Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
Воскресный день 33
88. В чем же состоит обращение человека к Богу?
Ответ: В умерщвлении ветхого и рождении нового человека.
89. Что такое умерщвление ветхого человека?
Ответ: Оно выражается в истинном страдании твоей души из-за того, что ты оскорбил Бога своими грехами, и приводит к тому, что ты все больше и больше ненавидишь эти грехи и избегаешь их.
90. Что такое рождение нового человека?
Ответ: Истинная радость в Боге через Христа, а также основательное и явное стремление жить согласно воле Божьей и творить добрые дела.
91. Какие дела считаются добрыми?
Ответ: Только такие, которые проистекают из истинной веры, совершаются согласно закону Божьему и только ради Его славы. Но не те, которые либо придуманы нами из-за того, что мы считаем их правильными, либо традиция совершения которых передана нам другими людьми. |
Вопрос 88
ОБРАЩЕНИЕ ОТ ИДОЛОВ К ЖИВОМУ БОГУ
Примечания
В конце предыдущего раздела мы описали природу жизни благодарения как «покаяние». В 87-м вопросе/ответе 32-го воскресного дня говорится, что неблагодарные люди не каются пред Богом. В этом разделе объясняется, что собой представляет покаяние и, таким образом, описывается природа благодарения. Следует отметить, что катехизис не описывает, как происходит покаяние. Ведь у каждого человека оно происходит по-своему. Например, покаяние Лидии отличается от покаяния темничного стража. Однако суть покаяния одинакова для всех. Именно эта суть покаяния и имеет значение. Таким образом, вопрос заключается не в том, где или как совершалось покаяние, но в том, живем ли мы жизнью покаяния. Мы должны быть уверены, что наша жизнь действительно такова!
В катехизисе задается вопрос о покаянии, или обращении. Несмотря на то что мы говорим о начальном и продолжающемся покаянии, они тем не менее представляют собой единое целое. Они являются началом и продолжением одного и того же действия. Кроме того, в катехизисе задается вопрос об истинном покаянии, ввиду того что существует ложное обращение от греха к добродетели. В случае последнего человек изменяется лишь поверхностно, на самом деле не обратившись к Богу. Покаяние – это поворот на сто восемьдесят градусов. Человек, который жил, отвратившись от Бога и не обращая на Него никакого внимания, теперь поворачивается к Нему лицом, обращается к Нему и начинает жить для Него (см.: 1-е Фес. 1:9). Более того, в катехизисе задается вопрос об обращении ЧЕЛОВЕКА. В покаянии нуждаются не только ужасные грешники, но ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЛЮДИ. Ведь покаяние истинно для всякого человека. В 3-м стихе псалма 13 говорится следующее:
«Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного».
В ответе говорится, что обращение состоит из двух частей. Они представляют собой две стороны одной и той же медали. Одна часть не следует за другой, они всегда происходят одновременно. Ветхая природа умирает, когда рождается новая.
Выражения «ветхая природа» и «новая природа» заимствованы из Святого Писания (Еф. 4:22–24; Кол. 3:9–10). Термин «ветхая природа» описывает человека, рожденного во грехе, который отвергает Бога и Его Слово. Термин «новая природа» применяется для описания возрожденного Христом человека, который постоянно обновляется Его Духом и Словом. Возрожденный человек открыт для Бога и Его Слова.
Таким образом, выражения «ветхая природа» и «новая природа» описывают не два определенных рода людей, но два пути жизни одного и того же человека. Мы называем первый путь «ветхим» по причине его греховности и порочности, а также потому, что он представляет собой состояние, в котором находился человек до обращения к Богу. Но «ветхая природа» должна уступить место другому состоянию жизни – «новой природе». Говоря о ветхой и новой природе человека, мы тем самым подчеркиваем, что грех поразил всю человеческую природу, которая полностью обновляется в обращении, или возрождении[15]. Но это не происходит в одночасье. Ветхая природа все еще присутствует в возрожденном человеке и действует соответственным образом (см.: Рим. 7:18–21; Каноны Дортского синода, 5:1). В катехизисе также говорится об умерщвлении ветхой природы, что подразумевает продолжительное действие, а не завершенное. Но ветхая природа должна уступать место новой природе. Греховное устраняется и умерщвляется, а новое восстает и вступает в свои права. Святой Дух совершает в нас этот труд посредством Слова. Это значит, что мы также ответственны пред Богом за совершение этого труда. Библия часто подчеркивает, что мы обращаемся к Господу, когда Господь обращает нас к Себе. Оба утверждения истинны. В Послании к филиппийцам, 2:12–13, говорится следующее:
«...со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению».
