28.12.2013

Мэтью Генри

Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь

Скачать в других форматах:

ПСАЛОМ 40

Милость и истина Божья часто становились поддержкой и утешением для святых, когда они сталкивались с человеческой злобой и предательством. Так и Давид, тяжело заболев, убедился в жестокости своих врагов и милосердии Божьем.

(I) В данном псалме Давид, находясь в болезни, утешает себя общением с Богом; он верой получает и крепко держится за обетования Бога, предназначенные для него (ст.2-4), возносит свое сердце в молитве к Богу (ст.5).

(II) Давид рассказывает о злобности своих врагов, их злобном осуждении, недоброжелательных отзывах о нем и высокомерном поведении (ст.6-10).

(III) Он поручает свое дело Богу, не сомневаясь, что Он знает его и благоволит к нему (ст.11-13). Поэтому псалом заканчивается славословием (ст.14). Страдает ли кто от болезни? Пусть поет начало этого псалма. Преследуют ли кого враги? Пусть поет его заключительную часть. А мы все, воспевая его, можем размышлять о бедствиях и утешениях благочестивых людей в этом мире.

Начальнику хора. Псалом Давида.

Стихи 2-5

В этих стихах нам представлены: I. Обещания Бога помогать и утешать тех, кто думает о бедном.

1. Мы можем предположить, что Давид упоминает об этом, имея в виду

(1) своих друзей, которые были добры и внимательны к нему в то время, когда он страдал: “Блажен, кто помышляет о бедном Давиде”. Где бы он ни находился, псалмопевец встречался с сочувствующим человеком, который заботился о нем, имел хорошее мнение и уважал его, несмотря на бедствия, в то время как враги вели себя высокомерно и оскорбительно. Сочувствующих он называет блаженными, не сомневаясь, что Бог воздаст им за милость, оказанную ему, когда они окажутся в бедствии. Провокации врагов Давида побудили его еще больше полюбить своих друзей.

(2) Себя. Его совесть свидетельствовала, что он сам помышлял о бедном, когда обладал почестями и властью при дворе, узнавал об их нуждах и невзгодах и заботился о том, чтобы они получили помощь. Поэтому Давид был уверен, что Бог, в соответствии со Своим обетованием, укрепит и утешит его в болезни.

2. Мы должны быть более милостивы к ним, помня о себе. Вот комментарий к данному обетованию: “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут”. Отметьте,

(1) какая милость требуется от нас. Мы должны думать о бедном или страждущем, который подвергнут страданиям телесным, страданиям разума или теряет имущество. К таковым мы должны проявлять рассудительность и нежность; мы должны принимать во внимание их страдания и спрашивать об их состоянии; мы должны сочувствовать им и благосклонно говорить о них. Мы должны мудро относиться к бедным, то есть знать о нищете и страданиях других. Для нас это должен быть Maschil (учение) – такое слово здесь используется.

(2) Какая милость обещана нам, если мы будем милостивы? О том, кто помышляет о бедном (даже если он не может помочь, но в то же время думает о нем и проявляет сострадательную заботу, а, оказывая помощь, поступает разумно и осмотрительно), будет помышлять Бог, то есть он не только получит награду при воскресении праведных, но и блажен будет он на земле. Этот род благочестивых, все до одного, имеет обетование жизни и уже сейчас получает вознаграждение в виде временных благословений. Щедрость к бедным является самым надежным и безопасным путем к процветанию; а поступающий так может быть уверен, что в нужное время он получит действенную помощь от Бога.

[1] Во всех бедствиях: “В день бедствия избавит его Господь”, и когда наступят трудные времена, у них все будет хорошо, они не попадут в беду, как многие другие; они сокроются в день гнева Божьего. С теми, чьи сердца отличаются от жестокосердных людей, Бог будет обращаться по-другому и не так сурово. Если они подвергаются опасности, то Он сохранит и сбережет их жизни; тот, кто тысячи раз лишался своей жизни как самого дорогого, должен признать великим благоволением, если душа его будет ему вместо добычи. Псалмопевец не говорит, что он будет в предпочтении, а что Господь сохранит его и сбережет ему жизнь, когда стрелы смерти густым облаком окружат его. Угрожают ли им их враги? Бог не отдаст их на волю врагов их; даже самый могущественный враг не сможет иметь над ними власти больше, чем дано свыше. Доброй воли любящего Бога достаточно, чтобы сохранить нас от злой воли ненавидящих нас людей и бесов; а мы можем быть уверены в доброй воле Бога относительно нас, если помышляем о бедных и помогаем им.

