззакония и дать нам уверенность в доступе к Богу».

В артикуле 26 всесторонне и убедительно показывается совершенство Христа, которое воспевается, словно хвалебный гимн.

 

Примечания

1. Поскольку искупает нас только Иисус, то носить имя «иезуит» – значит оскорблять Его[12].

 

Заблуждения

Иудаизм; мнение, будто прежде, чем довериться Христу, мы должны обратиться; пелагианство; учение ремонстрантов; любые попытки искать спасение или благополучие в государстве или обществе, а не в вере во Христа.

 

Вопросы

1.      Чему посвящены разделы воскресных дней 11–19? Какие темы в них рассматриваются? Какие имена, состояния, служения и природы Посредника тебе знакомы?

2.      Почему имена Посредника так важны? От кого Он получил имя Иисус?

3.      Как произносилось это имя в Ветхом Завете? О каких Иешуа ты знаешь? Что они делали? К какому избавлению они стремились?

4.      От чего спасает Иисус? Какие аспекты включает в себя это избавление? И как Он совершает его?

5.      Что сказано в Евангелии от Матфея, 1:21, и в Деяниях, 4:12? Добавляем ли мы что-либо к труду Христа своим обращением?

6.      Против кого изначально был направлен вопрос/ответ 30? В ком они искали спасение? Как они отрекались от Иисуса?

7.      К кому еще можно применить сказанное в вопросе/ответе 30? Как люди вне римско-католической церкви иногда ищут спасение или благополучие в других, в самих себе или в чем-то еще?

 

 

 


[12] Очевидно, имеется в виду созвучие этих слов на голландском – «Jezus» («Иисус») и «Jesuїet» («иезуит»). Прим. рус. пер.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.