Notice: Undefined offset: 1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 93

Notice: Undefined index: HTTP_REFERER in /home/reformed/public_html/admin/material_class.php on line 359

Notice: Undefined index: MENU_MENU in /home/reformed/public_html/common.php on line 220
Якоб ван Брюгген, "Заметки к Гейдельбергскому катехизису". Воскресный день 35

Notice: Undefined variable: other_langs in /home/reformed/public_html/func.php on line 1950
30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису


Notice: Undefined variable: f_content in /home/reformed/public_html/func.php on line 1994

Воскресный день 35

 

Вопросы 96–98

 

Слушай меня

 

96. Чего требует вторая заповедь?

 

Ответ: Не изображать Бога ни в каком виде или подобии и не поклоняться Ему как-то иначе, чем Он заповедал в Своем Слове.

 

97. Разве следует совершенно избегать всяких образов и подобий?

 

Ответ: Бога невозможно и не следует как-либо изображать. И хотя изображать творения позволительно, Бог запрещает создавать или иметь при себе образы, чтобы либо служить и поклоняться самим этим образам, либо с их помощью пытаться служить и поклоняться Богу.

 

98. Можно ли терпеть в храмах изображения, заменяющие книги для неграмотных?

 

Ответ: Ни в коем случае. Ибо нам не подобает быть мудрее Бога, восхотевшего наставлять Свою Церковь не немыми изображениями, а живой проповедью Слова.

 

 

Примечания

 

Что такое «изваяние» (кумир)? Это образ из дерева или камня. Выражение «ни в каком виде или подобии» означает «ни в каком видимом образе чего бы то ни было или кого бы то ни было».

 

Эти образы или подобия могут быть в форме обитателей неба (птица), или земли (телец), или воды, что ниже земли (рыба или крокодил).

 

Слова «поклоняться» и «служить» означают воздать честь и хвалу и принести жертву. Однако ГОСПОДЬ есть Бог ревнивый. Отношения Господа со Своим народом до такой степени тесные, что Он не терпит соперничества (сравните это с отношениями мужа и жены в браке). Ненавидящие Господа навлекают на себя наказание, которое влияет не только на них, но и в соответствии с природой их греха на их потомство. Однако Бог может оказать милость потомкам нечестивцев, если те покаются пред Ним. Мы не должны искажать смысл угрозы, содержащейся во второй заповеди (см.: Иез., гл. 18).

 

Любящие Господа благословляются Им так обильно, что Его благословения оказывают влияние на тысячи поколений. Таким образом, мы видим, как благословляется истинная религия и проклинается ложная.

 

Приложенная ко второй заповеди угроза наказания относится также и к первой заповеди, с которой вторая тесно взаимосвязана. Более того, поскольку первая и вторая заповеди образуют собой основание закона, наказание, упомянутое во второй заповеди, относится ко всему закону.

 

Первая заповедь требует, чтобы мы служили Богу. Таким образом, она направлена против идолопоклонства и настаивает на том, чтобы сердце человеческое поклонялось только Богу.

Вторая заповедь указывает, как мы должны служить Богу. Таким образом, она направлена против поклонения образам и требует от нас истинного поклонения. Поклонение идолам (идолопоклонство) и почитание образов (иконолатрия) – не одно и то же. Идолопоклонство – это поклонение кому-то или чему-то, кто или что НЕ ЯВЛЯЕТСЯ Богом. Иконолатрия – это поклонение БОГУ неправильным образом (например, поклонение золотому тельцу; Суд., 17 и 18 глава).

 

Данная заповедь ЗАПРЕЩАЕТ своевольную религию, посредством которой мы отказываемся повиноваться Богу, а также все те религии, в которых акцент делается на внешнем аспекте, но сердце не любит Господа.

 

Данная заповедь ТРЕБУЕТ, чтобы мы поклонялись Богу согласно повелениям, данным в Его Слове. Мы должны служить Богу, подражая Ему. В Послании к ефесянам, 5:1, говорится следующее:

 

«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные».

 

А отрывок из Евангелия от Матфея, 5:48, гласит:

 

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

 

В этом разделе присутствует ссылка на Божий образ. В Эдемском саду человек был Божьим образом. Все его существование, вся его жизнь была отражением Бога. Грехопадение целиком и полностью изменило такое положение вещей. Теперь мы видим в человеке образ лукавого. Иисус сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан. 8:44). Истинное поклонение Богу заключается не в том, что мы, создав Его образ, падаем ниц пред ним, но в том, что посредством обновления Святым Духом снова отражаем в себе Бога и, будучи Его последователями, становимся совершенными, как Он. Дабы укорениться в этом истинном поклонении, в служении Богу денно и нощно, мы нуждаемся в формальном богослужении. Нам следует постоянно помнить, что формальное богослужение не является единственным или даже наиболее важным служением, которого требует от нас Господь. Ведь его не будет на небесах. Тогда мы будем служить Богу постоянно и все творение снова будет Его храмом.