[2] Особенно в болезни (ст.4): Господь укрепит его, его тело и его разум на одре болезни его, где он уже долго лежал больной, и изменит все ложе его в болезни его. Это выражение очень снисходительное и подразумевает нежную заботу о больных людях, в особенности заботу матери о больном ребенке, когда она поправляет постель, чтобы облегчить его страдания. А та постель, которую приготовит Сам Господь, будет очень приятной. Он поправит ее всю – от изголовья до подножия, и ни одна ее часть не останется нетронутой. Он перевернет постель (употребляется это слово), чтобы встряхнуть и сделать ее очень удобной, или же превратит ее в постель здоровья. Отметьте: Бог пообещал Своему народу укрепить его и в болезни облегчить телесные боли. Он не обещал Своим детям, что они никогда не будут болеть, или что они не долго будут лежать на одре болезни, или что их болезнь не будет к смерти. Он пообещал, что даст им силы с терпением нести свои страдания и с радостью ожидать избавления. Тогда, благодаря Его благодати, душа будет пребывать в спокойствии, когда тело - страдать от боли.

II. Молитва Давида, направляемая и ободряемая этими обетованиями (ст.5): “Я сказал: Господи! Исцели душу мою”. Нам было бы очень полезно записывать свои молитвы, чтобы не приходилось брать обратно свои слова, произнесенные в молитве. Здесь нам представлено

(1) смиренное прошение: “Господи! Помилуй меня”. Давид просит о милости как человек, знающий, что не устоит перед испытанием строгой справедливости. Наилучшие святые, даже те, которые были милостивы к бедным, не делали Бога своим должником, а полностью полагались на Его милость. Когда мы оказываемся под наказывающим жезлом, то должны вручить себя нежной милости нашего Бога: “Господи! Исцели душу мою”. Грех – это болезнь души; прощающая милость исцеляет ее; обновляющая благодать исцеляет ее, и к этому духовному исцелению мы должны стремиться больше, чем к физическому.

(2) Его раскаянное исповедание: “…согрешил я пред Тобою, и поэтому моя душа нуждается в исцелении. Я – грешник, бедный грешник, и поэтому, Боже, будь милостив ко мне грешнику!” (Лук.18:13). Эти слова подразумевают не какой-то особый страшный грех, а в общем многие его грехи вследствие слабости, которые болезнь расставила перед ним и боязнь перед последствиями которых заставила его молиться: “Господи! Исцели душу мою”.

Стихи 6-14

Давид, когда был болен, часто жаловался на высокомерное отношению к нему врагов, которое, будучи чрезвычайно жестоким, было очень оскорбительным для него. Конечно, они не достигли той степени современной порочности, когда люди отравляют другим пищу и питье или дают отраву, чтобы они заболели, но когда Давид болел, они оскорбляли его (ст.6): “Враги мои говорят обо мне злое, тем самым желая огорчить его дух, погубить его репутацию и разрушить планы. Давайте зададим вопрос:

I. Как вели себя враги Давида по отношению к нему?

(1) Они желали ему смерти и говорили: “…когда он умрет и погибнет имя его?” У него была трудная жизнь, и они сделали ее такой. В то же время его жизнь принесла много пользы: во всем он был величайшим украшением и благословением для своей страны. Но, похоже, были люди, которые тяготились им, как иудеи – Павлом, которые подняли крик, говоря: истреби от земли такого! Мы не должны желать ничьей смерти; а желание смерти полезным людям, чтобы сделать их бездейственными, содержит в себе значительную долю яда старого змея. Они завидовали его доброму имени и репутации, которую он завоевал, не сомневаясь, что после его смерти и имя, и репутация смешаются с прахом. Но посмотрите, как они ошибались: апостол Павел умер, служа своему поколению (Деян.13:36), но изгладилось ли из человеческой памяти его имя? Нет, оно живет и процветает до нынешнего дня в священных писаниях, и так будет до конца времени, ибо память праведника пребудет благословенна.

(2) Они используют все возможное, чтобы опорочить его (ст.7): “И если приходит кто видеть меня (так как всегда посещение больного считалось проявлением доброжелательности), говорит ложь; то есть он притворяется другом, чья задача – поскорбеть со мной и утешить меня. Он говорит, что очень огорчен, увидев меня в болезни, и желает здоровья, но слова его - лесть и ложь”. В наше время мы вполне справедливо жалуемся, что среди людей сложно найти настоящего друга, но похоже, что в прежние времена ситуация была не лучше. Друзья Давида были любезны, но в их сердцах не было ни капли тех чувств, которые они демонстрировали. Но не это было самое худшее; они приходили увидеть его с определенными нехорошими намерениями, чтобы иметь возможность лично прокомментировать все, что он сказал или сделал, и представить это так, как угодно было другим – выставить его гнусным и скандальным. Сердце его, такого человека, слагает в себе неправду; каждому поводу он придумывает плохое толкование, а затем, находясь среди людей, рассказывает его, чтобы они в свою очередь могли рассказать это другим. “Заявите, говорили они, и мы сделаем донос” (Иер.20:10). Если Давид жаловался на болезнь, то они осуждали его за малодушие; если он вообще не жаловался, то они осуждали его за глупость. Если он молился или давал хороший совет, то они подшучивали над ним или называли ханжой; если он не говорил доброго, когда перед ним находились нечестивцы, то они говорили, что псалмопевец, находясь в болезни, забыл свою религию. Невозможно оградиться от таких людей, чья злобность подобным образом слагает в себе неправду.

