Якоб ван Брюгген
Заметки к Гейдельбергскому катехизису
Воскресный день 38
Вопрос 103
Помни день субботний, чтобы святить его
103. Что заповедует Бог в четвертой заповеди?
Ответ: Во-первых, чтобы продолжалось евангельское и проповедническое служение. Чтобы я не только в праздничные, но и в будние дни внимательно слушал Слово Божье и усердно посещал богослужения. Чтобы я приступал к таинствам, участвовал в молитвах церкви и по возможности что-то уделял бедным. И во-вторых, чтобы, все время избегая порочных поступков, я давал возможность Господу творить во мне дела Святого Духа и таким образом еще в этой жизни вошел в Его вечный покой. |
Примечания
Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний». Эта заповедь была известна еще Адаму, так как Господь установил ее в Эдемском саду. Таким образом, обязанность хранить субботу и святить ее не была только частью обрядового закона Израиля, но является значимой во все времена. Нашей религиозной обязанностью является отдых в день субботний. Однако сам по себе этот отдых не является наиглавнейшей целью субботнего дня. Скорее, он представляет собой средство для освящения этого дня, то есть средство для особого посвящения данного дня Господу. К данной заповеди Господь добавил убедительную причину: мы должны соблюдать этот день покоя после шести дней труда, потому что сам Бог так поступил. Во Второзаконии, 5:14, представлена еще одна веская причина:
«...чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты» (см. также: Исх. 2:12).
В другом отрывке книги Второзаконие, 5:15, изложена еще одна причина:
«И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний».
Таким образом, в Святом Писании представлены три причины, по которым нам необходимо соблюдать день субботний:
- Подражать Богу;
- Дать возможность отдохнуть как себе, так и своим работникам;
Помнить об избавлении из рабства египетского.
Божье повеление почивать в день седьмой, данное как Адаму, так и Израилю, подразумевало отдых после работы. Адам должен был исполнить требования завета дел, а Израиль – дождаться Мессию. Все это уже в прошлом. Посему мы празднуем христианскую субботу (ШАБАТ) в первый день недели. С приходом Христа установился покой. Мы можем в ретроспективе взирать на совершенную Господом работу. Апостолы начали праздновать ШАБАТ в первый день недели (Деян. 20:7; 1-е Кор. 16:2). Первый день недели освящен воскресением Христа и по этой причине был назван днем Господним (Откр. 1:10).
Цель этого дня – посвящение себя Богу для служения Ему. Воскресенье является, прежде всего, днем формального и общинного богослужения. В связи с этим обратите внимание на первую часть ответа к вопросу 103, в котором говорится о прилежном участии в богослужениях!
Все аспекты дня покоя должны указывать на богослужение. Оно является целью этого дня. В день Господень необходимо отложить все домашние дела и работу (исключение составляют форс-мажорные обстоятельства). В день покоя нам необходимо наслаждаться отдыхом, однако он не должен заменять собой то, что является основной целью воскресенья.
В четвертой заповеди присутствует духовная составляющая. На нее указывает вторая часть ответа на вопрос 103. Подражание Богу – в этом состоит глубочайшее значение заповеди о ШАБАТЕ. Грех поразил нашу способность подражать Богу. Но Христос восстанавливает эту способность во всех, кто Ему принадлежит, при помощи Святого Духа. Соответственно, четвертая заповедь требует, чтобы мы НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕХ ДНЕЙ НАШЕЙ ЖИЗНИ почивали от всех наших злых дел и позволяли Господу производить в нас работу посредством Его Святого Духа. Вот почему вечный ШАБАТ начинается еще в этой жизни.
Цель соблюдения еженедельного ШАБАТА состоит в том, чтобы укрепить нас в духовном праздновании вечного ШАБАТА на протяжении всей нашей жизни. Господь пообещал благословить тех, кто соблюдает еженедельный ШАБАТ, – Он благословил и освятил этот день. Посредством этого особого дня Бог предлагает человеку и скоту подкрепление и предотвращает полное обмирщение людской жизни. Вызывает опасение тот факт, что воскресенье все больше и больше превращается в день греха. Народ, который больше не святит день воскресный, вскоре лишится своего освящения.
Комментарии
- Гражданская власть обязана следить за тем, чтобы воскресенье соблюдалось в государстве как день покоя. Более того, правительство должно запрещать все то, что может помешать или навредить проведению богослужения.
- Дела милосердия и те, что способствуют проведению богослужения, должны быть разрешены в воскресный день.
Ереси
- Субботничество.
- Законническое соблюдение дня Господня.
- Вера в то, что заповедь о еженедельном праздновании Шабата отменена.
Вопросы
- Когда был установлен ШАБАТ?
- Состоит ли суть ШАБАТА только в отдыхе? Если нет, то в чем?
- Какие доводы приводит Святое Писание для обоснования соблюдения ШАБАТА?
- Почему люди Ветхого Завета отдыхали в седьмой день недели, а мы – в первый день недели? Когда первый день недели стал днем отдыха?
- Какова цель ШАБАТА? Можем ли мы участвовать в развлечениях в этот день? О чем мы постоянно должны помнить во время отдыха и развлечений в день Господень?
- Какова духовная составляющая четвертой заповеди? В чем состоит взаимосвязь между духовным празднованием вечного ШАБАТА и регулярным празднованием еженедельного ШАБАТА?
- Какие благословения обещает Бог соблюдающим четвертую заповедь?
Этот материал еще не обсуждался.