Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
Воскресный день 43
Вопрос 112
Уважайте имя (репутацию) вашего ближнего
112. Чего требует девятая заповедь?
Ответ: Не произносить против кого-либо ложного свидетельства, ни на кого не клеветать, не злословить, не сплетничать, никого не осуждать необдуманно или втайне. И если я не хочу возбудить против себя гнев Божий, то должен совершенно избегать всякого рода обмана и лжи как дел, свойственных дьяволу. Кроме того, я должен следовать истине в судебных или иных делах и всегда добровольно говорить правду. Вдобавок к этому мне следует защищать и преумножать добрую славу других, насколько это в моих силах. |
Примечания
Девятая заповедь касается вопроса доброго имени человека, то есть того, что люди думают о нем, его репутации. В Святом Писании (Еккл. 7:1) говорится об имени человека:
«Доброе имя лучше дорогой масти».
Имя человека определяет его положение в обществе (см., например: Луки 7:4–5). Подвергающий нападкам имя человека пытается тем самым подорвать его общественный статус. Самый серьезный грех против имени человека – это клятвопреступление, то есть лжесвидетельство перед судом (1-я Цар. 21:13). Запрещая этот вопиющий грех, Бог тем самым осуждает и все остальные грехи, относящиеся к данной категории.
Девятая заповедь запрещает:
а. Искажение слов человека, добавление к ним чего-либо или ,наоборот, недосказывание; сплетни и клевету; осуждение кого-либо необдуманно или втайне; участие в осуждении ближнего.
Также мы не должны и спешить рассказать все, что услышали от другого человека, даже если он сказал правду. В Первом послании Петра, 4:8, говорится следующее:
«...любовь покрывает множество грехов».
Апостол Иаков пишет (Иак. 1:19):
«...всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова...»
Данная заповедь также запрещает всякую ложь и обман, посредством которых мы осознанно извращаем правду для достижения собственных интересов или для того, чтобы навредить ближнему. К ним относится обман с целью сокрытия преступления, ради развития бизнеса и так называемая невинная ложь.
Гейдельбергский катехизис называет ложь и обольщение работой сатаны. Этот грех присущ дьяволу. Он не крадет и не убивает сам, но с помощью лжи и обмана подстрекает людей совершать такие поступки (Иоан. 8:44). С помощью обольщения он разрушает все Божье творение.
Бог ненавидит всякую ложь. В книге Притчей (12:22) есть такие слова:
«Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему».
Данная заповедь требует, чтобы я защищал честь и достоинство моего ближнего, чтобы как в суде, так и в других ситуациях я любил истину и говорил правду.
Ересь
Иезуитская практика так называемых мысленных оговорок.
Вопросы
- В чем суть девятой заповеди? О чем говорится в книге Екклезиаста, 7:1? Что подразумевается под именем человека? Какова важность имени человека в обществе?
- Что запрещает эта заповедь? Можем ли мы рассказывать все, что услышали от других людей? О чем говорится в Послании Иакова, 1:19? Что еще запрещает девятая заповедь?
- Как называет Гейдельбергский катехизис ложь и обман?
- Чего требует данная заповедь?
Этот материал еще не обсуждался.