30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресные дни 28–30

ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

 

Вопросы 75–82

 

ВЕЧЕРЯ НАШЕГО ГОСПОДА

 

75. Почему посредством Вечери Господней тебя увещевают и убеждают в том, что и ты являешься причастником единой крестной жертвы Христовой и всех сопутствующих ей благ?

 

Ответ: Потому что Христос повелел мне и всем верным вкушать преломленный хлеб и пить из предложенной чаши в Его воспоминание. К этому Он добавил обетование: во-первых, что Его тело столь же реально было принесено в жертву и ломимо за меня на кресте и кровь Его – пролита за меня, сколь реально на моих глазах преломляется для меня хлеб Господень и вручается мне Его чаша; а во-вторых, что душа моя столь же истинно напитывается к вечной жизни Его распятым за нас телом и пролитой за нас кровью, сколь истинно я принимаю из рук служителя хлеб и вино – символы этих священных тела и крови.

 

76. Что означает вкушать распятое тело Христово и пить Его пролитую кровь?

 

Ответ: Это означает не только с твердым душевным упованием веровать в страдание и смерть Христову и через это получать отпущение грехов и жизнь вечную, но также через Духа Святого, обитающего в нас и во Христе, столь тесно соединяться с Его святым телом, что мы становимся плотью от Его плоти и костью от Его кости, хотя Он и пребывает на небесах, а мы на земле. И как все члены тела животворятся и управляются душою, так и мы животворимся и управляемся одним и тем же Духом.

 

77. Когда Христос обещал верующим, что ядущие преломленный хлеб и пьющие из чаши будут столь же несомненно вкушать Его тело и пить Его кровь?

 

Ответ: При установлении Вечери, о чем сказано так: Господь наш Иисус Христос, в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое. Сие творите в Мое воспоминание». Подобным же образом после вечери Он взял чашу, сказав: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови. Сие творите всегда, как только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Сие обетование повторяет Павел, говоря: «Чаша благодарения, которой благодарим, разве не есть приобщение крови Христовой? И хлеб, который преломляем, разве не есть приобщение тела Христова? Ибо один хлеб, и мы – одно тело, причащаемся от одного хлеба».

 

78. Неужели хлеб и вино становятся телом и кровью Христа?

 

Ответ: Ни в коем случае. Но как вода крещения не превращается в кровь Христову и сама по себе не есть отпущение грехов, но лишь символ и залог того, что она для нас знаменует, так же и хлеб Вечери Господней не есть само Его тело, хотя в соответствии с природой и формой речи таинства он действительно зовется телом Христовым.

 

79. Почему же тогда Христос называет хлеб Своим телом, а чашу Своей кровью, или Новым Заветом в Своей крови, а Павел тот же хлеб и вино зовет приобщением тела и крови Христовых?

Ответ: Христос говорит так не без веской причины. Он не только учит нас тому, что Его распятое тело и пролитая кровь есть воистину пища и питие для наших душ и что они питают наши души к жизни вечной так же истинно, как хлеб и вино питают нашу плоть. Этим видимым знаком и залогом Он также уверяет нас в том, что посредством действия Святого Духа мы столь же реально причащаемся Его тела и крови, сколь реально в Его воспоминание принимаем устами эти священные символы. Кроме того, Он заверяет нас, что Его страдание и послушание принадлежат нам столь же несомненно, как если бы мы сами пострадали за свои грехи и принесли удовлетворение за них Богу.

 

80. Какая разница между Вечерей Господней и папской мессой?

 

Ответ: Святое причастие свидетельствует нам о том, что мы получаем полное отпущение всех грехов благодаря той единственной жертве Иисуса Христа, которую Он Сам когда-то принес на кресте; и что Духом Святым мы соединены со Христом, который в Его человеческой природе ныне находится не на земле, а на небесах по правую руку Бога Отца и, там будучи, желает, чтобы мы молились Ему. Тогда как месса учит, что живые и мертвые получают прощение грехов благодаря страданиям Христа, только если священники еще ежедневно во время мессы приносят Христа в жертву за них, и что Христос телесно присутствует под видом хлеба и вина и поэтому следует поклоняться Ему в этом виде. Следовательно, месса по сути есть не что иное, как отречение от единственной жертвы и страдания Иисуса Христа и проклятое идолопоклонство.

