Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 97
Этот псалом имеет ту же цель, что и два предыдущих, и представляет собой пророчество о царстве Мессии, его утверждении в этом мире и вступлении в него язычников. Халдеи озаглавили его пророческим псалмом. Он демонстрирует
(I) славу Искупителя (ст.1-3).
(II) Радость искупленных (ст.4-9). Если, воспевая этот псалом, мы правильным образом воздаем Христу славу и на правильных основаниях радуемся, то поем его с разумением. Если видевшие победу Христа так ликуют, то тем большее основание радоваться есть у нас – тех, кто видит эти события исполненными и разделяет их в лучшем, предусмотренном для нас (Евр.11:40).
Псалом.
Стихи 1-3
Как и в предыдущем псалме (Пс.95:1), псалмопевец призывает нас воспеть Господу новую песнь: “Воспойте самую чудесную песнь, самую лучшую, которая у вас есть”. Пусть песнь о любви Христа будет похожа на песнь Соломона, посвященную этой теме, - песнь песней. Песнь, прославляющая искупительную любовь, является новой песней – такой, которой не пели раньше, так как это тайна, сокрытая от века для поколений. Обращенные поют новую песню, которая очень отличается от той, что пели раньше: они сменили свое удивление и свою радость, а поэтому и мелодию. Если благодать Божья вложила в нашу грудь новое сердце, то вместе с ним она вложит новую песнь в наши уста. В новом Иерусалиме воспоют новую песнь, которая будет новой на протяжении вечности и никогда не состарится. Давайте воспоем эту новую песнь, прославляющую Бога, принимая во внимание следующее:
I. Совершенные Им чудеса: “…ибо Он сотворил чудеса” (ст.1). Отметьте, что наше спасение через Христа – чудо. Если мы проследим за всеми его этапами, начиная от его замысла и помышлений Бога о нем и заканчивая его осуществлением, если проследим за его вечными последствиями в тот период, когда времени уже не будет, то сможем сказать: “Он сотворил чудеса. Это все Он совершил, и это есть дивно в очах наших”. Чем больше мы знаем о Его делах, тем больше восхищаемся.
II. Выигранные Им битвы: “…Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу”. Наш Искупитель преодолел все трудности на пути к нашему искуплению, все их разрушил и не был огорчен служением и страданиями, выпавшими Ему. Он подчинил всех противостоявших Ему врагов, одержал победу над сатаной, обезоружил его и изгнал из его твердыни, отняв силы у на-чальств и властей (Кол.2:15), отняв у сильного добычу (Ис.49:24) и нанеся смерти сокрушительный удар. Он одержал уверенную и полную победу не только для себя, но и для нас, ибо через Него мы стали больше, чем победители. Он одержал эту победу благодаря собственной силе, так как не было помощника, не было поддерживающего – никого, кто отважился бы на это служение. Лишь Его десница и святая мышца Его, которые всегда простирались успешно для блага, доставили Ему победу, или избавление. Божья сила и верность, названные здесь Его десницей и Его мышцей, принесли избавление Господу Иисусу, воскресив Его из мертвых и вознеся к деснице Божьей (как трактует это место д-р Хаммонд).
III. Демонстрацию миру дела искупления. Через Своего сына Бог явил нам то, что Он совершил через Него же. Царство Евангелия основано на откровении Евангелия – посланном слове (Деян.10:36). Открытие запечатанной книги должно праздноваться с песнями хвалы (Отк.5:8), так как благодаря этому был пролит свет на тайну, которая долго была сокрыта в Боге. Отметьте
(1) сущность этого открытия - Его спасение и Его правду (ст.3). Правда и спасение часто оказываются рядом (см. Ис.61:10; 46:13; 51:5,6,8). Спасение означает само искупление, а правда – способ, благодаря которому оно совершалось, т.е. праведность Христа. Или же спасение включает все евангельские привилегии и праведность всех евангельских обязанностей. И то, и другое было явлено, так как Бог соединил их вместе, и мы не можем разделить их. Или же правда здесь упоминается, чтобы показать путь нашего оправдания через Христа, который открывается в Евангелии через веру (Рим.1:17).
(2) Простоту этого открытия. Он открыто продемонстрировал его, не прибегая к образам и персонажам, как было во времена закона; оно описано словно солнечными лучами, чтобы даже бегущий мог читать о нем. Служителям было велено проповедовать о нем в простоте речи.
(3) Пространство, на которое распространялось это открытие. Оно предстало перед взором язычников, а не только евреев. Все концы земли увидели спасение Бога нашего, ибо слово спасения было послано язычникам.
IV. Исполнение пророчеств и обетования Ветхого Завета (ст.3): “Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву”. Бог хранил милость для семени Авраама; Он дал им много великих доказательств милости, предназначенной для них в последние дни; и для выполнения всех их Он воздвиг Сына Иисуса, который должен был быть не только светом к просвещению язычников, но и славой Его народа Израиля, так как послал Его прежде всего, чтобы благословить их. Писание говорит, что Бог послал Иисуса, чтобы сотворить милость, обещанную отцам нашим и помянуть святой завет Свой (Лук.1:72). Только исходя из этих соображений, Он совершил это, а не за их заслуги.
