Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь
- Оглавление
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
ПСАЛОМ 132
Данный псалом – лаконичный панегирик единству и братской любви, которая, если не понимаешь, к каким бедствиям приводят разногласия между людьми, может показаться ненужной. Слов для убеждения людей жить в мире никогда не будет много, главное – чтобы их было достаточно. Существует предположение, что данный псалом был записан Давидом по случаю единения колен, когда они встретились, дабы единодушно поставить Давида царем. Данный псалом универсален и применим к любому сообществу, как к малому, так и к великому, как к светскому, так и к священному. Здесь представлено
(I) учение, зиждущееся на блаженстве и братской любви (ст.1).
(II) Иллюстрация к данному учению, состоящая из двух сравнений (ст.2,3).
(III) Обоснованное доказательство (ст.3). Нам же остается только применять данное учение, что мы делаем, воспевая псалом и вдохновляя себя и друг друга на святую любовь. По своему содержанию в нашей Библии данный псалом краток, но очень точен, он являет “преимущество общности святых”.
Песнь восхождения Давида.
Стихи 1-3
Здесь обратите внимание на то,
I. Что восхваляется – жить братьям вместе, не просто не ссориться и не уничтожать друг друга, но находить радость во взаимном проявлении заботы, помощи ближнему в достижении благосостояния и служении друг другу. Иногда считается наиболее целесообразным для сохранения мира жить врозь и в удалении друг от друга, что на самом деле может предотвратить вражду и ссоры (Быт.13:9). Однако какое великое благо жить братьям вместе, жить в единстве, жить как один (есть и такое чтение стиха), единым сердцем, единою душой, едиными интересами! У Давида было много сыновей от многих жен, вероятно, он написал данный псалом им в наставление, дабы воодушевить их любить друг друга, ибо, если бы так и было, то скольких несчастий, возникших в семье, можно было бы благополучно избежать! Во времена Судей многие колена Израилевы жили разрозненными интересами, и это часто имело негативные последствия. И вот они объединились под единой главой – царем, который желает довести до их сознания преимущества такого единства, в особенности теперь, когда место ковчега определено и есть центр, где они могут встречаться для всеобщего поклонения. Так пусть же отныне живут в любви!
II. Насколько это похвально: как хорошо и как приятно! Единство хорошо само по себе и согласуется с волей Всевышнего, способствуя сообразованию земли с небом. Оно хорошо для нас, к нашей чести и утешению. Оно приятно и угодно Господу и всем благочестивым людям; тот, кто действительно живет в единстве с братьями, имеет постоянный источник радости. Как хорошо! Нам недоступно постичь и выразить всю благость и приятность единства. Оно – настоящая редкость и посему достойно восхищения. И мы изумляемся тому, какими хорошими и приятными могут быть отношения между людьми – так много неба на земле! Единство – привлекательно, оно притягивает наши сердца. Оно достойно подражания, мы должны свято следовать такому образцу.
III. Какими примерами проиллюстрирована приятность единства.
1. Оно ароматно, как святой елей для помазания с дивным благоуханием, распространявшимся к великой радости всех стоявших рядом, когда его возливали на голову Аарона или его последователя-первосвященника. Елея было так много, что он стекал на лицо, попадая на воротник и даже на края одежды (ст.2).
(1) Этот елей был святым. Такой же должна быть наша братская любовь – с чистым сердцем и преданностью Господу. Мы должны любить рожденных от Господа (1 Иоан. 5:1).
(2) Состав елея был определен Всевышним, именно Он предписал, какие вещества и в каком количестве должны в него входить. Таким же образом верующие научены Богом любить друг друга; Божья благодать действует в нас.
(3) Елей был драгоценным, и что-либо подобное не подлежало приготовлению для употребления в быту. Такова же и святая любовь в Божьих глазах – цена ее велика, а то, что дорого с точки зрения Господа, – поистине драгоценно.
(4) Елей был приятен как Аарону, так и окружавшим его. Так же и святая любовь – она подобна масти и курению, которые радуют сердце. Любовь Христа к людям входила в состав елея радости, которым Он был помазан более соучастников Своих.
(5) Аарон и его сыновья не допускались к служению Господу до тех пор, пока не были помазаны этим елеем, так же и наше служение неугодно Всевышнему без святой любви; без нее мы – ничто (1 Кор.13:1, 2).
2. Единство приносит плоды. Он полезно, равно как и приятно; оно – как роса. Единство приносит обильные благословения, многочисленные, как капли росы. Оно остужает обжигающий жар страстей человеческих, подобно тому как вечерняя роса охлаждает воздух и освежает землю. Оно сильно помогает нам приносить плод во всяком добром деле. Единство дарит сердцу живительную влагу, делая его кротким и способным принять доброе семя слова, в отличие от злобы и коварства, мешающих нам принять слово (1 Пет.2:1). Единство – как роса Ермонская (Ермон – общественный холм, а братская любовь украшает светские сообщества и приносит им пользу), сходящая на горы Сионские, святую гору, ибо значительно способствует принесению плода святыми сообществами. Ермон, как и Сион, без росы иссушился бы. Об этой росе сказано, что она не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых (Мих. 5:7). Так и наша любовь к братьям не должна зависеть от их любви к нам (так любят и мытари), но превзойдет ее – ибо это Божественная любовь.
IV. Доказательство превосходства братской любви. Любящий народ – благословенный народ, ибо
(1) его благословляет Господь, поэтому речь идет об истинном благословении: там, где братья живут вместе в единстве, заповедал Господь благословение, не простое, а включающее все благословения. Провозглашение благословения – прерогатива Всевышнего, человек может только просить о нем. Благословения по обетованию – заповеданные благословения, ибо Господь заповедал на веки завет Свой. Благословения, имеющие действие, – заповеданные благословения, ибо то, что произносит Господь, сбывается.
(2) Народ сей благословлен навеки. Благословение, заповеданное Господом для живущих в любви – это жизнь на веки, благословение благословений. Живущие в любви живут не только в Господе, но и живут уже на небе. Поскольку совершенство любви – это блаженство небес, то искренность любви является залогом данного блаженства. Живущие в любви и мире наслаждаются присутствием Бога любви и мира сейчас и вскоре будут с Ним навеки в мире бесконечной любви и мира. О, как же это хорошо и как приятно!
Этот материал еще не обсуждался.