Перекрестные ссылки
· В Канонах Дортского синода, 3/4, 12, говорится:
«И воля, теперь уже возрожденная, не только подвигается и побуждается Богом, но, подвигаемая Богом, также действует самостоятельно. По этой причине о самом человеке, получившем сию благодать, также правильно говорится, что он верует и кается».
Вопрос 89
УМЕРЩВЛЕНИЕ ВЕТХОЙ ПРИРОДЫ
Заметки
Как в иврите, на котором был написан Ветхий Завет, так и в древнегреческом языке, на котором был написан Новый Завет, используются два слова для описания покаяния. Одно из них в основном указывает на изменения в мировоззрении и наклонностях человека, в то время как другое отмечает изменения в его поведении и образе жизни. Таким образом, Святое Писание подразумевает под обращением наше внутреннее состояние (мы начинаем думать иначе, желать иначе), а также наши действия (мы начинаем говорить и действовать иначе). Оба аспекта описываются в этом разделе катехизиса. В ответе говорится о сердечной печали и избегании грехов. Однако нам не следует думать, что одного аспекта вполне достаточно и другой не нужен. Поверхностное изменение не является обращением. Точно так же глупо утверждать, что, несмотря на беспечный образ жизни человека, у него все отлично в его внутреннем мире!
Обращение, прежде всего, представляет собой сердечное сожаление о том, что человек согрешил против Бога (2-е Кор. 7:10). В псалме 50, стих 4, говорится следующее:
«Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем».
Это сожаление вызвано не последствиями греха, но осознанием того факта, что мы разгневали Бога своими грехами. Истинность этой печали определяется не глубиной наших чувств или количеством пролитых слез, но устремленностью к Богу.
Более того, обращение – это ненависть ко греху. Мы больше не можем оправдать или скрыть наш грех. Мы являемся врагами греха, а посему убегаем от него. Но это героический побег! Только благодаря такому побегу мы можем выиграть битву. Тот, кто считает, что может находиться близко ко греху и пребывать в тех местах и обществах, где грех обладает сильным влиянием, кто ссылается на то, что знает, насколько далеко может зайти, тот просто не знает себя. Такой человек подобен мотыльку, порхающему вокруг пламени!
Обращение подразумевает возрастание. Вот почему в катехизисе используется выражение «все больше и больше». Мы начинаем все больше и больше ненавидеть грех, потому что мы начинаем все лучше и лучше видеть его сущность, которая ненавидит и не почитает Бога.
Перекрестные ссылки
1. Обратите внимание также на форму празднования вечери Господней («Исследование самих себя», часть первая).
Вопрос 90
ЖИЗНЬ НОВОЙ ПРИРОДЫ
Заметки
В ответе на этот вопрос также описывается обращение и указывается как на его внутренний аспект («истинная радость в Боге... и любовь и наслаждение»), так и на внешний («жить согласно воле Божьей»). Это истинная радость в Боге чрез Христа. Радость в Боге, Который так сильно возлюбил нас и осыпает ежедневными благословениями. Таким образом, жизнь в соответствии с Божьей волей, проявляющаяся во всех добрых делах, приносит радость и удовлетворение.
Перекрестные ссылки
1. Обратите внимание также на форму празднования вечери Господней («Исследование самих себя», часть третья).
Вопросы (к вопросам/ответам 88–90)
1. Какова природа жизни благодарения? Действительно ли важно, как и когда произошло обращение? Если нет, то на что нам следует обращать внимание?
