10.07.2011
Скачать в других форматах:

Джонатан Эдвардс

Религиозные чувства

11.То, что религиозные чувства делают людей, обладающих ими, крайне уверенными в том, что то, что они испытывают, — божественно, и что они находятся в правильном состоянии, Не является признаком того, что чувства правильны, или что они ложны.

Некоторые утверждают, что люди заблуждаются, говоря, что они уверены в том, что находятся в правильном состоянии и, вне всяких сомнений, пользуются благосклонностью Бога, полагая, что в Церкви Божьей нельзя ожидать такой вещи, как полная и абсолютная уверенность в надежде, разве только в некоторых очень исключительных обстоятельствах (например, в случае мученичества). Это противоречит доктрине протестантов, которая отстаивалась их самыми знаменитыми авторами в трудах против папистов и яснейшему свидетельству Писания. Очевидно, что для святых, историю или отдельные рассказы о которых мы имеем в Писании, было обычным явлением иметь уверенность. Бог в высшей степени ясно и определенно открывал Свое особое расположение к Ною, Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Даниилу и другим мужам. Иов часто говорит о своей искренности и честности с величайшей уверенностью, которую только можно представить, часто призывая Бога в свидетели, и выражается ясно: «А я знаю, Искупитель мой жив… Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). На протяжении всей книги Псалтирь Давид почти везде говорит без колебаний и самым определенным образом о Боге как о своем Боге: он радуется в Нем как в своем уделе и наследии, своей скале и уверенности, своем щите, спасении, высокой башне. Езекия взывает к Богу как к Тому, Кто знал, что он ходил перед Ним в истине и с чистым сердцем (4 Цар. 20:3). Иисус Христос в Своей последней беседе со Своими одиннадцатью учениками (которая была как бы последней волей и завещанием Христа Своим ученикам и всей Его Церкви) часто возвещает Свою особенную и вечную любовь к ним самыми простыми и определенными словами (см. Ин. 14; 15; 16), и обещает им будущее участие с Ним в Его славе самым недвусмысленным образом, и говорит им, что Он делает это для того, чтобы их радость была совершенной: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:11); «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Христос не боялся говорить им слишком просто и определенно; у Него не было желания держать их даже в самой малой неопределенности. И Он завершил эту Свою речь молитвой в их присутствии, в которой Он ясно говорит Своему Отцу об этих одиннадцати учениках как о тех, кто познал Его ради спасения и поверил в Него, принял и сохранил Его слово. Он молится и о том, что они были не от мира, и что ради них Он посвятил Себя, и что Его воля — в том, чтобы они были с Ним в Его славе. Также Он говорит Своему Отцу, что Он сказал все это в Своей молитве для того, чтобы Его радость исполнилась в них (Ин. 17:13).

Из всего этого очевидно, что с замыслами Христа и с мудрым устроением и упорядочением Им всего в Своей Церкви согласуется то, чтобы было достаточное и обильное обеспечение для полной уверенности Его святых в их славе.

Апостол Павел во всех посланиях подчеркивает свою уверенность; он определенно говорит о своих особенных отношениях с Христом, своим Господом, Повелителем и Искупителем, и своем участии в будущей награде и ожидании ее. Если приводить все тексты, они не имели бы конца, но я упомяну только несколько: «…живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20); «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21); «…я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1:12); «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2 Тим 4:7-8).

И сущность завета благодати, и Богом объявленные цели в назначении и учреждении элементов этого завета ясно показывают, что таково Божье намерение — сделать достаточное обеспечение для святых, имеющих верную надежду на вечную жизнь, пока они еще живут здесь, на земле. Ибо все таким способом упорядочено и задумано в этом завете, чтобы каждый его элемент со стороны Бога был верным. Завет тверд и непреложен: обетования наиболее полны, очень часто повторяются и различными способами демонстрируются; есть много свидетелей и много печатей; и Бог подтвердил Свои обетования клятвой. Объявленный Богом замысел — в том, чтобы наследники обетований могли иметь несомненную надежду и полную радость в уверенности в своей будущей славе: «Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду» (Евр. 6:17-18). Но все это было бы напрасным для любой такой цели, как сильное утешение святых и их надежда на получение будущей славы, если бы их участие в этих верных обетованиях в обычных случаях не было удостоверяемо. Ибо Божьи обетования и клятвы, какими бы верными они ни были, не могут дать сильную надежду и утешение любому конкретному человеку, если он не будет знать, что эти обетования даны ему. И напрасно в Иисусе Христе предоставлено обеспечение того, что верующие могут быть совершенными, что касается их совести (Евр. 9:9), если уверенность в свободе от вины греха недостижима.