81. Кому следует приступать к трапезе Господней?

 

Ответ: Тем, кто питает отвращение к себе из-за своих грехов, но однако верит, что эти грехи прощаются ему ради Христа и что все еще присутсвующая в нем немощь покрывается Его страданием и смертью; тем, кто стремится все более и более укрепить свою веру и исправить свою жизнь. Но лицемеры и те, кто не обратился к Господу с искренним сердцем, едят и пьют осуждение себе.

82. Следует ли также допускать к Вечере тех, кто своим исповеданием и жизнью являет себя неверным и безбожным?

 

Ответ: Нет. Ибо завет Господа был бы осквернен этим и Его гнев возгорелся бы против всей церковной общины. Поэтому христианская церковь обязана по велению Христа и Его апостолов, пользуясь ключами царства небесного, отлучать этих людей до той поры, пока те не исправят свою жизнь.

 

Примечания

 

Катехизис посвящает рассмотрению вопроса второго таинства (Вечери Господней) три воскресных дня. В этих трех разделах рассматриваются следующие аспекты учения:

 

вопрос/ответ 75: знак и обетование, которые отображены и запечатлены в Вечере Господней;

вопрос/ответ 76: содержание обетования;

вопрос/ответ 77: тексты, в которых представлено обетование;

вопрос/ответ 78: что не является сутью взаимосвязи между знаком и обетованием, которое он символизирует;

вопрос/ответ 79: что подразумевает взаимосвязь между знаком и обетованием, которое он символизирует;

вопрос/ответ 80: разница между Вечерей Господней и папской мессой;

вопрос/ответ 81: для кого установлена Вечеря Господня и кто является желанным гостем на ней;

вопрос/ответ 82: поскольку церковь обязана с высочайшим почтением относиться к данному таинству, как ей этого достичь.

 

Обратите внимание на то, что порядок рассмотрения таинств крещения и Вечери Господней совершенно одинаков (см.: воскресные дни 26–27, примечание 1).

 

Святое Писание называет это таинство по-разному. Каждое из этих названий описывает один из аспектов данного таинства. Оно названо Вечерей Господней, потому что Христос установил его «в ту ночь, когда предан был» (1-е Кор. 11:23). В Деяниях, 2:42, данное таинство называется преломлением хлеба, указывая таким образом на то, что происходит во время этого таинства. В Первом послании к коринфянам, 10:16, говорится о приобщении крови и телу Христовым, указывая на значение этого таинства и на то, что в нем запечатлено. В этом же послании далее, 10:21, рассказывается о столе Господнем, ибо Сам Господь установил этот стол и является Господином празднества.

 

Христос установил это таинство в кругу Своих учеников «в ту ночь, когда предан был», сидя за пасхальным столом. Ветхозаветная Пасха исполнилась, когда Иисус, Агнец Божий, был принесен в жертву за наш грех. Вот почему ветхозаветные кровавые жертвы были заменены Вечерей, во время которой не требуется пролития крови и которая называется святой, потому что она совершается за «Господним столом» (см. предыдущее объяснение). Кроме того, данное таинство представляет собой вечерю воспоминания, ибо как сказал Христос: «Сие творите в Мое воспоминание» (Луки 22:19).

 

Четвертая часть формы празднования Вечери Господней (воспоминания о Христе) прекрасно описывает то, каким образом мы должны вспоминать о Господе. Прочитайте ее! В тридцать пятом артикуле Бельгийского исповедания говорится о том, что нам следует принимать это таинство «в общине Божьего народа» (никаких причастий больных в домашних условиях или в больнице!). Господь не оставил нам правила относительно частоты проведения данного таинства. Вполне возможно, что в первых общинах христиан Вечерю Господню праздновали каждое воскресенье. В шестидесятой статье Книги церковного устава говорится о том, что

 «Вечеря Господня должна праздноваться по крайней мере один раз в три месяца».

