Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
Воскресный день 44
Вопрос 113
Душа моя стремится к Господу
113. Что запрещает десятая заповедь?
Ответ: Запрещает, чтобы сердца наши когда-либо, даже в желаниях и мыслях, восставали против какой-либо из заповедей Божьих, но повелевает, чтобы всею душою мы постоянно отвергали любой грех и радовались всякой праведности. |
Примечания
Десятая заповедь занимает особое место среди всех заповедей. Иногда мы называем ее ключом к Божьему закону. Ибо эта заповедь четко объясняет нам требования закона. Она говорит о тех же вещах, что и седьмая и восьмая заповеди –хотя они запрещают лишь определенные греховные действия, в отличие от десятой заповеди. До сих пор создавалось впечатление, будто Гейдельбергский катехизис полностью поглощен рассмотрением наших действий. Однако такой взгляд решительно отвергается в данном разделе. Вопрос/ответ 113 говорит о том, что запрещается, чтобы «...сердца наши когда-либо, даже в желаниях и мыслях, восставали против какой-либо из заповедей Божьих».
Таким образом, десятая заповедь рассматривает вопрос желания. Желания могут отражать естественные потребности человека, такие как голод и жажда. Кроме того, они могут быть и духовными (Пс. 83:2):
«Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому».
Такое желание не является греховным по своей сути. Его даровал человеку сам Бог.
Мое желание греховно лишь тогда, когда оно противоречит Божьей заповеди или Божьему предназначению для моей жизни.
Десятая заповедь запрещает всякое греховное желание. Недостаточно подавлять наши греховные желания в тот момент, когда они появляются в наших сердцах (как тому учит римско-католическая церковь). В нас не должно зарождаться даже наималейшее желание, противное Божьим заповедям. Ведь посредством греха со всей очевидностью проявляется наша греховная сущность. Кроме того, десятая заповедь запрещает всякую апатию и пассивность.
Десятая заповедь требует, чтобы мы наслаждались праведностью, более того, чтобы мы желали развивать таланты, которые были дарованы нам Богом.
Ереси
- Буддистское учение о бесстрастности.
- Классовая борьба (марксизм).
Вопросы
- Как мы иногда называем десятую заповедь? Чему она нас учит?
- Какие грехи осуждает эта заповедь? Все ли желания греховны? Когда желание становится греховным?
- Что запрещает десятая заповедь?
- Чего требует эта заповедь?
Воскресный день 44
Вопрос 114
Обратившиеся к Господу и закон
114. Могут ли обратившиеся к Богу люди соблюдать эти заповеди в совершенстве?
Ответ: Никак. Ведь даже святые, доколе живут земной жизнью, обладают лишь крошечным начатком подобного послушания. Однако они стремятся жить, исполняя все заповеди Божьи, а не только некоторые из них, и делают это не напоказ, а совершенно искренне. |
Примечания
Ранее, при рассмотрении раздела воскресного дня 2 (вопрос/ответ 5), мы упоминали о том, что люди, не обратившиеся к Господу, не могут следовать постановлениям Божьего закона. Но что в этой связи можно сказать о тех, кто обратился к Господу? Могут ли они исполнить Господень закон в совершенстве? Святое Писание учит, что даже такие люди не в состоянии этого сделать. В Послании Иакова, 3:2, говорится следующее:
«Ибо все мы много согрешаем...» (в английском переводе – «Ибо все мы совершаем множество ошибок...». – Прим. пер.).
Кроме того, апостол Иоанн пишет (1-е Иоан. 1:8):
«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас».
А Павел говорит (Фил. 3:12):
«[Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился...» (см. также: Каноны Дортского синода, 5:1–8).
В таком случае разве не получается, что не существует разницы между обратившимися к Господу и теми, кто не обратился к Нему? Никак нет! Эта разница существует. На самом деле различий между ними больше, нежели между днем и ночью. Ибо неверующий говорит: «Отстань от меня. Мне не приносит удовольствия познание Твоего пути». Верующий же восклицает: «Радуюсь закону Божьему по внутреннему человеку» (Рим. 7:22; Пс. 118:47).
