Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
Воскресный день 50
Вопрос 125
Хлеб наш насущный дай нам на сей день
125. В чем состоит четвертое прошение?
Ответ: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». То есть: «Даруй нам все необходимое для этой жизни, дабы познали мы, что Ты – единственный источник всех благ и без благословения Твоего все наши умения и старания и даже Твои дары могут принести лишь вред. Посему даруй нам отвратить свое упование от всякого творения и возложить его только на одного Тебя». |
Примечания
Ранее вы могли заметить, что третье прошение, упоминая о служении и призвании человека, обращает наше внимание на земной аспект этого. Четвертое прошение, в свою очередь, содержит просьбу к Господу о поддержании нашей земной жизни, дабы таким образом могло святиться Его имя. Ибо мы не имеем права отделять четвертое прошение от первых трех. Мы просим о хлебе, чтобы исполнить волю Господа, дабы было установлено Его Царство, дабы святилось Его имя.
Христос учит нас молиться о ХЛЕБЕ. Как правильно подмечено авторами катехизиса, данное прошение подразумевает все наши физические нужды (кров, одежда, работа и т. д.). Выражение «зарабатывать кусок хлеба» также подразумевает данную концепцию. То есть имеется в виду, что у человека есть нужды, которые необходимо восполнить. Но, испрашивая хлеб, мы, согласно учению Господа, должны умерять свои желания. Кроме того, Он еще больше ограничивает наши потребности, уча нас молиться только о хлебе «на сей день».
Дай нам на СЕЙ день наш НАСУЩНЫЙ хлеб. Слово «насущный» в данном контексте также означает «в достаточной мере».
Таким образом, Господь обещает обеспечить нас в борьбе и лишениях всем необходимым, дабы мы могли продолжать Его дело. Христос, уча нас молиться о насущном хлебе, указывает тем самым на Божье обетование относительно поддержания нашей жизни.
Обратите внимание на то, что Господь учит нас молиться не о манне, но о хлебе. Хлеб не падает с неба, но является заслуженным результатом кропотливого труда людей. Если мы желаем молиться Господу о нашем насущном хлебе так, как нас научил Христос, то мы должны также иметь и желание работать! Но, несмотря на требование о том, что человек должен работать, мы тем не менее должны просить хлеб у Господа. Ибо мы признаем, что Он является «единственным источником всех благ», без благословения Которого все наши умения и старания и даже Его дары могут принести лишь вред. Потому что не дары, которыми мы обладаем, но исключительно Божьи благословения поддерживают нашу жизнь. Зачастую Его благословения проявляются в малых, на первый взгляд незначительных, вещах!
По своей природе мы склонны уповать на творение. Вот почему в данном прошении содержится просьба: «Посему даруй нам отвратить свое упование (то есть для нас совершенно естественно уповать на творение, поэтому мы должны разорвать эту взаимосвязь) от всякого творения и возложить его только на одного Тебя».
Следует отметить, что Господь также учит нас молиться и о других людях. В прошении не сказано «даруй мне», но «даруй нам». Бедняк, молясь Господу, не должен забывать о богатом человеке, а богач, в свою очередь, не должен забывать о бедняке! Более того, получающий много от Господа должен помнить, что ему необходимо молиться не только о себе, но и о других людях, потому что блага, которые даровал ему Бог, предназначены не только для него. Например, хлеб, предназначенный для слуг, Бог дарует сначала господам, а пищу для бедных посылает прежде богатым.
Вопросы
- Почему мы молимся о хлебе?
- Что подразумевается под словом «хлеб»? Как Господь ограничивает наши желания в данном прошении? Почему мы говорим о НАШЕМ хлебе?
- Подразумевает ли данное прошение, что мы обязаны работать? Из чего это видно? Почему в таком случае мы все равно должны молиться?
- Какая просьба содержится в данном прошении?
- Должны ли мы просить хлеб у Господа только для себя? Имеет ли этот вопрос отношение к тому, чем мы обладаем? Какое?
Этот материал еще не обсуждался.