Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
Воскресный день 21
Вопрос 54 (часть 1)
Дом Бога
54. Во что ты веришь относительно святой вселенской Церкви Христовой?
Ответ: Верую в то, что через Своего Духа и Слово Сын Божий от начала и до конца мира собирает Себе из всего человеческого рода народ, избранный к вечной жизни и единомышленный в истинной вере, который Он защищает и хранит; а также в то, что я являюсь и вовеки пребуду живым членом этой Церкви. |
Примечания
Слово «Церковь» обозначает то, что принадлежит Господу. Это слово вызывает ассоциации с домом. Так что мы можем говорить о Церкви как о Божьем доме (см.: 1-е Тим. 3:15; 1-е Пет. 4:17). Ибо Церковь и есть Божий дом, храм, который Он избрал для Себя и который Он созидает. Святое Писание использует слово «община», которое на языке оригинала (греческий язык) звучит как «ekklesia» (ср. с французским словом «eglise»). Обычно этим словом в древности называлось собрание людей, которое созывалось властью с целью провозглашения государственного указа. Эта характерная черта присутствует и в Церкви. Ведь Церковь представляет собой поместную общину, состоящую из призванных в нее людей. Бог призывает и люди (члены общины) приходят.
Обратите внимание на то, что Символ веры говорит: «Я верю относительно Церкви». Не говорится: «Я верю в...», но только: «Я верю относительно...» Таким образом мы можем отметить различия, существующие между предыдущими разделами и данным разделом (проблема перевода заключается в том, что в русском общепринятом варианте Апостольского символа веры используется именно выражение «Верую в святую вселенскую Церковь». – Прим. пер.). Это значит, что из Святого Писания я знаю о Боге Отце, Сыне и Святом Духе и верю в Него, вверяю себя Ему. Но мы не можем верить в Церковь (такую, которая сама по себе могла бы обладать способностью спасать. – Прим. пер.) или вверять себя ей. Но мы верим относительно Церкви (или в Церковь) в том смысле, что о ней повествует нам Святое Писание и что она существует. Слово Господа, обращенное к людям, всегда состоит из обетований и требований, по аналогии с тем, как и завет состоит из двух частей. Точно так же Слово говорит о Церкви.
Церковь обещана нам и Церковь требуется от нас. Святое Писание говорит нам, что Бог сделает относительно Церкви и чего Он требует от нас относительно Церкви.
Божье обетование в отношении Церкви заключается в том, что Он избрал ее, искупил через Своего Сына и освящает Своим Святым Духом (Ис. 43:1–3; Матф. 16:18; Иоан. 10:28–30). Бог требует, чтобы всем своим естеством мы поддерживали единство Церкви, служили для ее блага и процветания (Еф. 4:1–5; Рим. 12:10). Катехизис говорит в основном о Божьем обетовании относительно Церкви. Об этом обетовании говорится также в двадцать седьмом артикуле Бельгийского исповедания. В двадцать восьмом и двадцать девятом артикулах данного вероисповедания подробно рассматриваются Божьи требования. В двадцать восьмом артикуле утверждается, что обязанностью каждого человека является присоединение к истинной церкви, в то время как тридцатый артикул говорит о различиях между истинной и ложной церковью.
В Бельгийском исповедании для описания Церкви используется два слова. В двадцать восьмом артикуле говорится следующее: «...эта святая ОБЩИНА является СОБРАНИЕМ спасенных, и вне ее нет спасения...» Таким образом, Церковь называется ОБЩИНОЙ (лат. congregatio), потому что Христос собирает верных воедино. Он образует из них одно целое, Свою паству. Но эта ОБЩИНА также является СОБРАНИЕМ (лат. coetus). Тех, кого Христос собирает, Он также объединяет. Эти люди объединяются друг с другом, они ищут друг друга, потому что Слово Божье побуждает их поступать таким образом.
