Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
Воскресный день 4
ВОПРОС 9
ВИНОВЕН В БЕССИЛИИ
Заметки
1. В предыдущих разделах мы уже отметили, что человек не может исполнить закон Божий, даже частично. Таким образом, перед нами встает вопрос: разве справедливо, что Бог требует от человека невозможного? Ведь несправедливо требовать от ребенка сделать то, на что способен только взрослый. Но грешник – не ребенок. Ему было дано все, в чем он нуждался, для выполнения предстоящей ему задачи (Бог так сотворил человека, что тот был способен сделать это). Но человек отбросил эти инструменты (можно сказать, ограбил сам себя). И не просто по неведению, а по злоумышленному непослушанию. По своей глупости внушение дьявола он поставил выше Божьей заповеди. Поэтому он повинен в своем бессилии.
2. То, что все это полностью применимо к Адаму, возражений не вызывает. Но при чем тут мы? Мы-то никогда не обладали теми дарами, которые были у Адама! Поэтому вполне объяснимо, почему в Компендиуме ставится следующий вопрос: касается ли нас непослушание Адама? Ответ должен быть таковым: да, и нас касается; потому что он – отец всех нас, и все мы в нем согрешили. Катехизис утверждает то же самое, говоря о человеке (первом человеке, Адаме. –_ Прим.ред.) и подразумевая, что его действие коснулось всех его потомков.
3. Адам был не просто человеком, одним из многих. Люди не существуют сами по себе, обособленно от других. «От одной крови Бог произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Он сотворил людей так, что они связаны друг с другом как органическое целое, – подобно тому, как ветки одного дерева связаны с корнем или как члены тела связаны с головой. Можно сказать и больше: между людьми существует не только материальная, но и духовная связь. Это не только кровная связь. Это еще и связь завета! См. о завете творения: Введение, пункт 3, подпункт Г («Диспенсации»).
4. Согласно этому завету, Адам – это не только наш отец, но и наш законный представитель. Мы настолько связаны с Адамом, что Писание говорит: «В нем все согрешили» (Рим. 5:12). Адам согрешил не просто за нас или от нашего имени: наша связь с ним настолько тесна и существенна, что мы согрешили в нем! В нем мы сами отбросили наши превосходные дары!
В Новом голландском переводе этот текст звучит так: «Ибо все согрешили»[6]. Возможно, такой перевод и заслуживает предпочтения – сути это не меняет. В Новом голландском переводе приводится следующее примечание: «Это означает, что вместе с одним человеком – Адамом – согрешили все. Это одно преступление было грехом всех».
5. Итак, мы виновны в Адаме. Еще до того, как мы сами грешим, мы уже виновны пред Богом (Пс. 50:7). «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19). Эту унаследованную от Адама вину мы называем первородной виной. См. также: 1-е Кор. 15:21 и далее.
6. Мы уже говорили о первородном осквернении. Есть различие между этими понятиями: первородная вина означает, что в Адаме мы становимся виновными пред Богом, а первородное осквернение – что греховность Адама распространяется и на нас.
7. Наше греховное сердце противится мысли о том, что мы виновны в Адаме. Оно протестует против нашей причастности к Адаму. Но разве Бог не имел права сотворить человека так, как Он Сам хочет, и разве Он не имел права заключить с ним завет? Мы несчастны не по причине Божьих действий, а потому что разрушили то доброе, что дано Богом, и неправильно используем это доброе к собственной погибели. Нам же приличествует не возражать. И молиться Богу, Который приносит искупление на основе того же закона «один за всех».
А. См. о первородном грехе: Бельгийское исповедание, артикул 15.
Б. Также в Канонах Дортского синода (I.1) провозглашается справедливость Бога в осуждении грешников.
В. О грехопадении и его последствиях говорится в Канонах Дортского синода (III–IV.1–3).
Г. Обрати внимание и на то, как это учение отражено в первом вопросе Чина крещения.
Вопросы
1. Как случилось, что человек не может исполнить закон Божий?
2. Касается ли нас непослушание Адама?
3. Что значит, что Адам нам – больше, чем отец?
4. Каким сотворил Бог род человеческий?
5. Что связывает нас, кроме кровных уз?
6. Что сказано в Послании к римлянам, 5:12? И там же, 5:19?
7. Что такое первородная вина? А что такое первородное осквернение?
ВОПРОС 10
БОЖЬЕ НАКАЗАНИЕ
Заметки
1. Наказание – это возмездие; оно служит для восстановления нарушенной справедливости. Из этого следует, что наказание должно быть пропорциональным преступлению (Исх. 21:24, 25). Божья справедливость была попрана нашими грехами. Для восстановления нарушенной справедливости необходимо понести наказание. Делающий зло должен встретиться со злом.
