30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

НАШЕ ОПРАВДАНИЕ

Воскресный день 23

 

Вопросы 59–61

 

ОПРАВДАНЫ ПО ВЕРЕ

 

59. Какая тебе польза от того, что ты во все это веришь?

 

Ответ: Во Христе я становлюсь праведным перед Богом и наследником вечной жизни.

 

60. Как ты оправдываешься пред Богом?

 

Ответ: Только истинной верой в Иисуса Христа. И хоть совесть моя винит меня в том, что я тяжко согрешил против всех заповедей Божиих, ни одну из них не соблюл и даже сейчас склонен ко всякому злу, тем не менее я верю, что если приму это благодеяние с истинным душевным упованием, то без каких-либо заслуг с моей стороны, только по милосердию Божию мне будут вменены и дарованы совершенное искупление, праведность и святость Христовы – так, словно я сам не совершил никакого греха и не несу никакой вины и даже сам явил то совершенное послушание, которое выказал ради меня Христос.

 

61. Почему ты утверждаешь, что оправдываешься только верою?

 

Ответ: Не потому, что угождаю Богу достоинством своей веры, а потому, что вся моя праведность пред Богом состоит лишь в искуплении, праведности и святости Христа. И не чем иным, как только верою, я могу принять и приложить их к себе.

 

Примечания

 

В вопросе 59 спрашивается о пользе нашей веры. Как эта вера может помочь мне? Какую пользу она мне может принести? Какие преимущества она мне дает? Следует отметить, что оправдание отличается от плода веры. Плоды веры – добрые дела. Однако наше оправдание не является плодом нашей веры, оно представляет собой плод Божьей искупительной работы, плод креста Христова. Но приобретается оно в вере (польза). Следовательно, вера не бесполезна и не бессмысленна. Однако она не может дать того, чего ищет нераскаявшийся грешник, а именно богатства, славы и удовольствий. Вот почему он считает веру бесполезной. Но это не так! Вера приносит много пользы, а именно то, что ВО ХРИСТЕ Я СТАНОВЛЮСЬ ПРАВЕДНЫМ ПРЕД БОГОМ И НАСЛЕДНИКОМ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ.

 

То, что я становлюсь праведным, означает, что Бог считает меня таковым. Он ВМЕНЯЕТ нам праведность и по этой причине относится к нам как к праведным. Другими словами, это значит, что Бог освобождает нас от нашей вины и снимает с нас ее невыносимое бремя. Таким образом, глагол «оправдать» не подразумевает превращения зла в добро или хромого в прямоходящее (освящение). Скорее, он значит «провозгласить кого-то праведным, объявить кого-то праведником». В таком случае выражение «оправдать» прямо противоположно выражению «осудить» (см.: Прит. 17:15). Кроме того, оно означает «снять бремя вины». Бог освобождает нас от вины (это польза веры) и соделывает наследниками вечной жизни. И хотя мы пока не наслаждаемся вечной жизнью, тем не менее она гарантирована нам Богом. Он уверяет нас в том, что мы получим ее в свое время в качестве наследства. Поэтому правильно сказано в псалме 31, стих 2:

 

«Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!»

 

Таким образом, снятие вины является юридическим действием Бога. Эту концепцию лучше всего можно понять, рассмотрев пример судебного заседания. В ответе на вопрос 60 данный пример используется для того, чтобы показать, какую пользу приносит нам вера. Более того, вся Библия объясняет нам это с помощью подобных примеров. Сион оправдан по справедливости. Справедливость спасает!

 

Бог есть Судья. Грешник является обвиняемым на суде. Судебными обвинителями выступают дьявол и совесть человека. Христос – Ходатай (Адвокат). Закон Господа – действенный закон. Он является своеобразным криминальным кодексом Бога.

 

Обвинитель выдвигает три основные обвинения против подсудимого:

 

  • он нарушил ВСЕ Божьи заповеди;
  • он не исполнил НИ ОДНОЙ заповеди;
  • он все еще СКЛОНЕН ко ВСЯКОМУ ЗЛУ (он – рецидивист).

