Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 9
В первой части этого псалма
(I) Давид славит Бога за то, что Тот вступился за него, дал возможность одержать победу над своими врагами и врагами своей страны (ст.2-7) и приглашает других присоединиться в этой песне хвалы (ст.12-13).
(II) Он молится Богу о том, чтобы и в дальнейшем иметь возможность славить Его за свои собственные избавления и за гибель своих врагов (ст.14,15,20,21).
(III) Давид ликует, будучи уверен в том, что Бог, являясь судьей всей земли (ст.8,9), защитит Свой притесняемый народ (ст.10,11,19), а безжалостных врагов приведет к погибели (ст.16-18). Эти стихи вполне применимы к царству Мессии, враги которого частично уже поражены и которые будут гибнуть до тех пор, пока не станут подножием Его ног. Это - царство, в котором мы должны убеждать себя, чтобы Бог мог иметь Свою славу, а мы – утешение.
Древнееврейский перевод Библии (как и английский перевод (KJV), на который ссылается автор) разделяет этот псалом на два разных псалма, считая, что назначение и стили обеих частей (ст.2-21 и ст.22-39) отличаются, хотя перевод Септуагинты представляет его в таком же виде, как в русском синодальном переводе, который мы рассматриваем. Во второй части псалма (ст.22-39) Давид, во-первых, жалуется на злобность нечестивцев, описывая ужасную бездну порочности, куда они скатились, бесчестя Бога и нанося вред Его Церкви и народу. Он обращает внимание на то, что Бог откладывает Свое выступление против них (ст.22-32). Во-вторых, Давид молится Богу, чтобы Тот выступил против нечестивцев для облегчения страданий Своего народа, и утешает себя надеждой, что Он сделает это в нужное время (ст.33-39).
Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.
Стихи 2-11
Заглавие этого псалма дает очень неясную информацию относительно повода, по которому он был написан. “По смерти Лабена”. Некоторые считают, что он связан со смертью Голиафа, другие – Навала, а третьи – Авессалома. Но я склонен думать, что здесь подчеркивается некая манера исполнения или некий музыкальный инструмент, в сопровождении которого он должен был исполняться, а враги, по поводу поражения которых здесь ликует Давид, - филистимляне и другие соседствующие народы, которые противостояли его воцарению на троне; с ними он вступил в противоборство и подчинил в начале своего правления (2 Цар.5:8). В этих стихах:
I. Давид восхищается и славит Бога за Его милости и последние великие дела, которые Господь совершил ради него и его владычества (ст.2,3). Обратите внимание,
(1) что Бог ожидает ответной хвалы от тех, для кого Он совершал Свои чудеса.
(2) Чтобы славить Бога должным образом, мы должны славить Его искренне, всем сердцем, а не только устами, быть энергичными и страстными в исполнении своего долга и делать это всем сердцем своим.
(3) Благодаря за какую-либо особую милость, мы должны использовать эту возможность, чтобы вспомнить прежние милости и возвещать все чудеса Его.
(4) Святая радость – это жизнь благодарственной хвалы, как благодарственная хвала – язык святой радости: “Буду радоваться и торжествовать о Тебе”.
(5) Что бы ни побудило нас радоваться, наша радость должна проходить через хвалу и заканчиваться в одном лишь Боге: “Буду радоваться и торжествовать о Тебе” – не столько дару, сколько Даятелю.
(6) Радость и хвала должным образом выражаются в пении псалмов.
(7) Когда Бог являет Себя выше гордых врагов Церкви, мы должны использовать эту возможность и воздать Ему славу как Всевышнему.
(8) Триумф Искупителя должен быть триумфом искупленных (см. Отк. 12:10;19:5; 15:3;4).
II. Давид признает всемогущество Бога, которого не могли победить и перед которым не смогли устоять его самые сильные и смелые враги (ст.4).
(1) Они были вынуждены обратиться назад. Их стратегия и отвага подвели их, и теперь они не могут и не осмеливаются выступить со своими замыслами, а со стремительностью удаляются.
(2) Если только они повернут назад, то упадут и погибнут; даже их отступление будет их гибелью, и они не смогут спастись ни бегством, ни сражением. Если Аман начал падать перед Мардохеем, то он погибший человек, он не сможет одолеть его (см. Эсф. 6:13).
(3) Присутствия Господа и славы силы Его достаточно для гибели Его врагов и врагов Его народа. Человеку легко совершать дело в присутствии Бога; и именно этим Бог смущает Своих врагов. Это исполнилось, когда наш Господь Иисус одним словом “Это Я” и Своим присутствием поверг на землю Своих врагов (Ин.18:6); и в то же время Он мог погубить их.
(4) Когда враги Церкви Божьей приведены в замешательство, то мы должны приписывать их разгром не инструментам, а силе, присутствию Божьему, и воздать Ему всю славу.
III. Давид воздает славу праведности Бога за то, что Он вступился за Него (ст.5): “Ты производил мой суд и мою тяжбу, то есть мою праведную тяжбу, а совершив это, Ты воссел на престоле, Судия праведный”. Обратите внимание,
(1) Бог восседает на престоле судилища. Ему принадлежит право разрешать споры, рассматривать жалобы, мстить за обиженных и наказывать злоумышленников, ибо Он сказал: “Мне отмщение”.
