30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

БОГ СВЯТОЙ ДУХ И НАШЕ ОСВЯЩЕНИЕ

Воскресный день 20

 

Вопрос 53

 

Утешитель

 

 

Примечания

 

Двадцатый воскресный день – это начало рассмотрения третьей части Апостольского символа веры. Третья часть посвящена Святому Духу, третьей Ипостаси триединого Бога (воскресный день 8). Вместе с Отцом и Сыном Он является истинным и вечным Богом. Вот почему в Апостольском символе веры сказано: «Верую во Святого Духа». То, что Святой Дух является Богом, очевидно из того, что Святое Писание приписывает Ему Божественные имена (Деян. 5:3–4), качества (атрибуты) (Пс. 138:7–8), деяния (Быт. 1:2) и почести (Матф. 28:19) (см. примечания к восьмому воскресному дню).

 

Святой Дух не является всего лишь силой Божьей или влиянием, которое исходит от Бога, но независимой Личностью. В Первом послании к коринфянам, 2:10, сказано:

 

«…ибо Дух все проницает, и глубины Божии».

 

Кроме того, мы можем огорчить Святого Духа (Еф. 4:30).

 

Третья Личность Троицы названа ДУХОМ не потому, что Он более духовен, чем Отец или Сын, но по причине Его образа существования. Ибо Он, подобно дыханию, исходит от Бога и возращается к Нему, и это схоже с тем, как человек делает вдох и выдох. Дух назван СВЯТЫМ не потому, что Он более свят, чем Отец или Сын, но потому, что Он совершает особое служение – освящение всего сущего.

 

Катехизис говорит только о действии Святого Духа в Церкви, то есть о Его труде, который совершается для искупления и сохранения Божьего народа. Однако Его действие не ограничивается только Церковью. Ведь Святой Дух дарует нам жизнь. Кроме того, всякое знание исходит от Него. В псалме 103, стих 30, говорится следующее:

 

«Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли»

(см. также: Исх. 31:3).

 

Верующий исповедует следующую истину относительно Святого Духа: «Он также дан и мне». Это значит, что в нас самих нет Святого Духа. К сожалению, в нашей ветхой природе обитает дух нечестия. Более того, мы не можем заслужить Святого Духа. Он может лишь быть ДАРОВАН нам. Но каким образом тот, кто исповедует данную истину, может быть уверен в том, что ему дарован Святой Дух? Только посредством веры в Божье обетование. Ибо, когда мы были крещены во имя Святого Духа, Он засвидетельствовал и удостоверил нас посредством сего святого таинства, что Он будет обитать в нас и совершать Свой труд, передавая нам то, чем мы обладаем во Христе.

 

Святой Дух был дан нам, дабы посредством истинной веры мы стали причастниками Христа и Его благ. Нам жизненно необходимо быть причастниками Христа, нашего совершенного Спасителя. Именно этот труд совершает Святой Дух. Он производит в нас веру, посредством которой мы прививаемся ко Христу (воскресный день 7). Святой Дух совершает Свой труд чрез проповедь Слова (воскресный день 25, вопрос/ответ 65), посредством которой Он помогает нам познать самих себя и научает обращаться ко Христу.

 

Святой Дух УТЕШАЕТ нас. Под греческим словом «утешитель» подразумевается также некий заступник, адвокат, защитник. Таким образом, Христос является нашим Адвокатом, сидящим одесную Отца. Он ходатайствует за нас пред Отцом, ссылаясь при этом на совершенный Им труд спасения. А Святой Дух является Утешителем, Который пребывает в нас. Он совершает в нас Свой труд увещевания посредством Слова, обращая наши взоры на совершенную жертву Христа и Отцово обетование. Таким образом Он помогает нам в наших немощах и молится за нас (Рим. 8:26–27).

 

Он будет с нами ВСЕГДА (Иоан. 14:16). Кроме того, Святой Дух может оставить нас и отнять у нас Свои дары. Он поступает так тогда, когда мы согрешаем и угашаем Его (Еф. 4:30). Обещание того, что Святой Дух пребудет с нами всегда, было дано нам для нашего утешения, а также для того, чтобы мы не впали в уныние (Пс. 50:13).

 

Святое Писание также говорит о хуле на Святого Духа, или грехе против Святого Духа. Этот грех может быть совершен лишь теми, кто был знаком с евангелием Христа. Суть данного греха заключается в том, что человек, прекрасно зная, что евангелие истинно и верно, тем не менее упорно противится ему и отвергает, называя его работой дьявола. Этот грех никогда не будет прощен Богом. Человек, совершивший такой грех, никогда в нем не покается. Следовательно, можно уверенно утверждать следующее: всякий, кто думает, что похулил Святого Духа и терзается по этой причине, на самом деле не совершал данного греха (Евр 6:4–8; Матф. 12:31–32).

 

Перекрестные ссылки

 

  1. В одиннадцатом артикуле Бельгийского исповедания также говорится о том, что Святой Дух является истинным и вечным Богом.
  2. В вероисповедных документах о Святом Духе говорится во многих местах. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию: Каноны Дортского синода, 3/4:3, 6, 11 и 16; 5:5–6.
  3. Описание работы Святого Духа представлено также в форме для проведения таинства крещения (учение о крещении), в определении обетования, которое запечатлено в крещении. Форма для проведения таинства крещения говорит об обитании Его в нас, очищении и обновлении (возрождении).
  4. В молитве, которую произносят перед совершением таинства Вечери Господней (форма празднования Вечери Господней), содержится прошение о том, чтобы Бог совершал в нас Свой труд Своим Святым Духом.

 

Вопросы

 

  1. Что в первую очередь говорится о Святом Духе в разделе 20-го воскресного дня? На основании чего можно утверждать, что Святой Дух является Богом? Разве Святой Дух не является всего лишь Божьей силой? Тогда Кто Он на самом деле? Что говорит Еф. 4:30?
  2. Почему Он назван ДУХОМ? Почему Он назван СВЯТЫМ Духом?
  3. Где еще, кроме Церкви, совершает Свое служение Святой Дух? Какого рода это служение?
  4. Почему нам должен быть дан Святой Дух? По КАКОЙ ПРИЧИНЕ Он дан нам? На каком основании верующий может с уверенностью утверждать, что ему дан Святой Дух?
  5. Какуй труд совершает в нас Святой Дух? Кто наш Адвокат (Ходатай) на небесах? Как Святой Дух утешает нас?
  6. Может ли Святой Дух оставить Божьих людей? А что Он может сделает? Что вы знаете о хуле на Святого Духа?

 

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.