Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 84
Толкователи чаще всего считают, что этот псалом был написан после возвращения евреев из вавилонского плена, когда они на себе все еще испытывали признаки Божьего недовольства. Они молятся, чтобы Бог удалил эти признаки недовольства. Ничто не противоречит этому мнению, и он мог быть сочинен в то же время, что и Псалом 136. Оба они преследуют государственные интересы, которые были близки сердцу псалмопевца, и написаны для большого собрания. В то время Церковь была в смятении, над ней сгущались облака, под ней – волны, и все вокруг было мрачным и гнетущим. Церковь напоминала Ноя в ковчеге, находящегося между жизнью и смертью, между надеждой и страхом. Поэтому
(I) молитва посылается как голубь. В ней звучат просьбы освободить от греха и гнева Божьего (ст.5) и даровать милость и благодать (ст.8). Эти просьбы вытекают из примеров прошлого благоволения (ст.2-4) и нынешних бедствий (ст.6,7).
(II) Голубь возвращается с оливковой ветвью мира и добрыми новостями. Псалмопевец ожидает его возвращения (ст.9) и подробно перечисляет благоволения, проявленные к Божьему Израилю, которые он духом пророчества передает другим и духом веры принимает для себя (ст.10-14). Воспевая этот псалом, мы можем помогать своим молитвам Богу о Церкви в общем и о нашей стране в частности. Первая часть псалма может быть использована для направления наших желаний, а вторая – для ободрения веры и надежды в молитве.
Начальнику хора. Псалом для сынов Кореевых.
Стихи 2-8
Под руководством Бога Церковь, находясь в страданиях и отчаянии, взывает к Богу. Он так готов услышать и ответить на молитву Своего народа, что через Свой Дух, пребывающий в Слове и в сердце, выражает в словах их прошение и вкладывает эти слова в их уста. В этих стихах народ Божий, находящийся в унижении и ослабленном состоянии, получает наставление, как нужно обращаться к самому Богу.
I. Они с благодарностью должны признавать те великие дела, которые Бог совершил для них (ст.2-4): “Ты сделал то и то для нас и наших отцов”. Обратите внимание, что нынешние страдания не должны хоронить в памяти прежние милости; и даже очень низко пав, мы должны воскрешать в памяти милости Божьи в прошлом и вспоминать о них с благодарностью, воздавая Ему славу. Народ Божий с удовольствием говорит о том,
(1) что Бог проявил Свою благосклонность к их земле и улыбнулся ей, как Своей собственной: “Ты умилосердился к земле Твоей, признал ее Твоей и выделил Своим благоволением”. Обратите внимание, что Божье благоволение является источником всех благ и блаженства как для народа, так и для отдельных личностей. Именно благодаря благоволению Бога Израиль завоевал и владел Ханааном (Пс.43:4), и если бы Он не продолжал благоволить к ним, они много раз уже погибли бы.
(2) Что Он спас их от рук врагов и даровал прежнюю свободу: “Ты возвратил плен Иакова и вновь поселил их на собственной земле, откуда они были изгнаны и стали чужестранцами в земле чужой, пленниками в земле своих угнетателей”. Плен Иакова был выведен в нужное время, хотя мог длиться долго.
(3) Что Бог не вел себя так, как заслуживали их провокации (ст.3): “Ты простил беззаконие народа Твоего и не наказал со всей справедливостью, хотя мог это сделать. Ты покрыл все грехи его”. Когда Бог прощает грех, то покрывает его, а если Он покрывает грех Своего народа, то покрывает полностью. Поэтому вывод израильтян из плена был примером Божьего благоволения, так как он сопровождался прощением их беззакония.
(4) Что Он перестал гневаться на них, хотя у них был повод опасаться этого (ст.4): “Покрыв все грехи его, Ты отъял всю ярость Твою”, ибо когда грех покрыт, то гнев Божий прекращается; Бог умиротворен, если мы очищены. Обратите внимание, что такое прощение греха: “Ты простил беззаконие народа Твоего, то есть Ты отвратил лютость гнева Твоего и его пламя не поглотило нас. Из сострадания к нам Ты не возбуждал весь Свой гнев, и когда Заступник встал пред Тобой в проломе, то Ты отвратил Свой гнев”.