(2) Мы уверены, что Бог судит истинно и в Нем нет неправды. Невозможно, чтобы Он извратил справедливость. И если иногда сиюминутные решения провидения кажутся нам неправильными, то это, вместо того чтобы поколебать наше доверие Богу, должно усилить веру в грядущий суд, который скоро придет.
(3) Если кто-либо отрицает и отказывается признать справедливое дело и помочь обиженному, мы можем быть уверены, что праведный Бог рассмотрит его и ревностно заступится; Он никогда не допустит, чтобы дело осталось без ответа.
IV. Давид с радостью описывает победы Бога небесного над всеми силами ада и к ликованию присоединяет свою хвалу (ст.6). Шаг за шагом сила и справедливость Бога продолжают преследовать язычников и нечестивцев, врагов Царя, которого Бог посадил на Свою святую гору Сион.
(1) Он препятствовал им: “Ты вознегодовал на народы, то есть дал им видимые доказательства Своего неудовольствия”. Прежде чем погубить, Бог препятствует им, чтобы они были предупреждены обличением провидения и таким образом имели возможность предотвратить свою погибель.
(2) “(Ты) погубил нечестивого”. Нечестивцы определены для погибели, и некоторые стали памятниками карающей справедливости Божьей и Его разрушительной силы в этом мире. (3) Господь похоронил их в забвении и вечном бесславии, имя их изгладил навеки, чтобы никогда о них не вспоминали с уважением.
V. Давид торжествует над врагами, против которых Бог выступил: “Города Ты разрушил” (ст.7). Или: “О враг, Ты разрушил наши города, по крайней мере, в своем желании и воображении”; или: “Ты, о Боже, разрушил их города опустошением, обрушившимся на их страну”. Эти слова можно воспринимать по-разному, ибо псалмопевец хочет, чтобы враг знал,
(1) что его гибель будет справедливой и что Бог воздаст за все зло, которое он причинил или замышлял против Его народа. Злобные и беспокойные соседи Израиля – филистимляне, моавитя-не, аммонитяне, идумеяне и сирийцы – внезапно вторгались в государство (когда в Израиле не было царя, чтобы вступить в сражение), разрушали их города и делали все возможное, чтобы память о них погибла вместе с ними. Но теперь колесо обратится против них; их набегам на Израиль придет конец; они прекратят опустошать и сами будут опустошены (Ис.33:1).
(2) Что это будет окончательная и полная погибель, которая положит им конец, и даже память об их городах погибнет вместе с ними. Да, время многое стирает, но еще большее опустошение производит над грешниками праведный суд Божий, в результате чего великие и известные города исчезают и превращаются в руины. Даже сама память о них стирается, и те, кто ищет их, не могут найти, где они раньше были. Мы же ищем города, чье основание сильнее.
VI. Давид утешает себя и других в Боге и доставляет себе удовольствие, размышляя о Нем.
(1) Он думает о Его вечности. На этой земле нет ничего долговечного, даже сильные города погребаются под горами мусора и забываются, но Господь пребывает вовек (ст.8). Его сущность не меняется; Его блаженство, могущество и совершенство вне пределов достижения всех объединенных сил ада и земли; они могут лишить нас свободы, привилегий, жизни, но Бог остается тем же и восседает даже над потопом – невозмутимый и непоколебимый (Пс. 28:10; 92:2).
(2) Давид размышляет о всемогуществе Бога и в управлении, и в суде: “Он приготовил для суда престол Свой”; Он утвердил его Своей безграничной мудростью и непреложными советами. Благочестивый народ испытывает огромную поддержку и утешение, когда власти врагов Церкви испуганы, а состояние их дел мрачное и запутанное; когда мы осознаем, что Бог правит миром и скоро будет судить мир.
(3) Давид размышляет о справедливости и праведности Бога в осуществлении всей исполнительной власти Его управления. Каждый день и до самого последнего дня Он будет поступать в соответствии со Своими вечными неизменными принципами справедливости (ст.9): “Он будет судить вселенную (т.е. всех людей и все противоречия); совершит суд над народами (т.е. определит их участь и в этой жизни, и в будущем) по правоте, то есть без каких-либо оговорок”.
(4) Давид размышляет об особом благоволении, которое Бог оказывает Своему народу, и об особой защите, под которой он находится. Господь, пребывающий вовеки, является его вечной силой и защитой; Тот, Кто судит мир, безусловно, будет судить и врагов всякий раз, когда Его народ угнетаем или унижаем (ст.10): “И будет Господь прибежищем угнетенному – высоким, крепким убежищем для угнетенных во времена скорби”. Такова судьба Божьего народа – быть угнетаемым в этом мире и иметь беспокойные времена. Возможно, Бог не сразу явится им избавителем и мстителем, но, находясь в бедствии, они могут верой лететь к Нему как к своему прибежищу и полностью положиться на Его силу и обетование их безопасности, веруя, что никакое зло не приключится с ними.