 

Наши редкие празднования Вечери Господней показывают низкий уровень нашей духовной жизни.

 

В тридцать пятом артикуле Бельгийского исповедания сказано, что мы должны принимать вечерю Господню

 «...в общине народа Божьего со смирением и благоговением, поскольку вместе мы с благодарностью свято воспоминаем смерть Христа нашего Спасителя, исповедуя нашу веру и христианскую религию».

 

Господь сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». По этой причине дети не допускаются к участию в Вечере Господней. Их следует вначале наставить, дабы впоследствии они могли понимать, что это есть тело Господа (1-е Кор. 11:29). Вот почему в катехизисе написано (вопрос/ответ 75), что Христос повелел «...мне и всем верующим» участвовать в праздновании сего таинства. Оно установлено, как говорится в тридцать пятом артикуле Бельгийского исповедания, для

 «...вскормления и поддержания тех, кого (Бог) уже возродил и принял в Свою семью, которая суть церковь».

 

Слово «возрожденные» в данном контексте означает тех, кто был приведен к вере и покаянию.

 

Знаками данного таинства являются:

 

  • хлеб и вино, которые символизируют тело и кровь Господа;
  • преломление и пролитие, которые означают преломление тела Христова и пролитие Его крови;
  • раздаяние, которое показывает, что жертва Христова была принесена ради нас;
  • вкушение хлеба и вина, которое означает, что как хлеб и вино соединяются с нашими телами в тот момент, когда мы вкушаем их, так и мы соединяемся верою с Христом и становимся причастниками тех благ, которые стали возможными благодаря Его страданиям и возрождению Его Святым Духом. Кроме того, Господь подкрепляет и обновляет нас духовно, подобно тому как хлеб и вино подкрепляют наши тела.

 

Таким образом, Вечеря Господня являет нам то, что Христос уже совершил (ради нас): указывает на жертву на кресте, а также на то, что в настоящее время Он совершает в нас Своим Святым Духом – подкрепляет, обновляет и возрождает нас к вечной жизни.

 

Вечеря Господня говорит о прощении грехов (Матф. 26:27–28) и вечной жизни (Иоан. 6:54). Кроме того, в ней заложена идея общения святых (1-е Кор. 10:17), ибо, подобно тому как мы причащаемся от одного хлеба, все мы причащаемся от одного и того же Христа. Как один хлеб и одно вино становятся частью нас чрез Вечерю Господню, так все верующие обретают одну жизнь чрез Христа, становясь членами друг друга. Сами по себе хлеб и вино не являются духовной пищей, но только Христос. Господь даровал нам хлеб и вино как таинство, дабы «представить нам духовный и небесный хлеб» (Бельгийское исповедание, артикул 35). Таким образом, ex opere operato не существует (воскресные дни 26–27, примечание 5). Мы должны принять верою то, что хлеб и вино означают и запечатлевают для нас.

 

Кроме того, в Вечере Господней присутствует отождествление знака с тем, что он символизирует. В таком случае хлеб называется телом Господним, а вино – Его кровью (воскресные дни 26–27, примечание 6, вопрос/ответ 79).

 

В тридцать пятом артикуле Бельгийского исповедания утверждается следующее: «Мы вкушаем истинное тело и истинную кровь Христа». Данное выражение объясняется в ответе на вопрос 76. Вкушение – это действие, посредством которого пища становится частью меня таким образом, что никто не может отобрать ее у меня. Ведь съеденное мною становится неотъемлемой частью меня. Подобным образом распятое тело и пролитая кровь Христа становятся частью нас, неотъемлемой частью нас. Их значимость и достоинство передаются нам, дабы мы могли обрести прощение грехов. Катехизис утверждает, что мы до такой степени соединены со Христом, что являемся с Ним одним телом. Мы соединены с Господом не посредством вкушения пищи нашими устами, но нашей верою, в духе. Ибо вера является «рукою и устами нашей души» (Бельгийское исповедание, артикул 35). То, как это происходит, превыше нашего понимания (там же).

