30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 18

 

Вопросы 46–49

 

Восшедший на небеса в славе

 

46. Как ты понимаешь слова «восшедшего на небеса»?

 

Ответ: Я понимаю их так, что Христос на глазах у Своих учеников был вознесен с земли на небо. И даже ныне Он пребывает там ради нас и будет пребывать до тех пор, пока не вернется судить живых и мертвых.

 

47. Разве Христос не с нами до скончания века, согласно Его собственному обещанию?

 

Ответ: Христос – истинный Бог и истинный человек, поэтому, хотя по человеческой природе Он уже не находится на земле, в Своем Божестве, величии, благодати и Духе Он никогда нас не покидает.

 

48. Разве не разделены две природы во Христе, если человеческая природа присутствует не везде, где присутствует природа Божественная?

 

Ответ: Никак, ведь поскольку Его Божественная природа вездесуща и не может быть объята, отсюда неизбежно следует, что она также должна выходить и за пределы воспринятой человеческой природы. Однако она все-таки присутствует в этой природе, оставаясь с нею ипостасно соединенной.

 

49. Какую пользу приносит нам вознесение Христово на небеса?

 

Ответ: Во-первых, Он ходатайствует за нас на небе пред Отцом. Во-вторых, наша плоть присутсвует на небесах, и это есть надежный залог того, что Тот, Кто является нашим Главой, в будущем непременно заберет нас к Себе как членов Своего тела. В-третьих, в качестве ответного залога Он посылает нам Своего Духа, благодаря действию Которого мы ищем не земного, а горнего, где и Сам Он восседает одесную Отца.

 

Примечания

 

Подобно тому как Святое Писание говорит о Христе, ВОСКРЕСШЕМ из мертвых и ВОСКРЕШЕННОМ из мертвых Отцом, оно говорит и о Его ВОЗНЕСЕНИИ, а также о том, что Он БЫЛ ВОСХИЩЕН НА НЕБЕСА (Еф. 4:8–10; Деян. 1:11). Христово вознесение не представляло собой нападение на некую неприступную Божью крепость, но принятие в Отчий дом, двери которого были распахнуты для Него, так как Он завершил Свой труд на земле.

 

Христово вознесение было настоящим вознесением на небеса. Он вознесся с земли на небеса на глазах Своих учеников. Нам следует тщательно исследовать факт вознесения Христа, и катехизис подробно объясняет его по той причине, что лютеране отрицают реальность данного события. Согласно лютеранскому учению, несмотря на то что Божественная и человеческая природы Посредника не смешаны друг с другом, свойства каждой из природ тем не менее передаются другой (в лютеранском богословии данное явление называется «передача свойств». – Прим. пер.). Как железо, находящееся в пламени, не становится огнем, но воспринимает его свойства посредством нагревания, так и человеческая природа Христа, не становясь Божественной, тем не менее приобретает свойства Божественной природы. Таким образом, с точки зрения лютеранского богословия, вознесение означает, что Христова человеческая природа стала вездесущей. Лютеране для подкрепления своих доводов приводят слова Самого Христа: «И се Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20). Но в ответе на вопрос 47 Гейдельбергский катехизис ясно учит, что данный текст не обязательно подразумевает вездесущность человеческой природы Христа. Кроме того, попытки лютеран продемонстрировать несостоятельность этого ответа, утверждая, будто в нем говорится о разделении двух природ Христа, опровергаются в ответе на вопрос 48 (в контексте данного рассмотрения внимательно прочитайте ответы на вопросы 47 и 48).

 

Лютеранское учение относительно данного вопроса следует отвергнуть, потому что:

 

а) оно приводит к неправильному пониманию таинства Вечери Господней (так называемая консубстанциация, то есть учение о том, что Христос ТЕЛЕСНО присутствует в, с и под символами святого причастия (см.: воскресные дни 28–30);

 

б) оно укоренено в древней ереси, согласно которой все смертное является несовершенным и, чтобы стать совершенным, должно быть обожествлено. Однако вознесение Христово учит совершенно противоположному (см. следующие примечания). Вознесшись на небеса, Господь не оставил землю как нечто само по себе плохое. Он таким образом не пытался раз и навсегда покинуть погибающий мир. Никак нет. Господь оставил нас лишь на определенное время. Он вернется снова. Об этом было объявлено в момент Его вознесения на небеса (Деян. 1:12). В катехизисе подчеркивается важность данного обетования. Вознесение Христа было не оставлением земли, но самым настоящим воссоединением земли и неба. Это воссоединение будет полностью завершено в последний день, когда Бог будет обитать с людьми (см.: воскресный день 9, вопрос/ответ 26). Пропасть, существующая между небесами и землей, возникла не потому, что небеса духовны, а земля нечиста, но по причине греховности людей, живущих на земле. Из-за греха Христос отторг землю от небес, но в то же время спас от его власти людей. Вот почему небеса были открыты для Него, а в Нем и для всей Его Церкви. Это стало возможным благодаря искупительному труду Господа. Более того, Он вознесся на небеса «ради нашего блага», то есть ради полного воссоединения Церкви (а следовательно, и всей земли) с небесами.