То, что уверенность достижима в обычных случаях, явствует из того, что всем христианам дано наставление прилагать все старание к тому, чтобы «делать твердым… звание и избрание», и сказано, как они могут делать это (2 Пет. 1:5-10). Когда люди не знают, живет ли в них Христос, или нет, это весьма неподобающе христианам, и доказательство того, что в них есть нечто, заслуживающее порицания: «…Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5). Также если люди практикуют христианство так, что они остаются неуверенными относительно своей награды, то это — доказательство заслуживающей порицание небрежности у христиан: «И потому я бегу не так, как на неверное» (1 Кор. 9:26). И, наконец, христианам следует знать, что их участие в спасительных преимуществах христианства — это вещь, нормально достижимая, потому что апостол говорит нам, каким образом христиане (и не только апостолы и мученики) были научены этому: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12). «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Ин. 2:3); «…из сего узнаем, что мы в Нем» (1 Ин. 2:5); «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» (1 Ин. 3:14); «И вот, по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши» (1 Ин. 3:19); «…А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1 Ин. 3:24; см. 1 Ин. 4:13; 5:2,19).

Таким образом, весьма неразумно делать заключение, что люди являются лицемерами, и их чувства неправильны, если кажется, что они не имеют сомнений относительно собственного спасения, а чувства, которым они предаются, изгоняют все страхи ада.

С другой стороны, не является достаточным основанием для вывода, что люди являются святыми, а их чувства — благодатными, то, что чувства, которые они имеют, сопровождаются безмерной уверенностью в том, что их положение хорошо, и их чувства имеют божественный источник.* Ничего нельзя наверняка утверждать на основании их уверенности, какой бы большой и сильной она ни казалась. Если мы видим человека, который смело называет Бога своим Отцом и, как правило, говорит в молитве самым отважным, свободным и подходящим языком: «Мой Отец, мой дорогой Искупитель, мой сладостный Спаситель, мой Возлюбленный»; и для него обычное явление — употреблять наиболее уверенные выражения перед людьми о надежности его состояния, такие как: «Я знаю точно, что Бог — мой Отец; я знаю так же уверенно, как и то, что есть Бог на небе, то, что Он — мой Бог; я знаю, что я пойду на небо, как если бы я уже был там; я знаю, что Бог теперь Сам открывается моей душе и улыбается мне»; и кажется, что он раз и навсегда покончил со всякими проверками или исследованиями собственного состояния как того, что уже достаточно известно и не вызывает сомнения, и презирает всех тех, кто намекает или предполагает, что есть некоторые основания для сомнения или опасения в отношении того, все ли так хорошо, то такие вещи вообще не являются признаками того, что все на самом деле так, как он в этом уверен. Такая властная, своевольная и неистовая самоуверенность, впечатляющая тем, что она демонстрирует себя с помощью весьма ослепительного шоу в глазах людей, не имеет вида истинной христианской уверенности; она больше имеет привкус фарисейского духа, а они никогда не сомневались в том, что были святыми и самыми выдающимися из святых, и дерзко приближались к Богу, и подходили близко к Нему, и поднимали свои глаза, и благодарили Его за великое разделение, которое Он сделал между ними и другими людьми. Когда же Христос указал, что фарисеи слепы и не имеют благодати, они презрели Его слова: «Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?» (Ин 9:40). Если бы у них был дух мытаря, который, в осознании своей крайней недостойности, стоял вдалеке и не смел даже поднять глаз к небу, но бил себя в грудь и говорил о себе как о грешнике, их уверенность была бы больше похожа на уверенность того, кто смиренно доверяется Христу и надеется на Него, и не имеет самоуверенности.