2. Что спрашивается в катехизисе об истинном покаянии, или обращении? Кто нуждается в обращении?
3. Из каких частей состоит обращение? Следует ли одна за другой?
4. Что такое «ветхая природа»? Что такое «новая природа»? Описывают ли эти термины два рода людей? Если нет, то что? Почему ветхая природа называется ветхой? Почему новая природа называется новой? Почему мы говорим о ветхой и новой природе человека?
5. Продолжает ли существовать в возрожденном человеке ветхая природа? Если да, то что с ней происходит?
6. Кто инициирует обращение? Мы обращены Богом или сами обращаемся к Богу?
7. Сколько слов используется в Святом Писании для описания обращения? Какая между ними разница?
8. В чем суть сожаления при обращении? Что определяет истинность обращения? Каково отношение возрожденного человека ко греху?
9. Является ли обращение одномоментным действием? Является ли обращение продолжительным действием?
10. В чем состоит суть радости в обращении? Каково отношение возрожденного человека к воле Божьей?
Вопрос 91
ВСЕ, ЧТО НЕ ПО ВЕРЕ, – ГРЕХ
Заметки
В предыдущем разделе утверждалось, что обращение способствует совершению нами добрых дел. Поэтому совершенно естественно спросить, что же собой представляют добрые дела. Катехизис не отвечает на этот вопрос, приводя перечень добрых дел. Ибо добрые дела неотделимы от дел молитвы и милосердия. Добрыми делами называются все те дела, совершать которые Господь призывает нас как Своим Словом, так и провидением. Эти слова соответствуют содержанию рассматриваемого нами ответа катехизиса. Неприметная христианка-домохозяйка, о которой не знает мир, может совершить больше добрых дел, чем множество людей, «добрые дела» которых известны всем!
В катехизисе указывается на ИСТОЧНИК, ПРАВИЛО и ЦЕЛЬ добрых дел.
ИСТОЧНИК – это истинная вера. В Послании к римлянам, 8:8, говорится:
«...живущие по плоти Богу угодить не могут».
Кроме того, в этом же послании, 14:23, утверждается следующее:
«...все, что не по вере, грех».
Мы не сможем сделать ничего, если не пребудем во Христе (Иоан. 15:4).
ПРАВИЛО – это Божий закон. Катехизис четко и ясно учит, что мы не должны руководствоваться собственными правилами, к выполнению которых нас так влечет. Иисус говорит (Матф. 15:9):
«Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».
Самостоятельно выдуманная и усугубленная религия впечатляет своим видом, но по сути своей бесполезна.
ЦЕЛЬ добрых дел – Божья слава.
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного».
Ни одно из наших дел не совершенно (см.: воскресный день 24, вопрос/ответ 62 (заключительная часть), и воскресный день 44, вопрос/ответ 114). Как записано в 24-й главе Бельгийского исповедания, мы исповедуем следующее:
«Эти дела, источник которых есть вера, являются благими и приемлемыми в глазах Бога, будучи освященными Его благодатью».
ЕРЕСИ
1. Антиномианство
2. Бартианство
Вопросы
1. Являются ли «добрые дела» особыми делами, выполнить которые способны только определенные люди?
2. На что обращает внимание катехизис, говоря о добрых делах? Каков источник добрых дел?
3. Согласно какому правилу они должны совершаться? Против каких правил мы должны выступать?
4. Какова цель добрых дел? Совершенны ли они? Радуется ли им Бог? Почему?
5. Где в катехизисе говорится о том, что спасение не зарабатывается делами, а также о награде за добрые дела?
[15] Нидерландская версия Гейдельбергского катехизиса, будучи созвучной с переводами Библии на нидерландском языке, содержит выражения «ветхий человек» и «новый человек». Эти термины, которые также используются в английской версии Библии короля Иакова и употреблялись в ранних переводах катехизиса на английском языке, в нидерландской версии не вносят того непонимания, которое существует в английской.
Этот материал еще не обсуждался.