Как прекрасно (и это достойно нашего внимания), что описание Церкви в катехизисе начинается с указания на Сына Божьего, нашего Господа Иисуса Христа. Ибо именно Он собирает, защищает и руководит Церковью. Бог помазал Царя Своего над Сионом (Пс. 2:6), то есть Иисуса Христа над Церковью. Таким образом, невозможно иметь отношений с Церковью без сопричастности ко Христу. В двадцать седьмом артикуле Бельгийского исповедания сказано, что Церковь является «святой общиной и собранием истинно верующих христиан». Конечно, в церкви есть лицемеры (те, кто всего лишь играет в христианство). Но, несмотря на то что эти люди находятся в церкви, они тем не менее не являются частью Церкви. Они подобны камням в желчном пузыре, которые находятся в теле, подпитываются его соками, но не являются его частью. Вместе с Церковью мы должны постоянно взирать на Христа. Он – ее Крепость, Он – ее Царь. Вот почему мы можем быть уверены в том, что Он облагодатствует Церковь Своими милостями. Ибо Ему дана вся власть как на небе, так и на земле. Мы должны постоянно спрашивать себя: какова воля Божия? Если мы будем поступать таким образом, то собирание Церкви и ее защита будут происходить «естественным образом». Если бы каждый так поступал, то единство Церкви поддерживалось бы надлежащим образом. В настоящее время единство Церкви не поддерживается нами так, как того требует от нас Бог, частично по причине нашего искаженного восприятия истины, но в целом потому, что люди не возлагают полностью свою надежду и упование на Христа и не стремятся исполнять требования Его Святого Слова.
Также в катехизисе сказано, что Христос собирает Церковь «для Себя». Он собирает ее для Самого Себя, потому что она принадлежит Ему. Вот почему мы должны всегда стремиться познавать Божью волю во всем, что касается Церкви.
Христос собирает Церковь от начала мира и до его конца. Эта работа по собиранию Церкви осуществляется в разные периоды. Кроме того, Он собирает Свою Церковь из всего человеческого рода, из всех племен, народов, языков (Откр. 7:9). Он собирает ее с помощью Святого Духа, Который действует посредством Слова (Деян. 16:14). Именно таким образом Христос собирает для Себя общину верных, избранных к вечной жизни! Церковь предназначена для вечной жизни. И она достигнет ее, потому что была избрана для этой жизни (Рим. 8:29). Источник Церкви – Божье избрание.
Христос, собирая Себе Церковь, также защищает и сохраняет ее. Но этот факт не подразумевает того, что Церковь будет всегда пребывать в безмятежном состоянии. Церковь призвана претерпевать лишения и нести свой крест. Ведь издревле было предсказано, что она будет подвержена преследованиям в этом мире. Но, несмотря на всю ярость врагов, Христос не допустит ее падения (смотрите артикул 27 Бельгийского исповедания). Кроме того, Господь никогда не забудет обеспечить Церковь всем необходимым для того, чтобы она смогла устоять в вере (2-е Тим. 4:17–18).
Последние слова данного ответа учат нас о том, что существуют два типа верующих, живые и мертвые. Последние также являются членами церкви. Они представляют собой мертвые ветви виноградной лозы. В последней части этого ответа (как и в его первой части) – «я являюсь и вовеки пребуду живым членом этой Церкви» – подчеркивается важность веры. Вот почему как в первой, так и в последней части ответа присутствует слово «верую» (в русском переводе катехизиса слово «верую» представлено только в начале предложения. – Прим. пер.). Только благодаря вере христианин знает, что является живым членом Церкви. Более того, благодаря этой же вере я знаю, что пребуду членом Церкви вовеки. Уверенность в данном факте не должна приводить христианина к беспечности и самодовольству. Ведь это учение, прежде всего, было открыто нам, чтобы утешить и подбодрить нас (в связи с этим внимательно прочитайте пятую главу Канонов Дортского синода).
Церковь одна. В двадцать седьмом артикуле Бельгийского исповедания говорится следующее:
«...она волей и сердцем объединяет и соединяет людей в одном и том же Духе силой веры».
В катехизисе утверждается, что Церковь объединяет и соединяет людей «силой веры» (Еф. 4:4–6; Иоан. 17:21). Церковь СУЩЕСТВУЕТ во Христе и при помощи Святого Духа. Нам заповедано ПОДДЕРЖИВАТЬ единство Церкви (смотрите артикул 27 Бельгийского исповедания). Нравится это нам или не нравится, но мы обязаны присоединиться к Церкви, подчинившись ее учению и дисциплине. Мы должны преклонить головы, дабы покорно принять Христово ярмо (иго).
