Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 52
Бог говорит один раз, иногда дважды, и хорошо, если человек хотя бы во второй раз осознает сущность сказанного. В этом псалме Бог обращается вторично, так как он является почти дословным пересказом тринадцатого псалма. Цель этого псалма – обличить нас в грехах, заставить краснеть и трепетать при воспоминании о них. Именно к этому нас сложно подвести, и поэтому для этой цели необходимо правило на правило. Обличающее слово сравнивается с молотом, удары которого должны часто повторяться. В этом псалме Бог с помощью псалмопевца
(I) показывает, насколько мы плохи (ст.2);
(II) доказывает это благодаря собственному знанию (ст.3,4);
(III) Он наводит ужас на преследователей, худших из грешников (ст.5,6) и
(IV) ободряет преследуемый народ Божий (ст.7). Есть небольшие расхождения между этим псалмом и тринадцатым, между стихами 5,6 там и шестым стихом здесь, но они незначительные. Некоторые выражения относительно позора, в который нечестивцы облекают народ Божий, использованы там, но опущены здесь, а вместо этого здесь предсказывается позор, которому Бог подвергнет нечестивцев. Эти изменения (и некоторые другие) Господь сделал посредством божественного наставления, когда передавал эту истину вторично начальнику хора. Воспевая этот псалом, мы должны оплакивать порочность человеческой природы, бедственное вырождение мира, в котором мы живем, и в то же время радоваться надежде на великое спасение.
Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида.
Стихи 2-7
Смысл этого псалма мы раскрывали ранее, поэтому здесь лишь кратко отметим некоторые истины относительно греха, чтобы усилить нашу скорбь о нем и ненависть к нему.
(1) Факт греха. Был ли он доказан? Можно ли выдвинуть против него обвинение? Да, Бог является свидетелем, неожиданным его свидетелем. С престола Своей святости Он смотрит на сынов человеческих и видит, как мало хорошего в них осталось (ст.3). Вся греховность их сердец и жизни обнажена и открыта перед Ним.
(2) Вина за грех. Причинил ли он вред? Да, это беззаконие, преступление (ст.2,5); это неправедный поступок, в нем нет ничего хорошего (ст.2,4); это зло; это худшее из зол; это то, что делает мир таким, как он есть; это то, что уводит нас от Бога (ст.4).
(3) Источник греха. Как получилось, что люди стали такими плохими? Это произошло, потому что нет страха Божия пред глазами его, и сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога, который призвал бы нас к отчету и не перед кем нам трепетать”. Плохие поступки людей являются результатом плохих принципов. Если они исповедают устами, но не делами, что знают Бога, то это потому, что в мыслях они отрекаются от Него.
(4) Безрассудство греха. Бог, чьи суды безусловно являются правильными, считает человека, вынашивающего подобные порочные мысли, глупцом. Атеисты, в соответствии со своим мнением и поступками, являются величайшими глупцами в мире. Тот, кто не ищет Бога, не разумеет; такой человек похож на бесчувственное животное, не имеющее разумения. А человек отличается от диких животных, но не столько силой разума, сколько способностью постичь религию. Делающие беззаконие, кем бы они ни притворялись, не имеют разумения. О тех, кто не знает Бога, можно справедливо сказать, что они не знают ничего (ст.5).
(5) Мерзость греха. Грешники порочны (ст.2); их природа испорчена и развращена; и чем более благородной была их природа, тем более порочной она становится, развращаясь (что мы видим на примере ангелов). Corruptio optimi est pessima – Наилучшее, подвергшись тлению, становится наихудшим. Их беззаконие отвратительно; оно мерзко для святого Бога и их делает такими же (в то же время примем во внимание то, что Ему нравится все, что Он сотворил). Грех делает человека абсолютно отвратительным. Сознательные грешники являются оскорблением для Бога небес и святых ангелов. Какими бы благопристойными ни притворялись гордые грешники, несомненно, что злобность является величайшим осквернением в мире.
(6) Плоды греха. Посмотрите, какого уровня варварства в конце достигает человек. Когда сердце человека ожесточается из-за коварства греха, то посмотрите, какими жестокими люди становятся по отношению к своим братьям – этой кости от их кости - лишь на том основании, что те не участвуют с ними в том же распутстве. За это они съедают их, как едят хлеб, словно они стали не просто дикими тварями, а хищниками. Обратите внимание, что они в то же время презирают Бога. Они не призывают Его, а смеются над теми, кто поклоняется Ему.
(7) Страх и стыд, сопутствующие греху (ст.6): “Там убоятся они страха, то есть те, кто сделал Бога своим врагом”. Виновная совесть пугает и наполняет их ужасом, хотя в то же время нет явного повода опасаться. Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним. Отметьте источник этого страха: он возникает на том основании, что ранее Бог рассыпал кости ополчившихся против Своего народа. Он не только сокрушил их силу и рассеял их армию, а убил и вместо тел оставил лишь сухие кости, словно ссыпал их кости в челюсти преисподней (Пс.140:7). Таковой будет участь тех, кто лежит в засаде и окружил стан святых и город возлюбленный (Отк.20:8). Осознание этого обязательно вгонит в страх тех, кто съедает народ Божий. Это дает возможность деве, дочери Сиона, постыдить и разоблачить их, потому что Бог отверг их, смеяться над ними, потому что Восседающий на небе смеется над ними. Мы не должны смотреть со страхом на тех своих врагов, на которых Бог смотрит с презрением. Если Он презирает их, то и мы можем.
(8) Вера святых, их надежда и сила относительно исцеления от этого великого зла (ст.7). Придет Спаситель, великое спасение, спасение от греха. О, пусть этот день настанет скорее, ибо он принесет с собой славные и веселые времена. Во время Ветхого Завета были святые, которые взирали и надеялись, молились и ожидали искупления.
[1] В нужное время Бог спасет Свою Церковь от греховной злобности ее врагов. Это дарует радость Иакову и Израилю, которые долгое время были в печальном и грустном состоянии. Подобные освобождения часто имели место и служили прообразами вечного торжества прославленной Церкви.
[2] Он спасет всех верующих от их собственных беззаконий, чтобы грех не пленил их, и это будет вечным поводом для их радости. За этот труд Спаситель получил Свое имя – Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мат.1:21).
Этот материал еще не обсуждался.