Следует отметить различия, существующие среди обратившихся к Господу людей. Один любит Господа и служит Ему ревностней, нежели другой. Одни верующие могут быть более святыми, чем другие! Вспомните, например, Авраама, который был готов принести Исаака в жертву Господу. Вспомните терпение Иова. Однако мы знаем, что даже Авраам не был безгрешным. Кроме того, праведный Иов в конечном итоге проклял день своего рождения. Таким образом, мы видим, что даже святые обладают лишь крошечным начатком послушания, требуемого от нас Господом. В Послании к галатам, 5:17, говорится следующее:
«Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы».
Однако верующие, в отличие от неверующих, совершенно искренне стремятся жить, исполняя все заповеди Божьи (то есть желют этого всем сердцем!). Апостол Павел в Послании к филиппийцам, 3:12, пишет:
«[Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я…»
Вот почему христиане стремятся исполнить не только некоторые заповеди, но все. Несмотря на то что верующие несовершенны, Господь наделяет их Своим совершенством.
Ереси
- Перфекционизм.
- Антиномианство.
- Бартианство.
Вопросы
- Могут ли обратившиеся к Господу исполнять закон в совершенстве? О чем говорится в Послании Иакова, 3:2, и Первом послании Иоанна, 1:8?
- Разве нет разницы между верующими и неверующими? Какое между ними различие?
- Существуют ли различия среди обратившихся к Господу? Что не могут сделать даже самые святые верующие?
- Какова характерная черта всех обратившихся к Господу?
Воскресный день 44
Вопрос 115
Цель проповеди закона
115. Почему Бог столь строго и сурово проповедует Свой закон, если никто в этой жизни не может его исполнить?
Ответ: Во-первых, чтобы в течение всей жизни мы все больше и больше осознавали, сколь велика склонность нашей природы ко греху, и со все большим вожделением ожидали отпущения грехов и праведности во Христе. Во-вторых, чтобы мы постоянно следовали закону и всегда размышляли о нем. Кроме того, чтобы мы испрашивали у Отца благодать Святого Духа, посредством которой день ото дня могли бы обновляться по образу Божию, доколе по оставлении этой жизни мы с радостью не наследуем обетованное нам соершенство. |
Примечания
Бог проповедует нам Свой закон. Книги пророков, послания апостолов, как и Христово наставление в Евангелиях, ясно показывают это. Более того, Господь желает, чтобы проповедь закона была «строгой и суровой», то есть, с одной стороны, точной, а с другой – крайне серьезной. Следует помнить, что мы не имеем права проповедовать закон поверхностно и небрежно. Закон должен называть вещи своими именами! Но кто-то может возразить: «Какая мне польза от закона? Ведь мы в любом случае не можем исполнить закон в совершенстве. Почему же тогда мы должны проповедовать закон «строго и сурово»?»
Дело в том, что Господь таким образом совершает наше спасение. Благодаря «строгой и суровой» проповеди закона мы все лучше и лучше осознаем, до какой степени являемся грешными (мы осознаем не просто свои грехи, но, прежде всего, греховность своей природы). Господь производит в нас это осознание для того, чтобы мы стремились обрести прощение грехов и праведность во Христе. В Послании к римлянам, 7:24–25, Господь учит нас восклицать вместе с апостолом Павлом:
«Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим».
Также Господь желает, чтобы благодаря проповеди закона мы понимали, как угодить Ему, и стремились ревностно угождать Ему. Это рвение может быть подкреплено только молитвой о благодати, которую способен даровать лишь Святой Дух. Такого рода молитва всегда должна сопровождаться делами. Именно таким образом Господь желает осуществить обетование, записанное в книге пророка Иеремии, 31:33, которое исполняется и в наше время:
«...вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».
В Канонах Дортского синода, 5:2, говорится о том, что посредством проповеди закона святые научаются:
«...искать убежища во Христе распятом, более и более умерщвлять плоть Духом моления и святым проявлением благочестия, устремляться к цели совершенства, пока они не освободятся от нынешнего смертного тела и не станут царствовать вместе с Агнцем Божиим на небесах».
Вопросы
- Проповедует ли Бог Свой закон? Как Он это делает?
- О чем мы все больше и больше узнаем посредством Божьего закона? Почему это необходимо?
- Что еще Господь желает произвести в нас посредством проповеди закона?
- О чем говорится в книге пророка Иеремии, 31:33?
Этот материал еще не обсуждался.