30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 10

ВОПРОСЫ 27 и 28

 

ГОСПОДЬ ПРАВИТ

Заметки

1. В предыдущем разделе уже говорилось о Божьем провидении. Речь там шла о провидении и о совете Господнем. Здесь мы хотим сначала сказать о совете. Потому что согласно этому совету Бог действует в сотворении и провидении. Бог действует в них как мудрый Строитель, Который не начинает строить, пока не будет тщательно взвешено и определено все, что этого касается. Поэтому, прежде чем что-либо творить и начинать, Бог все постановил в Своем вечном совете. Святое Писание называет это Божьим предузнанием, замыслом, определенным Советом, постановлением, благоволением. Божий совет – это совокупность Его вечных постановлений обо всем, что будет или случится во времени.

2. Этот совет вечный: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18); свободный: «Бог творит все, что хочет» (Пс. 113:11); мудрый: Божий совет избирает лучшие средства для достижения высочайших целей (Рим. 11:33); действенный: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:10); всеобъемлющий: Он совершает все по изволению Своей воли (Еф. 1:11).

3. Знание о том, что Бог уже предопределил все от вечности, не должно приводить нас к заключению, что теперь мы просто должны ждать, что произойдет. Потому что Божий совет не исключает нашей ответственности. В Своем совете Господь обращается с человеком как с разумным, нравственным существом. В Деяниях, 2:23, говорится одновременно и о Божьем совете и предведении, и о делах людей. Кроме того, в Своем совете Бог предопределил не только то, к чему все приведет, но и средства достижения этого, и мы призваны их использовать. Божий совет включал и грех. Он не стал для Бога разочаровывающей неожиданностью. Вместе с тем, Бог – не автор (совершитель) греха. Грех – это деяние человека, и именно на человека возлагается вина. Поэтому грех не может воспрепятствовать Божьим целям, но должен служить их достижению (Быт. 50:20; Деян. 2:23).

4. Бог начал Свое творение и продолжает действовать в согласии с этим советом. Ведь Его покой в седьмой день не означал, что Он вообще прекратил совершать Свой труд (Бог действует всегда, Иоан. 5:17): Он просто завершил трудиться над сотворением. Он больше не добавлял новых созданий к сотворенному, но вел творение к цели. Итак, Бог продолжает совершать Свой труд. И если ты спросишь, что же Он делает, то первым ответом будет: Он хранит (поддерживает) все. Он уберегает все от разложения. Бог не просто позволяет всему существовать, но служит причиной существования всего: одних (например, человека) – с помощью различных средств, других – непосредственно (например, ангелов), третьи существуют по велению Бога, но как бы сами по себе (например, солнце, месяц), еще иные – по их родам (животные, люди) (Евр. 1:3). Кроме того, мы скажем: Он еще и правит всем (Пс. 92:1). Он господствует над всем и ведет все к намеченной цели. Ничто не выпадает из этого правления. Даже грех. И это несмотря на то, что Бог не является ни автором, ни виновником совершенного греха. «Ибо сила Его и благость настолько велики и непостижимы, что Он устанавливает порядок вещей и исполняет Свои действия в высшей степени превосходно и справедливо даже тогда, когда диавол и нечестивцы поступают по несправедливости» (Бельгийское исповедание, артикул 13).

         Поэтому о каждом действии мы можем сказать, что это сделал Бог и совершил человек. Но Бог и человек действовали при этом не одинаковым образом и не с одинаковыми целями. Например, когда доктор прикладывал пиявку к конечности пациента, где имело место заражение крови, то можно было бы сказать, что пиявка отбирала кровь или же что это делал и доктор. Но пиявка это делала для собственного насыщения, а доктор – для помощи пациенту. Таким же образом Господь сделал так, что Иосиф был продан в Египет; но это же сделали и его братья. Однако братья в этом согрешили, поскольку лишь дали волю своей ненависти; а Бог этим свершил великое дело сохранения Своего народа (Быт. 50:20).

         Обычно Бог осуществляет Свое правление согласно твердым правилам, что позволяет нам удерживаться от неосторожных поступков. И это наша обязанность. Потому что Божье господство надо всем не исключает нашей ответственности.

         5. Ты удивляешься, как же Бог делает все это? Мы ответим так: через соработничество со всем. Его сила выступает как первопричина во всех силах, которые действуют в мире как вторичные причины. При этом Бог не вынуждает никакое творение действовать против своей природы или воли.