 

Худшего положения и быть не может. В таком случае можно ожидать только самого строгого приговора. Мы действительно заслуживаем такого наказания. Но появляется наш Адвокат и опровергает эти три обвинения следующим образом:

 

  • Я принял на Себя ВСЕ наказание, которого заслуживает обвиняемый;
  • Я исполнил ВЕСЬ закон вместо обвиняемого;
  • Я покрыл его порочную природу СВОЕЙ святостью.

 

Благодаря выступлению Адвоката Бог вменяет нам то, что совершил Христос. Именно таким образом с нас снимается вина и мы становимся наследниками вечной жизни. А теперь прочитайте этот прекрасный шестидесятый вопрос/ответ катехизиса!

 

Даровання нам праведность совершенна. Благодаря ей мы рассматриваемся Богом так, будто в нас никогда не было греха (первородный грех) и мы никогда не совершили греха (действительный грех), будто совершенное послушание Христово, которое Он вменил нам, действительно исходило от нас самих. Все это происходит без каких бы то ни было заслуг с нашей стороны, но только целиком и полностью благодаря Его благодати. В Послании к римлянам, 3:23–24, говорится следующее:

 

«Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».

 

А в пятом стихе четвертой главы этого послания Павел пишет:

 

«А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность».

 

О вере упоминалось как в вопросе 59, так и в ответе на вопрос 60. В последнем случае сказано, что мы становимся праведными пред Богом только посредством истинной веры в Иисуса Христа. Мы можем получить этот дар, только если у нас есть вера. Вот почему в ответе на вопрос 61 продолжается обсуждение данной темы. В нем утверждается, что мы не можем быть приняты Богом благодаря нашей вере. Ведь вера не является неким нашим достижением, с помощью которого мы способны приобрести Божье благоволение. Наша вера не включает в себя никакой нашей заслуги пред Богом. Однако она является средством, с помощью которого мы получаем праведность Христа. Мы оправдываемся таким образом. Не ПО ПРИЧИНЕ веры, не БЕЗ веры, но ВЕРОЮ. Основанием нашего оправдания является не наша вера, но Христос.

 

Дабы осознать всю обширность Божьего труда по оправданию грешников, нам необходимо обратить самое пристальное внимание на следующие аспекты:

 

  • предвечный совет избрания, на котором Бог постановил оправдать тех, кто принадлежит Ему благодаря Христу (Еф. 1:4, 5);
  • воскресение Христа, посредством которого Он удовлетворил все требования относительно нашего оправдания (Рим. 4:25);вера, посредством которой мы лично оправданы во Христе в этой диспенсации (Фил. 3:9);
  • последний суд, на котором оправдание будет провозглашено публично (Матф. 25:23).

 

Перекрестные ссылки

  1. Артикулы 22 и 23 Бельгийского исповедания подробно исследуют вопрос оправдания верою.
  2. Также об этом благе неоднократно говорится в Канонах Дортского синода (см., например: 3/4:6).
  3. Обратите внимание также на формы крещения младенцев и взрослых (учение о крещении): «Таким образом мы освобождаемся от наших грехов и признаемся праведными пред Богом». Кроме того, обратите внимание на текст из формы празднования Вечери Господней (воспоминание Христа): «Он был невинно осужден на смерть, дабы мы могли быть оправданы пред судейским престолом Бога».

 

Вопросы

 

  1. Что такое плод веры? Что такое польза веры? Какова разница между плодом и пользой?
  2. Что означает выражение «оправдать»? Что является противоположностью данной концепции?
  3. Кто наш Судья? Кто наш обвинитель? Кто обвиняемый? Что такое криминальный кодекс? Какое нам выдвигается обвинение? Кто наш Адвокат? Из каких опровержений состоит Его линия защиты? Какое решение выносит Судья?
  4. Насколько совершенно наше оправдание? Есть ли в этом хоть какая-то наша заслуга? Если нет, то как мы оправдываемся? О чем говорится в Послании к римлянам, 3:23–24, 4:5?
  5. Оправданы ли мы благодаря нашей вере? Может, для нашего оправдания вера вообще не нужна? Если нет, то как же мы получаем оправдание? Какое слово используется в артикуле 22 Бельгийского исповедания для описания важности веры?
  6. На какие четыре аспекта мы должны обратить внимание для правильного понимания Божьего труда по оправданию грешников?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.