10.07.2011
Скачать в других форматах:

Джонатан Эдвардс

Религиозные чувства

Что такое чувства духа?

Чувства — это не что иное, а более мощные и ощутимые проявления склонности и воля души.

Бог наделил душу двумя дарами. С помощью одного из них она способна на восприятие и размышление, или с помощью него она распознает, видит и судит о вещах; это — «разумение». Второй дар — это тот, с помощью которого душа не просто воспринимает и рассматривает вещи, но в некотором роде проявляет склонность в отношении вещей, которые она видит или рассматривает: она либо склонна к ним, либо не расположена к ним и отвращается от них. Другими словами, это способность, с помощью которой душа не просто созерцает вещи как безразличный и равнодушный наблюдатель, но проявляет симпатию или неприязнь, удовольствие или неудовольствие, одобрение или отвержение. Этот дар называют по-разному: иногда — наклонность, и, поскольку он имеет отношение к действиям, которые определяются и управляются им, он иногда называется волей; и разум, в отношении проявлений этого дара, часто называется сердцем.

Проявления этой способности разделяются на два вида: либо те, через которые душа уносится к вещам, находящимся на виду, и одобряет их, довольствуется ими и склоняется к ним; либо те, через которые душа противится вещам, находящимся на виду, не одобряя их, не довольствуясь ими и отвергая их.

И если проявления наклонности и воли души различаются по своим видам, то они тем более различаются по своим степеням. Есть некоторые проявления довольства или недовольства, склонности или несклонности, при которых душа лишь незначительно смещается от состояния совершенного безразличия. И есть другие, более высокие, степени, при которых одобрение или нерасположение, довольство или отвращение — сильнее, и при которых мы можем подниматься выше и выше, пока душа не начнет действовать мощно и ощутимо, и действия души происходят с такой силой, что (через законы гармонии, которые Создатель установил между душой и телом) движение крови и жизненная энергия начинают заметно меняться; откуда часто проистекает некоторое телесное ощущение, особенно в сердце и жизненно важных органах, откуда происходит, что дух, в отношении проявлений этой способности, наверное, во всех народах и во все времена называется сердцем. И следует отметить, что именно эти мощные и ощутимые проявления этой способности называются чувствами.

Воля и чувства души не являются двумя способностями; чувства не являются существенно отличными от воли, и они отличаются от простых действий воли и наклонности души только энергичностью и ощутимостью проявления.

Следует признать, что язык здесь несколько несовершенен, а значение слов в значительной мере несвязанно, непостоянно и не ограничено точно традицией,  которая управляет употреблением языка. В некотором смысле, чувство души вообще не отличается от воли и наклонности, и воля никогда не проявляет себя дальше, чем она затронута; она не выводится из состояния совершенного безразличия, как только в случае, если взволнована тем или иным образом. Но, тем не менее, есть немало действий воли и наклонности, которые не так обыкновенно называются чувствами. В каждом деле, которое мы делаем, и в котором мы действуем свободно, имеется проявление воли и наклонности; именно наша наклонность управляет нами в наших действиях, но не все действия наклонности и воли в наших обычных жизненных поступках обычно называются чувствами. Однако то, что обыкновенно называется чувствами, существенно не отличается от них, а только лишь степенью и способом проявления. В каком бы то ни было акте воли душа проявляет симпатию или антипатию, расположение или нерасположение к тому, что она видит. И эти проявления существенно не отличаются от чувств любви и ненависти. Эта симпатия или наклонность души к вещи, если она имеет высокий уровень, если она мощная и деятельная, является тем же самым, что и чувство любви; и эта антипатия и нерасположение, если оно имеет большую степень, является равным ненависти. В каждом акте воли к чему-либо, не присутствующему здесь, душа в некоторой мере склонна к этой вещи; и эта наклонность, если она достигает значительной степени, является тем же самым, что и чувство желания. И в каждой степени акта воли, в котором душа одобряет нечто присутствующее, имеется мера удовлетворенности; и эта удовлетворенность, если она приобретает значительный уровень, — это то же самое, что и чувства радости или наслаждения. И если воля не одобряет что-либо присутствующее, душа в определенной мере недовольна; и если это недовольство велико, это то же самое, что и чувство огорчения или скорби.

Такова, кажется, наша природа, и таковы законы союза души и тела, что никогда и ни в коем случае никакое деятельное и мощное проявление воли или наклонности души не происходит без некоторого воздействия на тело, выражающегося в некотором изменении движения его жидкостей, в особенности жизненной энергии. И, с другой стороны, на основе тех же законов союза души и тела, конституция тела и движение его жидкостей могут способствовать проявлению чувств. Но, тем не менее, не тело, а только душа является специфическим месторасположением чувств. Тело человека не более способно на то, чтобы по-настоящему быть субъектом любви или ненависти, радости или печали, страха или надежды, чем ствол дерева, и не более чем то же тело человека способно на мышление и понимание. Так как только душа имеет идеи, то только душа довольна или недовольна своими идеями. Поскольку только душа думает, то только душа любит или ненавидит, радуется или скорбит о том, о чем она думает. Эти движения жизненной энергии и жидкостей тела также не являются чем-то, должным образом принадлежащим к природе чувств, хотя они всегда сопровождают их в нынешнем состоянии; но они являются только эффектами или сопутствующими факторами чувств, которые полностью отличаются от самих чувств и никоим образом не существенны для них; так что бестелесный дух может быть так же способен на любовь и ненависть, радость или печаль, надежду или страх или на другие чувства, как и дух, который соединен с телом.

О чувствах и страстях часто говорят как об одном и том же; однако в более распространенном речевом употреблении между ними в некотором отношении имеется разница. «Чувство» — это слово, которое в своем обычном значении, кажется, есть нечто более обширное, чем страсть, будучи употребляемым в отношении всех мощных энергичных действий воли или наклонности. Слово «страсть» относится к более внезапным действиям, воздействия которых на жизненную энергию являются более интенсивными, и дух оказывается пересиленным и в меньшей степени находится под своим собственным контролем.

Поскольку все проявления наклонности и воли выражаются либо одобрением и симпатией, либо неодобрением и отвращением, то чувства бывают двух видов: те, посредством которых душа стремится к тому, что находится у нее в поле зрения, прилепляется к этому и ищет этого; или те, посредством которых она отвращается от этого и противится этому.

Первый вид представляют любовь, желание, надежда, радость, благодарность, удовлетворенность. Второй вид представлен ненавистью, страхом, злобой, печалью, недовольством, на определении которых сейчас нет необходимости особо останавливаться.

И есть некоторые чувства, которые содержат в себе сочетание каждого из вышеупомянутых видов действий воли, как, например, в чувстве сострадания имеется нечто из первого ряда по отношению к страдающему человеку и нечто из последнего по отношению к тому, что он переносит. Так и в рвении содержится высокая похвала какого-либо человека или вещи, наряду с мощным сопротивлением тому, что представляется противящимся ему.

Имеются и другие смешанные чувства, которые также можно было бы упомянуть, но сейчас мы рассмотрим второй пункт, в котором отметим некоторые вещи, которые делают очевидным, что истинная религия в значительной мере заключается в чувствах.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.