Церковь свята. В двадцать седьмом артикуле Бельгийского исповедания о ее членах сказано:
«...омытых Его кровью и освященных и запечатленных Святым Духом».
Однако это не значит, что они совершенны. В двадцать девятом артикуле Бельгийского исповедания говорится следующее:
«Однако это не должно пониматься так, словно в них не остается никакой немощи; но они борются с ней день и ночь благодатью Святого Духа, постоянно находя себе убежище в крови, смерти, страдании и послушании нашего Господа Иисуса Христа, в Котором они имеют прощение грехов по вере в Него» (см. также: Еф. 5:25–27).
Церковь является кафолической (вселенской), ибо она собрана из всех народов, всех званий и слоев общества (Откр. 7:9; предпоследнее предложение двадцать седьмого артикула Бельгийского исповедания).
Церковь является христианской. В тридцать первом артикуле Бельгийского исповедания говорится, что Христос является «единственным вселенским Епископом и Главой Церкви» (см.: Кол. 1:18; Еф. 2:20–22). Собрание, которое не признает и не отстаивает уникальность царственного положения Христа, не может называться церковью.
Перекрестные ссылки
- В Канонах Дортского синода, 2:9, говорится, что Церковь существовала и будет существовать всегда.
- См. также форму публичного исповедания веры (вопросы 1 и 4).
Вопросы
- Каково значение слов «церковь» и «община»? В чем разница между выражениями «верую относительно…» и «верую в…»? Почему мы говорим: «Верую относительно Церкви…»? (см. объяснение различий между английским и русским текстами Апостольского символа веры. – Прим. пер.).
- На какие еще особенности Церкви, о которых упоминается в Святом Писании, мы должны обратить внимание?
- Что Бог обещает Церкви? Чего Бог требует от Церкви?
- На какие аспекты Церкви в первую очередь обращает внимание катехизис? Какой из артикулов Бельгийского исповедания содержит аналогичные определения? Какова основная тема артикулов 28 и 29 Бельгийского исповедания?
- Какие два слова использует Бельгийское исповедание для описания Церкви? В чем их различия?
- Кто является Царем Церкви? Возможно ли истинное общение в Церкви без истинной причастности ко Христу?
- Кто такие лицемеры? Являются ли они неотъемлемой частью Церкви, или только пребывают в ней (подобно желчным камням в теле человека)? Объясните, чем отличается пребывание в Церкви от принадлежности к Церкви?
- В течение какого периода Христос собирает Церковь? Из чего и кого Он собирает Церковь? Какие Он использует для этого средства? Что ожидает Церковь в вечности? Благодаря какому источнику Церковь будет пребывать в этом состоянии в вечности?
- Чем еще, кроме СОБИРАНИЯ Церкви, занимается Христос? Что это значит?
- Какие есть члены церкви? Как мы можем знать, что являемся живыми членами Церкви и что останемся таковыми навсегда? В какой главе Канонов Дортского синода говорится о стойкости святых?
- Что является основой для единства Церкви? В чем состоит наша ответственность относительно единства Церкви?
- Что означает выражение «святая Церковь»? Подразумевает ли оно совершенство Церкви?
- Почему важно называть Церковь «кафолической» («вселенской»)?
- Что означает выражение «христианская Церковь»?
Вопрос 54 (часть вторая)
Церковь и церкви?
Примечания
Обсуждая вопрос Церкви, люди склонны употреблять различные термины, которые не используются в данном вероисповедном документе и которых нам также следует избегать. Ибо, хотя каждый из этих терминов подразумевает определенное верное утверждение относительно Церкви, тем не менее их использование привело к возникновению искаженных представлений о Церкви. Мы рассмотрим данные термины, дабы опровергнуть заблуждения, связанные с ними.
Например, люди говорят о Церкви ВОИНСТВУЮЩЕЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ и ГРЯДУЩЕЙ.
