Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 85
Этот псалом озаглавлен “молитва Давида”. Возможно, он не был написан по какому-то определенному поводу, но эту молитву он сам часто возносил и другим советовал использовать, особенно в дни страданий. Многие считают, что Давид сочинил эту молитву как прообраз Христа, который “во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы” (Евр.5:7). Давид в своей молитве (в соответствии с природой этого долга)
(I) воздает славу Богу (ст.8-10,12,13).
(II) Ищет у Бога благодати и благоволения; он просит, чтобы Бог услышал его молитвы (ст.1,6,7), сохранил и спас его и был милостив к нему (ст.2,3,16), чтобы Он даровал ему радость, благодать, силу и облек его почестями (ст.4,11,17). Он говорит о Божьей милости (ст.5,15) и о злобности своих врагов (ст.14). Воспевая этот псалом, мы должны возносить души к Богу, размышляя о его сути.
Молитва Давида.
Стихи 1-7
Этот псалом был издан под заглавием “молитва Давида”. Это не означает, что Давид пел все свои молитвы, но в некоторые из своих псалмов он вставлял молитвы, ибо псалом допускает любые благочестивые и благоговейные чувства. Необходимо отметить очень простой язык данного псалма и то, как мало в нем содержится поэтических полетов и иллюстраций по сравнению с некоторыми другими псалмами, так как блистающее остроумие не является должным украшением молитвы. И в этих стихах мы можем увидеть:
I. Прошения, которые он излагает Богу. Правда, что иногда молитва может проповедовать, но она больше соответствует своему назначению (как это продемонстрировано в данной молитве), когда каждый ее отрывок направлен Богу, ибо такова природа молитвы, как здесь и представлено (ст.4): “…к Тебе, Господи, возношу душу мою”, как он сказал в Псалме 24:1. Во всех частях молитвы душа должна возноситься на крыльях веры и святого стремления, возносясь к Богу, желая прикоснуться к Его благодати, и исполняясь великими надеждами получить от Него блага.
1. Он молится, чтобы Бог милостиво выслушал его молитвы (ст.1): “Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня”. Когда Бог слушает наши молитвы, то вполне уместно говорить, что Он приклоняет к ним Свое ухо, ибо то, что Он снисходит, что Ему угодно обращать внимание на таких низких тварей, каковыми мы являемся, и слушать наши ущербные молитвы, заслуживает восхищения. Эти же слова он вновь повторяет (ст.6): “Услышь, Господи, молитву мою, приклони Свое ухо к моему запинающемуся шепоту и внемли гласу моления моего”. Это не означает, что своими словами мы должны возбуждать Его чувства, но так мы должны выражать свое стремление обрести Его благоволение. Сын Давида говорил об этом с уверенностью и удовольствием (Иоан. 11:41,42): “Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня”.
2. Он молится, чтобы Бог взял его под Свою особую защиту и стал творцом его спасения (ст.2): “Сохрани душу мою… спаси, Боже мой, раба Твоего”. Душа Давида была рабом Бога, так как Богу угодно служение лишь тех, кто служит Ему своим духом. Давид заботился о своей душе; и если мы считаем, что здесь он имеет в виду свою природную жизнь, то этот стих учит нас, что для наилучшей сохранности мы должны вручить ее Богу и верой и молитвой сделать нашего Творца нашим защитником. Но здесь также может подразумеваться его духовная жизнь – жизнь души отдельно от тела: “Сохрани мою душу от зла и опасностей, сохрани ее от греха; сохрани мою душу и спаси меня”. Кого Бог спасет, того Он и сохранит; Он сохранит его для Своего небесного царства.
3. Он молится, чтобы Бог взглянул на него с жалостью и состраданием (ст.3): “Помилуй меня, Господи!” Бог проявляет милость, прощая нам грехи и помогая избавиться от бедствий; и оба прошения включены в эту молитву: “Помилуй меня, Господи! Люди не проявляют милость; мы сами не заслуживаем милости, но Ты, Господь, ради Своей милости, помилуй меня”.
4. Он просит, чтобы Бог наполнил его внутренним утешением (ст.4): “Возвесели душу раба Твоего”. Лишь Бог может исполнить сердце мое веселием и возвеселить душу, и лишь потом, а не раньше радость будет полной, и так как обязанность служителей Божьих служить Господу с веселием, так и их привилегия – быть исполненными радости и мира в вере, и они могут в вере молиться, чтобы Бог не только сохранил их души, но и развеселил их души, чтобы радость Господа была их силой. Обратите внимание: когда он молится “возвесели душу мою”, то добавляет: “…ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою”. Мы можем ожидать утешения от Бога лишь в том случае, если стараемся поддерживать наше общение с Богом, и тогда молитва является кормилицей духовной радости.