(5) Давид размышляет о приятном удовлетворении и покое разума тех, кто сделал Бога своим прибежищем (ст.11): “И будут уповать на Тебя знающие имя Твое, как это делаю я (ибо одна и та же благодать Божья обитает во всех святых), и они увидят, как и я, что Ты не оставляешь ищущих Тебя”, ибо одно и то же благоволение Бога направлено ко всем святым. Здесь обратите внимание:
[1] чем больше мы знаем Бога, тем больше доверяем Ему. Тот, кто знает Его как Бога безграничной мудрости, доверится Ему больше, чем может уразуметь в Нем (Иов. 35:14). Тот, кто знает Его как Бога всемогущего, доверится Ему, когда уверенность в творениях разрушится и некому будет больше верить (2 Пар.20:12). А тот, кто знает Его как Бога безграничной благодати и милости, будет уповать на Него даже в том случае, когда Он будет убивать его (Иов.13:15). Тот, кто знает Его как Бога непоколебимой истины и верности, возрадуется в слове обетования и будет уповать на него, даже если действие будет откладываться, а сиюминутное провидение будет противоречить этому. Тот, кто знает Его как Отца духов и вечного Отца, вверит Ему свою душу, как самое драгоценное, и доверится Ему во все времена до самого конца.
[2] Чем больше мы доверяем Богу, тем больше ищем Его. Если мы доверяем Богу, то будем искать Его преданной и страстной молитвой и постоянной заботой, чтобы представить себя Ему всей своей жизнью. [3] Бог никогда не будет относиться с пренебрежением и не оставит человека, который должным образом ищет Его и полагается на Него. Хотя Он и наказывает его, но никогда не оставляет безутешным; хотя иногда кажется, что он уходит от Него на какое-то время, но потом Он соберет всех их Своими непреходящими милостями.
Стихи 12-21
В этих стихах:
I. Давид прославляет Бога и призывает других прославить Его таким же образом (ст.12). Тот, кто считает, что Бог будет особым образом прославлен не только желанием сделать эту работу лучше других, но стремлением, чтобы другие также в этом могли присоединиться к нему, будет чудесным инструментом, который приведет их к этому: “Пойте Господу, живущему на Сионе”. Как особым местом пребывания Его славы являются небеса, так и особым местом пребывания Его благодати является Церковь, прообраз которой - Сион. Там Господь встречался со Своим народом, давая ему обетования и благодати, и там же Он ожидает встретиться с ним, с их хвалой и служениями. Во всяком своем прославлении мы должны помнить, что Бог обитает на Сионе, что Он особым образом присутствует на собраниях Своего народа как его защитник и покровитель. Давид решает показать чудеса Божьи (ст.2), и призывает других: “Возвещайте между народами дела Его”. Он повелевает своим подданным поступать так, чтобы почтить Бога, свою страну и их святую религию. Давид привлекает своих соседей поступать так же: воспевать хвалу, но не лжебогам, как это было раньше, а Иегове, обитающему на Сионе, Богу Израиля, чтобы все язычники признали, что великое сотворил Господь над ними (Пс.125:2,3). Пусть они обратят особое внимание на справедливость Бога, когда Он будет мстить за кровь Своего Израильского народа, пролитую на Палестинской земле, и наказывать других нечестивых соседей, которые, развязывая против него войну, варварски обращались с ним и не давали места для обитания (ст.13). Когда Бог взыскивает за кровь посредством земных судов до того часа, когда Он придет совершить суд в великий день, Он не забывает их, помнит каждую каплю пролитой невинной крови и возвратит ее в семь раз больше на головы кровожадных; они напьются крови, ибо заслуживают этого. Эта уверенность может строиться на Слове Божьем: “Он отмстит за кровь рабов Своих” (Втор.32:43). Отметьте, что придет день, когда Бог взыщет за кровь, когда Он раскроет то, что было пролито тайно, и отомстит за кровь, пролитую несправедливо (см. Ис.26:21; Иер.51:35). В тот день станет очевидно, как драгоценна для Бога кровь Его народа (Пс.71:14), за которую придется всем дать ответ. Тогда откроется, что Он не забывает вопля угнетенных; Он не забывает ни вопль их крови, ни вопль их молитв, а все это запечатано среди Его богатств.
II. Давид, прославив Бога за прежние милости и избавления, искренне молится, чтобы Господь продолжал являться ему, ибо еще не все завершено.
1. Он молится,
(1) чтобы Бог был милостив к нему (ст.14): “Помилуй меня, Господи; тот, кто имеет лишь страдания и не имеет заслуг, должен положиться на милость, чтобы получить облегчение”.
(2) Чтобы Господь заботился о нем. Он не излагает свои нужды подробно, чтобы не показалось, что он предписывает Богу, что делать, а подчиняется мудрости и воле Божьей в этой скромной просьбе: “Господи, воззри на страдание мое и поступай по Своему усмотрению”.
2. Давид рассказывает
(1) о злобности своих врагов, о бедствии, от которого он страдает из-за их ненависти, и о том, что ненависть – это жестокая страсть.
(2) Об ощущении божественной помощи и о надежде на то, что она будет оказываться и впредь, как необходимость для его случая: “Ты, Который возносишь меня, который может делать это, который совершал и будет совершать это, чье исключительное право – возносить Свой народ от врат смерти!” Как бы близко к смерти мы ни оказались, Бог может вознести нас. Если Он спас нас от духовной и вечной смерти, то мы можем ободриться в надежде, что во всех наших бедствиях Он будет своевременной помощью для нас.
(3) Об искренней цели прославить Бога, когда его победы будут одержаны (ст.15): “Господи, спаси меня, но не для того, чтобы я утешался и имел доброе имя, а чтобы Ты мог получить славу, чтобы я возвещал все хвалы Твои публично во вратах дщери Сионовой”. Именно там, как говорит Писание, обитает Бог (ст.12), и там Давид желает обратиться к Нему, радуясь в Божьем спасении – что является прообразом великого спасения, которое должен совершить Сын Давида.
