Джонатан Эдвардс
Религиозные чувства
9. То, что религиозные чувства склоняют людей проводить много времени в религии и быть ревностно вовлеченными во внешние обязанности поклонения, не является верным признаком того, что они, которые люди имеют, обладают природой истинной религии, или не обладают таковой.
В последнее время весьма неразумно рассматривается как аргумент против некоторых религиозных чувств то, что они проводят так много времени за чтением, молитвой, пением, слушанием проповедей и за другими мероприятиями. Побуждать людей наслаждаться такими религиозными занятиями — это тенденция истинной благодати. Истинная благодать произвела такое действие на Анну-пророчицу, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37). Благодать оказала такое влияние на первых христиан в Иерусалиме: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян. 2:46-47). Благодать заставляла Даниила радоваться обязанности молитвы и искренне молиться три раза в день, что также делал и Давид: «Вечером и утром и в полдень буду умолять» (Пс. 54:18). Благодать побуждает святых к наслаждению в восхвалении Бога: «…пойте имени Его, ибо это сладостно» (Пс. 134:3). «Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая» (Пс. 146:1). Благодать также побуждает избранных Божьих наслаждаться слушаемым проповедуемым Словом Бога, она делает для них Евангелие трубным зовом (Пс. 88:16), и делает ноги тех, кто возвещает эти добрые вести, прекрасными: «Как прекрасны на горах ноги благовестника…» (Ис. 52:7). Благодать побуждает их любить публичное богослужение: «Господи! Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Пс. 25:8); «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26:4); «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен человек, которого сила в Тебе, и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением. Приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе» (Пс. 83:2-8); «…один день во дворах Твоих лучше тысячи» (Пс. 83:11).
Такова природа истинной благодати. Однако, с другой стороны, то, что люди склонны иметь в изобилии и ревностно предаваться внешним религиозным действиям и проводить много времени в них, не является верным доказательством благодати, потому что такое расположение можно найти у многих из тех, кто не имеет благодати. Так было с древними израильтянами, служение которых было отвратительным для Бога; они соблюдали новомесячия и субботы, и праздничные собрания, и простирали свои руки, и умножали свои моления (см. Ис. 1:12-15). Так было с фарисеями: они произносили длинные молитвы и постились два раза в неделю. Ложная религия может заставить людей быть громогласными и ревностными в молитве: «…вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58:4). Та религия, которая не духовна и не спасительна, может заставить людей наслаждаться религиозными обязанностями и ритуалами: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу» (Ис. 58:2). Благодать может заставить святых наслаждаться слушанием проповедуемого Божьего Слова, как было со слушателями Иезекииля: «И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицом твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот, ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их» (Иез. 33:31-32). Так было и с Иродом: он с радостью слушал Иоанна Крестителя (Мк. 6:20). Так было и с другими его слушателями: они «хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5:35). Так и слушатели с каменистой почвой сердец с радостью слушали слово.
Опыт показывает, что люди из ложной религии могут быть склонны к большой чрезмерности внешних религиозных действий; да, они могут полностью отдавать себя им и посвящать им почти все свое время. Раньше в римской церкви была очень многочисленна категория людей под названием затворники, которые оставляли мир и полностью отказывались от человеческого общества, запирали себя в тесной келье с клятвой никогда не выходить оттуда и больше не видеть никого из людей (кроме случаев, если их посетят во время болезни), чтобы проводить все свои дни в посвящении и общении с Богом. Также в древние времена были многочисленные отшельники и анахореты, которые оставляли мир, чтобы проводить свои дни в одиноких пустынях и предаваться религиозным размышлениям и упражнениям поклонения. Некоторые из них не имели никаких жилищ, кроме пещер и сводов гор, и никакой пищи, кроме дикорастущих произведений земли. Я однажды жил много месяцев по соседству с одним евреем и имел хорошую возможность наблюдать за ним ежедневно. Он казался мне самым посвященным человеком, которого я когда-либо встречал в моей жизни: большую часть своего времени он уделял молитвам у своего восточного окна, которое открывалось рядом с моим, и он, казалось, был весьма искренне занят этим не только в дневное время, но и иногда всю ночь.
Этот материал еще не обсуждался.