Конечно, каждый из этих терминов, если употреблять их осторожно, может нести в себе определенную долю истины. Так, Церковь, вне сомнений, должна СРАЖАТЬСЯ с сатаной, миром и греховной природой своих членов, но в то же время она уже может с гордостью сказать, что «все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37). Кроме того, Церковь, пребывающую на небесах, действительно можно назвать ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ, потому что она уже ВЫИГРАЛА СРАЖЕНИЕ, но в то же время члены Церкви (пребывающей на небесах) продолжают молиться об окончательной и безоговорочной ПОБЕДЕ Христа (Откр. 6:10). В термине «ГРЯДУЩАЯ Церковь» также присутствует определенная доля истины, так как он правильно указывает на то, что верущие на небесах, будучи освященными, и верующие на земле, пребывая еще в борьбе с сатаной, грехом и миром, не образуют собой полноту единой Церкви. Ведь в нее все еще не вошло полное число верных. Вот почему в катехизисе сказано, что Сын Божий СОБИРАЕТ, ЗАЩИЩАЕТ и СОХРАНЯЕТ Свою Церковь (все глаголы представлены в настоящем времени). Христос совершал, совершает и будет совершать этот труд. Следовательно, Церковь – все еще ОБРАЗУЮЩАЯСЯ ЦЕРКОВЬ (то есть находится в процессе формирования). Никто еще не видел Церковь во всей ее полноте. Это будет возможно только тогда, когда последний из числа избранных будет прославлен. Но до того времени Церковь все еще похожа на строящееся здание. И вы можете видеть не все здание, но только его часть.
Таким образом, Церковь ВОИНСТВУЮЩАЯ, Церковь ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ и Церковь ГРЯДУЩАЯ – это не три разных церкви, но три аспекта одной и той же Церкви. Невозможно объединить в одно и то же время аспекты Церкви как воинствующей и как торжествующей, но в своей воинственности Церковь должна иметь веру такую, как вера Церкви торжествующей, посредством чего сможет продолжать сражаться на земле. Кроме того, Церковь как торжествующая должна сохранить эту веру до того момента, как станет Церковью грядущей.
Кроме того, разделение Церкви на ВИДИМУЮ и НЕВИДИМУЮ нанесло серьезный вред пониманию природы Церкви. Конечно, у Церкви есть как видимый аспект, так и невидимый, подобно тому как у часов есть видимая часть – циферблат, и невидимая – часовой механизм. Таким образом, пределы Церкви и ее вера НЕВИДИМЫ, в то время как ее исповедание и жизнь ВИДИМЫ. Проблема возникает тогда, когда некоторые люди делают большее ударение на одном аспекте, пренебрегая другим. Так, они могут сказать примерно следующее: «Самое главное то, что мы являемся членами НЕВИДИМОЙ Церкви!» (на самом деле это бессмыслица: как собрание людей может быть невидимым?). Такие люди считают, что слово «собирает» в катехизисе относится к видимой церкви, в то время как выражение «...вовеки пребуду... членом ...» – к невидимой. Однако ни катехизис, ни Бельгийское исповедание не проводят такого различия.
Кроме того, различают Церковь как ИНСТИТУТ и как ОРГАНИЗМ. Конечно, Церковь представляет собой живой организм. Церковь – это ТЕЛО, ЧЛЕНАМИ которого мы являемся. Но она также существует как ИНСТИТУТ, как УЧРЕЖДЕНИЕ. Вот почему Церковью руководят люди, занимающие в ней определенные должности. Но, подчеркивая важность первой концепции и пренебрегая второй (и наоборот), некоторые люди исказили понимание сущности Церкви. По этой причине одни утверждают, что мы едины не ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО, но ОРГАНИЧЕСКИ. Те, кто разделяет подобные взгляды, склонны игнорировать Церковь как ИНСТИТУТ. Несмотря на то что такие взгляды широко распространены, их следует осуждать и отвергать.