 

Формальное богослужение

 

1) Общинное

 

Люди, будучи сотворенными от одного человека, являются социальными существами. Только в общении с другими людьми природа человека расскрывается в полной мере. Поэтому Христос благодаря Своей искупительной работе объединил нас в один народ, общение святых. Это влияет на все аспекты нашей жизни, включая и богослужение. Поэтому наше богослужение должно быть общинным. Оно было таковым еще во дни Еноха (Быт. :26), во дни поклонения Израиля в скинии и храме, а также в особые праздничные дни. Таким богослужение остается и после событий дня Пятидесятницы (Деян. 2:42, 46).

 

Христово повеление, записанное в Евангелии от Иоанна, 4:23, о том, что истинные верующие должны поклоняться Отцу в духе и истине, относится также и к нашему богослужению. Богослужение не ограничивается определенным местом (таким как храм или святой город в Ветхом Завете) и никогда не должно включать в себя чисто внешние, формальные действия, которые совершаются поклоняющимся человеком механически. Поклонение должно быть истинным, то есть представлять собой открытое провозглашение сердечных намерений.

Такое общинное богослужение является встречей Бога с Его народом завета. Скиния, к примеру, называлась в древние времена скинией собрания (дословно – «шатер собрания». – Прим. пер.).

 

Таким образом, общинное богослужение включает в себя два основные действия.

 

Божье действие: приветствие; десятисловие завета; чтение Святого Писания; проповедь Слова; преподание таинств крещения и Вечери Господней.

 

Общинное действие: общинное пение, принесение даров и молитва (Деян. 2:42).

 

2) Семейное

 

Семья – это дарованный Богом институт. Он был установлен во время творения и восстановлен в завете благодати, объединяющем родителей и детей. Поэтому каждая семья также должна поклоняться Господу. Семейное поклонение состоит из чтения Святого Писания, молитвы и пения и проходит три раза в день, согласно установленному Богом в творении делению дня (например, Дан. 6:11 и Пс. 54:18). Отец, или в отсутствие отца мать или один из взрослых детей, должны вести остальных в поклонении Господу.

 

3) Личное

 

Так как служение Богу представляет собой единение отдельно взятого человека с Господом, христианин также обязан лично поклоняться Богу. Личное поклонение состоит из чтения Святого Писания и размышления над ним, а также уединенной молитвы. Личное поклонение должно происходить ежедневно. Беспечное отношение к данному предмету наносит серьезный вред духовному состоянию христианина.

 

 

Итак, вторая заповедь не запрещает изобразительное искусство и скульптуру как таковые. Это ясно из содержания самой заповеди. Она запрещает образы, созданные для поклонения (см. также: Втор. 4:15–18).

 

Римско-католическая церковь пожелала использовать образы как «книги для неграмотных» – для наставления в вере несведущих людей. Однако нам не следует считать себя мудрее самого Бога, Который желает, чтобы христиане возрастали в вере благодаря проповеди Его Слова.

 

Перекрестные ссылки

 

  1. Также обратите внимание на то, что говорит о «способе поклонения, которого требует от нас Господь» Бельгийское исповедание (артикул 7).

 

Вопросы

 

  1. Что такое «изваяние» (кумир)? Что такое «подобие»? Что означает выражение «Господь есть ревнивый Бог»? На кого распространяется наказание, упомянутое во второй заповеди? Лишены ли Божьей благодати потомки тех людей, которые ненавидели Господа?
  2. Чем отличается первая заповедь от второй? Что запрещает как первая, так и вторая заповедь? Каковы отличия между идолопоклонством и иконолатрией?
  3. Что запрещает вторая заповедь? Что такое самовольная религия? Что представляет собой религия, в которой акцент сделан только на внешний аспект (обрядовая сторона)? Чего требует эта заповедь? О чем говорится в отрывках из Евангелия от Матфея, 5:48, и Послания к ефесянам, 5:1?
  4. Что такое истинное поклонение? Какова цель формального богослужения?
  5. Что собой представляет формальное богослужение? Почему необходимо общинное богослужение? Приведите несколько примеров из Святого Писания. Какова природа общинного богослужения? Какие два основные действия включает в себя общинное богослужение? Перечислите, что относится к одному и ко второму действию.
  6. Почему важно семейное поклонение? Из каких частей состоит семейное богослужение? Кто должен вести семейное поклонение?
  7. Почему важно личное поклонение Богу? Из чего оно состоит?
  8. Запрещает ли вторая заповедь создавать какие бы то ни было образы?
  9. Правильно ли использовать образы в качестве «книг для неграмотных»? Почему? Что означает выражение «книги для неграмотных»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Notice: Undefined offset: 1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 2749

Notice: Undefined index: numb_summ1 in /home/reformed/public_html/func.php on line 2835

Notice: Undefined index: user_summ in /home/reformed/public_html/func.php on line 2835

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.