Если мы всего лишь рассмотрим, каковы сердца обычных людей, под господством каких принципов они находятся, какая слепота и обман, какое самообольщение, самовозвышение и самонадеянность царят там, то нам вовсе не нужно удивляться тому, что их высокое мнение о себе и уверенность в своих счастливых обстоятельствах сильны, как горы, и неистовы, как буря, когда совесть ослеплена, и осознание греховности убито сильными ложными чувствами; когда также тем вышеупомянутым принципам дана воля, и они подпитываются и подстегиваются ложными радостями и утешениями, возбуждаемые каким-то притягательным воображением и находящиеся под влиянием сатаны, принимающего вид ангела света.

Стоит лишь раз лицемеру утвердиться в ложной надежде, как у него уже нет того, что заставляет его подвергать сомнению свою надежду, и что часто является причиной сомнения истинных святых. Так, прежде всего, он не имеет того духа осмотрительности, того великого чувства огромной важности верного основания и того страха быть обманутым. Утешение истинных святых усиливают осторожность и бодрствование, а также действенное чувство того, как страшно явиться пред лицо бесконечно святого, справедливого и всеведущего Судьи. Но ложное утешение уничтожает все это и ужасно притупляет разум. Во-вторых, лицемер не имеет знания о своей собственной слепоте и обманчивости своего собственного сердца и того невысокого мнения о своем собственном разумении, которое имеет истинный святой. Те, кто введен в заблуждение ложными открытиями и чувствами, всегда крайне самоуверен относительно своего просвещения и понимания. В-третьих, дьявол не нападает на надежду лицемера так, как он атакует надежду истинного святого. Дьявол — это великий враг истинной христианской надежды, не только потому, что она сильно содействует утешению того, кто обладает ею, но также и потому, что это явление святой, небесной природы, которое чрезвычайно поддерживает и возгревает благодать в сердце и является большим движущим мотивом для строгости и усердия в христианской жизни. Но он не является врагом надежды лицемера, которая превыше всего утверждает его интерес в том, кто имеет ее. Лицемер может сохранять эту надежду беспрепятственно, пока он живет, и дьявол никогда не тревожит и не пытается тревожить ее. Но, наверное, нет ни одного истинного христианина, надежда которого не подвергалась бы его нападкам. Сатана осаждал Самого Христа, искушая Его в том, Сын ли Он Божий или нет; и слуга не больше своего Господина, и ученик не больше Учителя; и достаточно для ученика, самого привилегированного в этом мире, быть, как его Учитель. В-четвертых, тот, кто имеет ложную надежду, не имеет того видения своего собственного развращения, каким обладает святой. Истинный христианин в десятки раз чаще сталкивается со своим сердцем и его развращением, чем лицемер; и грехи его сердца и жизни предстают перед ним во всей их черноте; они выглядят ужасными; и часто кажется непостижимым, что благодать вообще может быть совместимой с такой испорченностью или находиться в таком сердце. Но ложная надежда скрывает порочность, полностью прикрывает ее, и лицемер выглядит чистым и привлекательным в своих собственных глазах.