По этим причинам (поскольку нигде в Гейдельбергском катехизисе не говорится о подобном) мы отвергаем различие между ЦЕРКОВЬЮ и церквями. То есть ЦЕРКОВЬ представлена во всех церквях, несмотря на то что она может проявляться в них в большей или меньшей степени. Эта теория называется ЕДИНСТВОМ В МНОГООБРАЗИИ (английский термин PLURIFORMITY). Она подразумевает, что сущность ЦЕРКВИ проявляется в МНОГООБРАЗНЫХ ФОРМАХ во всех церквях. Жизнь Церкви действительно многообразна. По этой причине существуют различия между городскими и сельскими церквями, большими и маленькими церквями, богатыми и бедными церквями, старыми и новыми церквями. Но если церкви не едины, противоречат друг другу, отказываются от церковного общения друг с другом, то в них не проявляется многообразность единой Церкви.
Доктор А. Кайпер, один из наиболее ревностных защитников этой теории, согласился с тем, что Гейдельбергский катехизис не признает ее. Данная теория вызывает возражения, по той причине что она основана на ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ситуации, а не исключительно на БОЖЬЕМ СЛОВЕ. Кроме того, она в каком-то смысле оправдывает грех разрозненности Церкви. Вот почему эта теория не способна помочь объединению Церкви и препятствует ей применять дисциплину. Кроме того, данная теория способствовала возникновению современного экуменического движения (и поддерживается им в настоящее время).
В Гейдельбергском катехизисе не упоминается о более чистых или менее чистых церквях, подобно тому как это проявляется в теории единства в многообразии, но говорит «о теле и общении истинной Церкви, которую необходимо отличать от всех сект, именующих себя Церковью» (артикул 29 Бельгийского исповедания). Кроме того, данный артикул провозглашает следующее:
«Мы верим, что нам необходимо старательно и очень тщательно различать с помощью Слова Божьего, что есть истинная Церковь, поскольку все секты этого мира присваивают себе имя Церкви».
Также в этом артикуле Бельгийского исповедания представлены признаки истинной Церкви:
- Проповедь чистого евангельского учения (то есть ничто не добавляется к Святому Писанию и ничто не убирается из него);
- Преподание таинств согласно установлению Христа (следовательно, таинства нужно преподавать только так, как заповедал Христос, и только тем, кто соответствует описанным Им критериям;
- Практика применения церковной дисциплины для исправления и наказания грехов.
Говоря кратко, истинная Церковь – это Церковь, которая руководствуется чистым Словом Божьим, отвергая все то, что противоречит ему, и признает своим единственным Главой только Христа.
Эти признаки могут в большей или меньшей степени проявляться в группах, которые, руководствуясь неправильными мотивами, отделяются от Церкви. По этой причине данные группы не могут быть ИСТИННОЙ ЦЕРКОВЬЮ, пребывая вне ее и не практикуя истинного общения с ней. Теперь нам следует рассмотреть признаки ложной церкви, как они изложены в двадцать девятом артикуле Бельгийского исповедания.
В ложных церквях могут находиться как члены, так и служители, которые желают проповедовать евангельское учение. Согласно двадцать восьмому артикулу, такие люди должны, как об этом говорит Слово Божье, удалиться от тех, кто пребывает в ложной церкви, и присоединиться к истинной (верной) церкви, где бы Бог ни основал ее. Пренебрегая этим повелением, они наносят себе огромный духовный вред и смущают немощных в вере, ослепленных количеством тех, кто принадлежит к ложной церкви.
Вопросы
- Поддерживаете ли вы использование различных терминов для описания Церкви, которые не представлены в вероисповедных документах? Почему?
- Что означают такие термины, как «Церковь воинствующая», «Церковь торжествующая» и «Церковь грядущая»? Можно ли их принять в качестве абсолютно верных описаний Церкви? Почему? Какая взаимосвязь существует между этими тремя аспектами Церкви? Может ли человек увидеть Церковь во всей ее полноте?
- Что относится к видимой части Церкви? Что относится к невидимой? Почему термин «невидимая церковь» на самом деле является бессмыслицей? Какие проблемы возникают при использовании терминов «видимая церковь» и «невидимая церковь»?
- Что означает выражение «Церковь – это живой организм»? Что означает выражение «Церковь – это институт»? Какие проблемы возникают при использовании данных выражений? Разве жизнь Церкви не характеризуется единством в многообразии? В каком смысле Церковь многобразна?