Стихи 4-9
В этих стихах утверждение царства Христа представлено как суть радости и хвалы.
I. Пусть все чада Божьи возрадуются, так как благодаря этому они имеют или могут иметь блага. Вновь и вновь псалмопевец призывает нас всеми возможными средствами и способами выразить радость и воздать Богу хвалу за это: “Восклицайте Господу (как и ранее в Псалме 94:1,2); торжествуйте, как люди, восхищенные этими добрыми новостями и желающие, чтобы другие также порадовались с ними; веселитесь и пойте. Воскликните: “Осанна!” (Мат.21:9), воспойте: “Аллилуйя!” (Отк.19:6)”. Давайте поприветствуем Его на престоле, как приветствуют новых царей, с восклицаниями радости и восторга, пока вся земля вновь не зазвенит, как при провозглашении царем Соломона (3 Цар.1:40). И пусть восклицания толпы сопровождаются поющими и играющими (Пс.86:7; 67:26), что вполне обычно для подобных торжественных событий.
1. Пусть священные песни донесутся до нового Царя: “Пойте Господу с гласом псалмопения. Выражайте свою радость; именно так возвещайте ее, побуждайте себя к ней больше и больше и таким образом распространяйте ее среди других”.
2. Пусть восклицания сопровождаются священной музыкой, но не только нежной и плавной мелодией на гуслях; давайте возвещать о Нем воинствующим звуком трубы и рога (ст.6), так как мы встречаем победоносного Царя и празднуем славу того, кто выступает Завоевателем и пришел, чтобы завоевывать. Пусть эта радость направляется к Богу и выражается торжественным и религиозным образом: “Восклицайте Господу (ст.4), пойте Господу (ст.5), торжествуйте пред Царем Господом” (ст.6). Плотское веселье – враг этой святой радости. Когда Давид танцевал перед ковчегом, то посвящал танец Господу. А благочестие и посвященность желания не только указывают, что так оно и было, но и передают его. Мы должны радоваться пред Господом, когда приближаемся к Нему (Втор.12:12), пред Господом Иисусом, но не только как перед Спасителем, но и перед Царем, Царем царей, Царем Церкви и нашим Царем.
II. Пусть низшие творения радуются этому событию (ст.7-9). Эти стихи имеют тот же смысл, что и стихи, рассмотренные ранее (Пс.95:11-13): “Да шумит море”; и пусть этот шум не называют, как раньше, страшным, а радостным, так как пришествие Христа и приобретенное Им спасение значительно изменили особенности бед и ужасов этого мира. Поэтому теперь, когда возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои, мы не должны бояться, что это море шумит против нас, а надеяться, что оно, скорее, радуется с нами. Пусть реки выражают свою радость, как люди, когда они аплодируют; и пусть горы, трепетавшие из страха перед Богом, когда Он сошел, чтобы дать закон на горе Синай, танцуют пред Ним от радости, когда Евангелие проповедуется и слово Господа раздается с Сиона тихим голосом: “Да ликуют вместе горы пред лицем Господа”. Эти слова подразумевают, что царство Христа будет благословением для всего творения; и как низшие создания возвещали славу Творца (Пс.18:2), так они будут возвещать и славу Искупителя, ибо Он не только поддерживает существование всех творений, но и их порядок. Подобным образом эти слова также подразумевают, что сыны человеческие будут оказывать недостаточное уважение Искупителю, и поэтому Он будет ожидать почестей от моря и рек, что должно постыдить человечество за неблагодарность и глупость. Возможно, здесь псалмопевец также подразумевает новые небеса и новую землю, которых мы, в соответствии с Его обетованием, ожидаем (2 Пет.3:13), а вторичное упоминание о Его пришествии (после похожего в Пс.95) может определенно подразумевать Его второе пришествие, когда все растает и очистится. Тогда Христос придет, чтобы судить вселенную праведно. В предвидении этого дня все освященные возрадуются; даже моря, реки и горы возрадуются, если смогут. Некоторые считают, что Вирджил (Virgil) имел в виду эти псалмы, как и пророчества Кумен Сибил (Cumean Sibyl), в своем четвертом эклоге, где он то ли по незнанию, то ли преднамеренно применяет к Ассинию Поллио (Asinius Pollio) древние пророчества, которые к тому времени еще не исполнились, так как он жил во времена Августа Цезаря, незадолго до рождения Спасителя. Он признает, что ожидалось рождение чада с небес, которое стало бы великим благословением для мира и восстановило бы золотой век:
Jam nova progenies coelo demittitur alto – Новый народ спускается с величественных небес. Это событие должно было удалить грех: Te duce, si qua manent sceleris vestigia nostri. Irrita perpetua solvent formidine terras – Твое влияние сотрет пятно порока, Освободив весь мир от тревоги. Много других слов было сказано об этом долгожданном чаде, которые Людовик Виве (Ludovicus Vives) в своих заметках по поводу этого эклога применяет ко Христу. И он заканчивает свое произведение, как и псалмопевец данный псалом, предвидением великой радости всего творения в связи с этим событием:
Aspice, venturo laetentur ut omnia saeclo – Смотри, как все ликует от этого обетования. А если все ликует, то почему бы нам не присоединиться к ним?
Этот материал еще не обсуждался.