Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 124
Этот небольшой псалом можно лаконично изложить словами пророка: “Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его” (Ис.3:10, 11). Мы часто встречаем понятия жизни и смерти, благословения и проклятия стоящими рядом как в Псалмах, так и в Законе и Пророках.
(I) Благо, несомненно, сопутствует народу Божьему, ибо:
(1) ему принадлежат обетования благого Бога о том, что народ сей не поколеблется (ст.1), будет в безопасности (ст.2) и не всегда ему бедствовать (ст.3);
(2) за народ молится благочестивый муж, молитвы которого будут услышаны (ст.4).
(II) Нечестивцев и в особенности отступников, несомненно, будет преследовать зло (ст.5). Некоторые из иудейских раввинов придерживаются мнения, что речь идет о времени пришествия Мессии. Однако мы, члены евангельской Церкви, вправе, воспевая данный псалом, утешаться данными обетованиями, особенно если стоим пред лицом угрозы.
Песнь восхождения.
Стихи 1-3
Божьему народу даны три очень важных обетования, которые, хотя и предназначены для сохранения благополучия Церкви в целом, могут быть применены к каждому верующему в отдельности, впрочем, как и другие, им подобные, обетования. В этих стихах описывается:
I. Характер Божьего народа - обладателя данных обетований. Многие причисляют себя к народу Божьему, не имея к нему никакого отношения. Кто же на самом деле вправе утешаться обетованиями?
1. Тот, кто праведен (ст.3), праведен пред Господом и всеми людьми, праведен Господу и для Него оправдан и освящен.
2. Кто уповает на Господа, вверяет себя Его попечению и посвящает себя Ему во славу. Всякий, имеющий дело с Богом, должен доверять Ему, и Господь будет утешать только того, кто верит Ему, кто не имеет больше уверенности ни в ком и ни в чем ином и готов ради Всевышнего на любой риск. Чем ближе наши упования к Господу, тем выше Он их может вознести.
II. Обетования сами по себе.
1. Дабы сердца людей Божьих утвердились верою: истинно выстоит та душа, которая стоит в Господе, как гора Сион. Горою Сион называется Церковь в целом (Евр. 12:22), и именно в этом смысле она будет подобна Горе Сиону, возведенная на камне, и ее интересы будут защищены так, что врата ада не одолеют ее. Устойчивость церкви подразумевает удовлетворенность всех, кто желает ей блага. Каждый человек, доверившийся Господу, утвердится сердцем (Пс. 111:7), вера его будет ему удостоверением (Ис.7:9). Он будет как гора Сион, устойчивость которой обусловлена тем, что ее поддерживает провидение, более того, это – святая гора, которую поддерживает обетование.
(1) Верующих не поколеблет князь, господствующий в воздухе, невзирая на всю его хитрость и силу. Они не поколеблются ни в своей непорочности, ни в уверенности в Господе.
(2) Верующие пребудут вовек в благодати, являющейся залогом их вечного пребывания в славе.
2. Посвящая себя Господу, народ Божий будет в безопасности; Всевышний защитит его от всех нападок врагов, подобно тому как Иерусалим имел естественные укрепления в горах, окрест его (ст.2). Горы защищали город не только от ветра и бурь, отражая их порывы, но также служили хорошей преградой для врага; так Господь усматривает защиту для Своего народа. Обратите внимание:
(а) на масштаб защиты: Господь окрест народа Своего со всех сторон. В ограде, созданной Господом вокруг народа, нет ни единой щели; враг, обходящий ее и замышляющий злодейство, не найдет входа (Иов. 1:10).
(б) На продолжительность защиты – отныне и вовек. Горы могут разрушиться: “…гора падая разрушается, и скала сходит с места своего” (Иов. 14:18), но завет Господа с Его народом не поколеблется (Ис. 54:10), и забота Всевышнего о Своем народе не прекратится. Слово говорит, что пребывание верующих будет вечным (ст.1), а слова “Господь окрест народа Своего отныне и вовек” подразумевают, что обетования о непоколебимости и безопасности Божьего народа полностью свершатся в вечности. На небе святые будут стоять, как столпы в храме Бога нашего, и уже не выйдут вон (Отк. 3:12), и сам Господь в Своей славе и благодати будет окрест народа Своего вовек.
3. Беды народа будут длиться не дольше, чем ему хватит силы, дабы вынести их (ст.3).