III. Давид верой предвидит и предсказывает погибель всех нечестивцев и в этом мире, и в будущем.
1. В этом мире (ст.16,17) Бог произведет суд, когда чаша беззаконий грешников наполнится.
(1) Он покроет их стыдом и сделает их падение позорным, ибо они упадут в яму, которую сами копали (Пс.7:16); они попадут в сеть, которую сами расставляли, чтобы уловить народ Божий, и будут уловлены делами рук своих. Филистимляне во всех сражениях с Давидом были агрессорами (2 Цар.5:17,22). И другие народы были покорены теми же средствами, которые сами же изобретали. Всемогущее провидение Бога располагает события таким образом, что преследователи и угнетатели погибают от своих же планов, которыми они собирались уничтожить народ Божий. Пьяницы сами убивают себя; расточители сами губят себя; придирчивые сами наносят себе ущерб. Поэтому грехи человеческие будут прочтены при их наказании, и станет очевидным для всех, что истребление грешников не только заслуживает похвалы, но и вполне оправданно исходит от них самих, что в наивысшей степени исполнит их смущением.
(2) Бог произведет суд, чтобы получить всю славу: “Познан был Господь”, то есть Он дал возможность всем познать Себя благодаря совершенным судам. Стало известно, что есть Бог, который судит землю, что Он – праведный Бог, что Он ненавидит грех и накажет его. Во всех этих судах явлен гнев Божий, изливающийся с небес против неблагочестия и неправедности людей. В этом месте псалмопевец добавляет необычную ноту, требуя особого отношения – Higgaion, т.е. это место, над которым следует особо задуматься и поразмыслить. Наблюдая теперешние суды и веруя в суд грядущий, мы должны постоянно и серьезно размышлять над этими темами.
2. В другом мире обратятся нечестивые в ад, как пленники в темнице – все народы, забывающие Бога (ст.18). Обратите внимание, что
(1) причина порочности нечестивцев – их забывчивость о Боге.
(2) Есть народы, которые забыли о Боге, - огромные скопления людей, живущих без Бога в этом мире, великие нации, которые никогда не уважали Его и не стремились познать Его пути. (3) В конце участью таковых будет ад – место вечного несчастья и мучений, Sheol, ров погибели, в котором они вместе со всеми своими утешениями навечно погибнут. Хотя среди них будут целые народы, но и они обратятся в ад подобно овцам на бойне (Пс.48:15), ни облегчения, ни безопасности не принесет им ни их многочисленность, ни какая-либо их потеря ради Господа или же малейшее сомнение в Его благочестии.
IV. Давид ободряет народ Божий ожидать спасения от Господа, хотя оно может быть и надолго отложено (ст.19). И нищие, и другие могут подумать, что Бог забыл о них на какое-то время, и их надежда на помощь от Него навсегда угасла. Но верующий не торопится; видение придет в нужное время и в конце концов заговорит. На основании этого мы можем построить несомненную истину, что Божий народ, избранники Бога, не вечно будут забыты, и они не разочаруются в своей надежде на обетование Господа. Он не только вспомнит о них в конце, но и покажет, что никогда не забывал о них; невозможно, чтобы Он забыл о них, даже если женщина забудет грудное дитя свое.
V. Давид заканчивает эту часть псалма молитвой, чтобы Бог смирил гордых, разрушил власть и проклял замыслы всех нечестивых врагов Своей Церкви: “Восстань, Господи, возмутись, яви Свою силу, займи Свой престол, разберись со всеми этими гордыми и дерзкими врагами Твоего имени, Твоего дела и Твоего народа” (ст.20).
(1) “Господи, ограничь их, поставь границы для их злобы; да не преобладает человек; вспомни о Своей чести, и пусть ни один слабый и смертный человек не преобладает над царством и интересами всемогущего и бессмертного Бога. Разве может смертный человек быть проблемой для Бога, быть слишком сильным для своего Создателя?”
(2) “Господь, расплатись с ними, да судятся народы пред лицем Твоим, то есть призови их к отчету за все бесчестье, оказанное Тебе, и зло, причиненное Твоему народу”. Нераскаявшиеся грешники будут наказаны пред лицом Бога; и когда их время благодати истечет, то сосуды безграничной милости не смягчат их участи (Отк.14:10).
(3) “Господи, напугай их; наведи, Господи, страх на них (ст.21), пробуди в них ужас, заставь их бояться судов Твоих”. Бог знает, как заставить крепких и сильных людей трепетать и бежать, когда никто не преследует; и поэтому Он даст им знать и признать, что они всего лишь люди – слабые люди, неспособные устоять перед святым Богом, греховные люди, чья совесть постоянно тревожится из-за вины. Обратите внимание, что очень похвально, когда человек признает и считает себя лишь человеком, который зависит от Бога, подвержен переменам, смертен и подотчетен. Это воздает славу Богу, а вселенной - мир и благополучие.
Воспевая эту часть псалма, мы должны воздавать Богу славу за Его справедливость в защите дела Своего народа против его врагов. Мы также должны ободрять себя в ожидании времени искупленных, когда со злоумышленников будет взыскано за их противостояние Сиону и произойдет окончательное разрушение всех антихристианских сил и группировок. Именно этому событию многие приписывают этот псалом.