II. Они научены молиться Богу о благодати и милости, что касается их нынешнего бедствия. Это вытекает из предшествующих событий: “Ты творил добро для наших отцов; так облагодетельствуй и нас, ибо мы дети того же завета”.
1. Они молятся об обращающей благодати: “Восстанови нас, Боже спасения нашего, чтобы мы вышли из нашего плена; отврати нас от беззакония; обрати нас к себе и нашему долгу; обрати нас, и мы возвратимся”. Все, кого Бог спасет, рано или поздно будут обращены. Без обращения нет спасения.
2. Они молятся, чтобы Бог удалил знаки Своего недовольства: “…прекрати негодование Твое на нас, как Ты часто делал во дни наших отцов, когда Ты действительно отвращал от них Свой гнев”. Обратите внимание на последовательность: “Вначале обрати нас к Себе, затем отврати Свой гнев от нас”. Когда мы примирились с Богом, то тогда и лишь тогда можем ожидать утешения от примирения с Ним.
3. Они молятся, чтобы Бог явил им Свою милость (ст.8): “Яви нам, Господи, милость Твою, покажи, что Ты милостив к нам; не только даруй милость, но и предоставь приятные доказательства этой милости; дай знать, что Ты милуешь нас и хранишь их для нас”. 4. Они молятся, чтобы Бог даровал им благодать и явил Свою славу, вступаясь за них: “…спасение Твое даруй нам согласно Твоему обетованию, и соверши его своим провидением”. Отметьте: сосуды Божьей милости являются наследниками Его обетования. Он являет милость тем, кому дает спасение, ибо спасение – это милость.
III. Они научены смиренно обсуждать с Богом свои нынешние трудности (ст. 6,7). Здесь обратите внимание,
(1) чего они опасаются и против чего протестуют: “Неужели вечно будешь гневаться на нас? Если да, то мы погибнем, но мы надеемся, что Ты отвратишь Свой гнев. Неужели Ты прострешь гнев Твой от рода в род? Нет, Ты милостив, медлителен на гнев и стремителен в милости; Ты не будешь вечно бороться против нас. Ты не вечно гневался на наших отцов и очень скоро отвратил от них ярость гнева Своего. Так неужели вечно будешь гневаться на нас? Неужели сейчас Твоя милость и сострадание не так многочисленны и могущественны, как раньше? Бог вечно будет гневаться на нераскаянных грешников, ибо что такое ад, как не гнев Божий, изливающийся на бесконечные поколения? Так неужели ад на земле станет участью Твоего народа?”
(2) Чего они желают и на что надеются: “Неужели снова не оживишь нас (ст.7), не восстановишь дарованные нам утешения и совершенные для нас спасения? Ранее Ты благоволил к Своей земле, и это оживляло ее, так неужели Ты больше не будешь благоволить и вновь не оживишь ее?” Бог дал возможность детям пленения ожить немного в рабстве их (Ездр. 9:8). Выход израильского народа из Вавилона напоминал жизнь после смерти (Иез. 37:11,12). И теперь они говорят: “Неужели снова не оживишь нас и снова не прострешь руку Свою, чтобы собрать нас (Ис.11:11; Пс.125:1,4)?” “Господи! соверши дело Твое среди лет (Авв.3:2), оживи нас вновь,
(1) чтобы Твой народ возрадовался и получил от этого утешение (Пс.13:7). Дай нам жизнь, чтобы мы возрадовались”.
(2) “Чтобы они возрадовались в Тебе и чтобы Ты от этого получил славу”. Чтобы Бог был источником всех наших милостей, Он должен быть центром всех наших радостей.
Стихи 9-14
В этих стихах содержится ответ на молитвы и увещевания, изложенные в предыдущих стихах.