(3) Они услаждали себя мыслью, что он никогда не выздоровеет и не сможет смыть бесчестье, в которое они облекли его. Давид говорит: “Они шепчут между собою против меня (ст.8)”, говоря тайно друг другу то, что стыдно говорить вслух, так как знают, что их слова будут опровергнуты. Злоречивые и клеветники поставлены рядом в списке наихудших грешников (Рим.1:29,30). Они шепчут друг другу, чтобы их заговор против Давида не был раскрыт и расстроен. Почти всегда в основе шепота лежит ложь или зло. Эти шептуны замышляли зло против Давида. Приняв решение, чтобы его смерть была быстрой, они изобрели способ разрушить все, что он сделал для общественного блага, и таким образом предотвратить собственное преследование и погубить все, чего ему удалось добиться. Давид говорит: “Они замышляют на меня зло”. Они не сомневались, что достигнут своей цели. “Слово велиала (страшная болезнь), - говорят они, - пришло на него; он слег”. Они надеялись, что клевета, которой они опорочили его имя, крепко прилепится к нему и погибнет вместе с ним - и тогда бы они достигли своей цели. Враги Давида следовали современному принципу: fortiter calumniari, aliquid adhaerebit – побольше клеветы, и человек обязательно заболеет. “Эта болезнь обязательно добьет его, ибо является наказанием за великий и отвратительный грех, в котором он не покаялся, и доказывает, что он – сын велиала, кем бы он ни притворялся”. Или: “Его поражает сатана, который назван Велиаром – неверным” (2 Кор.6:15). Или (как неточно толкуют это место некоторые): “Это дьявольская болезнь, и поэтому она пришла на него; он слег; теперь, когда болезнь так овладела им и привязала к постели, не встать ему более. Теперь мы избавимся от него и разделим все, что он приобрел”. Мы не должны удивляться, когда, видя болезнь благочестивых людей, некоторые начинают бояться их, свидетельствуя о том, что мир не достоин их (Отк.11:10).

(4) Даже один из хороших людей, которому Давид особенно доверял, присоединился к его врагам и оскорблял так же, как другие (ст.10): “Даже человек мирный со мною”. Возможно, он имеет в виду Ахитофела, близкого друга и премьер-министра государства, которому он доверял, как самому преданному другу, и который ел хлеб его, то есть был очень близок и вместе с ним сидел за столом; более того, которого он поддерживал и давал средства к жизни и поэтому тот обязан быть благодарным и верным ему. Тот, кто ест соль от дворца царского… ущерб для царя не может видеть (Ездр.4:14), тем более его бесчестье. Тем не менее этот подлый предатель – наместник Давида – забыл о съеденном хлебе и поднял на него пяту; он не только оставил его, но оскорбил, нанес удар и прилагал усилия, чтобы занять его место. Безусловно, таких людей можно назвать нечестивыми: они многим обязаны благодаря учтивому к ним отношению и оказанному доверию. Поэтому давайте не будем удивляться, когда они обижают нас. Так поступали с Давидом и Сыном Давида, ибо в данном месте предатель Давида является прообразом Иуды. Сам Спаситель так истолковал это место и поэтому дал Иуде кусок хлеба, чтобы исполнилось Писание: “…ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою” (Иоан.13:18,16). Более того, разве мы сами не вели себя так же вероломно и лицемерно по отношению к Богу? Мы едим Его хлеб насущный, но в то же время поднимаем на Него пяту, как Израиль, который утучнел и стал упрям (Втор.32:15).