 

Эта истина исповедуется катехизисом в ответе на вопрос 49, где говорится о ПОЛЬЗЕ, которую нам приносит Христово вознесение. Вознесение Господа полезно нам. И эта польза вознесения Господа проявляется в трех аспектах.

 

Во-первых, Христос сейчас ходатайствует за нас на небе ПРЕД ОТЦОМ. Ему дозволено приступать к Божьему небесному престолу в качестве нашего ХОДАТАЯ (то есть АДВОКАТА, защитника).

 

Будучи нашим Ходатаем, Он требует для нас оправдания на основании завершенного Им труда. В Евангелии от Иоанна, 17:24, говорится следующее:

 

«Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною...»

 

Христос наделен правом требовать! И по причине Христова ходатайства сатана, обвинитель святых, вынужден молчать. Какую чудную пользу приносит нам вознесение Господне в этом отношении!

 

Во-вторых (и в-третьих), во второй и третьей частях ответа на вопрос 49 катехизис говорит о залоге и ответном залоге. Чтобы понять данную концепцию, нам необходимо представить свадебную церемонию, во время которой жених и невеста обмениваются кольцами, представляющими собой залог и ответный залог. Мужчина отдает своей избраннице кольцо в качестве залога (то есть видимого доказательства) своей верности, а она, в свою очередь, отдает ему свое – как знак ее верности. Подобным образом Христос принял от нас залог (нашу плоть) и предоставил нам ответный залог (Своего Духа). Он, обладая ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ природой, будет всегда помнить о нас и заступаться за нас пред Отцом. Кроме того, Он желает, чтобы мы помнили о Нем и жили для Него, в чем нам поможет Его Дух. Катехизис описывает прекрасные, нежные, тесные взаимоотношения с помощью примера залога и ответного залога!

 

Христос, таким образом, вознесшись на небеса, забрал с собой нашу плоть. Он не оставил ее, подобно человеку, который, прежде чем зайти в дом, оставляет у порога грязную обувь, как если бы человеческая плоть была недостойна пребывать на небесах. Вот почему Его вознесение в нашей (такой же, как у нас, человеческой. – Прим. ред.) ПЛОТИ – гарантия того, что мы также сможем отправиться на небеса. Это действительно так, потому что Он – наш ГЛАВА. Если голова пловца находится над морской поверхностью, это значит, что его тело также находится над морской поверхностью (несмотря на то что большая часть тела пловца находится под водой). В настоящее время мы все еще находимся в море греха, но наш ГЛАВА находится над морской поверхностью!

 

Он посылает нам Святого Духа в качестве ответного залога. Мы не должны забывать Христа. Святой Дух учит нас помышлять о горнем. Конечно, это не значит, что мы должны бежать от мира, подобно отшельникам, и жить отрешенно в безмятежном созерцании Бога. Свыше исходят любовь, святость, смирение, мир и так далее. Стремиться к ним, пребывая на земле, – означает быть святыми и послушными в любви, быть миротворцами во всех сферах земной жизни. В таком случае мы не будем пренебрегать миром ради небес и не будем пренебрегать небесами ради мира. Ведь при таком подходе для нас небеса и земля представляют собой одно целое. В Послании к колоссянам, 3:1–2, говорится следующее:

 

«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном».

 

Апостол Иоанн (Иоан. 16:7) цитирует слова Господа:

 

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (см.: Фил. 3:20).

 

Перекрестные ссылки

 

  1. В двадцать шестом артикуле Бельгийского исповедания подробно освещается вопрос заступнического служения Христа, которое приносит христианам глубокое утешение.

 

Вопросы

 

  1. Какие выражения используются в Святом Писании относительно вознесения Христа? Что они означают?
  2. Что говорят лютеране о Христовом вознесении? На чем основано их мнение?
  3. На какой текст Святого Писания ссылаются лютеране для обоснования своей точки зрения?
  4. Действительно ли данный текст подразумевает то, чему учат лютеране? Почему?
  5. Почему в данном случае очень важно отвергнуть это лютеранское учение?
  6. Проявил ли Христос Свое пренебрежение по отношению к земле, когда вознесся от нее?
  7. Из-за чего между небом и землей существует пропасть?
  8. Что было приобретено благодаря Христову вознесению?
  9. Сколько, по мнению авторов катехизиса, существует аспектов пользы, которую мы имеем благодаря вознесению? Перечислите их.
  10. В чем заключается суть посреднического служения Христа? На чем основана Его линия защиты?
  11. Что подразумевается в катехизисе, когда говорится о залоге и ответном залоге?
  12. Какой залог взял у нас Христос? Что этот залог гарантирует?
  13. Какой залог Он предоставил нам? Что этот залог подразумевает?
  14. О чем говорится в Послании к колоссянам, 3:1–2; в Евангелии от Иоанна, 16:7 и 17:24?

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.