Стихи 22-32
В этих стихах Давид раскрывает:
I. Великую любовь к Богу и Его благоволению, ибо во времена бедствий он больше всего жалуется на то, что Господь удалился от него (ст.22): “Для чего, Господи, стоишь вдали, словно Тебе безразлично бесчестие, причиненное Твоему имени, и зло, причиненное твоему народу?” Обратите внимание, что во все времена народ Божий сильно скорбит, когда Господь удаляется от него, особенно во времена бедствий. Избавление еще далеко, и оно сокрыто от нас, и поэтому мы думаем, что Бог тоже далеко и жаждем внутреннего утешения. Но это наша собственная ошибка, ибо мы судим по внешним обстоятельствам; мы оказываемся далеко от Бога из-за собственного неверия, а потом жалуемся, что Бог удалился от нас.
II. Великое негодование против греха; грехи, которые сделали времена тяжкими (2Тим.3:1). Псалмопевец смотрит на преступления и скорбит; он поражен и перечисляет их своему Небесному Отцу, но делает это не тщеславно, хвалясь перед Богом, что он не таков, как прочие люди (Лук.18:11), тем более не для того, чтобы излить свои личные обиды, неприязнь или страсти, а как человек, который излагает то, что оскорбительно для Бога и всех благочестивых людей, искренне желает преобразования нравов и страстно обличает плохих людей, приносящих больше вреда, чем добра. И если мы говорим об их порочности, то лучше делать это в молитве, обращаясь к Богу, ибо только Он один может сделать их лучше. Этому долгому описанию порочности нечестивых подведен итог в первых словах ст.23: “По гордости своей нечестивый преследует бедного”, в которых основное ударение поставлено на словах “гордость” и “преследование”, где первое является причиной для последнего. Гордые люди хотят, чтобы каждый, кто их окружает, был того же мнения, исповедовал ту же религию, говорил то же, что они, подчинялся их власти и соглашался с их диктатурой; тех же, кто превосходит их или не покоряется им, они порочат и ненавидят закоснелой ненавистью. Тирания и в государстве, и в Церкви обязана своим происхождением гордости. Псалмопевец, начав с этого описания, вставляет небольшую молитву, молитву в скобках, что является преимуществом и не наносит ущерба смыслу: “…да уловятся они - как это часто бывает с гордыми людьми - ухищрениями, которые сами вымышляют” (ст.23). Пусть их советы будут тщетными, и пусть из-за них они падут стремительно. Давайте подробно рассмотрим значение этих двух слов.
1. Они горды, очень горды и тщеславны; поэтому Давид справедливо удивляется, почему Бог сразу же не восстает против них, зная, что Он ненавидит гордость и гордым противится.
(1) Грешник с гордостью хвалится своей силой и успехом. Нечестивый хвалится похотью души своей, хвалится тем, что может делать то, что ему угодно (словно Бог не может контролировать его), имеет то, чего желал, и достиг своей цели. Ефрем говорил: “Однако я разбогател; накопил себе имущества” (Ос.12:8). “Господи, для Твоей ли славы Ты позволяешь грешному человеку притворяться во всемогуществе и блаженстве Бога?”
(2) Грешник гордо отрицает суд Божий, который, по нашему мнению, совершается в соответствии с истиной, ибо нечестивец благословляет корыстолюбца, которого Господь гнушается. Обратите внимание, как Бог и человек отличаются в своих мнениях о личности: Всевышний испытывает отвращение к алчным мирским людям, которые делают деньги своим богом и идолом; Он смотрит на них, как на Своих врагов, и не имеет общения с ними. “Дружба с миром – вражда против Бога”. Но гордые преследователи благословляют их и одобряют свои высказывания (Пс.48:14). Они аплодируют тем, кого Бог провозгласил безумцами (Лук.12:20); они оправдывают и считают невинными тех, кого Господь осуждает и считает глубоко виновными перед Ним; они восхищаются и считают счастливыми тех, кто имеет свою часть уже в этой жизни и которых Бог поэтому объявил по-настоящему несчастными. “Ты получил уже доброе твое в жизни твоей”.
(3) Грешник с гордостью отбрасывает мысли о Боге, отказывается зависеть от Него и поклоняться Ему (ст.25): “В надмении своем нечестивый, чья гордость проявляется внешне (Прит.6:17), пренебрегает Господа и не размышляет о Нем; во всех помыслах его: «нет Бога!»”
[1] Сущность неблагочестия и нерелигиозности заключается в том, что человек пренебрегает Господом и во всех помыслах его: «нет Бога!» Он не задает о Нем вопросов (Иов.35:10; Иер.2:6), не стремится к Нему и к общению с Ним; в нем живет лишь тайное желание не зависеть от Господа и не быть у Него на виду. Нечестивцы не ищут Бога (т.е. не призывают Его); они живут без молитвы, а следовательно, без Бога. У них есть много мыслей, проектов, изобретений, но ни один из них не взирает на Господа, не подчиняется Его воле и не стремится воздать Ему славу.
[2] Причина этого неблагочестия и нерелигиозности – гордость. Люди не ищут Бога, потому что считают, что Он им не нужен и что им достаточно их собственных рук. Они полагают, что быть религиозными ниже их достоинства, что верующих мало, что они убоги и презираемы, а ограничения, налагаемые религией, будут для них унижением.