(1) Предполагается, что жезл нечестивых может подняться и пасть над жребием праведных. Жезл власти нечестивцев способен угнетать праведников, жезл гнева может досаждать и мучить. Жезл может подняться над самим человеком, над его имением, свободой, семьей, именем – над всем, что попадает под понятие жребий, но не способен добраться до души праведника.
(2) Обетование о том, что если жезл поднимется над жребием праведника, то не будет над ним висеть так долго, как замышляют враги или как того опасается Божий народ, но Господь сократит время работы над праведниками, сократит настолько, что даже при искушении даст и облегчение.
(3) Считается, что данное обетование дано по той причине, что если беды длятся слишком долго, то даже у праведных появляется искушение простереть руки свои к беззаконию и вместе с нечестивыми творить гнусные дела, подражая их словам и поступкам. Обетование дано, чтобы избежать опасности, кроющейся в слишком длительных гонениях за религию, которые, в конечном счете, изматывают верующих так, что те готовы сдаться; чтобы народ Божий не утомился от долгого ожидания обещанной милости и не разуверился в обетовании, помышляя оставить Бога, заподозрив, что Господь забыл о нем (см. Пс.72:13, 14). Заметьте, Господь принимает во внимание особенности Своего народа и Своим провидением будет соизмерять испытания с их силой, равно как и силы народа соизмерять с испытаниями властью Своей благодати. Притесняя других, мудрый делается глупым, в особенности если это длится долго; поэтому ради избранных дни испытаний сократятся, дабы, невзирая на то, что выпадет на жребий святых в этом мире, они не утратили своего жребия среди избранных.
Стихи 4-5
В этих стихах псалмопевец:
1. Молится о благоденствии искренних и верных: “Благотвори, Господи, добрым…” (ст.4). Нас учат молиться за всех добрых людей, совершать моления о всех святых; мы можем с верою молиться о них, будучи убежденными в том, что с творящими благо поступят хорошо. Тот, кто ведет себя подобающим образом, не лишится своей награды, если только он прав сердцем и действительно добр, а не только кажется таковым. Со справедливыми Господь поступит справедливо. Псалмопевец не говорит: “Господи, будь добр к идеальным, безгрешным и непорочным”, но: “благотвори искренним и честным”. Нашу молитву должны оживить Божьи обетования. Какое утешение желать блага тому, кого Господь призвал творить добро!
2. Говорит о том, что ждет лицемеров и отступников. Он не молится об их гибели (я… не желал бедственного дня, Ты это знаешь), а предсказывает ее. Что же касается тех, кто знал путь праведности, но от страха пред жезлом нечестивых просто свернул с него на кривые пути, то по отношению к таковым надлежит применить косвенные меры, дабы предотвратить беду и вызволить их с ложного пути, а того, кто вместо преобразования становится все хуже и хуже, противится и дерзит в своем нечестии, Господь отпустит, изгонит и оставит ходить с делающими беззаконие, то есть определит участь отступника, общую с худшими из грешников. Обратите внимание:
(1) греховные пути названы кривыми; грех – это извращение правильного.
(2) Человека, свернувшего с правильного на кривые пути, ждет та же участь, что и ходивших по ним всю свою жизнь, даже хуже – ибо если в аду и найдется место погорячее, то оно предназначено для лицемеров и отступников. Господь поведет их, как ведут преступников на казнь. Идите, проклятые, в огонь вечный; и пойдут сии в муку вечную; ни одно из их прошлых праведных дел не будет упомянуто. Последние слова “Мир на Израиля!” могут считаться молитвой: “Господи, сохрани Израиля в мире, когда Твои суды постигнут делающих беззаконие”. Мы воспринимаем данные слова и как обетование: “Мир на Израиля”, то есть, во-первых, когда гибель постигнет того, кто вероломно отступился от путей Божьих, верные, стойко державшиеся правильного пути, не пострадают и, хотя они могут там встретить беду, в конце пути обретут мир. Во-вторых, гибель ходящих кривыми путями будет способствовать миру и безопасности Церкви. После поражения Ирода слово Божие росло и распространялось (Деян. 12:23, 24). В-третьих, мир и благоденствие Израиля Божьего будет раздражать и сильно мучить того, кто погибает в своем нечестии (Лук. 13:28). “Рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде” (Ис. 65:14).
Этот материал еще не обсуждался.