II. Что усиливает эти прошения.
1. Он говорит о своем отношении к Богу и своей части в Нем: “Ты Бог мой, которому я посвятил себя, от которого я завишу и которому служу (ст.2). Я подчиняюсь Тебе и поэтому ищу у Тебя защиты”.
2. Он рассказывает о своей беде: “…услышь меня, ибо я беден и нищ; поэтому мне нужна Твоя помощь, поэтому никто другой меня не услышит”. Бог – Царь бедного человека; Его слава - души убогих спасать; тот, кто нищ духом, кто видит собственную пустоту и недостаточность, более других принимается божественной благодатью.
3. Он говорит о благоволении Бога ко всем, кто ищет Его (ст.4, 5): “…к Тебе, Господи, возношу душу мою, к Тебе стремлюсь и на Тебя надеюсь, ибо Ты, Господи, благ”. Да и куда может идти нищий, как не к доброму привратнику? Доброта природы Бога является великим ободрением для всех, кто обращается к Нему. Его благость проявляется в прощении и даянии.
(1) Он Бог, прощающий грех. Он не только может простить, но и готов простить; он более готов простить, чем мы – покаяться. “…Я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего” (Пс.31:5).
(2) Он Бог, слышащий молитвы; Он щедр в милости, Он наполнен ею и дает бесплатно; Он богат и щедр ко всем, призывающим Его. Он имеет все необходимое, чтобы восполнить все их нужды, и Его руки раскрыты, чтобы давать необходимое.
4. Он рассказывает о доброй работе, совершенной в нем Богом, тем самым сделав его достойным для знаков Своего благоволения. Божественная благодать совершила в нем определенную работу, которую он рассматривает как залог всех благ:
(1) подобие Богу (ст.2): “…я благоговею пред Тобою (“я свят”, - англ.пер., KJV), поэтому сохрани душу мою”; Он сохранит тех, кого Дух освящает. Он говорит это не с гордостью или пустой хвалой, а со смиренной благодарностью Богу: “Я тот, к кому Ты благоволишь (написано на полях), кого Ты отделил для Себя”. Если Бог благодатью начал совершать в нас добрую работу, то мы должны признать, что это было время твое, время любви. Я буду в глазах его, как обретший благоволение, а к кому Бог проявляет Свое благоволение, того и берет под защиту. Все святые его в руке Твоей (33:3). Отметьте: “я беден и нищ” (ст.1), в то же время “я благоговею пред Тобою” (ст.2), я свят, но нищ, я беден в миру, но богат верою. Тот, кто в бедности сохранил свою чистоту, может быть уверен, что Бог сохранит его утешения и его душу.
(2) Упование на Бога: “…спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя”. Тот, кто свят, не должен уповать на себя или на свою святость, а лишь на Бога и Его благодать. Тот, кто уповает на Бога, может ожидать от Него спасения.
(3) Расположение души к общению с Богом. Он надеется, что Бог ответит на его молитвы, так как Он склонил его к молитве.
[1] Он стал постоянным в молитве: “…к Тебе взываю каждый день” (ст.3). Наша обязанность – всегда молиться, молиться непрестанно и быть настойчивым в молитве; и мы можем надеяться, что наши молитвы, которые мы возносили в беде, будут услышаны, если будем добросовестно исполнять свой долг в другие времена, во всякие времена. Хорошо, если с приходом бедствия колеса молитвы уже находятся в движении, а не в тот момент лишь начинают двигаться.
[2] В молитве он направляет свою душу к Богу - возносит к Нему душу свою (ст.4). Мы можем надеяться, что Бог дарует нам Свои милости, если в своих молитвах возносим к Нему свои души, чтобы встретиться с Ним. [3] Молитва Богу является в определенном смысле залогом, когда он находился в страдании (ст.7): “В день скорби моей, чтобы ни делали другие, я взываю к Тебе и вручаю Тебе свое дело, ибо Ты услышишь и ответишь мне и я не буду искать напрасно как те, которые взывали: “Ваале! Услышь нас, но не было ни голоса, ни ответа” (3 Цар.18:29).
Стихи 8-17
В этих стихах Давид продолжает свою молитву.
I. Он воздает славу Богу, так как в своих молитвах со смиренным и благоговейным восхищением мы должны славить Его, признавать Его Царство, силу и славу.
1. Как Личность, обладающую непревзойденными совершенствами, подобной которой не существует и с которой никто не может сравниться (ст.8). “Между богами, ложными богами, которым поклоняются язычники, среди ангелов и земных царей нет, как Ты, Господи! Нет такого же мудрого, могущественного и милостивого; и нет дел, как Твои, которые являются неоспоримым доказательством того, что нет подобного Тебе”. Его дела славят Его, а наилучший способ прославить Его – признать, что нет подобного Ему.