(4) Нечестивец с гордостью пренебрегает Божьими заповедями и судами (ст.26): “Во всякое время пути его гибельны”; он дерзок и решителен, следуя своими греховными путями. Такой человек всегда будет идти собственным путем, даже в том случае, когда утомляет себя и раздражает других. Он прилагает огромные усилия, следуя своими нечестивыми путями, но гордость делает его упрямым и настойчивым. Суды Божьи (то, что Он повелевает и за нарушение чего будет наказывать) далеки для него; он не осознает ни свой долг исполнять закон Божий, ни опасность испытать на себе гнев и проклятье Бога. Скажите ему о власти Господа над ним – и он ответит вам, что никогда не видел Бога, а поэтому не знает, существует ли Он; что Бог превыше небес и quae supra nos nihil ad nos, у нас нет ничего общего с тем, что происходит на небесах. Скажите ему о судах Божьих, которые будут совершаться над теми, кто упорствует в своих преступлениях, – и вы не сможете убедить его в их реальности. Суды Твои далеки для него, и он считает их просто пугалом.
(5) Такой человек гордо презирает всех своих врагов и смотрит на них с откровенным презрением. Он задирает нос перед теми, кого Бог приготовил, чтобы наказать и погубить его, словно может воспрепятствовать им одолеть его. Но как неразумно пренебрегать врагом, в той же степени нечестиво презирать какой-либо инструмент Божьего гнева.
(6) Он гордо сеет волнения и уверен в продолжительности своего процветания (ст.27): “(Он) говорит в сердце своем и угождает себе мыслью «не поколеблюсь, мои боги стоят уже много лет, не приключится мне зла»”, подобно Вавилону, который сказал: “Вечно буду госпожою” (Ис.47:7; Отк.18:7). Ближе всего к погибели тот, кто считает, что она дальше всего от него.
2. Они являются жестокими преследователями. Ибо, потакая своей гордости и алчности и противостоя Богу и религии, они преследуют всех, кто в их власти. Относительно этих преследователей обратите внимание,
(1) что гордецы очень злобны и жестоки: “Уста его полны проклятия…” (ст.28). Если есть люди, которым он не может причинить реальное зло, то он будет плевать в них своим ядом и дышать убийством, которого не может совершить. Таким образом верные поклонники Бога были преданы анафеме и прокляты с колоколом, книгой и свечой. Там, где сердце наполнено злобой, обычно присутствуют уста, полные проклятий.
(2) Они лживы и коварны. Замыслив зло, они прячут его под языком, чтобы о нем не знали, ибо уста его полны проклятия, коварства и лжи. Обманывать и губить они научились у дьявола; их ненависть спрятана (Прит.26:26). Их не волнует, какую ложь они говорят или какую клятву нарушают; им безразлично, какое искусство лицемерия они используют, чтобы достичь своих целей.
(3) Они очень искусны и хитры в воплощении своих планов. У них есть пути и средства, чтобы сообща более эффективно совершать задуманное. Подобно Исаву, человеку искусному в звероловстве, нечестивец сидит в засаде за двором, в потаенных местах, и глаза его подсматривают, чтобы совершить зло (ст.29). Но он сидит там не потому, что стыдится содеянного (если бы ему было стыдно, то была бы, по крайней мере, надежда, что он покается), не потому, что боится гнева Божьего, ибо считает, что Бог никогда не призовет его к ответу (ст.32), а потому что боится, как бы его замыслы не были раскрыты и нарушены. Возможно, это место относится к грабителям и разбойникам, которые лежат в засаде, ожидая честных путников, чтобы сделать своей добычей их и их имущество.
(4) Они очень жестоки и бесчеловечны. Их злоба направлена против невинного, который никогда не провоцировал их, против бедного, который не будет противостоять им и победа над которым не принесет им славы. Люди, против чьих злобных планов ни невинность, ни бедность не могут послужить безопасностью, абсолютно лишены честности и чести. Вместо того чтобы защищать невинных и заботиться о нищих, они употребляют свою власть для того, чтобы погубить тех, чьими защитниками должны быть. Какова же цель нечестивца? Он хватает бедного, увлекая в сети свои, то есть употребляет свою власть не только для того, чтобы ограбить бедного, а чтобы убить его. Нечестивцы стремятся к роскошной жизни, преследуют народ Божий, к которому испытывают смертельную ненависть, как и к Тому, Чей образ они носят. Поэтому они лежат в засаде и ожидают возможности убить их, как лев в логовище, который жаждет крови и с удовольствием питается добычей. Дьявол, чьим посланником они являются, сравнивается с рыкающим львом, который ищет, кого бы можно было сожрать.
(5) Они подлы и лицемерны (ст.31): нечестивец сгибается, прилегает, как хищное животное, которое хочет незаметно подобраться к жертве. Здесь подразумевается, что мерзкие духи преследователей и угнетателей готовы на любые действия, даже самые постыдные, чтобы осуществить свои нечестивые замыслы (свидетельство тому - позорные действия Саула, когда он охотился за Давидом). Подобным образом эти слова подразумевают, что гордецы покрывают свои злобные планы, притворяясь слабыми, смиренными и добрыми к тем, кому собираются причинить самое большое зло. Кажется, что они смиряют себя, чтобы получить информацию о бедных, и заботятся, чтобы помочь им, когда на самом деле это совершается, чтобы погубить их и сделать своей добычей.