II. Как отнесся Давид к этому высокомерному и недоброжелательному поведению своих врагов?

1. Он молится Богу, чтобы у них был повод огорчиться. Он ничего не говорит им, а сам поворачивается к Богу: “Ты же, Господи, помилуй меня, раз они немилостивы” (ст.11). Он молился, ссылаясь на оскорбления своих врагов: “Ты же, Господи, помилуй меня” - и эта молитва подходит к любой ситуации. Милость Божья может компенсировать любую скорбь. “Они стараются погубить меня, а Ты, Господи, подними меня с одра болезни, откуда, как они надеются, я никогда не встану. Восставь меня, и я воздам им; восставь меня, чтобы я мог воздать им добром за зло” (как трактуют это место некоторые), ибо так поступал Давид (Пс.7:5; 34:13). Хороший человек даже будет желать иметь возможность показать, что он не носит в себе злобы против тех, кто обижал его, а наоборот, что он готов сослужить им добрую службу. Или: “Как царь, я могу проявить к ним свое справедливое недовольство, изгнать их со двора и в будущем запретить им питаться с моего стола”, что было бы воспринято как необходимая справедливость для предостережения других. Возможно, в этой молитве выражено пророчество о возвеличении Христа, которого Бог воскресил, чтобы Он мог быть справедливым мстителем за зло, причиненное Ему и Его народу, в особенности иудеями, которые вскоре потерпели полное поражение.

2. Он убеждает себя в том, что его враги будут разочарованы (ст.12): “Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне и моим интересам, если враг мой не восторжествует надо мною”. Они надеялись, что Давид умрет, но он сам увидел, что, благодаря Божьей милости, выздоравливает, и это к выздоровлению добавило утешение в том, что

(1) его противники будут разочарованы, упадут духом и им станет стыдно, и не будет никакого повода бранить их за это огорчение; они будут недовольны сами собою. Обратите внимание: хотя мы не должны радоваться падению наших врагов, но можем получать удовольствие, видя, что их нечестивые планы относительно нас расстраиваются.

(2) Это будет знаком Божьего благоволения к нему, а также доказательством, что Он благоволил к нему и будет продолжать относиться так же. Отметьте, что когда мы можем отличить благоволение Бога, проявившееся к нам в той или иной милости, лично или общедоступно, то это удваивает и услаждает его.

3. Он уповал на Бога и верил, что тот, кто избавил его от многого зла, сохранит для Своего Небесного Царства, как благословенного Павла (2 Тим.4:18). “А что касается меня, то раз Ты благоволишь ко мне, покажи плод Твоего благоволения и соделай меня достойным его. Ты меня сохранишь в целости (непорочности) моей, а для этого поставишь пред лицом Твоим на веки, чтобы око Твое было на мне ради блага моего”. Или: “Так как Ты Своей благодатью поддерживаешь меня в непорочности моей, то я знаю, что в Своей славе Ты поставишь меня на веки перед лицом Твоим. Обратите внимание:

(1) если в какое-либо время наша репутация страдает от клеветы, то больше всего мы должны заботиться о собственной непорочности, и тогда можем с радостью предоставить Богу спасти наше доброе имя. Давид знал, что если только ему удастся сохранить себя в непорочности, то ему не нужно будет бояться победы врагов над ним.

(2) Наилучший человек в этом мире может поддерживать себя в непорочности лишь до тех пор, пока Бог поддерживает его, ибо благодаря Его благодати мы являемся такими, как мы есть. Если бы нас предоставили самим себе, то мы бы не только пали, но и отпали.

(3) Великим утешением для нас является истина, что как бы слабы мы ни были, Бог в состоянии поддержать нашу непорочность, и сделает это, если только мы вручим ее Ему.

(4) Если бы благодать Божья постоянно не заботилась о нас, наша непорочность не имела бы поддержки; Его око всегда на нас, или, в противном случае, вскоре мы стали бы отдаляться от Него. Господь поставит перед лицом Своим навеки тех, кого сейчас поддерживает в непорочности, и сделает их счастливыми святыми; они будут видеть Бога и наслаждается Им. Претерпевший до конца спасется.

4. Этот псалом заканчивается торжественным славословием и восхищением Богом как Господом, Богом Израилевым (ст.14). Неясно, имеет ли этот стих отношение именно к этому псалму. Если так, то он учит нас, что надежды верующего на то, что благодаря благодати мы будем сохранены для славы, достаточно, чтобы исполнить наши сердца радостью, а уста – непрекращающейся хвалой даже в самых стесненных обстоятельствах. Возможно, однако, что этот стих был добавлен как заключение к первой Книге Псалмов, которая заканчивается в этом месте (подобным стихом заканчиваются псалмы 71, 88,105). И тогда он учит нас Бога, который является Альфой, сделать Омегой, то есть завершением каждого доброго дела. Он учит нас

(1) воздавать славу Богу как Господу Богу Израилеву, Богу, вступившему в завет со Своим народом, который совершил великие и добрые дела для него, и в запасе хранит для него еще больше.

(2) Воздавать Ему славу как вечному Богу, который имеет свое существование и блаженство от века и до века.

(3) Совершать это с великими чувствами и ревностным духом, о чем напоминает двойная печать, поставленная на этом стихе: аминь, аминь! Да будет так сейчас, да будет так в вечности. Мы говорим на эти слова: “Аминь!” - и приглашаем других сказать: “Аминь”.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.