 

И такое общение в вере, это «вкушение Христа», должно совершаться нами каждый день. Но его внешние и видимые знаки и печати мы принимаем во время Вечери Господней. Таким образом, истинные тело и кровь Иисуса Христа являются нашим залогом и удостоверяются знаками и печатями, подобно тому как чек на десять долларов гарантирует нам получение именно десяти долларов. Но человек, который не обналичит чек, не получит десяти долларов исключительно по своей глупости. Точно так же тот, кто не принимает данный залог в вере и не желает использовать то, что представляет этот залог в вере, не получит действительного блага (представленного залогом). В тридцать пятом артикуле Бельгийского исповедания сказано:

 

«...хотя таинство соединено неразрывно с тем, что оно обозначает, последнее не всегда обретается всеми».

 

Посему следует отличать даяние от получения. Таким образом, в Вечере Господней хлеб остается хлебом, а вино – вином. Не существует никакого изменения свойств, или преосуществления, как учит римско-католическая церковь. Католики считают, что хотя качества (вкус, запах и т. д.) хлеба и вина остаются прежними, тем не менее их сущность превращается (преосуществляется) в сущность Христова тела. Это бессмыслица! Если меняется сущность предмета, то меняются и его качества. Христос, говоря: «Сие есть тело Мое», подразумевает примерно то же, что и человек, который, указывая на точку на карте Канады, произносит: «Это Оттава».

 

Лютеране, в свою очередь, учат о так называемом сосуществовании субстанций (консубстанциация, или восуществление). Они считают, что сущность Христова тела присутствует в знаках, под знаками и со знаками (Лютер сравнивал это состояние с раскаленным железом. Железо так и остается железом, не теряя своих свойств. Однако приобретает нечто новое – жар. Христос – жар, таинство – железо. – Прим. пер.).

 

Таким образом, существуют четыре основные понимания вопроса относительно ХРИСТОВА ПРИСУТСТВИЯ В СВЯТОМ ПРИЧАСТИИ:

 

  • РИМСКИЕ КАТОЛИКИ: полное телесное и материальное присутствие (трансубстанциация). Христос вкушается нашими устами;
  • ЛЮТЕРАНЕ: также телесное присутствие (консубстанциация). Христос вкушается нашими устами;
  • ЦВИНГЛИАНЕ: полное отсутствие. Святое причастие – трапеза воспоминания (символ);
  • РЕФОРМАТЫ: полное присутствие, но только духовное. Христос вкушается устами веры (см.: вопрос/ответ 78).

 

Римские католики называют таинство Вечери Господней мессой. В ранней церкви существовал (неправильный) обычай отпускать со служения христиан, которые еще не были крещены (оглашенных, или катехуменов), после проповеди, не разрешая им присутствовать на Вечере Господней. Служитель (дьякон) провозглашал: «Ite, concilio missa est» (то есть: «Идите, собрание закончилось»), или просто «missa est». С течением времени это выражение, которое утратило свой первоначальный смысл, начали использовать в качестве названия Вечери Господней. Однако следует помнить, что папская месса разительно отличается от таинства Святого Причастия. Месса не празднуется как пища за столом, но как жертва на жертвеннике (алтаре). Папская месса является не воспоминанием Голгофской жертвы, но повторением этого жертвоприношения. Согласно римско-католическому учению, месса представляет собой бескровное повторение жертвы Христа в тот момент, когда священник преломляет гостию (ставшую посредством преосуществления телом Христовым). Католики уверены в том, что без этого повторения «ни живые, ни мертвые не смогут обрести прощения грехов» (вопрос/ответ 80). Более того, они поклоняются Христу в виде гостии (хлеба). Следовательно, ранние реформаты были правы, называя католиков «поклонниками бога-хлеба». Кроме того, в ответе на вопрос 80 прямо утверждается, что «месса основана не на чем ином, как на отрицании единственной жертвы и страдания Иисуса Христа». Ибо, участвуя в мессе, человек тем самым показывает, что он не верит в спасение посредством единократного принесения жертвы Христа (Евр. 10:11, 14), но думает, что может обрести спасение посредством священнического служения. Более того, данное поклонение представляет собой не что иное, как «проклятое идолопоклонство». Как же все таки жалко выглядит папская месса, несмотря на всю ее помпезность! Она от начала до конца является творением рук человеческих, в отличие от Вечери Господней, которая, несмотря на свою внешнюю простоту, богата внутренним содержанием. Она провозглашает нам, что наше спасение совершено целиком и полностью. Простое проведение Вечери Господней в каком-нибудь сарае по сути своей намного богаче, чем любая папская месса в кафедральном соборе.

