10.07.2011
Скачать в других форматах:

Джонатан Эдвардс

Религиозные чувства

4. То, что люди не возбуждают чувств сами, или не вызывают их по собственной изобретательности или своими собственными силами, не есть признаком того, что они являются истинно благодатными чувствами, или наоборот.

Есть в наши дни много тех, кто осуждает все чувства, пробуждаемые таким способом, в котором те, кто подвержен им, не могут давать отчет, как не кажущиеся плодом любой из их собственных попыток, или естественным следствием способностей и принципов человеческой природы в таких обстоятельствах и при таких возможностях, но как исходящие из влияния некоторой посторонней и сверхъестественной силы на их дух. Как много упреков и насмешек от многих в последнее время получила доктрина о внутреннем опыте, или чувственном восприятии, непосредственной силы и действия Духа Божьего! Они утверждают, что способ действия Духа Божьего — сотрудничать тихим, тайным и нераспознаваемым образом с использованием средств и наших собственных попыток, так что нет различия по ощущению между влиянием Духа Божьего и естественными действиями способностей нашего собственного разума.

Для многих надежда на получение спасительного влияния Духа Божьего, в то время как они пренебрегают старательным применением с пользой назначенных средств благодати, является неразумным допущением. И рассчитывать на то, что Дух Божий будет оказывать спасительное действие в их духе без использования средств как содействующих делу — это энтузиазм. Также не вызывает сомнений то, что Божий Дух с большим разнообразием выбирает способы и обстоятельства Своих деяний, и что иногда Он действует более тайно и постепенно и начинает с меньшего, чем в другие времена.

Но если поистине имеется Сила, полностью отличная и находящаяся вне нашей силы или силы всех средств и инструментов, и превыше силы природы, и которая необходима для произведения спасительной благодати в сердце, согласно общему исповеданию страны, тогда, конечно, ни в коем случае не безрассудно предполагать необдуманно, что этот эффект должен часто производиться таким образом, чтобы показать очень недвусмысленно, очевидно и ощутимо, что это так. Если благодать на самом деле производится мощным и эффективным действием постороннего действующего лица или Божественного фактора внутри нас самих, то почему неразумно предполагать, что она должна выглядеть таковой в глазах людей, которые повержены ей? Действительно, если благодать в нашем сердце не производится нашей силой и не является результатом  естественной мощи наших собственных способностей или любых средств или инструментов, но является, по существу, искусным творением и произведением Духа Всевышнего, то является ли странной и необъяснимой вещью то, что она должна казаться тем, кто находится под ее действием, согласующейся с истиной, а не прямо противоположной истине? Если люди говорят о результатах, которые они ощущают в своем собственном духе, и которые кажутся им проистекающими не из естественной силы или действия их духа, но из сверхъестественной силы некоего иного действующего лица, то стоит ли это тотчас рассматривать как верное доказательство того, что они попали в заблуждение, из-за того, что вещи кажутся им такими, какие они есть? Выдвигается такое возражение: это рассматривается как ясное доказательство того, что представления и чувства, которые многие люди имеют, на самом деле не проистекают из такой причины, потому что они кажутся им следствием этой причины. Они заявляют, что то, что они осознают, кажется им явно проистекающим не из них самих, но из могучей силы Духа Божьего; и другие поэтому осуждают их и решают, что то, что они испытывают, исходит не от Духа Божьего, а от них самих или от дьявола. Так нерассудительно обращаются сегодня со многими людьми их ближние.

Если это действительно так, как Писание достаточно учит, что благодать в душе является в такой степени действием силы Божьей, что она уместно сравнивается с теми результатами, которые наиболее далеки от приписывания какой-либо силе в субъекте, такими как происхождение, или зачатие и воскресение, или воскрешение из мертвых и сотворение, или начало существования из ничего, и это результат, в котором высоко прославляется могущественная сила Бога и проявляется безмерное величие Его силы (Еф. 1:17-20); то что является причиной тому, чтобы Всемогущий, в таком великом труде Своей силы, так тщательно скрывал Свою силу, чтобы получатели ее не были способны ничего распознать из нее? Или какие причины или откровения имеют люди, чтобы определить, что Он делает это? Насколько мы можем судить из Писания, это не согласуется с Божьим способом в Его действиях и промысле. Наоборот, Божий способ в великих делах Его силы и милосердия, которые Он совершает для Своего народа, — управлять всем так, чтобы сделать Свою руку видимой, и Свою силу заметной, и зависимость человека от Него весьма очевидной, так чтобы никакая плоть не хвалилась в Его присутствии (1 Кор. 1:27-29), и чтобы Один Бог был возвеличен, и чтобы превосходство имела сила Божья, а не сила человека, и чтобы сила Христа могла быть явлена в нашей немощи, и никто не мог сказать: «Моя собственная рука спасла меня» (Суд. 7:2; Ис. 2:11-17; 2 Кор. 4:7; 12:9;). Так было в большинстве из тех временных случаев спасения, которое Бог совершал для Израиля в древности, и которое было прообразом спасения Божьего народа от его духовных врагов. Так было при искуплении Израиля из его египетского рабства: Он вывел их «рукою сильною и мышцею простертою» (Втор. 26:8); и для того чтобы Его сила могла быть явлена более заметно, Он допустил Израилю вначале оказаться в самых безнадежных и отчаянных обстоятельствах. Так было при великом искуплении, совершённом Гедеоном: Бог пожелал, чтобы его армия была уменьшена до горсточки, и чтобы они остались безо всякого оружия, кроме труб, факелов и глиняных кувшинов. Так было при избавлении Израиля от Голиафа через подростка, вооруженного пращей и камнем. Так было в великом деле Божьем — призвании Им язычников и обращении языческого мира после вознесения Христа, после того как мир своей мудростью не познал Бога, и все попытки философов реформировать мир на протяжении веков оказались тщетными, и из всего стало достаточно очевидным, что мир был крайне беспомощным, если он прибегал к чему угодно, кроме могущественной силы Бога. И так было при большинстве обращений отдельных личностей, о которых повествуется в новозаветной истории: они совершались не этим тихим, тайным, постепенным и неощутимым способом, на котором сейчас настаивают; а с теми явными доказательствами сверхъестественной силы, чудесно и неожиданно вызывающими великую перемену, но рассматриваемыми в наши дни как верные признаки заблуждения и фанатизма.

