Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
Воскресные дни 26 и 27
ВОПРОСЫ 69–74
СВЯТОЕ КРЕЩЕНИЕ
Заметки
1. Святому крещению в катехизисе посвящено два воскресных дня. Рассматриваются такие вопросы:
– вопрос/ответ 69: знак и обетование, на которое он указывает и запечатлевает;
– вопрос/ответ 70: суть этого обетования;
– вопрос/ответ 71: места из Писания, где говорится об этом обетовании;
– вопрос/ответ 72: в чем не заключается связь между крещением и обещанным;
– вопрос/ответ 73: в чем заключается связь между крещением и обещанным;
– вопрос/ответ 74: законность крещения детей верующих родителей.
Мы изложим все это в следующих заметках.
2. Вопрос/ответ 66 показывает нам, что таинства – это знаки и печати. Знак крещения – это вода, которой мы крестимся во Имя Отца, Сына и Святого Духа. В вопросе/ответе 69 катехизис называет это «внешним омовением водою». Для этого служит обыкновенная чистая вода. В древние времена обычно крестили через погружение. Так делали, например, Иоанн Креститель и апостолы. Позднее (в более холодном климате и при крещении младенцев) стало использоваться окропление. Нельзя сказать, что крещение через окропление – неправильно. Сила крещения состоит вовсе не в количестве воды, которая при этом используется. В Святом Писании говорится о «крови кропления» (Евр. 12:24), а, например, в книге пророка Иезекииля, 36:25, сказано: «И окроплю вас чистою водою». Хотя нельзя не признать, что в крещении через погружение символика богаче. В таком случае крещаемый словно исчезает в воде: его уже нет. Так он погребается во смерть со Христом и умирает для греха. После чего поднимается из воды новым, очищенным человеком. И со Христом воскресает в обновленной жизни (Рим. 6:3, 4).
3. Этот знак дан нам для того, чтобы «действеннее возвестить… евангельское обетование» (вопрос/ответ 66). «Обетование же это состоит в том, что… Бог даром, только ради жертвы Христовой, принесенной на кресте, дарует отпущение грехов и жизнь вечную». Поэтому в крещении как знаке наглядно явлено отпущение грехов. Ибо как вода устраняет нечистоту наших тел, так и кровь и Дух Христов омывает «от скверны души, то есть от всех моих грехов» (вопрос/ответ 69). Кровь Христова указывает на все Его страдания, кульминацией и завершением которых было пролитие крови. Этими страданиями Он понес наказание за наши грехи и заплатил за нашу вину. Поэтому можно сказать, что Его кровь, то есть Его страдания, очищает нас от грехов, а именно от вины за них: мы получаем оправдание. И Дух Христов обновляет нас. Он вырывает нас из пут неправедности, делает нас мертвыми для греха и научает нас богоугодной и непорочной жизни. Он все больше и больше убирает пятна греха: мы переживаем освящение. См. относительно всего этого: вопрос/ответ 70.
Таким образом, вода в крещении – это знак крови и Духа Христова. Омовение (окропление) этой водой наглядно показывает нам, что кровь и Дух Христов очищают нас от греха.
4. Крещение – это и печать, печать того же обетования, на которое указывает крещение как знак. Оно запечатлевает, что это обетование истинно и надежно, что оно дано нам и принадлежит нам. Крещение не производит прощения грехов. Только кровь Христа и Его Дух очищают нас от всякого греха (вопрос/ответ 72).