 

Для кого была утверждена Господня Вечеря? Одна часть людей чрезвычайно трепетно и с опасением относится к этому вопросу, не смея даже участвовать в Святом Причастии. Другие же относятся к нему совершенно безответственно, бездумно подходя к Господнему столу. Согласно ответу на вопрос 81, обе группы людей поступают неправильно. Вечеря Господня предназначена не только для тех, кто уверен в своей вере, но и для тех, кто в ней немощен. Она дарована тем, «кто питает отвращение к себе из-за своих грехов, но однако верит, что эти грехи прощаются ему ради Христа и что все еще присутсвующая в нем немощь покрывается Его страданием и смертью; тем, кто стремится все более и более укрепить свою веру и исправить свою жизнь».

 

Но лицемеры, которые только делают вид, которые только внешне участвуют в жизни церкви и говорят на ее языке, но отвергают в своих сердцах Господа, не обращаясь к Нему, «едят и пьют осуждение себе», участвуя в Вечере Господа. Однако это осуждение не является окончательным вердиктом великого белого престола. Для таковых людей все еще есть возможность покаяться пред Богом. Но, принимая участие в Вечере Господней недостойно, мы тем самым ожесточаем свои сердца, все глубже и глубже погружаясь в пучину греха. Следует отметить, что верующие также могут испытать Божье осуждение и гнев, вкушая Вечерю Господню недостойным образом (то есть неподобающе, не по вере). По этой причине некоторые люди говорят: «Лучше вообще не участвовать в Святом Причастии, дабы не осквернить это таинство». Но в таком случае Вечеря Господня оскверняется не участием, но отказом от участия. Апостол Павел учит нас: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1-е Кор. 11:28).

 

Испытание самих себя не заключается в ответе на вопрос, должен ли я участвовать в Вечере, ибо Господь повелел нам принимать участие в Святом Причастии! Испытывая самих себя, мы тем самым должны удостовериться в том, что можем участвовать в Вечере Господней достойно. Мы всегда недостойны, однако Господь делает нас достойными. Самоисследование позволяет нам с радостью участвовать в Вечере Господней ДЛЯ НАШЕГО УТЕШЕНИЯ (а не осуждения). Самопроверка состоит из трех основных частей:

 

  • осознание наших грехов и плачевного положения, дабы смириться пред Богом, избавиться от греха и восстановить отношения с братьями и сестрами (которые были нарушены по причине греха);
  • принятие верою обетования о прощении грехов;
  • обновленное желание служить Господу согласно Его Слову и любить ближнего, как самого себя.

 

В связи с данным вопросом прочитайте начало формы празднования Вечери Господней (исследование самих себя).

 

Кроме личной дисциплины (самодисциплины) необходима также церковная дисциплина. Мы не знаем, кто из нас действует лицемерно. Только Бог знает! Кроме того, мы сами знаем, в каком находимся состоянии. Но если виновные в совершении грехов, ставших известными широкому кругу людей, желают принять участие в Вечере Господней, то им следует отказать в этом. Предлагая печати завета нераскаявшимся грешникам, мы тем самым оскверняем завет и навлекаем на всю общину Божий гнев.