2. А возможно, Бог, хочет оставить грехи безнаказанными? Но Он ужасно разгневан из-за греха. «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния» (Ав. 1:13). Божий гнев выражает Его неприятие и противление греху. Вся Божья святая сущность с омерзением отвращается от греха. Он не может смотреть на грех спокойно. Даже Писание говорит: «Бог – судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий» (Пс. 7:12). И как ужасен гнев Божий! «Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?» (Пс. 89:11). Бог – не тот судья, который наказывает только потому, что так велит закон, при этом сам оставаясь равнодушным. Напротив: грешник обнаруживает, что Сам Бог восстал против него в Своем гневе. Вся Божья святая сущность сама противостоит грешнику.
3. Гнев человеческий – несправедлив, но гнев Божий – справедлив. Он гневается не потому, что сердит, а потому, что свят. И наказывает Он в святой сочувственности, но «по [то есть в соответствии с] Своему праведному суду». Кому дано много, от того много и потребуется. Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, чем Капернауму и Вифсаиде (Матф. 11:20–24).
4. Бог изливает Свой гнев как на прирожденные (первородные), так и на личные (свершенные конкретным человеком – через нарушение или пренебрежение) грехи.
5. Божья кара частично «естественна» – в том смысле, что «сама» проистекает из греха (грех наказывает сам себя: прелюбодеяние, невоздержанность), а частично «неотвратима» – в том смысле, что исходит от Самого Бога в ответ на преступление. Она может быть временной, когда испытывается уже здесь, во временной жизни (она лежит в основе всех нарушений благополучия и мира – в болезни, войне, раздоре, раскаянии), и вечной (ибо приходит после этой жизни). Эту вечную кару Писание отображает преимущественно в образах: внешняя (то есть темнейшая) тьма, огонь неугасимый. Как не видел того глаз, что приготовил Бог любящим Его, так и не представляло того сердце, что Бог приготовил ненавидящим Его. Они «…подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2-е Фес. 1:9).
6. Суть кары – в проклятии, то есть в личном неудовольствии Бога. Сначала в Божьем сердце: Он ненавидит творящих несправедливость. Потом в Его Слове: ничего доброго о них Он не говорит. Он проклинает их. И, наконец, в действии: Бог отталкивает человека, что приводит того к погибели.
Вопросы
1. Что такое наказание? Для чего оно служит? Какому правилу оно должно отвечать?
2. Что такое гнев Божий? Как Бог относится ко греху? Что такое первородный и личный грех?
3. Как Бог карает грех? Кого наказывает больше?
4. Чем Бог карает грех?
5. Что такое временная и вечная кара?
6. В чем суть кары?
7. Что сказано в книге пророка Аввакума, 1:13, и в псалме 89, стих 11?
ВОПРОС 11
БОГ ВЕРЕН
Заметки
1. Здесь рассматривается последняя тщетная попытка человека опровергнуть доводы катехизиса. Грешник отказывается смириться с тем, что он, мертвый во грехах и преступлениях, подлежит вечному наказанию. Он уже не находит лучшей увертки, как утверждать легкомысленно и беспечно: «Но Бог же милостивый!» И это правда. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Но в Своей милости Бог не отходит от Своего же Слова. Он справедлив.
И Его справедливость, а именно верность сказанному Им же Слову, требует высочайшей, то есть вечной, кары для грешника.
2. Эту кару нельзя назвать непомерно суровой, потому что: а) грех противостоит высочайшей величественности Бога; б) по своей сути грех вечен, он не знает покаяния.
3. Грешник заслужил наказание души и тела. Потому что он грешен и душой, и телом. И грешник понесет эту кару, если не будет искуплен от нее Христом.
4. То, что Бог со всей серьезностью, настоятельно преподает нам это учение, говорит о Его милости. Благодаря Своей милости Он сегодня приводит нас к осознанию того, что нужно для нашего мира, и научает нас страху Господнему, чтобы мы покаялись.
5. О вечной каре следует размышлять со смирением. Здесь кроется много тайн.
А. Мы видим, что этот ответ катехизиса почти дословно совпадает с Канонами Дортского синода (II.1).
Б. О Божьей справедливости читай в Бельгийском исповедании, артикул 20.
Заблуждения
Учение об условном (обусловленном) бессмертии, согласно которому ни один человек не бессмертен, если не соответствует условию веры. Поэтому вечно жить будут только верующие, а безбожники, умирая, прекращают существовать (так учат свидетели Иеговы).
Некоторые также учат, что в аду люди постепенно будут приходить к покаянию. Но все это явно идет вразрез с Писанием.
Вопросы
1. Разве Бог не милостив? Как Он проявил Свою милость?
2. Отменил ли Бог наказание по Своей милости?
3. Можно ли считать вечную кару непомерно суровым наказанием?
4. Касается ли вечная кара только духовных страданий?
5. Не слишком ли жестоко говорить людям в этой короткой жизни о вечной каре?
6. В чем заключается учение об условном бессмертии?
7. Что еще было придумано людьми, чтобы отрицать вечность кары?
[6] Данный абзац приводится здесь потому, что с подобной проблемой мы сталкиваемся и в русских переводах: Современный перевод, в отличие от Синодального, так воспроизводит соответствующий отрывок из Послания к римлянам, 5:12: «Все они грешили». – Прим. рус. пер.
Этот материал еще не обсуждался.