- Говорится ли в исповедании о более чистых или менее чистых церквях? Как в нем различаются церкви? Каковы признаки истинной Церкви? Что обязаны сделать те, кто пребывает в ложных церквях?
Вопрос 54 (часть третья)
Как мы должны себя вести в Божьем доме
Примечания
В артикулах 30–32 Бельгийского исповедания рассказывается о церковном управлении. Единственным Царем Церкви является Христос, Который правит ею посредством Своего Духа и Слова, а также чрез служителей (поставленых Им). Следовательно, служители Церкви обладают не собственной властью, но властью, которую им дал Христос исключительно для служения Церкви. Они правят не силой, но наставлением. Их задача – подчинять людей не себе, но Христу и Его Слову.
В Церкви есть два вида служений:
а) СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ (НЕОБЫЧНЫЕ) служения апостолов, пророков и евангелистов, которые были установлены в ранний период создания Церкви для ее созидания;
б) ЕСТЕСТВЕННЫЕ (ОБЫЧНЫЕ) служения, которые существуют в настоящее время и будут существовать до Господня пришествия (см.: воскресный день 12, вопрос/ответ 32):
- служители, или пасторы, проповедующие Слово Божье и преподающие Господни таинства (1-е Тим. 5:17);
- старейшины, которые управляют церковью вместе с пасторами (Деян. 20:28);
- диаконы, которые занимаются делами милосердия.
Из этих служителей состоит церковный совет, или консистория (тридцатый артикул Бельгийского исповедания; тридцать восьмая статья книги церковного уклада). Именно таким образом, согласно установлению Христа, осуществляется управление поместной церковью (см.: Откр., гл. 1–3).
Осуществлять руководство церковью имеет право только консистория. Несколько поместных церквей должны образовать совместное объединение, но ассамблея, будучи собранием представителей поместных церквей, не представляет собой некую высшую форму власти.
Каждая поместная церковь отправляет двух делегатов (пастора и старейшину) на собрание (classis), которое проводится каждые три месяца. Делегаты от этих собраний встречаются вместе на региональном синоде один раз в год. Делегаты от региональных синодов встречаются раз в три года на всеобщем синоде (соборе). Постановления общих собраний обязательны для поместных церквей только в том случае, ЕСЛИ они не противоречат Святому Писанию и книге церковного уклада (тридцать первая статья книги церковного уклада). Книга церковного уклада и Три формулы единства образуют собой обязательные документы объединения реформатских церквей.
Каждый активный член поместной церкви должен быть знаком с книгой церковного уклада. Кроме того, желательно, чтобы у каждого члена поместной общины была брошюра с кратким объяснением книги церковного уклада.
Перекрестные ссылки
- См. формы для рукоположения служителей Слова и миссионеров, а также форму для рукоположения старейшин и диаконов.
Ереси
- ПЛИМУТСКИЕ БРАТЬЯ («братья», как они сами себя называют, или «дарбисты», по имени их духовного отца Д. Н. Дарби). Плимутские братья не признают особых служений в церкви (пастор, старейшина, диакон). Всякий ведомый Святым Духом, как они считают, может вести служение и преподавать таинства.
- АРМИЯ СПАСЕНИЯ. Эта секта не только придерживается арминианской ереси (и других ересей), но и считает себя организацией на добровольной основе, которая отвергает Господни таинства (святое причастие и крещение).
- КАФОЛИЧЕСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (или ИРВИНГИТЫ). Представители данного течения считают, что апостольское служение не прекратилось, а посему должно практиковаться в современной церкви. Более того, возникшая относительно недавно группа ирвингитов (в секте существуют три или четыре ответвления) считает, что Христос вновь явился их апостолам во плоти, и по этой причине они провозглашают новое Божье Слово (по их мнению, Библия является устаревшей книгой).
- ИЕРАРХИЯ. Особенно явно иерархическая структура проявляется в римско-католической церкви. В католицизме служитель низшего чина подчиняется служителю высшего чина, образуя таким образом иерархическую пирамиду, на вершине которой находится папа римский как верховный правитель церкви.
- ЦЕЗАРЕПАПИЗМ. Цезарепапизм присущ византийской (православной) церкви. В данном случае кесарь (император, земная власть) правит, как папа римский.
- КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ (ИНДЕПЕНДЕНТСТВО) отрицает объединение церквей. Несмотря на то что конгрегационалисты все же проводят собрания, на которых присутствуют представители поместных церквей, они тем не менее считают эти собрания консультативными по своему характеру.
- ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. В это движение принимается любая организация, называющая себя церковью. Кроме того, оно было основано с целью преобразования «церквей» в одну мировую церковь (Всемирный совет церквей, ВСЦ). Существуют и другие экуменические организации, такие, например, как Международный совет христианских церквей (МСХЦ), представители которого считают, что экуменизм соответствует учению Святого Писания, и Реформатский экуменический совет (РЭС, ранее Реформатский экуменический синод).
Комментарии: история Церкви
История Церкви представляет собой процесс искажения и восстановления. Учение Церкви, пребывавшей в Средние века под властью папы римского, было крайне искажено (почитание святых, папская месса, учение о добрых делах, положение папы). Но в начале шестнадцатого столетия Бог, будучи верен Своим обетованиям, даровал Церкви великую Реформацию (Лютер, Кальвин). В Нидерландах Реформация достигла своего апогея во время проведения Дортского синода (1618–1619 гг.). Однако вскоре Церковь снова погрузилась в пучину невежества и отступничества. В 1816 году по указу короля Виллема Первого христианская реформатская церковь приобрела статус официальной государственной церкви. После этого события люди могли придерживаться любых учений и распространять их беспрепятственно в церкви. В 1834 году Господь даровал новую Реформацию посредством Сецессии (отделения группы реформатских церквей от государственной церкви), которая началась в Ульруме. Ее предводителями были Хендрик де Кок, Симон ван Вельзен, Ант Бруммелькамп, Х. Шольте. Сецессия не создала новую церковь. Скорее, это движение характеризовалось возвращением к древнему учению и управлению Церкви. Нидерландская церковь снова стала верной Господу, несмотря на то что многие осуждали Сецессию. В 1886 году произошло второе отделение, или Doleantie, под руководством А. Кайпера и Ф. Л. Рутгерса. В 1892 году эти группы объединились, создав новую деноминацию – «Реформатские церкви в Нидерландах». Малая часть церкви, которая образовалась в результате Сецессии 1834 года, не вошла в новое объединение, но продолжила свое существование как Христианская реформатская церковь (Christlijke Gereformeerde Kerk). В первые годы своего существования новая деноминация процветала, но вскоре начала отступать от библейского учения. Синоды, проводившиеся с 1939 по 1944 год, нарушили принцип христианской свободы и обязали членов церквей принять учение о так называемом предположительном возрождении, которое не обосновано Святым Писанием. На синоде, проходившем в 1946 году, была принята «альтернативная формула» которая заменила учение о предположительном возрождении. Церкви больше не были обязаны принимать данное учение, хотя синод продолжал его придерживаться и распространять. Более того, синод, состоявшийся в 1959 году, приостановил действие «альтернативной формулы» (но не отменил, продолжая рекомендовать ее церквям). Кроме того, синод приписал себе власть, которая превышала власть Святого Писания (так называемая синодократия). Движение «Освобождение», начавшееся в 1944 году, стало, по милости Господа, покаянием церкви за эти грехи. Как и предыдущие движения и реформации, оно не создало новую церковь.
В заключение скажем, что каждый должен изучать историю своей церкви!
Вопросы
- Кто единственный Царь Церкви? Как Он руководит Церковью? Какой властью обладают служители Церкви? Как они должны использовать ее?
- Что вы знаете о сверхъестественных (необычных) служениях Церкви? Какие есть обычные служения Церкви?
- Какие принципы руководства Церковью даны нам Христом? Существует ли необходимость в общих представительских собраниях Церкви? Какие общие представительские собрания вы знаете? Как часто они проводятся? Какой властью обладают их постановления?
- Каких взглядов (относительно Церкви) придерживаются Плимутские братья, Армия спасения и Кафолическая апостольская церковь? Что такое иерархия, цезарепапизм и экуменизм?
- Какое выдающееся событие произошло в начале шестнадцатого столетия? Что происходило в 1618–1619 годах, в 1886, 1882 и 1944 годах? Кто был предводителем Сецессии 1834 года? Кто был руководителем движения Doleantie в 1886 году?