Таким образом, заблуждение римско-католической церкви состоит в том, что, согласно ее учению, крещение производит возрождение и как таковое необходимо для спасения. Поэтому они настаивают на крещении даже тех младенцев, которым угрожает смерть и которые не могут быть принесены в церковь. Крещение не запечатлевает чего-то такого, что уже произошло с нами. Оно не запечатлевает, что мы уже возрождены, поэтому нельзя каждого крещеного считать возрожденным. Профессор Л. Линдебоом незадолго до Генерального синода 1905 года среди прочего высказал такое соображение: «Крещение означает и запечатлевает не то, что присутствует в человеке явно или предположительно, а обетования благодати, открытые в Евангелии». В Форме крещения также говорится, что крещение – это Божье установление, чтобы запечатлеть Его завет в нас и наших детях. В вопросе/ответе 66 катехизиса сказано, что таинства запечатлевают евангельские обетования. А в вопросе/ответе 69 говорится, что Христос заповедал внешнее омовение водой и добавил к нему обетование. Поэтому в крещении запечатлевается именно обетование.
Крещение – залог того, что это обетование наглядно представлено нам и запечатлено, чтобы ободрить и укрепить нас в принятии этого обетования верой. Поэтому если кто-то спросит, что именно означает крещение как печать, ответ будет таким: оно означает, что обетование (которое заключается в том, что Бог дарует нам прощение грехов вследствие жертвы Христа) истинно и надежно; оно дано нам и принадлежит нам. Это вытекает и из вопроса/ответа 71, где говорится, что Христос пообещал нам, что омоет нас Своей Кровью и Духом. Поэтому крещение заверяет нас в прощении грехов через веру во Христа. Бог заверяет нас в Своей благодати в отношении нас.
Впрочем, некоторые утверждают, что крещение говорит не просто о том, что через благодать я имею право на прощение, а что я вообще имею прощение. В поддержку этого указывают на то, что катехизис в вопросе/ответе 69 говорит «я омыт», а в вопросе/ответе 73 – что мы духовно омыты от своих грехов. Но не следует забывать, что эти слова принадлежат человеку, исповедующему свою веру и уже принявшему крещение. Это можно сравнить с чеком. Сам по себе чек не говорит, что у нас есть 1 000 денежных единиц, – скорее, что нам полагаются эти деньги, то есть мы имеем на них право. Чек – доказательство этого права. Если человек имеет чек и доверяет ему, то он скажет: «У меня есть тысяча». И все же сам чек – это не деньги и не гарантия того, что его обладатель их имеет, а, скорее, это доказательство того, что он имеет право на них.
5. Поэтому важно, чтобы мы воспользовались крещением. Как не все слушающие Евангелие спасаются, так и не о каждом крещеном можно сказать, что он имеет, или получил, прощение грехов. Крещением нужно воспользоваться. Следует принять сердцем обетование, на которое указывает и которое запечатлевает крещение, прилепиться к Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу, довериться Ему и любить Его всем сердцем и всею силою (см. Форму крещения). В противном случае крещение – чек Божьей милости – лишь усугубит нашу вину. Крещение обязывает нас исповедать Имя Господне – во всех аспектах нашей жизни, а потому и в церкви (публичное исповедание веры).
6. И все же крещение названо «банею возрождения и омовением грехов» (вопрос/ответ 73). Мы называем это сакраментальным оборотом речи, когда о знаке говорится так, будто он является тем, что обозначает. Подобным образом мы говорим о банкноте, что это 10 денежных единиц, хотя она просто запечатлевает наше право получить эти деньги.
7. Установление крещения. В вопросе/ответе 69 говорится, что крещение заповедал Христос. Имеется в виду установление Христа, данное Им прямо перед вознесением (Матф. 28). Но еще до этого крестил Иоанн Креститель. И его крещение по существу очень похоже на христианское. И то, и другое – крещение покаяния и прощения грехов. Но Иоанн крестил только в Израиле и только тех, кто приходил к нему. И лишь после Пятидесятницы крещение могло преподаваться всем народам. Прочтите также об установлении крещения в вопросе/ответе 71 и ознакомьтесь с библейскими текстами, которые там приведены.
Фраза «во Имя» (Матф. 28:19) означает «к» или «в общении с» Богом. Ведь Его Имя – это Он Сам, Он открылся нам через Свое Имя. Крещение указывает на это общение и запечатлевает его.