 

Комментарии

 

  1. Не существует принципиального возражения против использования отдельных чаш. Однако рекомендуется все же использовать одну чашу для Вечери Господней.
  2. Римско-католическая практика преподания Святого Причастия под видом одного символа (то есть один хлеб, без вина) противоречит Христовой заповеди «пейте из нее все».
  3. Причастие детей (допущение детей к участию в Вечере Господней) противоречит утверждению, записанному в Первом послании к коринфянам, 11:29.

 

Перекрестные ссылки

 

  1. Выше были приведены несколько цитат из обширного разъяснения значения Вечери Господней, представленного в тридцать пятом артикуле Бельгийского исповедания. В данной работе невозможно привести полный текст этого артикула. Прочитайте его весь внимательно!

 

ФОРМА ПРАЗДНОВАНИЯ ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ

 

  1. Вероучительная часть.

Она включает:

  • установление Вечери согласно записанному в Первом послании к коринфянам, 11:23–29;
  • описание самоисследования в трех частях;
  • использование дисциплинарной власти, которая состоит в оглашении запрета участвовать в Вечере Господней для упорствующих в своих грехах грешников и в призыве участвовать в таинстве для тех, кто сокрушается и смиряется пред Богом;
  • размышление над предназначением установления Вечери Господней:

- празднование воспоминания о Христовой искупительной жертве;

- уверенность веры;

- укрепление братской любви.

  1. Литургическая часть

Состоит из:

  • молитвы перед преподанием таинства;
  • Sursum corda («ввысь сердца», литургический элемент, который сохранился еще со времен древней церкви) и празднование Вечери Господней (причастие);
  • призыв к благодарению согласно записанному в псалме 102 и в 8-й главе Послания к римлянам;
  • молитва благодарения.

 

Вопросы

 

  1. Какая тема рассматривается в вопросах/ответах 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81 и 82? Ответьте на этот вопрос с помощью катехизиса.
  2. Как Святое Писание называет второе таинство? Что означают эти названия?
  3. Когда Христос установил Вечерю Господню? Какое ветхозаветное таинство она заменила? Почему?
  4. Какого рода пищу представляет собой данное таинство? Как нам следует вспоминать Христа во время проведения данного таинства? Где должно проводиться Святое Причастие? Как часто?
  5. Что мы делаем, совершая Вечерю Господню? Почему малые дети не участвуют в этом таинстве? Что они должны сделать вначале?
  6. Каковы знаки Вечери Господней? Что они означают? О чем говорит нам Вечеря Господня?
  7. Можно ли назвать хлеб и вино нашей духовной пищей? Если нет, тогда какова их цель? Что подразумевается под ними? Почему Святое Писание называет хлеб и вино телом и кровью Господа?
  8. Что означает выражение «вкушать тело и пить кровь Господа»? Вкушаем ли мы Господа своими устами? Если нет, то как? Поступаем ли мы так только во время проведения таинства? Преподается ли тело и кровь Господа всем, кто принимает хлеб и вино? Принимается ли тело и кровь Господа всеми? В чем мы должны увидеть различие между даянием и получением?
  9. Превращается ли сущность хлеба в тело Христово? Кто придерживается данного взгляда? Каково учение лютеран по данному вопросу?
  10. Как Христос присутствует в Святом Причастии согласно римско-католическому, лютеранскому, цвинглианскому и реформатскому учениям?
  11. Каково первоначальное значение слова «месса»? Что подразумевается в мессе под Христовой смертью? Как мы обретаем прощение грехов согласно учению римских католиков? Как поклоняются Христу во время мессы? Что собой представляет месса?
  12. Для кого предназначена Вечеря Господня? Кто такие «лицемеры»? Что они делают во время проведения таинства Вечери Господней? Есть ли у них все еще возможность покаяться в своем лицемерии? Могут ли верующие навлечь на себя Господне наказание, вкушая Вечерю Господню? Что в таком случае мы должны делать?
  13. Почему необходимо самоисследование? Из каких частей оно состоит?
  14. На кого распространяется действие церковной дисциплины? Почему она необходима?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.