30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

I. Приобретение искупления через посредничество нашего Господа Иисуса Христа

Воскресный день 5

ВОПРОС 12

 

НЕТ ИСКУПЛЕНИЯ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

Заметки

         1. В исповедании нашего искупления мы не можем легкомысленно, просто так пренебрегать ничем из того, что было сказано в первой части катехизиса о нашем несчастии. Потому что и Бог не упускает «просто так» ничего из этого. Поэтому вторая часть катехизиса начинается с полного признания истинным того вывода, к которому мы пришли в части, повествующей о нашем несчастии: по справедливому суду Божию мы подлежим временным и вечным карам. И в этом разделе спрашивается, остался ли у нас какой-либо способ (ведь это не случится «просто так») избавиться от этих наказаний и вновь обрести Божью благосклонность?

2. «Избавиться от наказаний» – это не то же самое, что «примириться с Богом»[7]. Потому что в жизни бывают ситуации, когда человек может избегнуть наказания и при этом не примириться с другим человеком (см.: 2-я Цар. 14:24).

«Избавиться от наказаний» – значит избежать Божьего мщения, положенного человеку согласно завету.         «Примириться с Богом» – это не значит, что Бог являет милость также до падения (в смысле прощающей вину благосклонности к Адаму). Скорее, это значит вновь получать благословения завета с Богом, разделять с Ним общение.

3. Избавление произойдет не иначе, как только путем справедливости. «Сион спасется правосудием, и обратившиеся [сыны] его – правдою» (Ис. 1:27). Потому что Бог – праведен. Он всегда держит сказанное Им Слово. «Я не оправдаю беззаконника» (Исх. 23:7). О Господе говорится так: «Не оставляющий без наказания» (Исх. 34:7). Для достижения примирения (то есть восстановления дружеских отношений) с Богом должно произойти удовлетворение. Бог хочет, чтобы Его справедливость была полностью соблюдена.

Мы должны расплатиться с Божьей справедливостью. Слово «расплатиться» как раз отражает то, о чем здесь идет речь. Потому что, расплачиваясь, человек отдает ровно столько, сколько от него требуется. Иначе он не получит «квитанции», освобождения, ведь он не расплатился. Кроме того, оплата подразумевает, что нечто отдается взамен получаемого. Оплата не дает права на что-либо; это наша обязанность! И эта оплата должна быть полной, говорит катехизис.

4. Человек должен был «расплачиваться» уже в раю – то есть удовлетворить требования завета. Эта «расплата» заключалась в совершенном исполнении закона. Посему это первое, за что мы должны были расплатиться: проявлять послушание в нашей жизни, исполнять закон – то есть проявить активное послушание. После грехопадения добавилась еще и необходимость перенести наказание – то есть проявить пассивное послушание.

5. Расплатиться должны мы. Оплата должна последовать со стороны человека, ведь Бог ожидает ее от него с самого начала.

Эта оплата должна быть произведена или нами самими, или кем-то другим. Но и в последнем случае именно мы должны осуществить ее – через другого. Поэтому мы должны активно участвовать в оплате через Христа, то есть нашей верой, которая на основании того, что Христос совершил удовлетворение за грехи наши, обращается к Отцу с молитвой о том, чтобы Он помиловал нас ради Христа. Этой «оплатой» человек не заслуживает ничего: он лишь принимает то, что было дано ему Богом.

 

Вопросы

1.      Почему в 12-м разделе катехизиса спрашивается, «остался ли у нас какой-либо способ» для избавления?

2.      Что значит «избавиться от наказаний»? И что значит «примириться с Богом»?

3.      Что сказано в книге пророка Исаии, 1:27? Что необходимо для примирения? И что такое примирение?

4.      Откуда происходит слово «расплатиться»?

5.      Что должен был «оплатить» человек уже в раю? А что добавилось после грехопадения?

6.      Что мы понимаем под «активным» и «пассивным» послушанием?

7.      Кто должен заплатить? И как? Если оплата осуществляется кем-то другим, должны ли мы сами что-то делать? Приносим ли мы в таком случае что-то Богу от себя?

 

 

 

ВОПРОСЫ 13 и 14

 

НИ ЧЕЛОВЕК, НИ ДРУГОЕ ТВОРЕНИЕ НЕ МОГУТ ПРИНЕСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Заметки

1. Сперва исследуется вопрос, можем ли мы расплатиться сами. Но ответ: «никоим образом», хоть грешник и может полагать, что способен сделать это «различными путями» – через жертвы, покаяние, самосовершенствование, добрые дела и т. д. Что только не придумывает человек для того, чтобы удовлетворить Бога. Но что бы мы ни делали, мы только «ежедневно увеличиваем наш долг».