Имеется два вида лицемеров: одни — те, которые обмануты своей внешней моральностью и наружной религией, многие из которых — мнимые арминиане по доктрине оправдания, а другие — те, кто обманут ложными открытиями и подъемами, кто часто раскритиковывает дела и собственную праведность человека и много говорит о свободной благодати, но в то же время создает праведность из своих открытий и из своего уничижения и возносит себя до небес. Эти два типа лицемеров Шепард (Shepard) в своем «Толковании притчи о десяти девах» различает их по названиям: «законнические» и «евангельские» лицемеры, и часто говорит о последних как о самых худших. И очевидно, что последние, как правило, гораздо более уверены в своей надежде и с гораздо большей трудностью отрываются от нее. Я едва ли когда-либо в моей жизни знал пример такого человека, у которого, в конце концов, открылись глаза. Главные основания уверенности многих из них — это те же самые порывы и предполагаемые откровения (иногда с текстами Писания, а иногда — без них), которые столь многие имели в недавнее время в отношении будущих событий, называя эти порывы относительно их благополучия свидетельством Духа, при этом совершенно не понимая природы свидетельства Духа, как мы рассмотрим далее. Те, которые имели видения и порывы в отношении других вещей, имели их, главным образом, для того, чтобы открыть такие вещи, которых они желали и которые им нравились. И неудивительно, что люди, которые обращают внимание на такие вещи, имеют такой же самый род взглядов или представлений о своем собственном вечном спасении, которые открывают им, что их грехи прощены, что их имена записаны в книге жизни, что они пользуются большой благосклонностью у Бога, особенно когда они серьезно ищут, надеются и ожидают доказательств своего избрания и спасения как вернейшего и преславного его свидетельства. Также неудивительно и то, что когда они имеют такое предполагаемое откровение о своем безопасном положении, это возвышает уверенность у них до высокой степени. Из многочисленного опыта видно, что те, кто уводится порывами и воображаемыми откровениями, являются в высшей степени уверенными: они предполагают, что великий Иегова объявил им эти и другие вещи; и, при наличии Его непосредственного свидетельства, сильная уверенность есть высочайшая добродетель. Как следствие, они дерзко говорят: я знаю это или то; я знаю наверняка; я столь же уверен в этом, как и в том, что я имею бытие. Они также с презрением отвергают любые аргументы и вопросы в данном случае. И, превыше всего остального, легко объяснить то, что впечатления и порывы относительно того, что так приятно, так устраивает их себялюбие и гордость (как, например, то, что они — любимые дети Бога, отличающиеся от большинства людей в мире в Его благосклонности) должны делать их весьма уверенными; особенно когда со своими порывами и откровениями они имеют высокие чувства, которые они принимают за самые выдающиеся проявления благодати. Я знал о нескольких людях, которые имели необоснованное желание чего-то временного из-за сильной страсти, охватившей их. Они искренне стремились к тому, что должно было произойти по их желанию, и встретились с большими трудностями и многими разочарованиями в этом, но, наконец, у них сложилось впечатление, или они имели мнимое откровение о том, что они должны получить то, чего искали; и они рассматривали это как верное обетование от Всевышнего, которое делало их весьма абсурдно самоуверенными, вопреки всякому здравому смыслу, который убеждал их в обратном, и вопреки всем событиям, которые работали против них. И ничто не может воспрепятствовать этим людям, которые ищут своего спасения, быть обманутыми подобными иллюзорными впечатлениями и стать самоуверенными таким же образом.

Уверенность многих из этой разновидности лицемеров, которых Шепард (Shepard) называет «евангельскими лицемерами», подобна уверенности некоторых безумных, которые думают, что они — короли. Они готовы утверждать это вопреки всякому здравому смыслу и очевидным фактам. И в определенном смысле она гораздо более непоколебима, чем истинная благодатная уверенность. Истинная уверенность удерживается только сохранением души в святом состоянии, и благодать сохраняется в живом проявлении. Если действие благодати значительно ослабевает в христианине, и он впадает в безжизненное состояние, он теряет свою уверенность. Но этот вид уверенности лицемеров не будет потрясен грехом; они  будут сохранять дерзость в своей надежде в самых развращенных состояниях и на самых нечестивых путях, что является верным свидетельством их заблуждения.*

