Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
Воскресный день 48
Вопрос 123
Да приидет Царствие Твое
123. В чем состоит второе прошение?
Вопрос: «Да приидет Царствие Твое». То есть: «Так правь нами Своим Словом и Духом, чтобы мы все больше и больше покорялись Тебе. Сохрани и приумножь Церковь Твою. Разрушь дела дьявола и всякую силу, восстающую против Твоего величия. Расстраивай все помыслы, противные Слову Твоему, доколе не воцаришься совершенно и полностью и не будешь все во всем». |
Примечания
Божье Царство – это положение вещей, при которых Бога добровольно, с любовью признают Царем. Это Царство существовало в Эдемском саду до грехопадения, после которого оно было удалено с земли из-за пребывающего на ней греха. Конечно, Бог оставался Царем всей земли и после падения человека, но люди более не признавали и не почитали Его так, как прежде. Тем не менее сразу же после грехопадения Христос приступил к восстановлению Царства Божьего на земле. Царство Божье часто называется царством небесным, потому что его восстановление на земле осуществляется с небес. Господь будет продолжать восстановление этого царства вплоть до Своего возвращения, когда оно будет завершено. Произнося слова «да приидет Царствие Твое», мы тем самым молимся о полном восстановлении Божьего Царства.
Как форма данного прошения, так и ожидаемый на него ответ тождественны первому прошению (см.: воскресный день 47, вопрос/ответ 122).
В этом прошении мы прежде всего просим у Господа править нами Своим Словом и Духом так, чтобы мы все больше и больше Ему подчинялись. Ибо признавая Господа во всех областях нашей жизни, мы тем самым расширяем пределы Божьего Царства.
Церкви вверена особая задача – признание Господа Царем во всех сферах человеческого бытия. Церковь – это воинство Божьего Царства. Она провозглашает Слово Царя от Его имени. Вот почему второе прошение также содержит просьбу: «Сохрани и приумножь Церковь Твою». «Сохранение Церкви» подразумевает ее верность Божьему Слову. Ошибочно и крайне опасно предполагать, что восстановление Божьего Царства может действенно осуществляться в то время, когда христиане не беспокоятся о состоянии Церкви и не обращают внимания на грехи, которые ее ослабляют.
Безусловно, мы можем быть уверены в том, что враги будут восставать на Церковь, особенно тогда, когда Бог слышит данное прошение, а пределы Его Царства расширяются. Чем более действенным становится Божье Царство, тем больше усилий прилагает сатана, чтобы этому помешать. Вот почему во втором прошении содержится просьба: «Разрушь дела дьявола и всякую силу, восстающую против Твоего величия. Расстраивай все помыслы, противные Слову Твоему». Ибо ничто лучше не провозглашает наступление Божьего Царства, чем Его Слово, которое говорит нам о нем, обещает нам его и учит нас искать его. Вот почему дьявол восстает против Святого Писания больше, чем против чего-либо другого. Он замышляет всевозможные козни, дабы преуменьшить роль Святого Писания в школах, армии, семье, в газетах и Интернете.
Таким образом, во втором прошении мы просим, чтобы Бог Сам научил нас служить Ему как Царю, пользуясь всеми необходимыми для этого средствами, а также чтобы Он сокрушил всякую силу, восстающую против Него. Мы просим об этом, дабы (ибо это основная цель данного прошения) наступила полнота Божьего Царства, в котором Он будет все во всем.
Мы обращаемся с этими просьбами к Господу, ибо только Он может их выполнить. Ведь Он нам это обещал!
Вопросы
- Что такое Божье Царство? Когда оно первоначально существовало на земле? Как оно было утрачено? Кто восстанавливает Божье Царство? О чем мы просим во втором прошении относительно Божьего Царства?
- Что можно сказать в отношении формы этого прошения? Отвечает ли Господь на эту молитву? Если да, то как?
- О чем мы в первую очередь просим во втором прошении?
- Какова значимость Церкви для Божьего Царства? О чем мы просим Господа в отношении Церкви?
- Какие еще просьбы содержит второе прошение?
- Какова основная цель второго прошения?
- Почему мы возносим наши прошения только Господу?
Этот материал еще не обсуждался.