30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 31

 

Вопрос 83

 

КЛЮЧИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО

 

83. Что такое ключи царства небесного?

 

Ответ: Проповедь Евангелия и церковная дисциплина, коими небо отверзается для верующих и запирается для неверующих.

 

84. Как через проповедь Евангелия отверзается и запирается царство небесное?

 

Ответ: Верующим по заповеди Христовой, всем месте и каждому в отдельности, публично возвещается о том, что Богом им прощаются все грехи ради заслуг Христовых всякий раз, когда они с истинной верой принимают обетование Евангелия. Неверующим же и лицемерам возвещается, что таковые будут подлежать гневу Божию и вечному осуждению, доколе не оставят своих беззаконий. Согласно этому свидетельству Евангелия Бог судит и в настоящей, и в будущей жизни.

 

85. Как отверзается и запирается царство небесное через церковную дисциплину?

 

Ответ: По заповеди Христовой все называющие себя христианами, но своей жизнью и учением показывающие, что они чужды Христа, и после многочисленных братских увещеваний не желающие отойти от своих заблуждений и беззаконий, объявляются церкви или уполномоченным ею лицам. И если они не послушаются даже их увещеваний, то недопущением к таинствам исключаются ими из церковной общины и Самим Богом извергаются из Царства Христова. И наоборот, если таковые люди заявляют об исправлении и подтверждают это на деле, то принимаются назад как члены тела Христова и Его церкви.

 

Примечания

 

В разделе этого воскресного дня говорится о «ключах царства небесного», о которых упоминалось в предыдущее вокресенье. Ключ позволяет человеку открыть или закрыть что-либо. В этом разделе рассматривается вопрос о допуске в царство небесное и отлучении от него (данный вопрос также освещается в разделе воскресного дня 48, вопрос/ответ 123, примечание 1). Человек, которому разрешено находиться в этом «небесном царстве», или «царстве Бога», пользуется всеми его благами (то есть имеет прощение грехов, возрождение и вечную славу). Таким образом, в этот день мы будем обсуждать вопрос дарования этих благ или лишения этих благ. Данное решение принимает Христос. Он, как говорится в Откровении, 3:7,

 «...Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит».

 

Христос осуществляет Свою власть чрез церковь. Он вручил ей ключи небесного царства, то есть дал власть разрешать и запрещать входить в это царство. Он наделил данной властью не только Петра (Матф. 16:19) или апостолов (Иоан. 20:23), но ВСЮ ЦЕРКОВЬ (Матф. 18:17–18):

 

«...СКАЖИ ЦЕРКВИ... Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

 

Церковь не имеет права пренебрегать этой властью. Она обязана использовать ее:

 

  • ради спасения грешников (отлучение, например, является крайней мерой, способствующей побуждению человека к покаянию. Обратите внимание на то, что в катехизисе вопрос дисциплины обсуждается во второй части, «Наше избавление» (1-е Кор. 5:5);
  • ради сохранения церкви, дабы предотвратить распространение тлетворного влияния на всю общину;
  • ради того, чтобы не поносилось имя Господа.

 

Кроме того, церковь должна осторожно использовать дисциплину, дабы не злоупотребить ею. Церковную дисциплину необходимо использовать только в соответствии с повелениями Господа. В Своем Слове Он четко и ясно показал, кто может быть допущен в небесное царство, а кто нет:

 

«Скажите праведнику, что благо [ему], ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за [дела] рук его» (Ис. 3:10–11).

 

Кроме того, Христос объяснил каким образом должна использоваться эта власть. Существуют два ключа царства:

 

  • проповедь святого Евангелия;
  • церковная дисциплина.

 

 

 

Вопрос 84

 

СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, Я СОДЕЛАЛ ТЕБЯ СТРАЖНИКОМ

 

Примечания

 

Проповедь святого Евангелия – это ключ небесного царства. Посредством проповеди объясняется, кто может пребывать в этом царстве, а кто нет (кто исключен из него). Данный факт показывает нам, насколько важна проповедь. Ибо Бог будет судить как в этой жизни, так и в жизни будущей в соответствии со свидетельством Слова. По этой причине в проповеди должно провозглашаться вечное блаженство и вечное осуждение. Проповедь не имеет права деградировать до уровня пустого разглагольствования на религиозную тематику. Кроме того, содержание проповеди не должно ограничиваться рассмотрением межличностных отношений, как стало модно в наши дни.