И здесь я могу лишь заметить, что есть некоторые доктрины, часто проповедуемые людям, которые должны преподаваться с большей осторожностью и с более подробными объяснениями, чем это часто делается, ибо в таком виде, в котором многие их понимают, они имеют тенденцию к сильному укоренению этого заблуждения и ложной уверенности лицемеров. Учения, о которых я говорю, — это учения о том, что «христиане живут верой, а не видением»; что «они воздают славу Богу, доверяясь Ему во мраке»; что они «живут Христом, а не опытом»; что они «не делают свои благие состояния основанием своей веры»; которые в действительности являются превосходными и важными доктринами, если их правильно понимать, но искаженными и разрушительными в том виде, в котором многие понимают их. Писание говорит о жизни или хождении верой, а не видением, не иначе, как в смысле руководства почитанием вечных ценностей, которые являются объектами веры и не видимы, а не почитанием временного, которое видимо; и веры в то, что нам открыто, и чего мы никогда не видели телесными глазами; а также жизни верой в обетование будущего, еще не видя и не наслаждаясь тем, что обещано, и не зная того, как это обетование может исполниться. Это будет легко заметным всякому, кто просмотрит тексты Писания, которые говорят о вере в противопоставление видению (см. 2 Кор. 4:18; 5:7; Евр. 11:1,8,13,17,27,29; Рим. 8:24; Ин. 20:29). Но эта доктрина, как она многими понимается, якобы говорит о том, что христиане должны твердо верить и доверяться Христу, без духовного зрения или просвещения, несмотря на то, что они находятся в темном состоянии смерти и в настоящее время не имеют духовных переживаний или открытий. И поистине, обязанность тех, кто находится в такой тьме, — выйти из тьмы на свет и поверить. Но то, что они должны самонадеянно верить и доверяться, при этом всё еще оставаясь без духовного света или зрения, — это антибиблейское и абсурдное учение. Писание не знает о такой вере во Христа по Божьему действию, которая не основана на духовном видении Христа. Та вера во Христа, которая сопровождает право на вечную жизнь, — это видеть Сына и веровать в Него (Ин. 6:40). Истинная вера во Христа всегда проявляется в людях, которые созерцают, как в зеркале, славу Господню и имеют познание славы Божьей в лице Иисуса Христа (2 Кор. 3:18; 4:6). Те, в чьи умы не просиял свет славного Евангелия Христа, Который есть образ Бога, не веруют (2 Кор. 4:4). Вера, которая не имеет духовного света, является не верой детей света и дня, а самонадеянностью детей тьмы. И поэтому побуждать и заставлять их верить, без духовного света или зрения, — это значительно помогать в продвижении заблуждений от князя тьмы. Люди не только не могут проявлять веру без определенного духовного света, но они могут проявлять веру только именно в той пропорции, в какой они имеют духовное просвещение. Люди будут доверяться Богу не больше, чем они знают Его; и они не могут проявлять веры в Него ни на йоту больше, чем они имеют видение проявления Его полноты и верности. Они также не могут иметь проявления доверия Богу в большей мере, чем это им позволяет их состояние благодати. Те, кто пребывает в плотском состоянии смерти, несомненно, должны довериться Богу, так как это было бы то же самое, что и выйти из своего плохого состояния и обратиться к Богу. Но увещевать людей непоколебимо доверяться Богу и, тем самым, поддерживать свою надежду и мир, хотя они не имеют состояния благодати и всё еще продолжают оставаться такими, — это на самом деле то же, что увещевать их твердо доверяться Богу, но не благодатной верой; и это не что иное как нечестивая самонадеянность. Для людей так же невозможно иметь сильное и живое доверие Богу, не имея действенных проявлений благодати или ощутимого христианского опыта, как и пребывать в действенных проявлениях благодати, не имея этих проявлений благодати.

Верно то, что долг Божьих людей — доверяться Ему, находясь в неведении, и хотя они всё еще пребывают в неведении, в том смысле, что им следует доверяться Богу, когда аспекты Его Провидения темны и выглядят так, будто Бог оставил их и не слышит их молитвы; и многие тучи собираются, и многие враги окружают их с устрашающим видом, угрожая поглотить их; и кажется, что все события Провидения — против них, и все обстоятельства делают трудным исполнение Божьих обетований. И тогда Богу должно доверять вне видения, то есть, когда мы не можем сказать, каким способом для Него возможно исполнить Свое Слово. Всё, кроме чистого Божьего Слова, делает это невероятным, так что, если люди веруют, они должны надеяться вопреки надежде. Так древние патриархи, Иов, псалмопевец, Иеремия, Даниил, Седрах, Мисах и Авденаго, апостол Павел принесли славу Богу, доверяясь Ему во мраке. И мы имеем много случаев такой славной победоносной веры (см. Евр. 11). Но как это отличается от доверия Богу без духовного зрения, пребывая в то же время в мертвом и плотском состоянии!

Бывает и такое, что духовный свет проливается в душу с одной стороны, и его нет с другой стороны. Имеются и такие случаи, когда святые доверяются Богу и также знают о своем благом положении, но они лишены некоторых видов опыта. Так, например, они могут иметь ясное представление о Божьей достаточности и верности и, тем самым, уверенно доверяться Ему и знать, что они — Его дети; и одновременно не иметь тех ясных и сладостных идей о Его любви, как в другие времена; ибо так было со Христом во время Его предсмертных страстей. Они могут иметь достаточное представление о Божьем суверенитете, святости и вседостаточности, что позволяет им спокойно подчиниться Ему и проявлять чудесную и воодушевляющую надежду на полноту Бога, и при этом не быть удовлетворенными своим состоянием. Но как это отличается от тщетного доверия Богу без духовного света или опыта!