8. Кого следует крестить? В Бельгийском исповедании, артикул 34, сказано: «Для сего Он завещал тем, кто принадлежит Ему, креститься». Поэтому мы должны крестить всех освященных во Христе, кто принадлежит Божьему завету и Его Церкви. Другими словами, верующих, исповедовавших свою веру, и их детей. Нельзя без разбора крестить всех детей, которых приносят для крещения, в надежде, что позже они что-то поймут из этого, и таким образом связывать их с церковью.
9. В вопросе/ответе 74 отдельно оговорено, что следует крестить детей верующих. Ведь всегда находились те, кто противился крещению младенцев. Катехизис говорит, что их должно крестить на том основании, что они также «входят в завет и принадлежат Церкви Божией». См.: Быт. 17:7 и Деян. 2:39. Поэтому они имеют право на знак и печать завета. Профессор Линдебоом справедливо отмечает: «Крещение преподается не на основании предполагаемого возрождения, а на основании Господнего повеления тем, кто исповедал свою веру, и их детям, так как обетования завета распространяются и на них». Поэтому детей «следует принимать в Церковь Божию через крещение как знак завета, отличающий их от детей неверующих» (вопрос/ответ 74). Через крещение они не входят в завет или в Церковь. Они уже там по Божьему обетованию, но через крещение это становится видимым. В крещении они получают «знак и символ» Того, Кому они принадлежат.
Все это подтверждается тем, что крещение пришло на смену обрезанию (Кол. 2:11, 12). Раньше младенцев обрезали, теперь же их крестят. Если бы это не было так, то крещение младенцев в Новом Завете следовало бы запретить. Но поскольку это так, начатое в Ветхом Завете остается в силе.
10. Противники крещения младенцев утверждают:
а) что в Святом Писании нет повеления относительно крещения младенцев. Но в нем и не было необходимости (см. выше);
б) что в Новом Завете не описан ни один случай крещения младенцев. Тут нет ничего удивительного, ведь в то время в Церковь приходили язычники через обращение. Тем не менее в таких случаях мы постоянно читаем об одном и том же: и крестился он и дом его (Корнилий, Деян. 10:48; темничный страж, Деян. 16:33). Таким образом, здесь действует правило завета, согласно которому в Церковь входит не только отец, но и его домашние;
в) что младенцы не понимают сути крещения. Но те младенцы, которых обрезывали, тоже ничего не понимали, и все же Бог повелевал это делать. См. также: Чин крещения младенцев, где говорится: «Хотя наши дети и не понимают этого…» и т. д.;
г) что мы не знаем, верят ли наши дети. Но мы крестим их не на основании их веры, а на основании Божьего обетования и повеления.
А. В 34-м артикуле Бельгийского исповедания пространно говорится о святом крещении. Обратите внимание на следующее:
– здесь указано, что крещение пришло на смену обрезанию;
– становится ясно, что крещение ничего не производит в нас, и не предполагается, что что-то должно было произойти с нами: нам говорится лишь о том, Кем хочет быть для нас Господь; крещение «служит нам свидетельством, что Он будет нашим Богом и милостивым Отцом навеки»;
– четко сказано, что крещение служит нам, чтобы мы поняли, что «так же, как вода…» и т. д.;
– польза крещения распространяется на всю нашу жизнь;
– приводятся убедительные аргументы, почему следует крестить и младенцев.
Б. Статья 56 Церковного уклада призывает: «Завет Божий с детьми верующих должен быть запечатлен через крещение как можно быстрее и на открытом собрании, когда проповедуется Слово Божье». Не надо настаивать на этой неотложности настолько, что даже мать ребенка не сможет присутствовать на его крещении и выступать в качестве свидетеля. Однако любое неоправданное оттягивание крещения неверно.
