Джонатан Эдвардс
Религиозные чувства
6. То, что чувства содержат в себе видимость любви, не является доказательством того, что религиозные чувства спасительны, или, наоборот, нет.
Нет исповедующих христиан, которые бы утверждали, что это — аргумент против истинности и спасительной природы религиозных чувств. Но, с другой стороны, есть некоторые, кто предполагает, что это хорошее доказательство того, что чувства происходят от освящающего и спасительного влияния Святого Духа. Их аргумент — в том, что сатана не может любить, так как это чувство полностью противоположно дьяволу, сама природа которого — вражда и злоба. И верно то, что нет ничего более превосходного, небесного и божественного, чем дух истинной христианской любви к Богу и к людям: она более превосходна, чем знание, или пророчество, или чудеса, или говорение на языках человеческих и ангельских. Она является главной составляющей плода Святого Духа, жизнью, сущностью и итогом всей истинной религии; и посредством нее мы более всего сообразуемся с небесами, и более всего противоположны аду и дьяволу. Однако из этого делается неправильный вывод, что нет поддельной любви. Можно наблюдать, что чем более совершенна вещь, тем больше будет ее подделок. Так, есть гораздо больше подделок серебра и золота, чем железа и меди; есть много фальшивых бриллиантов и рубинов, но кто станет подделывать обыкновенные камни? Хотя чем более превосходны вещи, тем труднее сделать что-либо, что было бы подобно им по своей существенной природе и внутренним достоинствам; но тем более многообразными будут подделки, и тем больше искусства и коварства будет проявляться в точной имитации внешнего вида. Так, есть большая опасность быть обманутым при покупке лекарств, которые имеют весьма высокую цену и целительное действие; хотя более трудно подделать их чем-либо, имеющим подобную цену и достоинство; и их подделки ни к чему не годны, когда мы получаем им. Так же дело обстоит и с христианскими достоинствами и добродетелями: хитрость сатаны и обманчивые сердца людей имеют обыкновение проявляться, главным образом, в фальсификации того, что имеет высочайшую репутацию. Так что, наверное, нет добродетелей, которые имеют больше подделок, чем любовь и смирение, так как это добродетели, в которых особенно ярко проявляется красота истинного христианина.
Но, что касается любви, то Писание ясно говорит, что люди могут иметь вид религиозной любви, но при этом не иметь спасительной благодати. Христос говорит о многих исповедующих христианах, которые имеют такую любовь, но любовь которых не имеет продолжения, и они, таким образом, не имеют спасения: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мт. 24:12-13). Эти последние слова ясно показывают, что те, о которых говорилось ранее, и любовь которых не выдержала до конца, но охладела, не будут спасены.
Может казаться, что люди имеют любовь к Богу и ко Христу и действительно обладают очень сильными и интенсивными проявлениями этого свойства, но они не имеют благодати. Очевидно, что так было со многими иудеями, не имеющими благодати, которые так высоко возносили Иисуса, следовали за Ним день и ночь, без пищи, питья и сна; которые говорили: «Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни шел» (Лк. 9:57), и восклицали: «Осанна Сыну Давидову» (Мт. 21:9).*
Кажется, апостол намекает, что в его дни было много тех, кто имели поддельную любовь ко Христу: «Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 6:24). Слово «неизменно» говорит о том, что апостол чувствовал, что было много тех, кто имел лишь видимую любовь ко Христу, но их любовь не была чистой и духовной.
Подобным образом, христианская любовь к народу Божьему также может быть поддельной. Из Писания ясно, что могут быть сильные чувства этого рода без спасительной благодати, как они проявлялись у галатов по отношению к Павлу, когда они были готовы вырвать свои глаза и отдать их ему. Тем не менее, апостол выражает свой страх, что их чувства ни на что не годились, и что он напрасно так усиленно трудился у них (Гал. 4:11,15).
* Согласный с этим, Стоддард (Stoddard) отмечает в своей книге «Путеводитель ко Христу», что некоторые грешники имеют приступы чувств и полагают, что они находят дух Божьей любви и своего стремления к славе Божьей, имея то, что обладает большим сходством со спасительной благодатью; и что иногда их обычные чувства сильнее спасительных. Он предполагает, что иногда обычные люди могут иметь такие сильные приливы ложного чувства к Богу, что они могут посчитать себя готовыми к осуждению.
Этот материал еще не обсуждался.