Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 45
Этот псалом ободряет нас надеяться и уповать на Бога, Его силу, провидение и милостивое присутствие со своей Церковью в наихудшие времена. Он направляет нас воздать Ему славу за то, что Господь уже сделал для нас и сделает в будущем. Возможно, псалом был написан по случаю побед, одержанных Давидом над соседними народами (2 Цар.8), и в честь покоя, дарованного Богом от всех окружавших его врагов. В этом псалме нас учат
(I) утешаться в Боге, когда все вокруг выглядит мрачным и угрожающим (ст.2-6).
(II) Славя Бога, вспоминать великие дела, которые Он совершил для Своей Церкви, поразив ее врагов (ст.7-10).
(III) Убеждать себя в том, что Бог, прославивший Свое собственное имя, прославит его вновь, - и утешать себя этой мыслью (ст.11,12). Воспевая этот псалом, мы можем применить его к своим духовным врагам и быть более чем победителями над ними, или же к гражданским врагам царства Христа в этом мире, их угрозам и оскорблениям, прилагая усилия для сохранения святой уверенности и спокойствия разума в то время, когда они кажутся особенно непреодолимыми. О Лютере рассказывали, что когда он слышал какие-либо огорчительные новости, то обычно говорил: “Пошли, воспоем Псалом 45”.
Начальнику хора для сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь.
Стихи 2-6
Здесь на своем собственном примере псалмопевец учит нас:
I. Ликовать в Боге, радоваться родству с Ним и Его присутствию, особенно когда у нас есть свежие ощущения того, что Он вступается за нас (ст.2): “Бог нам прибежище и сила”. Мы увидели, что Он таков; Он решил быть таким и всегда будет таким. Нас преследуют? Бог – наше прибежище, куда мы можем бежать, быть в безопасности и считать себя таковыми на полном основании (Прит.18:10)? Нас окружили беды? Нам приходится работать и бороться с врагами? Бог – наша сила, которая поможет преодолеть эти трудности и сделает годными для служения и страданий. Своей благодатью Он даст нам сил, и на Нем мы можем твердо стоять. Мы в отчаянии? Он – наш помощник, готовый сделать для нас все необходимое, Он – скорый помощник (дословный перевод), который доказал эти Свои качества и на чьей помощи мы можем написать “Probatum est – проверено”, так как Христос назван “испытанным камнем” (Ис.28:16). Его можно назвать “помощником, находящимся под рукой”, которого не нужно искать, так как Он всегда рядом, или “достаточной помощью”, которая подходит для любого случая и острой необходимости. Но какой бы ни была ситуация, Он – скорый помощник в бедах. Человек не может желать лучшего помощника и никогда не сможет найти подобного ни в каком другом творении.
II. Ликовать над любыми опасностями: “Бог нам сила и скорый помощник. Он вседостаточный Бог, и посему не убоимся”. Тому, кто имеет святой благоговейный страх Божий, не нужно бояться сил ада или земли. Если Бог с нами, то кто против нас? Кто причинит нам зло? Наш долг и наша привилегия – быть бесстрашными. Это доказательство нашей чистой совести, честного сердца, живой веры в Бога, Его провидение и обетование. “…Не убоимся, хотя бы поколебалась земля: даже если вся наша плотская уверенность исчезнет, а то, что должно поддерживать, грозится поглотить нас, как земля поглотила Корея (для сыновей которого этот псалом был написан и, как считают некоторые, ими же был написан)”. Но если мы близки к Богу и Он на нашей стороне, то не должны бояться, и у нас нет повода для страха.
Si fractus illabatur orbis, Impavidum ferient ruinai – Hor. Так пусть Юпитера ужасная рука Раскатом грома разорвет небес кольцо, Чтобы внизу в скоплении миров Бесстрашным он явился.
Здесь обратите внимание,
(1) какую угрозу представляет собой опасность. Мы предполагаем, что земля поколеблется и опрокинется в море; даже горы, самые крепкие и устойчивые части земли, окажутся погребенными в бездонном океане. Мы предполагаем, что море будет яростным и ревущим. Оно будет издавать ужасный шум, а его пенящиеся лавины обрушатся на берег с такой силой, что потрясутся горы (ст.4). Хотя царства и государства будут в смятении, втянуты в войны, терзаемы бунтами, а их власти – постоянными восстаниями, хотя их силы объединятся против Церкви и народа Божьего, поставив себе целью добиться их гибели и приблизившись к своей цели, в то же время мы не должны бояться, зная, что все эти беды для Церкви благополучно закончатся (см.Пс.92:4). Если земля поколеблется, то повод бояться появится у тех, кто копил свои богатства на земле и чье сердце утверждено на ней, а не тот, кто складывал свои богатства на небесах и надеется быть самым счастливым в тот день, когда земля и все дела на ней сгорят. Пусть трепещет при виде вздымающейся воды тот, кто строил свое упование на таких плавающих основаниях, а не тот, кто был приведен к скале, для них недосягаемой, и обрел на ней твердое основание.