(6) На самом деле они являются нечестивцами и атеистами (ст.32). Они не могут нарушить все законы справедливости и благочестия по отношению к человеку, пока вначале полностью не лишатся чувства религиозности и не восстанут против света ее самых священных и очевидных принципов. “(Он) говорит в сердце своем: “Забыл Бог””. Когда собственная совесть упрекает его последствиями подобного поведения и спрашивает, как он будет отвечать за него праведному Судье неба и земли, он отвечает: “Оставил Господь землю сию” (Иез.8:12;9:9). Это богохульная точка зрения, так как
[1] представляет всемогущество и провидение Божье в ложном свете: словно Он не может или не видит, что люди делают в этом нижнем мире.
[2] Она представляет в ложном свете святость и честность Его природы, словно Он видит, но не гневается, а смотрит сквозь пальцы на чудовищные и бесчеловечные злодеяния.
[3] Она представляет в ложном свете Его справедливость и объективность Его правления, словно Он и видит, и гневается на злодеяния нечестивцев, но в то же время не призывает их к ответу и не наказывает их то ли потому, что не может, то ли потому, что не осмеливается, то ли потому, что не желает делать этого. Пусть же тот, кто страдает от гордых преследователей, имеет надежду, что Бог в нужное время встанет на его защиту, ибо то, что оскорбляет его, оскорбляет и Бога Всевышнего.
Воспевая этот псалом и молясь этими словами, мы должны всем своим сердцем исполниться святым негодованием против злодеяний преследователей, нежным состраданием - страдающим от преследований и благочестивой ревностью - к славе и чести Бога с твердой уверенностью, что в нужное время Он загладит оскорбления, нанесенные притесняемым, и воздаст по заслугам притеснителям.
Стихи 33-39
В данном отрывке псалма Давид на основании вышеизложенного описания бесчеловечности и нечестивости притеснителей строит свое обращение к Богу, в котором отмечает:
I. О чем он молится.
(1) Чтобы Бог явил себя (ст.33): “Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою; яви Свое присутствие и провидение в делах этого нижнего мира. Восстань, Господи, к смущению тех, кто говорит, что Ты спрятал лицо Свое. Прояви силу Свою, сделай это ради Себя Самого; вознеси руку Твою, чтобы нанести смертельный удар этим угнетателям; пусть Твоя вечная мышца обнажится”.
(2) Чтобы Бог встал на защиту Своего народа: “Не забудь угнетенных, страдающих, чтобы нищие стали еще беднее, но чтобы они были нищие духом. Их угнетатели в своей самоуверенности говорят, что Ты забыл их, и Твой народ в отчаянии готов повторить эти же слова. Господи, покажи им, что все они ошибаются”.
(3) Чтобы Бог встал против их преследователей (ст.36).
[1] Чтобы Он воспрепятствовал им творить зло: “Сокруши мышцу нечестивому и злому, отними у него власть, чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа” (Иов.34:30). Мы читаем об угнетателях, чья власть была свергнута, но жизнь сохранена (Дан.7:12), чтобы у них было время для покаяния.
[2] Давид молится, чтобы нечестивцы получили по заслугам за совершенное ими зло, так чтобы искать и не найти его нечестия. То есть чтобы вышло на свет то, что, как они надеялись, останется нераскрытым; чтобы все получили по заслугам за те дела, которые, как они надеялись, останутся ненаказанным; так чтобы искать и не найти его нечестия, то есть чтобы ни одно из их злых дел не осталось ненаказанным, чтобы ни один из их злых замыслов не остался непораженным и ни один из его сторонников – непострадавшим”.
II. Давид молится, чтобы его вера получила ободрение.
1. Он излагает великие оскорбления, которые наносят Самому Богу эти гордые угнетатели: “Господи, мы умоляем Тебя явиться ради Тебя Самого; так поступают Твои враги, и поэтому ради Своей славы не позволяй им остаться ненаказанными”. “Зачем нечестивый пренебрегает Бога? А именно так он поступает, говоря: “Ты не взыщешь, Ты не призовешь нас к ответу за содеянное” (ст.34); тем самым они покрывают великим бесчестьем праведного Бога. Здесь псалмопевец с великим удивлением говорит
(1) о порочности нечестивцев: “Почему они говорят так злобно и глупо?” Великая проблема для благочестивых людей - осознавать, какое оскорбление наносит святому Богу грех грешников: неуважение к Его заповедям, Его обетованиям, Его угрозам, Его благоволению и Его судам; всем этим грешники пренебрегают и ни во что не ставят. “Зачем нечестивый пренебрегает Бога?” Потому что он не знает Его.
(2) О терпении и долготерпении Бога по отношению к ним: “Почему Бог допускает, чтобы Им так пренебрегали? Почему Он немедленно не реагирует, не отстаивает Себя и не мстит им?” Потому что час расплаты еще не настал, когда чаша их беззаконий переполнится.
2. Давид молится, чтобы Бог обратил внимание на злодеяния и беззакония этих угнетателей (ст.35): “Неужели преследователи ободряют себя беспочвенной фантазией, что Ты никогда не увидишь их? Пусть преследуемые ободряют себя хорошо обоснованной верой в то, что Ты не только увидел их, но и наблюдаешь за ними: все зло, которое они совершили своими руками, все зло, которое затаилось в сердцах угнетателей, – Ты знаешь все это и наблюдаешь за ними. Более того, Ты не только видел и наблюдал за ними, но и отомстишь и взыщешь с их душ за это зло Своей справедливой и мстящей рукой”.