Те, кто, таким образом, настаивает на жизни человека по вере, тогда как они не имеют опыта и пребывают в очень плохом состоянии, также имеют весьма абсурдные понятия о вере. Под верой они подразумевают уверенность в том, что они находятся в хорошем состоянии. Как следствие, они считают страшным грехом со своей стороны сомневаться в своем состоянии, в каком бы положении они ни находились, и какие бы нечестивые дела они ни делали, потому что это великий и отвратительный грех неверия; и тот есть самый лучший человек, кто воздает больше всего чести Богу, кто питает надежду на свое благое положение наиболее уверенно и непоколебимо, когда он имеет самое малое просвещение или опыт, то есть, когда он находится в самом худшем и нечестивом состоянии, потому что это признак того, что он силен в вере, воздает славу Богу и сверх надежды верит с надеждой. Но из какой Библии они получили такое понятие веры, что это — твердая уверенность человека в том, что его состояние безопасно?* Если это — вера, то самую выдающуюся веру имели фарисеи, которые совершили непростительный грех против Святого Духа. Писание представляет веру как то, благодаря чему люди вводятся в благое состояние; и поэтому она не может быть равна уверенности в том, что они уже находятся в благом состоянии. Предполагать, что вера состоит в уверенности людей в том, что они пребывают в благом состоянии, — это на самом деле то же самое, что предполагать, что вера состоит в уверенности человека в том, что он имеет веру, или в уверенности в том, что он верит.

В самом деле, сомнение людей в своем благом положении может во многих аспектах исходить из неверия. Это может быть по причине неверия или потому, что они имеют так мало свидетельства своего благого положения. Если бы они имели больше опыта действий веры, то есть, больше опыта проявлений благодати, они имели бы более ясное свидетельство о том, что их состояние благо; и так их сомнения были бы удалены. Кроме того, их сомнение относительно собственного состояния может происходить от неверия и тогда, когда, хотя есть много хороших доказательств труда благодати в них, они, тем не менее, сомневаются в том, действительно ли они находятся в состоянии Божьего благорасположения к ним, потому что они — те, кто столь недостоен, и кто совершил так много злых дел, вызвавших Божий гнев против них. Их сомнения в таком случае исходят из неверия, как они возникают из нехватки достаточного ощущения и уверенности в бесконечных богатствах Божьей благодати и в достаточности Христа для самого великого из грешников. Они также могут исходить из неверия, когда они сомневаются в своем состоянии из-за тайны Божьих деяний с ними. Они не могут привести в соответствие такой промысел с Божьим благорасположением к ним; или когда они сомневаются относительно того, имеют ли они участие в обетованиях, потому что обетования с точки зрения Провидения выглядят такими невероятными для осуществления, и трудности, которые стоят на их пути, так многочисленны и велики. Такое сомнение проистекает из недостатка уверенности в Божьей всемогущей силе, Его знании и премудрости, бесконечно превышающих их собственные. Тем не менее, в таких людях их неверие и их сомнение в собственном состоянии — это не то же самое, хотя одно вытекает из другого.

