Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
Воскресный день 22
Вопрос 57
В ПЛОТИ МОЕЙ УЗРЮ ГОСПОДА
57. Чем утешает тебя воскресение плоти?
Ответ: Тем, что не только душа моя после выхода из тела немедленно будет взята ко Христу, своему Главе, но также и плоть моя, воскрешенная силою Христовой, соединится с душой и уподобится славному Христову телу. |
Примечания
В этом разделе церковь исповедует свою веру относительно тех благ, которые она получит от Господа после окончания земной жизни тех, кто ей принадлежит. Следовательно, этот раздел тесно связан с предыдущим.
В момент смерти тело и душа отделяются друг от друга. Но это будет продолжаться не всегда. Следовательно, мы можем говорить о так называемом промежуточном состоянии, то есть о состоянии между смертью и воскресением. Святое Писание мало говорит нам об этом. Оно в большей степени обращает наше внимание на Христово возвращение. С приходом Господа установится положение вещей, которое пребудет вовеки. Тем не менее, рассматривая вопрос промежуточного состояния, мы можем сказать, что в момент смерти душа получает предварительное спасение или осуждение, в то время как тело предано тлению.
Кроме того, душа верующего после наступления его смерти НЕМЕДЛЕННО забирается Христом, нашим Главой. Дети Господа в час смерти закрывают свои глаза на земле, но в тот же миг открывают их уже на небесах во славе (см.: Луки 16:22–23).
В Откровении, 14:13, говорится следующее:
«Блаженны мертвые, умирающие в Господе».
Моя душа будет взята ко Христу, МОЕМУ ГЛАВЕ, потому что она принадлежит Ему. Она еще при моей земной жизни стала причастной Христу и по этой причине будет с Ним в вечности, находясь в совершенном состоянии. Груз греха земной жизни будет сброшен навсегда. Мы навеки избавимся от ветхого человека (Фил. 1:23).
Тело будет предано земле, где оно будет ожидать своего воскресения в явление Господа Христа (Иоан. 5:27–29). Нам крайне трудно понять идею воскресения ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА. Кроме того, учение о телесном воскресении высмеивалось и не принималось людьми еще в древние времена.
Катехизис говорит, что мы будем воскрешены «силою Христа». Это и есть наше «объяснение». Христово воскресение – наша гарантия (см.: воскресный день 17, вопрос/ответ 45, часть 3). Наша ПЛОТЬ, наши собственные тела воскреснут из мертвых (Бельгийское исповедание, артикул 37), но будут наделены совершенно новыми, прославленными качествами. В таком виде они будут совершенными орудиями для наших душ. В 15-й главе Первого послания к коринфянам Павел описывает различия между нашими настоящими телами и нашими будущими прославленными телами посредством следующих выражений: тленное и нетленное, уничиженное (бесславное) и славное, немощное и сильное, душевное (физическое) и духовное, смертное и бессмертное. Выражение «духовное тело» не подразумевает того, что воскресшее тело будет нематериальным. «Духовное тело» означает тело, которое полностью подчинено духу и подходит для жизни в славе. В таком состоянии мы не будем нуждаться в пище, питье или браке. Изменчивое и возрастающее будет превращено в вечное и совершенное (1-е Кор. 6:13; Матф. 22:30).
Кроме того, Святое Писание говорит о воскресении нечестивых. Они пробудятся для вечного посрамления (Дан. 12:2) и осуждения (Иоан. 5:29). Вся полнота проклятия так и будет пребывать в их телах. Нечестивые будут воскрешены не «силою Христа», но в результате действия Божьей праведности и истины. Чрез это воскресение они обретут не жизнь вечную, но вечную смерть.
Комментарии
- Ни один здравомыслящий человек не считает, что со смертью все для него заканчивается. Наша жизнь слишком коротка, чтобы доказать достоверность данного убеждения.
- Кремация, ранее запрещенная, является пережитком языческого общества и не подходит в качестве альтернативного способа погребения для христиан, которые живут ожиданием веры.
Ереси
- Учение о сне души.
- Римско-католическое учение о чистилище.
- Спиритизм.
- Реинкарнация.
Вопросы
- Какой вопрос рассматривается в этом разделе и как он связан с предыдущим разделом?
- Что происходит в момент смерти? Есть ли продолжение этого?
- Что нам известно о промежуточном состоянии?
- Много ли Библия говорит о нем? На что она прежде всего обращает наше внимание? Почему?
- Что происходит с душой верующего, когда он умирает?
- Как такое возможно? О чем говорится в Откровении, 14:13?
- Что происходит с телом после смерти? Что произойдет с телом, когда возвратится Христос?
