Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
Воскресный день 24
Вопросы 62–64
НЕ ПО ДЕЛАМ НАШИМ
62. Почему наши добрые дела не могут рассматриваться как наша праведность пред Богом, пусть хотя бы частично?
Ответ: Потому что праведность, принимаемая во внимание на суде Божием, должна быть совершенной и полностью сообразной Божественному закону. Наши же даже самые выдающиеся дела, совершаемые в этой жизни, несовершенны и осквернены грехом.
63. Как может такое быть, что мы своими добрыми делами ничего не заслуживаем, если Бог обещает за них награду в настоящей и грядущей жизни? Ответ: Он награждает не по нашим заслугам, а по Своей милости.
64. Разве такое учение не делает людей беспечными и безбожными?
Ответ: Нет. Ибо не может быть, чтобы привитые ко Христу через веру не приносили также и плоды благодарения. |
Примечания
Этот раздел тесно взаимосвязан с предыдущим, в котором мы исповедуем, что Бог оправдывает нас ВЕРОЮ. В разделе двадцать четвертого дня подчеркивается то, что мы НЕ оправдываемся НАШИМИ ДЕЛАМИ. И это последнее утверждение является логическим продолжением первого. В принципе его можно было бы упустить. Однако из-за нашего лукавого сердца нам следует постоянно помнить об этой истине. Святое Писание – отличный этому пример. Ибо после того, как Павел в Послании к ефесянам, 2:8, сказал о том, что мы спасены верою, в девятом стихе он добавил:
«Не от дел, чтобы никто не хвалился».
В ответе на вопрос 62 объясняется, почему наши добрые дела не могут сделать нас праведными, пусть даже на малую толику. Ответ этот совершенно ясный и совершенно библейский. Исаия говорит:
«Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64:6).
Вопрос/ответ 63 указывает на награду, которую Бог несмотря ни на что обещает даровать нам. В псалме 18, стих 12, говорится следующее:
«...в соблюдении их (то есть Божьих заповедей) великая награда».
Господь говорит:
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).
Кроме того, в шестой главе Евангелия от Матфея говорится о том, что Бог открыто наградит людей за те добрые дела, которые были соделаны втайне, не напоказ. Мы можем ожидать этой награды, ибо Господь обещал ее нам, чтобы вдохновить и подбодрить нас. Моисей также ожидал этой награды (Евр. 11:26). Но принцип награждения никак не противоречит принципу «не от дел, дабы никто не хвалился». Ибо награда эта все равно не заработана нами. Что мы вообще можем заработать?
Бог дает нам награду исключительно по благодати, дабы показать нам Свое благоволение и насладиться собственным трудом. Эта награда похожа на награду, которую дает отец своему ребенку за какое-нибудь выполненное им поручение. Но Божью награду нельзя сравнить с зарплатой, которую работодатель обязан выплачивать своим работникам.
Кроме того, Господь награждает Своих детей уже в этой жизни. Очи Бога устремлены на боящихся Его. Конечно, далеко не всегда Он дает богатство и процветание. В большинстве случаев Господь дарует душевный покой, твердую веру и другие духовные дары. Но в свое время дитя Божье получит все. Кроме того, Божьи награды, которые получат верующие в вечности, будут отличаться друг от друга (см.: воскресный день 22, вопрос/ответ 58).
Некоторые уверены в том, что учение о НЕЗАСЛУЖЕННОМ оправдании способствует беспечности людей и оправдывает их нечестивую жизнь. Но это далеко не так. Хотя мы и вынуждены признать, что этим учением часто злоупотребляют. Так было еще во времена апостола Павла (Рим. 6:1, 15). Следует отметить, что учение римско-католической церкви о человеческих заслугах (добрых делах) действительно способствует поверхностной христианской жизни. Оно убеждает человека поверить в то, что его внешних действий достаточно для благосклонного к нему отношения Бога. Оно заставляет людей совершать добрые дела, скорее, из страха перед наказанием и таким образом фокусирует их внимание не на Боге, но на самих себе. Однако учение о безвозмездной благодати способствует совершению добрых дел из желания БЛАГОДАРИТЬ Бога за превосходную милость, которую Он даровал нам. Добрые дела такого рода являются совершенно естественными для христианина. Разве может доброе дерево не приносить добрых плодов? Еще менее вероятно, что вера неспособна приносить плоды, то есть добрые дела.
Комментарии
Утверждение апостола Павла (Рим. 3:28) о том, что человек оправдывается только ВЕРОЮ, НЕЗАВИСИМО ОТ ДЕЛ ЗАКОНА, не противоречит учению апостола Иакова (Иак. 2:23) о том, что человек ОПРАВДЫВАЕТСЯ ДЕЛАМИ, А НЕ ТОЛЬКО ВЕРОЮ. Дело в том, что Павел обращался к тем, кто думал, будто человек оправдывается только собственными делами (делами закона, ЗАКОННИЧЕСТВО), а Иаков имел дело с теми, кто считал, будто дела не имеют совершенно никакого значения по причине преизобильной благодати Божией (ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ). Вот почему Иаков и говорит им, что вера без дел мертва! Оправдывающая вера будет ПРОЯВЛЯТЬСЯ в добрых делах (делах веры).
Перекрестные ссылки
- В артикуле 24 Бельгийского исповедания рассматривается каждый аспект данного предмета обсуждения, включая вопрос о неспособности человека что-либо заслужить перед Богом посредством дел, а также вопрос о награде за наши добрые дела. Кроме того, в данном артикуле опровергается утверждение о том, что учение о благодати якобы способствует беспечности и греховной жизни.
- Недостаточность наших дел исповедуется и в Канонах Дортского синода, 5:1–3. В пунктах 1:13 и 5:12 говорится о том, что это учение способствует благодарению Бога.
Ереси
- Пелагианство.
- Антиномианство.
- Перфекционизм.
Вопросы
- Какова взаимосвязь между этим и предыдущим разделами?
- О чем говорится в книге пророка Исаии, 64:6? Почему посредством наших добрых дел мы не можем заслужить награду?
- Разве Бог не награждает нас за добрые дела? Как Он это делает?
- Почему учение о человеческих заслугах свершения добрых дел ведет к поверхностной христианской жизни и эгоизму?
- Объясните, почему слова из Послания к римлянам, 3:28, и Послания Иакова, 2:24, в действительности не противоречат друг другу.
Этот материал еще не обсуждался.