Людей можно сильно порицать за сомнение в своем состоянии на таких основаниях, которые были только что упомянуты, и их можно порицать за то, что они не имеют больше благодати и больше настоящих ее проявлений и испытаний, для того чтобы они имели доказательство благости их положения. Несомненно, людей следует порицать за то, что они пребывают в смертном, плотском состоянии. Но когда они находятся в таком состоянии и не имеют ощутимого переживания проявлений благодати, а, наоборот, в значительной мере находятся под господством своих вожделений и нехристианского духа, их не следует порицать за сомнения относительно своего состояния. Так же невозможно, по природе вещей, чтобы святая и христианская надежда поддерживалась живой в своей ясности и силе в таких обстоятельствах, как невозможно сохранить свет в комнате, в которой погашена свеча, или сохранить яркое солнечное сияние в атмосфере, когда солнце уже зашло. Отдаленные переживания, омраченные настоящим господством похоти и греховности, никогда не поддержат жизнь благодатной уверенности и надежды, а лишь такую уверенность, которая непременно «заболевает» и угасает. Также ни в коем случае не следует сокрушаться, что люди сомневаются в своем состоянии в таких обстоятельствах: напротив, желательно и лучше во всех отношениях, чтобы они сомневались. То, что это так, согласуется с тем премудрым и милостивым устройством вещей, которое определил Бог. Ибо Бог так замыслил и установил все в Своем промысле в отношении Своего собственного народа, что когда их любовь идет на убыль, и ее проявления теряют силу или ослабевают, возникает страх; ибо тогда он нужен им, чтобы сдерживать их от греха, и побуждать их позаботиться о благе для их душ, и призвать их к бодрствованию и усердию в религии. Но Бог так устроил, что когда любовь возрастает и имеет сильное проявление, тогда страх рассеивается и изгоняется прочь; ибо тогда они не нуждаются в нем, имея в употреблении более высокий и более превосходный принцип, который сдерживает их от греха и побуждает их к их обязанности. Нет других принципов, под влиянием которых находится человеческая натура, и которые всегда приводят человека в чувство, а только один из этих двух: страх или любовь. Поэтому, если бы один из них не доминировал, когда другой шел на убыль, Божий народ, впадая в плотские состояния смерти, когда любовь спит, действительно оказался бы в плачевном положении. Бог так мудро устроил, что эти два противоположных принципа — любви и страха — поднимаются и опускаются, как две противоположные чаши весов: когда одна поднимается, вторая опускается. Свет и тьма непременно и неизбежно сменяют друг друга: если свет преобладает, то тьма в такой же мере отступает, и не больше этого; и если свет тускнеет, то в такой же мере надвигается тьма. Такое же происходит в сердце дитяти Божьего: если Божественная любовь убывает и засыпает, и преобладает похоть, свет и радость надежды гаснут, и растет темный страх и сомнение; и если, наоборот, Божественная любовь преобладает и живо проявляется, это вносит сияние надежды и отгоняет похоть, а вместе с ней и страх. Любовь — это дух усыновления, или принцип детской непосредственности; если она дремлет, люди подпадают под действие страха, который есть дух рабства, или принцип раболепия, то есть, полная противоположность. И если происходит то, что эта любовь, или дух усыновления, возносится до большой высоты, она полностью изгоняет весь страх и дает полную уверенность, в согласии с тем, что написал апостол: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). Эти два противоположных принципа похоти и святой любви приносят надежду и страх в сердца Божьих детей в той пропорции, в которой они преобладают. То есть, если они предоставлены их собственному естественному влиянию, без чего-либо дополнительного или случайного вмешательства, как, например, состояние меланхолии, доктринальное невежество, предрассудки образования, неправильное воспитание, ложные принципы, особенные искушения. 

Страх изгоняется Духом Божьим никаким иным способом, как только через преобладание любви; страх сохраняется только тогда, когда любовь спит. В такое время напрасны все самоисследование святого и пристальное рассматривание им прошлого опыта с целью восстановления мира и обретения уверенности. Ибо природе вещей, как Бог определил их, противно то, чтобы он имел уверенность в такое время.

Таким образом, те, кто увещевает других, находящихся в смертном состоянии, быть уверенными в своей надежде, под знаком «жизни верой, а не видением, доверия Богу в неведении и жизни по Христу, а не по опыту», Божий премудрый и милосердный порядок вещей прямо разрушают. Таковые предостерегают их не сомневаться в своем благом состоянии, иначе они будут виновны в страшном грехе неверия. И это имеет прямую тенденцию к укреплению наиболее самонадеянных лицемеров и препятствует им когда-либо подвергнуть сомнению их состояние, какое бы нечестие ни свирепствовало и ни господствовало в их сердцах и ни преобладало в их жизни, под видом почитания Бога через надежду вопреки надежде и через тщетную веру в Бога, когда на самом деле все выглядит очень мрачным. И, несомненно, великим было зло, которое было при этом совершено.