 

Проповедь ОТКРЫВАЕТ доступ в небесное царство. Она указывает человеку на царство и объясняет его сущность. Кроме того, проповедь указывает на путь (Иисуса Христа), ведущий в это царство. Более того, она провозглашает от имени Христа каждому человеку, ставшему на этот путь и верующему в Иисуса Христа, что его грехи прощены. Именно таким образом проповедь открывает для нас врата царства небесного и вводит в радость Отца.

 

Проповедь также ЗАКРЫВАЕТ доступ в царство небесное. Ибо Евангелие говорит не только о спасении, но также и об осуждении. Оно предупреждает тех, кто не повинуется Христу, что гнев Божий пребывает на них (Иоан. 3:36). Эта истина должны открыто провозглашаться всем неверующим, дабы поколебать их ложное чувство безопасности и дабы они научились обращаться к Господу, испрашивая у Него милости.

 

 

 

 

Вопрос  85

 

ВЕСТИ ГРЕШНИКОВ К ПОКАЯНИЮ

Примечания

 

В Святом Писании содержится ясное учение о церковной дисциплине, или отлучении. В Первом послании к коринфянам, 5:13, говорится следующее:

 

«Итак, извергните развращенного из среды вас»

(см. также: Матф. 18:18; Рим. 16:17; 1-е Кор. 5:1–2; Титу 3:10; 2-е Фес. 3:6, 14).

 

Церковная дисциплина используется в отношении тех, кто, называя себя христианином, тем не менее ведет себя не по-христиански в жизни и учении. Она применяется к тем, кто является членом общины. Внешних же судит Бог (1-е Кор. 5:13). Действие дисциплины распространяется на область жизни и веры. В статье 66 Книги церковного устава говорится следующее:

 

«...консистория должна приложить все старания для поддержания церковной дисциплины, посредством которой наказываются грехи против чистоты учения церкви и благочестия»

(см. также: Гал. 6:2; Титу 3:11).

 

Первый шаг церковной дисциплины – братское увещевание. Ключи церкви были вручены не одному человеку или совету пресвитеров (консистории), но ВСЕЙ ОБЩИНЕ. Вот почему община задействована во всех дисциплинарных шагах. Кроме того, именно община инициирует любое дисциплинарное действие. Правильное использование дисциплины невозможно, если община безответственно к ней относится. Ослабление церковной дисциплины (что является началом разрушения церкви!) происходит по вине прежде всего самой церкви! В Евангелии от Матфея, 18:15–17, говорится следующее:

 

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

 

(Свидетели выступают как свидетели НАКАЗАНИЯ, а не ГРЕХА, который совершил член церкви).

 

Рассмотрев обвинение и признав его обоснованным, консистория приступает к увещеванию. В статье 68 Книги церковного устава говорится следующее:

 

«Всякий, кто упорно отвергает увещевание консистории или совершил вопиющий грех, должен быть отлучен от участия в Вечере Господней».

 

Данное действие называется молчаливым порицанием. Если грешник не покается после продолжительных увещеваний, то за ними следует

 ПЕРВОЕ ПУБЛИЧНОЕ ОГЛАШЕНИЕ. Консистория объявляет о том, что имеет место грех, и призывает общину молиться о грешнике (имя которого пока не упоминается) и о служении пресвитеров.

 

Если грешник не кается после продолжительного увещевания, то следует

 

ВТОРОЕ ПУБЛИЧНОЕ ОГЛАШЕНИЕ: Консистория не только объявляет о том, что имеет место грех, но и называет имя человека, который его совершает, дабы община не только молилась о грешнике, но и увещевала его. Данное оглашение возможно только после получения предварительного согласия консистории, дабы дисциплинарный процесс был проведен справедливо и честно.

 

Если и после этого результат не достигнут, тогда следует

 ТРЕТЬЕ ПУБЛИЧНОЕ ОГЛАШЕНИЕ. Оглашается дата отлучения грешника от церкви (если к тому времени он не покается), которая предварительно была согласована с консисторией.