(2) Как хорошо организовано сопротивление этой опасности, то есть как хорошо охраняется Церковь и наше наследие. Это не обычный личный интерес, стремясь к которому мы прилагаем усилия. Нет, мы стремимся попасть в город Бога, в святое жилище Всевышнего. Наши сердца хотят попасть в ковчег Божий. И когда мы задумаемся о том, что Бог позаботился об утешении и безопасности Своей Церкви, тогда увидим повод успокоить свои сердца и вознести их выше страха перед плохими новостями. В этих стихах говорится
[1] о радости Церкви даже в самые трудные и печальные времена (ст.5): “Речные потоки веселят град Божий, даже когда рокочущие воды моря пугают его”. Это ссылка на воды Силоама, которые текут тихо у Иерусалима (Ис.8:6,7). Они, не имея значительной глубины и ширины, в то же время использовались для защиты Иерусалима во время Езекии (Ис.22:10,11). Но это место также нужно понимать духовно: завет благодати – это река, потоками которой являются обетования; или же Дух благодати является рекой (Иоан.7:38,39), наполненной потоками, которые веселят град Божий. Слово Божье и постановления являются реками и потоками, которыми Господь радует святых в облачные и темные дни. Бог для Своей Церкви вместо рек, вместо широких каналов (Ис.33:21). Потоки, веселящие град Божий, не быстрые, а плавные, похожие на Силоам. Отметьте, что духовные утешения, передаваемые святым нежными, едва слышными звуками, которые приходят неприметным образом, достаточны, чтобы служить противовесом для самых громких и шумных угроз этого злобного, гневного мира.
[2] Об организованности Церкви. Хотя земля и небеса поколеблются, в то же время Бог посреди нее; она не поколеблется (ст.6). Бог убедит Свою Церковь в Своем особом присутствии с ней и Своей заботе о ней; Его честь зиждется на ней; Он поставил в ней Свою скинию и взял обязательство защищать ее. Поэтому она не поколеблется. То есть
(а) не разрушится и не поколеблется, как земля (ст.3). Церковь переживет мир и будет пребывать в блаженстве, а тот – лежать в руинах. Она построена на скале, и врата ада не одолеют ее.
(б) Она не будет обеспокоена и испугана исходом событий. Если Бог за нас, если Бог с нами, то мы не должны пугаться самых неистовых выпадов против нас.
(в) Несмотря на опасность, Церковь будет избавлена: Бог поможет ей, а тогда кто сможет причинить ей зло? Он поможет ей в бедах, чтобы она не ослабела; более того, чем больше ее будут огорчать, тем быстрее она будет умножаться. Он поможет ей в ее бедах с раннего утра, когда начинается день, то есть очень скоро, ибо Он – скорый помощник (ст.2). Он поможет в нужное время, когда кажется, что выхода нет и помощь особенно необходима. Некоторые верующие могут применить это к себе: если Бог пребывает в наших сердцах и среди нас, если благодаря Своему слову Он живет в нас, то мы не поколеблемся и получим помощь. Поэтому давайте уповать и не бояться. Все хорошо и хорошо закончится.
Стихи 7-12
Эти стихи воздают славу Богу как Царю всех народов и Царю святых.
I. Как Царь народов, Он управляет миром Своей властью и провидением, а также направляет все дела сынов человеческих таким образом, чтобы они служили Его славе. Среди обитателей земли Он поступает согласно Своей воле, и никто не может сказать: “Что Ты делаешь?”
(1) Господь сдерживает ярость и разбивает силы тех народов, которые противостоят Ему и Его интересам в мире (ст.7): “Восшумели народы, когда Давид занял престол, и утвердилось царство сына Давидова” (ср. Пс.2:1,2).
(2) Двинулись царства от негодования и восстали яростно и буйно, чтобы противостать ему. Но Всевышний дал глас Свой, в огне негодования Своего сказал, и они подвиглись в другом смысле: они смутились, испугались, смешались, и все их мероприятия были разбиты. Растаяла земля под ними, и они не могли найти твердого основания. Их земные сердца дрогнули от страха и растаяли, как снег на солнце. Подобное таяние духа врага описано в Книге Судей 5:4,5 и Евангелии от Луки 21:25,26. (2) Когда Ему угодно достать Свой меч и дать ему поручение, Господь может сотворить великое опустошение среди народов и разорить землю (ст.9): “Придите и видите дела Господа”; за ними нужно наблюдать (Пс.65:5); они должны быть вожделенны для нас (Пс.110:2). Все действия провидения нужно рассматривать как дела Господа, и в них нужно обращать внимание на Его отличительные черты и цели. Особенно отметьте, какие произвел Он опустошения на земле среди врагов Своей Церкви, которые сами хотели опустошить землю Израиля. Они составляли замыслы, чтобы погубить Церковь, но это произошло с ними самими. Война – это трагедия, которая полностью разрушает сцену, на которой она происходит. Давид воевал на земле врагов, и каким страшным разрушениям она подверглась! Города были сожжены, земли – разорены, целые армии мужчин убиты, и их тела кучами громоздились. Придите, посмотрите на результаты опустошительных судов – и замрите в страхе перед Богом. “Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих!” (Пс.65:3). Пусть все противящиеся Ему с ужасом посмотрят на них и знают, что та же чаша трепета будет передана в их руки. Пусть все боящиеся и уповающие на Него с удовольствием смотрят на них и не боятся самых грозных сил, выступающих против Церкви. Пусть враги собирают силы – все равно Господь сотрет препирающихся с Ним.