О людях нельзя сказать, что они оставляют Христа и живут по своим испытаниям проявлений благодати, просто потому, что они берут их и используют их как доказательства благодати; ибо нет иных доказательств, которые они могли бы или должны были бы взять. Но о людях можно тогда сказать, что они живут на основании того, что они испытывают, когда создают из них свою праведность, и вместо того, чтобы взирать на Божью славу и на превосходство Христа, они обращают свои умы на самих себя, чтобы занимать свои умы созерцанием своих собственных достижений, высоких переживаний и великих вещей, с которыми они столкнулись, и они привлекательны и хороши в своих собственных глазах. Они богаты и переполнены добром в своем собственном представлении и думают, что Бог испытывает к ним такое же восхищенное почитание, и на том же основании, что и они имеют к себе: это жизнь по собственному опыту, а не по Христу, и она более отвратительна в глазах Бога, чем великое беззаконие, которое не имеет претензий на религию. Но это сильно отличается от чистого опыта самосовершенствования как доказательства части в славном Искупителе.

В завершение этой темы, я упомяну еще одно определение, которое не является верным признаком истинности религиозных чувств.

 

* «О, исповедующий, смотри внимательно на твое основание: «Не гордись, но бойся» (Рим. 11:20). Может быть, ты совершил многое в религии и для нее; ты имеешь превосходные дары и сладкое утешение, горячую ревность о Боге и высокую уверенность в своей неприкосновенности — и все это может быть верным, насколько мне или тебе известно. Однако, быть может, всё это — ложно. Иногда ты судил себя самого и провозгласил себя правым, но помни, что твой окончательный приговор еще не вынесен твоим Судьей. А что, если Бог взвесит тебя еще раз на Своих более справедливых весах м скажет: «Мене Текел», «Ты взвешен на весах и найден легким»? Каким смущенным человеком ты будешь при таком приговоре! Quae resplendent in conspectu hominis, sordent in conspectu Judicis — «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15): Он смотрит не так, как смотрит человек. Твое сердце может быть неправым, и ты можешь не знать этого. Да, оно может быть неправым, а ты сильно уверен в своей безопасности». — Флавел. Пробный камень искренности. Собрание трудов, том V, с. 525.

«Некоторые лицемеры имеют гораздо большую уверенность, чем многие святые». — Стоддард (Stoddard). Рассуждение о том, как узнать искренность и лицемерие.

 

«Приносит ли труд веры в некоторых верующих на свои верхние ветви полностью созревшие плоды блаженной убежденности? Смотри, какую сильную уверенность и глубокую убежденность в части с Богом можно иногда найти в неосвященных! Да, такой сильной может быть эта ложная уверенность, что они смеют дерзать идти пред судный Божий престол и там защищать ее. Наполняет ли Дух Божий сердце убежденного верующего радостью неизреченной и преславной, давая ему через веру предвкушение самого неба в этих первых ее плодах? Как близко к этому приближается то, что может быть найдено в отступниках!» — Флавел (Flavel). Земледелие с духовным смыслом.  Собрание трудов, том V, с. 96.

* Шепард (Shepard) говорит об этом как о «самонадеянном мире, который не прерывается и не разбивается злыми делами». И он говорит, что «дух будет тосковать, а не петь, в том сердце, из которого вырываются развращенные желания и страсти». И что «хотя люди в таком состоянии могут показаться сохраняющими утешение Духа, и не подозревать о своем лицемерии под предлогом доверия Господней милости; тем не менее, они не могут избежать осуждения с миром». — Притча о десяти девах, с. 223.

Амес (Ames) говорит как о критерии, по которому мир нечестивого человека можно отличить от мира благочестивого: «Мир нечестивого человека продолжается, независимо от того, исполняет ли он долг благочестия и праведности, или нет; при условии, что он избегает тех преступлений, которые кажутся противными самой природе». — Вопросы совести.

* «Люди не знают, что они — праведники, потому что они верят в то, что они — праведники. Мы многие вещи познаем верой. «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим» (Евр. 11:3). Вера — это «уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Так люди познают Троицу личностей Божества; то, что Иисус Христос — это Сын Божий; что тот, кто верует в Него, будет иметь вечную жизнь; воскресение мертвых. И если Бог говорит святому, что он имеет благодать, он может узнать об этом, веря Божьему Слову. Но не так благочестивые люди узнают о том, что они имеют благодать. Это не открывается в Слове, и Дух Божий не свидетельствует об этом отдельным людям». — Стоддард (Stoddard), Сущность спасительного обращения.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.