Джонатан Эдвардс
Религиозные чувства
3. То, что чувства побуждают обладающих ими многоречиво, пламенно и часто разглагольствовать о делах религии, не является признаком того, что они являются истинно благодатными, или не являются таковыми.
Многие люди, видя в других разглагольствования о религии, испытывают сильные предрассудки против них. Их многословие является для них достаточным основанием для того, чтобы осудить их как фарисеев и хвастливых лицемеров. С другой стороны, есть люди, которые, видя это действие в ком-либо, очень невежественно и неосторожно стремятся сразу сделать вывод, что они являются истинными детьми Божьими и находятся под спасительным влиянием Его Духа, и они говорят об этом как о великом доказательстве нового творения. Они говорят: «Уста такого человека теперь открылись: он раньше был немногословным, но теперь он насыщен и свободен; теперь он свободен открыть свое сердце, и говорить о своих переживаниях, и возвещать хвалу Богу; это выходит из него так же свободно, как вода из источника». Их особенно увлекает уверенное и непоколебимое убеждение, что таковые получают спасительное влияние, если они не просто свободны и многоречивы, но и очень страстны и ревностны в своих разговорах.
Однако это плод очень короткого рассуждения, скудного и небольшого опыта, о чем достаточно свидетельствуют события. Это является ошибкой, в которую люди часто впадают из-за доверия своей собственной мудрости и проницательности, принимая за правило свои собственные понятия вместо критериев Священного Писания. Хотя Писание полно правил о том, как мы должны судить о нашем собственном состоянии, а также о том, чем мы должны руководствоваться в нашем мнении о других, однако мы нигде не имеем правила, по которому мы можем решить, что мы или другие находятся в благом положении, на основании любого такого действия. Это только религия уст и языка, и это то, что Священное Писание характеризует как листья дерева, которые, хотя дерево и не должно быть без них, тем не менее, нигде не показаны как доказательства полезности дерева.
То, что люди склонны много и долго говорить о делах религии, может исходить из хорошей причины, и может исходить из плохой причины. Это может быть потому, что их сердца преисполнены святых чувств, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мт. 12:34). Это может быть и потому, что сердца людей наполнены религиозным чувством, которое не является святым, ибо, опять же, «от избытка сердца говорят уста». Такова природа чувств, какого бы они ни были рода, и в отношении каких предметов они бы ни проявлялись: если они сильны, они располагают людей очень много говорить о том, что воздействует на них, и не только говорить очень много, но говорить очень страстно и пламенно. И поэтому то, что люди много и очень ревностно говорят о делах религии, может быть доказательством только того, что религия оказывает на них очень сильное воздействие, и не более того. Но это может быть и может и не быть благодать. Люди будут внимательно заинтересованы тем, что оказывает на них сильное воздействие, пока остается высокое чувство; и, похоже, они будут показывать свою серьезность в своих разговорах и поведении. Подобно этому, большая часть иудеев во всей Иудее и Галилее на некоторое время увлеклась проповедью и крещениями Иоанна Крестителя, желая некоторое время порадоваться в его свете: началась суматоха по всей стране и среди всех слоев населения по поводу этого великого пророка и его служения. Подобным образом, толпа часто проявляла большую серьезность и сильную решимость духа во всех внешних проявлениях относительно Христа и Его проповеди и чудес, дивясь Его учению и с радостью принимая Слово, следуя за Ним иногда днем и ночью, оставляя пищу, питье и сон, чтобы услышать Его; как-то — следуя за Ним в пустыню, постясь три дня, чтобы пойти и послушать Его; иногда — превознося Его до облаков, говоря: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7:46), и становясь страстными и пылкими в том, что они говорили. Но чем все это закончилось в большинстве случаев?
Человек может быть переполнен разговорами о своем собственном опыте, обычно прибегая к ним везде и во всех компаниях; и если это так, то это, скорее, мрачный признак, а не хороший. Так, дерево, на котором слишком много листьев, редко приносит много плода; и облако, на вид очень пропитанное и полное воды, если оно приносит с собой излишний ветер, редко дает обильный дождь на сухую и жаждущую землю. Святому Духу было угодно несколько раз напомнить, чтобы показать только видимость многословия, без соответственного плода в жизни: «Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками» (Пр. 25:14). Апостол Иуда говорит о некоторых людях в первоапостольской церкви, которые тайно вкрались в среду святых и создавали видимость религии, в течение определенного времени оставаясь вне подозрения: «…это — безводные облака, носимые ветром» (Иуд. 1:4,12). И апостол Петр, говоря о том же, сказал: «Это… облака… гонимые бурею» (2 Пет. 2:17).
Ложные чувства, если они в равной мере сильны, гораздо более целеустремленны в заявлении о себе, чем истинные, потому что это лежит в природе ложной религии — создавать видимость и быть объектами наблюдения, как это было у фарисеев.*
* Знаменитый богослов Шепард (Shepard) говорит: «Труба фарисея должна быть слышна в конце города, тогда как простота идет по городу неслышно. Следовательно, человек иногда тайком хвалит себя (и собственное «я» постоянно появляется) и рассказывает вам длинную историю обращения; и наверняка некоторые лгут, а другим это не удается. Конечно, скрытый смысл таков: «Я молюсь, восхищайтесь мной», или “Я молюсь, подумайте, какой я несчастный христианин”». — Притча о десяти девах, с. 284.
Флавел (Flavel) говорит так: «О, читатель, если бы твое сердце было право перед Богом, и ты не обманывал бы себя тщетным исповеданием, ты имел бы такие частые общения с Богом, в которые ты не желал бы посвящать даже своего самого дорогого друга или свою жену. Non est religio, ubi omnia patent. Религия не лжет открыто всем, в глаза людям. Заметные обязанности поддерживают нашу честь, но тайные обязанности поддерживают нашу жизнь. Один язычник так сказал о своей тайной переписке со своим другом: «Зачем миру знакомиться с этим? Ты и я — это достаточно участников друг для друга». В религии есть вложенные наслаждения, которые только обновленные духовные души с чувством понимают». — Флавел. Пробный камень искренности. Собрание трудов, том V, с. 520.
Этот материал еще не обсуждался.