Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
(воскресные дни 14–16)
Воскресный день 14
ВОПРОСЫ 35 и 36
РОЖДЕННЫЙ ОТ ЖЕНЩИНЫ
Заметки
1. Рождение Господа Иисуса Христа как человека кажется нам удивительным. На небесах у Него не было матери, а на земле – Отца. Потому что ангел возвестил Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Луки 1:35).
В отличие от нашего появления на свет, рождение Иисуса не было просто Его участью. Это было Его действием! В Послании к филиппийцам, 2:7, о Нем говорится: «Приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». Спаситель постоянно говорил: «Я пришел...». Такова Его любовь! Он решил войти в наше низкое существование и разделить нашу проклятую участь. И каким прилежным Он был по Божьей праведности! «Вот, иду… я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» (Пс. 39:8, 9).
2. Рожденный как человек, Он был во всем подобен нам. Катехизис подчеркивает, что Он воспринял от плоти и крови девы Марии истинную человеческую природу. На этом же акцентирует внимание и артикул 18 Бельгийского исповедания: «Он воистину воспринял на себя истинное человеческое естество со всеми его слабостями». «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной» (Рим. 8:3). В Евангелиях Господь также изображается как истинный человек. Его современники говорили: «Не сын ли Он плотника, а Его братья – не между нами ли?» Поэтому следует осудить мнение анабаптистов, которые учили, что Иисус принес Свою человеческую природу с небес и потому лишь «прошел» через Марию, как свет проходит через стекло. Уже апостолу Иоанну пришлось бороться с докетами, утверждавшими, что у Иисуса было лишь кажущееся тело. См.: 1-е Иоан. 4:2, 3.
3. Подтверждая все вышесказанное, следует незамедлительно добавить: Он уподобился нам во всем, кроме греха. Как сказано в Послании к евреям, 4:15: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха». У Него не было первородного греха. Ибо Он, сущий в недре Отчем, не пал вместе с человечеством в Адаме. У Него не было и ни одного действительного, совершенного Им греха.
4. Рождение не означает, что Его Божественность при этом изменилась и превратилась в человеческую сущность. Он остался тем, кем был, то есть Богом, и стал тем, кем Он раньше не был, – человеком. Божественная Личность Сына, имея Божественное существование от вечности, теперь приняла также и человеческое существование. Две природы, но одна Личность.
Потому все, что Посредник делал по Своей человеческой природе, было работой Сына Божьего. Это придало Его деянию божественную и бесконечную значимость. «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1-е Иоан. 1:7). См.: Каноны Дортского синода, II.4.
5. Иисус есть истинное семя Давида, поскольку был рожден Марией и считался сыном Иосифа. «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Луки 1:32). Итак, именно в Нем и через Него исполнятся все ветхозаветные обетования, касающиеся престола Давида. См. также: Пс. 71.
6. Необходимость Его рождения как человека мы уже обсудили в вопросах/ответах 12–17.
7. В разделе 36-го воскресного дня опять спрашивается о пользе. И насколько личен тон ответа! Я зачат и рожден во грехе… Из-за Адамового греха, который является и моим грехом, у меня все плохо уже с самого начала. Но Христос восстанавливает, исправляет все, в чем я оступился. Даже самое начало (то есть Адамов грех во мне. – Прим. ред.). И Он покрывает Своей праведностью мою неправедность.
А. В 18-м артикуле Бельгийского исповедания пространно говорится о человеческой природе Иисуса Христа.
Б. В 19-м артикуле Бельгийского исповедания подробно обсуждается соединение и различие двух природ Христа в одной Личности.
Посредник соединяет в Себе две природы (Божественную и человеческую) в одну (Божественную) Личность Сына. Обе природы сохраняют свои отличительные свойства. Божественная природа остается несотворенной, вечной, вездесущей. Человеческая природа остается тварной, временной, ограниченной. Через воскресение человеческая природа Христа обрела нетление, но она осталась истинно человеческой.
Касательно соединения этих двух природ (при рождении Христа) мы исповедуем, что они соединены так прочно, что даже Его смерть не разделила их: Божественная природа остается всегда соединенной с человеческой – даже тогда, когда Он лежал в могиле.
Согласно Халкидонскому вероопределению (451 г.), две природы соединяются:
– неслитно (каждая природа остается самостоятельной);
– неизменно (каждая природа сохраняет свои свойства);
– нераздельно (они всегда и навечно соединены в одной Личности);
– неразлучно (вся человеческая природа со всей Божественной).
Первые два отрицания направлены против ереси Евтихия, архимандрита Константинопольского монастыря, который учил, что Христос после Своего воплощения обладает только одной природой (две природы после соединения «растворились» и превратились в новую «богочеловеческую» природу), так что Его человеческая природа не была такой, как наша (вода, смешанная с вином). Эта мысль была заимствована лютеранским и этическим богословием.
Третье отрицание направлено против учения Нестория, патриарха Константинопольского, который настолько разделял две природы Христа, что это угрожало единству Его Личности (вода, смешанная со смирной).
Последнее отрицание направлено против ереси Аполлинария, полагавшего, что Сын воспринял только человеческое тело.
Таким образом, Халкидонский собор только отверг заблуждения и высказался относительно того, как две природы не соединены. Определение точного способа этого соединения превышает наше разумение.
Учение римско-католической церкви о том, что Мария была непорочно зачата и рождена, противоречит, например, словам Евангелия от Луки, 1:47, где Мария дает понять, что и она нуждается в Спасителе.
Христос стал человеком не для того, чтобы преодолеть противоположность между Богом и человеком, временем и вечностью, как будто Он должен был прийти в любом случае, независимо от грехопадения. Первоначально Бог и человек не были в состоянии противоположения. Было расстояние, но и оно было преодолено в завете. Христос пришел для того, чтобы спасти грешников.
Вопросы
1. Что мы имеем в виду, когда говорим о чьем-то «состоянии»? Что определяет состояние человека?
2. Какие состояния мы различаем у Посредника? Как Он пребывает в состоянии уничижения пред Богом? И как – в состоянии превознесения?
3. Какие этапы мы выделяем в состоянии уничижения?
4. Кто был отцом Иисуса? Было ли рождение Иисуса Его действием?
5. Что сказано в Евангелии от Луки, 1:35; в Послании к филиппийцам, 2:7; в Послании к евреям, 4:15?
6. Чему учили докеты и анабаптисты по поводу человеческой природы Христа?
7. Причастен ли Иисус ко греху через Свое рождение, произошедшее как рождение человека?
8. Превратилась ли Его Божественная природа в человеческую? Как мы описываем способ соединения двух природ?
9. Что означает, что Он был семенем Давида?
10. Почему было необходимо, чтобы Иисус стал человеком?
11. Какую пользу приносит нам факт святого зачатия и рождения Христа?
Этот материал еще не обсуждался.