2. Как источник всего сущего и центр всякого прославления (ст.9): “Все народы, Тобою сотворенные, в которых течет одна кровь, которые произошли от Тебя и постоянно зависят от Тебя, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое”. Это частично исполнилось во дни Давида и Соломона, когда огромное количество прозелитов последовало за религией евреев, но полностью исполнится во дни Мессии, когда представители всех народов и царств придут, чтобы прославить Бога (Отк.7:9). Через Христа Бог сотворил все народы, ибо без Него ничто не стало быть, что стало быть, и поэтому через Христа, благодаря силе Его Евангелия и благодати, все народы придут пред лице Его на поклонение (Ис.66:23).
3. Как безгранично великую Личность (ст.10): “Все народы поклонятся пред Тобою, ибо Ты Царь народов, ибо Ты велик, Твое владычество абсолютно и неопровержимо, Твоя власть универсальна и непреодолима, Твои богатства огромны и неистощимы, Твое владычество безгранично и неоспоримо, и для доказательства всего этого Ты творишь чудеса, которыми восхищаются все народы. Благодаря им они с легкостью могут сделать вывод, что Ты, Боже, един Ты, что не только нет подобного Тебе, но и нет никого, кроме Тебя”. Давайте всегда развивать подобные мысли о великом Боге и исполняться святым восхищением Богом, совершившим эти чудеса. И пусть наши сердца принадлежат тому Единственному, кто един есть.
4. Как Личность, безгранично милостивую. Человек очень плох, нечестив и подл (ст.14); от него не стоит ожидать милости, но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный (ст.15). Это та отличительная черта, через которую Он возвестил Свое имя и через которую мы должны провозглашать его (Исх.34:6,7). Его милость превыше всех Его дел, и поэтому она должна больше всего звучать в нашей хвале, и, глядя на нечестивый мир, в котором мы живем, мы можем утешиться, что каким бы он ни был, а Бог – благ. Люди жестоки, а Бог – милостив; люди лживы, а Бог верен. Он не только сострадает, но наполнен состраданием, Его милость превозносится над судом. Он долготерпелив по отношению к нам, хотя мы провоцируем Его на гнев и лишаемся Его благоволения. Но Он многомилостивый и истинный; Он так же верен в исполнении обещаний, как и свободен при даче их.
5. Как доброго друга и щедрого Даятеля. Мы должны славить Бога за Его доброту саму по себе, но с особым чувством, когда видим, как Он добр к нам. Об этом псалмопевец говорит с особым удовольствием (ст.12,13). Он сказал (ст.9): “Все народы… поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое”. Благочестивому человеку приятно думать о том, что другие придут прославить Бога, но для него удовольствие самому совершать этот долг. “Что бы ни делали другие, - говорит Давид, - буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, но не только как Господа, а как моего Бога; и я буду делать это всем сердцем моим. Я буду готов славить Тебя и буду искренним. Я буду совершать это весело и энергично, с искренним уважением к Твоей чести, ибо я буду восхвалять Тебя не определенное количество раз, а вечно. Я буду славить Тебя, пока жив, и надеюсь делать это до самой вечности”. У псалмопевца есть добрый повод прийти к такому решению – Бог проявил к нему особое благоволение: “Ибо велика милость Твоя ко мне”. Источник милости полон, он никогда не иссякнет; потоки милости безмерно богаты. Когда мы говорим о милости Бога к нам, то тем самым возвеличиваем ее: “Ибо велика милость Твоя ко мне”. Псалмопевец приводит следующие примеры Божьей милости: “Ты избавил душу мою от ада преисподнего, от великой смерти (как говорит святой Павел, 2 Кор.1:10), от вечной смерти”, - как понимают это место даже некоторые иудейские толкователи. Давид знал, что заслуживает вечного изгнания в преисподний ад за свой грех в отношении Урии, но Нафан убедил его в том, что Господь простил его грех, и этим словом псалмопевец был избавлен от ада преисподнего. Поэтому велика была милость Божья к нему. Даже наилучшие святые признают, что их спасают из ада преисподнего не собственные заслуги, а милость Божья. Размышления об этом должны наполнять их сердца хвалой милости Божьей, которую они обязаны прославлять вечно. Спасение от вечных страданий так прославлено и милостиво, что оно справедливо требует ответной вечной хвалы.