 

Процедура ОТЛУЧЕНИЯ проходит в соответствии с официальной формой. Прочитайте ее! С использованием формы отлучения причащающегося члена церкви общине объявляется о том, что грешник

«...отлучается от общения Христова и Его царства. Он более не допускается к участию в таинствах. Он лишен всех духовных благословений и благ, которые Христос дарует церкви»

 

(см. также форму отлучения непричащающихся членов церкви).

 

Этот факт показывает всю серьезность данного вопроса!

 

Если отлученный от церкви человек впоследствии покается, даст ОБЕЩАНИЕ исправиться и покажет истинные плоды покаяния, то он сможет быть возвращен в общение церкви согласно форме восстановления в Христовой церкви. Пожалуйста, прочитайте также и эту форму, которая находится в последнем разделе Книги хвалы. Публично исповедав свою веру, вы тем самым согласились находиться под опекой консистории и соблюдать церковную дисциплину. Вам задали следующий вопрос (форма публичного исповедания веры, «Исповедание», четвертый вопрос):

 

«Обещаете ли вы добровольно подчиниться увещеванию и дисциплине церкви, если так случится (да не допустит сего милостивый Господь), что вы станете преступником в учении или поведении?»

 

Многие во время увещевания, проводимого церковью, нарушают это обещание к собственной погибели. Поэтому нам следует считать привилегией то, что Бог и таким образом желает блюсти наше спасение.

 

Перекрестные ссылки

 

  1. В Канонах Дортского синода, 5:14, утверждается, что Бог поддерживает, продолжает и совершенствует Свое Слово благодати посредством увещеваний и предупреждений.
  2. В артикуле 30 Бельгийского исповедания утверждается, что грешников следует наказывать и смирять (дисциплинировать) духовным образом.
  3. В артикуле 32 Бельгийского исповедания сказано следующее: «...дисциплину и отлучение следует осуществлять в соответствии с Божьим Словом».
  4. Кроме форм отлучения от церкви и восстановления в церкви следует также упомянуть о форме рукоположения служителей Слова, форме рукоположения миссионеров и форме рукоположения пресвитеров и дьяконов. Кроме того, существует форма празднования Вечери Господней (и краткая форма празднования Вечери Господней), в которой особое место уделяется использованию ключей царства.

 

Комментарии

 

  1. Служители, которые «совершили вопиющий грех или отказываются принять увещевание пресвитеров и дьяконов», должны быть смещены с занимаемой должности (Книга церковного устава, статья 71; см. также статью 72).
  2. В былые времена общее провозглашение прощения грехов совершалось на публичном богослужении после чтения закона и общего исповедания грехов.

 

Ереси

 

  1. Идея национальной, государственной церкви.
  2. Отрицание необходимости и возможности дисциплины в вопросах учения.
  3. Лабадизм (отрицание церкви как института).

 

Вопросы ( к вопросам/ответам 83–85)

 

  1. Что такое ключ? Какой вопрос обсуждается в данном разделе? Что такое небесное царство? Чем обладают те, кто допущен в небесное царство?
  2. Кто обладает исключительной властью впускать людей в царство небесное? Посредством кого Он осуществляет Свою власть?
  3. Докажите на основании Святого Писания, что Христос даровал церкви власть открывать и закрывать врата царства небесного.
  4. По какой причине церковь должна практиковать дисциплину? Чем она должна руководствоваться в вопросе дисциплины?
  5. Какие два ключа царства существуют?
  6. Какова цель проповеди Евангелия в данном отношении? Как она открывает врата царства, как закрывает?
  7. Приведите несколько цитат из Святого Писания, в которых говорится о церковной дисциплине.
  8. В отношении кого используются дисциплинарные меры? Что эти меры должны исправить?
  9. Каков первый шаг церковной дисциплины? Как осуществляется процесс братского увещевания?
  10. Как осуществляется процесс увещевания со стороны консистории?
  11. От чего отлучается человек?
  12. Может ли отлученный человек восстановиться в церкви? Когда и как?
  13. Может ли человек не подчиняться церковной дисциплине? Почему?
  14. Осуществляется ли церковная дисциплина в отношении непричащающихся членов церкви и ее служителей?

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.