Воскресный день 21
Вопрос 55
ВЫ – ЧЛЕНЫ ДРУГ ДРУГА
55. Что означает общение святых?
Ответ: Во-первых, то, что верующие, все вместе и каждый в отдельности, причастны Христу и всем Его благам как члены Его тела. Во-вторых, то, что каждый, получивший этот дар, должен с готовностью и радостью содействовать общей пользе и спасению остальных. |
Примечания
Следует обратить самое пристальное внимание на тот факт, что учение об общении святых является неотъемлемой частью учения о церкви. Апостольский символ веры не отделяет церковь от общения святых. Они представляют собой две стороны одной и той же медали. Церковь, в которую (в оригинале – «относительно которой». – Прим. ред.) мы верим, и есть общение святых.
Святые являются членами церкви (смотрите воскресный день 21, вопрос/ответ 54, часть 1).
Их привилегия заключается в том, что все они могут пользоваться ДАРАМИ И БОГАТСТВАМИ Христа. Их призвание состоит в том, чтобы использовать эти дары с ГОТОВНОСТЬЮ и РАДОСТЬЮ, ради ПОЛЬЗЫ и БЛАГА остальных членов церкви.
Те, кто считает, будто можно иметь общение святых вне церкви, серьезно заблуждаются.
Перекрестные ссылки
- Двадцать восьмой артикул Бельгийского исповедания признает то, что обязанность всех и каждого – присоединиться к истинной церкви и «...служить в назидание братьям и сестрам, согласно тому дару, который, как членам единого Тела, Бог им уделил».
- См. также форму празднования Вечери Господней (общение).
Вопросы
- Отличается ли общение святых от церкви?
- О каких святых идет речь?
- В чем заключается их привилегия? Каковы их обязанности?
Вопрос 56
МИР С БОГОМ
56. Во что ты веруешь относительно отпущения грехов?
Ответ: В то, что Бог ради совершенного Христом искупления полностью изгладил из Своей памяти мою испорченность, с которой мне тем не менее следует бороться всю свою жизнь. А также в то, что Он даром наделил меня праведностью Христовой, чтобы впредь мне никогда не приходить на Его суд. |
Примечания
Вопрос прощения грехов рассматривается в Гейдельбергском катехизисе в разделах воскресных дней 15, 23 и 51. В этом разделе прощение грехов описывается как благо, дарованное Богом церкви (см. также: Compendium, вопрос/ответ 42: «Какое благо Господь дарует этой общине? Он дарует ей прощение грехов, воскресение тела и вечную жизнь»). Кроме того, в двадцать восьмом артикуле Бельгийского исповедания утверждается, что вне церкви нет спасения. Это не значит, что вне церкви никто не может быть спасен. Данное выражение подразумевает, что вне церкви нет СПАСЕНИЯ (как духовного здоровья) и что, как правило, нам НЕ СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ спасения вне церкви.
Только Бог может простить грех. Мы не сможем избавиться от греха, рассказав кому-то о нем. Мы можем получить облегчение, но не прощение. Мы должны просить прощения у Бога и получать его только от Бога!
Бог, прощая грех, не вменяет его нам, но забывает о нем. Прощение возможно потому, что Он Сам оплатил долг греха через Христа РАДИ СОВЕРШЕННОГО ИМ ИСКУПЛЕНИЯ.
Бог прощает ВСЕ НАШИ ГРЕХИ и нашу греховную природу, бороться с которой мы должны всю свою жизнь. Без этой борьбы не может быть прощения. Ибо духовная борьба является свидетельством истинности молитвы о прощении. В псалме 31, стих 2, говорится следующее:
«Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!»
Вопросы
- Почему вопрос прощения грехов обсуждается в данном контексте? Где еще в катехизисе рассматривается этот вопрос? Что означает выражение «вне церкви нет спасения»?
- Кто обладает исключительным правом прощать?
- Что означает глагол «простить»? Как может праведный Бог простить грех?
- Что Бог прощает?
- О чем говорится в псалме 31, стих 2?
Этот материал еще не обсуждался.