Апостол Павел говорит о том, как Бог просветил умы христиан и, тем самым, привел их к вере во Христа, с той целью, чтобы они могли познать несравненное величие Его силы для тех, кто веруют: «…и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф. 1:18-19). Итак, когда апостол говорит о том, что избранные Божьи являются субъектами Его силы в их просвещении и действенном призвании, с той целью, чтобы они познали, какова Его могущественная сила для тех, кто верует, он не может иметь в виду ничего другого, кроме того, чтобы они могли узнать это на опыте. Но если святые знают эту силу на опыте, тогда они чувствуют ее и понимают, что она ощутимо отличается от естественного действия их собственного ума, что не согласуется с представлением о том, что Бог действует так тайно и неразличимо, что невозможно знать, находятся ли они под воздействием какой-либо внешней силы, иначе, как только если они могут аргументировать это утверждениями Писания, что, конечно, отличается от познания этого на опыте.

Так что очень неразумно и не по-библейски устанавливать, что чувства исходят не из благодатных деяний Божьего Духа, если заметно, что они не происходят от самих людей, которые подвержены им.

С другой стороны, не является доказательством того, что чувства божественны, то, что они не производятся должным образом теми, кто подвержен им, или то, что они возникают в их умах необъяснимым способом.

Есть некоторые, кто делает это аргументом в свою пользу; рассуждая о том, что они испытали, они говорят: «Я уверен, что сделал это не сам; это не было плодом никакой моей затеи или попытки; это пришло, когда я ничего не думал об этом; ни за что на свете я не смогу сделать это еще раз, когда мне вздумается». Следовательно, они приходят к выводу, что то, что они испытали, произошло, вероятно, от мощного влияния Духа Божьего, и имеет спасительную природу; но очень невежественно и без оснований. Конечно, то, чему они были подвержены, могло исходить и не от них самих напрямую, но могло исходить от действия невидимого участника, некоего духа, помимо их собственного; но отсюда отнюдь не следует, что это было от Духа Божьего. Существуют и другие духи, которые оказывают влияние на умы людей. Нам дается указание не верить каждому духу, но испытывать духов, от Бога ли они. Имеется много лживых духов, крайне занятых людьми, которые часто принимают образ ангелов света и многообразными путями, с большим коварством и силой, подражают действию Духа Божьего. И есть много действий сатаны, которые очень сильно отличаются от добровольных проявлений собственного ума человека. Это действительно так, и дьявол с теми ужасными и страшными внушениями и тщетными и тревогами и страхами, автором которых он является, преследует многих людей. Сила сатаны может столь же непосредственно и очевидно проявляться в ложных утешениях и радостях, как и в страхах и ужасных внушениях; и часто так бывает на самом деле.

кроме того, следует учитывать, что люди могут иметь такие воздействия в своих умах, которые, возможно, не происходят ни от них самих, ни от злого духа, но от Духа Божьего, и, тем не менее, они исходят не от спасительного, но от общего влияния Духа Божьего. Те, кто подвержен таким воздействиям, могут быть в числе людей, о которых написано: «…однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века» (Евр. 6:4-5), и которые, однако, могут быть совершенно не знающими того лучшего состояния, которое сопровождает спасение (см. Евр 6:9).

И в тех случаях, когда ни злой, ни добрый дух не оказывает непосредственного влияния, люди, особенно те, кто имеет слабое и неопределенное телосложение, а также слабый и впечатлительный мозг, могут иметь странные представления и воображения и сильные чувства, сопровождающие их, которые необъяснимо возникают, и которые не производятся ими самими произвольно. Мы видим, что такие люди подвержены таким впечатлениям в отношении земных вещей; и по такой же причине они могут быть подвержены им и в отношении духовного. Подобно тому, как спящий человек видит сны, не являясь их добровольным автором, так эти люди могут быть подвержены непроизвольным впечатлениям, когда они просыпаются.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.