30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

О НЕСЧАСТИИ ЧЕЛОВЕКА

Воскресный день 2

ВОПРОС 3

 

ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ О НЕСЧАСТИИ

Заметки

         1. Этот вопрос касается знания о нашем несчастии. Каждый человек сознает и ощущает несчастье, т. е. понимает, что что-то не в порядке. И в катехизисе не спрашивается о том, есть ли несчастье. Здесь спрашивается, откуда мы знаем об этом. Одни объясняют несчастье самим фактом существования человечества, другие – социальными порядками, третьи – переходным периодом. Но всем этим догадкам не достает знания, глубокого и правильного понимания проблемы.

2. Знание, которое мы ищем, не теоретическое. Оно касается не только самого несчастья, но именно нашего, моего и твоего, несчастья. Только человек с сокрушенным сердцем знает об этом. Пример такого знания можно увидеть у Павла в Послании к римлянам, 7:24: «Бедный я человек!..»

3. Закон в общем – это правило для жизни. Подобные правила Бог установил для каждого создания. Он сотворил все таким образом, что каждое создание может жить только при условии соблюдения определенных законов. Рыба – в воде, птица – в небе. Законы для созданий – как рельсы для поезда.

4. «Законом» в Писании можно назвать все, в чем Бог выражает Свои требования и говорит нам, что необходимо делать, чтобы спастись. А Евангелие – это все, в чем Он раскрывает нам Свои обетования и говорит, что Он сделал, делает и еще сделает для того, чтобы спасти нас.

5. Нравственный закон – это закон, данный Богом людям для того, чтобы они придерживались линии нравственного поведения, т. е. такой линии поведения, которую Он установил для них. Этот закон люди знают уже с самого сотворения. Но через грех человек избавился от власти этого закона и потерял знание о нем. В установлении завета Бог продолжал открывать Свой закон. Он суммировал его на все времена в десяти заповедях, данных на горе Синай, записав их Своею рукою на двух скрижалях и дав их через Моисея Израилю. Поэтому закон одинаков до и после грехопадения; изменился только способ его передачи. Он все еще будет сохранять силу и тогда, когда мы будем пребывать в состоянии славы.

6. В Послании к римлянам, 3:20, сказано: «Ибо законом познается грех». Ведь он – норма, которой должна соответствовать жизнь людей. И он признается таковым теми, кто сохраняет верность завету. Они жаждут выполнять его. В сердце своем они готовы с удовольствием исполнять волю своего Отца, но… замечают, что на самом деле не исполняют ее и не могут исполнить. Они осознают, что не только вокруг них существует много неправильного, но и что сами они по своей природе склонны противостоять тому, чего хочет Бог. Они приходят к мысли, что их несчастье – в их собственной греховности, и она абсолютная. Они учатся признавать, что «из-за нарушения Твоего закона я пал, исполнился нищетой и скорбью».

7. Итак, закон как правило благодарения – это источник знаний о нашем несчастии. Если человек не признает закон правилом благодарения, он не увидит в нем и источника знаний. Только верующие узнают через закон о своем несчастии и учатся познавать его все глубже. Если мы, наставленные в Слове Божьем, не знаем о нашем несчастии, то это в большинстве случаев не потому, что мы не знаем закона, а потому, что мы отказываемся верить в Бога завета и не уважаем Его завет. Поэтому даже наше неведение о своем несчастии остается сугубо нашей виной!

         А. Данный на горе Синай закон содержит множество определений, которые имели особое значение для гражданской жизни в Израиле и которые были предписаны Самим Господом как Царем Израиля (теократия) – см.: Втор. 17:14 и далее; Исх. 22:26; Втор. 22:8. Также он содержит множество постановлений, регулировавших ветхозаветное богослужение, которое было церемониальным и являлось тенью будущего. Они говорят о:

         – святых местах (скиния, храм; теперь – Господня община);

         – святых людях (первосвященник, священники и левиты; теперь – только Христос есть наш Первосвященник, а все верующие в Него названы священниками);

         – святых действиях (очищение, приношения, молитвы; теперь – вся наша жизнь есть благодарное приношение);

         – святых временах (субботние и праздничные дни; теперь – вся наша жизнь есть начало вечной Субботы).