II. Он страстно молится о милости и благодати от Бога. Он жалуется на постоянную непримиримую враждебность своих врагов (ст.14): “Господи, вступись за меня, ибо многие выступили против меня”. Затем он обращает внимание на их характер - это были гордые люди, с презрением смотревшие на Давида. (Многие стали преследователями из-за своей гордости). Это были мятежники, которые силой преодолевали все препятствия, не задавая вопроса, правильно это или нет. “Это было ужасное скопище людей” (как читают в некоторых переводах), которые делали все возможное, чтобы напугать окружающих. Он обращает внимание на их количество – это было скопище; это были люди, облаченные властью, которые собирались при дворах или встречались в клубах, чтобы поговорить. Эти собрания помогали им быть более изобретательными во зле. Он обращает внимание на их враждебность к нему: “Они восстали на меня открыто; они не только строят заговоры, но и осуществляют их, насколько это в их силах. Они стремятся не только свергнуть меня, но и погубить; они ищут моей жизни, чтобы убить меня; они ищут моей души, чтобы проклясть меня, если это в их силах”. И наконец, он обращает внимание на их отчуждение и удаление от Бога, что было корнем их враждебности к Давиду: “…не представляют они Тебя пред собою; и что хорошего можно ожидать от тех людей, которые не боятся Бога и не имеют Его перед своими глазами? Господи, явись им, ибо они такие же Твои враги, как и мои”. Он просит:
1. Чтобы в нем проявилась Божья благодать (ст.11). Он молится, чтобы Бог дал ему
(1) понимающее сердце, которое информировало бы и наставляло его в отношении долга: “Наставь меня, Господи, на путь Твой, по которому я должен идти. Когда я сомневаюсь в нем, то покажи четко, что я должен делать. Сделай так, чтобы я услышал голос, говорящий: “Вот путь” (Ис.30:21). Давид был хорошо наставлен в Божественных истинах, но в то же время чувствовал, что нуждается в дальнейших наставлениях, и часто не доверял собственному мнению: “Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей”. Кто-то, возможно, подумал бы, что должно быть написано: “Научи меня Твоей истине, и я буду ходить Твоими путями”, но все сходится к одному: Бог учит истинному пути, и мы должны его выбрать (Пс. 118:30). Христос есть путь и истина, и мы должны изучать Христа и ходить в Нем. Мы не можем идти по Божьему пути и истине, пока Он не научит нас; и если мы хотим, чтобы Он научил нас, то должны принять решение руководствоваться этим учением (Ис.2:3).
(2) Правое сердце: “…утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Сделай меня искренним в религии. Лицемер имеет двойственное сердце; пусть мое сердце будет единым и полностью принадлежит Богу; пусть оно не разделяется между Ним и этим миром и не отходит от Него”. Наши сердца склонны к блужданиям и расслабленности; их сила и способности часто направлены на тысячи разных вещей, поэтому мы нуждаемся в Божьей благодати, чтобы утвердить их и служить Богу всем, что у нас есть, а без этого мы мало участвуем в служении Ему. “Пусть мое сердце сконцентрируется на Боге, пусть оно будет твердым и верным, пусть оно будет страстным в служении Ему. Таково утвержденное сердце”.
2. О знаках Божьего благоволения к нему (ст.16,17). В этих стихах он молится
(1) о том, чтобы Бог дал ему мир и утешение: “Призри на меня, как Тот, кто любит и с нежностью заботится о любимом. Мои враги восстали на меня, а мои друзья отвернулись от меня. Но Ты, Господи, призри на меня и помилуй меня; я утешусь, зная, что Ты жалеешь меня”.
(2) Чтобы Бог спас его и сохранил: “…даруй крепость Твою, вложи в меня силу, чтобы я мог защитить себя, и вступись силой Своей за меня, чтобы я избавился от рук ищущих моей погибели”. Он говорит о своем отношении к Нему: “Я раб Твой; я являюсь таковым по своему рождению, как сын рабы Твоей, рожденный в Твоем доме, и поэтому Ты по праву являешься моим владельцем и хозяином, от которого я могу ожидать защиты. Я Твой, спаси меня”. Дети благочестивых родителей, которые в нужное время были посвящены Господу, могут так говорить; если они воспитывались под влиянием своей семьи, то имеют право на подобные привилегии.
(3) Чтобы Бог создал ему хорошую репутацию: “Покажи на мне знамение во благо, чтобы не только я, но и другие заметили, что Ты благоволишь ко мне и в дальнейшем собираешься облагодетельствовать меня. Покажи мне неоспоримые яркие примеры Твоего благоволения ко мне; да видят ненавидящие меня и устыдятся своей враждебности ко мне после того, как осознают, что Ты, Господи, помог мне и утешил меня. Они увидят, что сражались против Бога, противостоя одному из тех, кто принадлежит Ему, увидят, что сражались напрасно, пытаясь погубить и поразить того, кому сам Бог обещал помочь и утешить”. Радость святых будет позором их преследователей.
Этот материал еще не обсуждался.