I. В общем, это благоприятный ответ. Псалмопевец вскоре узнал об этом (ст.9), ибо на стражу свою стал он и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Бог ему, как пророку (Авв.2:1,2). Послушаю, что скажет Господь Бог. Это означает,
(1) что он успокоил свои страсти – свою скорбь и страх – и смятение духа, к которому они приводили: “Успокойся, душа моя, в смиренном молчании, чтобы я мог приступить к Богу и ожидать Его указаний. Я уже достаточно или слишком много сказал, а теперь послушаю, что Бог скажет, и соглашусь с Его святой волей. Что господин мой скажет рабу своему?” Чтобы Бог услышал то, что мы говорим Ему в молитве, мы должны быть готовы услышать, что Он говорит нам через Свое слово.
(2) Что его ожидания от Бога возрастали. Теперь, находясь в молитве, он ожидает чего-то великого и очень милостивого от Бога, слышащего молитвы. Когда мы молимся, то должны следить за событиями и ожидать ответа. Обратите внимание,
[1] что псалмопевец надеется получить от Бога в ответ на свою молитву: “Он скажет мир народу Своему и избранным Своим”. В мире существует народ, который принадлежит Богу, отделенный для Него, подчиняющийся Ему, который Им будет спасен. Весь Его народ – Его святые; они освящены Его благодатью и посвящены Его славе. Возможно, иногда они нуждаются в мире, когда внутри – борьба, а снаружи – страхи, но рано или поздно Бог скажет им мир. Если Он не дарует внешний мир, то даст внутренний мир, Своим Духом проговорив их сердцам то, что Он сказал их ушам через Свое слово и служителей, давая им возможность насладиться радостью и весельем.
[2] Как он использует свои ожидания.
(а) Он утешается ими. Так же должны и мы: “Послушаю, что скажет Господь Бог. Послушаю, как в ответ на молитву Он убеждает в том, что дает мир”. Когда Бог говорит мир, то мы не должны быть глухими, а со смирением и благодарностью должны принять его.
(б) Он призывает святых к исполнению долга, который требуется от них: “…но да не впадут они снова в безрассудство”, ибо только при этом условии, а не при каком-то другом, мы можем ожидать мира. Мир дается лишь тем, кто отворачивается от греха, но если люди вновь возвращаются к нему, то подвергают себя риску. Все грехи – безрассудство, но особенно – отступничество. Очевидно, что безрассудно возвращаться ко греху после того, как вы, похоже, оставили его - возвращаться к нему после того, как Бог дал вам мир. Сам Бог – сторонник мира, и когда Он дает его, отступники объявляют войну.
II. Есть некоторые особенности этого мирного ответа. Псалмопевец не сомневается, что все будет хорошо через какое-то время, и поэтому в пяти последних стихах псалма рисует перед нами приятную картину процветающей Церкви. В них описан мир и процветание, которыми Бог наконец благословит детей пленения, когда после многих трудностей и потрясений они поселятся на своей земле. Но эти слова также можно воспринять как обещание всем, кто боится Бога и поступает по правде, что они будут обеспечены и счастливы, а также как пророчество о царстве Мессии и благословениях, которыми оно будет наполнено. Это означает:
1. Близкую помощь (ст.10): “Так, близко к боящимся Его спасение Его; оно близко к нам, ближе, чем мы думаем. Как бы велики ни были трудности и огорчения, оно скоро свершится, когда настанет Божье время, и это время уже недалеко”. Когда норма кирпичей удваивается, тогда приходит Моисей. Оно близко для всех, кто боится его; когда беда близко, тогда и спасение близко, ибо Бог – очень своевременная помощь во время бедствий для всех, кто Ему принадлежит, в то время как далеко от нечестивых спасение (Пс.118:155). Эти слова вполне можно применить ко Христу – творцу вечного спасения. Утешение ветхозаветных святых заключалось в том, что хотя они не дожили до того времени, чтобы увидеть в Иерусалиме ожидаемое искупление, в то же время они были уверены, что оно близко и с радостью будет воспринято всеми, кто боится Бога.
2. Что честь будет сохранена: “…чтобы обитала слава в земле нашей, чтобы среди нас утвердилось поклонение Богу, ибо оно является славой земли”. Когда оно прекращается, то Ихавод - отходит слава; когда оно продолжается, то слава живет”. Эти слова могут относиться к Мессии, который был славой Своего народа Израиля, придя и живя среди него (Иоан.1:4), и ради которого их землю называли землей Эммануила (Ис.8:8).