Ведь человек ежедневно обязан приносить полную оплату, то есть полностью исполнять закон. Но за что бы он ни брался, он не исполняет этого, и потому лишь день ото дня усугубляет свою вину. Даже обращенные, которые желают служить Богу, – даже они должны каждый день молить: «Прости нам долги наши…»

2. Следует различать вину и грех. Но они не должны и разделяться, потому что грех подразумевает вину! Но грех – это преступление, неправильное действие. А вина – это преступление, которое инкриминируется (то есть вменяется, «зачисляется») нам.

3. Может где-нибудь есть «какая-либо тварь», которая могла бы уплатить долг за нас? Имеется в виду творение, которое обладает лишь силой твари и, несомненно, может распоряжаться лишь тварными силами.

4. Но ни одна «тварь» не может уплатить долг за нас. Потому что:

         а) «Бог не желает прилагать грехи человека к другому творению». Уплата Богу должна производиться самим человеком. «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4).

б) Ни одна тварь «не может вынести гнева Божьего за грех и избавить от этого гнева других». Творение может и будет испытывать гнев, но для «уплаты» человеку необходимо, чтобы кто-то был готов прийти и сказать: «Свершилось». И этого не может сделать творение. Ограниченное не может упразднить бесконечное. У пророка Наума, 1:6, сказано: «Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его?» См. также: вопросы/ответы 16–17, заметка 2.

5. Во времена Израиля Господь использовал жертвоприношения для служения искупления. Но они не помогали в деле примирения. «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Израиль знал о том, что «всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал» (Пс. 39:7). Эти жертвы указывали израильтянам на необходимость уникальной жертвы Христа и уверяли их в том, что она будет принесена.

 

Вопросы

1.      Способны ли мы «расплатиться» за себя? Как человек пытается сделать это? Но чего он всем этим достигает?

2.      В чем различие между грехом и виной?

3.      Что подразумевается под «какой-либо тварью»?

4.      Почему никакая тварь не может уплатить долг за нас?

5.      Что сказано в книге пророка Наума, 1:6?

6.      Какой была цель жертвоприношений во времена Израиля?

 

 

 

ВОПРОС 15

 

НУЖЕН ПОСРЕДНИК!

Заметки

1. Данный вопрос («Какого же Посредника и Искупителя следует нам искать?»), конечно, вовсе не предполагает, что решение находится в самом катехизисе. Ведь в ответ звучит не что иное, как исповедание – повторение того, что говорит нам об этом Слово Господне.

2. Посредником считается тот, кто выступает как связующий между двумя или более сторонами, примиряя друг с другом обидчика и обиженную сторону. В целом в подобных случаях есть возможность, что посреднику удастся убедить стороны поступиться в чем-то и таким образом прийти к перемирию. Но между оскорбленным Богом и оскорбляющим Его человеком не может быть и речи о согласии. Ведь:

а) грешнику нечем поступиться; все, что у него есть, – это вина;

б) Бог не может и не хочет поступаться ничем из Своих справедливых требований. Он ни на что не смотрит сквозь пальцы.

3. Поэтому для достижения примирения Посредник между Богом и человеком должен:

а) принести удовлетворение за содеянную несправедливость (через активное и пассивное послушание); это – приобретение примирения;

б) позаботиться, чтобы грешник не упорствовал в своих пороках и не продолжал оскорблять Бога; это – приложение примирения.

Поэтому Посредник должен выступать как замещающий Поручитель. Он должен занять наше место. Так Он станет Искупителем!

4. Мы должны искать этого Посредника. Это не означает, что нам нужно пытаться где-то найти Его. Потому что Бог уже дал Его и объявил об этом. Но этого проповедуемого Посредника мы должны искать. Мы должны выйти к Нему, обратиться к свершенному Им труду и подчиниться Ему.

5. Требования к Посреднику таковы: Он должен быть истинным и праведным (невинным, святым) человеком, а также истинным Богом.

 

Использованное в заметках слово «поручитель» можно также найти в Канонах Дортского синода (II.2).

 

Вопросы

1.      Разве решение вопроса о том, какой Посредник нам нужен, находится в самом катехизисе? Что же мы тогда слышим в ответ?

2.      Что значит «посредник»? Возможно ли между Богом и человеком такое примирение, когда обе стороны могут в чем-то пойти на уступки? Почему?

3.      Что необходимо сделать Посреднику для достижения примирения? В какой роли Он должен выступить?

4.      Что значит, что мы должны искать Посредника?

5.      Каковы же требования к Посреднику?

 

 

 

 


[7] Здесь я следую русскому переводу Гейдельбергского катехизиса: в оригинале стоят слова не «примириться с Богом», а «вновь обрести милость». – Прим. рус. пер.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.