- Какое событие является гарантией воскресения наших тел?
- Как будут воскрешены наши тела? Что такое «духовное тело»?
- Что говорит Святое Писание о воскресении нечестивых? Обретут ли они жизнь посредством воскресения?
Вопрос 58
Я ЖИВУ – И ВЫ БУДЕТЕ ЖИТЬ
58. Какое утешение черпаешь ты из догмата о вечной жизни?
Ответ: Поскольку в настоящем я предощущаю в своем сердце начатки вечной жизни, в будущем наступит время, когда, окончив земную жизнь, я полностью войду в обладание совершенным блаженством и, пребывая в нем, буду вечно восхвалять Бога вместе с другими сонаследниками. И блаженство сие глаз не видел и ухо не слышало и никто из людей разумом не постиг. |
Примечания
Вечная жизнь – это не нынешняя наша жизнь, которая просто продолжается в вечности. Потому что наша земная жизнь представляет собой «не что иное, как постоянную смерть» (формы крещения младенцев и взрослых; молитва перед крещением). Скорее, вечная жизнь является истинной жизнью, жизнью в полном смысле этого слова! Эта жизнь ожидает нас после земного существования. Никто не может в точности описать ее. Ни один глаз не видел ее, несмотря на всю ту красоту, которую он созерцал ранее; ни одно ухо не слышало ее, несмотря на все ранее услышанные прекраснейшие звуки! Сколько бы ни знало сердце человеческое, оно не в состоянии постичь ее. Ведь написано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1-е Кор. 2:9). Мы можем сказать только одно: НЕ будет голода, НЕ будет жажды, НЕ будет проблем, НЕ будет печали. Но что мы можем сказать об этой жизни не путем отрицания, но путем утверждения?
В момент смерти душа обретает вечную жизнь, которою и живет, пребывая в своем промежуточном, предварительном состоянии. И только когда тело также обретет вечную жизнь и когда будет собрано полное число великого множества искупленных, человек (как душа и тело) сможет насладиться этой жизнью во всей ее полноте. Тогда он будет радоваться жизни на новой земле, на которой будет пребывать «скиния Божия с человеками» (Откр. 21:3). В Святом Писании используется множество образов для описания этого чудного вечного блаженства. В то время мы по-настоящему ПОЗНАЕМ БОГА. Мы узрим Его деяния уже не как отдельные части мозаики, но во всей их красе и величии. В этом состоянии мы сможем прославлять и возвеличивать Бога (это одна из причин, по которым нам дарована вечная жизнь).
Хотя все искупленные обретут спасение и не будут испытывать в чем либо недостатка, тем не менее они будут разниться в славе. Так, мы можем наполнить водой десять стаканов разных размеров, так что в каждом будет вода (то есть спасение). Однако в одних стаканах воды будет больше, чем в других (то есть имеет место различие в славе). Таким образом, у одного человека знание о Боге и Его славе будет намного обширней и глубже, нежели у другого. Так Бог «награждает» Своих детей (воскресный день 24, вопрос/ответ 63). Тем не менее не следует забывать, что верующий уже в этой жизни наслаждается невыразимой радостью от служения Господу. Это служение он воспринимает как служение любви, а евангелие прощения грехов наполняет его сердце ликованием. В метрической версии псалма 25, стихи 7–8, говорится следующее:
«Буду прославлять Тебя, Господи,
Ибо возлюбил я Дом Твой, Боже,
Обиталище славы Твоей...»
Радость на земле – это всего лишь начало радости, которая будет продолжаться в вечности. Тот, у кого не было этого начала на земле, не сможет наследовать полноты в вечности.
Кроме того, Святое Писание также говорит о вечной смерти нечестивых (Матф. 24:21, 25:30; Луки 13:28; Откр. 19:20). Святое Писание использует образы для описания как вечной жизни, так и вечной смерти. Например, «озеро огненное» и «внешняя тьма». Следует отметить, что в состоянии вечной смерти будут разные степени наказания (Матф. 11:20–24 и особенно Луки 12:47 и воскресный день 4, вопрос/ответ 11).
Ереси
Учение об условном бессмертии.
Вопросы
- Является ли вечная жизнь продолжением нашей нынешней земной жизни в вечности?
- Что вы можете сказать по данному вопросу?
- Когда верующие получат жизнь вечную не во всей ее полноте? Когда верующие получат вечную жизнь во всей ее полноте? Для чего христианин получает вечную жизнь?
- Будет ли у верующих различное положение в славе в вечной жизни?
- Чему радуется христианин уже в этой жизни?
- Как Святое Писание описывает вечную смерть? Кто получит тяжелейшее наказание?
Этот материал еще не обсуждался.