Джонатан Эдвардс
Религиозные чувства
10. По тому, что религиозные чувства сильно располагают людей восхвалять и прославлять Бога своими устами, нельзя с уверенностью знать об их природе.
Это, конечно, подразумевается в том, что было только что отмечено относительно посвящения значительного времени внешним религиозным занятиям, и на это делался намек и ранее. Но поскольку многие рассматривают как яркое доказательство благодатного чувства то, что люди выглядят чрезвычайно расположенными восхвалять и превозносить Бога, наполнять свои уста Его хвалой и страстно призывать других восхвалять и величать Его, я подумал, что это заслуживает более внимательного рассмотрения.
Ни один христианин не сделает аргументом против человека то, что он, как кажется, имеет такое расположение. Это также не может разумно рассматриваться как доказательство для человека, если надлежащим образом принять во внимание то, что было уже отмечено и подтверждено, а именно, что люди без благодати могут иметь высокие чувства к Богу и ко Христу, и что их чувства, будучи сильными, могут наполнять их уста и побуждать их говорить много и очень искренне о том, что на них влияет, и что могут быть подделки всевозможных благодатных чувств. Но нам представится более ясным и очевидным, что это не является верным признаком благодати, если мы рассмотрим, какие примеры Священного Писания приводятся нам в тех, кто был без благодати. Мы часто встречаемся с этим в толпе, присутствующей, когда Христос проповедовал и творил чудеса: «Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк. 2:12; см. Мт. 9:8; Лк. 5:26); «Так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева» (Мт. 15:31). Так, нам говорится об этом в эпизоде, когда Христос воскресил сына вдовы из Наина: «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7:16). Так, мы читаем о том, как они прославляли Христа или высоко превозносили Его: «Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем» (Лк. 4:15). И как они восхваляли Его, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Лк. 21:9) — незадолго до того, как Он был распят! И после вознесения Христа, когда апостолы исцелили хромого, нам говорится, что все люди прославляли Бога за то, что было совершено (Деян. 4:21). Когда язычники в Антиохии Писидийской услышали от Павла и Варнавы, что Бог отвергнет иудеев и примет язычников как Свой народ, они в собрании были глубоко тронуты благостью Бога к язычникам и «прославляли слово Господне»; но не все, кто делал это, были истинными верующими, а только определенное число избранных из них, о чем сообщается в повествовании об этом: «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48). Подобное сказано об израильтянах у Чермного моря: «…воспели хвалу Ему. Но скоро забыли дела Его» (Пс. 105:12-13); а также об иудеях во времена Иезекииля: «…они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их» (Иез. 33:31). Было также предсказано в отношении ложных исповедников и настоящих врагов религии, что они будут демонстрировать усердие в прославлении Бога: «Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: “Пусть явит Себя в славе Господь”» (Ис. 66:5).
Не является верным доказательством того, что благодать коснулась человека, если среди своих надежд и утешений он находится под сильным воздействием Божьей незаслуженной милости к нему, и осознает, что он не достоин, и сильно возвеличивает и превозносит свободную благодать. Те, которые всё еще остаются с неумерщвленной гордостью и враждой против Бога, могут, когда они вообразят, что получили необычайную благость от Бога, сокрушаться о своей недостойности и превозносить незаслуженную доброту Бога к ним. Тем не менее, это может возникнуть не из какого-либо иного осознания своих злых дел и не из более высокого принципа, чем тот, что имел Саул, который, оставаясь с непокоренной гордостью и враждой против Давида, был вынужден, хотя и был царем, признать свою недостойность и воскликнуть: «…безумно поступал я, и очень много погрешал» (1 Цар. 26:21), и с сильным чувством и восхищением похвалить и превознести незаслуженную и несравненную доброту Давида к нему (1 Цар. 24:16-19). Также и Навуходоносор был взволнован Божьим Промыслом, который он видел, и частью которого он был, и по которому он славит, превозносит и величает Царя Небесного; и по которому как он, так и Дарий, в своих возвышенных чувствах, призывают все народы хвалить Бога (Дан. 3:28-33; 4:31-34; 6:25-27).
Этот материал еще не обсуждался.