3. Что им будут дарованы благодати, что они встретятся и с радостью будут приняты (ст.11,12): “Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются”. Эти слова можно понимать,
(1) как реформацию людей и правления, в чем все эти благодати будут принимать заметное участие и повелевать. И правители, и подчиненные будут милостивы и истинны, праведны и мирны. Там, где нет ни истины, ни милосердия, все идет в погибель (Ос.4:1; Ис.59:14,15), но когда они содействуют в управлении делами, когда достигают своей цели, издают закон и повсюду наблюдается столько истины, что она произрастает, как трава на земле, а праведность изливается, как дождь небесный, -тогда все идет хорошо. Когда на каждом собрании присутствуют милость и истина, когда правда и мир лобызаются, а честность царствует повсюду, - тогда слава обитает на земле в той же степени, что и грех, царствующий среди бесчестия, является поруганием всего народа.
(2) Как возврат Божьего благоволения и его постоянство. Когда народ возвращается к Богу и становится верным Ему, исполняя свой долг, тогда Он возвращается к народу и пребывает с ним, даруя милость. Именно так некоторые понимают слова о том, что человеческая истина и Божья милость, человеческая правда и мир Божий встречаются. Если Бог увидит, что мы истинны по отношению к Нему, друг к другу и к себе, то мы обретем Его милость. Если мы сознательно поступаем по правде, то получим утешение от мира. Если истина возникнет из земли, то есть (как трактует это слово д-р Хаммонд) из сердец человеческих, которые являются для нее хорошей почвой, тогда правда (т.е. милость Божья) обратит свой вгляд с небес, как солнце – на землю, когда оно посылает свое влияние на ее плоды и питает их.
(3) Как гармонию божественных атрибутов во времена Мессии. В Нем – в нашем спасении и нашей славе – встречаются милость и истина. Божья милость и истина, Его правда и мир лобызаются, то есть великое дело нашего спасения так хорошо задумано и организовано, что Бог может помиловать бедных грешников и быть с ними в мире, не нанеся ущерба своей правде и истине. Он истинен в Своих угрозах и справедлив в Своем управлении, и в то же время Он прощает грешников и вступает в завет с ними. Христос, как Посредник, объединяет вместе небеса и землю, которые находятся в противоречии из-за греха. Благодаря Ему истина возникает из земли – та истина, которую Бог желает видеть в нашем сердце, - и тогда правда приникнет с небес, ибо Бог справедлив и оправдывает тех, кто верит в Иисуса. Или это может означать, что в царстве Мессии эти благодати будут процветать, преобладать и иметь всемирное господство.
4. Великое многообразие всех благ (ст.13): “Господь даст благо – все, что Он считает полезным для нас”. Все хорошее исходит от Божьей милости, и когда милость, истина и правда имеют неограниченное влияние на человеческие сердца и жизни, тогда мы можем надеяться получить блага. И если мы таким образом ищем Царства Божьего, то все остальное приложится нам (Мат.6:33). Когда слава Евангелия обитает в земле нашей, она умножает ее плоды, так как процветание душ либо приведет к сопутствующему ей внешнему процветанию, либо усладит его недостаток (см. Пс.66:7).
5. Верное водительство на добром пути (ст.14): “Правда Его обещания, данного нам, утвердит нас в блаженстве и праведности освящения – доброй работе, совершенной Им в нас, - пойдет перед Ним, чтобы приготовить Ему путь, чтобы оживить наши ожидания Его благоволения и сделать нас пригодными для него. Она также пойдет перед нами и будет нашим водителем, чтобы поставить нас на путь стопы Его, то есть чтобы ободрять наши надежды и направлять наши поступки. Она пойдет перед нами, чтобы мы могли идти дальше и встретить Его, когда Он выйдет нам навстречу, идя путями милости. Христос, Солнце правды, приведет нас к Богу и поставит на путь, который ведет к Нему. Иоанн Креститель, проповедник праведности, пойдет перед Христом, чтобы приготовить Ему путь. Праведность – это верный водитель, чтобы встретиться с Богом и следовать за Ним.
Этот материал еще не обсуждался.