         Эти церемониальные постановления нашли свое исполнение во Христе и теперь упразднены. Они все же полезны нам для лучшего понимания Евангелия. Гражданские установления после падения израильской теократии также не могут применяться в буквальном смысле. При этом они содержат множество указаний, которые сохраняют свое значение для нас (Бельгийское исповедание, артикул 25).

         Б. В Канонах Дортского синода (III–IV.5) мы исповедуем, что через закон «открывается огромность греха человека, более и более доказывается его виновность». Почему это повторяется и так подробно разъясняется? См.: раздел «Опровержение заблуждений» в этой же части Канонов, параграф 5.

 

         Вопросы

1.      Сознают ли все люди свое несчастье? Имеют ли они знание о грехе?

2.      Ищем ли мы теоретического знания? Какие люди единственно обладают тем знанием, о котором здесь говорится?

3.      Что такое закон? Для каких созданий Бог установил законы? Какое значение закон имеет для них?

4.      Что называется «законом» в Писании? Что еще содержится в Писании?

5.      Что мы подразумеваем, говоря о «нравственном поведении» человека? Когда человек впервые познал закон? Как он утратил это знание? Одинаковы ли закон сегодня и тот закон, который был в раю? Будет ли он сохранять свою силу, когда человек будет пребывать в состоянии славы?

6.      Какие особые определения содержит закон, данный на горе Синай? К каким вопросам обращаются постановления о богослужении? Применимы ли они для нас в буквальном смысле? Какое значение они все еще несут в себе?

7.      Как мы учимся познавать свое несчастье из закона? Достаточно ли просто знать его назубок? Что сказано в Послании к римлянам, 3:20?

 

 

 

ВОПРОС 4

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА

Заметки

         1. В Компендиуме, составленном в 1611 году Германом Факелием, служителем в Мидделбурге, содержится вопрос: «Что повелевал ваш Бог в Своем законе?» Эти слова еще лучше подчеркивают то, что в законе мы сталкиваемся с Самим Богом. Кто нарушает закон, тот оскорбляет Бога, ибо закон – Божий. Человек, нарушающий закон, не выполняет своего долга, ибо закон Божий требует нечто от нас. Он применяется к нам и касается нас. Заметь: закон именно требует; он не просто советует. Это «повеление Господа Его Израилю» (рифмованный Псалом 80).

         2. Вместо цитирования каждой из десяти заповедей здесь предлагается их краткое изложение (как это сделал Иисус в Евангелии от Матфея, 22:36–40. – Прим. ред.). Ведь этого достаточно для достижения поставленной цели. Потому что если мы провинились перед кратким изложением закона, мы провинились и перед всем законом. Благодаря этому изложению открывается глубокое значение закона, так что у нас не остается оснований полагать, будто закон можно исполнить через поверхностное ознакомление с ним (вспомните о богатом юноше). Стоящее здесь слово «вкратце» означает краткое изложение. Подумайте об аналогичном слове «сумма» в арифметике и прочтите отрывок из Послания к римлянам, 13:9.

         3. Возлюби. Мы не должны также возлюбить Бога или возлюбить больше всего остального, но Его возлюбить. Мы должны любить всем нашим существом. Бог не хочет чего-то от нас; Он хочет нас самих – а значит, все и полностью: сердце и душу, разум и силы. Ведь Он не только наш Повелитель, но и наш Отец. Правители не требуют от подданных любви, а только покорности; любви же требуют родители от детей и муж от жены. Как прекрасно, что Бог требует от нас любви! Он требует любви, потому что уже явил нам Свою любовь, избавив нас от рабства.

         4. Любовь к Богу – это первая заповедь. Где недостает этой любви, там не может быть исполнения закона. Первая скрижаль предшествует второй. Первая заповедь – это великая заповедь. От нее зависит все остальное!

         5. Вторая заповедь похожа на первую. Да, она вторая, но по происхождению и необходимости выполнения такая же, как первая. Тот, кто недобросовестно относится ко второй скрижали, на самом деле не имеет любви к Богу, насколько бы «религиозен» он ни был (1-е Иоан. 3:17).