(3) Когда Ему угодно вложить меч в ножны, Он прекращает войны с народами и венчает их миром (ст.10). И война, и мир зависят от Его слова и воли в той же мере, что бури и штиль на море (Пс.106:25,29). Он прекращает брани до края земли иногда из жалости к народам, чтобы у них было время передохнуть, если из-за длительной войны они выдохлись. Возможно, обе стороны устали от войны и хотят, чтобы она прекратилась; для мирного соглашения находятся уловки; воинственные правители снимаются, а на их место приходят миротворцы - и тогда в знак согласия разламывается лук, копье преломляется и превращается в садовый нож, меч разбивается и превращается в плужный лемех, а военные колесницы сжигаются, чтобы больше не было повода вернуться к ним. Или, скорее, это может означать, что Бог устроил перемирие, как и в прежние времена, из благоволения к Своему народу. Господь прекращает войны, которые были для них расплатой и задуманы для их уничтожения. Он разламывает вражеский лук, направленный против них. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно (Ис.54:17). Полная гибель Гога и Магога пророчески описана сжиганием их военного оружия (Иез.39:9,10), что подразумевает подобную совершенную безопасность и надежность длительного мира для Церкви и делает ненужным накапливание военного оружия для собственной защиты. Завершение длительной войны благоприятным исходом – это дело Господа, на что мы должны созерцать с благодарностью и удивлением.
II. Он является Царем святых, и мы должны признать, что велики и чудны дела Его (Отк.15:3). Он совершает и продолжит совершать великие дела:
1. Для Своей славы (ст.11): “Остановитесь и познайте, что Я — Бог”.
(1) Пусть Его враги остановятся и больше не боятся, а познают, к собственному ужасу, что Он – Бог, который безмерно выше их, и они не смогут преодолеть Его. Поэтому пусть больше не свирепствуют, ибо все это напрасно и Живущий на небесах посмеется над ними. Несмотря на их бессильную злобу против Его имени и чести, Он будет превознесен не только среди Своего народа, но и среди язычников. Он будет превознесен не только в Церкви, но и по всей земле. Люди будут утверждать себя, идти по собственному пути и поступать по воле своей. Но пусть знают, что Бог будет превознесен, Он будет идти Своим путем и творить Свою волю. Он прославит Свое имя. Чем бы они ни превозносились, Он - выше их и дал им понять это.
(2) Пусть Его народ остановится. Пусть он успокоится, станет степенным и не трепещет более, а знает, к своему утешению, что только Господь есть Бог. Он, Бог, будет превознесен выше язычников. Пусть Он один для поддержания Своей чести исполнит Свои планы и поддержит Свои интересы в этом мире. Хотя мы будем огорчены, но давайте не падать духом, ибо мы уверены, что Бог будет превознесен, и эта мысль должна удовлетворить нас. Он совершит дело ради Своего великого имени, что бы ни случилось с нашими незначительными именами. Когда мы молимся: “Отче! прославь имя Твое”, то должны проявить веру, чтобы получить ответ на ту же молитву, которой молился Сам Христос: “…и прославил и еще прославлю”. Аминь, Господь, да будет так.
2. Для безопасности и защиты Своего народа. Он ликует в ст.11: “буду превознесен”; они ликуют в стихе 8 и 12. Это припев песни: “Господь сил с нами; Он на нашей стороне, Он принял нашу сторону, присутствует с нами и царствует над нами. Заступник наш Бог Иакова, к которому мы можем бежать, которому мы можем довериться и быть в безопасности”. Пусть этому радуются все верующие.
(1) С ними Бог, которому принадлежит вся сила, - Господь сил с нами. Бог есть Господь сил, так как Он владеет всеми творениями, которые названы силами неба и земли и находятся в Его полном распоряжении. Он использует их, как Ему угодно, как инструменты Его справедливости или Его милости. Этот всемогущий Господь с нами, Он на нашей стороне, Он действует с нами и пообещал никогда не оставлять нас. Силы могут быть направлены против нас, но мы не должны бояться их, раз Господь сил с нами.
(2) Они по завету находятся под защитой Бога, который не только в состоянии помочь им, а Его честь и верность участвуют в помощи им. Он - Бог Иакова, не только Иакова как человека, а Иакова как народа; более того, Он – Бог всех молящихся людей, духовного семени борющегося Иакова. И Он является нашим защитником, в котором мы можем найти прибежище и удовлетвориться; который Своим провидением охраняет наше благополучие, когда снаружи – сражения, а Своей благодатью усмиряет и утверждает наши мысли, когда внутри – страхи. Господь сил, Бог Иакова, был, есть и будет с нами. Он был, есть и будет нашим Заступником. В оригинале эти слова присутствуют, и мы можем к этому добавить Selah. Запомните эти слова и утешайтесь ими. Скажите: “Если Бог за нас, то кто против нас?”
Этот материал еще не обсуждался.