Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
Псалом 147
Стихи 1-9
Иерусалим и Сион, святой город и святая гора, призваны здесь хвалить Господа (ст.1). Ибо где еще надлежит возносить хвалу Господу, если не с Его жертвенника? Где еще воздавать славу Всевышнему, если не в благолепии святыни Его? Да хвалят жители Иерусалима Господа в своих домах! Пусть священники и левиты, посещающие Сион, город своих ритуалов, по-особому хвалят Бога. У них больше, чем у других, причин совершать сие, на них, по сравнению с другими, возложены более серьезные обязательства в данном служении, ибо это – их дело, их профессия. “… Хвали, Сион, Бога твоего! Он – твой, и посему ты обязан Его хвалить. Он – твой, а это означает для тебя полноту блаженства, поэтому ты никогда не будешь иметь недостатка в поводах для хвалы”. Иерусалим и Сион должны хвалить Бога:
I. За успехи в поддержании на высоком уровне интересов граждан (ст.2, 3).
(1) За общую безопасность. У города были ворота, которые запирались, когда грозила опасность, но и это не спасло бы жителей, если бы Господь не укрепил вереи ворот и не соорудил надежные фортификации. Изобретая всевозможные средства защиты, мы должны помнить, что они не послужат своей цели, если только Господь не благословит их; и поэтому, используя их с особой тщательностью и прилежанием, нужно уповать на благословение Всевышнего и приписывать безмятежный мир на нашей земле не рву с водой, окружающему город, а огненной стене вокруг него (Зах. 2:5).
(2) За увеличение числа его жителей. Укрепление городских ворот имеет смысл постольку, поскольку Господь благословляет сынов твоих среди тебя самым первым и великим благословением: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Великое утешение для родителей – видеть, что их дети – семя, благословенное Господом (Ис. 61:9), а для уходящего поколения – наблюдать, что поколение грядущее многочисленно и подает надежды, и за эти благословения надобно благословить Господа.
(3) За общественное спокойствие – за то, что люди избавлены от ужасов и опустошения войны: утверждает в пределах твоих мир, положив конец войнам, которые были, и предотвращая угрозу новой войны. Утверждает в пределах твоих мир, то есть во всех частях страны, улаживая разногласия между соседями, дабы не было внутренней вражды и стычек, а также мир на ее границах, чтобы страна не подверглась вторжению извне. Если где и случаются беспорядки, то это – на кордонах; наиболее уязвимы приграничные города, поэтому если на границах мир, то мир везде – милость, за которую надлежит благодарить непрестанно.
(4) За достаток – обычное следствие мира: Господь туком пшеницы насыщает тебя. Пшеница – наиболее ценный из злаков, а тук – лучшее из лучшего, притом в изобилии. Чего еще желать? Ханаан был богат самой превосходной пшеницей (Втор. 32:14) и поставлял ее в другие страны, как явствует из Книги Иезекии-ля 27:17. Земля Израиля была богата не драгоценными камнями и пряностями, а туком пшеницы, хлебом, укрепляющим сердце человека. Этим она славилась в других странах, и за это хвалили Господа на Сионе.
II. За дивное влияние силы Господа на погоду, особенно зимой. Ведь Сион и Иерусалим хранит именно Тот Бог сил, которому подчиняются все силы природы и от которого они все происходят и зависят, который производит всякую смену времен года, изумившую бы нас, если бы мы не были к таковым столь привычны.
1. В общем случае, какие бы перемены ни происходили на земле (ибо именно нижний мир подвержен постоянным изменениям), все произведены волей, силой и провидением Всевышнего (ст.4): посылает слово Свое на землю как единственный, имеющий непререкаемую власть давать приказы, и многочисленные слуги готовы приводить их в исполнение. При сотворении мира, равно как и до сих пор для его поддержания и управления, Господь употребляет слово всемогущей силы. Бог говорит слово – и сбудется, ибо все – Его слуги. Слово сие производит действие не только несомненно, но и быстро. Быстро течет слово Его, ибо ничто не может противостоять ему и задержать его. Подобно молнии, моментально пронзающей небо, действует слово Божьего провидения и слово благодати, когда Господь посылает его с поручением (Лук. 17:24). Ангелы, несущие слово Всевышнего и исполняющие его, летают быстро (Дан. 9:21).
2. В частности, морозы, равно как и оттепель, – дивные изменения, в произведении которых нам надлежит признавать слово силы Всевышнего.
(1) Морозы – от Бога. Именно у Него хранилища снега и сокровищницы града (Иов. 38:22, 23), и Господь распоряжается этими сокровищами, как Ему угодно.
[1] Дает снег, как волну. Снег сравнивается с волной57 за свою белизну (Ис. 1:18) и мягкость; он молча падает и производит шума не больше, чем падение клочка шерсти, он покрывает землю и греет ее, подобно шерстяному руну, способствуя таким образом ее плодородию. Смотрите, как Господь действует благодаря противоположностям – извлекает из ядущего едомое и согревает землю холодным снегом.