3. Давид говорит о зависимости преследуемых от Него: “Тебе предает себя бедный; каждый из них поступает так, и я в том числе. Они полагаются на Тебя как на своего покровителя и защитника; они ссылаются на Тебя как на своего Судью, с чьим решением соглашаются и в чьем распоряжении желают быть. Они отдают себя Тебе (как некоторые читают это место), не предписывая, а вручая себя Твоей мудрости и воле. Тем самым они воздают Тебе почести в той же мере, что и угнетатели бесчестят тебя. Они – Твои добровольные подчиненные и отдают себя под Твою защиту, поэтому защити их”.
4. Он описывает взаимоотношения, в которых Богу угодно состоять с нами.
(1) Он – великий Бог. Господь — царь на веки, навсегда… (ст.37), а в обязанности царя входит совершение справедливого суда в пользу притесняемых и против злоумышленников, защита и похвала тем, кто правильно поступает. К кому еще могут обращаться обиженные подчиненные, как не к своему властелину? “Помоги, мой Господь, мой Царь! Защити меня от соперника моего. Пусть каждый, кто платит Тебе уважением и данью, как своему Царю, имеет выгоду от Твоего правления и обретет в Тебе прибежище. Ты – Царь на веки, с Тобой не сравнятся земные владыки, и поэтому Ты можешь через свои земные суды распределять награды и наказания в вечности, когда уже не будет времени; и для этого суда они отдают себя”.
(2) Он – добрый Бог. Он – помощник сироте (ст.35), у которого нет других помощников, но многие желают обидеть. Бог повелел царям: “Давайте суд бедному и сироте” (Пс.81:3), и тем более Он Сам будет поступать так же, ибо среди всех прочих почетных титулов является Отцом сирот (Пс.67:6) и помощником беспомощным.
5. Давид описывает, что чувствует Церковь и народ Божий благодаря тому, что Бог всегда готов встать на их защиту.
(1) Он рассеял и истребил их врагов (ст.37): “…исчезнут язычники с земли Его; остатки племен ханаанских, семь посвященных народов, которые на протяжении долгого времени были колючкой в глазе и жезлом для Израиля, наконец были окончательно истреблены. Это является ободрением для нас, и мы можем надеяться, что Бог подобным образом сокрушит руку, угнетающую Израиль, и накажет его врагов, которые, в некотором смысле, хуже язычников”.
(2) Бог услышал и ответил на их молитвы (ст.38): “Господи! Ты слышишь желания смиренных и никогда не говоришь сокрушенному просителю: “Напрасно ищете Меня”. Почему же мы не можем надеяться, что будут продолжаться и повторяться Его чудеса и благоволение, о котором Отец говорил нам?”
6. Давид описывает, какие ожидания они возлагают на Него соответственно своим ощущениям: “Господи! Ты слышишь желания смиренных, поэтому открой ухо Твое (как и в Пс.6:10). Ты остался тот же, Твоя сила, Твое обетование и отношение к Своему народу остались те же; Твой труд и труд благодати в них остались теми же. Так почему мы не можем надеяться, что Тот, который всегда был таким, и останется таким же Богом, слышащим молитвы?” Обратите внимание,
(1) каким образом Бог слышит молитвы. Вначале Он готовит сердца Своего народа, а потом дает им ответ на молитву; и только таким образом мы можем надеяться получить от Него милостивый ответ. Поэтому работа, совершаемая Богом в нас, является наилучшим залогом Его труда, совершаемого ради нас. Он готовит сердца для молитвы, зажигая в нас святые стремления, укрепляя нашу святую веру, настраивая мысли, возбуждая чувства, и только затем милостиво принимает молитву. Господь готовит сердце для самой милости, которой желают и о которой молятся, делает нас достойными, чтобы правильно принять и использовать ее, а затем дает ее нам. Подготовка сердца исходит от Бога, и поэтому мы должны искать Его (Прит.16:1) и воспринимать ее как основное благоволение.
(2) Что Он совершит в ответ на молитву (ст.39).
[1] Господь встанет на защиту преследуемых, даст суд сироте и угнетенному, вступится за них, прояснит их невиновность, вернет им утешение и возместит весь ущерб и потери, которые они понесли.
[2] Он положит конец ярости преследователей. До этого момента они могли действовать, но не впредь; на этом проявления их гордости остановятся; будут воспроизведены эффективные действия, чтобы не устрашал более человек на земле. Посмотрите, с какой легкостью сейчас псалмопевец относится к силе гордых преследователей, которых он ранее описывал в этом псалме; с какой легкостью он говорит о них сейчас, после того как поразмыслил о верховной власти Бога. Прежде всего, угнетатель – лишь человек на земле, дословно “от земли”, порождение земли, а следовательно, ничтожный, слабый, торопящийся опять в землю. Зачем же нам тогда бояться ярости угнетателя – человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава (Ис.51:12)? Защищающий нас -Господь небес, а преследующий нас – человек от земли. Далее, Бог держит его в узах и с легкостью удерживает остатки Своего гнева, так что угнетатель не может делать то, что хотел бы. Когда Бог произнесет лишь слово, сатана не сможет больше прельщать своими методами (Отк.20:3) и преследовать. Воспевая эти стихи, мы должны вверять Богу дела угнетенных верующих, которые всем сердцем заботятся о своей чести и стремлениях, веруя, что в нужное время Он ревностно вступится за них.
Этот материал еще не обсуждался.