         6. «Ближний» в голландском языке (naaste) – это превосходная степень от «близко» (na). Все люди – мои ближние. Ведь Бог сотворил род человеческий из одного человека. Но некоторые люди мне ближе, чем другие. Самые близкие мне те, с кем я общаюсь в повседневной жизни. Мы должны, ради Имени Божьего, любить всех. Но закон – здравый и практичный, он призывает нас начинать исполнение заповеди со своего дома.

         7. «Как себя». Мы должны любить себя, поскольку сами являемся творениями Божьими. Так же мы должны любить и ближнего.

         8. «На сих двух заповедях утверждается весь Закон и Пророки», то есть все, что сказано в законе и у пророков, сводится к этим заповедям.

 

Вопросы

1.      Кого мы оскорбляем, нарушая закон? Что еще мы не выполняем из-за этого нарушения? Что означает слово «вкратце»? Почему катехизис приводит краткое изложение закона, а не его полный текст?

2.      Как одним словом можно сформулировать требование закона? Как мы должны любить Бога?

3.      Какое значение имеет то, что любовь к Богу названа «первой заповедью»? И почему ее называют «великой»?

4.      Можно ли сказать, что вторая скрижаль не так важна, как первая?

5.      Кто наш ближний? Почему мы должны любить его? Можно ли любить себя?

6.      Что значит «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»?

 

 

 

ВОПРОС 5

 

БОГОНЕНАВИСТНИКИ – Рим. 1:30

Заметки

1.      Можешь ли (вопрос не о том, делаешь ли ты, а можешь ли ты, способен ли)

ты (снова обратите внимание на личное обращение)

все это (потому что закон един: оступившийся в одном становится виновным в нарушении всех заповедей)

соблюсти в совершенстве (потому что совершенный Бог не благоволит тому, что несовершенно)?

         2. Нет! Так скажет и ремонстрант. Но продолжит: «Однако я все же хочу соблюсти это, хоть и не могу». Но основанное на Писании свидетельство продолжает данную мысль так: «Ибо по природе я склонен ненавидеть Бога и ближнего».

         3. По природе – то есть так, в том состоянии, как я рожден и продолжаю жить, если не обновлен Духом Божьим. Это написано, чтобы показать, что в верующих уже нет ненависти к Богу (см.: Пс. 114:1[3]).

         4. Склонен. Не то чтобы человек всегда делал все злое. Но влечение его сердца именно таково. Поэтому слово «склонен» не может служить оправданием. Человек сдерживает эту склонность по разным причинам (страх перед наказанием, стремление к почестям).

         5. Ненависть противоположна любви, но в той же мере безгранична и неутолима. Если любовь побуждает творить добро, то ненависть понуждает к разрушению. Человек ненавидит Бога по своей природе и говорит в своем сердце: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их» (Пс. 2:3). А в Послании к римлянам, 8:7, сказано: «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут».

         «Плоть» в данном случае указывает на человека в его греховной озлобленности. Она может также означать хрупкость человека[4]: «Всякая плоть – трава» (Ис. 40:6).

        

Вопросы

1.      Почему в этом разделе спрашивается о том, можем ли мы исполнить «все это»? И почему требуется «совершенное» исполнение? Можем ли мы соблюсти закон в совершенстве? Желаем ли мы этого сами?

2.      Что значит «по природе»? Продолжает ли человек, став христианином, ненавидеть Бога?

3.      Делают ли люди всегда только злое? Неужели их природа хороша и потому они не могут совершить все зло? Какова же причина того, что они все-таки его не делают?

4.      Что такое ненависть? Что говорится в Послании к римлянам, 8:7?

5.      Какие два значения имеет слово «плоть» в Святом Писании?


[3] В оригинале в этом месте псалма, 114:1, стоит слово, которое правильнее перевести «люблю», чем «радуюсь». – Прим. рус. пер.

[4] В голландском оригинале имеет место игра слов: «boosheid» («злоба») и «broosheid» («хрупкость»). Прим. рус. пер.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.