[2] Сыплет иней, как пепел; иней – не что иное, как замерзшая роса, подобно тому как снег и град являются замерзшим дождем. Иней похож на рассыпавшийся по траве пепел, и зачастую он наносит вред растениям земли, поражая их, как будто горячим пеплом. (Пс. 77:47).
[3] Бросает град Свой кусками, что можно понимать либо как крупные градины – лед в атмосфере, либо как лед, покрывающий поверхность воды, который, будучи разломленным, напоминает кусочки мяса или корки хлеба, хотя в изначальном своем состоянии был бы как капли питья.
[4] Когда мы видим мороз, снег и лед, то ощущаем атмосферу всего этого: перед морозом Его кто устоит? Не устоят звери, они прячутся в логовищах (Иов. 37:8), в снежное время их легко одолеть (2Цар. 23:20). Не устоит человек, он вынужден согреваться при помощи огня или меха, или того и другого вместе, но и они не помогут в крайне сильный мороз. Не зная причины и ощущая лишь последствия, мы должны называть сие Его морозом; Господь его послал, а посему нам надлежит терпеливо переносить и быть благодарными за теплые дома, одежду и постели, помогающие пережить суровость этого времени года, мы должны воздать Господу славу за Его мудрость и владычество, за Его силу и верность, которые не прекращаются ни зимой, ни летом (Быт. 8:22). Кроме того, приходим к выводу, что если нам трудно устоять перед холодом Его морозов, то как же нам выстоять перед жаром Его гнева?
(2) Оттепели – от Бога. Когда Ему угодно (ст.7), пошлет слово Свое, и все растает; мороз, снег и лед – все быстро исчезает, для этого Господь подует ветром Своим, ветром южным, и тогда, как и прежде, потекут воды, скованные до этого льдом. Мы быстро ощущаем перемену, но не склонны видеть ее причины, поэтому нам надлежит приписать ее воле Первопричины. И в этом мы должны видеть не только силу Всевышнего – то, что Он так внезапно и незаметно произвел великую перемену вселенского масштаба в воздухе и на земле, но и Божью благость. Плохая погода длится не вечно, иначе как это было бы печально! Господь не вечно ведет тяжбу, но обновляет лице земли. Он вспомнил о Ное и освободил его (Быт. 8:1), так же Он помнит и о земле, и о Своем завете с ней (Песн.П. 2:11, 12). Слово Господа об оттепели, возможно, служит прообразом Благой Вести о Христе, а дующий ветер – прообраз Духа Христа, ибо Дух сравнивается с ветром (Иоан. 3:8), и слово, и Дух посланы для оттаивания замерзших душ. Обращающая благодать, подобно оттепели, смягчает ожесточенные сердца, смачивает их, и они тают в слезах покаяния. Благодать подогревает добрые чувства, и они, ранее скованные стужей, потекут. Перемена, приходящая с оттепелью, глобальна, хотя и происходит постепенно; она очевидна, хотя и непостижима: такая же перемена происходит с душой при обращении, когда Господь посылает Свое слово и Дух, чтобы душа растаяла и примирилась с Творцом.
III. За особое расположение к Израилю Господа, давшего народу Свое слово и постановления, что является благословением намного большим, чем мир и достаток (ст.3), поскольку душа намного драгоценнее тела. Иаков и Израиль имели у себя Божьи уставы и суды. Они пребывали под особым руководством Господа. Всевышний сам определил и ввел в действие законы управления государством, которое по своему устройству было теократическим. Народ располагал преимуществами Божьего откровения, для него были записаны великие истины Божьего закона. Служение священников во всех духовных аспектах также учредил Бог, Он же посылал в чрезвычайных случаях и пророков. Религия ни одного соседнего народа не имела такого прочного основания. Здесь речь идет
(1) о милости предупредительной. Народ не сам изобретал Божьи уставы и суды, но Господь возвестил слово Свое Иакову, а посредством слова сего – уставы Свои и суды Свои Израилю. Для любого народа великой милостью было бы иметь в своем распоряжении Божье слово, ибо вера от слышания и чтения слова, именно та вера, без которой угодить Господу невозможно.
(2) О милости отличительной, а посему – ко многому обязывающей: “Не сделал Он того никакому другому народу, ни одному другому народу, и судов Его они не знают и, вероятно, не узнают, пока не придет Мессия и не разрушит стену, разделяющую иудеев и язычников, дабы Евангелие проповедовалось всякой твари”. Другие народы жили в материальном изобилии, некоторые из них были очень богаты, у иных были великолепные правители и процветали изящные искусства, но ни один из них, в отличие от Израиля, не получил благословения в виде Божьих уставов и судов. Так пусть же Израиль хвалит Господа соблюдением данных уставов. Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
Этот материал еще не обсуждался.