В. В Канонах Дортского синода, I.17, говорится, «что благочестивым родителям не следует сомневаться относительно избрания и спасения тех своих детей, которых Бог призывает из этой жизни во младенчестве». Ведь по завету Божьему этим детям принадлежит обетование. Им также вменяется в обязанность принять это обетование верой, когда они подрастут, но раз Господь не позволил им подрасти, то с них снимается эта обязанность, а обетование Божье остается! Но рассуждения о тех, которые умерли во младенчестве, нельзя переносить на тех, кто подрос. Для них Бог избрал другой путь, в продолжение которого они обучаются по мере взросления.
Г. Чин крещения младенцев.
1. Изложение сути крещения:
а) объясняется, что мы являемся чадами гнева: крещение указывает на нечистоту наших душ;
б) мы искуплены через Иисуса Христа: крещение указывает и запечатлевает для нас очищение от грехов через Его кровь.
Бог Отец свидетельствует нам и запечатлевает для нас то, что Он заключает с нами вечный завет благодати. Он усыновляет нас, делая Своими детьми и наследниками.
Сын обещает нам, что все наши грехи будут омыты Его кровью, и соединяет нас с Собою в Своей смерти и воскресении.
Святой Дух уверяет нас в том, что Он будет пребывать в нас и соделает нас живыми членами Христа, вменяя нам то, что мы обретаем во Христе;
в) говорится о благодарении, к которому призывает и обязывает нас крещение.
2. Основания для крещения:
а) как младенцы разделяют, не ведая об этом, осуждение Адама, так они, не ведая об этом, принимаются в благодать Христову;
б) они включены в завет Божий и в Церковь (Быт. 17:7);
в) им принадлежит обетование о прощении грехов и о Святом Духе (Деян. 2:39);
г) раньше младенцев обрезали;
д) Иисус также благословлял маленьких деток.
3. Далее следует наставление, обращенное к родителям, чтобы они по мере взросления своих детей объясняли им основательнее учение о крещении. Это наставление включено в ту часть Чина крещения, которая предназначена для всей общины и завершается молитвой перед крещением.
4. Три вопроса родителям:
а) осознание родителями того, что их дети освящены во Христе и поэтому являются членами церкви;
б) повторяющееся исповедание родителями истинности учения Святого Писания;
в) обещание родителей наставлять своих детей этому в семье и способствовать их наставлению другими (в христианской школе, на катехизических занятиях).
5. Молитва благодарения после крещения.
Вопросы
1. О чем говорится в катехизисе в вопросах/ответах 69–74? Ответь на эти вопросы, держа перед собой открытым катехизис.
2. Что является знаком крещения? Существуют ли возражения против окропления водой? Почему? Почему люди начали крестить окроплением? Какая из этих форм имеет более глубокую и наглядную символику? Почему?
3. Для чего был дан знак крещения? Что символизирует вода? Что наглядно отображается в окроплении водой? На какие два спасительные деяния указывает крещение? На что указывает «кровь Христова»? Как она очищает от греха? И как Дух Христов очищает от греха?
4. Печатью чего есть крещение? Что говорит о крещении римско-католическая церковь? В чем они видят необходимость крещения? Запечатлевается ли что-либо в крещаемом? Что же тогда запечатлевается? Что означает крещение как печать? С чем можно сравнить крещение?
5. К чему призывает и обязывает нас крещение? Что имеется в виду в Писании, когда крещение в нем называется «банею возрождения и омовением грехов»?
6. Кто заповедал крещение? В чем отличие Иоаннового крещения от христианского?
7. Кого следует крестить?
8. Почему следует крестить и детей? На каком основании их крестят? Что было заменено крещением? Какие четыре возражения обычно приводят против крещения младенцев? И как можно ответить на каждое из них?
9. Что говорится в Канонах Дортского синода о детях, умерших в младенчестве? Можно ли такие рассуждения переносить на тех, кто подрастает? Почему?
10. Перечисли части, из которых состоит Чин крещения младенцев. О чем свидетельствуют в крещении Отец, Сын и Святой Дух? Какое основание для крещения младенцев приводится здесь? На какие вопросы должны ответить родители?
Этот материал еще не обсуждался.