         Плющ, обезьяна и человек могут забраться на дерево. И когда они взбираются, они совершают это силой Божьей. Но в каждом конкретном случае эта сила действует по-разному, так что каждое творение действует согласно своей природе и воле. Бог также действует во всех наших мыслях, словах и делах: «Человеку [принадлежат] предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Прит. 16:1). Это справедливо и по отношению к нашим греховным мыслям и делам, но ответственность за грехи возлагается на нас. Бог действительно дает силу, которой мы грешим, но грешим-то ей именно мы (Ис. 10:5–7).

6. Весь Божий труд, касающийся Его творения, обозначается словом «провидение». Это «всемогущая и вездесущая сила Божия, которой Он, словно рукою, поддерживает небо и землю со всеми их созданиями».

7. Тем, кто знает Бога во Христе как своего Отца, провидение приносит большое утешение. Ведь они знают, что ничто не может происходить по воле случая. Случайностей не бывает, хотя иногда мы и употребляем такое слово (Луки 10:31). Мы должны помнить об этом исповедании провидения в своей жизни, узнавая во всем Божью руку: в невзгодах сохранять терпение, в благополучии – благодарность, а в том, что касается будущего, – уверенность, что ничто не может отлучить нас от любви Бога.

8. Быть благодарным – это не значит иметь приятные чувства и показывать довольное расположение духа. Благодарность состоит в том, чтобы использовать Божьи дары, следуя правилам благодарения (закон!) и служить ими Господу.

Быть терпеливым – не значит переносить беды с безразличием. Это значит нести свой крест доброохотно и ради Христа.

9. Заметь, что катехизис говорит здесь об обычных вещах: дождь и засуха, листья и трава[11]. Кто не видит руки Божьей в повседневных вещах, а замечает ее только в чем-то чрезвычайном, не живет по той вере, которая здесь исповедуется.

А. Учение о провидении Божьем прекрасно изложено в артикуле 13 Бельгийского исповедания. Мы исповедуем, что в отношении непостижимости Божьего правления мы удовлетворяемся тем, чтобы быть «Христовыми учениками».

Б. Исповедание утешения в Божьем правлении содержится также в Чине крещения. Он позаботится обо всем добром для нас, и все зло, которое Бог не отвел от нас, Он все равно использует нам во благо.

 

Примечания

1. Во времена особого откровения Бог часто совершал чудесные, неслыханные деяния. Теперь нам не следует ожидать такого. И все же Бог каждый день совершает духовные чудеса – возрождение и оживление Церкви.

 

Заблуждения

Пантеизм; деизм; мнение, будто предосторожность в поступках противоречит исповеданию Божьего провидения; мнение, будто Божье провидение охватывает только природные явления, но не моральные действия человека; мнение, будто грех был просто допущен Богом; натурализм (отрицание чудес); супранатурализм (попытка объяснить чудеса); ожидание знаков и чудес в обычное время.

 

Вопросы

1.      Что такое Божий совет? Под какими названиями он упоминается в Писании?

2.      Какие качества Божьего совета тебе известны? Что сказано в книге пророка Исаии, 46:10?

3.      Отменяет ли совет Божий нашу ответственность? Что сказано в Деяниях, 2:23?

4.      Был ли в Божьем совете определен и грех? Является ли в таком случае Бог автором греха?

5.      Что Бог делает с творениями после того, как Он создал их? Что означает, что Бог хранит (поддерживает) все? И что Он правит всем? Распространяется ли Его правление и на грех? Как Бог поддерживает Свое творение? Что сказано в Послании к евреям, 1:3? Отменяет ли Божье правление нашу ответственность?

6.      Что значит, что Бог действует в соработничестве со всем?

7.      Что же такое Божье провидение?

8.      Кому это исповедание приносит утешение? Какое именно утешение?

9.      Что значит быть благодарным? А терпеливым?

10.  В чем мы должны замечать Божью руку?

 

 


[11] В русском переводе катехизиса упущено упоминание о листьях и траве. – Прим. рус. пер.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Ігор
23.05.2016 | 20:53
Каким образом отрицание чудес и попытка объяснить чудеса являются заблуждением? Мне ничего не стоит понимать чудеса по паулюсовски или по эйхгорновски (а все чудеса ВЗ и НЗ давно объяснены научно) и быть при этом здравомыслящим христианином. Здоровый рационализм необходим.