Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
Воскресные дни 15 (окончание) и 16
ВОПРОСЫ 39, 40, 42, 43
РАСПЯТЫЙ
Заметки
1. В Израиле смертная казнь совершалась через каменование. При этом не исключалось, что человек, подлежащий смерти, мог еще перед смертью обратиться и быть милосердно принят в благодати. Но в случае вопиющих преступлений обездушенное тело после каменования вешали на древе за городом. Этим давали понять: «Господь, мы сделали с этим преступником все, что могли. Но даже это не сполна соответствует заслуженному им наказанию. Большее нам не по силам. Мы можем только убить тело, но Ты можешь также убить душу. Поэтому мы предаем его Тебе». Об этом и говорится в Послании к Галатам, 3:13: «Проклят всяк, висящий на древе». Христос прошел через это. В Своих страданиях за вратами, прибитый к древу, Он понес проклятие за нас.
2. Христос полностью испытал смерть. Он пережил временную смерть. В том числе и духовную, потому что Бог лишил Его Своего благоволения, хотя из-за этого Он и не утратил способности делать добро. Он пережил вечную смерть. См.: Матф. 27:46. Это было необходимо ради справедливости и истины Божьей. Этого требовала справедливость (праведность) Божья. См.: вопрос/ответ 12. Этого же требовала и истина Божья. Ведь Бог сказал, что грешник смертью умрет! Разве не сбудется Слово Божье? Кроме того, только смертью Сына Божьего можно было уплатить за весь грех.
3. Интересен вопрос/ответ 42 катехизиса. Потому что кажется, будто в законе поручительства что-то не сходится. Ведь если Христос умер за нас, то почему и нам надлежит умереть? Но закон поручительства справедлив и здесь. Потому что наша смерть – совсем другая. В Первом послании к фессалоникийцам, 4:14, о Христе сказано, что Он умер, а о тех, кто принадлежит Ему, – что они уснули[13]. Наша смерть – это переход (но не вход – он связан с верой!) к вечной жизни. Это благословение, посредством которого мы полностью освобождаемся от грехов.
Наша смерть происходит по мудрому промыслу Господнему. Иначе нам пришлось бы до последних дней бороться с грехом или же всем было бы ясно уже здесь, по эту сторону могилы, кто идет на небо, а кто нет!
4. Смерть Христа имеет для нас значение не только тогда, когда мы умираем. Уже в этой жизни через веру мы имеем мир с Богом благодаря Его смерти. И силой, с которой Он до Своей смерти отвергал грех, Он теперь умерщвляет в нас «старого (ветхого) человека», т. е. наше старое существование, полное греха. Не то чтобы все злые желания полностью оставили верующих, но теперь эти желания уже не руководят ими (см.: вопрос/ответ 43 и Каноны Дортского синода, V.1, 3).
Примечания
Смерть через распятие была унизительной и мучительной. Ее практиковали римляне, но только по отношению к людям других народов. Один латинский автор сказал: «Римлянин не только не умирает на кресте: даже мысль об этом никогда не посещает его».
Вопросы
1. Почему Иисус умер именно на кресте?
2. Почему Божья справедливость требовала Его смерти?
3. Почему Божья истина требовала Его смерти?
4. Почему не наша смерть, а только смерть Сына Божьего может уплатить за грех?
5. Каково значение смерти Христа для нас, когда мы умираем? И каково для нашего положения пред Богом? И в отношении нашей нынешней жизни?
ВОПРОС 41
ПОГРЕБЕННЫЙ
Заметки
1. В этом вопросе/ответе погребение принимается именно таким, каким оно было. А значит, обращается внимание на слова из Евангелия от Иоанна, 19:31–38. Если Иисус только казался умершим, тогда наши грехи не искуплены.
2. Однако погребение – это больше, чем свидетельство смерти Христа. Это также часть Его уничижения, к которому грешник направляется словами Писания: «Прах ты и в прах возвратишься». Поручитель не мог избежать и этой части горького уничижения.
3. Христос сознательно находился в могиле. Даже там Его Божественная природа не была разделена с человеческой. См.: артикул 19 Бельгийского исповедания.
Вопросы
1. Почему Иисус был погребен?
2. Чем еще было Его погребение?
ВОПРОС 44
СОШЕДШИЙ В АД
Заметки
1. В Апостольском символе веры под схождением в ад понимается не какой-то пятый этап в состоянии уничижения Христа, наступающий после Его смерти. Это понятие характеризует все Его страдания.
2. После Своей смерти Иисус не отправился в ад. Его слова разбойнику на кресте, а также то, что там Он предал Свой дух в руки Отца, отчетливо показывают это.
3. Католики полагают, что после смерти Христос отправился в ад, чтобы освободить из лимба души ветхозаветных праведников. А лютеране считают, что Иисус сошел туда, чтобы провозгласить Свою победу над дьяволом. Также часто утверждают, неправильно ссылаясь на Первое послание Петра, 3:19, 20, что Христос после смерти сошел в ад, чтобы проповедовать Евангелие осужденным.
4. Христос не был в аду. Но Он пережил такие страдания, которые делают то место «адом». Во время всего Своего пребывания на земле Он ощущал гнев Божий на Себе, а на кресте Он Сам сказал, что Бог оставил Его. Христос должен был испытать эти адские страдания перед Своей смертью, чтобы испытать их в теле. Итак, Он испытал невыразимые мучения. Если и можно частично понять чьи-то страдания (чтобы понять их полностью, надо самому пережить то же самое), то Христовы мучения все равно останутся для нас тайной. Мы знаем о них только через откровение Слова, и даже когда мы принимаем это откровение верой, в этих страданиях остаются для нас непостижимые бездонные глубины.
5. Во всех этих страданиях Христос был оставлен Богом, так чтобы мы уже не были никогда оставлены Им и даже в самых сильных искушениях были уверены, что Он освободил нас от адской духоты, страданий и боли.
Примечания
В некоторых переводах слово «ад» часто используется в значении «царство мертвых». Например, в псалме 15, стих 10, сказано: «Ты не оставишь души моей в аде».
Вопросы
1. Что понимается в Апостольском символе веры под словами «сошел в ад»?
2. Через что прошел Иисус в Своих мучениях?
3. Кто утверждает, что после Своей смерти Христос был в аду?
4. Когда и как тогда Он «сошел в ад»? Почему это должно было произойти до Его смерти?
5. Можем ли мы осознать страдания Христа? Откуда мы знаем о них?
6. Что нам приносит факт схождения Христа в ад?
СОСТОЯНИЕ ПРЕВОЗНЕСЕНИЯ
[13] Эта разница не отражена в Синодальном переводе. – Прим. рус. пер.
Этот материал еще не обсуждался.